Монгольский борец. Внутренняя Монголия: Борьба Бух Барилдах

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук («яркая луна»), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок.Монгольская борьба — это борьба в куртках, и главная цель ее участников — повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки составляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами — монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух барилдах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы - бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни - поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».

Я публикую интересные трэвел-истории о местах, куда еще не успел добраться сам. Ежедневно выходит совместная рубрика с BigPicture.ru

1 По словам фотографа, он очарован Монголией и давно хотел там побывать: «Когда я узнал об этих борцах, я понял, что это идеальный предлог для поездки. Мы с Джеммой вместе работали над несколькими проектами, из нас вышла довольно хорошая команда. Она очень творческая, а я технически подкован, эти качества хорошо друг друга дополняют»

3 «Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта - перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».

4 «Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».

5 Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.

6 В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» - засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.

7 Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.

8 Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.

9 Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

10 В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.

11 Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», шорты - «шуудаг», рубашка с открытой грудью - «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» - «улзий».

12 В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он - это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью - чтобы женщины «не совались в мужские дела».

13 С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта - Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») - за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») - за победу в шести турах, «заан» («слон») - за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») - за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, - «аврага» («исполин»).

14 С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.

15 Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.

16 Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них - монголы.

Мы представляем нашим читателям перевод текста с видео, сделанного японским журналистом и поклонником дзюдо после турнира Гранд Слэм Токио-2013 Это своего рода репортаж о том, как японец Оно – сам бывший дзюдоист – приехал в Монголию для того, чтобы узнать, в чем секрет успеха монгольских спортсменов. В последние годы дзюдоисты из Монголии поражают весь мир неожиданным феноменальным ростом их уровня. Японцы, как «законодатели» и родоначальники этого и других боевых искусств – просто озадачены этим. И один из них, спортивный журналист и дзюдоист Оно, решил самолично выяснить – что происходит в Монголии, отчего эта страна стала давать миру непобедимых бойцов дзюдо…

От переводчика: Как автор и переводчик я хочу добавить кое-что по этому поводу. Когда-то в своё время великий человек Ояма Масутацу тоже думал так же, как этот Оно и искал корни Каратэ в Монгольской борьбе. Великий Масутацу Ояма сказал так: "...Каратэ и сумо имеют одни те же корни. В детстве, в Манчжурии, я несколько раз видел соревнования по монгольской борьбе (она похожа на борьбу сумо). Движения могучих борцов, их захваты и подсечки, ясно показывали, что корни монгольской борьбы в древнем китайском кулачном бою, из которого и промсходит карате. Монгольская борьба появилась в Японии в эпоху Нара. Об этом можно теперь прочесть хронике "Ниппон секи"...". Сосорбарамын Майдар, Монголия.

Ниже вы можете увидеть мой рассказ о том, как японец Оно ищет “секреты монгольского дзюдо” на этом видео:

Это Гранд Слэм Токио-2013. В зале находится Мариус Вайзер (президент Международной федерации дзюдо - АРД). Японский спортивный журналист Оно задает ему только один вопрос.

- Как вы думаете, дзюдоисты каких стран - самые сильные?

Дзюдо стало мировым видом спорта. Во многих странах уровень спортсменов растет из года в год. Но сегодня самые лучшие - из Монголии.

Страна, которую он назвал первой - это Монголия. И спортсмены других стран согласились с его мнением:

Около двух лет назад монголы внезапно стали сильнее. Они борются в низкой позиции, как в вольной борьбе.

Монголы отличаются своей физической силой, они мощные бойцы. Многие из них ещё молодые, но нельзя недооценивать их.

Лучшие бойцы других стран в шоке. Потому что способности монголов быстро растут. В этом году на ЧМ они обошли японцев и русских и получили 68 медалей. И еще на Гранд Слэм Токио четверым японцам монголы подарили горький опыт…

Пытаясь понять, в чём источник успеха монгольских спортсменов, это японский парень, Оно, специально приехал в холодный Улаанбаатар.

Здравствуйте! Оо, и правда - холодно! В таких трудных условиях как они тренируются... интересно. В последнее время у них приемы борьбы улучшились. Даже в прямой схватке уровень очень вырос. Так, будто в них есть то, что японцы никогда не смогут освоить. Поэтому я приехал сам, узнать хотя бы что-то об этом.

Оно приехал в Центральный Дом Спорта в Улаанбаатаре прямо из аэропорта.

Здесь написано "Дзюдо".

Так значит, здесь монгольские спортсмены и тренируются.

Оо, большой зал. И тепло. Пахнет, как и должно пахнуть в зале для дзюдо.

Здесь проходят тренировки монгольских дзюдоистов. И улучшают они свои показатели тоже здесь. Каждый день, утром и вечером, они тренируются по два часа. Но самый нужный зал не в очень хорошем состоянии. Даже пол не в нужном состоянии. Но из этого зала выходят самые лучшие спортсмены!

Они отличаются от японских дзюдоистов, которые в Японии встречаются друг с другом несколько раз в году. Здесь же монгольские дзюдоисты все собираются под одной крышей. Например, чемпионка мира этого года Мөнхбатын Уранчимэг, серебряный медалист среди мужчин 60 кг Дашдаваагийн Амартүвшин - тоже здесь.

И тот, что показал уровень монгольского дзюдо всему миру на Олимпиаде-2008 в Пекине - гордость своей родины, этот парень, Найдангийн Түвшинбаяр. Тогда лучший спортсмен Японии, Сузуки Кейдж, проиграл ему. А Түвшинбаяр завоевал первую олимпийскую золотую медаль для Монголии.

Найдангийн Түвшинбаяр (в белом кимоно) - олимпийский чемпион в дзюдо из Монголии.

Благодаря золотой медали Түвшинбаяра численность дзюдоистов в Монголии резко возросла. Только за последние пять лет - в 10 раз. Сейчас дзюдо в Монголии - спорт номер один, им интересуются люди в любом возрасте. «Я мечтаю получить золото на Олимпиаде», «Я хочу стать известным дзюдоистом», говорят они.

Когда конкурентов много - уровень растет. Но даже если так, дзюдо - не простая игра, не каждый может бороться на олимпийском татами. Может быть, в этом секрет тренировки монголов? Какими предстали монгольские дзюдоисты в глазах Оно?

В Японии спортсмены учатся одному удобному для себя приему - благодаря которому они привыкли выигрывать. А монголы могут делать захват откуда угодно и борются, используя разные приемы. Ты думаешь, он упал - но он встаёт и вновь атакует. Борются упорно. Пока спиной не дотронутся татами - будут бороться до последнего. В этом их сила.

Чемпионка мира по дзюдо в 2014 году - Мөнхбатын Уранчимэг (в белом кимоно).

Да, именно так, как сказал Оно - монголы будут бороться до последнего, если их спина не коснулась татами. И ещё они любят бороться в ближнем бою. Они отличаются от японских дзюдоистов.

Японцы сначала любят занять хорошую позицию, а потом уже думают о победе или собирают очки. Почему же монголы борются в таком стиле? Оно решил спросить у тренера.

Особенность монгольского дзюдо в том, что мы используем приемы монгольского национального "бух барилдаан". Чаще всего монгольские топ-дзюдоисты сначала занимались в монгольской национальной борьбе. Это значит, что в бух барилдаан есть техники и тренировка силы, нужные для дзюдо.

В монгольской национальной борьбе и дзюдо есть много похожего. Но как связаны эти два вида борьбы? Оно пошел в тренировочный зал для монгольской национальной борьбы.

Первые схватки - это похоже на дзюдо. Дергать под ногами - очень похоже. В монгольской национальной борьбе, если локти, колени и спина коснутся пола или земли - значит проиграл. Не так как на татами - нет приемов, где используется толчок.

Это похоже не на сумо, а на дзюдо. Японец спрашивает тех спортсменов, которые занимаются и монгольской борьбой, и дзюдо:

- Есть ли в монгольской борьбе техники, которые можно использовать в дзюдо?

Конечно, есть. Например - кувыркаться...

Оно заметил то, что его заинтересовало.

- В монгольской борьбе нет приемов на бросок? И там не любят атаковать снизу, чтобы захватить ногу?

Здесь мы не можем это использовать. Иначе локти касаются земли. А это значит проиграть.

- У вас сильные ноги. Это помогает не упасть.

- Понял. Большое спасибо.

Мастер Масутацу Ояма тоже искал “новое дыхание” для каратэ - в Монголии. Фото karate-wko.ru

Справка

Масутацу Ояма (яп. 大山 倍達 О:яма Масутацу?), 1923-1994) - выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай, популяризатор каратэ в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о каратэ, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Киокушинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.

Монголы жили на равнинах к северу и северо-востоку Китайской Империи. В 1206 году несколько разрозненных монгольских кочевых племен объединились под руководством Тэмуджина, который позже принял имя Чингиз-хан, что означает «правитель мира». Монголы не имели постоянных жилищ и не занимались земледелием. Они жили в юртах, больших переносных палатках из войлока с деревянным каркасом. Эти воинственные племена кочевали на большие расстояния в поисках свежих пастбищ для своих лошадей, овец и коров, а также занимались охотой на диких зверей. Почти все они перемещались верхом на лошадях, поэтому детей с пяти лет обучали верховой езде. Монгольские мужчины и женщины были хорошо физически тренированы, обладали боевыми навыками, недюжинной силой и доблестью.

Во время длительных военных кампаний, когда мужчины были далеко от семей, женщины заботились о защите семей и территорий, поэтому они хорошо умели драться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказал о монгольской принцессе Ай-Ярук ("яркая луна"), известная под именем Хутулун*, которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок. Монгольская борьба - это борьба в куртках, и главная цель ее участников - повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.

Борьба – древнее занятие жителей территорий современных Монголии и Внутренней Монголии – на бронзовой дощечке, изготовленной около 2 тысяч лет назад при династии Хан, изображены борцы. Первоначально монгольская борьба «боке» применялась как воинский спорт, для тренировки силы, ловкости и выносливости. Императоры династии Юань были активно поддерживали этот вид спорта. На любых важных государственных мероприятиях неизменно проводились схватки борцов. Борцовские навыки сосавляли важный критерий отбора в императорскую гвардию. Лучшие борцы были в большом почете.

В старину борцовские состязания включали в себя и единоборство женщин. До 14 века в Монголии существовали не только женщины-борцы, но и женщины-воины, как знаменитая принцесса Хутулун. Древние монголы считали, что сильные, физически развитые продуктивные женщины – основа существования нации. Позже, традиция женской борьбы прекратилась, по-видимому, под влиянием буддизма. Если в Монголии женщины давно уже не участвуют в борцовских состязаниях, то в китайской Внутренней Монголии они сумели сохранить этот вид спорта. В настоящее время самые крупные борцовские турниры проводятся во время фестиваля этнических монголов «Наадам» (монг. «ярмарка игр»). Тысячи женщин собираются на эти ежегодные народные фестивали на лугах Внутренней Монголии, чтобы померяться друг с другом силой и ловкостью, а также развлечь многочисленных зрителей.

Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.

Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.

Правила и способы ведения поединков в Монголии и Внутренней Монголии немного отличаются. В обоих стилях существует набор приемов, используемых для того, чтобы повалить соперника – броски, подсечки, подъемы. Борцы используют специальную технику хватания за куртки («зодог» или «цээжнэ»), обязательные для всех борцов. В обоих версиях запрещены удары, удушения и заломы. Во Внутренней Монголии борцам запрещено дотрагиваться до ног соперника руками, тогда как в Монголии захват ног руками разрешен.

Одежда борцов также отличается в этих двух стилях. Борцы страны Монголия носят тесную прочную жилетку «зодог» голубого или красного цвета, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи. Эти жилетки традиционно изготавливали из шерсти, но в последнее время используются также хлопок и шелк. Традиционные борцовские куртки открыты спереди и снабжены тесемками, которые завязываются сзади простыми узлами - монгольские мужчины-борцы обязаны оставлять грудь открытой во время схваток, Согласно легендам, однажды борец, победивший всех своих соперников, расстегнул куртку и открыл грудь, которая выдала в нем (в ней) женщину. С тех пор борцам Монголии полагается оставлять открытой грудь, чтобы женщины не смогли проникнуть в ряды борцов. Борцы Монголии носят своеобразные тесные трусы (шуудаг) красного или голубого цвета, которые закрывают бедра и оставляют неприкрытыми талию и живот. Во Внутренней Монголии борцы не обязаны открывать грудь (что устраивает женщин), а одежда борца состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов-шаровар (шалбыр). Обуты борцы обоих стилей в специальные сапоги с загнутами носками («гутал»). Особо отличившиеся борцы надевают на шею цветные шелковые ленты («джангга»). В зависимости от количества побед борцы удостаиваются званий, которых их никто уже лишить не может: Аврага («Исполин»), Арслан («Лев»), Заан («Слон») и др.

В настоящее время бух баридах очень популярен в автономной области Внутренняя Монголия – как у мужчин, так и у женщин. Состязания проводятся в торжественной обстановке, по простой схеме. Количество участников должно быть степенью двойки: 16, 32, 64 и т.д. Переда началом схватки борцы исполняют ритуальный танец, имитируя движения львов, оленей и орлов. Если в самой Монголии женщины практически не участвуют в состязаниях по боке, разве что для развлечения туристов, то во Внутренней Монголии женщины активно и массово участвуют в состязаниях по борьбе.

Схватки по бохийн барилдаан обычно проводятся на открытом воздухе, за исключением дождливых и морозных периодов. Монгольские борцы не делятся на весовые категории, а схватки не ограничены по времени. Побеждает тот борец, который заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен. Этот вид спорта требует отличной координации между движениями ног и туловища. Предполагается, что каждый борец выкладывается в схватке до конца.

Легендарная техника монгольской борьбы оказала влияние на другие виды единоборств, в частности, на российское самбо и китайское кунг-фу.

Прошедший в минувший уик-энд открытый чемпионат Монголии по вольной борьбе (Mongolia open - 2017) ярко показал, что сразу несколько бурятских борцов достойно выглядят даже на фоне лучших монгольских вольников.

А в Mongolia open - 2017 участвовало целых пять монгольских команд, в которых был собран весь цвет монгольской вольной борьбы. Отметим, что сразу два спортсмена из Бурятии, представлявших на этом турнире Россию (наряду с борцами из Якутии, Красноярска, Новосибирска и Москвы), стали чемпионами Монголии этого года. Это Балдан Цыжипов, выступавший в весовой категории свыше 125 кг, и средневес Евгений Жербаев (свыше 70 кг).

Все монгольские специалисты в принципе согласны с тем, что на сегодня бронзовый призер чемпионата России 2016 года Балдан Цыжипов, который по результатам прошлого года является реально четвертым-пятым по силе российским борцом в этом весе, явно сильнее всех монгольских борцов.

С моим участием в турнирах за Монголию пока ничего не ясно. Сейчас над решением этого вопроса идет работа. У меня самого есть большое желание выступать за Монголию, поскольку это дает хороший шанс на выход на крупные международные соревнования - чемпионаты мира, Азии, Олимпийские игры. И вообще очень нравится Монголия, нравится сюда приезжать, участвовать в соревнованиях, - говорит чемпион Монголии 2017 года Балдан Цыжипов.

Друг по ковру Бориса Будаева

В этом олимпийском цикле до 2020 года среди монгольских борцов супертяжелого веса (свыше 125 кг) пока нет равных Балдану Цыжипову, - сообщил нам вице-президент Федерации вольной борьбы Монголии Буяндэлгэр Болд. - Он мог бы выступать за Монголию, как это делают многие спортсмены, выступающие за другие страны. Федерации вольной борьбы Монголии и Бурятии могут договориться об этом. Но окончательно такие вопросы должны решаться на уровне Министерства спорта Монголии. В этом смысле у Балдана Цыжипова есть хороший шанс. Поскольку у него, насколько я знаю, супруга является гражданкой Монголии.

Сам господин Б. Болд - титулованный спортсмен, чемпион Азии и Монголии, призер чемпионатов мира, заслуженный мастер спорта Монголии, выступавший в одном весе с бурятским чемпионом мира 1989 года Борисом Будаевым. Кстати, первый крупный международный успех прославленного бурятского борца, когда он в 1979 году завоевал звание чемпиона мира среди молодежи, был достигнут не без помощи Болда. Дело в том, что Борис Будаев на том турнире победил Болда, но проиграл по очкам борцу из США. И для того чтобы Будаев стал чемпионом, нужно было, чтобы Болд чисто (на туше или с явным преимуществом) выиграл у американца.

Перед последней схваткой мне было все равно, поскольку я в любом случае занимал второе место на этом чемпионате, - рассказывает Б. Болд. - Но я чисто выиграл у соперника Бори и помог ему! И Боря стал первым среди бурят чемпионом мира по вольной борьбе среди молодежи. А потом, в 1989 году, Борис Дугданович стал уже чемпионом мира среди взрослых! А я не стал, хотя три раза был вторым в мире...

Триумф Жербаева

Интересно, что и сегодня как раз в этом весе (68 - 70 кг) в Бурятии растет еще отличный борец. Это вчерашний юниор 24-летний Евгений Жербаев, который к своему званию бронзового призера чемпионата России 2015 года добавил на днях звание чемпиона Монголии.

Очень нам понравился Евгений Жербаев, который показал достаточно уверенную и зрелищную борьбу, - сказал доктор наук Лубсанзундуйн Ням, мастер спорта международного класса и один из ведущих в Монголии специалистов по физической подготовке борцов-вольников. - Участие бурятских борцов в турнирах за сборную Монголии - хорошая идея. Нужно просто всем нам хорошо договориться и продвигать эту идею в публичном поле, в СМИ.

На Mongolia open - 2017 Евгений Жербаев все свои схватки выиграл досрочно и с явным преимуществом. Не повезло схватиться на этом турнире с набирающим форму Евгением спортсмену из Якутии Алексею Иванову и трем лучшим монгольским борцам в этом весе: Улзиймунху (1/4 финала, счет 0:10), Мандахнарану (полуфинал, счет 7:17) и Сухбату (финал, счет 0:12)!

Кстати, Ганзориг Мандахнаран - это тот самый монгольский борец, который представлял свою страну прошлым летом на Олимпиаде и вокруг которого тогда случился самый крупный скандал на борцовском турнире в Рио. Напомним, для того, чтобы выиграть олимпийскую бронзовую медаль, Мандахнарану не хватило всего четырех секунд.

На последних секундах его поединка за третье место с борцом из Узбекистана Ихтиором Наврузовым счет был равным 7:7, но монгольский борец имел преимущество за счет того, что именно он провел последний оцениваемый судьями прием. За четыре секунды до окончания схватки Мандахнаран начал праздновать победу, но судьи оценили это как уклонение от борьбы и отдали победное очко Наврузову. Именно в тот момент возмущенные действиями судейского корпуса тренеры сборной Монголии стали срывать с себя одежду и обувь и с размаху бросать на борцовский ковер.

Уверен, что если бы тогда в Рио-де-Жанейро за Монголию выступал Евгений Жербаев, монгольским тренерам не пришлось бы демонстрировать зрителям свои обнаженные торсы и, размахивая руками, громко взывать к высшим силам в поисках справедливости. Поскольку Евгений Жербаев в этой ситуации, скорее всего, выиграл бы с преимуществом большим, чем в одно очко!

Пример Базаргуруева

По международным правилам спортсмен может представлять на Олимпиаде какую-либо страну, если он участвовал во внутренних соревнованиях в этой стране или выступал за нее на международных турнирах не менее чем за два года до Олимпийских игр. Таким образом, предстоящий спортивный год (2017 - 2018) будет решающим для наших борцов.

Сегодня борцы с северного Кавказа и из Саха-Якутии выступают за многие страны мира. Есть пример нашего борца Базыра Базаргуруева. Выступая за Кыргызстан, он завоевал олимпийскую бронзу в Пекине, был бронзовым призером чемпионатов мира и Азии. Наша лучница Мирослава Дагбаева тоже участвовала в турнирах за сборную Монголии, прославленный борец, чемпион мира Борис Будаев выступал в конце своей спортивной карьеры за Узбекистан, стал чемпионом Азии. Век спортсмена короток, и почему бы нам не дать нашим спортсменам - вторым, третьим, четвертым номерам в сборной России - возможность участия в международных соревнованиях за другие, дружественные нам страны? - считает бывший министр спорта Бурятии Владислав Бумбошкин.

Сегодня целый ряд спортивных и общественных деятелей из Бурятии провели в Федерации вольной борьбы Монголии и олимпийском комитете соседней страны несколько встреч, на которых рассматривалась перспектива участия бурятских спортсменов в соревнованиях за монгольскую сборную. Напомним, что сегодня гражданство Монголии получить достаточно сложно, поскольку законы этой страны не допускают двойное гражданство для жителей Монголии. И чтобы стать гражданином Монголии, необходимо отказаться от гражданства другой страны.

По словам участников этих встреч, депутата Народного Хурала Бурятии Степана Калмыкова и заслуженного тренера Бурятии, профессора БГУ Кирилла Балдаева (действующий тренер Балдана Цыжипова), их монгольские партнеры на уровне спортивных деятелей все «за» привлечение спортсменов из Бурятии (борцов, лучников, боксеров) в сборную Монголии. И сейчас очередь за политиками.



  • Разделы сайта