Методические принципы построения занятий по адаптивной физической культуре для студентов и школьников, имеющих специальные медицинские группы. Оздоровительная и адаптивная физическая культура

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, саморазвитие.

Задачи. Обучить детей, общим развивающим упражнениям; гибкости, силы, координации

Воспитание интереса к физическим упражнениям

Дата проведения: 19.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№3

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2..И.п. сидя на полу, наклоны головы

На раз - наклон вправо

На два и.п.

На три то же влево

На четыре и.п.

вернуться в и.п.

4-6 раз

3.И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.

4-6 раз

2.И.п. –лежа на спине. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить.То же слевой рукой. Поднять обе руки вверх, потянуться. Вернуться в И.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

3.И.п. на четвереньках. « Кошечка веселая» -прогнуть спину вниз, голову поднять; «кошечка сердитая», прогнуть спину вверх, голову опустить.

Повторить 4-6раз

Сдедить за точностью выполнения упражннеия

4.И.п. сидя на полу, упор руки сзади. Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками, вернуться в И.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

5.И.п. сед, мяч зажат между стопами. Поднимание и опускание мяча.

Повторить 4-6раз

7.И.п. лежа на спине. мяч вверху. Перекаты на левой бок-на живот-на правый бок-на спину

5 раз

8.И.п. сидя на пятках, мяч внизу. 1-2 наклоняясь, отодвинуть мяч далеко вперед,3-4-перекатить его в и.п.

4-6 раз

Темп медленный

Основная часть занятия

1.И.п. Лежа на животе «лодочка»

4 раза

2.И.п. Руки вдоль туловища ладонями вниз

4- раза

Темп медленный.

3.И.п. Руки за голову, локти в стороны, лопатки соединены Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 10 с

4 раза

Темп медленный.

4.И.п. Лежа на животе

3 раза по 8 сек

5.И.п. Лежа на животе Имитация движения рук при плаваний брассом.

2 раза по 10 сек

Дыхание ровное, темп медленный

6.И.п. Стоя на четвереньках Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 5 с вернуться в и.п.

По 5 раз

Дыхание произвольное

7.Ходьба на степпере.

5 минут

Вышагивать до конца

Спину держать ровно

Смотреть прямо перед собой

Подвижная игра « Прокати мяч через ворота»

Заключительная часть занятия

Дыхательные упражнения
1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

4-6 раз

Следим за дыханием, спина прямая, упражнение выполняем в медленно.

4.И.п. сидя на полу, левая рука на животе, правая на груди. Вдох-живот вперед,выдох-втянуть живот.

5 Построение

4-раза

М П

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, воспитание интереса к физическим упражнениям

Задачи. Развивать выразительность движений, физические качества, координацию движений.

Место проведение: физкультурный зал
Необходимый инвентарь: маты, скамейки, волейбольные мячи, кольцеброс

Дата проведения: 14.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№ 1

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

2.Лежа на спине, вдох-поднять правую ногу, выдох –опустить, то же с левой, тоже обеими ногами вместе

3.Лежа на спине, сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

4.И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево-вправо. Вернуться в и.п.

5.И.п. –лежа на спине. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить. То же слевой рукой. Поднять обе руки вверх, потянуться. Вернуться в и.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

6.И.п. на четвереньках. « Кошечка веселая» -прогнуть спину вниз, голову поднять; «кошечка сердитая», прогнуть спину вверх, голову опустить.

Повторить 4-6раз

Сдедить за точностью выполнения упражнения

7.И.п. Лежа на животе «лодочка»

1-2. Руки в замок - поднять туловища вверх –опустить в и.п.

4 раза

Темп медленный. Руки прямые, голову вниз не опускать

Основная часть занятия (20минут)

Ходьба:

1)на носках

2) на пятках

3)спиной

4)подскоки

5)шаг польки

Комплекс ОРУ.

1.На каждый шаг движения руками: вперед, вверх, в сторону. Вниз

2. 4 шага вперед-присесть-встать

3 4 шага на носках, руки вверх, 4 обычных шага.

4 раза

Следить за осанкой, постановкой стоп и положением рук

Комплекс ОРУ с волейбольным мячом

1. И.п. -стойка, мяч перед грудью. 1-подбросить мяч вверх.2-поймать

2. И.п. –стойка, мяч перед грудью 1-наклон туловища вперед, мячом коснуться пола.2-вернуться в и.п.

3. Перекатывания мяча друг другу в положении сидя

6раз

6раз

3.И.п.-стойка ноги врозь над скамейкой 1-руки в стороны-2-руки за голову 3-наклон вправо4-выпрямиться 5-наклон влево6-выпрямиться 7-руки в стороны 8-руки вниз 9-вернуться в и.п.

4раза

Выполнять точно упраженния

И.п. о.с. лицом к скамейке-1-2 шаг левой на скамейку(встать)3-4 вернуться в и.п.,5-8-то же с правой

4 раза

Спину держать ровно

Смотреть прямо перед собой

Подвижная игра «Кольцеброс», « Мы веселые ребята»

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

Дыхательные упражнения

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2.И.п. И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить. 3.И.п. сидя на полу, руки вверху. поочередно расслаблять кисти. локти, плечи, руки внизу. вернуться в и.п.

4-6 раз

Следим за дыханием, спина прямая, упражнение выполняем в медленно.

4.И.п. сидя на полу, левая рука на животе, правая на груди. Вдох-живот вперед,выдох-втянуть живот. При выдохе произносить звук Ш-Ш-Ш.

5.Построение

4-раза

Следим за осанкой, темп медленный

Методист__________________ Оценка

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: маты, гимнастические палки, степпер, маленькие мячи
Дата проведения: 18.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№2

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

2мин

Дыхательные упражнения

«Трубач».И.п.-сидя. кисти рук сжаты в трубочку возле рта. Медленный выдох с громким произношением П-Ф-Ф-Ф

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

Лежа на спине, вдох-поднять правую ногу, выдох –опустить, то же с левой, тоже обеими ногами вместе

Лежа на спине, сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

4 раза

Дыхание глубокое, спокойное

2.. «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением М-М-М

4 раза

Дыхание ровное.

Основная часть занятия (20 минут)

И.п. –стойка. палку внизу,1-2подняться на носки, палка вверх(вдох), 3-4-и.п.(выдох)

Повторить 5-6раз

Обратить внимание на осанку. Точность движения

И.п то же. Приседания, палка вперед

И.п. –стойка. Палка перед грудью. 1-наклон, коснуться стоп,2-3-выпрямиться прогнуться, палка вверх,4-и.п.

Повторить 5-6раз

И.п. –стойка, палка внизу. Поочередное перешагивания через палку вперед и назад.

Повторить 5-6раз

Темп медленный

По 4 раза каждой ногой.

Ходьба с предметом на голове (массой 200г), руки в сторону, руки на голове.

2мин

Следить за осанкой, положением рук

Упражнение в метании малого мяча в цель правой и левой рукой с расстояния 5м

Ходьба на степпере.

5 минут

Вышагивать до конца

Спину держать ровно

Смотреть прямо перед собой

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

1.Дыхательные упражнения с произношением на выдохе ух и бух

8 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2.Упражнение на осанку « Кто достанет мяч с пола»

3.Построение

1мин


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по ЛФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, интереса к занятия физическим упражнениями

Задачи. Обучить детей, общим развивающим упражнениям.

Обучение ведения и остановки мяча в футболе, развитие скоростно-силовых качеств, координации движений

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: гимнастические маты, набивные мячи,

Дата проведения: .25.04.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№4

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения

Упражнение 2. «Ушки».

1.И.п., встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть покачать головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывать широко рот).

4-6 раз

Дыхание спокойное

Упражнение «Насос».

2. И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделать легкий наклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова наклон и короткий, шумный вдох. Взять в руки свернутую газету или палочку и представить, что вы накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко, слишком низко не наклоняться

4-6 раз

Обратить внимание на осанку, следить за дыханием

1)Ходьба выпадами;

2) Ходьба спиной вперед

3) Бег на носках

1раз

Спина прямая, руки согнуты в локтях при беге на носках

Основная часть занятия (20 минут)

Комплекс ОРУ

1.И.п. основная стойка. 1 – поднять плечи вверх, 2 – вернуться в и.п.

2.И.п. основная стойка. 1 – повернуть голову вправо, 2 – прямо, 3 – влево, 4 – прямо

3.И.п. основная стойка ноги врозь, руки вверху. 1 – наклон вперед, вниз, коснуться руками пяток с внутренней стороны, 2 – вернуться в и.п

4.И.п. основная стойка руки на поясе. 1 – поднять прямую ногу вперед, 2 – махом отвести назад, 3 – снова вперед, 4 – вернуться в и.п. То же другой ногой

5.И.п. основная стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – наклон вправо, одновременно руки поднять вверх, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 то же в другую сторону

6. И.п. основная стойка. 1 – присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову, 2 – вернуться в и.п.

7.И.п. основная стойка.

1 – правая рука вперед, 2 – левая рука вперед, 3 – правая рука вверх, 4 – левая вверх. Обратное движение в том же порядке.

Повторить 6раз

Повторить 8раз

Повторить 4раз

Повторить 4раз

Повторить 6раз

Обратить внимание на осанку

Обратить внимание на положение осанки, рук

Обратить внимание на точность выполнения движений

Перемещения

1) приставными шагами левым, правым боком

2) прыжки с ноги на ногу

3) бег семенящий

4) ходьба медленная, с восстановлением дыхания

2мин

Учебная игра в футбол по упрощенным правилам

Заключительная часть занятия (5 минуты)

1.И.п. И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.
2.И.п. сидя на полу, руки вверху. поочередно расслаблять кисти. локти, плечи, руки внизу. вернуться в и.п.

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

3.Беседа с детьми « Закаливание организма»

4.Построение

Показ плакатов о приемах закаливания


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

План-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

Задачи. Обучить детей общим развивающим упражнениям, ориентировки в пространстве, координации движений

Развитие быстроты, ловкости,

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: гимнастические маты, резиновые мячи,

Дата проведения: 28.04.16

Время проведения: 10.0

Преподаватель:

Присутствовало: человек

№ 5

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

1мин

Дыхательные упражнения
1.И.п. сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.
2. И.п.: встать прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз) . Подряд делать 4 резких ритмичных вдоха носом (т.е. «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отдохнуть 3–4 сек. – пауза. Сделать еще 4 коротких шумных вдоха и снова пауза.

6 раз

8раз

Дыхание глубокое, спокойное

Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения).

3..И.п. сидя на полу, наклоны головы
На раз - наклон вправо

На два и.п.

На три то же влево

На четыре и.п.

Сидя на полу повороты головы впаво-влево

вернуться в и.п.

4-6 раз

Спина прямая, наклоны и повороты головы выполняем плавно, дыхание ровное.

4.Упражнение « Кошечка веселая» -прогнуть спину вниз, голову поднять; «кошечка сердитая», прогнуть спину вверх, голову опустить.

Повторить 4-6раз

Следить за точностью выполнения упражнения

Основная часть занятия (20 минут)

Упражнения, лежа на спине

1.И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты туловища влево-вправо. Венуться в и.п.

2.И.п. –лежа на спине. Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить. То же слевой рукой. Поднять обе руки вверх, потянуться. Вернуться в и.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

3.И.п. сидя на полу, упор руки сзади. Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками, вернуться в И.п.

Повторить 4-6раз

Темп медленный

4.И.п. сед, мяч зажат между стопами. Поднимание и опускание мяча.

Повторить 4-6раз

Ноги прямые,не сгибая в коленях.

И.п. лежа на спине. мяч вверху. Перекаты на левой бок-на живот-на правый бок-на спину

5 раз

Перекат нужно начинать от бедер

5.И.п. сидя на пятках, мяч внизу. 1-2 наклоняясь, отодвинуть мяч далеко вперед,3-4-перекатить его в и.п.

4-6 раз

Темп медленный

Упражнения лежа на животе

Основная часть занятия

6.И.п. Лежа на животе «лодочка»

1-2. Руки в замок - поднять туловища вверх –опустить в и.п.

4 раза

Темп медленный. Руки прямые голову вниз не опускать

7.И.п. Руки вдоль туловища ладонями вниз

Поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, на 3-5 с

4- раза

Темп медленный.

8. И.п. Руки за голову, локти в стороны, лопатки соединены Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 10 с

4 раза

Темп медленный.

8. И.п. Лежа на животе

Имитация движений ног, как при плавании кролем

3 раза по 8 сек

Дыхание ровное, темп медленный

9.И.п. Лежа на животе Имитация движения рук при плаваний брассом.

2 раза по 10 сек

Дыхание ровное, темп медленный

10.И.п. Стоя на четвереньках Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 5 с вернуться в и.п.

По 5 раз

Дыхание произвольное

Но не задерживать ритм дыхания

Подвижная игра «Ловля парами»

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

Дыхательные упражнения

1. И.п. лежа на спине - на вдох развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

4-6 раз

Дыхание глубокое, спокойное

2.И.п. И.п.сидя, стоя на коленях, на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить.
3.И.п. сидя на полу, руки вверху. поочередно расслаблять кисти. локти, плечи, руки внизу. вернуться в и.п.

4-6 раз

Следим за дыханием, спина прямая, упражнение выполняем в медленно.

2. Построение

2мин

Лежа на полу, «звездой», представили, что лежим на зеленой лужайке, солнышко греет, пти-

чки поют, дует легкий ветерок


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

Зачетный план-конспект занятия по АФК

Составила: Коротеева М.Д

Цель. Общее укрепление мышечного тонуса, воспитание интереса к занятия физическим упражнениями

Задачи. Обучить детей общим развивающим упражнениям.

Развивать физические качества: силы, выносливости, координации движений

Место проведение: физкультурный зал

Необходимый инвентарь: маты, гимнастические палки, кегли, маленькие мячи, скакалки

Дата проведения:05.05.16

Время проведения: 10.00

Преподаватель:

Присутствовало: человек

Дозировка

ОМУ

Вводная часть занятия (5 минуты)

Вводная часть занятия

Построение и расчет

Повторить перестроение из колонны по одному в колонну по два и обратно.

2мин

1. И.п. лежа на спине - на вдох

развести руки в стороны, на выдох - скрестить на груди;

Лежа на спине, вдох-поднять правую ногу, выдох –опустить, то же с левой, тоже обеими ногами вместе

Лежа на спине, сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

Дыхательные упражнения

«Трубач»

И.п.-сидя. кисти рук сжаты в трубочку возле рта. Медленный выдох с громким произношением П-Ф-Ф-Ф

4 раза

Дыхание глубокое, спокойное

2. упражнение «Лыжник».

И.п. стоя. имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением М-М-М

4 раза

Дыхание ровное

Основная часть занятия (20 минут)

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой

1.И.п. палка внизу

1)палка вперед

2)палка вверх

3)И.п.

И.п. –стойка. палку внизу,1-2подняться на носки.палка вверх(вдох), 3-4-и.п.(выдох)

2. И.п. палка на лопатках

1) правую ногу на носок

2-3) Пружинящие наклоны вправо

4) И.п

То же влево.

3. И.п. Стоя на коленях, палка за головой

1-2) Наклоны назад, палку вверх

3-4) И.п.

4разаа

Обратить внимание на осанку, положение рук, ног

4.И.п. –стойка. палку внизу,1-2подняться на носки.палка вверх(вдох), 3-4-и.п.(выдох)

5.И.п то же. Приседания, палка вперед

6.И.п. –стойка. Палка перед грудью. 1-наклон, коснуться стоп,2-3-выпрямиться прогнуться, палка вверх,4-и.п.

Повторить 5-6раз

Темп медленный

По 4 раза каждой ногой.

Прыжки со скакалкой:

1)прыжки на двух ногах

2)бег, вращая скакалку вперед

2мин

Следить за осанкой

Подвижная игра « Сбей кегли, стоящие на разном расстоянии»

Заключительная часть занятия (5 минуты)

Заключительная часть занятия

1..Ходьба с предметом на голове (массой 200г), руки в сторону, руки на голове.

2.Дыхательные упражнения с произношением на выдохе ух и бух

8 раз

Дыхание глубокое, спокойное

1. Упражнения на расслабление

2. Построение

Лежа на полу, «звездой», представили, что лежим на зеленой лужайке, солнышко греет, птички поют, дует легкий ветерок


Методист__________________ Оценка________________

М П

Утвержден ________________»

Сценарий массового физкультурно-спортивного мероприятия

В старшей группе

Цель: формирование у детей патриотических чувств и сознания, сплочение коллектива, умения владеть собой.

Задачи:

1. Пробудить интерес к историческим событиям и личностям героев России;

2. Способствовать проявлению инициативы и творческого мышления, расширению кругозора;

3. Развивать физические качества, умение сообща решать коллективные задачи.

Место проведения: физкультурный зал

10ч.00мин.

Инвентарь:

  • карточки со словами к конкурсу «Шифровка»;
  • 2 листа формата А4 и маркеры для конкурса «Самый смелый поступок»;
  • 2 скакалки, 2 мяча, две указки (или линейки), 2 головных убора из газеты и 10 надувных шаров для проведения эстафеты.

Основное содержание мероприятия:

  1. Выступление ведущего. Деление присутствующих детей на 2 команды. Выбор капитана.
  2. Разминка, состоящая из конкурсов «Всезнайка», «Шифровка» и «Самый смелый поступок».
  3. Проведение эстафеты.
  4. Подведение итогов, награждение команд, поздравление мальчиков с наступающим праздником.

Ход мероприятия .

Условные части

Основное содержание

примечание

Вводная часть

Приветствие участников. Педагог: Здравствуйте ребята. Чтобы громче пелись песни, чтобы жизнь было интересней. Нужно быть сильным и здоровым. Эти истины не новы!

Ведущие делят мальчиков и девочек на 2 команды, представляют состав жюри. Командам дается задание определиться с названием и выбрать капитана.

Дети входят в спортивный зал, проходят по массажной дорожке. Строятся вдоль зала.

Основная часть

  1. Конкурс «Всезнайка». Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если команда отвечает не правильно или не знает ответа, на этот же вопрос может ответить другая команда. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
  • Что общего между деревьями и винтовкой? (ствол)
  • Почему копье и щит - неразлучные друзья и враги? (они всегда вместе, но щит - защищает, а копье - поражает)
  • Как называются наплечные знаки в русской армии и во флоте? (погоны, эполеты)
  • Самый знаменитый русский автомат. (Калашникова)
  • Куда забирают мальчиков достигших призывного возраста? (в армию)
  • Продолжите знаменитую фразу российского полководца А.В. Суворова «Тяжело в учении,… (легко в бою)
  • Как называется торжественный смотр войск с боевой техникой? (парад)
  • Высшее воинское звание в Российской армии. (Маршал)
  1. Конкурс «Шифровка». Командам выдаются карточки с рисунками, на военную тематику и предлагается за 5 мин составить картину и назвать ее. Затем команды по очереди озвучивают их. Побеждает команда, которая составит наиболее интересную картину и название.
  1. Конкурс «Самый смелый поступок». Каждой команде выдается бумага и маркеры, на которой участники должны изобразить самый смелый поступок. На задание выделяется 7 мин. Жюри оценивает качество рисунка и комментарии к нему и определяет победителя.

Эстафета «Герой России». По сигналу ведущего каждый член команды поочередно должен пройти последовательно этапы конкурса:

  • Прыжки 10 раз через скакалку.
  • Бежать с зажатыми между колен мячом без помощи рук до стула (на расстоянии 3-4м) сделать 2 круга вокруг него. Оставить мяч возле стула.
  • Надеть головной убор из газеты, взять линейку, встать на стул, поднять линейку вверх и громко крикнуть: «Тяжело в ученье, легко в бою!»
  • Добежать до стола, надуть шар. Завязать на узел помогают девочки.
  • Передать эстафету следующему.

За неправильное выполнение заданий на этапах даются штрафные очки. Побеждает команда быстрее преодолевшая эстафету с наименьшим количеством штрафных очков

Заключительный этап

Определение победителя по итогам всех конкурсов. Награждение команд. Слова поздравления с наступающим праздником по случаю Дня защитника Отечества.


Методист__________________ Оценка________________


Знания по адаптивной физической культуре

Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.

Физические упражнения . Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.

Физическое совершенствование

Физкультурно­оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно­оздоровительная деятельность.

Гимнастика.

Организующие команды и приемы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.

Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).

Опорный прыжок: имитационные упражнения, подводящие упражнения к прыжкам с разбега через гимнастического козла (с повышенной организацией техники безопасности).

Гимнастические упражнения прикладного характера . Ходьба, бег, метания.

Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, гимнастический «козел», «конь» и т.д.).

Легкая атлетика .

Ходьба : парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.

Беговые упражнения : с высоким подниманием бедра, с изменением направления движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения : на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски : большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание : малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель и на дальность.

Лыжная подготовка . Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъѐмы; торможение.

Плавание.

Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Игры в воде.

Подвижные игры и элементы спортивных игр

На материале гимнастики : игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лѐгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: стойка баскетболиста; специальные передвижения без мяча; хват мяча; ведение мяча на месте; броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца; передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем; подвижные игры на материале баскетбола.

Пионербол: броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху; нижняя подача мяча (одной рукой снизу).61

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приѐм и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Подвижные игры разных народов.

Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай».

Игры с бегом и прыжками : «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам».

Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».

Адаптивная физическая реабилитация

Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики

Развитие гибкости : широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в приседе, с махом ногой; наклоны; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по

гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лѐжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую;

упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лѐжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела), с отягощениями (набивные мячи 1 кг, гантели или мешочки с песком до 100 г, гимнастические палки и булавы), преодоление сопротивления партнера (парные упражнения); отжимания от повышенной опоры (гимнастическая скамейка).

На материале лѐгкой атлетики

Развитие координации : бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерѐдно.

Развитие быстроты : повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперѐд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе.

На материале лыжных гонок

Развитие координации : перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух­трѐх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

На материале плавания

Развитие выносливости : работа ног у вертикальной поверхности, проплывание отрезков на ногах, держась за доску; скольжение на груди и спине с задержкой дыхания(стрелочкой.

Коррекционно-развивающие упражнения

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте : сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).

Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»;

упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища

и наклона его в стороны : «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия : сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики : с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).64

Упражнения на развитие точности и координации движений : построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Упражнения на развитие двигательных умений и навыков

Построения и перестроения : выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.

Ходьба и бег : ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.

Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов : метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).

Равновесие : ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на полу.

Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с 65поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

nashaucheba.ru

Смотрите также:

    Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том

    Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

    Лекции - История физической культуры и спорта

    Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности

    Предмет и содержание дисциплины Физическая культура

    Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура

    Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта

    Ответы к экзамену - Физическая культура

    Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов

    Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта

    Физическая культура, спорт - наука и практика 2008 №04

    Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта

Афк - Ответы на вопросы - Теория и организация адаптивной физической культуры

    Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, задачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло нениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровьеадаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация"

    Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельно сти в адаптивной физической культуре.

Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК - человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Специалист по АФК получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности: в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах;в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическая,рекреационно-досуговая,оздоровительно-реабилитационная, образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная,научно-исследовательская, научно-методическая,организационно-управленческая. Специалист по адаптивной физической культуре может быть: тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре,инструктором-методистом по адаптивной физической культуре. Таким образом, сфера его деятельности достаточно широка. Объекты профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.); федерация, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.; федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом; государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую,оздоровительно-реабилитационную,образовательно-профессиональную, коррекционную,консультативную, научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Требования к профессиональным и личностным качествам. Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК - Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по АФК (включая старшего) и инструктор-методист АФК (включая старшего). Специалист должен знать: Специалист должен знать основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, показания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов. Функции: Тренер-преподаватель проводит групп и индивид занятия с инвалидами и лицами, имеющими откл в сост здоровья, всех возрастных и нозологич групп по направлению врача или учреждения Госслужбы мед-соц экспертизы. Использует средства и методы физкультуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоров работы, направл на макс коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивид программы реабилитации и исходные данные физич подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизич состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса.

    Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.

Адаптивная физическая культура - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.

    Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.

Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностейчеловека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

В настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов: параолимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

    Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.

«Рекреация» (от лат. recreo) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.Н.И. Пономарев (1996) характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм (от греч. hёdonё- наслаждение, удовольствие) направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения.

По мнению С.П. Евсеева (1996), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» (с. 24).

Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (рис. 4а). Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

Совершенствование ритма движений осуществляется длагодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26



  • Разделы сайта