Междуречье назыма и пима. Факторы, негативно влияющие на состояние угодья

Islands of the Clyde ) - пятая по величине, после Внутренних Гебрид , Внешних Гебрид , Оркнейских островов и Шетландских островов , основная группа островов Шотландии . Острова данной группы располагаются в заливе Ферт-оф-Клайд , между Эрширом (англ.) и Аргайлом . Всего в группе насчитывается около сорока островов и шхер , из которых только шесть - обитаемы, и всего девять - имеют площадь более 40 гектаров .

Самыми большими и самыми населёнными островами группы являются острова Арран , Бьют и Грейт-Камбрей (англ.) , связанные сетью паромных переправ . В отличие от остальных четырёх крупнейших архипелагов, ни один из островов Ферт-оф-Клайд не соединён с другими (либо с основной Шотландией) мостами.

Геология и геоморфология данной зоны комплексна и каждый остров, как и окружающие заливы, имеет свою отличительную особенность. Воздействие Атлантики и Северо-Атлантического течения создаёт мягкий морской климат .

Большие острова группы обитаемы со времён неолита . В 500 году н. э. они вошли в состав королевства Дал Риада . Позже острова были в составе королевство Альба Кеннетом I . В период раннего Средневековья острова Ферт-оф-Клайд пережили нашествие норманнов . В XIII веке они стали частью Шотландского королевства .

На островах группы отмечается значительное разнообразие животного мира. Отмечено существование трёх видов эндемичных деревьев.

Геология и география [ | ]

Как и вся остальная территория Шотландии, в период плейстоценовых оледенений острова Ферт-оф-Клайд были покрыты ледником, и их рельеф подвергся значительному изменению . В эти периоды возвышенности Аррана, вероятно, образовывали нунатаки . Повышение уровня моря после окончания последнего оледенения, равно как и изостатический подъем суши, делают очень сложной задачу картирования пост-гляциальной береговой черты; однако, следует отметить, что наличие линии скал за пределами морских террас (англ.) является характерной особенностью всего побережья .

Острова [ | ]

Приведённая ниже таблица содержит список островов залива Ферт-оф-Клайд , имеющих площадь более 40 гектаров , с близлежащими островками и шхерами.

Остров Область Площадь (км²) Население Время последнего обитания Высочайшая точка Высота (м) Близлежащие малые острова
Эйлса-Крейг Саут-Эршир 0,99 0 1980 Каирн 338 -
Арран Норт-Эршир 432 5058 - Готфелл 874 Эйлан-на-Арде-Байн, Гамильтон, Пладда (англ.)
Бьют Аргайл-энд-Бьют 122,17 7228 - Уинди-Хилл 278 Острова Бернт (англ.) (Элен-Мор, Элен-Фраох, Элен-Буде), Элен-Дерг (англ.) , Элен-Дув (англ.)
Даваар Аргайл-энд-Бьют 0,52 0 - 115 -
Грейт-Камбрей (англ.) Норт-Эршир 11,68 1434 - Глэйдстейн 127 Клах, Эйленс (англ.) , Леуг, Спойг
Холи-Айл (англ.) Норт-Эршир 2,53 13 - Муллах-Мор 314 -
Инчмарнок (англ.) Аргайл-энд-Бьют 2,53 0 1980 60 -
Литл-Камбрей (англ.) Норт-Эршир 3,13 0 1990 Лайтхаус-Хилл 123 Броад-Айлендс, Касл (англ.) , Трейл
Санда Аргайл-энд-Бьют 1,27 0 - 123 Гланимор (англ.) , риф Генриетта, Скарт-Рокс, скала Патерсона, Шип-Айл (англ.)

Отдалённые острова [ | ]

Некоторые островки лежат вдали от больших островов. Они перечислены ниже по месту расположения .

  • Лох-Файн (англ.) - залив, вдающийся на 65 километров вглубь суши. Является самым длинным заливом Шотландии. Содержит несколько островов и шхер : Сгат-Мор и Сгат-Бэг (англ.) , Данкуан (англ. Duncuan Island ), Элен-а"Вукь (гэльск. Eilean a" Bhuic ), Элен-Аогайн (гэльск. Eilean Aoghainn ), Элен-а"Ховрагь (гэльск. Eilean a" Chomhraig ), Элен-ан-Дунайн (гэльск. Eilean an Dúnain ), Элен-Буэ (гэльск. Eilean Buidhe ) (Ардмарнок), Элен-Буэ (Портавади (англ.) ), Элен-Фрох (гэльск. Eilean Fraoch ), Элен-Мат-гама (гэльск. Eilean Math-ghamhna ), Элен-Мор (гэльск. Eilean Mór ), Глас-Элен (гэльск. Glas Eilean ), Хетер (англ. Heather Island ), Инвернейл (англ. Inverneil Island ), Килбрайд (англ. Kilbride Island ) и Лиа-Элен (гэльск. Liath Eilean ).

Флора и фауна [ | ]

На островах залива отмечены популяции благородного оленя , обыкновенной белки , барсука , выдры , обыкновенной гадюки и живородящей ящерицы . Даваар населён дикими козами .

На острове Арран произрастают три охраняемых эндемичных вида рябины : Sorbus arranensis (англ.) , Sorbus pseudofennica (англ.) и Sorbus pseudomeinichii (англ.) .

Климатические условия [ | ]

Залив Ферт-оф-Клайд расположен между 55-м и 56-м градусами северной широты, что соответствует широте Лабрадора (Канада) и северных Алеутских островов . Однако, из-за воздействия Северо-Атлантического течения , являющегося северным продолжением Гольфстрима , климат данного региона сильно смягчён до океанического . Средние температуры невысоки: около +6 °С в январе и до +14 °С в июле . Снежный покров и морозы наблюдаются редко, в отличие от основной части Шотландии. Среднее годовое количество осадков , как и на большинстве островов Западного побережья Шотландии, достаточно велико: 1300 мм на островах Бьют, Грейт-Камбрей и южной части Аррана, и до 1900 мм на северной части Аррана. В горах острова Арран влажность выше - там может выпадать до 2550 мм осадков в год. Наиболее солнечными месяцами являются май, июнь и июль .

Этимология названий [ | ]

Остров Начальная форма названия Язык Значение Современное гэльское название Альтернативные варианты происхождения
Арран Возможно, Aran Бриттский высокое место Eilean Arainn Вероятно, имеет до-кельтское происхождение.
Бьют Bót Древненорвежский или гэльский Вероятно, «огненный остров» Eilean Bòid или Bód Возможно, название произошло от бриттского budh . Ранее остров был известен как «Ротсей » в значении «остров Родерика» .
Даваар Eilean Dà Bhàrr Гэльский Остров Барры Eilean Dà Bhàrr
Грейт-Камбрей (англ.) Cymri Английский или бриттский Место народа бриттов Cumaradh Mòr Гэльское название буквально означает «место народа кимров» .
Холи-Айл (англ.) - Английский Назван в честь святого Молейса из Лейглина (англ.) Eilean Mo Laise Ранее был известен как «Ламлаш (англ.) », а английское имя получил только в 1830 году.
Санда Sandtange или Havin Древненорвежский или датский коса (полуостров) или якорная стоянка Àbhainn

История [ | ]

Доисторический период [ | ]

Первые люди появились в регионе Ферт-оф-Клайд в эпоху мезолита , около 4000 лет до н. э., вероятно, прибыв из Ирландии . Потом последовала волна людей эпохи неолита , использовавших тот же маршрут. Некоторые исследователи предполагают, что данный район был одним из основных путей колонизации Шотландии в рассматриваемый период времени . Местные мегалитические сооружения , найденные в Аргайлле, в устье Клайда и в западной Шотландии, значительно отличаются от подобных сооружений в других регионах, и получили название «Клайд-Каирн» . В основном, они встречаются на Арране, Бьюте и Кинтайре . По результатам радиоуглеродного анализа можно предположить, что Клайд-каирны являются самой ранней формой неолитических монументов, сооружённых переселенцами. Например, Монамор на острове Арран датируется 3160 годом до н. э., хотя может быть еще древнее . Также имеются многочисленные «стоячие камни», датирующиеся временами до н.э., в том числе шесть кромлехов на Махри-Мур (остров Арран), и другие на островах Грейт-Камбрей (англ.) и Бьют .

Ранний скоттский период [ | ]

Почти столетие спустя, в 1230-е годы, норвежцы захватили замок Ротсей (англ.) , разрушив его стены. В 1263 году силы под командованием кунунга Хокона IV Хоконссона повторили этот подвиг, но в последующей битве при Ларгсе между шотландцами и норвежцами на берегах Ферт-оф-Клайд, последним не удалось добиться превосходства . Это событие стало вехой, отмечающей завершение норвежского господства в Шотландии. Хокон отступил на Оркнеи , где и умер в декабре 1263 года . После этого неудачного похода все права Норвежской Короны на острова были переданы Королевству Шотландии по результатам Пертского договора 1266 года .

В составе Шотландии [ | ]

Начиная с 1750 года, происходят значительные изменения в жизни региона. Новые виды транспорта, развитие промышленности и сельского хозяйства привели к смене традиционного уклада жизни, существовавшего веками.

В 1999 году Британское правительство выдвинуло мост на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с железнодорожным мостом залив Фёрт-оф-Форт пересекает завершённый в 1964 году автомобильный мост, имеющий подвесную структуру и длину пролёта 1 км.

Строительство

А протяжении большей части XIX века организации прямого железнодорожного сообщения по восточному берегу Шотландии между Эдинбургом и Абердином мешали два широких фьордообразных залива Северного моря - Фёрт-оф-Форт и Фёрт-оф-Тэй. В 1806 году под Фёрт-оф-Форт было предложено построить туннель, а в 1818 году - мост, однако оба проекта были отклонены. В 1865 году актом парламента было утверждено строительство моста в узкой части залива у деревни Куинсферри. В 1873 году консорциум из 4 железнодорожных компаний поручил проектирование моста Томасу Баучу, который предложил подвесной мост с двумя пролётами по 480 м. Из-за задержки финансирования строительные работы откладывались, и к 1879 году началась установка только одной опоры.

Строительство моста было остановлено сразу после катастрофы на мосту через Фёрт-оф-Тэй 28 декабря 1879 года, всего через два года после его возведения. В результате сильного шторма центральная секция моста вместе с проходящим поездом обрушилась, что привело к гибели 75 человек. Результаты комиссии, представленные в январе 1881 года, выявили недочёты в проекте рухнувшего моста, и план Бауча был отвергнут. После скорой смерти Томаса Бауча инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бэйкер представили новый проект на основе консольной структуры, который был утверждён парламентом в июле 1881 года. Из-за происшествия с мостом через Тэй к мосту через Фёрт-оф-Форт были предъявлены сильно завышенные требования - не должно было быть никаких вибраций даже при проходящем по мосту поезде.

Отказавшись от чугуна и кованного железа, инженеры выбрали сталь, благо с разработкой мартеновской печи в 1865 году её качество значительно повысилось. Позаимствовав опыт американского инженера Джеймса Идса, построившего первый крупный стальной мост через Миссисипи в 1874 году, британцы начали строительство в декабре 1882 и к концу 1885 года завершили установку гранитных быков, восемь из которых стоят в воде. Подготовка фундамента подводных опор производилась рабочими с помощью кессонов - массивных металлических цилиндров, погруженных на глубину 27 м.

В 1886 году начались работы по возведению опор, на которые ушло неслыханное количество стали - 54 860 тонн, произведённых на двух сталелитейных производствах Шотландии и одном в Уэльсе. 6,5 млн заклёпок общим весом 4 267 тонн были сделаны в . Центральный пролёт был закрыт 14 ноября 1889 года.

Церемония открытия моста 4 марта 1890 года проводилась принцем Уэльским (Эдуард VII) в присутствии Бенджамина Бэйкера и Гюстава Эйфеля. Общая стоимость проекта составила 3,2 млн фунтов стерлингов. Открытие моста сопровождалось дискуссиями о его эстетической составляющей - поэт и художник Уильям Моррис назвал мост «верхом уродства» (англ. the supremest specimen of all ugliness ).

При строительстве моста погибло 57 человек, причём ещё восьмерых спасли с лодок, дежуривших под мостом (хотя относительно точного числа жертв существуют сомнения).

Устройство моста

Ост имеет три основные опоры высотой 100,6 м, центральная из которых располагается у острова Инчгарви, посередине глубокого залива. Собранные из труб диаметром 3,6 м консоли поддерживают рукава длиной по 207,3 метра, соединённые перемычками длиной 106,7 м, что делает суммарное расстояние пролёта равным 521,3 м. Расстояние между опорами составляет 582,8 м, между крайними быками - 1630,7 м. Железнодорожное полотно проходит на высоте 48,2 м над уровнем воды в прилив.

С юга к консольной части моста подходит виадук из 10 пролётов по 51,2 м, с севера - из 5 пролётов.

Из воды поднимались высокие и стройные, как башни, каменные быки. На них лежали тысячетонные стальные фермы. Вишнево окрашенные конструкции застыли железными волнами. Сплетения бесчисленных балок, раскосов, укосин протянулись над водой на три километра. Я вспоминал пухлые учебники сопромата, тоску однообразных эпюр, таблицы, остервенелые пересчёты в поисках ошибок.

Когда-то это был знаменитейший мост, кажется, первый мост консольно-балочной системы; он приводился в пример во всех атласах, схема его висела в нашей лаборатории: «Фортский мост в Шотландии. Триумф техники XIX века». До сих пор он производил впечатление своей мощью.

Легкий, светлый новый мост висел на тонких трубах, которые казались нитями, он был паутинно натянут над блеском воды, вместо мощности в нем была невесомость; он поражал не сложностью, а простотой. Инженерная мысль, расчеты, формулы - все было спрятано, сведено в минимум линий, и те казались лишь рисунком.

Ничего не могло быть проще, изящней, чем новый мост. Плавный выгиб его выглядел законченным совершенством.

- Гранин Д.А. Примечания к путеводителю: Два моста. - Неожиданное утро. - Л .: Лениздат, 1970. - С. 124-125. - 344 с. - 100000 экз.

Эксплуатация

1 января 1890 года два поезда длиной по 300 м въехали одновременно на мост с южной стороны. Два локомотива весом по 72 тонны тянули по 50 вагонов, общий вес каждого поезда составлял 900 тонн. Испытания показали, что структурные смещения были в заданных пределах.

Железнодорожный мост Форт-Бридж August 11th, 2015

Обнаружил вот такой мост, который недавно недавно ЮНЕСКО объявила о добавлении в список новых 23 объектов культурного наследия.

Форт-Бридж (Forth Bridge) представляет собой огромный мост, перекинутый через реку Форт от небольшого городка Саут-Куинсферри к городу Инверкейтинг. Впечатляющий железнодорожный мост, протянувшийся на полтора километра, является первым крупным стальным мостом в мире. Он был открыт в 1890 году и до сих пор остается одним из самых больших инженерных сооружений конца Викторианской эпохи. Его массивные секции закреплены почти двадцатью миллионами заклепок. Площадь его окрашенной части составляет пятьдесят пять гектаров. Существует довольно распространенное выражение: «это как покрасить мост через Форт», которое означает непрекращающееся и постоянно повторяющееся занятие.

Давайте посмотрим на него подробнее …

Фото 1.

Мост через Фёрт-оф-Форт был построен в 1890 году в Шотландии для соединения Эдинбурга с севером Шотландии. Такое название он получил из-за того, что залив Северного моря образован устьем реки Форт, что в переводе с гэльского значит “Черная река”.

Строительство этого железнодорожного чуда инженерной мысли стало возможным благодаря Бенджамину Бэйкеру и Джону Фаулеру, которым в результате удалось построить мост, по которому каждый день проезжает около 200 поездов.

Фото 2.

Предложения как-нибудь связать эти земли поступали ещё с начала XIX века. В 1806 году возле Ферт оф форт (Firth of Forth) было предложено строительство туннеля, а в 1818 году – предложили мост, но оба проекта были отклонены. Почти пол века спустя в 1865 году актом парламента, утвердили строительство мостового перехода в узкой части залива, возле деревушки Куинсферри. Через восем лет, консорциум 4-ох железнодорожных компаний поручил Томасу Баучу проектирование железнодорожного моста. В свою очередь Томас Бауч, предложил строить подвесной мост с двумя пролетами длиной 480 метров каждый. Из-за задержки в финансировании, строительство откладывалось и к 1879 г. начали устанавливать всего лишь одну опору.

Фото 3.

28 декабря 1879 года, случилась катастрофа на мосту через Ферт-оф-Тей, через два года после его открытия. В результате необычайно мощного шторма, центральный пролет железнодорожного моста, обрушилась вместе с проходящим по мосту поездом, погибли 75 человек. Комиссия нашла недочеты в проекте разрушенного моста и проект Бауча бал отвергнут. Вскоре после смерти Томаса Бауча, другие инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бэйкер, предложили свой проект моста, на основе консольной структуры. Уже 1881 году парламент утвердил этот проект. Через серьезное происшествие на мосту через Тэй, к мосту через Ферт оф Форт были очень завышенные требования, - даже при проходящем поезде, на мосту не должно быть ни каких вибраций.

Инженеры отказались от чугуна и кованого железа и выбрали сталь. В 1865 году изобрели мартеновскую печь, и качество стали повысилось, так что она годилась к строительству данного моста. Британци начали строительство моста в декабре 1882 года и уже к концу 1885 закончили установку быков из гранита, восемь из них стоят в воде. Строительство фундамента проводилось с помощью кессонов – огромных металлических цилиндров, которые погружались на глубину 27 метров.

Фото 4.

Работы по строительству опор начались в 1886 году. На их строительство ушло огромное количество стали - 54 860 тонн. Сталь производили на двух сталелитейных предприятиях Шотландии и на одном предприятии в Уэльсе. Шесть с половиной миллионов заклепок, общим весом 4 267 тонн, сделали в Глазго. Строительство центрального пролета было закончено к ноябрю 1889 года.

4 марта 1890 года, принцем Уэльским, была проведена церемония открытия железнодорожного моста через Ферт оф Форт. На церемонии также присутствовали Бенджамин Бэйкер и Гюстав Эйфель. Общая стоимость этого проекта, составила 3.2 миллиона фунтов стерлингов. Также при строительстве моста погибли 57 человек, еще восьмерых спасли с лодок, которые дежурили под мостом на протяжении строительства.

Фото 5.

Мост держится на трёх опорах высотой 100,6 метров каждая, центральная из которых расположена у острова Инчгарви, посреди глубокого залива. Расстояние между опорами - 582,8 метров, а между крайними быками - 1630 метров. Консоли, собранные из стальных труб диаметром 3,6 метров поддерживают рукава длиной 207,3 метра каждый, соединённые перемычками длиной 106,7 метра. Железнодорожное полотно находится на высоте 48,2 метра над уровнем воды.

Фото 6.

Длина моста составляет 521,3 метра - с таким показателем мост через Фёрт-оф-Форт некоторое время был самым длинным мостом во всем мире.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

В 1964 году королева Елизавета II открыла еще один мост, по соседству с Форт-Бриджем. Он был самым большим подвесным мостом, находящимся за пределами США. Два моста создают поразительный контраст, хорошо заметный с пешеходной дорожки в городе Саут-Куинсферри. Данный город получил название в честь королевы Маргарет, пришедшей к власти в XI веке, после мужа, короля Малькольма III. Во время путешествий между Эдинбургом и королевским дворцом в Данфермлине, Маргарет пользовалась местной переправой.

Неподалеку от Куинсферри находится небольшой остров Инкольм с аббатством XII века.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

90

Составители

А. М. Антипов (НИИ проблем Обского Севера, г. Ханты-Мансийск, ул. Разнина, 48а).

Географические координаты

61°30′ с.ш., 70°40′ в.д.

Высота

70-80 м над уровнем моря.

Площадь

2 025 000 га.

Краткая характеристика

Типичное водно-болотное угодье центральной части Западно-Сибирской равнины, включающее грядово-мочажинные и грядово-озерковые болотные комплексы, крупные и мелкие озера, реки, сухие и заболоченные сосново-бруснично-зелёномошные леса. Угодье имеет важное значение для водоплавающих птиц, численность которых в отдельные годы достигает 100 тысяч особей.

Тип водно-болотного угодья

М, N, O, Р, Тр, U, Хр.

Критерии Рамсарской Конвенции

1, 2, 3, 8. Основные: 1, 3.

Участок является примером естественного водно-болотного угодья, характерного для правобережной части Оби и западной оконечности Сургутской низменности; представляет особую ценность для поддержания генетического и экологического разнообразия в регионе благодаря качеству и своеобразию фауны и флоры. Угодье играет особую роль для Сургутской низменности и Среднего Приобья в целом; поддерживает существование в разные сезоны от 8 до 100 тысяч водоплавающих птиц.

Местоположение

Угодье занимает северо-восточную часть Ханты-Мансийского и западную часть Сургутского административных районов—от устья рек Лямин и Пим (левые притоки Оби) до истоков этих рек, включая бассейн правых притоков р. Лямин. В центре участка находится система крупных озёр, самое большое из них — оз. Курыктор. Южный участок грядово-мочажинного болота расположен в бассейне речек — левых притоков Оби; на западе — до поймы р. Назым; на севере — до истоков упомянутых притоков; на востоке — до оз. Ершово; на юге — до границы указанного болотного массива с облесённым дренированным массивом. К северо-западу от центра этого участка находится оз. Пыжьян.

Физико-географическая характеристика

Угодье находится в центральной части Западно-Сибирской равнины к северу от широтного отрезка р. Обь между реками Назым (на западе) и Пим (на востоке) в среднетаёжной подзоне. Здесь расположена Сургутская низменность, образованная мощными озёрно-аллювиальными отложениями — средне- и тонкозернистыми песками, почти везде покрытыми среднечетвертичными озёрно-болотными отложениями, среди которых встречаются торфяники мощностью до 10 м. Поверхность низменности наклонена в сторону Оби. На десятки километров тянется плоская низина, на которой расположены огромные массивы болот с обилием озёр. Болота занимают до 80% всей площади.

Климат типичен для средней тайги. Средняя температура января −22-24°С (минимум −55°С), июля +16,5°С. Безморозный период продолжается до 100 дней, сумма температур выше 10°С составляет 1200-1300°. Осадков выпадает до 480-500 мм, из них на тёплый период приходится 380 мм. Снег лежит 205-210 дней и наибольшей высоты достигает в марте — 70-80 мм. Характерны поздние весенние и летние заморозки.

Дренированные территории с сосново-бруснично-зелёномошными лесами 3 и 4 классов бонитета занимают до 20% площади. На гривах располагаются сосновые боры с подлеском из ивы и шиповника, проективное покрытие брусники достигает 50-60%. Заболоченные понижения заняты сосняками багульниковыми на торфянисто-подзолисто-глееватых почвах. В центральной части междуречий лес переходит в сосново-сфагновые рямы, а затем — в грядово-мочажинный комплекс.

Для грядово-мочажинных болот характерно чередование топких низин, озерков, невысоких бугров и гряд. Мочажины зарастают сфагнумом, подбелом, пушицей, осоками, сабельником, клюквой болотной, росянкой. Превышение гряд над низинами составляет 0,5-1 м, ширина гряд 2-5 м, местами до 20 м. Бугры образованы сфагнумом, на грядах растут мхи и лишайники. Кустарничковый ярус образован миртом болотным, морошкой, багульником с редкими, сильно угнетёнными соснами высотой 2-5 м.

Для этого ландшафта характерно обилие озёр разной формы и величины. Глубина их в среднем небольшая — до 1,5-2,0 м. Здесь же обильны небольшие извилистые речки, протекающие, как правило, с севера на юг. Прирусловые участки обычно дренированы. Скорость течения воды в реках — до 0,7 м/сек. Они замерзают в первой половине ноября. Половодье наблюдается в мае, иногда — в июне-июле. Для летнего периода характерны дождевые паводки. РН воды в водоёмах близка к нейтральной.

Экологические параметры

Крупные болотные массивы имеют центральное горизонтальное плато с массой вторичных озёр и сильно обводнённых мочажин. Озера и мочажины разделены узкими грядами со сфагново-пушицево-кустарничковой растительностью и угнетённой сосной. В мочажинах развита сплавина из сфагнума. Более приподнятые поверхности заняты заболоченными сосняками с багульником, миртом болотным и сфагновыми мхами в наземном покрове. Ширина гряд — до нескольких метров, поперечник мочажин — до нескольких десятков метров.

Ценная фауна

Малые реки и проточные озера являются основным местом нереста и зимовки частиковых рыб бассейна рек Лямин и Пим. Здесь обычны таёжные виды промысловых млекопитающих: бурый медведь, соболь, куница, росомаха, рысь, волк, лисица, лось, ондатра. На севере участка выпасаются домашние северные олени. В угодье отмечена высокая плотность населения глухаря, тетерева и белой куропатки (личные наблюдения осенью-зимой 1998 г.). На юге угодья в 1998 г. отмечены высокие показатели плотности рябчика, в остальных лесных угодьях района численность этого вида была невысокой (опросные данные).

В 1982 г. в угодье был проведён авиаучёт водоплавающих птиц в период гнездования, а в 1980 г. — после сезона размножения. В ходе авиаучётов зарегистрированы высокие плотности водоплавающих птиц, особенно шилохвости, гагар, турпана и синьги. В летний период (после периода миграций), на грядово-мочажинных болотах отмечены встречи гусей, серых журавлей и двух пар стерхов.

Численность птиц в период миграций и в летний период достигает: речных уток — 94 тыс. особей, нырковых уток — 28 тыс., лебедей — до 12 тыс., гусей — до 4 тыс., гагар — 10 тыс. особей. В осенний период (после сезона размножения) общее число птиц может достигать 120 тыс., в том числе речных уток — 85 тыс., нырковых уток — 25 тыс., лебедей — 1,2 тыс., гусей — до 1,0 тыс., гагар — 3,0 тыс. особей.

Социальное и культурное значение угодья

Места обитания ценных промысловых видов животных среднетаёжного региона. Место проживания коренных народов — хантов и манси.

Формы собственности на землю

Федеральная. Отдельные участки переданы в аренду коренному населению и под временное использование для разведки, бурения и добычи нефти.

Землепользование

ОАО «Сургутнефтегаз» и СП ЗАО «Ханты-Мансийскнефтехант» производят разведку нефтяных и газовых мес торождений. Объекты нефтегазоразведки — вахтовые поселки, буровые, кустовые и лесовозные дороги, трассы перетаскивания буровых вышек, сейсмопрофили, перекачивающие и дожимные станции. Земли частично используются как родовые охотничьи и рыболовные угодья. Отвод земли под промышленные объекты иногда осуществляется без санкций комитета по землеустройству (самозахват). Рубка леса осуществляется на значительной площади у посёлков Кышик и Пырьях.

Факторы, негативно влияющие на состояние угодья

Природа угодья находится под воздействием ряда негативных факторов, сопутствующих геологическим изысканиям и добыче углеводородного сырья. К их числу относятся разливы нефти, проезд тяжёлой техники по угодьям, лесные пожары, охота и рыболовство жителей вахтовых посёлков. Был отмечен случаи массовой гибели рыбы на оз. Пыжьян из-за слива вод буровой установки, находящейся к северу от озера (наблюдения автора).

Жители вахтовых посёлков, как правило, бесконтрольно охотятся и рыбачат в радиусе до 10 км от буровой или вахтового посёлка, что заметно по резкому снижению плотности населения промысловых животных, особенно водоплавающих птиц. Патрулирование угодий охотничьими инспекциями не осуществляется ввиду удалённости угодий. Техногенная нагрузка на угодья здесь относительно невысокая.

Принятые природоохранные меры

Специальные меры охраны не приняты.

Научные исследования

Исследования проводились сотрудниками ЦНИЛ Главохоты, Обь-Тазовского отделения СИБРЫБНИИПРОЕКТ (существовал стационар на оз. Пыжьян), почвенные исследования — факультетом почвоведения МГУ.

Природоохранное просвещение

В школах национальных посёлков района ведётся обучение по специально разработанным экологическим программам и учебникам, проводится повышение квалификации учителей национальных школ.

Рекреация и туризм

Ввиду удалённости угодья туризм не развит, планируется организация охотничьего туризма на базе национальных посёлков.

Юрисдикция

Администрация Ханты-Мансийского автономного округа (626000, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира 5).

Орган управления угодьем

Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа; Управление агропромышленным комплексом (626000, г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, 87); Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, 2); Окружная инспекция по воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (г. Ханты-Мансийск, ул. П. Лумумбы, 60); Окружное управление охотничьего хозяйства (г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 128).

Литература

Атлас Тюменской области. Вып. 1, Москва-Тюмень, 1971.

О состоянии окружающей среды ХМ АО в 1997 г. Госкомприрода ХМ АО, 1998.

Физико-географическое районирование Тюменской области. Под редакцией Н А Гвоздецкого. М.: МГУ, 1973.

Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Под редакцией В.В.Плотникова. Тюмень: Экофонд ХМ АО, Софтдизайн, 1997.

Дорогие рыбаки!
В настоящем выпуске серии "Шпаргалки для рыбалки" собрано 30 наиболее распространенных узлов для различных видов лески и всевозможных оснасток. Размером с кредитку это издание всегда будет под рукой и, надеюсь, поможет вам на рыбалке.
Желаю удачи!

43 руб


Клевая рыбалка. Полная энциклопедия

Что для вас означает словосочетание "клевая рыбалка"? Интенсивный круглосуточный клев именно в том месте водоема, где расположились вы? А может, одна-единственная рыба, но ВО-О-ОТ ТАКАЯ, пойманная с большим трудом?
Какой бы ответ вы ни дали, очень сложно добиться того, чтобы рыбалка была клевой. Если же вам это удастся, вы с полным правом сможете носить титул "Самый клевый рыболов". Вы мечтаете именно об этом? Значит, ваша мечта близка к осуществлению. Все, что вам нужно, - это внимательно прочитать книгу "Клевая рыбалка. Полная энциклопедия".
В ней вы найдете исчерпывающую информацию об ужении рыб, населяющих водоемы СНГ. Данное издание расскажет о том, где, чем, на что и как именно ловить ту или иную рыбу. Кроме того, содержащиеся в нем подробные рекомендации по оказанию первой помощи уберегут вас от таких совсем не клевых возможных составляющих рыбалки, как отравление, солнечный удар, переохлаждение, вынужденное пребывание в ледяной воде и т.д.
Вы еще раздумываете? А у кого-то уже давно ТАКОЙ КЛЕВ!

590 руб


Книга рыболова-любителя

Второе издание энциклопедии любительской рыбной ловли. И начинающие, и мастера найдут здесь множество полезных знаний, советов и рисунков: каковы повадки рыб и раков, как их поймать, как разделать и даже - как заготовить впрок.
В примечаниях даны советы по изготовлению и ремонту снастей и правилам любительского и спортивного рыболовства.

300 руб


В настоящем двухтомнике приведены все способы рыбной ловли, описанные Л.П.Сабанеевым в книге "Рыбы России", вышедшей в 1913 году.
Текст отредактирован с учетом норм современной стилистики. С учетом современного состояния ихтиологической науки дана систематика рыб.
В приложениях даны пояснения к устаревшим географическим названиям.

449 руб


Особенности ловли рыб семейства лососевых

Прочитав эту книгу или взяв ее с собой на отдых у реки или на побережье моря, Вы сможете узнать много интересного и удивительного о рыбах семейства лососевых. Для написания этой книги сведения были почерпнуты не только из научных статей и журналов, но и из книг, написанных опытными рыбаками-любителями, которые занимались рыболовством сами и имели возможность услышать рассказы старых рыбаков о поведении и особенностях рыб семейства лососевых, о хитростях и умении ловить этих рыб.

36 руб


Читатель найдет в этой книге сведения по любительскому рыболовству, охоте, сбору грибов и ягод. Кроме того, в ней даны советы по хранению, переработке даров природы и приготовлению блюд из них.
Для широкого круга читателей.

409 руб


Ужение рыбы на мормышку - один из самых увлекательных видов спортивного рыболовства. В книге рассказывается о зарождении этого вида ловли, о снастях и принадлежностях рыболова о приемах ужения и мерах безопасности в сложных условиях зимнего ужения.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

683 руб


Спиннингист с более чем 30-летним рыболовным стажем поделится с вами своими подходами и наблюдениями о выборе оснастки и аксессуаров, об оценке Места ловли, о тонкостях и секретах использования современных искусственных приманок.
Нюансы и тонкости ловли всех основных трофеев спиннингиста в различных, порой экстремальных, условиях, крупицы мастерства и многочисленные полезные советы опытного спиннингиста - вот далеко не полное содержание этого издания, богато иллюстрированного многочисленными рисунками и схемами. Для отечественного рыболова многое из описываемого явится откровением. Книга будет полезна и интересна и широкому кругу читателей, и специалистам по рыбной ловле.



  • Разделы сайта