Метафизика силы мысли. Эфир пространства регистрирует мысли

Еще до нашей эры. Искусство йоги утверждает, что для человека нет ничего невозможного и любые поставленные цели, в конце концов, будут достигнуты. А причиной неспособности, что- либо сделать, является только незнание своих способностей, или же банальное нежелание их использовать.

В наше время о йоге слышали все. Это действительно прекрасный способ познать мир, себя, свое тело и свои возможности. Йога позволяет ощутить себя единым целым с окружающим миром, избавиться от тревог и болезней.

Основная цель йоги — это самопознание, позволяющее выйти за пределы своего ограниченного «я», пройти путь слияния с внешним миром и отречения от телесных страстей. Наши знания и наш мир ограниченны нашей физической не совершенностью: невозможно понять нечто великое и безбрежное, используя всего пять органов чувств. Для того чтобы понять истинную природу предметов и явлений, следует слиться с ними воедино, раскрывая себя для восприятия.

Современная йога модернизировалась, чтобы соответствовать потребностям человека. Теперь, упражнения больше всего напоминают гимнастику. Тем не менее, даже такие измененные западом занятия йогой помогают укрепить , делая его более подвижным и гибким, помогают раскрыть весь внутренний потенциал, улучшают сон, а так же способствуют обретению гармонии с окружающим миром.


В Западном мире йогой называют самые простые элементы этого искусства — Хатха-йога. Она включает в себя комплекс расслабляющих упражнений и упражнения по контролю над дыханием, помогающие заботится о своем физическом и душевном здоровье.

Хатха-йога основывается на принятии особых нравственных и эстетических принципов, полном осознании необходимости любви к самому себе и окружающим, отрицания насилия и очищения организма.

Всем известны асаны. Так называются позы, которые принимает человек во время
занятий йогой. Они направлены на то, чтобы заставить работать мышцы тела, внутренние органы и головной мозг. Кроме того, асаны позволяют снять усталость, зажатость, расслабиться и разобраться в своих мыслях. Главная цель — это одновременная работа тела, ума и души.

Совершаемые человеком движения должны изменить его мировоззрение, сделать его мысли и чувства гармоничными. Однако стоит отметить, что упражнения йоги требуют больших физических, душевных и умственных затрат, а для достижения значительных результатов требуется заниматься йогой ежедневно, под присмотром опытного инструктора. Начать следует с занятий два-три раза в неделю, в промежутках повторять дома запомнившиеся упражнения.

Помимо асан, достичь поставленную перед собой цель и прийти к внутренней и внешней гармонии помогает система сознательного контроля над дыханием — пранаяма. Йоги утверждают, что умение осознанно контролировать свое дыхание, нормализует самочувствие, повышает жизненный тонус и помогает следить за эмоциями. Правильное дыхание является основой долголетия, хорошего умственного развития и длительного психического здоровья.

Полностью постигнувший искусство пранаямы и асан человек находит гармонию с самим собой и внешним миром, обретает уверенность в себе и своих силах, становится способным мыслить объективно и рационально.

Тем кто посвящает всю свою жизнь познанию окружающего мира удается достигнуть единения с природой и постичь вершину индийской науки йоги — Раджа-йога. Это учение утверждает, что познать мир нам мешает наш разум, но в то же время только он способен стать инструментом освобождения души. Успокаивая свои эмоции, мы приводим себя к гармонии, определяя себя в мире и пространстве.

Самое главное заниматься йогой с удовольствием, а делать это можно в любое удобное для Вас время суток.

Во время выполнения следует расслабиться, слушая свое дыхание и свое
тело. Ощущение напряжения или боли в мышцах свидетельствует о том, что Ваше тело еще не готово к выполнению упражнений и повышению физических нагрузок, а потому необходимо немного снизить интенсивность упражнений.

Главное помнить, что никакое упражнение не должно совершаться через силу, ведь основная цель йоги — это полное расслабление и познание себя.

Делать упражнения йоги лучше всего через несколько часов после еды, так как полный желудок не даст расслабиться и выполнять упражнения в полную силу. Перед занятиями стоит остановить свое внимание на легких и полезных продуктах: овощах, фруктах, ягодах и молочных продуктах.

Необходимо помнить, что дыхание — это одна из основ йоги. Только техника правильного дыхания поможет избавиться от стресса и нервного напряжения.


Первое упражнение пранаямы можно делать как стоя так и сидя:

Отстранитесь от окружающей действительности, услышьте собственное сердцебиение настройтесь на его ритм. Сделайте короткий вдох на два удара сердца, а выдох растяните на четыре. Привыкнув к такому ритму — усложните задачу: вдох — три удара, выдох — шесть. Постепенно увеличивайте время, пока не почувствуете, что задерживаете дыхание. Будьте внимательны к своим ощущениям, вскоре Вы почувствуете, как расслабляетесь, а Ваши мысли приходят в порядок.


СВАМИ ШИВАНАНДА –" СИЛА МЫСЛИ"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Движимый безграничной любовью к человечеству, Свами Ши-вананда с неослабевающей энергией, направленной на служение всем и каждому, приносит огромную пользу самым разным людям, из самых разных слоев общества и пишет книги самой разной тематической направленности в присущей ему просветительской и возвышающей дух манере. Шивананда, само воплощение истинной сущности всей индийской духовной культуры, подарил человечеству сотни книг, в которых содержится мудрость жизни. Данный труд будет с интересом читаться и получит высокую оценку не только со стороны неподготовленного читателя, но и в среде духовно эволюционировавших людей. В частности, эту книгу сочтут особенно ценной те люди, которые не разделяют веру ни в какую религию, не отдают своей любви никакому Богу, не соглашаются ни с каким символом веры, но при этом страстно стремятся наполнить свою нынешнюю жизнь в окружающем мире повседневного бытия силой, чистотой, покоем, процветанием, прогрессом, счастьем и полностью реализовать все свои потенциальные возможности.

В этой работе Шивананда знакомит нас с учением о силе мысли в трех различных сферах:

1. Сфера высшей прикладной психологии: Здесь Шивананда говорит о мыслях как о силах., которые ваяют наш внешний облик лепят характер, изменяют судьбу и превращают жизнь в сплошной успех.

2. Сфера развитой парапсихологии: Эта тема раскрываете разбросанных по тексту цитатах и главах, в которых проливается свет на тот факт, что человеческий Разум - это вместилище и центр великого множества сверхъестественных сил и факторов

Шивананда побуждает читателей подключиться к этим силам и заставить их работать в реальной жизни.

3. Область трансцендентального осознания: Везде, где Шивананда говорит о трансцендировании мысли или описывает метод трансцендирования мысли, он пытается ввести нас в области Божественной Реализации, где мысль перестает быть мыслью, вливаясь в бесконечное Сознание.

Таким образом, в данной работе Шивананда предстает перед читателем в роли практического психолога, физика и химика в мире мыслительных явлений, парапсихолога, йога и тем самым помогает читателю сформировать личное будущее, достичь успеха в жизни, овладеть способностью управлять мыслями и воспользоваться скрытыми в мыслях сверхъестественными способностями. Книга также помогает читателю пойти по пути самовозрождения и самосовершенствования, опираясь на дисциплину мысли, направить способности на создание полезных, конструктивных и вдохновляющих мысленных вибраций, приобрести по мере собственного развития нечто великое и первостепенное, покой и счастье, а также достичь Богореализации как смысла, цели и высшего предназначения жизни каждого человека на земле.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СИЛА МЫСЛИ: ЕЕ ФИЗИКА И ФИЛОСОФИЯ

СКОРОСТЬ МЫСЛИ ПРЕВОСХОДИТ СКОРОСТЬ СВЕТА

Если свет распространяется со скоростью 300000 км/с, то, фактически, мысли распространяются мгновенно.

Мысль тоньше эфира - среды, проводящей электричество. Во время радиопередачи певец в Калькутте исполняет прекрасные песни. Вы отлично слышите эти песни по радиоприемнику у себя дома, в Дели. Все сообщения принимаются на радиоволнах.

Так вот, ваш разум - это что-то вроде радиостанции, настроенной на прием и передачу волн. Святой, чьи мысли исполнены покоя, уравновешенности, гармонии и духовности, посылает в мир гармоничные и спокойные мысли. Они молниеносно распространяются во всех направлениях, воспринимаются сознанием людей и порождают в головах этих людей такие же гармоничные и спокойные мысли. В то же время человек, поглощенный мирскими заботами, посылает в мир противоречивые мысли, полные затаенной ревности, мстительности и ненависти, которые воспринимаются сознанием тысяч людей, возбуждая в их душах подобные злые и противоречивые мысли.

СРЕДА, ПО КОТОРОЙ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ МЫСЛИ

Если мы бросим камушек в водоем или лужу, то увидим, как от него

во все стороны расходятся волны в виде последовательности концентрических окружностей.

Точно так же огонек свечи порождает волны эфирных вибраций, которые расходятся от него во всех направлениях.

Когда в голове человека проносится мысль, добрая или злая, она создает вибрации в манасе , или ментальной атмосфере, и эти вибрации тоже распространяются во всех направлениях.

Какова же возможная среда, по которой мысли распространяются от сознания к сознанию? Согласно наиболее приемлемому из ныне существующих объяснений, манас , или субстанция разума, наполняет все пространство, как наполняет его эфир, и служит средой для передачи мыслей, как прана служит средой для передачи чувств, эфир - для передачи тепла, света и электричества, а воздух - для передачи звука.

ЭФИР ПРОСТРАНСТВА РЕГИСТРИРУЕТ МЫСЛИ

Вы можете сдвинуть мир силой мысли. Мысль - это великая сила. Ее можно передать от человека к человеку. Могущественные мысли великих мудрецов и риши древности до сих пор записаны в акаше (это и есть так называемые "Хроники Акаши").

Йогины, обладающие даром ясновидения, способны воспринимать эти мыслеобразы. Они умеют их читать.

Вы окружены океаном мыслей. Вы плаваете в океане мыслей. В мире мыслей одни мысли вы впитываете, а другие отторгаете.

У каждого человека есть свой собственный мир мыслей.

МЫСЛИ - ЭТО ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Мысли - это живые существа. Мысль обладает такой же твердостью, как камень. Наша жизнь может закончиться, но наши мысли никогда не умрут.

Каждая смена мысли сопровождается вибрацией материи (ментальной), из которой она создана. Мысль - это сила, и, как всякой силе, ей для работы нужен особый вид тонкой материи.

Чем большей силой обладает мысль, тем раньше созревают ее плоды. Мысль фокусируется и передается в заданном направлении, и, таким образом, от степени сосредоточенности и направленности мысли зависит эффективность ее последующей работы.

МЫСЛИ - ЭТО ТОНКИЕ СИЛЫ

Мысль - это тонкая сила. Она поставляется нам с пищей. Если пища чиста, мысль тоже становится чистой. Тот, у кого чистые мысли, говорит очень убедительно и его речь оказывает сильное впечатление на умы слушателей. Благодаря чистоте своих мыслей он оказывает воздействие на тысячи людей.

Чистая мысль острее лезвия бритвы. Всегда поддерживайте у себя чистые, возвышенные мысли. Совершенствование мыслей - наука точная.

МЫСЛИ КАК РАДИОПОСЛАНИЯ

Люди, которые таят мысли, проникнутые ненавистью, ревностью, мстительностью и злобой, поистине очень опасны. Они вызывают распри и неприязнь среди людей. Их мысли и чувства подобны радиопосланиям, передаваемым в эфир, и воспринимаются теми, чьи умы откликаются на такие вибрации.

Мысль несется с громадной скоростью. У кого возвышенные и добродетельные мысли, те помогают другим людям, которые находятся не только вблизи, но и на расстоянии.

МЫСЛИ - ОГРОМНЫЕ СИЛЫ

Мысль обладает огромной силой. Мысль способна лечить болезни.

Мысли могут трансформировать умонастроение людей. Мысль может все. Она способна творить чудеса. Скорость мысли невообразима.

Мысль - это динамическая сила. Она вызывается вибрациями психической праны , или сукшма-праны , в ментальной субстанции. Это такая же сила, как гравитация, сцепление или отталкивание. Мысль распространяется, движется.

МЫСЛЕВОЛНЫ И ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ

Что же такое в конце концов этот мир? Лишь материализация мысленных представлений Хираньягарбхи, или Бога.

Эта книга – для родителей, которые хотят для своих детей лучшего и готовы изучать и пробовать новое. Реальные истории, лайфхаки и рекомендации от сертифицированного преподавателя йоги для детей, блогера и мамы со стажем Анастасии Кокеевой помогут вам не только познакомить своего ребенка с практикой йоги и здоровым образом жизни, но и вырастить его счастливой и гармоничной личностью. Из этой книги вы узнаете, как с помощью йоги развить способности и таланты ребенка, повысить его иммунитет и самооценку, подготовить его к школьным нагрузкам. Никакого принуждения! Ребенок сам будет хотеть заниматься, если вы познакомите его с йога-театром, йога-играми, йога-творчеством и другими увлекательными способами проводить время вместе. Книга включает подробный иллюстрированный гид по 70 позам йоги, более 150 практик для всей семьи, рецепты вкусных и здоровых блюд, а также рекомендации по доступным натуральным способам укрепления здоровья.

Из серии: Гармония души и тела

* * *

компанией ЛитРес .

Йога мысли

…первый шаг в этом путешествии начинается с любого места, в котором бы вы ни находились.

Дэниел Гоулман, из предисловия к книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья»

Йога начинается не на коврике и ковриком не заканчивается. Йога начинается с намерения что-то улучшить в жизни – своей или ребенка. Это «что-то» может быть сначала лишь физическим – часто родители формулируют свои запросы как желание улучшить осанку и координацию, избавиться от косолапости или гипертонуса. Шаг за шагом практикующие йогу приходят к потребности, к необходимости менять отношение ко всем сферам жизни: питанию, будущему, каждодневным делам. Главное происходит у нас в голове.


Йога учит замедляться и не упускать момент той самой осознанности, благодаря которой мы чувствуем настоящий вкус еды, слышим детский смех или пение птиц по утрам. Учит прислушиваться к нашим близким и друзьями, уделять им время, быть с ними по-настоящему, не на бегу. Учит изо дня в день совершать сознательный выбор: быть счастливым или расстраиваться, обижаться, злиться. Учит быть благодарным – большинство даже не замечает множество маленьких и больших вещей, воспринимаемых как должное, хотя они даны далеко не всем.


Благодаря йоге мы начинаем «вселенскую уборку» – вычищаем все лишнее в голове, в теле, в отношениях, в пространстве вокруг. Настоящий детокс – это не про похудение. Это про избавление от токсинов, и самые страшные из них – наши обиды, привязанности, ложь, особенно ложь самим себе. Йога помогает осознать, что нам не нужно такое количество вещей, такое количество «друзей» в соцсетях, такое количество еды. Больше чем достаточно, нам не нужно. Практика приносит новое отношение к делам, которые без нее часто воспринимаются как тяжкие обязанности, – например, наведение порядка в доме. Представляете, мне НРАВИТСЯ подметать пол, мыть посуду, развешивать сушить свежепостиранное белье, поливать цветы. Эти действия как медитация – упорядочивают мое сознание, пространство, мою жизнь в конечном итоге.


Осознанность и пребывание в моменте, в свою очередь, приносят понимание, что страхи наши беспочвенны, – в большинстве случаев мы боимся каких-то гипотетических событий, разговоров, моментов. Либо переносим в будущее проекции из прошлого – «боюсь, что будет как в прошлый раз». На самом деле, того прошлого уже нет, а как будет в будущем, никому знать не дано. И способность принимать и наблюдать все, что нам дается жизнью, – это тоже йога.


Йога – это еще и то, как мы едим и пьем. Как и что мы готовим, какие используем продукты, от чего отказываемся, смакуем ли пищу, чувствуем ли пользу воды, омывающей наши клетки. Как мы лечимся и относимся к болезням – все та же йога. Быть здоровым или не быть им – тоже наш выбор.


Но самый главный вопрос, на который мы находим ответ в практике: кто в голове хозяин? Вы управляете потоком мыслей, или мысли управляют вами? Мы можем выбирать свои мысли – так же, как выбираем пищу или одежду. Благодаря медитации мы обретаем способность концентрироваться на тех мыслях, которые нас делают сильнее, счастливее, спокойнее, здоровее, позитивнее. И не осуждать «ненужные» или «плохие». Они все – часть нас. Поэтому полностью в нашей власти создать поток мыслей, а в итоге – и событий, несущих созидание и свет, а не разрушение и боль.


Йога – целая система знаний, которая, не являясь религией, содержит мощнейшую духовную основу. Структуру йоги составляют 8 дисциплин, и асаны – лишь одна (!) из этих восьми наряду с пранаямой (дыхательными техниками), дхьяной (медитацией), ямой (ограничениями) и ниямой (практикой, соблюдением) и другими.


Если присмотреться к яме – ограничениям, которые становятся частью практики йоги – в них вы увидите общечеловеческие духовные ценности: ахимса – не что иное, как ненасилие, непричинение вреда; сатья – правдивость; астея – неворовство; брахмачарья – воздержание; апариграха – отсутствие алчности, корыстолюбия. В древних йога-текстах – йога-сутрах – о ямах говорится как о могущественных универсальных обетах. И эти обеты человек дает сам себе естественным образом, приходит к ним через практику. «Что такое хорошо и что такое плохо», которым мы обучаем детей изо дня в день, но только другими словами: не отбирай у девочки игрушку, не жадничай, не толкай мальчика, реши спор словами, не юли – скажи, как есть, выпусти божью коровку – пусть летит. Эти мгновения как раз и формируют человека, становятся той благодатной почвой, где прорастут те или иные семена.


Чтобы семена проросли нужные, лучшее средство – воспитание личным примером. Пусть дети видят, как вы умеете расслабляться (вы умеете? Они вас видят хоть иногда сидящими или лежащими на полу? Или только мелькающими кухня-работа-магазин?). Пусть дети наблюдают, как вы владеете дыханием. Как вы занимаетесь своим телом – будь то йога, спорт или любые другие подходящие вам нагрузки; как помогаете родителям, как поддерживаете друзей. И, конечно, как вы готовите и едите вкусную и здоровую пищу.


И еще о силе мысли. Не могу в этой связи не рассказать вам историю, которую я услышала от Джо Мэньюэл, моего учителя по йоге для особых детей. Однажды ее позвали посидеть с умирающим мальчиком, помочь ему подготовиться к уходу. Врачи отводили ему несколько дней. Родители отвезли его в дом на берегу моря, туда же приехала Джо. Мальчик был парализован, мог двигать и «говорить» только глазами. Казалось, он угасает, и жизнь в нем еле держится. Джо сказала ему, что ее попросили помочь ему уйти. И спросила:

– Ты готов уйти?

– Нет (движением глаз).

– Ты хочешь жить?

– Ты поможешь мне помочь тебе?


Она занималась с ним самой настоящей йогой: они дышали, она пела мантры, но главное – просила его представлять, что руки и ноги у него двигаются, что он может их поднять, может встать, может нагнуться.


Вскоре мальчик начал набирать мышечную массу и стало очевидно, что он вовсе не собирается уходить. Джо уехала через неделю, оставив его и ошеломленных родителей с наказом продолжать занятия. И с записями своих инструкций на диктофоне.

Вспоминайте эту историю, когда у вас нет сил или возможности двигаться, – в самолете, на скучном совещании или при плохом самочувствии. Такова уж особенность человеческого мозга – он проводит одни и те же импульсы при реальных и при воображаемых ситуациях, информационный поток все равно идет. Пользуйтесь этим!


1. Вселенская уборка

Рекомендую замечательную книгу Доминик Лоро «Искусство жить просто. Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь». В ней три части: «Вещи», «Тело», «Разум» и масса советов: с чего начать вселенскую уборку, как не сдаться, как подготовиться к переменам и впустить их в свою жизнь. Она про внутреннюю и внешнюю экологию вашей жизни – ликвидация лишних вещей, минималистский уход за телом и лицом, умеренность и утонченность питания, очищение души, порядок в адресной книге, альтруизм, тишина. Она о том, как стать счастливым, расчищая место для новых энергий, правильных людей, событий, которые непременно притягивает ум, где наведен порядок. Начать жить просто… весьма непросто. Мой учитель дал мне такую технику для практики непривязанности к вещам: каждый месяц нужно дарить людям один любимый предмет, без которого, как вам кажется, вы не можете жить. Это может быть чашка, или украшение, или книга – все, что угодно. Отдавать важно с легким сердцем, зная, что другому человеку ваш подарок принесет добро, пользу или новые знания.


2. Дисциплина

Если вы стараетесь осознавать то, что вы делаете и думаете, это уже дисциплина. Она совсем не про принуждение – ни себя, ни тем более ребенка нельзя заставлять что-то выполнять из-под палки. Это про ваш выбор и следование ему. И это ваша ответственность перед собой. Дисциплина предполагает качество, а не количество. Суть не в том, чтобы принудить себя проводить на коврике по полтора часа в день. Если вы выбрали находить 5 минут каждое утро, чтобы подышать в тишине и настроиться на день, это тоже дисциплина. Не допускать бранные слова – не только при ребенке, но даже мысленно, не есть на ночь, полуфабрикаты или на ходу, не пить алкоголь, не ругать себя по любому поводу, находить время хотя бы в выходные на любимые занятия, до которых почему-то все время не доходят руки, не придумывать отговорки, а научиться необидно говорить «нет»… Вашим «упражнением» может стать все что угодно. Составьте список того, что вам хотелось бы практиковать, – от чего избавиться, или что привнести в свою жизнь и жизнь своей семьи. И сделайте первый шаг – ничто не мешает начать практиковать хоть в эту секунду. Не старайтесь взяться сразу за несколько пунктов, не форсируйте себя, не ставьте цели, от которых вы чувствуете сплошное напряжение. Пусть это будет хотя бы один пункт в день. Осуществимый, простой. И не забывайте себя хвалить – привыкайте думать о себе хорошо. Прямо сейчас.


3. Осознанный прием пищи

Индусы говорят, за едой лучше молчать. В шумной компании, с историями и анекдотами, мы поглощаем больше, чем нужно, и часто не замечаем, что вообще съели. Тем более вредно есть, если вы расстроены. Еда может как пополнять энергию, так и отбирать ее. Что вы едите, как, когда, с кем, в каком количестве, напрямую влияет на качество вашей жизни. Лучше голодать, чем заглатывать куски на бегу, есть невкусную или несвежую пищу. Лучше не доесть, чем положить на тарелку тройную порцию – глаза часто хотят больше еды, чем желудок. Лучше говорить (если это так уж необходимо) о вкусе и послевкусии того, что вы едите, из каких ингредиентов приготовлено это блюдо, как оно попало к вам на стол, чем о политике или сплетнях. И конечно же, ни о каком осознанном приеме пищи речь не идет, если вы не отрываетесь от гаджетов или телевизора. Механическим потреблением вы нагружаете организм и создаете почву для проблем со здоровьем.


4. Контроль

Тотальный контроль – величайшая из иллюзий. Чем больше мы пытаемся контролировать все вокруг, тем чаще вещи выходят из-под контроля. Чем больше мы отпускаем, тем больше контролируем. На самом деле, единственное, что реально контролировать, – это мы сами, наши мысли, дела, слова. Мы не можем и не должны контролировать других. И уж тем более пытаться контролировать чью-то жизнь или обстоятельства. Очень важно определиться, где действительно важно «держать руку на пульсе», а что важно отпустить. Иногда грань очень тонка – чтобы прочувствовать это, примените такой прием: всего один день понаблюдайте, как часто вы настаиваете на своем. На работе, дома, в транспорте, на занятиях. Попробуйте уступать, особенно в незначительных вопросах. Как расставлены на полке тарелки, какая звучит радиостанция, куда поехать на выходные, в какую кружку налить чай, справа или слева лежит ваша любимая расческа – все это мелочи, из-за которых люди порой разводятся. Разводятся – то есть считают невозможным мириться с этим, устают от шагов навстречу, не хотят проиграть эту бесконечную битву за контроль. Как же можно не контролировать детей? Не выучит уроки, не придет вовремя домой, не почистит на ночь зубы – список того, что вы пытаетесь проверять, бесконечен, правда? Поверьте, можно! Чем больше вы давите, манипулируете, принуждаете, торгуетесь, тем худший результат имеете. И что самое печальное – при такой модели поведения вы не стимулируете ответственность самого ребенка за свою жизнь. Вы подавляете его управленческие навыки, хотя скорее действуете из обратных побуждений. Определитесь: вы растите исполнителя, действующего сугубо по указаниям старшего, или менеджера, креативщика, финансиста, исследователя, стартапера, ученого, который имеет смелость и навык отвечать за свои решения и выбор, а не ждет директив.


5. Принятие

У вас в жизни так бывало, что сначала события кажутся просто ужасно несправедливыми, выбивают почву из-под ног, расстраивают до слез, а потом оборачиваются удачей? У меня – много раз. Главное, приучить себя в эти моменты разочарования и огорчения вспоминать, что все к лучшему. Что эти обидчики – наши учителя и что все встречи в жизни неслучайны. Говорят, если нас ПРЕдают, нас ПЕРЕдают на новый уровень. И еще: если мы не можем изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Смотрите выше: кто кем управляет – вы мыслями, или они вами? Возьмите себе за правило не делать поспешных выводов, не клеить ярлыки «неудача», «провал», «не повезло». Если вы опоздали на поезд, ищите вопрос, от чего вас уберегли, какие возможности открыла перед вами новая ситуация. А не проклинайте пробки, погоду и небесные силы. Напротив, обратитесь к ним с благодарностью.


6. Активное слушание

На одном семинаре по детскому развитию мне предложили такое упражнение: выйти с диктофоном на улицу, пройтись полчаса и записать все звуки, привлекающие мое внимание по ходу. Каждый раз, услышав что-то интересное, я должна была нажать кнопку «запись». Потом все эти звуки предстояло свести в единый ролик – звучание города. Надо сказать, что я визуал, и когда вижу что-то интересное, у меня возникает порыв сфотографировать, запечатлеть, как это выглядело. Поэтому поначалу я ловила себя на невольном движении руки в поисках смартфона. Практика с диктофоном показала мне, насколько я была не включена в звуковую картину. Среди моих находок: звон велосипедного звонка, сирена «скорой помощи», гулко падающие на асфальт капли кондиционера, журчание воды, утекающей в водосток, испанская речь проходившей мимо женщины с телефоном, грохот закрывающихся жалюзи на витрине магазина, жужжание троллейбусных проводов, детские визги на площадке, собачий перелай, радио из стоявшего у обочины такси, скрип калитки и курлыканье голубя. Скажите, вы часто слышите это? Вы рассматриваете звуки? Вы вникаете в то, что говорят вам ваши дети, или киваете на автомате?


7. Осуждение

Йога – идеальное средство для того, чтобы отучиться осуждать себя и других. Начинаем с себя, конечно же. Выберите любое сложное для вас занятие: черчение, математические расчеты, иностранный язык, программирование – нечто, куда придется вложить серьезные усилия. Практикуйте это занятие каждый день. И замечайте свои внутренние комментарии и диалоги. Умеете ли вы себя подбодрить или похвалить? Или вы склонны награждать себя всевозможными «ну что я за растяпа» и так далее. Привыкните не выносить суждения о том, что делаете вы. И вам будет просто привыкнуть не осуждать других. Вы никогда не знаете истинных мотивов поступков людей – мы свои-то не всегда можем объяснить. И, конечно, никакого осуждения в йоге. «Ты неправильно делаешь!», «Ну что же ты такой негибкий/слабый/неловкий» и тому подобное. «Посмотри, как у Пети хорошо получается, а ты что меня позоришь» – не обходится группы без родителей, которые так «стимулируют» интерес к практике. Хвалите за попытку, за старание, за усилие, за желание, за интерес – все это первые шаги, и они в тысячу раз важнее идеального надуманного результата.


8. Терпение

Терпение – это наши отношения со временем. Практика йоги приведет вас к новому ощущению и восприятию времени. Вы поверите, что все происходит в нужное и правильное время, что никакое время не может быть потерянным – в пробке, в очереди, в зале ожидания – никакое, если вы вовлечены в момент и не несетесь в будущее, не стараетесь ускорить его наступление. Терпение – это еще и про то, чтобы давать себе время, не загонять себя. И про то, чтобы не торопить ребенка. Научитесь считать до пяти, прежде чем делать что-то за него, выхватывать из рук – подскажите, но пусть сделает это сам. Дождитесь, верьте, что он справится, – просто чуть позже, чем вы ожидаете. Это в полной мере относится и к практике на коврике, и к каждодневным делам – принять определенную позу может быть так же непросто, как завязать шнурки или намотать макароны на вилку. Вспомните, как вы осваивали какой-то сложный навык – поначалу вам требовалось больше времени.


9. Честность

По мере углубления практики и познания себя многие сталкиваются с тем, что наружу выходит разное, – поднимаются такие пласты эмоций, переживаний, которые долгие годы накапливались и не прорабатывались. Все компромиссы с собой, вся полуправда и откровенная ложь самому себе, все это, вытесненное в подсознание, заляжет в вашем теле и, скорее всего, всплывет на поверхность рано или поздно. Путь йоги – это путь познания своего Я, соединения с настоящим собой, соединения с окружающим миром. Поверьте, не будет потребности что-то придумывать, кем-то казаться, кого-то из себя строить, если вам хорошо и спокойно с самим собой. Такая форма честности преобразует вашу жизнь: появляются люди, принимающие вас такими, какие вы есть. Нет никаких причин врать. Ни детям, ни взрослым, ни себе. Приучите ребенка задаваться вопросами «Я правда этого хочу?», «Что я думаю на самом деле?», «Почему я выдумал сейчас эту отговорку – разве сложно или страшно было сказать правду?». Честность сначала в мыслях, потом – в словах и делах.


10. Благодарность

Благодарность – лучшее средство от обид, апатии, грусти, эликсир счастья и молодости, живительный и неиссякаемый источник, который всегда в нашем распоряжении, – стоит только вспомнить. На Востоке учителя часто завершают практику словами: «Поблагодарите себя за то, что подарили себе сегодня это время на коврике. Поблагодарите свое сильное и гибкое тело. Свой ум и душу». Способность быть благодарным – величайшее обретение. Перед благодарностью отступает все плохое: благодарите за испытания и уроки, и события предстанут в новом свете. Благодарите за встречи на вашем пути. Благодарите, что у вас есть крыша над головой и питьевая вода, и одежда, и вы умеете читать, – всего этого лишены очень многие люди на планете. Благодарите за солнечный день, за свежий воздух, за пищу на столе, за ценный совет, за плечо рядом, за улыбку прохожего, за возможность кому-то помочь, за мир без войны. За то, что у вас две руки, две ноги, вы видите и слышите, – это тоже дано не всем. Благодарите за красоту, озарения, удачу, мудрость, великодушие, верность, щедрость. Благодарите за пустяки. Говорите детям «спасибо» почаще. «Спасибо» – это «спаси, Бог» – все ли задумывались над этим?


* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Привет, Солнце! Йога + образ жизни для здоровья, счастья и развития детей (Анастасия Кокеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром -

Искать в описании

Управление мышлением через Йогу

Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу , приобретает истинное знание своего , а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому. Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания . Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача Раджа Йоги - это постановка ума , сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке , удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает Раджа Йога - это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения Раджа Йоги - это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным.

Новое самопознание достигается в Раджа Йоги путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:

  • глубокий сон;
  • сон со сновидениями ;
  • бодрственное состояние;
  • турийя , или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным, их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях, изучение снов, изучение полусознательных и бессознательных психических процессов, изучение иллюзий и самообманов, изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу , - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса малых жизней его собственного тела, голоса больших жизней , в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать - думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств - ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться, используя методы Раджа Йоги .

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире. В Центрах и Ашрамах Раджа Йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши , который придал Раджа Йоги ее нынешнюю форму. Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться. В Раджа Йоги этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа Йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги:

Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  • Правильные упражнения - асаны ;
  • Правильное дыхание - пранаяма ;
  • Правильное расслабление - шавасана ;
  • Правильное питание;
  • Позитивное мышление и медитация - веданта и дхьяна .

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, здоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы . Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность. Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации . Прекрасный инструмент для медитации - повторение мантр , использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной. Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие. Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой . Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам. Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас. Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа Йога - это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда. Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа Йога включает внутренне очищение, невидимое другим. Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей. Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса , крест, Деву Марию или младенца Иисуса , или читать молитвы по четкам. Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует упасть в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты. Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности. Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

Чтобы соединиться с космическими энергиями путем повторения мантр , нужно привести свое тело в абсолютно спокойное состояние. Кроме физического очищения мы будем очищаться еще и психически. Поразительно видеть, что только ни выходит из нашего ума: газеты, телевидение, профессиональный рост, личные отношения, работа, проблемы и переживания о будущем. Мы перегружены и не можем найти ни капли покоя в том компьютере, что носим в голове. Нам нужно постоянно удалять его содержимое, чтобы быть способными воспринимать новую информацию.

Удаление всего ненужного происходит во время медитации . Мы не делаем специального выбора, это происходит на основе осознания. На санскрите это называется видья , противоположность которой – авидья , или неведение . Осознание – это не тот вид знания, что мы привыкли получать извне, это знание, происходящее из внутреннего опыта. Этот опыт случается, когда мы соприкасаемся внутри нас с чем-то большим, чем обычные ощущения тела и ума. Возникает некая отстраненность, которая происходит совсем не от безделья, лени или нетерпимости, а от бескорыстной любви. Практикующий осознает, что он несом некой великой силой, и именно это понимание приносит отстраненность. Всего, что идет до этого момента, можно достичь в современных йога-центрах. Именно отсюда начинается истинный путь Йоги , настоящая практика, то, что происходит в ашрамах: глубокая медитация, пение мантр, открытие себя позитивности йоги во время лекций, преодоление таких препятствий как: Я не уверен, действительно ли это возможно для меня . Сатсанг буквально означает Пребывание с Истиной . После участия в сатсанге во время занятий в ашраме персональная практика протекает с легкостью, с новым позитивным настроем и убежденностью продолжать занятия в повседневной жизни.

Основное препятствие на пути к себе – нехватка дисциплины. Поняв это, мы пытаемся постепенно нарабатывать самодисциплину. Свами Шивананда объясняет на многих примерах, как это можно делать: например, с помощью мауны - молчания или дисциплины речи. Это, однако, не означает молчание, когда вы все равно один. Мауну нужно практиковать во время занятий обычными делами, не делая из этого шоу с табличкой на груди: Я выполняю мауну . Она состоит в отпускании происходящего, мы даем свободное течение развитию событий. Это действительно требует большой самодисциплины и является временем доказанным способом развития настоящей самодисциплины.

То, что обычно понимается под дисциплиной, движимо сильными эгоистическими мотивами, как например, утреннее вставание оттого, что иначе я могу потерять работу. Следить за машиной, иначе я не смогу на ней нормально ездить. Поддерживать нормальный вес путем умеренного питания, чтобы хорошо выглядеть и найти партнера. Это все мотивированная дисциплина, не имеющая ничего общего с духовным ростом. Каждый делает это. Самодисциплина означает внутренний отказ от чего-то, отречение без какого либо ощутимого результата, кроме более высокого уровня контроля над умом. Это совершенно другая мотивация, намного более трудная, чем дисциплина, ведущая к видимому, конкретному результату. В конце концов, можно прожить жизнь и без асан , медитации , мауны и пр. Мы же как-то справлялись с грузом жизни и без них. Только если мы очень серьезно спросим себя, как преодолеть эти трудности, появится мотивация для настоящей самодисциплины. Постепенно приходят результаты, и мы убеждаемся в необходимости такой дисциплины – тогда все становится намного проще.

Мауна – простое и эффективное лекарство, даже если практиковать его хотя бы по часу в день. Свами Шивананда предлагает практиковать мауну в субботу или воскресенье, когда вы не работаете, иначе можно очень быстро потерять работу. Есть множество маленьких упражнений для тренировки самодисциплины. Если вы привыкли класть сахар в чай, оставьте эту привычку ненадолго, не заменяя сахар медом или другими подсластителями. Вы почувствуете, как ваш ум привык к сахару – он будет счастлив, только если получит сахар. Значит, наше счастье зависит от ложки сахара. Если вы и так не едите сахар, вы скажете: Я уже саморелизовался, мне не нужен сахар . Тогда откажитесь от привычки смотреть телевизор, слушать музыку, читать газету или звонить по телефону по вечерам. Все эти упражнения в наше время являются тапасом, или аскезой. Заместите ваши привычки практикой йоги, медитацией. Бросьте чрезмерное планирование, постоянно занимающее вас какой-нибудь деятельностью и не позволяющее вам просто побыть с собой. Какой бы вид самодисциплины вы ни выбрали, через какое-то время ум понимает, что кто-то проверяет его движения, и ему это совсем не нравится.

1. Пратьяхара - это отстранение чувств от соответствующих им объектов. Это отключение чувств.
2. Реальная, духовная или внутренняя жизнь начинается тогда, когда изучающий йогу укрепляется в пратьяхаре.
3. Пратьяхара контролирует внешнюю направленность чувств.
4. Возбужденные чувства даже мудрого человека, каким бы он ни был здравомыслящим, заглушают голос разума.
5. Практика пратьяхары требует значительного терпения и настойчивости. Это жесткая дисциплина чувств.
6. Чувства ничего не могут сделать без поддержки сознания. Если вы можете отделить сознание от чувств, отключение чувств произойдет автоматически.
7. Как пчелиный рой летит, пока летит пчелиная царица, и садится, когда садится царица, так и чувства становятся управляемыми, когда контролируется сознание.
8. Пратьяхара - это то, благодаря чему чувства не входят в контакт с объектами, на которые они направлены, и, соответственно, подчиняются внутренней природе сознания.
9. Если чувства не обузданы, изучающий йогу никогда не достигнет в ней успеха.
10. Суть отключения чувств - в том, что они полностью поглощаются сознанием.
11. Это означает обретение величайшего контроля над чувствами.
12. Контроль чувств - это безусловная однонаправленность сознания.
13. Чувства удерживаются под контролем при практике пратьяхары.

КАК ПРАКТИКОВАТЬ ПРАТЬЯХАРУ?
14. Практикуйте отключение чувств постепенно, отстраняясь от одного чувства за другим. Начинайте с отключения самого бурного чувства.
15. Плавно отделяйте чувства от объектов, которым они адресованы. Занимаясь этим слишком интенсивно, вы будете ощущать головную боль.
16. Отрешите разум от центров чувств. Не давайте ему возможности цепляться за центры. Вы преуспеете в пратьяхаре.
17. Отстраняйте сознание, прану и чувства. Это тройное отключение. Оно крайне эффективно.
18. Как черепаха втягивает свои конечности со всех сторон, так и изучающий йогу "оттягивает" все чувства от объектов чувств. Тогда он приходит в состояние душевного равновесия.
19. Так же как дикий ураган раскачивает корабль, скрытые желания бешено раскачивают быстро меняющиеся чувства и мысли. Так что остерегайтесь! Будьте настороже. Всегда оставайтесь бдительны. Уничтожайте все желания мечом бесстрастия и секирой различения.
ZO. Во время вашей практики чувства вновь и вновь будут стремиться к объектам, как разъяренные быки.
121. Вновь и вновь отстраняйте их от объектов.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПРАТЬЯХАРЕ
22. Какими бы грандиозными ни были человеческие усилия, они не приводят к абсолютному успеху. Поэтому упорно практикуйтесь и молитесь.
23. Пратьяхара становится легче после практики пранаямы.
24. Пратьяхара начинается за практикой пранаямы автоматически.
25. Если вы обладаете полным бесстрастием, то легко можете практиковать пратьяхару.
26. Бесстрастие - это враг чувств и друг пратьяхары.
27. Обет молчания, умеренность в питании, устойчивость позы, бесстрастие, регулярность практики пранаямы, терпение, умиротворенность, упорство, настойчивость, половое воздержание, уединение - все это способствует пратъяхаре.
28. Практика пранаямы "прореживает" чувства и готовит изучающего йогу к практике пратьяхары.
29. Способность к различению между реальным и нереальным в огромной степени способствует достижению успеха в пратьяхаре.
30. Успех в пратьяхаре зависит от глубины и силы прошлых йогических впечатлений.
31. Тот, кто практиковал пранаяму и пратьяхару в предыдущем рождении, в течение короткого периода добьется успеха в пратьяхаре в нынешней жизни.
32. Новичку, который пытается практиковать пратьяхару впервые в этом рождении, не обладая кредитом предыдущих самскар, или впечатлений от прошлых рождений, возможно, придется затратить много времени, чтобы достичь успеха в пратьяхаре.
33. Каждый человек может самостоятельно узнать, новичок ли он в йоге или же йоги-бхрашта (тот, кто уже практиковал йогу в прошлых жизнях), на собственном опыте - по успешности йогической практики в этом рождении.
34. Поначалу пратьяхара отвратительна, но со временем она становится очень интересной.
35. Тот, кто хорошо укрепился в пратьяхаре, может спокойно медитировать даже в шумном месте.
36. Пратьяхара развивает силу воли и внутреннюю духовную силу.
37. Ничто не отвлечет сознание человека, укрепившегося в пратьяхаре.
38. Тот, кто эффективен в пратьяхаре, может входить в состояние глубокого сна в момент соприкосновения с кроватью. Наполеон и Ганди умели это делать.

ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ПРАТЬЯХАРЕ
39. Неустойчивая асана, многословие, слишком интенсивное общение с мирскими людьми, переутомление, обильное питание, длительная ходьба, чрезмерное любопытство к делам других людей - все это препятствия в практике пратьяхары.
40. Если страсть угасает и возникает охлаждение к практике, чувства могут вспыхнуть вновь.
41. Некоторые ученики йоги практикуют пратьяхару в течение трех лет и при этом не могут достичь успеха, поскольку не полностью освободились от пристрастий и скрытых желаний. Они привязываются то к одному объекту чувств, то к другому.

САДХАНА РАДЖА-ЙОГИ
42. Бхакта, или преданный служитель, не практикует пратьяхару. Он созерцает своего Господа во всех объектах.
43. Джняна-йогин не практикует пратьяхару. Он стремится отождествиться с Высшим "Я", скрытым во всех объектах, отказываясь от названий и форм.
44. Лишь раджа-йогин намеренно практикует пратьяхару.
45. Тот изучающий йогу, кто сразу перескакивает к практике медитации без пратьяхары, никогда не достигнет успеха в медитации.
46. Трудно сказать, где заканчивается пратьяхара и начинается дхарана, или концентрация.



  • Разделы сайта