Маори традиции. Новая Зеландия. Маори - обычаи и культура

Маори

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


Традиционное жилище маори

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



Маорийская резьба по дереву

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Флаг маори, предложенный в 1998 г.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

Маори - аборигены Новой Зеландии, выходцы из полинезийских народов, впервые ступивших на земли этой страны. Точная дата заселения островов неизвестна, и разные исторические источники говорят о том, что это было примерно с VIII по XIV вв. На территории Новой Зеландии численность маори составляет чуть более 500 тыс. чел. В количестве менее 10 тыс. человек представители этого народа проживают в Австралии, Великобритании, США, Канаде.

В результате многочисленных войн с англичанами, прибывшими на острова в XIX веке, а также новых болезней, пришедших от белых людей, аборигены Новой Зеландии значительно сократили свою численность. Сегодня они в меньшинстве и составляют около 15% от четырехмиллионного населения страны, но имеют возможность изъясняться на родном языке. Маорийский язык в Новой Зеландии, наряду с английским, имеет статус официального. На маори название страны звучит как Аотероа ("белое длинное облако"). Такое название ей дали первые полинезийцы, приблизившиеся на каноэ к берегу. Остров был укутан густым туманом и по конфигурации напоминал облако.

Территория страны занимает 2 больших острова, Северный и Южный, и около семи сотен мелких островов. Так географически расположена Новая Зеландия. Аборигены в основной своей массе занимают земли Северного Острова страны. Это территория гейзеров и рек. На северо-западе Острова Северного расположен мыс Реинга. Это место, где встречаются и оно является очень важным в мифологии и традициях маори. Океан и море символизируют мужское и женское начало. А восьмисотлетнее дерево, произрастающее на мысе и уходящее корнями в море, по преданию переносит души умерших представителей маори на их духовную родину.

Современные аборигены Новой Зеландии до сегодняшнего дня сохраняют традиции предков. Это выражается не только в ритуалах, но и в повседневном поведении. Церемония теплого и дружественного приветствия этого народа известна далеко за пределами Новой Зеландии. При встрече два человека приближаются и соприкасаются лбами и носами, закрывая глаза и замирая на минуту. Боевой маорийский танец «хаку» видели все, кто интересуется регби. Национальная новозеландская команда исполняет его перед каждым матчем.

Языческая религия предков маори, которую и сейчас отчасти исповедуют аборигены Новой Зеландии, основана на поклонении богам общеполинезийского пантеона, фигуры которых наряду с изображениями предков часто вырезали из дерева. В национальном ремесле, резьбе по дереву, преобладают спиралевидные орнаменты.

Широко известная сегодня моко маори имеет для этого народа особое, сакральное значение. По традиции татуировкой покрывают все лицо мужчины, иногда плечи и бедра. Татуировка не только раскрывает социальный статус и происхождение владельца, но и используется для укрепления внутренних связей в организме, привлечения нужной энергии и, наоборот, для освобождения от ненужной. Женщины у маори считаются существами более совершенными внешне, поэтому женское тело редко украшают моко.

У края ойкумены, на самом дальнем юге лежат острова Новой Зеландии. Их коренное население - племена маори. По легендам, их предки тысячу лет тому назад приплыли сюда с прародины Гаваики на семи каноэ. И прозвали новую землю Аотэароа - «страна белого длинного облака».

Поначалу всё шло неплохо. Новые территории, невообразимо гигантские по полинезийским меркам, по тем же меркам были прохладны. Местные непуганые звери и птицы являлись лёгкой добычей, да и съедобных растений хватало. Племена расселились по обоим островам и многократно размножились. Совмещая земледелие с поеданием всего, что движется.

Понемногу аборигены схомячили подчистую всю крупную и питательную живность на островах. Надо полагать, местные духи разобиделись на них за эдакие аппетиты, и с начала XVI века климат на островах становился холоднее и холоднее. А Южный остров с его горами - хорошо знакомыми всем по кинотрилогии «Властелин Колец» - вдобавок забился в конвульсиях мощных землетрясений.

Голод и холод, разрушительные подземные толчки и цунами превратили острова Новой Зеландии в ад.

Маори решили соответствовать.

До начала периода катастроф археологи почти не видят в Новой Зеландии следов войн и оружия. Зато с приходом века ужаса всё резко изменилось.

Выжили те племена, которые превратились в банды яростных, бесстрашных рейдеров, способных ловить и пригонять много пленных. Которых затем ритуально резали и пожирали всем племенем.

Спустя считанные десятилетия острова Новой Зеландии превратились в арену вечной войны за земли и пищу. Вся культура маори пропиталась войной, агрессией и каннибализмом, подобно выдуманному миру орков или клингонов.

Мрачные деревянные крепости-городища в дыме костров оглашались воплями жертв и грозными ритуальными песнопениями.

Как мориори стали хиппи

Ещё в конце XIV века - когда на острове Новая Зеландия появились первые признаки приближающегося кризиса и рост населения замедлился, потому что еды становилось всё меньше - люди маорийского племени Нгаи Таху покинули Южный остров и отправились искать новые земли.

Ими стали острова Чатем в 690 километрах к юго-востоку от Новой Зеландии. Почти тысяча квадратных километров ещё более холодных, сырых и холмистых пустошей. Но море вокруг кишело рыбой и птицей - и переселенцы сумели закрепиться на этой не очень приветливой земле. Прозвав её Рэкоху - «Туманное солнце».


Маленькая экосистема архипелага не могла прокормить много людей. А социальные конфликты при такой скученности обернулись бы катастрофой. Но первые вожди нового народа, наречённого «мориори», разработали кодекс религиозного пацифизма - Законы вождя Нунуку.

Мориори стали полным антиподом воинственных каннибалов‑маори.

Убийство человека, драка и тем более война стали жесточайшим табу. Самые непримиримые конфликты разрешались путём ритуальной дуэли на тонких палочках строго до первой капли крови.

Девять племён мориори общим числом около 2000 человек бедно, но мирно жили на своих островах веками. За 24 поколения они совершенно забыли множество технологий, полностью перешли на собирательство, охоту и рыболовство. Одна мысль об убийствах, оружии и даже драках приводила их в ужас.


Мирные мориори

Мориори едва ли не первыми в истории человечества создали действующую модель пацифистского общества.

За что жестоко и страшно поплатились.

О пользе картошки для военного дела

Тем временем на Новую Зеландию проникли англичане. Маори узнали о прекрасных изобретениях белого человека: картошке и ружьях. Первое позволило прокормить гораздо больше членов племени, а второе… и вовсе стало подарком небес для рейдеров-каннибалов, привыкших к вечной войне всех со всеми.

А ещё можно было выращивать картошку и продавать её англичанам в обмен на всё те же ружья!

Тем более, что мясо у белых людей, по мнению маори, совсем невкусное. Торговать с ними было во всех смыслах полезнее.

Взрывной рост численности населения за счёт картошки позволил выставлять тысячи воинов с ружьями там, где раньше и сотня с дубинками была грозным войском. «Это же просто праздник какой-то!» - подумали хором все маори и острова погрузились в ещё большее безумие всеобщей резни.

Вот до чего картошка людей доводит.

Одно из племён маори - Нгати Мутунга - было не раз крепко бито соседями. Им даже пришлось ритуально сжечь кости предков и уйти со своих коренных земель. Бить других маори как-то не очень получалось. И Нгати Мутунга обратились к более-менее дружественным соседям из Нгати Тама с богатой идеей: а не отправиться ли нам за море и завоевать там новые земли?


Маорийская лодка для набегов за море

Но куда именно за море? Сначала вожди и ведущие аналитики племён на собраниях планировали вторжение на архипелаг Самоа или остров Норфолк. Но Самоа слишком далеко, а воинственные княжества соседей вполне могли дать отпор самозваным викингам-каннибалам. Остров Норфолк, в свою очередь, слишком мал. К тому же население его к тому времени составляли самые неисправимые и отмороженные каторжники британской короны. Которых «из ирландской банды за буйность выгнали».

Так что ещё вопрос - кто бы там кого сожрал в случае высадки десанта маори.

И тут кто-то из соплемнников вспомнил рассказы об острове на востоке, где живут какие-то совершенно восторженные хиппи. К тому времени там уже была маленькая колония маори, занимавшаяся рыболовством и особо никого не трогавшая.

План сложился. Маори захватили стоявший у одного из причалов британский бриг «Лорд Родни» и сделали команде предложение, от которого было сложно отказаться: совершить пару рейсов или стать не очень вкусным, но торжественным ужином.

«Великий ужас, которому имени нет»

19 ноября 1835 года «Лорд Родни», в который набилось 500 воинов-маори с ружьями и дубинками, появился у берегов Чатема.

В тот день мир мориори рухнул.

Захватчики хлынули на берег - один опытный воин на четырёх мориори, включая женщин и детей. Они рассыпались по островам, стали избивать и убивать жителей. Объявив, что теперь это земли племён Нгати Мутунга и Нгати Тама. А мориори теперь их рабы и будут растить картошку, которую предусмотрительные маори складировали в трюме брига.


Населявшие Чатем аборигены ужаснулись такой неспровоцированной агрессии. Их вожди собрались в селении Те-Апаватики. Молодёжь потребовала ответить на вторжение войной. Пусть даже самоубийственной.

«Нет!», - ответили старейшины Тапата и Тореа. «Мы, мориори, свято чтим заветы товарища Нунуку! Мы ответим этим варварам ненасильственным сопротивлением, и пусть им будет очень стыдно!».

Кампания ненасильственного сопротивления в лучших традициях современных борцов с оружием и пацифистов помогла не больше, чем таблички про зоны, свободные от оружия против террористов и психов с автоматами.

Маори попросту озверели, когда мориори отказались работать и стали пытаться рассказывать о своих правах. Каннибалы устроили чудовищную резню.

Три четверти жителей островов погибли. Тем, кто умер от пули, ножа или удара дубинкой в затылок ещё очень повезло. Ведь маори для запугивания устраивали казни с показательной жестокостью.

Практически все выжившие были избиты, изнасилованы, искалечены. Спасения не было: опытные воины-маори прочёсывали самые отдалённые территории Чатема. Не менее трёхсот человек демонстративно зарезали и съели.


Оставленных мориори держали в загонах как скот и использовали в качестве рабов. Им запретили разговаривать на своём языке, жениться, заставили осквернить все святилища. Побывавший на архипелаге несколько лет спустя английский исследователь описал жизнь мориори как самое жуткое рабство, которое гораздо хуже смерти.

«Мы вступили во владение в соответствии с нашими обычаями и поймали всех. Ни один не сбежал. Сбежавших мы убили, некоторых других тоже, но что из того? Это было в соответствии с нашим обычаем!» - спокойно рассказывал один из маори.

Стыдно им совершенно не было, ни чуточки.

Ну, а в силу живости национального характера маори пять лет спустя Нгати Мутунга на Чатеме напали на бывших союзников Нгати Тама. Началась гражданская война, и в процессе взаимных набегов маори перебили и съели ещё несколько сотен рабов‑мориори.

Последствия? А никаких последствий.

К тому времени, когда на Чатеме в 1863 году худо-бедно начали действовать британские законы, рабов освободили. В живых к тому времени осталось немногим более сотни мориори.


Мориори в 1880-м году

Чистокровных аборигенов до нашего времени не сохранилось. Только люди, предки которых одновременно были и мориори, и маори, и европейцами.

Мориори признали коренным населением Чатема… А заодно и маори.

«Потому что они уже полтора века тут живут, и значит тоже коренные».

При этом на самом архипелаге живут всего 36 человек, считающих себя мориори. И ещё более 600 - на острове Новая Зеландия, куда маори отвезли часть захваченных рабов.

Потомки мирного и гуманного племени с переменным успехом пытаются возрождать свою культуру.

Ну, а маори в общем-то и сейчас не очень стыдно.

Тем более, что самих Нгати Мутунга и Нгати Тама другие маори тоже потом убили и съели. Ибо традиционные ценности такие. Клингонские.

  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов
  • Читать дальше: Людоеды-маори
  • На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить - это маори, аборигены Новой Зеландии.

    В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

    Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

    Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год - 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их .

    Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, - более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов - более светлая пигментация, от монголоидов - сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов - волнистоволосатость” . Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

    По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы . Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии . Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

    Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам . Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те - на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

    Маори - кто они? Людоеды или люди высокоинтеллектуальные? Где они жили в прошлом? Откуда появились? Как долго боролись за свою независимость? Живут ли сегодня на земле маори?

    Как попали маори в Новую Зеландию?

    Маори — полинезийский народ, который прибыл на новозеландские острова в XIII веке. Маори приплыли на лодках-каноэ, которые по словам ознакомившихся с ними впоследствии европейцев, могли передвигаться со скорость. До 40 километров в час (22 узла). Мифы о маори говорят о том, что они прибыли на семи больших каноэ из стран Гавоики, которая находится в Тихом океане. Точное местонахождении прародины маори неизвестно, вероятно что это острова Таити или Самоа.

    Известно, что вождя маори звали Тамма де Капуа. С собой маори привезли крыс и собак: этих животные не водились на новозеландских островах. Свою новую родину маори именовали Аотеароа, что означает страна «Длинное белое облако».

    Чем занимались маори?

    Маори занимались охотой и рыболовством, выращивали овощи такие, как батат, таро, ямс.

    Жили они в прямоугольных домах с двухскатной крышей. Поселения состояли из нескольких десятков домов и были укреплены защитными стенами и рвами. Если учесть, что в Новой Зеландии появились европейцы только в конце XVIII века, то понятно что маори вели внутриплеменные войны, раз им понадобились такие укрепления.

    Но не смотря на свою оторванность от цивилизации полинезийский народ маори не был невежественным. Так очень развита была резьба по дереву. Это умение ценилось, считалось священным, а заниматься им могли только мужчины. Женщинам маори не разрешалось даже присутствовать при этом.

    Вырезали разнообразные культовые скульптуры, фигуры прародителей, называемые текотеко, которые устанавливались на носу каноэ и на фронтонах домов, а также изображения духов и богов.

    Жилые и общественные и общественные помещения украшали резными деревянными панелями изумительной красоты. Особенно старались богато отделать дома собраний — традиционные постройки, которые находились в центре маорийских поселений. Эти дома были центом общественной жизни и считались живыми существами: балки называли позвоночником, резную деревянную маску под гребнем крыши — головой, а внутреннее помещение животом. Изображения на панелях воплощали мифологию и историю маори. Как правило, изделия изготавливались из цельных стволов деревьев. Также из отдельных стволов вырезали лодки-каноэ. И сегодня по всей Новой Зеландии можно встретить резную скульптуру говорящую о том, кто такие маори.

    Маори и их войны

    Важно отметить, что маори всегда были воинственным народом. Пять маорийских племен делились на многочисленные кланы. Племена и кланы нередко враждовали между собой, и на островах постоянно шли междоусобные войны. Захваченных в плен нередко убивали и съедали, а головы врагов высушивали и хранили в качестве военных трофеев. Тела воинов-маори практически полностью покрывал, которые заполнялись краской.

    Межплеменные войны обострились с появлением на островах европейцев, которые продавали маори алкогольные напитки и огнестрельное оружие.

    В конце XVIII века в Новой Зеландии появились европейские китобои, фермеры и миссионеры. Китобойный промысел был очень прибыльным, но довольно скоро киты были истреблены почти полностью. Хотя официально Новая Зеландия была колонией Великобритании с 1804 года, легальное британское правительство там появилось только в 1883 году, когда губернатором стал Уильям Хобсон. В 1840 году Хобсон подписал договор Ваитанги с более чем 500 маорийских вождей. Согласно этому договору Новая Земля считалась владением Великобритании, вожди уступили английскому монарху все права и полномочия своего суверенитета. Маори получили право владеть землями, лесами и рыбными угодьями. Договор Ваитанги разрешал европейцам селиться в Новой Зеландии. После его подписания началось обращение маори в христианство. Поток переселенцев из Европы значительно возрос. Начался захват земель маори путем обманных сделок и насильственных захватов, чему этот отважный народ отчаянно сопротивлялся.

    В 1845-1847 году произошла первая маорийская война. Но кто такие маори против европейцев, за плечами которых стояла могущественная держава. Вплоть до 1872 года маори постоянно поднимали восстания, и англичанам пришлось даже посылать в Новую Зеландию армию и военные корабли, чтобы усмирить воинственные племена. В конце концов маори все равно потеряли большую часть своей земли.

    В 1975 году в Новой Зеландии был учрежден Трибунал Ваитанги. Он рассматривает жалобы на нарушение прав маори начиная с 1840 года. Хотя день Ваитанги 6 февраля является в Новой Зеландии государственным праздником, но до сих пор этот праздник остается спорным: маори до сих пор считают европейцев захватчиками своей земли.

    Однако маори смогли перенять культуру и религию европейцев, и сегодня они интегрированы в единое новозеландское общество. К народности маори принадлежит менее 15% населения современной Новой Зеландии, причем чистокровных маори среди них еще меньше. При таком стремительном исчезновении этого народа, скоро лишь из учебников по истории можно будет узнать о том, кто такие маори.



  • Разделы сайта