Ловкость. Методика развития ловкости. Что такое ловкость: основные виды и ее развитие

Что значит "развивать ловкость"? Это, в первую очередь, умение в определённый момент сделать необходимое двигательное движение — настолько быстро, чтобы предотвратить совершение какого-либо действия. Другими словами, это те движения, которые помогают человеку справляться с любыми по сложности возникшими затруднениями — справляться быстро, достаточно чётко, и как можно правильнее. И, естественно, понятно, что данное качество в человеке нужно вырабатывать с самого раннего возраста.

Ловкость - это?

Итак, с понятием ловкости мы уже определились. Это та сила, которая помогает нам с помощью поступательных движений найти выход из сложившейся в определённый период времени ситуации. Любой родитель знает — чтобы ребёнок вырос сильным и ловким, нужно вырабатывать эти качества с самых юных лет. Сила, ловкость, выносливость — три определяющих успешного будущего каждого подрастающего индивидуума.

Также данные качества вырабатываются на занятиях физической культуры сначала в детских садах, а после в школах и высших учебных заведениях. Самое простое — это спортивные игры, а после — спортивные секции. Неоспоримо, что занимаясь любым видом спорта — будь то футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, борьба, плавание — развитие ловкости и силы у ребёнка будет происходить в обязательном порядке.

Начиная с ранних лет

Развитие ловкости у детей — процесс не такой простой, как кажется с первого взгляда. Неверно думать, что ловким ребёнок может стать, если будет заниматься исключительно спортом.

Развитию ловкости также способствуют акробатические упражнения — взять, к примеру, любимый всеми детьми батут. Помимо ловкости на нем хорошо разрабатывается координация движений. Большую роль также играет и статика, а именно умение надолго фиксировать тело в различных позах. Хороший пример — занятия йогой. Вообще, очень важно сначала заинтересовать ребёнка, постепенно приучая его к постоянным занятиям. Следует помнить, что запас должен периодически обогащаться, иначе резко снижается способность к обучению. На сегодня существует несколько видов ловкости.

Какой бывает ловкость?

Виды ловкости делятся на четыре основных типа.

  • Первый — общая ловкость. Она подразумевает умение выполнять любые новые двигательные упражнения.
  • Второй — специальная ловкость. Другими словами, это способность координировать свои движения, находясь в определённой ситуации. Специальная ловкость делится на два подвида: акробатическая и прыжковая. Акробатическая направлена на умение защищаться во время игры, правильно совершать броски. Прыжковая включает в себя приобретённые навыки, при которых ребёнок способен контролировать тело без какой-либо опоры. Очень хорошо, когда можно сочетать оба вида ловкости — это могут быть подвижные игры, высоту, глубину, различные упражнения на равновесия или просто жонглирование мячиками.

Прислушиваясь к физиологам

Как говорят ведущие физиологи (к примеру, ловкость - это двигательная находчивость, постепенно перерастающая в умственную. Также физиологи определили, как должен справляться человек с возникающей ситуацией — правильно, быстро, рационально, находчиво. Как говорит Бернштейн, ловкость напрямую связана с функцией управления. А это значит, что главную роль здесь играет нервная система. Однако физиолог не называет ловкость исключительно физическим качеством, таким как сила, быстрота, либо выносливость. Он склоняется к тому, что физическая и психологическая стороны этого качества примерно равны друг другу.

Возраст - не помеха?

Естественное развитие ловкости (его пик) приходится на старший Именно этот период наиболее благоприятен для развития основных физических способностей. Большое значение играют систематические занятия с применением разнообразных по сложности упражнений.

Итак, опираясь на всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что ловкость - это комплексная психомоторная способность, своеобразный показатель сформированности двигательного опыта. Специалисты уверены, что чем сложнее движения и действия, тем совершенней сама ловкость. А как охотно реагируют дети, когда у них что-то получается! Здесь идёт прямая цепочка - старание, результат, радость от успеха, желание сделать ещё лучше.

Спортивная ловкость

Ловкость спортсменов развивается с помощью спортивных игр. Это может быть баскетбол, челночный бег, ручной мяч, футбол и многое другое. Основываясь на изучениях ловкости у спортсменов, были обозначены её составляющие. Это, в первую очередь, координация осознанно выполненных движений, а также быстрота усвоения приобретённого навыка и быстрота реакции по произведённому сигналу. Развивать ловкость необходимо по разным причинам. Уже доказано, что чем больше ребёнок освоит новых видов движений, тем лучше будут протекать его психологические процессы — мышление, память, восприятие.

Наличие подобных способностей благотворно влияет и на общее состояние — значительно экономится расходование физических сил. При этом специалисты делают акцент на разновидностях упражнений.

Первые — те, в которых присутствует элемент внезапности и полностью исключаются стереотипные движения, вторые — упражнения, направленные на высокую координацию, третьи — специальные задания, направленные на резкие изменения направления, темпа, амплитуды. Вообще, важно знать, что спортивная ловкость - это упорный труд, которому должны предшествовать более лёгкие упражнения. Идеальной для начального этапа считается лёгкая атлетика - именно в этом виде спорта задействованы все группы мышц, а нагрузка на них производится равномерно и планомерно. Как говорят сами спортсмены, именно после занятий лёгкой атлетикой можно смело отправляться в другие виды спорта.

И в завершение

Ловкость - уникальная человеческая способность быстро и точно реагировать на изменения. Как показывает практика, людям, обладающим этим качеством, в жизненных ситуациях получается быстрее найти верное решение, свести к минимуму все отрицательные стороны. Нельзя стать ловким за несколько месяцев, если позади остались годы бездействия. Нельзя надеяться на большее, не прилагая соответствующих усилий. Нельзя нагружать себя сверх меры, надеясь на то, что от этого и результат будет значительно лучше. Необходимо терпение - постепенно переходить от первичных лёгких занятий к более сложным и длительным.

Только планомерная работа над собой, как физическая, так и психологическая, поможет не стоять на месте, а двигаться вперёд, с лёгкостью принимая новые удары судьбы и давая им достойный отпор. Сила, ловкость и выносливость - качества, присущие только сильному духом человеку.

Николай Александрович Бернштейн (1896-1966), выдающийся учёный, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, лауре-ат Государственной премии СССР, создатель нового на-правления в науке, которое он назвал «физиологией ак-тивности», в книге «О ловкости и её развитии» так определил ловкость:

«Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положе-ния, т. е. способность справиться с любою возникшею двигательною задачей:

  • правильно (т. е. адекватно и точно);
  • быстро (т. е. скоро и споро);
  • рационально (т. е. целесообразно и экономично);
  • находчиво (т. е. изворотливо и инициативно)».

С психологической точки зрения ловкость зависит от пол-ноценности восприятия собственных движений, от окружаю-щей обстановки и инициативности. Ловкость определяется также пластичностью ЦНС. Она тесно связана с быстротой и точностью двигательных реакций. Чем больше объем двига-тельных навыков, тем выше уровень ловкости.

Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правиль-но решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обла-дать высокими волевыми качествами. Основные характери-стики ловкости — точность движений, их координационная сложность, умение выполнять движения во внезапно меняю-щейся обстановке.

Большое значение для развития ловкости имеет спо-собность управлять движениями во времени и пространстве, а также мышечными усилиями. Пространственная точность, умение различать микроинтервалы времени (5, 10, 15, 20 с), хорошо развитые мышечное чувство и мышечно-суставная чувствительность необходимы для освоения практического большинства движений в трудовых и жизненных ситуациях.

Одним из проявлений ловкости является способность со-хранять устойчивое равновесие при движениях по ограничен-ной опоре. Устойчивое равновесие можно рассматривать как профес-сионально важное двигательное качество при подготовке стро-ителей, верхолазов, специалистов по туризму и др.

Устойчивое равновесие как двигательное качество — это способность сохранять уравновешенное положение тела в ста-тике и динамике. Статическое и динамическое равновесие могут проявляться в условиях опоры и при её отсутствии. Материал с сайта

Определяющая роль в устойчивости равновесия принадле-жит кинестетическому и вестибулярному анализаторам. Вы-ключение зрения отрицательно влияет на сохранение равно-весия.

Развитие равновесия

Развитие равновесия можно осуществлять в основном дву-мя путями.

Один из них основывается на использовании упраж-нений, при которых трудно сохранить равновесие. К ним отно-сятся упражнения на различные виды равновесия с продвиже-нием (в разных направлениях), статические упражнения и позы на уменьшенной опоре и т. д.

Другой путь для совершенствования вестибулярного и ки-нестетического анализаторов — это упражнения в виде кувыр-ков, переворотов, вращений головы, конечностей, туловища в различных плоскостях.

Ловкость и координационные способности

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
* пространственную ориентировку;
* точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
* статическое и динамическое равновесие.

Пространственная ориентировка подразумевает:
1) сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и
2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности - точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом - за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений.

Ловкость в фольклоре

В компьютерных играх

Во многих компьютерных играх с элементами RPG ловкость (agility) является одним из параметров, определяющих свойства персонажей. Чаще всего она влияет на вероятность избежания повреждений или их уменьшения и вероятность попадания по врагу.

Литература

  • «О ловкости и её развитии», Бернштейн, Николай Александрович.
  • Дюпперрон Г.А. «Теория физической культуры» М.-Л., 1930.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ловкость" в других словарях:

    См. уловка … Словарь синонимов

    ЛОВКОСТЬ, ловкости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к ловкий. Ловкость удара. Ловкость рук. 2. Физическая сноровка, искусное управление своим телом, движениями. С необыкновенной ловкостью он перепрыгнул через барьер. 3. Изворотливость, уменье… … Толковый словарь Ушакова

    ЛОВКИЙ, ая, ое; вок, вка, вко, вки и вки; ловче. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ловкость - умение — Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы умение EN hand … Справочник технического переводчика

    ловкость - невероятная ловкость необыкновенная ловкость необычайная ловкость поразительная ловкость потрясающая ловкость удивительная ловкость … Словарь русской идиоматики

    Ловкость - (ст.слав. – охота, ловля) – нравственно этическое качество личности, выражающееся в быстроте слов и действий, сообразительности, проворности, умении лавировать. Ловкость – качество многозначное. В одном случае она положительна: в спортивных и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ловкость - ▲ точность хороший, движения (животного) < > неуклюжий ловкость хорошая координация движений. ловкий искусный в движениях; обладающий физической сноровкой. проворный. акробатизм. увертываться уклоняться от столкновения с чем л. быстро… … Идеографический словарь русского языка

Ум есть у многих, да ловкость не у всякого.

Ловкий слету хватает, нерасторопный и спящего не поймает.

Пословицы

Мальчик с ловкими ягодицами отбирает у папы ремень во время порки.

Ловкость как качество личности – способность проявлять отличную сноровку, искусность и точность в движениях; умение находить выход из любого трудного положения, проявлять хитрость, оборотливость и изворотливость.

В цирке выходит на арену конферансье и объявляет: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Выбегает мальчик, ловко выпивает ведро воды и уходит. Через некоторое время конферансье опять объявляет: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Выбегает мальчик, ловко выпивает ведро воды и уходит. К окончанию представления снова выходит конферансье и торжественно сообщает: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью описает всех, кто сидит в первых пяти рядах! Предупреждаю сразу: убегать бесполезно, он очень ловок и у него феноменальная память!

Ловкость – это умение мгновенно найти необходимый выход из внезапного изменения ситуации. У ловкости есть четыре подруги – сила, быстрота, выносливость и экспромтность. Вместе с ловкостью они образуют замечательный квартет, умножающий способности человека. Ловкость оказывает на людей магическое, неотразимое обаяние. Удаль и легкость, с которой она решает, казалось бы неразрешимые задачи, заставляет окружающих испытывать изумление и восторг. На физиологическом уровне она ловкость проявляет способность тела к проворству, ухватке, подвижности и гибкости.

Жонглера останавливает полицейский и находит полную машину красивых ножей. «Я жонглер, и я жонглирую этими ножами», — объясняет он. Полицейский просит доказать, и жонглер показывает свое искусство на обочине. В это время мимо проезжает мужик и думает: «Счастье, что я бросил пить! Гляди, какой тест они выдумали!»

Слово „ловкость“ есть производное от корня „лов“. Глагол от этого корня - „ловить“. Первоначальное значение слова относится к охоте, промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. Охотник прежде назывался ловцом („Были бы бобры, а ловцы найдутся“, „На ловца и зверь бежит“). Употребляемые для охоты собаки назывались ловчими собаками - борзые, хортые и т. д. Выдрессированные для охоты птицы - ястреб, сокол - назывались ловчими птицами. Способность этих животных хватать зверя, перенимать его, кидаться, вцепляться в зверя, изворачиваться называлась в старину ловчивостью или ловкостью.

Н.А. Бернштейн в книге «О ловкости и ее развитии» приводит пример, когда в самом начале Великой Отечественной войны наша конная разведка попала в кольцо немцев, значительно превосходивших ее силами. Положение создалось очень напряженное, и прорвать кольцо было нелегко.

Среди участников разведки был один цирковой наездник. При первых же выстрелах неприятеля он зашатался в седле и свесился головой вниз. Немцы решили, что он убит и случайно зацепился за стремена, и перестали обращать внимание как на него, так и на его лошадь, беспорядочно метавшуюся с мертвым телом по полю. Но наездник не был даже ранен. С лошадью они были давними друзьями и понимали друг друга без слов. Притворяясь убитым, он продолжал уверенно управлять своим конем и, заставляя его как будто бы в растерянности носиться туда и сюда, сумел в этой неимоверной позе не только уйти, целым от неприятеля, но перед этим собрать весь необходимый разведочный материал. Когда он решил, что пронаблюдал достаточно, он пустил лошадь вскачь, поднялся в седло и благополучно вернулся к своим.

Что позволило этому герою не только избежать гибели, но и блестяще выполнить боевое задание? Самообладание, сила, выносливость? Да, но больше и прежде всего - двигательное мастерство и находчивость, то есть ловкость.

Вот другой пример из многих и многих тысяч подвигов, совершенных нашими славными воинами в эту великую войну.

Фашисты вели осаду деревенского дома и уже почти овладели им. Один из фашистов залег за закрытыми воротами, просунул ствол пулемета между их створками и подворотней и поливал оттуда дом, пока низ его не был захвачен фашистами. Последний задержавшийся в доме красноармеец взбежал на чердак. Путь к отступлению был ему отрезан, и было очевидно, что в ближайшие минуты немцы нападут на него с тыла. Нельзя было терять ни одного мгновения.

Красноармеец подбежал к чердачному окну и быстро сориентировался. Мгновенно выхватил из-за пояса ручную гранату и метнул ее в створки ворот под окном. Увидев сквозь дым, что створки разлетелись в щепы, и заметя под ними оглушенного немецкого пулеметчика, он выскочил из окна, перевернулся в воздухе и сел прямо на немца. Прежде чем тот очнулся, он выхватил у него из кобуры пистолет, тут «же принесший могилу своему бывшему хозяину, повернулся и, всё продолжая сидеть верхом на мертвом немце, успел направить его пулемет на чердак в ту самую минуту, как на нем показались фрицы. Данная по ним неожиданная очередь вызвала среди фрицев сильное замешательство, которое было целиком использовано нашими бойцами, подоспевшими на выручку.

Для более красочного восприятия ловкости приведем одну народную сказку.

Отец послал своих трех сыновей походить по свету и поучиться уму-разуму. Через три года вернулись сыновья домой и сообщили отцу, что один из них выучился ремеслу цирюльника, второй - кузнеца и третий фехтовальщика. Отец предложил: сесть всем у дверей дома и подождать, чтобы каждому из сыновей представился случаи выказать свое искусство. Кто перещеголяет остальных своим мастерством, тому он завещает и дом, и все добро.

Совсем недолго посидели они у ворот, вдруг видят: скачет к ним по полю заяц. - Этого-то мне и нужно, - сказал цирюльник, - схватил свои принадлежности, погнался за зайцем, на всем бегу намылил ему мордочку и выбрил ее чисто — начисто, не сделавши ни одной царапинки. - Да, - сказал отец, - ты большой искусник Если другие братья чего-нибудь еще более удивительного не сделают, дом твой.

Погодите, батюшка, - сказал второй сын, кузнец. А тут как раз показалась на дороге карета, которую во весь опор мчала пара рысаков. Схватил кузнец инструменты, побежав за каретой, сорвал у лошадей все восемь подков и на всем скаку же заменил их новыми восемью подковами. - И ты, я вижу, не терял даром времени, - сказал отец. - Не знаю уж, кто из вас двоих более ловок. Нелегко будет угоняться за вами третьему брату!

Только он сказал это, стал накрапывать дождь. Отец и два первых сына спрятались под навес крыльца, третий же сын, фехтовальщик, остался снаружи, выхватил свою рапиру и стал фехтовать у себя над головой, отбивая каждую дождевую каплю. Дождь шел все сильнее и сильнее и, наконец, полился проливной, словно кто воду с неба из корыта лил, а он только все быстрее работал своею рапирой и каждую каплю успевал отразить по всем правилам фехтования, так что оставался сухим, будто сидел под зонтиком или под крышей. Видя такое дело, не сумел отец отдать никому из сыновей предпочтения, разделил имение между тремя сыновьями поровну. И правильно сделал.

Петр Ковалев

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»

Методические указания для студентов

«Ловкость – одно из важнейших физических качеств человека»

г.Элиста, 2014г.

Методические указания для студентов медицинского колледжа являются дополнительным источником знаний по теме: «Здоровый образ жизни» на I курсе на базе 11 классов.

Целью данной работы является:

Определение и значение физического качества «ловкость»

Научить студентов средством и методом развития ловкости

Обучения методике развития ловкости

Разработчик: Пашукевич Б.Д., преподаватель физического воспитания первой квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Председатель ЦМК _______Бараева И.М.

Согласовано

Зав.метод.отделом_______Тагирова Н.В.

Ловкость: методика воспитания и контроля уровня развития

Цель занятия:

    Знать – средства, методику развития и контроля ловкости.

    Уметь – индивидуально подбирать упражнения и виды спорта для развития ловкости и самостоятельно методически правильно ее развивать.

План занятия:

    Ловкость как физическое качество.

    Средства развития ловкости.

    Методика развития ловкости.

    Методы контроля уровня развития ловкости.

    Ход занятия.

1. Ловкость – способность быстро и легко овладевать новыми движениями (быстро обучаться) осознанно выполняя движения, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой и всегда находить оптимальное решение. Проявление ловкости тесно связано со сложными психическими процессами, необходимыми для сознательного программирования двигательных действий, с функционированием двигательного слухового, зрительного, тактильного, вестибулярного анализаторов. Ловкость зависит от уровня развития, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости.

2. Средства развития ловкости.

Для развития ловкости используют упражнения с постоянным включением элементов новизны, действие которых снижается по мере автоматизации движений. Ловкость развивают акробатика, все виды борьбы спортивных игр, гимнастика, прыжки в воду и на батуте, подвижные игры, а также общеразвивающие упражнения, упражнение вдвоем и т.д.

Некоторые общеразвивающие упражнения.

1. Передвижение на четвереньках в упоре на коленях.

2. То же в упоре лежа.

3. Стойка на коленях, сесть на голени, упор на руки.

4. Встать из стойки на коленях.

5. Приседание в упоре – кувырком вперед – присесть в упоре.

Некоторые упражнения вдвоем.

1. Стойка на руках с помощью партнера.

2. Стойка на руках. Сгибание и разгибание рук с помощью партнера.

3. Партнеры бегут навстречу друг другу. «А» делает кувырок вперед. «Б» перепрыгивает через него.

Некоторые упражнения с использованием предметов и снарядов.

1. Удар мячом об пол – удар по мячу ногой – ловля мяча руками.

2. Удар по мячу ногой вверх – прыжок – поймать мяч в воздухе.

3. Ведение мяча с передачей его с руки на руки под коленом.

4. Бросить мяч через голову быстро повернуться и поймать его после отскока от пола.

5. Передача мяча из руки в руки над головой.

Методика развития ловкости.

К методам развития ловкости относятся методы повторного, непрерывного, равномерного и переменного выполнения упражнений и методы контрастного выполнения упражнений с последующим сближением требований контрастности. Например, броски мяча в корзину с ближней и дальней дистанции или сильное напряжение мышц с последующим их полным расслаблением и т.д. Совершенствовать ловкость нужно постоянно, вместе с тем лучшим периодом для этого является дошкольный и младший школьный возраст.

Упражнения на ловкость включает в подготовительную часть занятия и в начало основной части короткими, но не более чем 15 минутными, сериями, выполняющимися на фоне неутомленного состояния организма. Таким образом, отдельные занятия для развития ловкости не проводятся, но если упражнения на ловкость проводятся блоками, то первыми в занятии до утомления организма.

Ловкость формируется в процессе всей жизни человека и базируется на врожденных и приобретенных движениях.

Развитие ловкости осуществляется двумя путями. Первый путь связан с развитием способности осваивать координационно-сложные двигательные действия, то есть систематическим пополнением двигательного опыта человека новым содержанием и формами движений, второй – из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановкой, с преодолением координационных трудностей.

Первый путь реализуется в процессе разучивания новых физических упражнений, когда необходимо преодолевать неудачи и помехи и согласовывать движения, неизбежные на первых этапах формирования двигательных умений.

Второй путь реализуется введением факторов внезапности, необычности при выполнении привычных упражнений, предъявляющих дополнительные требования к координации движений.

Начиная с детства, постоянно совершаются непроизвольные и произвольные (целесообразные) движения. В результате многократных повторений они становятся навыками. Объединение приобретенных навыков, умение приспособить их к конкретным жизненным условиям позволяет решать все более широкий круг двигательных задач, а значит достичь высокого уровня в развитии ловкости.

Для развития координационных способностей используются следующие методические приемы.

Содержание методического приема

Примеры

Применение необычных исходных положений

Прыжки в длину, стоя спиной к направлению прыжка

Зеркальное выполнение упражнений

Броски мяча левой рукой (для правшей)

Изменение скорости или темпа движений

Выполнение упражнений в ускоренном темпе

Изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения

Уменьшение площадки для спортивных игр

Усложнение упражнений дополнительными движениями

Передача мяча в парах после поворота на 360 0

Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях

Применение различных тактических комбинаций в игре

Выполнение знакомых в неизвестных заранее сочетаниях

Соревнование на выполнение гимнастических комбинаций «с листа»

Методы контроля уровня развития ловкости

Ловкость – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Для развития ловкости могут быть использованы любые формы физических упражнений, представляющие для студентов элементы новизны и координационной трудности.

Ловкость развивается с освоения каждого нового упражнения, особенно координационно сложного. Наиболее активно это качество развивается в подвижных и спортивных парах. При этом необходим особо тщательный контроль со стороны преподавателя, так как эмоциональный подъем во время игр ослабляет чувство самоконтроля за дозировкой нагрузки. Игровые виды следует включать только в середину основной части занятия. Какое бы физическое качество мы ни воспитывали у студентов, какими бы двигательные навыки им ни прививали, всегда и во всем будут присутствовать элементы ловкости.

Лучше всего это качество совершенствовать такими видами, как метание в цель, толкание ядра, набивного мяча, прыжки в длину с места и разбега, а также различными эстафетами и спортивными играми, челночным бегом.



  • Разделы сайта