Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду. Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет


    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Федорова Екатерина

логопед-дефектолог

Чем обычно занимаются дети в садике? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить. Логопедическая ритмика, или логоритмика, — это возможность заниматься всем этим сразу, речь, слух и умение двигаться координированно. Чем и почему полезна логоритмика и как ею заниматься дома, рассказывает логопед Екатерина Савина.


В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться , а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает малышу легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают малышам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.


Для кого она будет полезна

    с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;

    с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

    с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

    с дизартрией, нарушениями произношения отдельных звуков;

    часто болеющим и ослабленным;

    находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Занятия по возрастам

В каждом периоде — разные потребности и возможности. Логоритмика хороша тем, что заниматься ею можно с первых дней жизни, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер.

От 0 до 2 с половиной лет

Читайте малышу , одновременно ритмично хлопая в ладоши. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно делать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если , разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

«Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходим на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)

Топ — топ, топ — топ (топаем на каждое слово ногами попеременно)

«Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Скажите ребенку, что пошел дождик. Можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10−15 секунд. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап… А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…»

Задача ребенка — проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев),

Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы — в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются),

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх).

«Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)

Ветер дует нам в лицо

И качает деревцо (качаем поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево).

Ветерок все тише, тише (медленно покачиваем руками).

Деревца все выше, выше (тянемся вверх на носках, руки подняты вверх).

«Вьюга» (развитие речевого дыхания)

Вы говорите: «Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «У-у-у…»


От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить и чистоговорки на отработку звуков.

«Черепаха» (самомассаж)

Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил.

«Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

«Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон — подходит все, что может издавать ритмичные удары.

Более сложный уровень: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

«Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)

Подготовьте картинки со схематичными изображениями двигающихся человечков. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать — главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

Как заниматься дома

Логопедическая ритмика — это очень просто: все задания может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Но важно учесть несколько ключевых моментов.

    В основе — подражание. Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. Сначала текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Когда он сможет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, путь проявляет инициативу.

    Результат будет нескоро. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

    Занятия должны быть веселыми. Пусть логоритмика ! Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы, если они не мешают двигаться. Словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

    Мастерство нужно оттачивать. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

    Внимательно подбирайте музыку. Для медленной части занятий подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной — марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Запаситесь и записями звуков природы.

    Ориентируйтесь на ребенка. Если у малыша что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками? Смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное — соблюдать единство музыки, движения и , а в остальном простор фантазии не ограничен.

    Тщательно выполняйте речевые упражнения. Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

    Будьте терпеливы. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли ребенку занятия, получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно увидите улучшения.

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

Регуляция мышечного тонуса.
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.

Развитие внимания и памяти .
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Развитие чувства музыкального темпа.
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.

Развитие чувства музыкального ритма.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование способствует развитию творческих способностей.

Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.
Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Игры и упражнения

Развитие дыхания
(Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)
Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Подарок

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция.
Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Часики

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темп
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово
Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации
Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка
Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е - ха – ли!
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания

Передай
Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Цель: распределение внимания.
Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Описание упражнения
Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения.

Из статьи вы узнаете, что такое логоритмика, какие упражнения она в себя включает, каково ее возрастное предназначение. Эта методика становится популярной, так как многим детям она помогает быстро освоить речь.

Что такое логоритмика?

Чтобы у ребёнка не было проблем с речью, педагоги применяют разные методики. Одна из них - логоритмика. Благодаря ей дети пополняют словарный запас, разрабатывают как мелкую моторику, так и крупную, учатся правильному произношению и многому другому.

Логоритмика - комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.

На самом деле эта методика называется "логопедическая ритмика". Педагоги занимаются ею с детьми, чтобы исправить речь с помощью движений и звукового сопровождения. Эти упражнения очень полезны для детей. Они развивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности.

Очень нужна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения предназначены для того, чтобы ребёнок быстрее справился с речевыми трудностями. В этом возрасте детей готовят к школе, потому им необходимо говорить правильно и чётко, так как от речевых навыков зависит в том числе и успеваемость.

Цель логоритмических упражнений для дошкольников

Чтобы преодолеть проблемы речевого развития, необходимо проводить ритмические занятия. Для каждого упражнения педагоги ставят определённую цель. Дети учатся разговаривать, совершенствуют свою речь, укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку, развивают дыхание и многое другое.

Благодаря ритмическим упражнениям ребёнок начинает чувствовать темп музыки, двигаться в такт, петь и т. д. Полезна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них даются более сложные, так как перед школой необходимо знать намного больше, чем в возрасте 3-4 лет.

Логоритмические занятия нужны не только для развития речи. Благодаря им можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить спокойного. С помощью логоритмики дети учатся перевоплощаться и входить в образ театрального героя.

Актуальность

На сегодняшний день эта методика очень востребована. Упражнения можно выполнять не только в коллективе, но и дома. Взрослые помогают детям развиваться в соответствии с возрастом. Для каждого ребёнка очень полезны логоритмические занятия. Они всесторонне развивают детей и совершенствуют их речь.

Логоритмика учит детей досконально овладевать двигательными навыками, ориентироваться в пространстве. Чем старше ребёнок, тем больше он понимает смысл занятий, и может проявлять себя творчески.

Регулярные логоритмические занятия помогают оздоровиться. Лучше работает сердечно-сосудистая система, дыхательная, двигательная, познавательная и др. Благодаря таким занятиям у детей поднимается настроение на целый день.

Популярна логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения для них созданы не только с музыкой и движениями, но и с более сложными словами для закрепления развития речи. Перед школой дети должны хорошо разговаривать и знать много слов. Тогда они легко научатся читать и писать.

Что включает в себя логоритмика?

Как говорилось ранее, музыкальные и двигательные упражнения необходимы каждому ребёнку. Логоритмика включает:

  • Ходьбу вперёд, назад, влево или вправо. Благодаря таким упражнениям ребёнок учится ориентироваться в пространстве.
  • Дыхание, голос, артикуляцию, интонацию. Это помогает детям правильно говорить, подбирать слова, чувствовать такт.
  • Регулирование мышечного тонуса и внимания.
  • как с музыкальным сопровождением, так и без него.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Развитие музыкального такта.

Принцип всех логоритмических упражнений заключается в использовании ритимики и музыки. Поэтому есть вероятность разнообразить движения. Соответственно, детям не надоедают логоритмические упражнения, ведь каждый ребёнок готов прыгать и бегать хоть целый день.

Иногда малышам предлагаются сложные задания. Особенно тяжела логоритмика для детей 5-6 лет. Упражнения им организуются с музыкальным сопровождением, движением и словами. Не каждый ребёнок легко обучится этому.

Занятия всегда начинаются с ходьбы или марширования. Благодаря этому координация рук и ног чёткая. Именно с ходьбы дети учатся управлять своим телом и становятся более устойчивыми.

Развитие внимания, памяти и музыкального чувства

Многие дети не умеют сконцентрироваться на одном. Они невнимательные, забывчивые, память неустойчивая, петь под музыку не могут, так как нет соответствующего слуха. Для таких малышей необходимы логоритмические упражнения, где требуются внимание, память и слух.

Для развития музыкального чувства детям сначала предлагаются задания с медленным ритмом. Малыши должны почувствовать в музыке каждый звук.

Темп - это скорость. В музыке его разделяют на медленный, умеренный и быстрый. Чтобы ребёнок смог почувствовать музыку, не стоит спешить. Сначала с детьми останавливаются на медленном темпе. Когда он будет освоен, можно переходить к более быстрой музыке.

Музыкальные инструменты - неотъемлемый атрибут в логоритмике

Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Поэтому немаловажное значение в логоритмике имеют музыкальные инструменты.

Благодаря им дети учатся у них появляются слух, внимание и память. Плюс ко всему, развивается мелкая моторика, с помощью которой улучшается речь.

Музыкальные инструменты развивают фантазию и творческие способности. Когда воспитатель или музыкальный руководитель начинает играть на пианино, дети должны повторить хотя бы темп. С первого раза редко получается. Однако если ребёнок стремится к улучшению, рано или поздно у него обязательно всё получится.

Логоритмика для детей 4-5 лет

Многие педагоги уделяют внимание ритмическому воспитанию. Очень интересна логоритмика для детей 4-5 лет. Упражнения проводятся максимум 30 минут. Это могут быть пальчиковые или подвижные игры. Благодаря им развивается речь ребёнка.

Пальчиковая игра

Воспитатель: дети, посмотрите на свои пальчики. Сколько их на правой руке? А на левой? Правильно, по 5 пальчиков. Давайте ими поиграем.

Мы делили мандарин (левый кулак держит правая рука ).
Много зверят, а он - один.
Эта долька - для котят (разгибаем первый большой пальчик ),
Эта долька - для утят (разгибаем указательный палец ),
Эта долька - для поросят (разгибаем средний палец ),
Эту - курочки съедят (разгибаем безымянный палец ),
Остальные дольки - для маленьких ребят (разгибаем мизинец ).

Подвижная игра

Мы бежали, мы бежали, пока ножки не устали.
Сейчас немножко отдохнём, и опять бежать начнём.
Ой! Дети, посмотрите в окошко, дождик пошёл.
Всем быстро пора бежать домой.
Наденем на ножки красивые резиновые сапожки,
Пойдём опять мы гулять, милый дождик догонять.

Эти развивают внимание. Такие игры необходимо проводить регулярно. Желательно с музыкальным сопровождением.

Логоритмика для детей 5-6 лет

В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.

Двигательное упражнение

Под бугром вырос гриб-мухомор,
Дети увидели его и решили копать.
Стали лопатой его сбивать.
Один день копали,
Второй день рубили,
Третий - пилили.
Ура! Гриб на землю свалили!

В этом упражнении дети должны сами догадаться, какие движения нужно делать. Однако, взрослые первый раз могут помочь. Когда дети выучат стихотворение, могут пересказывать его самостоятельно.

Еще одно упражнение

Дует ветерок, листья закружились,
Медленно, но верно на землю опустились.
Подул сильный ветер, снежинки прилетели,
Наверное, скоро начнутся метели.
Опять подул вдруг ветерок, на земле лежит снежок.
Снег находится везде, и на дереве, в дупле,
На земле и на асфальте,
Ведь зима пришла, представьте!

Логоритмика для детей 5 лет очень занимательная. Ребята с удовольствием будут придумывать движения и показывать их.

Логоритмика для детей 6-7 лет

Упражнения для этого возраста могут быть уже не по 30, а по 40 минут. Детям нужно выделять уже больше времени для занятий, так как их сложность увеличивается.

Двигательное упражнение

В лес с ребятами пойдём (марширование по кругу ),
И грибы мы соберём,
А пока мы песенку споём.
Я с друзьями в лес приду (ходьба ),
И грибы соберу (наклоны вперёд ).
Дождик как-кап-кап прошёл,
И грибы не обошёл,
Теперь выросли они,
Их насобираем мы.

Для этого стишка пусть дети самостоятельно придумают движения. Ведь у них развивается не только память, но и фантазия. Забавна и увлекательна логоритмика для детей 6-7 лет. Упражнения чаще всего предлагаются с музыкальным сопровождением. Как раз то, что нужно каждому ребёнку.

Занятия в домашних условиях

Чтобы преодолеть у ребёнка, не обязательно заниматься у логопеда. Можно и в домашних условиях проводить Многие дети говорят слишком быстро. Это негативно влияет на речь. Благодаря логоритмическим упражнениям вы научите своё чадо говорить понятно.

С ровесниками малышам заниматься легче и веселее. Однако не всегда есть возможность отвести своего кроху в коллектив. Поэтому проводите занятия в домашних условиях. Это не так сложно, как кажется.

Есть уникальная логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения построены только на сказках или песнях. Это весело, интересно и занимательно для каждого ребёнка. Многие дети просят родителей прочитать очередную сказку. Можно воспользоваться ситуацией. Когда рассказываете сказку, сопровождайте её движениями, интонацией, мимикой. Дети всегда копируют взрослых, поэтому после первого прочтения ребёнок вам покажет и расскажет уже другую сказку. Таким же образом пойте с ребёнком песни.

Заключение

Упражнения для детей по логоритмике могут быть разнообразными - как самыми лёгкими, так и сложными. В младшей группе подойдут стихотворения Агнии Барто. Для детей старшей или подготовительной групп можно рассказывать длинные сказки Корнея Чуковского или Сергея Михалкова.

Когда включается музыкальное произведение, дети должны не только петь, но и танцевать. Старайтесь не ругать малышей, если у них ничего не получается. Помните о том, что дети всё-таки маленькие, и многие движения им даются тяжело.

Чтобы детям нравилось выполнять упражнения, как можно чаще включайте «минусовки». Даже зарядку нужно делать с музыкой. Тогда дети с удовольствием выполняют упражнения.

Танцевальные движения помогают расслабиться, почувствовать ритм, паузу, тишину или окончание музыкального произведения. Добавляйте свою фантазию, любовь к малышам, и вы сможете преобразить занятия в насыщенные эффективные игры, и дети будут с удовольствием их ждать.

(материл для использования музыкальным руководителем)

Организация физкультурно-оз­доровительных мероприятий и работа педагога с дошколь­никами с речевой патологией имеют свои особенности. Однако учебные планы педагогических заведений, осуществляющих подготовку руко­водителей физического воспитания дошкольных учреждений, не предус­матривают изучения проблем адап­тивной физической культуры. В ре­зультате педагогу коррекционного учреждения Для правильного пост­роения процесса физического вос­питания дошкольников с речевой па­тологией приходится самостоятель­но знакомиться с азами логопедии, дефектологии и социальной психо­логии.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсив­ней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компо­нентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей я мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи выра­батываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Предлагаемые вниманию читате­лей комплексы утренней гигиеничес­кой гимнастики-разминки, сопро­вождающиеся речитативами, рассчи­таны на детей разного возраста и раз­ личных уровней речевого развития.

Логопедическая разминка №1

1. Ходьба в колонне по одному: сделать два шага, остановиться, притопнуть ле­вой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шестъ-восемь раз).

Топ, топ!

Хлоп, хлоп!

2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спе­шащими к маме-кошке).

Тук, тук, тук, тук!

Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети-медвежата).

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких,

Да никак их не найдет.

5. Ходьба с высоким подниманием ко­леней (дети представляют себя лошад­ками).

Цок, цок! Конь живой,

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Вот какой красивый!

6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щелкают языком).

7. Боковой галоп со сменой направле­ния.

8. Бег с выносом прямых ног вперед.

Бу-ра-ти-но...

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).

10. Свободная ходьба с упражнения­ми на дыхание.

Логопедическая разминка №2

1. Ходьба в колонне по одному (см.первую разминку).

2. Ходьба в полуприседе.

Чок, чок, чок, чок

Наступлю на каблучок (повторить шестъ-восемъ раз).

3. Ходьба с высоким подниманием ко­лена, с хлопком по бедрам.

Возле дома во дворе

Петушок гуляет

И любимую свою

Песню распевает.

4. Ходьба на носках с хлоп­ками над го­ловой.

Ку-ка-ре-ку,

Ку-ка-ре-ку (повторить че­тыре раза).

5. Прыжки с продвижением вперед, руки на по­яс.

Скачут зайцы –

Прыг да скок –

На лесной опушке,

А у зайчиков торчат

Ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде сто­пы.

Я пингвин не один,

Нас, пингвинов, стая.

Мы живем среди льдин

И не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы.

Три медведя шли домой,

Папа был совсем большой,

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

8. Легкий бег на носках (0,5 мин.).

Побежали наши дети

Все быстрее и быстрей,

Не догонит косолапый...

Ну, давайте веселей!

9- Свободная ходьба.

Логопедическая разминка №3

1. Свободная ходьба.

На огород мы наш пойдем

И овощей там наберем.

Дорога коротка, узка,

Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.

И по бордюру мы пойдем,

И приседаем мы на нем,

Потом обходим деревца

И пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.

А что в нынешнем году

В нашем выросло саду?

Все мы вам покажем,

Обо всем расскажем.

Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)

1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.

Мы веселые ребята,

Наше имя - медвежата.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

1. Ходьба в глубоком приседе.

Мишка шел, шел, шел,

Землянику он нашел.

Он присел, попыхтел,

Землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бе­дра, поворотом на З60 градусов.

Мишка шел, шел, шел,

К тихой речке он пришел,

Сделал полный поворот,

Через речку пошел в брод.

4. Прыжки с продвижением вперед.

Мишка шел, шел, шел,

На лужайку он пришел,

Он попрыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

5.Легкий бег на носках (0,5 мин.).

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка № 5

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бе­драм.

Вышли уточки на луг –

Кря, кря, кря, кря.

2. Легкий бег на носках.

Прилетел лохматый жук –

Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на но­сок или ходьба на носках, руки назад.

Гуси шею выгибают –

Га, га, га, га.

3. Прыжки с продвижением вперед.

А лягушки на болоте -

Ква, ква, ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бе­дра, руки на поясе.

Едем, едем на лошадке,

Цок, цок, цок, цок!

По дорожке гладкой, гладкой,

Цок, цок, цок, цок!

В гости нас звала принцесса,

Цок, цок, цок, цок!

Кушать пудинг сладкий, сладкий,

Цок, цок, цок, цок!

4. Бег с захлестам голени назад.

Бей, бей, барабан,

Помоги солдату.

Если лопнет барабан,

Положу заплату.

7. Свободная ходьба под марш.



  • Разделы сайта