Людмила Попова: Как переплыть Ла-Манш. Десять самых необычных и скандальных историй покорения ла-манша

Фото: dannyburrowsphotography.com

1. Маршрут

Пловцы пересекают Ла-Манш в самой узкой его части. Ширина пролива здесь - 32 км (21 миля) по прямой. Однако приливы, отливы, течения и волны могут существенно удлинить дистанцию. Иногда - до 40-50 км. Плюс холодная вода и корабли (до 600-700 судов в сутки). Для любителей плавания в открытой воде покорение Ла-Манша - абсолютная вершина.

2. Самый первый

Первым человеком, пересекшим Ла-Манш, в 1875 году стал британец Мэтью Уэбб. Его результат - 21 час 45 минут. Следующего финишера пришлось ждать 36 лет. За это время пловцы совершили 80 неудачных попыток.

Мэтью Уэбб. Фото: propercourse.blogspot.com

3. Самая первая

В 1926 году пролив переплыла первая женщина - американка Гертруда Эдерле (14 часов 39 минут).

Гертруда Эдерле. Фото: pinterest.ru

4. Уже проплыли

К 2012 году финишерами заплыва считались около 1000 человек, и с тех пор их количество стремительно растет. По данным Channel swimming association, на данный момент Ла-Манш переплыли 2264 спортсмена: 1500 индивидуально, остальные в составе команд. В 2017-м зарегистрированы 105 успешных попыток, в 2018-м - пока 37, но сезон только начался.

5. Правила

Основанная в 1927 году Channel swimming association разработала для плавания через канал свод правил. Даже в очень холодной воде спортсменам запрещены гидрокостюмы - вместо них в случае необходимости на кожу наносится специальный жировой состав.

Пловцы также не имеют права касаться лодки и сопровождающих. Питание в пути обеспечивается с помощью веревки или шеста. Мэттью Уэбба в воде кормили бутербродами, ростбифом и мясным экстрактом, а когда его больно ужалила медуза, угостили бренди.

6. Sub7

24 августа 2007 года болгарин Петар Стойчев стал первым человеком в мире, пересекшим Ла-Манш быстрее 7 часов - 6:57:50. В этом ему помогло соперничество с другим сильным спортсменом Юрием Кудиновым. Россиянин завершил тот заплыв через 8 минут после болгарина.

Петар Стойчев. Фото: smolyanpress.net

7. Рекордсмен

Мировой рекорд Стойчева держался 5 лет и в 2012-м был побит австралийцем Трентом Гримси - 6 часов 55 минут.

Трент Гримси. Фото: trentgrimsey.blogspot.com

8. Рекордсменка

Женский рекорд с 2006 года держит Иветта Хлавакова из Чехии - 7 часов 25 минут.

9. Короли и королевы

Британка Элисон Стритер переплыла пролив 43 раза и заслужила звание Королевы Ла-Манша. Показатели Короля скромнее. Лучший среди мужчин англичанин Кевин Мерфи выполнил «всего» 34 успешных заплыва.

Элисон Стритер. Фото: swimtrek.com

10. Пока не остановят

В 1990 году Элисон Стритер стала первой и до сих пор единственной женщиной, покорившей Ла-Манш три раза подряд - это продолжалось 34 часа 40 минут. В 1992-м она переплыла пролив 7 раз за сезон - в среднем, один раз за 10 дней.

11. Самый старый

Британец Роджер Олсоп вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый пожилой человек, который когда-либо переплывал Ла-Манш. В возрасте 70 лет и 4 месяца дистанцию он преодолел за 17 часов и 51 минуту.

Роджер Олсоп. Фото: gettyimages.co.uk

12. Чудаки

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал историю о том, что француз Жорж Мишель натренировал в плавании на большие расстояния моржа и пересек Ла-Манш в компании с ним. Время дуэта - около 11 часов.

13. Тот самый морж

В 2016-м сразу два рекорда установил британец. В мае он стал самым быстрым ранним покорителем канала, показав результат 13 часов 12 минут при температуре воды 9 градусов. В ноябре Джеймс побил рекорд преодоления канала ночью - 11 часов 38 минут.

Говард Джеймс. Фото: redbull.com

14. Планирование заплыва

Планировать заплыв через Ла-Манш стоит за год, а то и за два-три. Раньше получить слот точно не получится. Заплатить придется несколько тысяч фунтов. Кроме того, организаторы должны быть уверены, что у вас есть опыт 6-часового плавания в холодной воде.

15. Если корона не давит

Те пловцы-марафонцы, кому одного Ла-Манша мало, могут стать членами клуба «Тройная корона», Для этого им также необходимо пересечь канал Каталина в Южной Калифорнии (21 миля) и совершить заплыв вокруг острова Манхэттен (28,5 мили).

  • Вы подписаны

Американская пловчиха; первая женщина, сумевшая переплыть через Ла-Манш (English Channel).


Родилась Гертруда в семье немецкого иммигранта, управлявшего мясной лавкой на Манхэттене; большую часть детства она провела в Нью-Йорке (New York City). Плавать юную Труди научил отец – тренировались они в семейном летнем домике в Хайлендс, Нью-Джерси (Highlands, New Jersey). Позже Гертруда начала заниматься в составе Женской ассоциации по плаванию (Women"s Swimming Association) – организации, выпустившей из своих стен таких великих спортсменок, как Элинор Холм (Eleanor Holm) и Эстер Уильямс (Esther Williams). Сама Эдерле вступила в ряды WSA всего в 13 лет; уже в столь юном возрасте она демонстрировала высочайшие результаты – так, ей было поставлено больше "любительских" рекордов, чем любой другой женщиной в этой возрастной категории.

В 1924-м Гетруда выступила на Летних Олимпийских Играх – и выиграла золотую медаль в эстафете на 400 метров вольным стилем и бронзовую медаль за заплывы на 100 и 400 метров (и при этом немало разочаровав своих поклонников, ожидавших от нее три золотых медали).



В 1925-м Эдерле проплыла через всю Нижнюю Бухту Нью-Йорка (Lower New York Bay), от Манхэттена (Manhattan) до Сэнди-Хук (Sandy Hook); 21 милю спортсменка сумела преодолеть за 7 часов. Чуть позже WSA спонсировала Труди её первую попытку переплыть через Ла-Манш; к сожалению, эта первая попытка закончилась неудачей – тренер Гетруды, Джабез Вольфе (Jabez Wolffe), был вынужден послать за ней другого пловца, Ишака Хельми (Ishak Helmy). В тот раз Эдерле была дисквалифицирована.

Справиться с Ла-Маншем Гертруде удалось лишь через год; стартовала она из Франции, с мыса Гри-Не (Cap Gris-Nez) в 7.05 утра 6-го августа 1926-го. Через 14 часов и 30 минут Труди вышла на берег близ Кингсдауна, Кент, Англия (Kingsdown, Kent, England). Рекорд, установленный Эдерле, продержался 24 года – и лишь в 1950-м его побила Флоренс Чедвик (Florence Chadwick), одолевшая Ла-Манш за 13 часов и 20 минут.

Третья атака на пролив была предпринята Гертрудой под эгидой сразу "Нью-Йорк Дейли Ньюс" ("New York Daily News") и "Чикаго Трибьюн" ("Chicago Tribune"). Денег, выделенных газетами, хватило Эдерле на оплату всех сопутствующих расходов и на небольшую зарплату за труды сверх того; кроме того, Труди сумела продать за неплохую сумму эксклюзивные права на печать своей истории. В то же время Ла-Манш собралась переплыть еще одна пловчиха, Лиллиан Кэннон (Lillian Cannon); её усилия оплачивала газета "Балтимор Пост" ("Baltimor Post"); позже к их импровизированному состязанию присоединились еще две участницы – Кларабелл Барретт (Clarabelle Barrett) и Амелия Гейд Корсон (Amelia Gade Corson). Баррет и Кэннон пролив одолеть не смогли; Корсон с Ла-Маншем справилась, но на 50 минут медленнее Эдерле.


6-го августа 1926-го свой результат попыталась улучшить и сама Труди. На буксире, с которого она стартовала, присутствовали её сестра Маргарет, её отец и Джули Харпман (Julie Harpman) – журналистка "Нью-Йорк Дейли Ньюс". Других репортеров Гертруда пускать на буксир отказалась; основная масса журналистов была вынуждена воспользоваться другим судном. Несколько раз буксир намеренно подплывал к Эдерле – в надежде, что пловчиха коснется борта судна и тем самым сделает свою попытку недействительной. Эдерле, однако, на искушение не поддалась. На сей раз заплыв занял 14 часов и 39 минут; первым встреченным Труди в Англии был представитель местной иммиграционной службы.

Некоторое время Труди пробовала сделать карьеру в шоу-бизнесе; к несчастью, менеджер ей достался на редкость неумелый, так что из этого потенциально перспективного начинания ничего не вышло. В 1933-м Эдерле упала со ступенек и сильно повредила спину; несколько лет ей пришлось провести в постели.

С раннего детства у Труди были проблемы со слухом; к 1940-м пловчиха оглохла полностью. Остаток жизни Гертруда учила глухих детей плавать. Скончалась Эдереле 30-го ноября 2003-го; на тот момент ей было 98 лет.

Пролив между Англией и Францией - идеальное место для того, чтобы устанавливать рекорды. Бесчисленное количество смельчаков, соревнуясь друг с другом, пытались преодолеть заветную водную гладь. Причем состязались они и в креативе, ведь просто переплыть Ла-Манш на лодке - слишком скучно и банально.

На воздушном шаре

Первыми людьми, которым удалось пересечь пролив по воздуху, считаются француз Жан-Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. А произошло это 7 января 1785 года. Причем до этого смельчаки провели два пробных полета над Англией, чтобы убедиться в реальности задуманного плана. И лишь после этого отправились устанавливать рекорд.

Их полет, занявший примерно 2,5 часа, завершился удачно. Смельчакам повезло, поскольку в тот день над Ла-Маншем стояла хорошая погода. Единственная неприятность - небольшой ветер, который мог отклонить шар от намеченного маршрута. Примерно в час дня Бланшар и Джеффрис стартовали. Но они не учли, что слишком сильно нагрузили шар. Поэтому им в срочном порядке пришлось избавляться от лишнего снаряжения, чтобы аэростат смог набрать необходимую высоту. Любопытно, что смельчакам пришлось выкинуть из корзины и почти всю свою одежду. Это помогло. И около 3 часов дня шар остановился в деревьях близ Кале.

За этот подвиг Людовик XVI назначил Бланшару пожизненную пенсию, а на месте приземления спустя некоторое время появился мраморный монумент.

Кстати, летом 1785 году француз Пилат де Рожье попытался на воздушном шаре повторить полет. Но эта попытка завершилась катастрофой.

На воздушном змее

Авантюрист и пионер авиации американец Сэмюэл Коудери (Коди) первым начал создавать бумажные воздушные змеи, так сказать, «общего назначения». Он добился того, что его детища смогли подниматься на большую высоту и преодолевать значительные расстояния. Теоретически, эмеи смогли бы пригодиться в качестве транспорта для человека. Для этого было решено добавить крылья с обеих сторон, чтобы возросла грузоподъемность. И в 1901 году он запатентовал свое творение, получившее название «бумажный змей Коди». Уникальность изобретения заключалось в том, что змеи Коди можно было использовать даже при сильном ветре. И вскоре Сэмюэл был принят в ряды Королевского Метеорологического Общества.

А в 1903 году Коди, чтобы продемонстрировать все возможности своих змеев, предпринял попытку пересечь Ла-Манш. Для этого он прикрепил свое творение, в качестве тягача, к лодке Berthon. Коди с поставленной задачей справился, а на его змеи обратило внимание британское Адмиралтейство и приобрело несколько штук для военных целей.

На коракле

В 1974 году житель уэльского городка Ллехрид Бернард Томас отважился на подвиг - он задумал переплыть Ла-Манш на коракле. Надо сказать, что коракл - это небольшое суденышко, напоминающее по форме половину скорлупы грецкого ореха. Каркас этого плавательного средства традиционно выполнялся из переплетенных между собой ивовых прутьев, которые дополнительно укрепляли жгутами из ивовой коры. Затем каркас обтягивали шкурой какого-либо животного (чаще всего, бычьей или лошадиной), после чего конструкция покрывалась слоем смолы, чтобы улучшить водонепроницаемость.

Бернард Томас, к слову, всю свою жизнь занимался лишь двумя делами - ловил рыбу, да изготовлял кораклы. Переправа через пролив заняла у него чуть более 13 часов. А причину путешествия он объяснил желанием доказать всеми миру, что история о принце Мадоге - не выдумка. По легенде, он вместе с союзниками в 1170 году уплыл в Северную Америку именно на кораклах.

На кайте

В сентябре 1999 года был установлен рекорд по пересечению пролива на кайте. Это достижение записано на имя миллиардера Ричарда Брэнсона. На вояж он потратил 2,5 часа.

До этого и после Брэнсон еще несколько раз пересекал пролив. Кроме рекорда скорости, он еще является и самым возрастным кайтсерфигом, который отваживался на подобную авантюру - ему уже более 60 лет.

Интересно вот что: когда Брэнсон оказался на французской территории, его задержала полиция из-за незаконного пересечения границы, ведь власти о своем путешествии он не предупредил. Но миллионер отделался лишь устным предупреждением.

На амфибии

В начале 2000-х швейцарец Фрэнк Риндеркнехт переплыл Ла-Манш на автомобиле-амфибии Rinspeed Splash. Надо сказать, что Риндеркнехт и являлся создателем этого транспортного средства.

Он стартовал в английском порту Довер, а закончил путешествие во французском Сангатте. На путешествие у швейцарца ушло 193 минуты и 47 секунд. Это являлось мировым рекордом для амфибий, оснащенных подводными крыльями.

Rinspeed Splash, оснащенный мотором с рабочим объемом 0,75-литра (140 л.с.), весит всего лишь 825 килограммов. До 100 км/ч он разгонялся за 5,9 секунд.

На воздушных шарах

Уже в 20-м веке пересечение пролива перестало быть чем-то необычным, поэтому авантюристам пришлось подключать фантазию. И чем дальше, тем креативнее был подход. Например, американец Джонатан Трапп в 2010 году перелетел через Ла-Манш на воздушных шарах.

Он стартовал из английского Ашфорда и спустя 4 часа приземлился у французского Дюнкерка. Он установил своеобразный рекорд благодаря 54 разноцветным шарам, наполненных гелием. Кстати, диаметр каждого шара составлял 2,5 метра. А прикрепили их к креслу, оборудованному радиосвязью и навигацией. Также смельчак прихватил с собой кислородные маски для подстраховки.

Максимальная высота, на которую поднялся Трапп составила 2,25 километра, а скорость достигала отметки в 40 км/ч. За полетом наблюдали с вертолета и вели запись на видеокамеру. А чтобы начать снижаться, Трапп срезал лишние шары.

В интернет-газете «Бумага» вышел отличный рассказ Алексея Серёдкина, 34-летнего непрофессионального пловца, который захотел исполнить многолетнюю мечту, потратил 5 месяцев тренировок, почти 600 тренировочных километров и около 1 млн рублей на неудачную попытку переплыть Ла-Манш.

Зожник приводит рассказ Алексея о том, почему на подготовку осталось так мало времени, как преодолевать страхи, физическую боль, тошноту и холод, сколько стоит заплыв.

Идея

В сентябре 2006 года я увидел репортаж о том, что пловец-любитель из Москвы, Павел Кузнецов, переплыл Ла-Манш. Тогда к плаванию я не имел никакого отношения.
Как все мощные идеи, которые тебе не по плечу, всё это очень долго прорастало во мне.

Начиная с 2009 года я стал плавать в бассейне, но у меня почти сразу возникла проблема с носом, которая возникает у многих пловцов. После занятия появляется отек - аллергическая реакция, переходящая в гайморит, и они долго не могут тренироваться.

В мае 2015 года мне случайным образом удалось эту проблему решить. В магазине для плавания я там обратил внимание на зажим для носа, которые используют синхронистки. С ним длительные тренировки в бассейне проходили без последствий. Собственно, тогда я понял, что больше нет никаких препятствий.

Подготовка

Я стал тренироваться и в августе 2015 года уже проплыл Kotlin Race из Санкт-Петербурга до Кронштадта (Длина дистанции — 25 км — прим. Зожника ). У меня был настолько мощный импульс после решения проблемы с зажимом, что после большого перерыва я за 2,5 месяца подготовился к марафону и успешно его прошел.

Каким бы легким ни казался Kotlin по сравнению с Ла-Маншем, мне он дался очень тяжело. После первых 25 километров я очень испугался: просто ступор и всё. Так продолжалось несколько месяцев. Я очень боялся мучений, которые связаны с длительными дистанциями в открытой воде без гидрокостюма. Я стал проговаривать свои страхи - и сразу стало легче.

У меня было два тренера. Дима Егоров занимался со мной на открытой воде и в 50-метровом бассейне, а с Ирой Кузнецовой в 25-метровом бассейне я отрабатывал мелкую технику.

В конце года отправил письма всем капитанам CSPF - эта организация занимается заплывом через Ла-Манш. Я хотел плыть в августе, но капитаны один за другим отвечали, что все слоты уже раскуплены, а ближайшие августовские появятся только в 2019 году. Конечно, я знал, что Ла-Манш очень популярен, но это для меня было полной неожиданностью. И пока я размышлял, мне пришло письмо, в котором говорилось, что есть слот на конец июня 2016 года. Это очень рано: в конце июня вода еще холодна - 13-15 градусов. Для сравнения, в августе 17-18.

Подготовкой к заплыву начал заниматься в январе, оплатил лодку и с 1 февраля приступил к тренировкам. Мне очень хотелось поддержки, общения с людьми, и я решил сделать группу. В ней и у себя на странице я объявил о том, что мы принимаем финансовую помощь от друзей, знакомых и незнакомых людей.

С конца апреля по середину мая я был в Испании, где тренировался на открытой воде. Я раз за разом проваливал квалификацию: мне не удавалось проплыть 6 часов. Кроме того, там были шторма и вода остыла до 13 градусов. 2,5 часа плывешь - и замерзаешь. В итоге я просыпался и думал, что готов всё что угодно делать, только не идти на тренировку.

После возвращения в Петербург, помимо Гребного канала, в мае оплыл вокруг Елагина острова. Там выходит 5 километров по Большой Неве против течения. Свадьбы плывут, все бросают свои бокалы - и вдруг: «О, человек в трусах!»

В Англии человек, в трусах плывущий в холодной воде, - это почти всегда человек, готовящийся к Ла-Маншу. Они этим живут. Ты в субботу выходишь на пляж, а там человек 50: худые, полные, толстые, молодые, пожилые. Ты узнаешь, что рядом с тобой плавает женщина, которая перенесла рак.

Внешне я был спокоен, но были чудовищные мучения заходить в воду и пытаться что-то из себя выжать 2-3 часа в этой воде. Люди выходили после заплывов на 7 часов - просто, как будто делают это каждый день, и меня это поразило. Никаких гидрокостюмов на Ла-Манше нет, это запрещено.

Заплыв

Почти сразу после прибытия в британский Дувр испортилась погода, температура воздуха опустилась до 12 градусов, начались шторма и волнения. Мы начали искать жилье: выяснилось, что все хостелы дорогие, больше 40 фунтов за ночь. В итоге мы остановились в гостинице для пловцов, где жил Павел Кузнецов, тот самый первый россиянин, переплывший Ла-Манш. Хозяин, вообще, берет за проживание от 1200 фунтов в месяц, но наш бюджет на месяц был всего 500 фунтов. Он просто пошел нам навстречу.

CSPF организует пребывание на лодке сопровождения официального наблюдателя, который фиксирует соблюдение правил заплыва. Как оказалось, наблюдатель очень полезен тем, что он постоянно на Ла-Манше и не подвержен морской болезни. Когда мы вышли в пролив, скосило всех, даже капитану пришлось принимать таблетки от укачивания.

Старт заплыва происходит не из бухты, а с пляжа - с открытого участка. До него нужно было еще доплыть. Наша лодка несколько раз ложилась бортами на воду. Погоды не было. С одной стороны, я понимал, что другого шанса не будет, с другой - что плыть в такой воде невозможно.

И вот старт. Ты идешь, мечтаешь об этом десять лет и готовишься, как ни странно, 5 месяцев. Что ты чувствуешь в этот момент? Ни фига ты не чувствуешь. Я думал только о том, что у меня очки для открытой воды и они отличаются от других тем, что в них нельзя нырять.

На относительно спокойной воде ты приспосабливаешься к условиям и дышишь так, чтобы не сглатывать соленую воду. И до Ла-Манша я делал это успешно, а тут никак не мог приспособиться во время вдоха. Я практически каждый вдох глотал соленую воду. Со второго часа уже начались приступы тошноты. Мне не удавалось освободить желудок от воды. Нужно было два пальца, кулак в рот засунуть. Только тогда, во-первых, у тебя приступы тошноты прекращаются, во-вторых, ты можешь еду усваивать.

У нас перед заплывом была такая договоренность: мой тренер Дима будет на палубе, чтобы контролировать меня, кормить и общаться. Это очень важный момент: когда плывешь, чувствуешь жуткое одиночество. Но с самого начала Дима ушел готовить питание, потому что только он мог находиться внутри. А на палубе дежурила Катя, которая не всегда могла следить за мной из-за приступов морской болезни.

Мой заплыв закончился спустя 5 часов

К тому же у меня потек зажим, и я никак не мог его наладить. Всё время попадала вода в пазухи. Мысли, что жутко хочется вылезти и всё это дело прекратить, пришли где-то после третьего часа. Я стал замерзать.

На квалификации я разработал тактику: если холодно, начинаешь делать более частые гребки. И это срабатывало, но в этот раз из-за того, что руки всё время были в воде, я не мог обеспечить себе нужный темп. Мой заплыв закончился спустя пять часов.
Через два дня из-за неисправного зажима начался гайморит. Дня четыре я пролежал с температурой, дальше всё нормально, даже антибиотики не понадобились.

Риски

На Ла-Манше люди тонут, таких было 8 человек за всю историю: пропадает визуальный контакт с пловцом, он теряет сознание и всё. Я понимал, что девушка не всегда за мной смотрит, Димы нет, и уверенности, что тебя в любой момент вытащат, тоже не было.

Зато очень круто работал капитан: он успевал контролировать трафик, обеспечивать траекторию и всякий раз, когда меня останавливал приступ тошноты и я просто вставал, лодка тут же останавливалась, он лично выходил на палубу, смотрел, спрашивал, всё ли в порядке.

Человек не знает, как организм чувствует себя в открытой воде. В основном в России люди плавают в гидрокостюме. Есть моржи, которые плавают в отрицательной воде и +4, но это совсем другая категория. Так-то ты просто не знаешь, что будет с твоими почками, сердцем, когда процесс переохлаждения уже начался. Очень страшно было стать инвалидом.

Опыт

Результат по общепринятым меркам плачевный. Я поставил себе цель переплыть Ла-Манш и этой цели не достиг. И вроде больше рассказывать нечего, но это не так. И у меня самого отношение к этому результату очень хорошее, для меня эта вся история не делится, не окрашивается в плюсы и минусы.

Одна из основных причин нашего результата - это недостаточность тренировочных объемов. Казалось бы, объемы приличные, почти 600 километров за 5 месяцев, но тем не менее для тех условий недостаточные.

Я хочу повторить всё. С помощью хозяина гостиницы, где мы жили, удалось встретиться с Венди Трехио, женщиной, перенесшей рак и переплывшей Ла-Манш в два конца. Она написала, например, какое должно быть питание. На марафонских заплывах такого рода используется мальтодекстрин - это расщепленный крахмал. Питание должно быть горячим, но не обжигающим. У ребят это не получалось. Руки были холодные, и они не могли определить температуру, но очень боялись, что я обожгусь. В итоге питье было недостаточной температуры.

Я сейчас делаю вывод, что на тренировках надо проплывать 35-40 километров. Тогда вопрос твоей готовности сразу проясняется - не на заплыве, а на тренировке. Ты либо упираешься в неспособность, у тебя летят плечи на 25 километрах, либо ты проплываешь. И сразу ясно, готов ты или не готов. И если готов, то сколько времени еще нужно на тренировку.

Про подготовки к триатлону Ironman с нуля в 11 сериях и неудачный конец этой подготовки читайте .



  • Разделы сайта