Маори - людоеды. Маори. Племя из Новой Зеландии

27 августа 2017 г. 10:59 Роторуа — Новая Зеландия Январь 2009

Вчера, закончив путешествие по Южному острову, мы переправились на пароме через пролив Кука и в оставшиеся несколько вечерних часов бегло познакомились с новозеландской столицей , прогулявшись по ее старым улочкам в Даун Таун, набережной и по Ботаническому саду.

Рано утром садимся в автобус и покидаем Веллингтон, показавшийся нам патриархальным и спокойным. У нас новый водитель и гид по имени Colin. Следующая ночевка нам предстоит в городе Rotorua, считающемся негласной столицей коренного населения Новой Зеландии — маори и путь до него неблизок — почти 450 километров.

Дорога из Веллингтона идет на север по прекрасному шоссе. Проезжаем многочисленные поселки, виноградники и овечьи фермы. Моросит дождик. Через несколько часов подъзжаем к самому большому озеру Северного острова — Таупо. За дождевой завесой и туманом, позади — в национальном парке Тонгареро — остались неувиденными знаменитые вулканы Руапеху (2797 m) и Нгаурухоэ (2291 m).

Почти все наименования рек и гор здесь звучат на языке маори. Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна». А вулкан Нгаурухоэ примечателен тем, что был задействован в качестве горы Ородруин на съёмках фильма «Властелин Колец» по роману Р. Толкиена. Жаль. Может удастся увидеть как-нибудь в другой раз, да еще и покататься на горных лыжах с заснеженных склонов Руапеху зимой — с июня по сентябрь.

Это кажется удивительным — покататься на лыжах в тропической зоне, но это так. На Руапеху есть несколько первоклассных горнолыжных курортов. И самый крупный из них — Факапапа, расположеный на западном склоне вулкана. При перепаде высот в 675 м здесь работают более 20 подъемников, обслуживающих около 40 трасс разной степени сложности. И есть еще курорты Туроа и Тукино, которые находятся соответственно с южной и восточной сторон этого вулкана.

Озеро Таупо и первое знакомство с Маори

И вот, наконец, показалась водная гладь озера Та́упо (англ. Taupo). Это самое крупное озеро не только в Новой Зеландии, но и во всем регионе южной части Тихого океана, включая Австралию. Его наибольшая глубина около 200 метров.

Дождик прекратился и Colin заезжает на прекрасно оборудованную стоянку на берегу озера c туалетом, душем и кухней с приборами для барбекю. Все в идеальном состоянии.

Здесь же, на стоянке, мы встретились лицом к лицу и с первым представителем маори — отцом большого семейства, приехавшего сюда с семьей по хозяйским надобностям. Наши женщины были слегка ошеломлены, увидев в женском туалете и душе большую стирку, которую организовала там его жена.

Сам глава семьи возился с детьми на песчаном берегу озера. Дети постарше, похожие на наших цыганят, бегали в сторонке. А он помогал меньшему сыну лепить какие-то фигуры из мокрого серого вулканического песка.

Подойдя поближе, спросили разрешения cфотографировать его — разрешил. Познакомились. Его имя было Moana — что в переводе с маори означало «широкий водный простор, море». Незаметно завязалась беседа. Все его руки были в татуировках. И часть из них были не из простых — некоторым из них фоном служила сплошь зататуированная поверхность, а незатронутые места образовывали орнамент!

1


Еще один вид приветствия у маори - похлопывание друг друга по плечу. Это есть и у нас...

Считается, что Новая Зеландия была заселена выходцами из восточной Полинезии около 1000 лет тому назад и они сохраняли свой древний уклад жизни вплоть до 20 века. Маори были прекрасными воинами, долго боролись за свою независимость и, в конце концов, отстояли ее.

Татуировка у маори является древней традицией — ведь она показывает общественный статус человека. В то же время она является и инициацией (посвящением) — проверкой на выносливость, так как эта процедура довольно болезненная. Татуировка для маори — не только украшение. Спирали и линии тату рассказывают еще и историю жизни их обладателя, его генеалогию и свойства характера.

Маори могли сохранять эти рисунки, бальзамируя татуированные головы и срезы кожи умерших или вырезая их на дереве. Так что во многих домах на стенах можно обнаружить и даже головы умерших предков, по которым отслеживается все генеалогическое древо семьи. Таким образом, они сохраняли свою историю. Знатные мужчины татуировали все лицо, а тело — от талии до колен. Мы видели тату на руках и ногах и у многих маорийских женщин. Впрочем, уже и наши дамы не отстают от них сейчас в этом отношении…

При расставании Moana познакомил нас со своей женой, закончившей к этому времени стирку. Ее звали Ataahua — «красивая». И в самом деле — она была, как у нас говорят c одобрением — «ничего себе»! И чем-то похожа на цыганку.

А затем он показал нам маорийский ритуал приветствия и прощания — нос к носу. И чем дольше держатся вместе носы, тем больше уважения ты оказываешь своему визави. Все попрощались с нашим новым другом по-маорийски и мы двинули дальше на север.

1


Так приветствуют и прощаются друг с другом коренные жители Новой Зеландии - маори

Едем вдоль озера Таупо. Оно вулканического происхождения и образовалось в результате сильнейшего извержения вулкана Таупо около 27 000 лет тому назад. Весь остров тогда был засыпан многометровым слоем пепла и вокруг тогда погибло почти все живое. Здесь — в центре острова — есть и сейчас несколько действующих вулканов.

Река Вайкато и водопад Хука

Из озера Таупо вытекает единственная река — Waikato и мы сворачиваем, чтобы посмотреть на ее бурное течение и пронзительно голубую воду. Через несколько километров она входит в узкую скальную горловину и с ревом несется по нему, обрываясь кристалльно чистым водопадом Huka (38°38′55″ S, 176°05′25″ E). Посмотреть на этот бурный поток заезжают все туристы.

Они подолгу стоят и завороженно смотрят, как нежно-голубая вода с бешеным напором срывается со скалы вниз. Для тех, кто никогда не видел никаких водопадов и горных рек, водопад Хука кажется грандиозным.

2


Водопад Хука


Температура воды в реке в зависимости от летне-зимнего сезона колеблется от 22 до 10 градусов, объем воды — от 32 до 270 кубометров в секунду. В зависимости от объема воды колеблется и высота водопада от 7 до 9,5 метров. На этом водопаде была даже в течении 20 лет небольшая гидроэлектростанция, но в 1950 году, в связи с освоением геотермальной энергии, ее демонтировали.

3


В зависимости от освещенности солнцем, цвет воды меняется от белого до глубоко бирюзового. Живописности этому месту добавляет и хвойный лес, густо растущий по берегам реки.

Из-за продолжающейся эрозии, водопад медленно, но уверенно смещается вверх по течению и может наступить время, когда он будет выливаться прямо из озера …

1


Река Вайкато


Геотермальные электростанции

Едем дальше — в сторону города Роторуа. В воздухе появился запах сероводорода — началась зона геотермальной активности острова. Вокруг много гейзеров и кипящих водоемов. Во многих местах из трещин на земле идет дымок, так что по незнакомым местам лучше не ходить.

Примерно за 20 километров до Роторуа Сolin сворачивает в сторону от дороги и мы попадаем в геотермальную промышленную зону Wairakei Geothermal Power. Первые эксперименты по использованию дармовой энергии были начаты в 1950 году и сейчас здесь налажена хорошо действующая промышленная установка.

1


Геотермальная станция Вайракеи

Было пробурено около 200 скважин на глубину 2 км, из которых сейчас работают только 60. Горячий пар температурой 230-260 градусов поднимается на поверхность и сепарируется. Сухой воздух отделяют в одну сторону, а горячую воду в другую. Производительность установки 1400 тонн пара в час. Далее этот исходный материал передается по трубам диаметром от 300 до 1200 мм до тепловых электростанций.

Все очень просто, а главное — тепло получается «на шару»! Везет же некоторым!

1


В Роторуа — гласную и негласную столицу коренного народа Новой Зеландии — Маори, мы приехали еще засветло, поэтому успели до ужина, на котором наш гид и водитель Colin обещал и фольклорный концерт, и национальные блюда, слегка обойти окрестности нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua.

Культура, искусство и обычаи Маори

Везде стоял стойкий запах сероводорода, исходивший из многочисленных горячих источников, булькавших повсюду. Один такой небольшой фонтанчик был даже у дверей бассейна нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua. Избавиться от сероводорода не было никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывался наружу из-под земли во многих местах города.

Прогулявшись немного до ужина по городу, практически не видели коренных маори. Народу было мало и, в основном, это были туристы. Украшением города служит здание водолечебницы, построенное в конце 19 века. Его окружает большой парк, в котором среди цветов свободно расхаживают диковинные птицы. Во многих местах парка участки земли огорожены и оттуда вьются струйки дыма и в глубине что-то «шкварчит».

2


3


Вечером прямо в нашем отеле состоялся традиционный ужин с национальным блюдом Ханга — запеченными в земляной печи кусками мяса и концертом самодеятельности маори. Ужин был нормальным, но, ни процесса приготовления, ни саму земляную печь мы не увидели. Забегая вперед, скажу, что этот процесс в полной мере нам показали островитяне на Фиджи.

Концерту предшествовало знакомство с некоторыми основными обычаями маори, которые показали нам перед ужином два колоритных представителя этого племени. Ну, с этими обычаями — как здороваться и прощаться, мы познакомились еще днем при встрече на озере Таупо с нашим маори Moana.

1


Потом всех вновь прибывших туристов пригласили в ресторан и на сцене развернулись действия местной самодеятельности — песни и танцы. Песни маори были очень мелодичными и задорными. И они действительно свидетельствовали об их полинезийских корнях.

2


Маори были воинственными и независимыми и долго воевали с англичанами. Их танцы, и особенно боевой танец «хака», выражают стремление к победе над врагом. Наши танцоры старательно вращали белками глаз и высовывали языки, пытаясь, видимо, такими жестами до смерти запугать «врага». Что интересно, сейчас и некоторые современные спортивные команды Новой Зеландии перед встречей с противником, исполняют этот танец на поле для футбола или регби!

2


Покопавшись в истории маори, я с ужасом обнаружил у них ярко выраженные каннибальские пристрастия, впрочем, как и у большинства других островитян тихоокеанского региона. Да ведь еще и Жюль Верн писал об этом более ста лет тому назад.

Считается, что Новая Зеландия около 1000 лет тому назад была заселена выходцами из восточной Полинезии, имевших слабость к человеческой плоти, и маори сохраняли этот древний уклад жизни вплоть до 20 века. На Южном острове НЗ есть даже залив Каннибалов. Здесь найдены тысячи человеческих останков, оставшихся после кровавых пиршеств. Съедали обычно пленных…

Многие традиции, связанные с каннибализмом, имели глубокие корни и основывались на бытовавшей вере в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг — мудрость, сердце — отвагу и т. д. Поэтому белый человек в этом отношении имел явное предпочтение перед аборигенами — в большинстве своем они были мудрыми и отважными. Правда, некоторые дикари считали, что употребление белыми людьми соли, портит вкус их мяса…


Каннибализм был распространен и в близких к Меланезии западной Полинезии, на Фиджи, островах Тонга. Он был обычным явлением далеко к востоку вплоть до Маркизских островов, острова Пасхи и группы островов Кука. Маори Новой Зеландии считали мясо врагов самой желанной целью военных действий. По всей Полинезии практика каннибализма мотивировалась местью, поскольку поедание тела врага было выражением высшей степени презрения к поверженному.


Зная все это, уже по-другому виделись эти молодые мужчины, исполнявшие воинственные танцы. В конце выступления они пригласили и нас на сцену, чтобы вместе завершить этот праздник.


При этом нам нужно было как можно сильнее вращать в разные стороны глазами, закатывать «до неба» белки глаз и как можно больше высовывать язык со рта, да еще и издавать при этом пронзительные победные крики! Такими жестами мы должны были до крайности запугать «врага».

Кстати, одного из этих воинов-танцоров мы встретили на следующий день в термальном заповеднике, где он работал резчиком по дереву. Не сговариваясь, поздоровались уже как старые знакомые — по-маорийски — носом к носу!


Какие же они — современные маори? В минувших двух столетиях они проявили себя как отважные воины, честные и трудолюбивые люди. И эти качества сейчас только приумножились. Маори принимают активное участие в современной жизни страны и вносят существенный вклад в культурное развитие Новой Зеландии. Современные маори полностью вписались в развитой мир Новой Зеландии. Среди них мы видим не только простых тружеников, но и талантливых инженеров, дизайнеров, изобретателей и спортсменов.

Назавтра у нас намечена большая программа по ознакомлению с основными достопримечательностями Роторуа — геотермальной зоной с ее гейзерами и грязевыми вулканами, шоу с баранами и овцами в «Агродоме» и знакомство с народным прикладным искусством маори.

После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)

Маори — один из народов Океании. Его численность в настоящее время около 750 тысяч человек (половина всех полинезийцев). Маори проживают в Новой Зеландии (около 600 тыс.), островах Кука и в Австралии. Новую Зеландию они заселили сравнительно недавно — в 13-14 веках н.э. Язык их относится к полинезийской группе австронезийской семьи.

Характер маори

Новая Зеландия была заселена последней из крупных территорий, пригодных для жизни. Согласно ряду теорий из этого следует, что маори были лузерами, изгоями, которым не нашлось места на прежнем месте, и они вынуждены были искать новый дом. При этом, однако, м аори считаются воинственным племенем. У европейцев они приобрели такую репутацию с первой же встречи которая произошла 24 ноября 1642 года когда экспедиция Тасмана ступила на берега Новой Зеландии. Встреча закончилась стычкой, убийством и съедением нескольких участников экспедиции. После Тасмана практически каждый европейский мореплаватель вступал в стычки с маори. Хотя Кука всё же съели не они (каково распространенное заблуждение), а родственные им гавайцы.

Ритуальный танец маори

Культура маори

Согласно некоторым данным, маори не всегда исповедовали культ войны. Воинственность они приобрели в результате климатических изменений и ряда тектонических катастроф, приведших Новую Зеландию к резкому сокращению биоресурсов. Впрочем, возможно, главной причиной стали сами маори, истребившие или сократившие местные популяции, что не знали столь крупных и хищных млекопитающих до прихода человека, а потому и не выработали защиту.

Ограничение ресурсов привело к войнам, которые быстро укоренились в культуре и социальной структуре. Маори начали строить укрепленные поселения, развивать тактику, совершенствовать оружие. Контакты с европейцами, особенно с китобоями, которых не особенно заботили этические вопросы, открыли перед маори новые горизонты. Культура возделывания картофеля позволила создавать стратегические запасы продовольствия, а огнестрельное оружие привело к революционным изменениям в военном деле. Начались так называемые «мушкетные войны» — бесконечная череда междоусобных стычек, которая продлилась с 1807 по 1847 год. В 1835 году несколько групп маори совершили набег на остров Чатем, истребив или обратив в рабство живущее там родственное племя мориори.

Мушкетные войны закончились лишь с появлением нового врага — Британской короны. Упорное сопротивление колонизации хоть и было обречено на поражение в военном смысле, в политическом привело к результату. За племенами сохранились земельные владения, а сами маори получили равноправие с колонистами, что для 19 веке было редкостью. Имущественное расслоение долгое время оставляло коренных обитателей вне политической жизни, но в 1867 году на землях маори были созданы четыре избирательных округа (позже их число увеличилось до 7), и народ получил представительство в парламенте.

Мифологи маори

Маори не поклонялись животным. Их боги имели в основном человеческий облик и соседствовали с героями — предками, родоначальниками племен. Маори помнят имена основателей, что согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию (Ао Теа Роа) на семи лодках.

Некоторые исследователи считают, что верховное божество Ио, создателя всего сущего, маори придумали до прихода европейцев. Однако, скорее всего, это позднее христианское наслоение, вызванное миссионерской деятельностью, а само имя произошло от Иеговы. Слишком явные параллели прослеживаются в описаниях (например с Ио связывают познание добра и зла).

Гораздо больше на роль верховного божества подходит Тане. Он бог плодородия, бог лесов и птиц, но он же, согласно космогоническому мфу, создал женщин, отделив женское начало (Землю) от мужского (Небо), что стало актом творения. В современной интерпретации, однако, Тане занимает скромное место. Он является сыном Папа (Земля) и Рангу (Небо), хотя и разделил родителей в начале начал.

Особое место в пантеоне маори занимает бог войны Туматауэнга. В космогоническом мифе он выступил против Тане, собираясь убить родителей, вместо того, чтобы разделять их. Что интересно, именно от бога войны Туматауэнга и произошли маори, согласно их представлениям.

Концепция маны — магической субстанции — также отражает воинственную парадигму маори. Волшебная сила, которую можно накопить или потратить, её можно потерять в результате направленных действий врага. Она же дает возможность причинить вред другому человеку. Тапу (табу) — система защиты от вредного воздействия маны, а татуировки моко призваны, помимо прочего, контролировать магию.

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создаетсяиз-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюдаиз мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобныхповязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.

Тысячи лет назад, первые переселенцы достигли берегов Новой Зеландии. Существует легенда, согласно которой они приплыли сюда на каноэ — длинных деревянных лодках. Именно так зародился народ маори.

Слово «маори» на местном языке обозначает «обычный» или «нормальный» . В древних легендах, оно отличало простых смертных от божеств. Традиции народа маори ведут свое начало из далекого прошлого. Как и их предки, они занимаются в основном земледелием и ремеслами. Люди выращивают папортники, ямс, сладкий картофель и другие растения. Большое значение в их жизни имеют ткачество и резьба по дереву. Несколько веков назад, в Новой Зеландии была распространена охота на гигантских птиц — моа. Сейчас эти птицы истреблены человеком.

Самый удивительный обычай народа маори — нанесение татуировок . Татуировками покрывается не только тело, но и лицо. Наносятся они на кожу с помощью особого инструмента, который называется «ухи». На коже появляются небольшие рубцы, из-за чего процедура становится очень болезненной. Любимый орнамент — спираль. Простой человек без особых заслуг не мог позволить себе такую татуировку, так как для ее оплаты требовалось очень много средств и времени. Обычно, их обладателями становятся вожди или прославленные воины.

Каждый рисунок на теле несет сведения о человеке. Например, к какому племени он принадлежит, из какого рода происходит и какой статус занимает в обществе. В некоторых случаях, к ним добавлялись сведения о выигранных сражениях и подвигах.

Краска для татуировок изготавливается из черного древесного сока и насекомых. Во время их нанесения, близкие человека старались отвлечь его песнями от ужасной боли.

Женщины маори тоже наносят татуировки, в основном это сведения о родословной и количестве детей ее обладательницы.

Мастера татуировок очень ценятся в обществе маори и имеют высокий статус.

Когда-то у маори был распространен каннибализм. Согласно этому страшному обычаю, сила врага непременно переходит к тому, кто его съел. В настоящее время, подобные случаи сошли на нет.

Особый интерес вызывает обычай боевого танца — «хака» . У каждого племени он уникален. Танец сопровождается хоровым пением или просто выкрикиваемыми словами поддержки. Изначально, люди верили, что он поможет привлечь духов природы и обязательно принесет удачу в борьбе с врагами. Женщины исполняют другой танец, называемый «пои», под звуки флейты.

Еще один обычай народа маори — изготовление талисманов и амулетов из дерева . Все они несут в себе определенный смысл. Так, хвост кита символизирует силу, а спираль обозначает спокойствие. Фигурки птиц, обозначают связь моря с землей. Самым мощным оберегом от злых сил является «манайя» — человек с головой птицы и хвостом рыбы.

Обычай празднования Нового года у маори особенный и называется словом «матарики», которое дословно обозначает «маленький». Когда на небосклоне появляется звездное скопление Плеяды (в начале июня) начинаются народные празненства, которые длятся несколько дней.

В наши дни удивительный народ маори сохранил большинство своих обычаев.

40 фото и эскизов татуировок в полинезийском стиле

















  • Разделы сайта