Лучшая каркасно надувная байдарка. Какая байдарка лучше? Сравниваем байдарки. Надувной каяк Хатанга

Обзор надувных байдарок: основные достоинства и недостатки

К надувному типу байдарок относят лодки с надувными отсеками. Они подходят для летних и осенних сплавов по спокойной воде. Состоят из двух или четырех надувных баллонов и дна. Центральная дека отсутствует, но могут быть деки в носовой части или корме. Придать дополнительную жесткость конструкции надувной байдарки помогают дюралевый каркас из труб или днище, выполненное из дюралюминия.

У каждой фирмы производителя есть модели этого класса:

Stream - Extreme, Weekend;

Вольный Ветер - Тайга;

АкваСпорт - Брусничка;

КБ Сталкер - Щука, Налим.

Обратите внимание: в походе транспортировать байдарку приходится на себе, поэтому рекомендуем очень тщательно проанализировать два параметра: вес плавсредства и транспортировочные размеры. Так же важно правильно подобрать 1, 2, 3 или 4-х местную модель.

Виды надувных байдарок

Надувные байдарки делятся на категории.

С двухслойной конструкцией. Такой вид судна предполагает внешнюю оболочку (шкуру) из ПВХ и вставные внутренние баллоны.

Монобалонные модели. Представляют собой цельную конструкцию и изготавливаются из поливинихлорида повышенной прочности.

С элементами каркаса. Это надувные модели со штевнями, придающими жесткость. Такие суда используют не только для походов выходного дня, но и на реках с небольшой категорией сложности и в продолжительных экспедициях. Посмотрите модели из серии Хатанга и Хатанга Sport (фирма Stream).

В нашем магазине вы сможете подобрать надувную байдарку:

Для семейного отдыха;

Для сплава по рекам разной категории сложности;

Экспедиционную модель для длительного путешествия;

Для охоты или рыбалки.


Преимущества надувных байдарок

Надувные байдарки быстро собираются. Опытный турист подготавливает «двушку» с каркасом за 15 минут. При этом в собранном состоянии судно компактное, габаритные размеры редко превышают 100х40х40 см, а вес позволяет брать байдарку в дальние экспедиции с пешими переходами.

Привлекает покупателей и стоимость. Средняя цена надувных моделей держится возле отметки в 30 000 рублей. На борт судно берет до 300 кг груза, это двое взрослых и большое количество вещей и продуктов. Или, двое взрослых и ребенок плюс вещи для небольшого семейного пикника.

Подводя итоги, заметим, что байдарки давно полюбились сплавщиками, туристами и рыбаками за их:

Живучесть и ремонтопригодность;

Небольшой вес и эргономичность;

Высокую устойчивость на воде и низкую потопляемость;

Большую грузоподъемность и высокую практичность.


Недостатки надувных байдарок

Есть у надувных конструкций и недостатки.

Плавсредство нужно беречь от разбитого стекла и гвоздей в досках по берегам. На воде пробить надувную байдарку практически невозможно.

Как бы не старались производители, но надувные модели уступают каркасным в скорости. При равных условиях и безветренной погоде разница в скорости будет 1,5-2 км/ч.

Большой объем бортовых баллонов уменьшает количества места для размещения багажа. Если вещи крепить сверху на корпусе, то создается большая парусность. Против ветра выгребать будет тяжело.

Технические характеристики надувных байдарок

Как и любое плавсредство надувная байдарка имеет ряд характеристик. Рассмотрим их подробно.

1. Габаритные размеры: длина, ширина, высота бортов, осадка. Например, двухместная модель Хатанга-2 Sport обладает следующими размерами:

Длина- 4,2м;

Ширина - 1м;

Высота - 0,4м;

Длина и ширина кокпита - 3,8мх0,45м.

2. Остойчивость. Под остойчивостью понимают способность байдарки противостоять действию внешних сил, которые стремятся наклонить ее в поперечном или продольном направлениях, и возможность возвращать прямое положение. Показатель этот прямо пропорционален ширине и длине конструкции и обратно пропорционален высоте общего центра тяжести. Кроме того на остойчивость влияет форма подводной части суда. Если экипаж или груз сместить к одному борту, то судно становится менее остойчивым. Поэтому наиболее остойчивым будет широкое плавсредство, с тупыми по форме носом и кормой, груз в котором расположен на дне. Удачный пример, модель STREAM Хатанга Game.

3. Ходовые качества. Способность развивать дистанционную скорость напрямую зависит от сопротивления воды и эффективности двигателя. В качестве моторчика в надувной байдарке выступает экипаж. Физическая подготовка участников, правильная техника гребка сильно влияют на скорость судна. Если говорить о габаритах, то лучшими ходовыми характеристиками обладает байдарка максимально длинная, с острым носом, гладкой поверхностью днища. Хороший пример, модель Timetrial Вега-3. Быстроходность задается острым штевнем и формой дна. Имейте ввиду: заплаты на дне негативно влияют на скорость.

4. Управляемость. Этот показатель зависит от двух противоположных качеств: устойчивости на курсе и поворотливости. Длинная байдарка с ярко выраженными штевнями будет устойчивой по курсу, а короткая, с округлыми конечностями отлично крутится и входит в поворот, но плохо держит курс.

5. Низкая потопляемость. Под этой характеристикой понимается способность судна оставаться на плаву, сохраняя судоходные качества, когда случилась пробоина или оверкиль. Надувная байдарка даже при полном заливании водой остается на плаву и приемлемо управляется. Опытные водники при перевороте способны развернуть судно обратно и забраться на борт.

6. Масса. В каркасных моделях большая часть веса призодится на каркас, поэтому вес надувных байдарок в полтора раза меньше при равных габаритах. Так, каркасно-надувная модель Тритон Варзуга 2 весит 26 кг. А аналогичная надувная байдарка Одиссей 480 для двух туристов имеет вес всего 17,7 кг. Унести такой груз по силам даже девушке.

В заключении заметим, что современные технологии склейки и сварки швов позволяют накачивать баллоны до трех атмосфер, это позволяет улучшить скоростные качества надувных байдарок. Кроме того комфорт и остойчивость улучшаются вкладышами на днище, закрытыми или открытыми деками, вместительными багажниками.


Подробно о компании Neris можно прочитать в статье «Про байдарки Neris - история компании» . Этот же материал посвящается непосредственно продукции Neris - байдаркам. Подробно о том, чем отличаются модели и как комплектуются.

Весь текущий ассортимент байдарок Neris сводится к двум сериям:

Сводная таблица моделей каркасных байдарок Neris
Байдарка Длина/ширина/высота, см Вес, кг Кокпит (длина/ширина), см Грузоподъёмность, кг
Alu-1 400/79/42 19 200/46 150
Valkure-1 400/70/34 21 254/51 120
Alu-2 500/84/42 27 300/46 250
Valkure-2 550/84/44 31 267/48 300
Alu-3 570/88/42 29 370/46 370
Valkure-3 570/88/42 32 370/46 370

Байдарки Neris серии Alu

Модели серии Alu идеально подойдут для спокойных семейных сплавов на маршрутах разной протяжённости - от водных походов выходного дня до 2-3 недельных путешествий в автономном режиме. Большой внутренний объём лодок серии Alu позволяет с комфортом расположиться гребцам, а также без проблем разместить всю экипировку в гермомешках и баулах .

Серия выпускается в вариантах на 1-, 2- и 3 места. Все они представлены в широкой палитре расцветок и в двух комплектациях:

    Standart ; Expedition .

Байдарки Neris серии Alu повторяют обводы и конструкцию знаменитых в среде туристов-водников байдарок «Таймень», выпуск которых был освоен советской промышленностью в 1970-е годы. При этом конструкция их каркаса существенно доработана в сторону упрощения процесса сборки, а также повышения его жёсткости и надёжности.

Материалы каркаса

Каркас создан на базе анодированных дюралюминиевых трубок марки Д16Т. Крепёжные соединения (кницы) из нержавеющей стали. Кильсон и фальшборта выполнены из алюминия марки DIN 63, который, при прочих равных, легче своего аналога Д16Т. Каркас состоит из двойного кильсона и нескольких замкнутых алюминиевых шпангоутов. Это значительно увеличивает жёсткость и прочность конструкции. В ней отсутствуют недолговечные пластиковые крепёжные элементы.

В плане эргономики разработчики из Neris придерживаются мировых стандартов. Каркасы байдарок Neris исполнены точно и аккуратно, без допусков и заусенцев, что очень облегчает процесс их сборки. Большую помощь в сборке оказывают «подсказки» от производителя:

    шпангоуты и детали фальшборта последовательно пронумерованы; штевневые блоки и кильсоны, которые легко перепутать, отмечены наклейками «Нос» и «Корма»; подробные инструкции и видео на официальном канале Neris в YouTube ; крепёжные элементы шпангоутов заранее расположены на своих местах.

Для проверки точности всех соединений все байдарки Neris проходят предпродажную сборку на предприятии.



Слева - узел соединения шпангоута с кильсоном и штевнями в байдарках Neris Alu. Справа - комплект алюминиевых шпангоутов Neris © neris.ua

Материалы оболочки

Внешняя оболочка выполнена из прочной 5-слойной лодочной ПВХ-ткани производства немецкой компании Mehler Technology. Для оптимального соотношения веса и прочности судна плотность материала разнится - для дна используется ПВХ 900 г/м², а для деки 600 г/м². Для увеличения срока службы внешней оболочки места соприкосновения каркаса с дном байдарки дополнительно усилены полиуретановой лентой-протектором. Часто при сборке места таких усилений не совпадают с рёбрами жёсткости самого каркаса. Поэтому в Neris лента протектора проклеивается уже «по месту», когда оболочка уже натянута на собранную байдарку. Швы днища свариваются током высокой частоты, а через 12 часов проверяются отделом контроля качества.

Комплектация байдарок Neris серии Alu

Все байдарки Neris оснащаются надувными сиденьями со спинками. Они не требуют продолжительной подгонки и очень комфортны для гребцов. Благодаря простому креплению их можно очень легко переставить с места на место и отрегулировать положение спинки. Они настолько быстро снимаются и устанавливаются обратно, что их можно с комфортом использовать в лагере на биваке.

Даже в вопросе сидений разработчики из Neris проявили европейскую щепетильность в подборе материалов и вниманию к конструктивным мелочам - надувные сиденья оснащены надёжными клапанами Halkey-Roberts американского производства.

Во всех лодках серии Alu предусмотрена возможность установки парусного вооружения.

Комплектации байдарок:

    Standart. Включает в себя саму лодку, сиденья, рюкзак для переноски и походный ремнабор в гермомешке. Expedition. Байдарка дополнена фартуком на один или несколько кокпитов, срывными юбками по количеству мест, комплектом ножного рулевого управления и заглушками для кокпитов.

Комплектация Standart ориентирована на краткосрочные 1-2 дневные прогулки по спокойной воде в хорошую погоду. Лодки с комплектацией Expedition - на продолжительные водные туристические маршруты. Фартук, юбки и заглушки для кокпитов позволят сохранять в сухости гребцов и их снаряжение. Руль облегчит управление байдаркой и снизит усилия гребцов на поддержание её курсовой устойчивости.



Байдарка Neris Alu-2 в комплектации «Standart» (слева) и в комплектации «Expedition» - видны надетый фартук на три кокпита (один закрыт заглушкой) и рулевое управление на корме

Байдарка Вес, кг Длина/ширина, м Количество мест Грузоподъёмность, кг Примерное время сборки Комплектация «Standart» Комплектация «Expedition»
Neris Alu-1 19 4/0.79 1 150 25 мин.
Neris Alu-2 27 5/0.84 2 250 25 мин. Фартук на три кокпита, 2 юбки и 1 заглушка, комплект рулевого управления
Neris Alu-3 29 5.7/0.88 3 370 30 мин. Фартук на три кокпита, 3 юбки и 1 заглушка, комплект рулевого управления

Байдарки Neris «Valkure»

«Валькирии» Neris созданы с учётом всех современных мировых тенденций в области разработки и производства каркасных байдарок. В отличие от моделей серии Alu, они обладают более стремительными обводами и удлинённой формой, что делает их более устойчивыми, приёмистыми и ходкими. Это экономит силы гребцов, особенно на многодневных маршрутах, а также при небольших волнах до полуметра и боковом ветре. При проектировании серии «Валькирия» разработчики Neris взяли за основу проверенные временем обводы немецкой каркасной байдарки RZ-85. Она обладает на родине таким же культовым статусом, что и «Таймень» на постсоветском пространстве.


Немецкая каркасная байдарка RZ-85 © poucher-faltboot.de

Байдарки «Валькирия» предназначены для путешествий по открытой воде - крупным озёрам, водохранилищам и, в том числе, в прибрежной зоне морей. В то же время они с успехом используются на спокойных реках. На байдарке «Valkure-2» также можно проходить Карельские пороги до 3 категории сложности.



Слева - байдарка Neris Valkure-3 на морском побережье норвежских фьордов, Hagen Pacher. Справа - Valkure-2 в бурной воде © neris.ua

Ключевым отличием серии «Valkure» от «Alu», помимо изменённой геометрии, является применение деревянных шпангоутов . Они изготовлены из влагостойкой фанеры и покрыты тремя слоями устойчивого к солёной воде яхтенного лака от компании Tikkurila. Такие шпангоуты, в отличие от алюминиевых , не боятся воздействия морской воды.


Процесс покрытия деревянных шпангоутов Neris яхтенным лаком © neris.ua

В байдарках Neris «Valkure» в области кокпита шпангоуты имеют разомкнутую конструкцию, сохраняя при этом высокую прочность и торсионную жёсткость. Такое решение позволило добиться от лодок более высокой обитаемости, несмотря на их вытянутую форму. Поэтому в «Валькириях« можно использовать не только классические узкие гермомешки, но и большие гермобаулы и гермосумки . Для повышения жёсткости каркаса количество шпангоутов в байдарках «Валькирия» увеличено. Например, в модели Alu-2 их 4, а в 2-местной Valkure-2 - целых 7!



Байдарка Neris Valkure-1. Под сиденьем расположен разомкнутый деревянный шпангоут, на корме - сомкнутый. На фото слева байдарка до появления пластиковых книц. Справа образец современного исполнения. Крепление деревянного шпангоута пластиковыми кницами

При сравнении двухместных моделей хорошо заметна разница в компоновке байдарок Neris разных серий.

В Alu-2 гребцы сидят далеко друг от друга, а основной грузовой отсек расположен между ними в середине кокпита. Эта схема привычна для большинства российских туристов-водников.

В «Валькирии-2», напротив, гребцы сидят близко друг к другу, а груз распределяется по кормовому и носовому отсекам. Компактная посадка гребцов обеспечивает байдарке лучшую устойчивость на курсе. Позволяет быстрее набирать и проще поддерживать скорость. Негативная сторона такой компоновки - лодка становится менее манёвренной. На 3-местной «Валькирии» сохранено традиционное для российского водного туризма расположение мест гребцов.



Байдарка Neris Alu-2 слева и Neris Valkure-2 справа

Применение фанеры предопределило использование пластиковых книц для крепления шпангоутов к кильсону и стрингерам. Они отличаются высокой прочностью, не вредят деревянному шпангоуту и не боятся солёной морской воды.

В остальном байдарки Neris «Valkure» повторяют материалы и конструктивные решения серии «Alu» - от тканей оболочки до особенностей фиксации надувных сидений и возможности установить парусное вооружение. Как и серия «Alu», «Валькирии» выпускаются в вариантах на 1, 2 и 3 места и поставляются в широкой палитре расцветок и в двух комплектациях.

Байдарка Вес, кг Длина/ширина, м Количество мест Каждая байдарка может быть доукомплектована детским сиденьем. Фартук при этом изготавливается производителем на заказ. Грузоподъёмность, кг Примерное время сборки При наличии должной сноровки и опыта. Комплектация «Standart» Комплектация «Expedition»
Neris Valkure-1 21 4/0.7 1 120 25 мин. Только лодка - каркас, оболочка, надувные сиденья, ремнабор, упаковка Фартук на один кокпит, 1 юбка и 1 заглушка, комплект рулевого управления
Neris Valkure-2 31 5.5/0.84 2 300 30 мин. Фартук на два кокпита, 2 юбки и 2 заглушки, комплект рулевого управления
Neris Valkure-3 32 5.7/0.88 3 370 30 мин. Фартук на три кокпита, 3 юбки и 3 заглушки, комплект рулевого управления

Вопросы приобретения дополнительного оборудования для байдарок Neris рассматриваются в индивидуальном формате.

Личный опыт. Отзыв бывалого о байдарке Neris Валькирия 2


Владелец байдарки Валькирия-2 от Neris с 2008 года. Активно тренироваться, выступать на соревнованиях и ходить в водные туристические походы начал в 2007 году. С 2009 года занимает призовые места и побеждает в ежегодных соревнованиях по ориентированию на байдарке «Архипелаг-О». В 2016 году в свой послужной список добавил победу на гонке с препятствиями «Байда-Ралли» и 4-е место в 32-км марафоне RedBull «Шлях на Січ». В 2017 году взял на Валькирии 1-е место в «100 км. Марафон по Южному Бугу».

До покупки своей первой байдарки я, конечно, успел подержать в руках весло и попробовать разные лодки. То есть покупка Валькирии-2 не была спонтанной. Для меня лодка должна была быть:

    быстрой - соревновательные цели уже тогда были амбициозны; лёгкой - вес играет большую роль, как для разгона лодки, так и для её ношения - главные ведь старты связаны с ориентированием, и бегать с ней по лесу нам тоже приходится; разборной - вопросы по транспортировке и месту для хранения были критичными; относительно недорогой.

Главные мои запросы Валькирия полностью удовлетворила.

Хорошие скоростные характеристики

Длина и ширина байдарки (550 см и 84 см, соответственно), её лёгкость (27 кг), жёсткость и удачные обводы позволяют Валькирии-2 конкурировать на скоростных дистанциях с хорошими туристическими пластиковыми sea-каяками двойками. Они обычно заметно более узкие, но раза в два тяжелее. Мне с напарником удавалось развивать и удерживать скорость 10 км/ч в течение более 4 часов. В комфортном темпе наша средняя скорость 8.4 км/ч.

На последнем 100-километровом марафоне мы всю дистанцию шли «нос в нос» и соперничали с хорошим сияком Атлантис известного в Европе производителя RainbowKayaks. Экипаж на нём тоже был хорошим. Всё же нам удалось вырвать победу.

Лёгкость

Я уже упоминал вес байдарки в 27 кг. Кроме позитивного влияния на скорость, это, конечно, сказывается и на банальном удобстве использования. Можно без проблем переносить её одному даже в собранном виде. В разобранном же виде лодка упаковывается в рюкзак с лямками, он идёт в комплекте (50х23х90см) и транспортируется куда необходимо в машине, в поезде, в электричке, на своих двоих.

Возможность и простота сборки/разборки лодки, удобство хранения и транспортировки

Критично, когда выделить гараж под хранение лодки нет возможности, а машина не адаптирована для перевозки на крыше цельнолитой байдарки - как раз мой случай!

Честно скажу, первый раз на сборку байдарки у меня ушло 1.5 часа при наличии вполне доступной инструкции, но отсутствии практики. Раза с 6-го время на сборку сократилось до получаса.

Хорошее соотношение «цена-качество»





Что я ещё получил с Валькирией, кроме обозначенных качеств?!

Хорошая устойчивость и вместе с ней ощущение уверенности даже в очень непростых погодных условиях

Перевернуть, конечно, можно любой «корабль», но, чтобы перевернуть Валькирию, нужно очень-очень сильно постараться. Мне с напарником это не удавалось даже в приличную волну, а она на Днепре бывает порой не хуже, чем на море.

Байдарка представляет собой специфическое судно, которое должно подбираться для конкретного сплава. Другими словами, надувная байдарка может оказаться не слишком эффективным решением при необходимости передвижения по спокойным рекам. В данном случае предпочтение лучше отдавать каркасным моделям.

Давайте разберемся в характеристиках отдельных типов плавсредств данной категории, постараемся определить оптимальный вариант для передвижения в тех или иных водах.

Байдарка надувная

К таким суднам относятся изделия, которые не имеют жесткого каркаса. За поддержание формы здесь отвечают надувные бортовые баллоны, размещенные в носовой и кормовой частях лодки.

Состоять надувная байдарка может из ПВХ-оболочки, куда помещаются съемные баллоны. Другое решение предусматривает монолитное соединение внешнего защитного слоя с надувными емкостями, что отвечают за плавучесть судна. Именно последний вариант все чаще можно увидеть на рынке.

Какими достоинствами отличаются надувные байдарки? Отзывы пользователей дают возможность выделить следующие положительные качества таких плавсредств:

  • незначительный вес;
  • легкая сборка и разборка;
  • небольшой объем лодки в упакованном виде;
  • высокая проходимость по каменистым участкам, «живучесть» судна;
  • хорошая устойчивость на бурной воде.

В то же время байдарка надувная имеет и некоторые недостатки. Изделия данного типа обладают высокими показателями парусности. Другими словами, помимо течения, гребцам часто приходится бороться с порывами ветра. К тому же надувные конструкции довольно плохо всходят на волну.

Каркасные байдарки

Изделия данного типа состоят из облегченного алюминиевого либо дюралюминиевого каркаса, покрытого плотной оболочкой. Отдельные модели комплектуются защитным фартуком, который препятствует заполнению судна водой.

Применять каркасные байдарки рационально при организации сплавов по сравнительно спокойным рекам. Главным аргументом в пользу такого варианта становится возможность развития внушительной скорости.

Каркасные байдарки маневренны, обладают значительным объемом внутреннего свободного пространства, что становится незаменимым качеством при необходимости сплава вместе с походными вещами. Особую роль играет небольшая осадка корпуса в толще воды наряду с высокой грузоподъемностью.

Что касается отрицательных качеств каркасных моделей, здесь стоит выделить:

  • внушительный вес и габариты конструкции;
  • низкую способность внешней оболочки противостоять сильным ударам и контакту с острыми поверхностями;
  • высокую стоимость восстановления поврежденного каркаса;
  • длительность сборки.

Каркасно-надувные байдарки

Подобные конструкции сочетают в себе жесткий каркас с эластичной внешней оболочкой, которая содержит надувные баллоны. Такое строение позволяет снизить общий вес судна, что положительно сказывается на показателях управляемости. В то же время наличие бортовых баллонов обеспечивает лодке хорошую устойчивость.

Если говорить о минусах каркасно-надувных моделей, то, как и в предыдущем варианте, на первое место выступает высокая стоимость ремонта и длительность сборки конструкции.

Существует ряд ключевых моментов, которые заслуживают внимания при выборе байдарки:

  1. Характер вод, на которых будет применяться судно. За счет устойчивости, надувные изделия выступают оптимальным решением для передвижения по бурным порогам. Каркасные байдарки, напротив, эффективны при необходимости преодоления значительных расстояний на относительно спокойных водах.
  2. Скорость байдарки. Быстроходностью отличаются модели значительной длины, которые обладают «острым» днищем и лишены тупых обводов корпуса.
  3. Вместительность. Внушительным полезным объемом отличаются каркасные и каркасно-надувные модели. При необходимости организации продолжительных путешествий многочисленными группами предпочтение лучше отдавать трех- и четырехместным байдаркам.
  4. Транспортировка. Надувные модели отличаются компактностью в собранном состоянии. Поэтому их удобно перевозить в автомобиле. Что касается каркасных изделий, последние хороши возможностью разборки на отдельные составляющие и рациональным распределением груза между участниками сплава.

В итоге

Чтобы определиться с оптимальным вариантом, рекомендуется на практике оценить достоинства и недостатки суден отдельного типа. Окончательный выбор стоит осуществлять, опираясь на собственные наблюдения, условия заплыва, характер вод и тип местности, по которой будет выполняться сплав на байдарке.

Привычная оговорка. Байдарки и их характеристики буду рассматривать применительно к семейным матрасным походам. Походам с детьми по рекам средней полосы России. В таких походах как правило используются байдарки промышленного производства, которые можно без особых проблем перевозить в общественном транспорте, то есть разборные (складываемые) байдарки и упаковываемые в транспортировочный мешок (рюкзак).

Начнём. Байдарка - это разновидность лодки, предназначенная для движения по воде, по преимуществу, с помощью вёсел. Имеет вытянутую форму, гребцы расположены в ряд, друг за другом. Байдарки бывают: неразборные, разборные, надувные, каркасные, каркасно-надувные, морские, для стоячей воды, для рек, для порожистых рек, для продолжительных походов, для коротких походов, тяжёлые, лёгкие, сверхлёгкие, с парусом, даже с мотором, деревянные, пластиковые, резиновые и т.д. Постараемся разобраться в этом многообразии, повторюсь, применительно к семейным походам по европейской части России.

Функции байдарочников на воде, их роли, сопряжены с местом, занимаемым в байдарке. Это важно понимать, выбирая байдарку для семьи, чтобы правильно распределить экипаж по местам. На корме (в заднем отсеке) всегда сидит капитан, он же рулевой. Это связано с тем, что сидя сзади очень легко управлять байдаркой (маневрировать). Капитан несет ответственность за всех членов экипажа и за судно, принимает тактические решения, руководит действиями экипажа. Соответственно, остальные гребцы называются матросами и находятся в безусловном подчинении капитану, выполняя его команды. Не гребцы (дети) называются юнгами и могут учиться грести во время отдыха матросов, опять же по команде капитана. В трёхместных байдарках два передних гребца зачастую расположены близко друг от друга и при асинхронной (невпопад) гребле могут мешать друг другу, решить вопрос можно или синхронизацией, или греблей по очереди - сменяя друг друга.


Пассажировместимость - означает то количество мест, рассчитанных на среднестатистического взрослого человека, что предусмотрено конструкцией байдарки. Бывают одноместные байдарки, их по-другому ещё называют каяки, двухместные и трёхместные. Обычно так и обозначается в названии байдарки - Таймень 2, Салют 3 или Нева 2 - цифра указывает количество мест.

К примеру, в байдарке Таймень 3, судя по названию, предусмотрено три посадочных места, но могут на ней сплавляться вполне удобно: двое взрослых, подросток и двое детей помладше, то есть пять человек. Как же это получается, спросите вы. Отвечу: во-первых, можно маленького ребёнка подсадить к более взрослому туристу, во-вторых, двоих детей можно посадить вместе, и, в-третьих, в этой байдарке есть грузовой отсек, который в непродолжительных походах можно частично заполнить человеком. :))

Грузовместимость. Сколько груза и куда можно положить в байдарке.

В старых советских каркасных байдарках типа Салют (первых массовых), груз располагался в больших носовых и кормовых отсеках, а также под бортами. Байдарки были очень вместительные. В следующем поколении каркасных байдарок - Таймень (самая массовая), в связи с изменением геометрии лодки, был предусмотрен грузовой отсек между рулевым и матросом.

В надувных байдарках есть одна особенность: в связи с тем, что большой объём байдарки занят воздухом в баллонах, остаётся мало места для груза - вещей и припасов туристов. Выходят из положения путем превращения трехместной байдарки в двухместную, а зачастую и в одноместную - заполняя места для гребцов багажом. Особенно это актуально для сверхлёгких байдарок типа Щука. Как вариант, груз можно перевозить в маленькой надувной лодке (байдарке), привязанной сзади - по типу прицепа к автомобилю или подбросить к товарищам из другой байдарки. :))

Грузоподъёмность - какой вес можно загрузить в байдарку. Складываем вес туристов с весом багажа и получаем необходимую нам величину. Сравниваем её с паспортными данными байдарки и оставляем лишнего члена экипажа или палатку дома. Шутка… да… видимо шутка… хотя…

Конструкция байдарки . Разборные (складываемые) байдарки бывают каркасные, каркасно-надувные и надувные.

Каркасные байдарки - самые массовые из разборных байдарок. Классика - она и в Африке классика. Надёжные, сравнительно тяжёлые, но при этом крепкие и жёсткие байдарки, чаще всего предназначенные для путешествий по небольшим (некрупные водохранилища) озёрам и рекам с малым и средним течением. Жёсткость каркаса придаёт лодке хорошую управляемость, большую грузоподъёмность и вместительность. Они лучше всех байдарок ходят по медленному течению и против ветра. На каркасных байдарках можно развить большую скорость.


Каркас выполняют из дерева, а сегодня чаще из фанеры или дюралевых труб. Бывают гибридные каркасы - дерево + дюраль. Обшивку раньше делали из прорезиненной ткани (брезента), сегодня с распространением искусственных материалов все «шкуры» выполняют из ткани (стекловолоконной сеточки) облитой полихлорвинилом (ПВХ), что сильно улучшило прочность и долговечность.

Надувные байдарки . Некие видоизменённые надувные лодки, которым придали вытянутую форму, лучше приспособленную для прямолинейного ускоренного движения. Быстро грести всё равно не получается: лодку начинает крутить. Зато комфорт выше: мягко сидеть.


Имеет малый полезный объём для груза. Зато весит заметно меньше каркасной байдарки и занимает меньше места при перевозке. Отлично ведёт себя при сплаве по порогам (гибкая), сильно закоряженным рекам (тяжелее прорвать) и узким рекам с быстрым течением (маневренная). Однако неудобно ходить по озёрам и в особенности тяжело идти против ветра на водоемах с маленьким течением или без течения - высокая парусность.

Баллоны часто выполняют двухслойными: внешняя оболочка (защита от механических повреждений - ПВХ и/или ткань) и сам надувной внутренний баллон (из тонкой прорезиненной ткани или плёнки).

Дно также зачастую делают надувным - это придаёт дополнительную жёсткость байдарке и плавучесть (грузоподъёмность). Иногда даже присутствует на байдарке некое подобие киля, придающего байдарке большую остойчивость (непереворачиваемость) и улучшающего прямолинейность движения.


Бывают мокрые и сухие. В мокрых есть сливные отверстия в днище, в которые стекает вода, попадающая в байдарку от волн, брызг и вёсел при сплаве. Есть и другой эффект: при превышении грузоподъёмности, или при недостаточно надутых баллонах вода начинает заполнять байдарку снизу. Особенно важно при холодной воде. Конечно, это придаёт дополнительную остойчивость байдарке и если вы одеты в непромокаемую одежду (как вариант - неопрен) - всё отлично, но если нет, придётся бороться с этой проблемой. Поддувать баллоны, срочно съедать припасы, либо кем-то или чем-то жертвовать ради комфорта. :)

NB : Не забудьте взять насос, а лучше два.

Каркасно-надувные байдарки были разработаны для придания большей плавучести (живучести) каркасным байдаркам в случае повреждения обшивки. В бортах байдарки сделаны карманы, в которые вставляются надувные элементы («сосиски»). Если в лодку поступает вода, каркасно-надувная байдарка даёт вам больше времени для того, чтобы причалить к берегу для ремонта «шкуры». Баллоны занимают полезный объём байдарки, но увеличивают грузоподъёмность.

Надувно-каркасные байдарки - следующий этап превращения надувной лодки в байдарку. Если в предыдущем случае идёт эволюция байдарки от простого каркасника до каркасно-надувной байдарки, то здесь идёт процесс придания жёсткости конструкции видоизменённой надувной лодке.

Оба этих подвида байдарок претендуют на звание лучшей и универсальной байдарки. Но при этом не теряют основные свои качества. Всё равно надувнушка лучше на быстром течении и порогах, а каркасник - на спокойной и средней воде.

Итог. При длительных походах крайне важна вместимость байдарки с точки зрения перевозки запаса провизии. Часто бывает так, что закупаться нормальными продуктами во время похода крайне проблематично - или нет населённых пунктов, или в них нет магазинов, или в этих магазинах плохой выбор и некачественные продукты.

При сплавах по озёрам и рекам со спокойным течением, коих в средней полосе России подавляющее большинство, выбирайте каркасник либо КНБ (каркасно-надувную байдарку), соразмеряясь с численностью и весом семьи. Имейте ввиду взросление детей, их прирост и привес, возможно, вскоре вам придётся покупать/арендовать вторую байдарку.

Из статьи вы узнаете какие байдарки самые устойчивые и что делает байдарку устойчивой.

Такие лодки, как байдарки, в последнее время стали пользоваться огромной популярностью из-за превосходной маневренности, высокой проходимости, простоты управления и удобства в эксплуатации. Их используют в туризме, многих видах водного спорта, охоты, семейных прогулок, экспедиций, различных развлечений. Практически во всех этих случаях наиболее важными являются поворотливость байдарки и ее уровень ее устойчивости.

Под поворотливостью понимается способность лодки быстро изменять свое направление и ее возможность двигаться не только прямо, но и криволинейно. Этот параметр во многом зависит от модификации байдарки и ее устойчивости. Если устойчивость слабая, судно плохо подчиняется управлению на прямом курсе, но при этом может быть очень поворотливым, и наоборот. Высокая устойчивость необходима байдаркам в море, на открытых масштабных водоемах, в дальних путешествиях по широким, относительно спокойным рекам. Требования к ней снижаются, если байдарка предназначается для сплава по бурной воде, для экстремальных занятий или недолгих прогулок возле берега.

Устойчивость судна выражается и в его способности держаться на воде при резких наклонах или тогда, когда гребцы встают. В данном случае большое значение имеет тип байдарки по посадке, особенности упоров, днища, бортов.

Что делает байдарку устойчивой

В целом, устойчивость байдарки зависит от ее массы, ширины, длины, типа обводов, наличия или отсутствия герметичных камер, емкостей непотопляемости, надувных баллонов. Длинные лодки с шириной корпуса около 65-75 сантиметров способны лучше разгоняться и быстрее набирать скорость, следовательно, их устойчивость выше, чем у коротких моделей с шириной от 80 до 90 сантиметров. У узкой байдарки длиной около семи метров она может быть просто феноменальной. Такую лодку довольно сложно сбить с курса и перевернуть, даже если ей пользуются новички. А вот у лодки шириной около метра и длиной порядка трех метров курсовая устойчивость обычно низкая, хотя стоять в ней можно, если днище обладает приличной жесткостью.

Устойчивость лодки по курсу улучшают педальный привод с плавниками, снабженный рулевым пером и сильно килеватые обводы. Каркасные модели для ее повышения можно дополнительно снабжать надувными емкостями, расположенными между оболочкой и бортами. В некоторых случаях улучшить устойчивость судна помогают продольные реданы, создающие подъемную силу при кренах лодки.


Самые устойчивые байдарки

Самыми устойчивыми байдарками являются модели, конструкция которых включает в себя емкости плавучести, выдвижные кили (стеги), откидные подушки-понтоны. К таким вариантам относятся каркасные и корпусные варианты лодок, предназначенных для туризма, экспедиций, дальних походов по большим открытым акваториям. При этом каркасные байдарки способны быстро потерять курсовую устойчивость и перестать подчиняться управлению на высоких волнах или при сильном, если они не снабжены герметическими камерами. Для подобных условий больше подходят длинные корпусные байдарки, которые стремительно идут вперед даже при штормовой погоде.

Что касается стандартных надувных байдарок, то устойчивость - это их слабое место. Отсутствие каркаса жесткости делает лодки рыскающими, слишком верткими, неспособными хорошо держать курс. Если в надувных моделях есть усиливающая днище вставка, рулевое управление, киль и откидные подушки-понтоны, устойчивость их увеличивается, но в любом случае уступает устойчивости корпусных байдарок.

При выборе лодки следует обращать внимание и на ее вес. Следует помнить, что слишком легкие модели, которые обладают многими преимуществами и в большинстве случаев являются предпочтительными, обычно не обладают хорошей устойчивостью. Поэтому для дальних путешествий по просторным водоемам из придется дополнительно оборудовать соответствующими элементами. В противном случае на волнах или при встречном ветре судно начнет заваливаться и уходить в сторону от прямого курса.

Высокая устойчивость байдарки - одна из ее важных характеристик, играющая большую роль при ее использовании на масштабных акваториях. Если же байдарку планируется применять исключительно для кратковременных прогулок или рыбалки недалеко от берега, лучше больше придавать значение ее плавучести и безопасности. Для подобных целей высокая курсовая устойчивость не требуется. Для них необходима легкость в управлении и возможность лодки свободно проходить заросшие тростником места и мелководье. Такие качества есть практически у всех байдарок.



  • Разделы сайта