Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Алгоритм обучения плаванию дошкольников

Введение ………………………………………………………………………3

1.1 Гигиенические требования……………………………………………….4

1.2 Подготовка детей к занятиям…………………………………………….6

1.3 Организация занятий……………………………………………………...7

1.4 Плавание в режиме дня…………………………………………………...8

1.5 Работа с родителями……………………………………………………....9

1.6 Инвентарь и оборудование……………………………………………….10

1.7 Безопасность на занятиях…………………………………………………10

2.1 Этапы обучения……………………………………………………………11

2.3 Основы методики………………………………………………………….11

2.4 Методика организации занятий…………………………………………..19

3.1 Младшие группы…………………………………………………………..20

3.2 Средняя группа…………………………………………………………….20

3.3 Старшая и подготовительная группы…………………………………….21

Выводы …………………………………………………………………………22

Список использованной литературы ………………………………………23

Введение.

«Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше» (Т.И. Осокина, 1991 – с. 3). Именно с таких слов начинается авторитетная книга «Обучение плаванию в детском саду» Т. И. Осокиной. И с этим утверждением трудно спорить. Достаточно вспомнить то, что поверхность нашей планеты на 2/3 занимает вода и, как известно, все мы вышли из нее же. Поэтому вполне целесообразно уметь покорять эту стихию, как ни высокопарно это прозвучит. Кроме того, занятия плаванием приносят несомненную пользу здоровью организма. Стоит упомянуть о «гимнастике для сосудов», которая происходит во время регуляции тепла в организме в момент занятий. «От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде - воде, а движения пловца выполняются в горизонтальном положении. И то и другое, да еще в сочетании с плавательными движениями, оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие.» (Фирсов З. П., 1983 – с. 4) Так же регулярные занятия способствуют воспитанию личной и общественной гигиены. Но отдельно стоит поговорить о влиянии занятий плаванием на организм детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте работоспособность мышц относительно мала и происходит быстрое утомление при статических нагрузках. Детям необходимо движение. Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время правильного выполнения задания.

Дошкольный возраст характерен постоянным ростом и развитием опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия в воде позволяют снять напряжение и способствуют правильному формированию стоп и позвоночника, развивают дыхательную и сердечно сосудистую системы.

Занятия в бассейне, как правило, несут в себе положительный эмоциональный заряд и способствуют положительному эмоциональному подъему. Однако, не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Психологами установлено, что главный страх при занятиях на воде - это боязнь глубины (Т.И. Осокина, 1991).

Для того, чтобы занятия оказывали благотворный эффект необходимо соблюдать организационные и методические требования, учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Процесс организации занятий основан на нормативно – правовых документах, в которых указаны требования к оборудованию, квалификации специалистов, порядку и нормам проведения непосредственно образовательной деятельности. К таким документам можно отнести: закон об образовании; СанПиН; устав образовательного учреждения; режим дня, утвержденный заведующим детским садом.

Методы обучения выбираются и используются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями развития дошкольников. Разнообразие методов обучения обеспечивает результативность в ходе педагогической работы, которая в свою очередь должна быть максимально ориентирована на индивидуальность каждого воспитанника (Н.Е. Веракса, 2015).

Таким образом, организации и методике обучения плаванию в детском саду необходимо уделить достаточно внимания для того, чтобы обеспечить качественное и безопасное обучение.

    Организация обучения плаванием в детском саду

1.1 Гигиенические требования

«Залогом хорошего физического развития служат четкий режим дня, полноценное питание, воспитание у детей навыков личной гигиены и др.» (Е.Т. Смирнова, 1973 – с. 3). Воспитанию навыков личной гигиены способствуют правильно организованные занятия плаванием.

Как правило в дошкольных образовательных учреждениях используют крытые малоразмерные бассейны, которые находятся в здании на территории детского сада и чаще всего в одном основном корпусе, возможен так же вариант с пристройкой.

В бассейне могут быть организованы занятия для воспитанников самого учреждения, но также возможны занятия для детей из близлежащих дошкольных учреждений.

На раннем этапе обучения младших дошкольников наиболее удобны бассейны 7 х 3 м, глубиной 0,8 м. Для детей более старшего возраста для организации занятий плаванием целесообразно использовать бассейны большего размера. Самой практичной формой ванны бассейна считается прямоугольная, но существуют и другие, зависит от конкретных условий.

Для того, чтобы детям было удобно и безопасно спускаться в воду и подниматься после окончания занятия, в бассейне должна быть установлена лестница. Удобнее всего, когда лестница установлена вертикально и занимает минимальное пространство в ванне бассейна. Обязательным условием является наличие поручней. Ступени лестницы должны быть ребристыми и покрыты материалом, на котором не скользят мокрые ноги. При выходе из воды укладывают резиновые коврики. При выходе из душевой делают то же самое.

При бассейне должны быть раздевальные, в которых установлены шкафчики или вешалки с полочками для одежды и полотенец, а также душевые. В душевых должны лежать резиновые коврики.

В помещениях крытых бассейнов должна быть вентиляция, которая позволяет поддерживать температуру в пределах нормы. В начальный период обучения плаванию температура может быть выше, затем, по мере адаптации детей к воде, ее можно уменьшать в целях закалки организма. Нормы температурного режима для дошкольников указаны в СанПиНе.

Вода в бассейне обязательно проходит дезинфекцию, что является важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Ванну бассейна дезинфицируют при каждом спуске воды. Регулярно выполняется уборка и дезинфекция помещений, инвентаря.

      Подготовка детей к занятиям

Прежде, чем приступить к занятиям с детьми проводят специальные беседы, в которых рассказывают о правилах личной гигиены перед началом, во время и после окончания занятия.

Детей необходимо ознакомить с правилами поведения в бассейне, душевых, раздевальных. Дать представление о значении водных процедур, плавания и купания для сохранения и укрепления здоровья. Рассказать о том, что необходимо иметь на занятии (купальник, плавки, полотенце и т.п.).

Вещи для плавания должны приноситься каждый раз, когда у ребенка планируется проведение занятия по плаванию. Они должны быть уложены в сумку, для мыла и мочалки предусматривается отдельный непромокаемый мешочек. В конце дня родители забирают вещи домой и готовят их к следующему занятию.

Для занятий необходимы резиновые тапочки, в которых дети не рискуют поскользнуться во время приема душа или переходя из помещения в помещение.

Во время занятий плаванием у детей формируются навыки общественной и личной гигиены, привычки к водным процедурам, потребность в них, что благотворно влияет на развитие организма дошкольников.

С младшей группы детей приучают к выполнению элементарных правил – руки должны быть чистыми, а значит их нужно мыть каждый раз после прогулки, игры, загрязнения и т. п. В процессе работы у детей продолжают воспитывать навыки самостоятельного выполнения гигиенических действий.

В средней группе нужно следить, чтобы дети как можно чаще самостоятельно и осознано выполняли все гигиенические процедуры.

В старшей группе дети должны правильно и самостоятельно мыться в душе, уделяя внимание особенно потливым местам на теле, одевать одежду, собирать вещи.

В подготовительной группе дети должны осознанно и самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры.

Педагогам следует помнить, что залогом успешного усвоения правил гигиены является закрепление навыков в семье, соответствующий внешний вид и поведение взрослого и постоянство предъявляемых требований.

      Организация занятий

«Организация обучения детей плаванию в детском саду осущест­вляется в комплексе со всеми многообразными формами физкуль­турно-оздоровительной работы, так, как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.» (Н. Ж. Булгакова, 2001 – с. 336) Правильная организация занятий имеет большое значение в формировании основ здорового образа жизни.

Процесс обучения дошкольников выглядит как совокупность организационных и методических действий.

Организация занятия начинается со своевременной подготовки детей к занятию. Все действия начинаются вовремя и без опозданий. Приход детей выполняется строго по расписанию. Находясь в групповом помещении, дети переодеваются в одежду для занятия, наиболее удобной является легкая майка, трусы, носки, резиновые тапочки и махровый халат. Следует обратить внимание на то, что ногти на ногах и руках должны быть аккуратно подстрижены.

Подготовившись к занятию, первая группа детей отправляется в бассейн. Детей встречает инструктор по плаванию. Занятия начинаются с упражнений в сухом бассейне, а если такового нет, то в спортивном зале или на обходных дорожках у бортика бассейна.

После этого дети отправляются в раздевальную. Занимающиеся раздеваются и аккуратно убирают одежду, берут с собой чистые плавки и идут в душевую. Там они моются с мылом под присмотром медсестры и воспитателя. Затем идут с преподавателем в бассейн.

В то время, пока занимается первая группа, вторая группа готовится под руководством воспитателя к своему заходу.

Важно проследить по окончанию занятия, чтобы дети как следует вытерлись полотенцем.

      Плавание в режиме дня

Занятия плаванием осуществляются в совокупности с прочими формами физкультурно-оздоровительной работы. Между тем достижение задач сохранения и укрепления здоровья ребенка возможно лишь при правильной организации активной деятельности и отдыха ребенка.

Если в режим дня включается занятие по плаванию, то происходит корректировка режимных моментов. При этом пребывание детей на воздухе, проведение общеобразовательных занятий, прием пищи, сон и все другие формы работы с детьми должны быть полноценными.

Занятия плаванием проходят не ранее, чем через 40 минут после приема пищи. Существует мнение, что утренние часы (7 ч 30 мин – 8 ч 30 мин) более удобны для проведения занятий в бассейне. Это не нарушает режима дня, и дети успевают отдохнуть и высушить волосы за время завтрака. В группах, которые занимаются в утреннее время редки опоздания, ведь дети торопят родителей, потому что хотят заниматься в бассейне. Разумно назначать в это время детей подготовительной группы.

Важно предупредить родителей, если дети занимаются в ранние утренние часы, что прием пищи должен ограничиться легким завтраком.

При занятиях плаванием происходит уменьшение длительности прочих мероприятий в режиме дня. Как правило идет уменьшение времени прогулки в среднем на 20 минут. Если занятие проводится в первой половине дня в холодное время года, то прогулка отменяется. Нельзя допустить, чтобы прогулка отменялась чаще одного раза в неделю, поэтому одно занятие на неделе проводится в первой половине дня, а остальные во второй.

Минимальным количеством занятий в неделю, для того, чтобы можно было говорить об эффективном обучении плаванию, считается два раза. Количество занимающихся в бассейне зависит от возраста. Так в младшей группе количество занимающихся должно составлять от 6 до 8 человек, а более старшие группы состоят из 12 человек максимум.

Длительность занятий в каждой возрастной группе различна. На раннем этапе обучения занятия короче по времени, потом же их длительность можно увеличивать по мере освоения детей с водой.

      Работа с родителями

«Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет». (Кудрявцева Е. А.)

Родители являются ключевыми фигурами в воспитании собственных детей, потому их роль в процессе образования, воспитания и развития сложно переоценить. При проведении занятий по плаванию необходимо провести разъяснительные беседы с целью сделать доступным и понятным весь процесс занятий в бассейне для того, чтобы избежать недопонимания и неоправданных страхов. Необходимо заниматься активной пропагандой плавания среди родителей.

Беседу можно организовать как обособленное мероприятие, так и в совокупности с родительским собранием. По возможности необходимо развернуто отвечать на все вопросы, которые возникают в ходе беседы или отображены в анкетирование (которое тоже можно использовать). Врач должен рассказать о пользе плавания, а инструктору непосредственно о самом процессе обучения. В завершение беседы стоит раздать памятки с полезными рекомендациями относительно плавания.

      Инвентарь и оборудование

Важной и необходимой составляющей занятий является инвентарь и оборудование специализированное для занятий в бассейне. Для обеспечения правильного функционирования бассейна используются различные приборы контроля за температурой воды, воздуха, влажности. Все они необходимы для поддержания помещений в соответствующем гигиеническом состоянии.

Для обеспечения безопасности на занятиях используются различный инвентарь и предметы. Так, перед лестницей в бассейн кладется резиновый ребристый коврик, а для лучшей организации в больших бассейнах используются разделительные поплавки.

Кроме инвентаря, который используется для обеспечения безопасности, есть предметы для организации игровой деятельности и процесса обучению техническим элементам плавания. Важно правильно использовать вспомогательные средства, в противном случае развитие нужных навыков будет затруднено. Использование игрушек улучшает эмоциональную насыщенность упражнений. Количество мелких игрушек должно быть равно количеству занимающихся детей.

      Безопасность на занятиях

Для предупреждения несчастных случаев и травм на занятиях необходимо соблюдать следующие требования и правила:

проводить занятия в местах, которые отвечают всем требованиям гигиены и безопасности. Дети должны знать границы, в которых проводится занятие и не заплывать за них (в тех случаях, когда занятия проводятся не в бассейне);

необходимо следить за соблюдением строгой дисциплины. Дети должны выполнять требования педагога. Шум, столкновения, ложные крики о помощи недопустимы; допуск к занятиям возможен только с разрешения врача; дети должны уметь использовать спасательные средства; необходимо видеть всю группу и каждого занимающегося в отдельности; на занятиях должна присутствовать медсестра или врач; выводить ребенка из воды при первых признаках переохлаждения; воспитывать осознанность безопасного поведения на воде у ребенка.

2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

2.1 Этапы обучения

Обучение воспитанников дошкольного образовательного учреждения плаванию условно можно разделить на четыре этапа. Первый берет свое начало со знакомства ребенка с водой, ее свойствами. По окончании первого этапа ребенок должен уверенно вести себя в воде, выполнять простейшие задания.

После овладения элементарными навыками и знаниями о воде ребенок переходит на второй этап обучения. Он связан с приобретением чувства надежности в водной среде, что соответствует улучшенным навыкам и умениям в сравнении с первым этапом. Дети на втором этапе умеют всплывать, лежать на воде, скользить, а также выполняют упражнения вдох-выдох в воду несколько раз подряд.

На третьем этапе начинается разучивание плавания определенным способом. Дети должны уметь проплыть дистанцию до 15 метров в условиях глубины бассейна до 60 см, при этом сохраняется правильная координация движения рук и ног с вдохом и выдохом.

Четвертый этап характеризуется совершенствованием ранее разученных способов плавания с добавлением упражнений на поворот и элементарных прыжков в воду.

Как правило для детей дошкольного возраста рекомендуется использовать обучение кролю на спине и на груди, а также упрощенные виды этих способов.

2.3 Основы методики

Процесс обучения, который правильно организован, приводит к развитию физических, морально-волевых качеств воспитанников, увеличивает объем двигательных навыков, знаний, воспитывает эстетические чувства (чувство красоты в движениях, оформлении бассейна), формирует осознанное отношение к занятиям.

Методика обучения должна быть согласована с принципами педагогики и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. К общепедагогическим принципам относятся: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Принцип сознательности и активности. Эффективность обучения плаванию во многом определяется сознательным и активным отношением занимающихся к занятиям, при этом степень сознательности зависит от возрастных возможностей, особенностей восприятии и мышления.
Принцип сознательности диктует необходимость осмысленного отношения
занимающихся к изучаемому учебному материалу. Понимание учениками сущности предлагаемой им тренировочной работы способствует большей концентрации их внимания на выполнении каждого движения и упражнения и повышает эффективность процесса обучения. Здесь необходимо вспомнить о роли нервной системы в целом и коры головного
мозга в частности в процессе обучения конкретным двигательным актам. Именно в коре головного мозга в результате афферентного синтеза (в том числе – как следствие педагогических «установок») – формируется «образ» (центральный интеграл эфферентных возбуждений и акцептор результата действия) функциональной системы конкретного двигательного акта - плавательного движения. И этот «образ» формируется гораздо быстрее
при осознанном восприятии воспитанниками учебного материала, предлагаемого им преподавателем. (В. М. Смирнов, В. И. Дубровский, 2002.)

Активность – другая сторона сознательного отношения к обучению технике плавания, позволяющая ученикам получать дополнительную информацию об изучаемом предмете, что позволяет ускорить и повысить эффективность формирования акцептора результата действия, а значит – сделать более эффективными сам процесс обучения.

Принцип систематичности диктует необходимость построения системы занятий, направленной на решение конкретных задач и достижения конкретной цели. Основа этой системы - физиологически и педагогически обоснованные: регулярность занятий, чередование с отдыхом, целенаправленность каждого занятия. Именно «правильная» (физиологически и педагогически обоснованная) система учебных занятий – залог успешности формирования у каждого ребенка желаемой техники плавания.
Для создания прочного навыка плавания у ребенка необходимо, чтобы занятия носили систематический характер. Исследованиями показано, что плавание реже 2-х раз в неделю не приносит желаемых результатов, особенно в младшем возрасте. Продолжительность занятия в воде не должна превышать 20 минут для детей 3-4 лет - 30 минут – для детей 5-6-ти лет, 45 минут – для детей 7-8-ми лет.
Принцип доступности тесно связан с принципом последовательности. Эти два принципа наиболее полно раскрывают три методических правила: от простого - к сложному, от частного - к общему, от известного - к неизвестному. Доступность освоения более сложного определяется «наличием» у данного индивидуума функциональных систем простых двигательных актов, которые необходимы для формирования более сложной функциональной системы движения. Теоретически возможно построение сложных систем
движения при «неготовности» у конкретного индивидуума одного, двух функциональных компонентов, необходимых в числе многих для построения более сложной конкретной функциональной системы двигательного акта. Но на практике такой путь освоения технически сложных движений чаще всего ведет к формированию устойчивых погрешностей в технике движений, в дальнейшем с огромным трудом поддающихся исправлению.

Принцип доступности предопределяет необходимость динамической оценки также и текущих функциональных возможностей воспитанника. Опора на эти динамически меняющиеся (как в положительную, так и в отрицательную сторону) индивидуальные возможности каждого отдельного ученика определяет характер и объем упражнений в
каждом занятии.

Принцип наглядности при обучении технике плавания предопределяет более широкое и полноценное «задействование» зрительного анализатора воспитанника с целью повышения эффективности процесса формирования центрального интеграла эфферентных возбуждений и акцептора результата действия – создания в коре его головного мозга идеального «образа»
желаемого типа движения. (В. М. Смирнов, В. И. Дубровский, 2002.) При реализации принципа наглядности необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и мышления, в соответствии с которыми и выбираются варианты формы визуальной демонстрации и анализа достигнутых результатов. То есть здесь вновь вступает в действие принцип доступности.
Принцип индивидуализации при обучении технике плавания определенным образом связан с принципом доступности. Но, прежде всего, реализация этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся, в том числе, при выборе «основного» способа плавания, с которого и следует начинать обучение плаванию. Так при тщательном отборе среди значительного контингента новичков, приходящих в бассейн с
целью научиться плаванию, можно выявить небольшой процент «врожденных брассистов», которые способны гораздо быстрее освоить симметричные движения, характерные для способа «брасс». Выдающийся американский тренер по плаванию Боб Кифут сказал, что каждый человек при рождении «получает» свою собственную нервно-мышечную систему,
вследствие чего практически невозможно изменить предопределенную структуру движений пловца, а стиль плавания так же индивидуален, как и почерк. Но фенотипические проявления генотипа каждого индивидуума – определяющие факторы при выборе не только способа,
которому его следует изначально обучать, но и при выборе индивидуальных методов, дозировки и режима физической нагрузки.
Общепедагогические методы, используемые при обучении
плаванию.

Методы обучения – это способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относятся: описание, объяснение, рассказ, беседа, методические указания, разбор и анализ действий, команды и распоряжения, подсчет. С помощью этих методов педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму и характер, направленность воздействия, осмыслить и устранить
допущенные ошибки. Краткая, точная, образная, в достаточной степени эмоциональная и понятная речь педагога способствует повышению эффективности занятий.

В связи со специфическими особенностями плавания все необходимые объяснения, разбор и оценка действий проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. В воде применяются только лаконичные команды, распоряжения и подсчет, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости, а также возрастает опасность переохлаждения.
Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так. При обучении детей дошкольного возраста созданию представления о характере движения способствует проговаривание вслух направления движения и его конечного результата. Например: «Гребем назад – идем вперед; гребем вправо - идем влево; гребем вниз - идем вверх» и т.д. Объяснение является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу. Пониманию сущности движения способствует подсказка педагогом тех ощущений, которые должны возникать у занимающихся при правильном выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду, как о плотный предмет).
Рассказ применяется преимущественно во время игр. Если игра проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педагога должна быть образной, а задания - предметными. Беседа проводится в форме опроса, что повышает самостоятельность и активность занимающихся, помогает педагогу лучше узнать их. Разбор и анализ действий проводится после выполнения какого-либо задания или при подведении итогов урока. Анализ и обсуждение ошибок, допущенных при выполнении упражнений, а также нарушений правил во время игры нацеливают занимающихся на корректировку своих действий.
Методические указания акцентируют внимание занимающихся на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых даст возможность правильно выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы упражнения, но и ощущения, которые должны возникать при этом. Так, при выполнении
скольжения на спине даются такие указания: «живот выше»; «на воде нужно лежать, а не сидеть».

При работе с детьми младшего возраста указания даются в форме образных
выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности выполняемого движения. Например, при обучении выдоху в воду - «дуй на воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и ногами - «делай движения руками, как мельница», «носки ног должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка».
Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом
обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде). Команды педагога определяют: начало и окончание движения; место для принятия исходных положений при выполнении заданий; направление, темп и продолжительность выполнения движений. Команды делятся на предварительные и исполнительные, они подаются громко, четко, в повелительном тоне.
На занятиях с дошкольниками предварительные команды не применяются. В этих случаях вместо предварительных команд даются распоряжения. Например: «опустить лицо в воду»; «наклониться вперед, плечи и подбородок в воду»; «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».
Подсчет - применяется для создания необходимого ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания занимающихся на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями. При необходимости акцентировать внимание на какой-то определяющей детали
упражнения подсчет ведется с определенной интонацией. Например, при изучении движений ногами брассом применяется счет «раз-и-два и три-четыре»: «раз-и-два» произносится спокойно, так как соответствует медленному подтягиванию ног; «и» означает момент разведения носков в стороны (важнейший элемент движения в брассе) и подчеркивается интонацией; «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует рабочему толчку ногами. При обучении кролю используют счет «раз-два-три» (в ритме вальса). Подсчет применяется только на начальных этапах обучения плаванию. К наглядным методам обучения относятся: показ преподавателем или спортсменом изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных наглядных пособий; применение жестикуляции. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении и является наиболее эффективной формой обучения детей (особенно у дошкольников), у
которых в силу возрастных особенностей выражена склонность к подражанию.
Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Для показа техники можно использовать видео материал и мультимедийное оборудование. Таким
образом, занимающимся предоставляется возможность видеть движения пловца, а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения
педагога. По указанию педагога дети обращают внимание на наиболее существенные элементы техники, появляется возможность показывать их в медленном темпе, с остановкой. Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы
движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах гребка).
Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие занимающимися команд и указаний педагога. Поэтому преподаватели, тренеры по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, специальных терминов и жестов, позволяющих им установить более тесный контакт с группой. Условные сигналы и
жесты не только могут заменить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику выполнения движений, предупредить или исправить возникающие ошибки.
В группу практических методов входят: метод практических упражнений,
соревновательный и игровой. Метод практических упражнений – основной метод обучения технике плавания. От того, насколько верно выбраны средства из арсенала данного метода зависит успешность
овладения тем или иным способом плавания. Наряду с освоением техники, с помощью практических методов обучения достигается совершенствование специальных двигательных качеств.

Соревновательный метод позволяет научиться реализовывать свои возможности в соперничестве. И хотя некоторые специалисты считают, что этот метод больше относится к тренировке, есть мнение, что применение в условиях детского сада будет способствовать формированию положительной мотивации к совершенствованию навыков плавания.

Игровой метод повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных плавательных движений.

2.4 Методика организации занятий

Основываясь на дидактических принципах, к каждому занятию подбираются упражнения и игры. Именно упражнения и игры являются основными средствами развития ребенка на занятиях плаванием. В процессе обучения дети должны постепенно усваивать каждый раздел программы.

Игры и упражнения помогают детям овладеть основными необходимыми навыками и умениями. «Игровой метод - обязательное методическое требование физического воспитания.» (Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н., 2006 - с. 5) Различают упражнения, которые знакомят с сопротивлением воды и способом передвижения по дну; учат погружаться в воду с головой; выдыхать в воду; всплывать и лежать на воде; скользить по поверхности.

Используя такие подготовительные упражнения педагог тем самым формирует навыки поведения в воде. Используя же специальные упражнения, формируются навыки плавания. Специальные упражнения направлены на содействие овладению движениями ног и рук, осваивание техники дыхания и отработку общей координации движений при определенном способе плавания, в частности - способ кролем на спине и на груди.

На каждом занятии решаются задачи учебно-воспитательного плана, ставится определенная тема и усваивается материал сразу нескольких разделов. Переходя от одной задачи к другой, нужно помнить, что они должны быть связаны между собой и взаимообусловлены друг другом. Каждое последующее занятие постепенно увеличивает трудность выполнения упражнений. Обязательным условием успешного занятия являются попытки плавать удобным способом и наличие игр в воде. (Еремеева Л. Ф., 2005) Переход от одной темы к другой следует делать лишь тогда, когда большинство детей освоит все задания. До того момента необходимо повторять материал целиком или частично, добиваясь усвоения в полной мере его ребенком. Количество повторений зависит от возраста и колеблется в пределах от 2 до 8 раз, что зависит от сложности материала и индивидуальных особенностей детей.

Говоря об эффективности той или иной методики организации занятий, нельзя не упомянуть о влиянии на результат количества и особенностей организации занятий. Преподаватель должен помнить, что при разной продолжительности и количестве повторения игр и упражнений, результаты будут так же различаться.

3.1 Младшие группы.

При организации занятий следует обратить внимание на спуск и подъем по лестнице. Это действие вызывает затруднение у детей этого возраста и здесь необходима помощь педагога.

Важно проконтролировать первый заход каждого ребенка, чтобы он почувствовал уверенность. Заходя в бассейн вместе с малышом его нужно взять за руки и смотреть на него, а он должен смотреть на вас. После того, как вы остановились, начинаете медленно отходить назад и манить ребенка к себе.

Побуждать к действию в бассейне легче всего используя игрушки. Их можно разложить по всей поверхности воды и по периметру бассейна.

Несмелым ребятам следует уделить повышенное внимание и позаниматься с ними отдельно.

В работе следует использовать мягкий и добрый голос, показывать личным примером правильные движения, не забывая о дисциплине. Педагог должен быть внимателен и в любой момент прийти на помощь ребенку.

3.2 Средняя группа

В этом возрасте должны быть повышены требования к самостоятельности детей относительно предыдущей возрастной группы. Педагог находится в воде лишь до тех пор, пока дети не освоятся в воде достаточно хорошо или того потребует сложившаяся ситуация.

Выслушав задание на суше, дети отправляются выполнять его в воде. Этот прием приобретает значение в этом возрасте.

Необходимым условием успешного разучивания движений является повторение материала и показ. Показ должен быть четким, понятным и легким.

Мышление детей в средней группе образно, а потому следует использовать образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Но чрезмерное использование этого приема может негативно отразиться на четкости выполнения упражнения. Надо учить детей организованности.

3.3 Старшая и подготовительная группы

В этом возрасте начинаем осваивать умения и навыки определенных стилей плавания, технику выполнения. Как правило в обучении используется кроль на груди и спине. Нужно учитывать различный уровень подготовки детей. В группе с детьми без предварительной подготовки по плаванию начинаются занятия с освоения в воде и только после того, как они смогут уверенно передвигаться в воде, скользить, правильно дышать, можно переходить к разучиванию способа плавания в целом.

Большое значение имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показ нужно выполнять перед самим выполнением упражнения детьми. Можно привлекать помощников.

При выполнении упражнения с ошибками, следует указать на основную. Исправление основной ошибки часто ведет к устранению второстепенных. Не нужно пытаться устранить сразу несколько ошибок, это рассеивает внимание детей.

Во время занятий так же эффективно используются игры, которые направлены на техничное выполнение скрытых подводящих упражнений.

Выводы

Конечной целью организации и методики обучения плаванию в детском саду является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Организуя занятия и используя различные методы обучения, педагог должен учитывать особенности развития детей дошкольного возраста. А именно: активный рост и развитие всех систем организма ребенка; индивидуальные особенности; несформировавшийся, податливый к внешним влияниям опорно-двигательный аппарат.

Так же организация процесса обучения регламентируется нормативно – правовой базой, начиная от конвенции о правах ребенка и заканчивая распорядком дня, который утверждается заведующим детским садом.

Важнейшим условием сохранения здоровья детей является обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений для занятий плаванием. В подготовку детей к занятиям включено гигиеническое воспитание, которое направлено на формирование основ общественной и личной гигиены. На инструктора по плаванию, руководителя детского сада, медсестру и воспитателя возлагаются обязанности по контролю за состоянием здоровья детей до, во время и после занятий.

В соответствии с возрастом воспитанников требуется воспитывать в детях осознанность к процессу обучения, стремление к организованности, самостоятельность. В совокупности с различными формами физкультурно-оздоровительной работы проводятся занятия по плаванию, что является правильно и целесообразно, ведь именно в рациональном режиме организации активной деятельности и отдыха ребенка лежит залог успеха в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Важнейшим моментом в образовательном процессе является взаимодействие родителей и инструктора по плаванию. Для того, чтобы избежать недопонимания, прийти к осознанному подходу в обучении ребенка плаванию и получить необходимую поддержку в любой форме со стороны родителей, необходимо провести беседу с ними. Для пропаганды рекомендуется проводить открытые занятия в бассейне.

Очевидна необходимость в качественном инвентаре и оборудовании, которое позволит обеспечить безопасность детей, а также создать благоприятный эмоциональный фон.

Соблюдение правил и требований безопасности обязательно на всех этапах обучения плаванию.

Для качественного выполнения образовательных, воспитательных и развивающих задач необходимо придерживаться методики обучения. Каждой возрастной группе соответствуют свои методические рекомендации.

Условно можно выделить четыре этапа обучения. Первый этап начинается с ознакомления с водой. Второй связан с приобретением умений и навыков для ощущения надежности в воде. На третьем этапе дети проплывают до 15 метров. И на четвертом этапе продолжается освоение и совершенствование техники плавания определенным способом, как правило это кроль на груди и спине.

Методика обучения базируется на общепедагогических принципах: сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности. Успешность выполнения образовательных, воспитательных и развивающих задач зависит от правильности применения этих принципов. Успешность выражается в увеличении объема двигательных навыков, знаний, развитии физических качеств и умственных способностей, волевых качеств и осознанности в поступках.

Список литературы

    Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М., 2002.

    Булгакова Н.Ж. Физкультура и спорт. Плавание. - М., 2001.

    Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. – М., 2015.

    Еремеева Л. Ф. Научите ребёнка плавать. – СПб., 2005.

    Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание. Игровой метод обучения. – М., 2006.

    Кудрявцева Е. А., Детский сад и семья. Методика работы с родителями. – М., 2007.

    Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991.

    Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. – М., 2002.

    Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 1973.

    Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

В последние годы в научно-методической литературе появилось достаточное количество публикаций по обучению детей дошкольного возраста плаванию (В.М. Кубышкин, 1988; Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003; А.Д. Котляров, 2006; В.Ю Давыдов, 2007; Ю.С. Герасимова, Е.В. Ивченко, 2007; Б.В. Щербаков, 2007; С. Кравчик с соавт., 2008; В.Н. Золотов, 2009; A. Osorio, L.G. De Leon, 2011).

Многими авторами высказывается мнение о необходимости начинать обучение плаванию с грудного возраста (А.Д. Котляров, 2003). Одними из первых получили должные научные обоснования исследования Т.И. Осокиной 1985 года и В.С. Васильева 1989 года. В исследовании Т.И. Осокиной 1985 года обосновываются, необходимость и целесообразность обучения детей плаванию в возрасте 5-7 лет. При этом автор рекомендует начинать первоначальное обучение с более доступных для каждого ребенка способов плавания, подразумевая такие способы как "кроль без выноса рук" и " кроль на груди". Большое внимание авторы уделяют организации занятий со старшими дошкольниками.

В результате проведенных исследований в 1989 году, В.С. Васильев, выделил три периода становления навыка плавания. Основными задачами первого периода является:

Освоение основных подготовительных упражнений в опорном положении;

Формирование навыков горизонтального положения;

Изучение движений ногами в опорном положении.

На первом этапе необходимо уделять внимание формированию дыхания в специфической среде, изучению движений ногами в опорном положении, как при плавании кролем на спине и на груди. Во втором периоде обучения изучаются элементы плавания в без опорном положении. Основной задачей третьего периода является совершенствование движений рук и ног в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди или на спине.

В своих исследованиях автор отмечает, что прочность навыка плавания обеспечивается разучиванием большого количества подготовительных упражнений без использования каких-либо поддерживающих средств. Исторически сложившееся направление методики плавания характерно тем, что первоначальное обучение осуществляется со спортивных способов плавания - кроль на груди и на спине, основанных на переменных движениях рук и ног. Это положение в настоящее время распространено и на методику обучения детей младшего школьного и дошкольного возраста (Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003; А.Д. Котляров, 2006; В.Ю Давыдов, 2007; Б.В. Щербаков, 2007; А.Е. Столяров, 2007; О.Ф. Горбатенко с соавт., 2008; С. Кравчик с соавт., 2008; В.Н. Золотов, 2009; J.E. Counsilmen, 1994). При этом допускается первоначальное обучение детьми облегченных способов плавания, таких как: кроль без выноса рук, плавание на сшше при помощи поперемешьих движений ногами и укороченных движений руками (А.А. Дружинин, 2008; Котляров А.Д. 1989). Некоторые исследования указывают на возможности обучения детей младшего возраста облегченных вариантов брасс на груди. По мнению Б.В. Щербакова (2007) старших дошкольников необходимо первоначально обучать со следующих способов: плавание на груди при помощи одновременных гребковых движений руками и попеременных движений ногами, плавание на груди при помощи попеременных движений руками и ногами. Ряд авторов считает, что при освоении плавательных движений и подборе упражнений, необходимо исходить из элементарной автоматической координации, которой не надо обучать. Освоение противоположной координации требует специального обучения нередко основанного на подавлении элементарной, генетически детерминированной, автономной координацией. На суше, для нижних конечностей более элементарной и автоматической является перекрестная координация, для верхних конечностей наоборот, симметричная. При совместных движениях рук и ног наиболее элементарной автоматической координацией является одностороннее, однонаправленное движение (Е.А. Сальникова, 2002; Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003; О.Ф. Горбатенко с соавт., 2008; Seifert L., Chollet D., 2007).

Анализ доступной нам отечественной и зарубежной литературы свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций, об учете предрасположенности детей в возрасте 3-7 лет к освоению бимонолотеральных движений, выполняемых в условиях водной среды. Однако следует отметить, что исследования в данном направлении осуществлялись на детях грудного возраста. Так, при обучении грудных детей плаванию выявлялось около десятка разновидностей техники их передвижения в воде. При этом чаще встречались попеременные и реже одновременные движения руками и ногами, а экспериментально было установлено, что с помощью взрослых, грудные дети предпочитают плыть в положении на спине и только научившись самостоятельно держаться в этом положении на воде, пробуют плыть на груди или на боку.

Относительно продолжительности купания и занятий плаванием с детьми дошкольного возраста в имеющейся литературе сведения не однозначны.

В.Е. Аршавский (1975) рекомендует купаться не более 8 минут, а Т.К. Осокина (1985) не более 15 минут. По мнению В.С. Васильева (1989) дети пяти лет и старше по истечению 4-5 занятий могут находиться в воде 30-40 минут. В тоже время "Программа обучения и воспитания в детских садах" предусматривает следующую продолжительность физических занятий для детей:

1. 4 года - 10 - 15 минут;

2. 5 лет - 13 - 20 минут;

3. 6 лет - 25 - 30 минут;

4. 7 лет - до 35 минут.

Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного возраста отмечаются во многих литературных источниках. По данным Т.И. Осокиной (1985) занятия по плаванию оказывают большое влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В некоторых работах указывается на уменьшение заболеваний на 30-35 % у детей занимающихся плаванием (E.H Карпенко, 2006; В.Ю. Давыдов, 2007; В.Н. Золотов, 2009). Большинство специалистов отмечает, что с увеличением возраста способность к обучению плаванием повышается (Васильев B.C. 1973; В.Ю. Давыдов, 2007; О.Ф. Горбатенко с соавт., 2008; H.M. Toussaint, P.E. Roos, S.V. Kolmogorov, 2004).

Вместе с тем, мнение специалистов по продолжительности освоения тех или иных навыков плавания и способности дошкольников разных возрастных групп к овладению движениями, выполняемыми в условиях водной среды расходятся.

Т.И. Осокина (1985) предлагает разбить процесс обучения на три этапа:

1. этап - "Азбука" обучения - освоение с водой (дети от 1 до 3 лет);

2. этап - освоение основных элементов плавания (дети от 3 до 4 лет);

3. этап - совершенствование навыков плавания (дети от 4 до 7 лет).

К концу 3 этапа обучения дошкольники должны научиться плавать вольным стилем, проплывая расстояние до 25 метров.

Лучшее формирование навыков плавания у детей дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде (В.А. Аикин, 1988; Ю.А. Короп, С.Ф. Цвек, 1985). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежном и правильном освоении ими плавательных движений. Между тем (Ле Ван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на воде (В.С. Васильев, 1963) с нахождением преподавателя в бассейне для лучшей организации проведения занятий.

Дети в возрасте 5-7 лет по своим двигательным возможностям (В.С. Васильев, 1963) вполне готовы к освоению сложных плавательных движений, которые по мере освоения должны постепенно усложняться и детализироваться.

Детей рекомендуется обучать также с помощью картинок по следующим разделам: 1) специальные упражнения на суше; 2) упражнения для освоения водной среды; 3) погружение в воду с головой; 4) дыхание с выдохом в воду; 5) статистическое (пассивное) плавание в воде; 6) скольжение в воде; 7) движение ногами кролем на груди, на спине; 8) движения руками кролем на груди, на спине; 9) плавание кролем без выноса рук; 10) плавание кролем на спине без выноса рук; 11) плавание кролем на груди и на спине без выноса рук; 12) спортивные способы плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс (Э.Г. Черняев, В.И. Чепелев, 1987). Подробным способом раскрыто индивидуальное обучение детей азбуке плавания, рекомендуемое родителям, бабушкам и дедушкам (А.А. Литвинов и др., 1995).

Образные выражения, жесты, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение (В.В. Пыжов, 1977) в доступном овладении изучаемых упражнений (И.А. Ганчар, 1998).

При занятиях плаванием с детьми 5-7 лет следует иметь в виду, что дети в группе могут быть различной подготовленности. Дети 5-7 лет обычно быстро осваиваются в воде. Они сознательно подходят к выполнению подготовительных упражнений, проявляют настойчивость, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому период освоения детей этой возрастной группы с водой значительно короче, чем более младших. Раньше можно переходить к упражнениям, помогающим овладеть техникой плавания кролем на груди и на спине (Н.Ж. Булгакова, 1997).

Но, прежде всего, необходимо начинающих плавание научить самостоятельно входить в воду, передвигаться по дну бассейна различными способами (шагом, бегом, опираясь на руки), на различной глубине (от колена до пояса), научиться погружаться в воду, открывать в ней глаза, научить правильному вдоху и выдоху в воду, лежанию в воде на груди и на спине, скольжение на груди и на спине (Н.Г. Дундуков, А.В. Фомин, 1975), а так же выполнение простейших попеременных движений ногами (по типу кроля. Для выполнения этих задач разработано множество различных упражнений и игр ("Карусель", "Фонтан", "Крокодил", "Краб", "Качалка", "Хоровод", "Мотор", "Найди клад", "Водолазы", "Кто больше" и т. д.).

Упражнения для выработки умения держаться на воде в горизонтальном положении: "Медуза", "Звёздочка", "Поплавок", "Стрелка на груди" и другие.

Важной задачей является научить детей выходу в воду. Этому способствуют такие упражнения и игры как: "У кого больше пузырей?", "Погружение с головой и выдохом в воду в парах", "Выдох с поворотом головы", "Ворота" и д. р.

Следующим этапом обучения является обучение координационным возможностям в воде. Начать следует с обучения движений ног при плавании кролем на груди и на спине. Для этого используют упражнения, как на суше, так и в воде (Ю.В. Шапошников, 1979). Попеременные движения ногами, сидя на полу, попеременные движения ногами, лёжа на скамейке, движения ногами в воде, сидя на бортике, на дне бассейна, движения ногами в воде, опираясь на руки, скольжения, на груди и на спине с переменными движениями ног и т.д.

Далее можно переходить к обучению движений рук в плавании на груди и на спине. Обучение начинается с обучения движений рук на суше. Это могут быть упражнения подготовительного и имитационного характера (выполнение различных вращений вперёд, назад, одной и двумя руками, имитация гребковых движений и т.д.). Обучение движений рук проводится первоначально при произвольном дыхании ребёнка, затем на задержке дыхания, а после этого обучение движений рук с выдохом в воду (И.Ю. Кистяковский, 1976).

После освоения всех упражнений по данной задаче (А.А. Волошин, М.М. Киселёв, 1980) эти упражнения закрепляются и совершенствуются в играх и развлечениях в воде с постепенным усложнением условий выполнения (различные варианты глубины, использование вспомогательного инвентаря - досок, надувных игрушек и т.д.).

Следующим этапом является обучение сочетание движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду. Обучение координации руками и ногами осуществляется параллельно на груди и на спине. В качестве подготовительных упражнений рекомендуются различные вращения одной, двумя руками, вперёд, назад, одновременные, попеременные, а также движения ног. При выполнении имитационных упражнений уделяется внимание, в первую очередь, на правильность выполнения гребковой фазы движения, а затем - подготовительной фазы - выведение рук в исходное положение для гребка. При выполнении упражнений на суше тренер оказывает непосредственную помощь ребёнку, придавая правильное положение рук в отдельных фазах гребка (Л.П. Макаренко, 1985).

Освоение плавательных движений в сочетании с дыханием представляет главную трудность при обучении детей плаванию (В.Я. Лопухов, 1995). К разучиванию движений рук в сочетании с дыханием приступают в положении стоя в воде, нагнувшись вперёд. Дошкольников желательно приучить поворачивать голову для вдоха направо и налево. Попытки сочетать плавательные движения с дыханием могут долго не получаться у детей. Стремление приспособить дыхание к движениям нарушает координацию, часто ведёт к грубым ошибкам. Поэтому можно разрешать детям плавать с задержкой дыхания на вдохе длительное время. Это упрощённая форма способа плавания, построенная на технически правильной основе.

Плавание на спине для многих детей оказывается легче, чем плавание на груди. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают сначала на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом с помощью плавательной доски, затем переходят к разучиванию движений ног в скольжении на спине после отталкивания от стенки бассейна. Вначале детей учат держать руки свободно опущенными вдоль туловища, не делая никаких движений. Затем положение рук усложняется: одна рука остаётся свободной вдоль туловища, другая выносится вперёд и располагается по направлению движения. При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами, а также упражнения в парах: один удерживает другого за ноги. Постепенно дети начинают выполнять согласованные движения руками и ногами, чтобы овладеть ритмом движений, они выполняются на счёт. Упражнения выполняются многократно на коротких дистанциях (В.Ю. Давыдов, 1993).

Естественно, что в начале обучения дети могут совершать ошибки. Чаще всего это зависит от недостаточной общей физической и координационной подготовленности дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности многим детям с трудом удаются чёткие движения в воде. Не надо требовать от них большой точности в технике плавания. Это возможно лишь в результате упорного труда в течение нескольких лет. Но грубые ошибки в технике нужно последовательно исправлять.

Высокое положение головы, например, вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание (В.Н. Мухин, Ю.И. Родыгин, 1988). Прежде всего, надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания.

При низком положении таза глубоко погружаются ноги, нарушается равновесие. Иногда дети производят резкие, неритмичные, несогласованные движения ногами, сильно сгибают их. Вначале нужно исправить ошибки в положении тела и движений ног и только затем приступать к совершенствованию движений рук и общей координации.

У многих новичков при повороте головы в сторону для вдоха наблюдается замедление работы руками и особенно ногами. Детям легче приспособить дыхание к движениям рук и ног в соответствии со своими возможностями. Это нельзя считать ошибкой, постепенно с течением времени этот недостаток исчезнет (Г. Левин, 1981).

При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность плавать всеми способами - кролем на спине, кролем на груди, дельфином и брассом. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким-либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно и нужно позволять ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше (А.А. Волошин, Н.Б. Кулибаба, 1982).

Для многих детей в возрасте 5-7 лет более доступным способом плавания является брасс. Принято сравнивать движения брассиста с действиями лягушки. Действительно, в них много общего, и дети могли наблюдать этот момент в своей жизненной практике, поэтому этот способ некоторым детям более понятен.

Процесс изучения элементов способа плавания, брасс начинается на суше с освоения движений ног, работа которых является важнейшим элементом в технике данного способа плавания. Для этого используют разнообразные подготовительные и подводящие упражнения и игры в воде.

С техникой движений при плавании брассом тоже знакомятся сначала на суше. Для этого имитируют движения рук в положении стоя в наклоне вперёд, прогнувшись, руки вытянуты вперёд ладонями вниз-кнаружи.

В воде движения рук разучивают, стоя на глубине по грудь и наклонившись вперёд так, чтобы подбородок лежал на поверхности воды. Затем это упражнение повторяют в согласовании с дыханием. Важно разучивать дыхание с самого начала, уже во время подготовительных упражнений, так как ритм дыхания в брассе чётко совпадает с движениями рук.

Обратить внимание надо на следующее: не поднимать голову, смотреть вперёд во время гребка; в конце гребка немного приподнять подбородок вперёд-вверх и сделать вдох через рот; когда руки выводятся вперёд, подбородок и рот опускаются в воду, начинается продолжительный выдох, который продолжается в течение почти всего гребка (В.Г. Ровчин, 1984).

Дошкольникам рекомендуется разучивать согласование движений рук и ног брассом в скольжении на груди. Во время скольжения на задержке дыхания сначала 2-3, а потом и более циклов движений. Затем ребёнок останавливается, делает выдох-вдох и вновь повторяет согласование движений рук и ног в скольжении. Движения рук и ног в дальнейшем сочетаются с дыханием (А.А. Волошин, М.М. Киселёв, 1980). Правильное согласование движений в полной координации устанавливается постепенно в процессе тренировки.

Многие дети 5-7 летнего возраста осваивают технику плавания способом дельфин, хотя она считается более сложной по сравнению с другими способами. Это особый способ плавания. В его технике имеются элементы и брасса и кроля, поэтому изучать этот способ плавания надо после того, как ребёнок освоит технику плавания кролем и брассом.

Обучение детей способом плавания способом дельфин также начинается с подготовительных упражнений на суше и в воде. В волнообразных движениях участвует всё туловище - плечевой пояс, поясница, таз и ноги, поэтому этот способ плавания представляет собой отличное, разносторонне развивающее упражнение. Сомкнутые ноги движутся одновременно, напоминая хвост дельфина, поэтому, используя образное мышление детей, нетрудно научить их выполнять это движение.

Сложнее произвести ребёнку гребок обеими руками, так как он выполняется одновременно двумя руками, движение каждой напоминает гребок при плавании кролем.

Согласование движений в дельфине сложное. Упражняться лёжа на груди удобнее с доской в руках, а осваивать координацию в скольжении. НЕ все дети в возрасте 5-6 лет в состоянии освоить этот способ плавания, и в этом нет необходимости. Достаточно ознакомить с ним детей (В.Ю. Давыдов, 1993).

Марина Кубанкова

Кубанкова Марина Олеговна

Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

1. ознакомление с водной средой;

2. обучение дыханию с выдохом в воду;

3. обучение скольжению в воде;

4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.

Моя главная миссия - донести до родителей значение плавания для дошкольников . Уже одна возможность никогда не бояться за своего ребенка на воде – будет ли он отдыхать на даче, в летнем лагере, на море – стоит того, чтобы направить его учиться плаванию . Плавание – жизненно необходимый навык.

Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах -- в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил :

Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение -- быстрым.

Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.

Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего, обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5--10 мин при условии, что ее температура 20--24°С, а температура воздуха 24--28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно Догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно луче вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды Дети дошкольного возраста часто боятся воды -- нужно помочь им преодолеть этот страх, научить не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками ногами. Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду.

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений .

Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом -- лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.

Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку. листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнений

можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, п рисев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

В воде можно играть в разнообразные игры.

«Фонтан» -- дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.

«Море штормит» -- дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.

«Воробьи в воде» -- на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.

«Поезд и тоннель» -- стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться, и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.

Учитывая возрастные особенности ребенка 5--6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются. Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро Утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.

Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию.

Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.

В 5--6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать.

Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта.

Исследования, проведенные с младшими школьниками и старшими дошкольниками , направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания.

Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка. Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс -- ноги кроль; руки брасс -- ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).

Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс -- ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля. На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.

Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде -- гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и воспитывающее у него интерес и любовь к спорту.



  • Разделы сайта