На спиннинге сломались кольца как сделать. Сломался спиннинг? Чинить или не чинить? Действия, приводящие к поломке удилищ

Любая рыбалка должна приносить удовольствие. Удовольствие от самого процесса, от уловов, от использования удилищ, катушек и приманок. Ведь покупается рыболовное снаряжение не для праздного времяпрепровождения, не для того, «чтобы было» или чтобы разок-другой выйти на воду и сделать десяток забросов. Большинство из нас покупает снасти на долгие годы, с прицелом на многочисленные рыбалки.

Но иногда случается, что клюнувшая неожиданно рыбина ломает снасть. Вроде бы, и все рекомендации соблюдены, и диаметр лески подобран верно, и вываживание по всем правилам происходит, но… Вдруг мы слышим хруст, и спиннинг из двухколенного становится трехколенным или делится даже на еще большее количество частей. Ситуация неприятная. Рыбалка подпорчена, да и за любимую снасть обидно до слез. Что делать? Выкинуть загубленное, как нам кажется, удилище и пойти купить новое?

Ответ однозначный - нет!

Чтобы возвращать к жизни погибшие, казалось бы, удилища, «захрустевшие» катушки, компания «Мир рыболова» уже в момент своего основания приняла решение создать собственный Сервисный центр , занимающийся ремонтом и обслуживанием снастей. И не важно, где и у кого были куплены удилища и катушки. Теперь любой рыболов, которому требовалось провести техосмотр катушки, заменить в ней смазку или исправить поломку удилища, мог обратиться в Сервисный центр и восстановить любимую снасть.

Но Сервисный центр компании «Мир рыболова» - это не только ремонт и обслуживание снастей любого производителя.

Наш Сервисный центр проводит экспертизу удилищ и катушек, производит гарантийную замену снастей NORSTREAM, если поломка произошла по вине изготовителя. В Центре работают опытные мастера-рыболовы, не только прекрасно знающие все тонкости рыбалки, но и отлично разбирающиеся в ремонте. Высокая квалификация и многолетний опыт использования и ремонта снастей позволяют им выполнять самые сложные, ответственные работы.

Спиннинг является одной из самых распространенных спортивных снастей. Это идеальный вариант для ловли разных видов рыб на дальних и ближних расстояниях, а также с лодки. Конструкция легко функционирует с наживками природного и искусственного происхождения, но недостатком устройства является его высокая стоимость. Поэтому, в случае поломки, рыбак должен знать, как починить спиннинг, затратив на это минимальное количество времени и денежных средств.

Как отремонтировать сломанный спиннинг?

Когда случилось несчастье в виде поломки рыбацкого устройства, сразу же возникает вопрос: «Как отремонтировать спиннинг своими руками?» Существует несколько вариантов выполнения данного процесса.

Пользователь может:

  • заменить колено, купив новую конструкцию;
  • доверить ремонт профессионалам;
  • попробовать отремонтировать спиннинг самостоятельно;
  • купить новое изделие.

Для выполнения самостоятельного ремонта спиннинга следует заменить муфту наружную и внутреннюю вставку. Элементы снасти можно приобрести в магазине или использовать со старых залежавшихся в шкафу моделей. В процессе поиска вариантов, чем склеить спиннинг, рекомендуем остановиться на эпоксидной смоле. Чтобы работа прошла качественно и завершилась успехом, необходимо ошкурить все детали и осуществлять склейку с помощью выбранного средства.

Одной из самых распространенных спортивных снастей является спиннинг

На первом этапе ремонта спиннингов следует аккуратно поместить внутреннюю вставку в колено, расположенное снизу. Очень важно правильно нанести клеящее средство. Так как внутреннее отверстие слишком мало, лучше наносить смолу на выступающую часть и постепенно прокручивать деталь, всё глубже утапливая её.

Муфта должна быть надета на отломанную часть, после чего конструкцию следует насадить на приготовленную вставку. Все стыки и щели должны быть обильно смазаны клеящим средством. Высыхает изделие в течение 24 часов.

Ремонт удилища спиннинга

Осуществить ремонт удилища своими руками вполне реально. В качестве основных материалов необходимы следующие элементы:

  • трубка нужного диаметра (данная деталь должна быть длиннее образовавшейся трещины примерно в два раза);
  • кевларовый шнур (возможно применение плоского спиннингового шнура);
  • водостойкая эпоксидная смола;
  • в случае образования повышенных нагрузок в месте поломки следует запастись стекло- или углетканью;
  • скотч;
  • кинопленка или другая пленка.

Ремонт спиннинговых удилищ начинается с подготовки материалов. Трубку необходимо отшлифовать и смазать смолой, после чего она готова к установке в колено. Устройство для рыбалки нужно привести к тому виду, который был до поломки. Выбранный тканевой материал вырезается в виде прямоугольника и смазывается клеящим средством, далее он наматывается на место трещины. Кинопленка вместе со скотчем поможет убрать излишек смолы. Чтобы увеличить прочность конструкции, на ткань наматывается приобретенный шнур.


С подготовки материалов начинается ремонт спиннинговых удилищ

После выполнения всех действий, рекомендуется поставить снасть вертикально и дать клею высохнуть в течение суток. Ремонт бланка спиннинга следует проводить своевременно. Как только образовалась самая малая трещина, ее срочно необходимо устранить, иначе может сломаться вся конструкция.

Ремонт вершинки спиннинга

Конец удилища отличается хрупкостью и тонкостью, поэтому его очень легко повредить и сломать. Давайте разберемся, как отремонтировать кончик спиннинга.

Существует несколько вариантов устранения проблемы:

  1. Полностью заменить вершинку снасти.
  2. Произвести работу вручную с частичной заменой.

Успешно пройдет процедура только тогда, когда будет правильно разработан план действий. В самом начале следует выяснить модель устройства, диаметр вершинки и в идеале получить консультацию специалиста.

Если сломался кончик спиннинга, аналогичное изделие лучше подобрать без колец и уделить внимание правильному подбору строя. Вставка должна быть четко продумана. От рыбака требуется визуально определить длину вставки (это можно сделать путем расчета, от какого кольца идет трещина). Место крепления должно быть зачищено и обезжирено, после чего в карбоновую часть заливается супер-клей. Стеклоткань покрывается клеящей смолой и вставляется в поврежденное место. Чтобы сделать конструкцию более прочной, рекомендуется обмотать место поломки черной нитью и укрепить всё клеем. Перед эксплуатацией изделие должно хорошо просохнуть.

Многие не могут выбрать, как починить кончик спиннинга – своими руками или обратиться в мастерскую. На самом деле выполнить работу самостоятельно очень просто. Кроме того, для ремонта понадобятся подручные материалы, которые есть в каждом доме.


Хрупкостью и тонкостью отличается конец удилища

Ремонт рукоятки спиннинга

Чтобы сделать качественный ремонт, нужно знать, как разобрать спиннинг. Процедура должна осуществляться максимально аккуратно, чтобы не повредить детали конструкции.

Рассмотрим на примере, как разобрать ручку спиннинга. Вначале необходимо снять пропускные кольца, далее должна быть демонтирована передняя часть рукояти. Для выполнения данного процесса рекомендуется использовать телескопическое колено, из которого вырезается трубка длиною в 30 см. Данный элемент следует надеть на бланк и, вращая по часовой стрелке, отделить пробку от бланка.

Ремонт ручки спиннинга своими руками:

  1. Начинать нужно с удаления испорченного изделия и тщательной зачистки поверхности конструкции. В качестве основного материала используется пробковая панель. Её необходимо разрезать на кусочки по 20 мм.
  2. Полученные полосы следует замочить в воде и вскипятить (материал должен находиться в горячей воде около 15 минут).
  3. Основной процесс ремонта пробковой рукоятки спиннинга начинается с намотки панели на желаемую поверхность и скрепления её прочными нитками. Закрепить материал можно с помощью влагостойкого клея и улучшить фиксацию с применением изоленты ПВА.
  4. Полученное изделие должно высохнуть, если результат не удовлетворяет владельца снасти, рекомендуется повторить процедуру. Довольно часто необходимо наложить два слоя.

В то же время, никто не отменял замену рукоятки спиннинга новой. Работу можно доверить профессионалам.


Ремонт пробковой рукоятки спиннинга своими руками

Ремонт пропускных колец

Ремонт колец на спиннинге начинается с удаления старой обмотки детали. Обязательным материалом является капроновая нить. Её можно подобрать по цвету снасти. Процесс следует начинать с нанесения термоклея на лапки пропускных колец. Далее следует разогреть его (можно использовать пламя зажигалки). Установка кольца на спиннинге должна осуществляться соосно по отношению к другим кольцам.

На завершающем этапе необходимо закрепить капроновую нить и обмотать нужную область не до конца, оставив 5-10 мм свободными. На этом месте следует заправить петлю из нити и заделать ходовой конец. После завершения обмотки капроновый материал заправляется в сделанную петлю и выдергивается. В конце ремонта результат нужно закрепить лаком. Применяя данную технологию, каждый сможет отремонтировать сломанный спиннинг.

Замена колец на спиннинге

Очень часто рыбак может столкнуться с необходимостью замены кольца на спиннинге. Это достаточно сложная процедура, требующая спокойствия и аккуратности. Вначале нужно прогреть тот участок удилища, который создан для обмотки кольцевых элементов. На следующем этапе делается надрез в области лапки элемента и полностью удаляется покрытие. Края ручки должны быть заточенными, это поможет без труда наматывать шнур.

Наматывание заключается в натягивании материала и его надежной фиксации. Когда леска достигнет приблизительно четыре миллиметра до конца, нужно подложить шнур и закрепить его, срезав конец. Замена колец на спиннинге своими руками завершается продеванием через петлю нити и фиксирования изделия.

Ремонт катушки для спиннинга своими руками

Осуществлять ремонт катушки для спиннинга необходимо при наличии следующих дефектов в работе механизма:

  • скрип – устранить эту проблему очень просто: достаточно почистить и смазать детали маслом;
  • нарушена работа стопора обратного хода – необходимо осуществить разборку муфты и после тщательной очистки смазать её маслом;
  • катушка шумит – следует разобрать механизм, заменить вышедшие из строя детали и смазать конструкцию;
  • изделие клинит – чтобы устранить проблему, понадобится заменить ведущую и ведомую шестерню;
  • в процессе работы леска наматывается неравномерно – достаточно снять шайбу с основного вала катушки;
  • шпуля катушки повреждена – решить проблему можно, отшлифовав и отполировав поверхность изделия.

Может кому интересно...
Автор Игорь Голищенко, Казань
Рыбак-рыбака 32/2009
http://www.rybak-rybaka.ru/

Правильный ремонт сломанного спиннинга

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один: загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Но можно попробовать восстановить бланк самому. Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Только бандаж!

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача - восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность и минимально изменив вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершает одну и ту же ошибку: изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом значительный участок бланка выпадает из работы при изгибе значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на этом участке присутствует вставка, то это место выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом на ее концах возникают критические нагрузки деформации. Поэтому ремонт перелома должен производиться только с помощью наружного бандажа, и состоять такой бандаж должен из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где его взять

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают нигде, а, к примеру, в авиамоделизме используется совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, но на самом деле искомый материал всегда есть под рукой. Просто нужен подходящий «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Вообще сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга. От него отрезаем заготовку необходимой длины - по ширине будущего бандажа. Затем, зажав пинцетом, аккуратно отжигаем на огне газовой плиты. Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой стеклоткани между слоями. После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из параллельных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. Толщина такой ткани обычно составляет 0,2-0,3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Склейка

Теперь подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо - а так бывает чаще всего, когда разрушение произошло от перегрузки бланка, - его необходимо аккуратно снять. После ремонта кольцо обязательно надо установить на линию перелома. После этого с бланка в месте ремонта удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой. Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию, поэтому края перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. Здесь уже не обойтись без внутренней вставки, которая будет играть роль направляющей. Изготавливается такая вставка из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги. Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. Теперь склеиваем бланк любой эпоксидной смолой-«пятиминуткой». Перед склейкой надо измерить толщину стенки бланка - это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на всем рабочем участке. При простом переломе длина его равняется восьми диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется шести диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30-50% больше толщины стенки бланка. Например, если толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет 1,5 мм, а его диаметр 8 мм, то ширина бандажа составит 44-50 мм, а его толщина 2 мм. Можно сделать бандаж заведомо толще - так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем тонкую пищевую полиэтиленовую пленку. Берем небольшой отрезок круглой резины наподобие авиамодельной и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, натягивая резину, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. В результате в зоне ремонта не окажется ни одного грамма лишнего веса, а бандаж по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка и будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой, смоченной ацетоном, убираем излишки еще не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течение суток. Затем надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы - из эстетических соображений.

Окончательная доводка

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или заблаговременно надетым на бланк резиновым кольцом и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Больше всего для этого подходит нить для вязания мушек, но можно ее заменить и отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, бандаж все равно необходимо укрепить обмоткой нити на участке, равном четырем диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху обмотка и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака. Вот и все. Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько граммов, сохранился строй и чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, заметно только при придирчивом осмотре.

И про смолу

Использовать для наложения ремонтного бандажа эпоксидную смолу отечественного производства не имеет никакого смысла: она боится воды и солнечного света - под их воздействием мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят: такая смола очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ею пропитаться. Необходима смола со временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, которые применяют сборщики спиннингов - родбилдеры. Я использую смолу и лак фирмы Flex Соаt, купленные в рыболовном магазине (200 рублей за 200 г идеальной по качеству смолы). Встречаются в продаже и аналоги от других производителей. Описанным способом мною за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ничем не отличаются от новых.

Добрый день! Сегодня мы поговорим о спиннингах, а если быть точнее, то об их вершинке.Все мы любим ловить рыбу и рано или поздно наши удилища ломаются, это обычное дело.Но чаще всего по собственной неосторожности приходит в негодность вершинка спиннинга.В этой статье будет подробно идти речь об этой самой части удилища.

Итак, что же такое вершинка спиннинга? Вершинка спиннинга — это проще говоря конец удилища, очень тонкий и хрупкий, который обеспечивает его гибкость, а в некоторых случаях даже может сигнализировать о поклёвке, но это только при большом улове.

Без этой части наша снасть скорее всего сломается в случае поклёвки крупной рыбы.Подробно останавливаться на понятии вершинки не будем, так как каждый рыбак знает что это такое.

Но что же делать если она всё-таки сломалась? Конечно, поломка вершинки — это худший вариант, за исключением фатальной поломки удилища, но паниковать не стоит. Выход всегда найдётся.

Есть два способа решения этой проблемы:

  1. Первый — полная замена, если вершинка ремонту не подлежит.
  2. Второй — ручной ремонт.

Сначала определите степень повреждения вашей вершинки, стоит ли раскошеливаться и брать новую или можно починить её?

План действий


Рассмотрим первый способ — полная замена кончика. В тот момент, когда рыбак понимает, что эта часть удочки ремонту не подлежит, он начинает задумываться о покупке новой вершинки. Выбор вершинок огромен и надо уметь правильно выбирать их.

План ваших действий должен быть таким:

  1. Определите модель вашего спиннинга;
  2. Определите диаметр вершинки;
  3. Пойти в магазин и проконсультироваться со специалистом;

От вас не требуется слишком много действий, достаточно этих трёх. Можно поступить по-другому — более простому способу. Возьмите с собой ваш спиннинг и идите в магазин.Там вам подберут нужную деталь именно для вашей модели. Первый способ достаточно простой: взял удилище, отнес, тебе заменили — ты заплатил.

Второй способ, то есть ручной ремонт, лучше первого. Казалось бы, проще купить новый кончик спиннинга чем возиться самому. Но не тут-то было, покупать новую деталь стоит только тогда, когда починить её уже невозможно никак. Во всех остальных случаях вам помогут ваши собственные руки и голова.

Ремонтируя собственноручно, вы со временем наработаете навык, который позже вам пригодится.

Например на рыбалке, когда при себе у вас не всегда бывают инструменты, вы можете запросто починить вершинку спиннинга с помощью подручных материалов. А особые умельцы могут зарабатывать ремонтом кончиков и не только их, но и целых удилищ, потому что имеют в этом опыт благодаря собственному труду.

В целом, ремонт вершинки заключается в следующем:

  1. Кончик подбирайте желательно без колец, но если так получилось, что он всё-таки с кольцами, то аккуратно подрежьте приклеенную часть и удалите их.
  2. Также необходим правильный подбор по строю, в противном случае нагрузка по бланку будет неравномерно распределяться.
  3. Визуально определите от какого кольца большей части поломанного спина необходимо делать вставку.
  4. Под местом крепления нужного нам кольца требуется зачистить каким-либо инструментом (болгаркой или нождачкой). Делается это для того, чтобы карбон не расслаивался.
  5. Возьмите супер-клей (желательно тот, который лучше контактирует с пластиком) и влейте его в карбоновую часть. Заранее подготовленную стекловолоконную часть немного грунтуем и потом вставляем эти детали одна в другую.
  6. Черной нитью плотно обматываем место склейки.
  7. На намотанную нить наносим клей для укрепления соединения и герметизации.
  8. Дождаться высыхания клея и ваша вершинка готова.
Пропускное кольцо

По поводу подготовки кончика следует учесть, что кольца необходимо взять с того же спиннинга и принципом грунтовки грунтуем нужную часть кольца и поверхность хлыстика, приматываем ниткой и сверху покрываем клеем.

Расстояние между кольцами можно регулировать самому, хотя желательно исходить из изначальных размеров.

Толстую часть хлыстика можете доработать нождачкой до соответствия диаметра в карбоновой части.

Тестовые характеристики спиннинга сильно не поменяются, правда удилище станет чуть короче — это вам никак не помешает при рыбалке.

Также существует другой способ ремонта, при котором длина и характеристики не меняются:

  1. Для начала нужно подобрать плотный, но гибкий прутик, подходящий на роль соединителя (ни в коем случае не ставьте твёрдые прутья или иглы, потому что при поклёвке ваш кончик снова может сломаться).
  2. Прут должен плотно входить в оба конца поломанной вершинки. После того как вы убедились, что хороший соединитель подобран, приступаем к заготовке эпоксидной смолы. Такую смолу можно приобрести на любом рынке или магазине. Состоит она из клея и затвердителя.
  3. Далее их нужно смешать в одинаковой пропорции: 1 к 1. Если с пропорциями у вас проблемы, то на тюбиках наверняка есть инструкция. Намажьте клеем обе части вашего прутика, вставьте в обе части спиннинга и соедините поломанный конец с основным удилищем.
  4. После, подождите 30-40 минут до полного склеивания.В принципе вот и все способы ремонтирования вершинки вашей снасти.


  1. Если на рыбалке у вас сломалась вершинка спиннинга , то можно починить её с помощью подручных материалов на какое-то время, полный ремонт лучше производить дома, где есть все необходимые инструменты или отдать в мастерскую.
  2. Не используйте твердые металлические предметы как сказано выше, вы только усугубите поломку.
  3. Для получения красивой и ровной поверхности как на заводских изделиях , используйте эпоксидный клей, нанося его на деталь, при этом деталь нужно медленно вращать либо вручную, либо используя электропривод. Очень важно, чтобы клей схватился хотя бы на наружном слое, после подсушите феном.
  4. Нельзя над водой поднимать рыбу , даже небольшую — это чревато для вас обрывом лески, а в худшем случае — поломкой снасти.
  5. На последней стадии вываживания рыбы , следите за тем, чтобы длина лески от рыбы до вершинки не была значительно меньше длины спиннинга. Вы рискуете сломать ваше удилище при приёме рыбы в или рукой.
  6. Перед каждой рыбалкой внимательно осматривайте свои снасти , чтобы избежать дальнейших проблем.
  7. Не делайте заброс , пока не убедитесь, что леска свободно проходит через все кольца.
  8. На последних метрах вывода улова лучше замедлить скорость подмотки катушки и приподнять спиннинг вверх.Это поможет вам избежать зацепа и поломки кончика.
  9. При переходе с места на место несите удилище перпендикулярно к земле во избежание поломок, если рядом находятся деревья, то несите ручкой вперёд.
  10. До и после рыбалки протирайте спиннинг в местах стыка тряпкой.
  11. Если колена заклинили , то ни в коем случае не нужно использовать органические растворители, так как лак в таком случае растворится и колена в месте стыка склеятся навсегда.
  12. Для сборки и разборки снасти следует применять только специальные составы на основе силикона. Продаются они в рыболовных магазинах.

Проблемы обойдут вас стороной при условии, что вы будете соблюдать эти указания. На этом можно завершить рассказ о вершинках спиннинга. Всё самое важное и необходимое было рассказано в этой статье. Удачной рыбалки и большого улова!

Вероятно, каждый помнит продолжение этой народной мудрости, которой мы стараемся следовать в большинстве жизненных ситуаций. Едва ли, к примеру, кому-то придет в голову крамольная мысль вскрыть корпус неожиданно отказавшего мобильного телефона или CD-плеера - подобные действия может выполнить только квалифицированный специалист, к услугам которого мы обычно прибегаем.

Достаточно разумную аккуратность мы проявляем и при пользовании другими разнообразными и полезными устройствами, наводнившими нашу повседневную жизнь. И вряд ли кто-то станет проверять рабочие свойства, скажем, кофемолки, засыпав в нее гравий.

Только вот удивительное дело: на рыболовные принадлежности, в частности, на катушку (невзирая на ее “навороченность” и стоимость) и любые удилища эта разумность в обращении почему-то не распространяется. Так уж получается, что через мои руки проходит довольно много сломанных удилищ и “убитых” катушек разного ранга.

В подавляющем большинстве случаев эти важнейшие элементы практически любой рыболовной снасти пришли в негодность вследствие неаккуратного обращения с ними или в результате превышения предельно допустимой для них нагрузки.

Конструктивные же недостатки этих изделий и возможный производственный брак при их изготовлении составляет всего лишь 0,7 % и легко выявляется во время проверки (как удилищ, так и катушек) в момент покупки непосредственно у прилавка магазина. И приходится иногда только диву даваться, как можно угробить вполне надежное и качественное, зачастую изготовленное солидной фирмой изделие в суперкороткий срок.

Мне не хочется верить в то, что приобретенное удилище или катушку кто-то целенаправленно будет уродовать (хотя и такое порой случается), и остается только надеяться, что все поломки происходят от неумелого обращения со снастями, особенно в момент, когда адреналин, что называется, хлещет из ушей, если на том конце лески беснуется сильная рыбина, отчаянно сражающаяся за свою жизнь.

Неумение обращаться с удилищем или катушкой вообще и на рыбалке в частности основано, как мне видится, на отсутствии элементарной информации о свойствах этих изделий и материалов, из которых они, собственно, изготовлены. Знание же этих свойств поможет иметь представление о реальных возможностях тех или иных моделей удилищ и катушек на практической рыбалке.

Многоликий углерод. Большинство современных удилищ для разных способов ловли рыбы сделаны из углепластика -слоистого композита, почти полностью вытеснившего стеклопластик, или, как его еще называли, фиберглас (от fiber -волокно и glass - стекло), хотя последний в несколько модифицированном виде продолжает использоваться в производстве удилищ.

Углепластик представляет собой чрезвычайно легкий, имеющий высокий модуль упругости материал, состоящий из тончайших углеродных волокон, ориентированных по длине, и связующего - полимерных смол (как правило, эпоксидных, хотя были опыты применять и другие - как полиэфирные, так и на основе фенола).

Углеродное или карбоновое волокно не имеет ничего общего с графитом, кроме химической формулы С - физические свойства этих материалов и строение абсолютно различны, а посему называть углепластиковые удилища “графитовыми” никак нельзя.

Карбоновое волокно довольно плохо смачивается и идеальной адгезии связующих его смол добиться весьма трудно (то есть связующее не проникает глубоко в нити углерода), и его скорее можно представить некоей “упаковкой", формирующей общую форму изделия из композита. Количество связующего в большей степени влияет на свойства удилища, чем модульность самого углеволокна.

У большинства современных удилищ оно колеблется от 7 до 12 %. Чем больше связующего, тем мягче (более гибкое, или “медленное” по строю) и тяжелее удилище, зато оно сгибается чуть ли не в колесо и допускает резкопеременные нагрузки, что важно при вываживании рыбы накоротке. С уменьшением количества связующего при тех же конусности и наполнителе, то бишь углеволокне, удилище становится более жестким (“быстрым") и снижается его масса.

Это особенно заметно у длинных штекерных удилищ, предназначенных для поплавочной ловли с укороченной оснасткой. Технология производства бланков или отдельных колен такова, что практически исключает образование непроклеев и пузырей в стенках изделий, причем выжимаемое при опрессовке под большим давлением связующее образует на поверхности глянцевитое покрытие с характерными спиральными бороздками.

Еще недавно после опрессовки и полимеризации связующего бланк или отдельное колено проходили шлифовку, и на этой стадии иногда стенки истончались, что приводило к браку. Сейчас технология производства значительно улучшилась, и необходимость в шлифовке отпала.

Внешняя поверхность удилища покрывается полимерным лаком (обычно имеющим в своем составе несколько больший процент пластификатора), предотвращающим образование сколов и царапин при внешнем механическом воздействии и устойчивым к УФ-излучению. Покрывные лаки могут быть бесцветными, прозрачными цветными или глухими, с пигментом-наполнителем.

Их задача - предохранить углеволокно от повреждений и проникновения воды. Последнее достаточно важно, поскольку даже при значительной опрессовке бланка теоретически нельзя исключить, что обнаженный участок углеволокна (а оно обладает некоторым капиллярным эффектом) не будет впитывать воду.

При поверхностном повреждении лакокрасочного покрытия до “угля” его прочность на изгиб значительно понижается, и даже при небольшом превышении нагрузки может произойти излом в месте повреждения.

  • возьмите себе за правило внимательно осматривать удилища (особенно те, которые предназначены для махового заброса оснастки или приманки - спиннинговые, нахлыстовые, поплавочные, фидерные) до и после рыбалки, тем более если она была связана с передвижением по кустам, каменистым берегам или с длительной транспортировкой собранного (в рабочем положении) удилища в лодке.

Физика и механика. Очень многие рыболовы-любители, еще в детстве привыкшие размахивать шлангоподобными “телескопами” из стеклопластиков отечественного производства (а они подчас допускали очень вольное обращение), но по каким-либо причинам сделавшие длительный перерыв на рыболовной стезе или желая приобщить к рыбалке любимое чадо, приобретают современное “углевое" удилище, предполагая, что это новое, “продвинутое"", сдюжит абсолютно все.

И очень удивляются и негодуют, когда вдруг дорогое удилище с треском ломается на несколько частей от резкого взмаха хвоста поднятого над водой окуня или карпенка массой едва ли больше полкило. У чада - слезы, у папаши - брань, а у продавца в магазине - головная боль, потому как не может он (и не обязан!) всем и каждому объяснить физикомеханические свойства углекомпозитов и тем паче научить грамотно пользоваться удилищем.

Или такая ситуация. Приходит разгневанный покупатель и тычет в нос продавцу карбоновый “телескоп” или лайтовую спиннинговую “палочку” с отломанным “тюльпаном” на кусочке вершинки длиной в 1,5-2 см. И со святой невинной улыбкой объясняет (и довольно складно), что сломал-де при забросе или на подсечке, чего быть никак не может!

А виноват во всем "уголь", вернее, его физикомеханические свойства, о которых не имел ни малейшего представления незадачливый рыбачок. Дело в том, что углекомпозиты (особенно с малым количеством связующего) не имеют пластической деформации, как, скажем, металл, а обладают упругой, то есть стремятся занять первоначальное положение под нагрузкой - внешняя сторона согнутого луком хлыста растягивается, тогда как внутренняя сжимается.

При этом чем больше связующего, тем сильнее оно деформируется, тем самым предохраняя волокно “угля” от разрушения. Именно поэтому “медленные” по строю “палки” более живучи. С увеличением нагрузки на изгиб до критической “суховатые” (с малым количеством связующего) удилища без предупредительного потрескивания буквально лопаются, на “отдаче” разлетаясь на три и даже более частей (не долевых!).

Чтобы представить, что происходит с удилищем, давайте разберем два приведенных выше примера поломки. В первом случае у нас традиционный маховый 7-метровый “телескоп” с глухой оснасткой, равной по длине удилищу. На подсечке и в начальной стадии вываживания рыбы в полкило мы равномерно нагружали все удилище, и леска в 0,14 мм при этом не оборвалась.

Это означает, что нагрузка на “телескоп" составила явно менее 2,2 кг (такова средняя прочность на разрыв мононити указанного диаметра), ориентировочно -около 0,7 кг, поскольку рыба весит в воде порядка 10 % от собственной массы и развивает тягу, примерно равную ей, плюс некоторое сопротивление воды.

В заключительной стадии вываживания, когда удилище направлено почти вертикально вверх, но рыба еще в воде, максимальную нагрузку испытывает не вершинка (хлыстик), как полагают многие. Эта самая тонкая часть удилища работает только на растяжение, почти в одну прямую вытянувшись с леской, и ее практически нельзя сломать.

А вот верхняя часть следующего за вершинкой колена начинает подвергаться критическим нагрузкам, поскольку оно не может упруго деформироваться дальше, ибо стенки его для облегчения удилища сделаны довольно тонкими. И вот, наконец, рыбу поднимают удилищем над водой. Нагрузка уменьшается до 0,5 кг (масса рыбы), но удилище уже находится в вертикальном положении, и верхние колена чрезмерно напряжены.

Тут карпенок или окунь делает резкий взмах хвостом и удилище ломается в 10-15 см от верхнего конца следующего за вершинкой колена. Почему увечилась нагрузка? Попробуйте встать на бытовые напольные весы. Допустим, ваша масса -70 кг. Если резко присесть или сделать мах одной ногой, диск весов прыгнет до отметки 95-100 кг, то есть на 35-42 % больше вашей массы. Именно это и произошло в нашем случае.

  • подобная нагрузка на любое, тем более длинное, удилище, когда оно находится в вертикальном положении, гарантирует поломку его верхних колен;
  • поднимать рыбу, даже небольшую, над водой нельзя. Это чревато обрывом лески, а в худшем случае - поломкой удилища;
  • при ловле с длинными удилищами используйте и подсачек с длинной ручкой;
  • комель удилища при вываживании должен занимать положение не более 60° к горизонту (примерно на 11 часов по циферблату - фото 1);
  • на последней стадии вываживания следите за тем, чтобы длина лески от рыбы до вершинки не была значительно меньше, чем вся длина удилища. В противном случае вы рискуете сломать удилище при приеме рыбы рукой или в подсачек.

Теперь рассмотрим второй случай. Строго говоря, “тюльпан” вместе с коротким, в 0,5-1 см, кусочком бланка может отломаться и на забросе, но для этого леска должна “намертво” захлестнуться за концевое кольцо (фото 2), что иногда действительно происходит при ловле спиннингом на “вертушки” с толстой мононитью или жесткой “плетенкой”. Ну уж в этом ни изготовитель удилища, ни тем более продавец не виноваты.

  • если вы ловите на вращающиеся блесны, да еще на течении, будьте внимательны и не делайте заброс, пока не убедитесь, что леска свободно проходит сквозь все кольца. Для этого достаточно просто слегка потянуть ее указательным пальцем руки, удерживающей удилище у катушки.

Довольно часто подобная поломка происходит и при проводке искусственной приманки с опущенным к воде удилищем, когда на высокой скорости подмотки спиннингист не замечает, как вертлюжок оснастки (чаще на стальном поводке) со всего маху “влетает” в “тюльпан”. Такая ситуация возникает обычно при ловле в сумерках или просто по ротозейству, особенно когда долго не было поклевок и рыболов отвлекся, заглядевшись на пролетающую мимо чайку или купающуюся неподалеку младую деву.

  • на последних метрах проводки приманки лучше чуть замедлить скорость подмотки и немного приподнять удилище вверх. Так можно избежать не только удара по “тюльпану", но и досадного зацепа;
  • бесклевье - не повод для невнимательности. Если захотелось понаблюдать за природой или за чем-либо еще - отложите снасть в сторону, оперев удилище на рюкзак (фото 3), подставки или стульчик;

  • не кладите удилище на землю, тем более на песок. Попавшие в стыки грязь и песчинки безвозвратно испортят его, а случайный, невесть откуда взявшийся прохожий или коллега может наступить на удилище.

Весьма часто ломают вершинку удилища, как, впрочем, и его комлевую часть или колено (особенно это касается спиннингистов и поплавочников, которые переходят с места на место в поисках рыбы) при транспортировке. Причем как в рабочем, так и в сложенном для перевозки положении. Углепластик боится резких ударов о твердые предметы (камень, части металлической или другой жесткой лодки) и случайных силовых перегибов на коротком участке бланка.

Очень распространенное явление - излом верхнего колена спиннингового удилища в месте его контакта (даже в мягком чехле!) с рамкой входного, ближнего к катушке, пропускного кольца. Обычно это повреждение не замечают, и на первом же забросе удилище ломается.

  • у переходя с места на место по берегу, разберите удилище, если это возможно. В крайнем случае переносите его в рабочем состоянии только комлем вперед - так меньше шансов воткнуть вершинку в землю или в дерево (фото 4);

  • места возможного контакта с пропускными кольцами других колен удилища полезно дополнительно проложить чем-нибудь мягким; при перевозке удилищ в лодке располагайте их комлевой частью вперед к носу лодки, а лучше разберите;
  • не пытайтесь сами и не позволяйте другим "испытывать на прочность” вершинку любого удилища из “угля”, изгибая ее на коротком участке, - ее можно сломать, как спичку;
  • для транспортировки удилищ лучше всего использовать жесткий тубус в сочетании с мягким чехлом, чтобы колена не терлись друг о друга (фото 5);

  • не прислоняйте удилища или их части к автомашине с открытой дверью. Случайный порыв ветра может его захлопнуть, и тогда с рыбалкой придется распрощаться (фото 6).

Спокойствие, только спокойствие. Добрая половина всех поломок удилищ происходит в момент вываживания рыбы, причем ее размер, а соответственно и оказываемое сопротивление, как ни странно, не имеют решающего значения. Если рыба попалась небольшая, что обычно заметно сразу же после подсечки, большинство рыболовов напропалую тянут ее к себе, в азарте перенося удилище назад за спину и чрезмерно напрягая его при этом (фото 7).

Даже некрупная рыба на умеренном и тем более сильном течении способна согнуть удилище в таком положении больше, чем оно может выдержать, и тогда вероятность поломки почти неминуема. Подобное развитие событий подчас просто не берут в расчет, когда эмоции хлещут через край, а хладнокровие отдыхает где-то в уголке сознания. Но, как говорится, “Александр Македонский был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?”

При вываживании крупной рыбы многие рыболовы действуют значительно осмотрительнее, поскольку желание возыметь солидный трофей и представить его коллегам или домашним преобладает над желанием форсировать события. Но на заключительном этапе борьбы, когда упрямая рыбина уже бьет хвостом на поверхности воды, совсем рядом с бортом лодки или берегом, эмоции затмевают все и вся, и лишь одна мысль мечется под панамой рыболова: “Только бы леска (карабин, крючок, поводок...) выдержала!”

Про удилище в этой ситуации почему-то напрочь забывают (как, впрочем, и о том, что нужно ослабить фрикционный тормоз, если ловят с катушкой), лишь перехватывая его просто за бланк, чтобы легче было дотянуться до рыбы рукой или подсачком. “Медленные” удилища могут выдержать такое обращение, а вот “быстрые" далеко не всегда.

Потому как бланк рассчитан на нагрузку по всей его длине и, перехватывая удилище ближе к вершинке, мы излишне напрягаем его, что чревато поломкой, особенно при использовании мощной “плетенки”, которая, как известно, очень мало растяжима и не амортизирует, гася рывки рыбы. Точно такие же действия допускают рыболовы и при зацепе, частенько этим грешат спиннингисты-береговики (фото 8), которым приходится ловить отнюдь не в идеальных условиях.

Кстати, о “мертвых” зацепах. Я еще не видел ни одного спиннингиста, который бы, почувствовав зацеп приманки за подводное препятствие (а он на современном удилище довольно четко ощущается, хотя бывают и приятные исключения в виде сома или судака-переростка), не начал недоуменно дергать удилищем вправо и влево.

И я, грешным делом, делаю пару рывков, только после которых соображаю, что это не рыба, а "мертвяк”. Алгоритм дальнейших манипуляций по спасению приманки неоднократно описан в рыболовной литературе, и, казалось бы, известен всем и каждому, но... Попытка “выдрать” блесну или другую приманку резкими рывками ни в чём не повинного удилища, очевидно, бессмертна, как сицилийская мафия.

Надеюсь, излишне напоминать, что такие действия способны вывести из строя не только удилище, но и катушку. Впрочем, если вы не дорожите своими снастями и относитесь к ним как к расходному материалу для отправления своего удовольствия, можете не читать резюме этой части статьи.

  • не форсируйте без надобности вываживание рыбы, если ваша снасть на это не рассчитана;
  • уменьшайте усилие срабатывания фрикционного тормоза, если ловите с катушкой на последнем этапе вываживания крупной рыбы;
  • старайтесь не превышать указанную на удилище максимально допустимую разрывную нагрузку применяемой лески. Если она не указана, справьтесь об этом у продавца-консультанта или опытных коллег;
  • нельзя при вываживании или на “мертвом” зацепе излишне напрягать удилище, перенося его назад за вертикаль, тем более если оно “быстрое”.

Еще один казус подстерегает рыболова при обращении с удилищем. Это заклинивание колен, причем оно может произойти как при штекерном их соединении, так и при телескопическом. Основные причины заклинивания - загрязнение стыка и чрезмерное усилие, прикладываемое при сборке удилища для приведения его в рабочее положение.

Случайной песчинке или загрязнению органического происхождения (чешуей рыбы, остатками насадки и прикормки, частичками водорослей), попавшим с водой или при транспортировке, не придают значения, приступают к сборке и намертво “засаживают" колена.

После рыбалки, получив неразборное удилище и пытаясь его разобрать, большинство рыболовов начинают с пристрастием крутить заклинившие колена, продавливая тонкие стенки "телескопа” или штекера и “скручивая” до трещины (а часто и полного излома) бланк нижнего, как правило, колена спиннингового или матчевого удилища в месте стыка.

Единственно правильный способ разборки штекерного соединения колен в такой ситуации: плотно обхватив колена руками (удобно при этом использовать резиновые или подобные перчатки, чтобы руки не скользили) и помогая усилием обеих ног, можно разнять даже сильно заклинивший стык. Примерно так же, но только взявшись руками изнутри коленей, можно сложить заупрямившийся “телескоп”.

  • до и после рыбалки тщательно протирайте удилище в местах стыка чистой тряпицей. Для промывки используйте только чистую воду с небольшим количеством какого-либо средства для мытья посуды; не пытайтесь расстыковать заклинившие колена, проворачивая их.

Такие действия - верный путь к поломке; при перевозке удилищ со штекерным соединением, подобных спиннинговым, вставьте в ответную полую часть стыка пробку из губчатой резины или поролона (см. фото 5). Этим вы предохраните стыки от песка и грязи;

  • не применяйте органические растворители (тем более - автомобильную “химию”) при попытке расстыковать заклинившие колена - лак на удилище может частично раствориться и навечно склеить место стыка;
  • для облегчения сборки и разборки любого удилища используйте только фирменные специальные составы на основе силикона. Их можно приобрести в солидных рыболовных магазинах.

В заключение хотел бы посоветовать всем коллегам по страстному увлечению, коей является рыбалка, относиться к удилищу, как к любимому охотничьему ружью - с пониманием и заботой. Тогда оно вас никогда не подведет и будет надежным помощником и верным товарищем.



  • Разделы сайта