Личная гигиена и соблюдение спортивного режима. Гигиена физической культуры и спорта

1. Соблюдение чистоты . Чистота кожи поддерживает­ся регулярным обмыванием тела. Занимающиеся должны прихо­дить на занятия с чистыми руками и ногами. После занятий надо обязательно принять душ и вымыться с мылом. Волосы должны быть коротко острижены. Не следует смазывать волосы бриоли­ном или другими мазями. Необходимо регулярно подстригать ногти. Длинные ногти часто служат причиной повреждения ко­жи (ссадин, царапин).

При интенсивной тренировке борцовское трико и бандаж (плавки) следует стирать не реже одного раза в неделю.

Куртку самбо надо просушивать после каждого занятия и стирать не реже одного раза в две недели (после шести-восьми тренировок). Специально предназначенные для занятий носки рекомендуется менять раз в неделю. Желательно, чтобы они бы­ли шерстяные, хорошо облегали ногу и не создавали складок, ведущих к потертостям.

Борцовские ботинки должны быть всегда чистыми. Мыть водой их не рекомендуется, по мере надобности их очищают ра­створом нашатырного спирта, а после этого покрывают спе­циальным лаком или аппретурой. Применять гуталин запре­щается.

Малейшую неисправность одежды и обуви надо сразу же устранить. Новую форму подгоняют точно по росту в соответст­вии с требованиями правил. Она не должна стеснять движений или быть излишне свободной. Спортивную форму следует наде­вать только для занятии в зале борьбы. Не разрешается трени­роваться в той форме, в которой борец занимается другими ви­дами спорта или которую носит повседневно. Во время трениров­ки одежда должна быть застегнута так, как требуют этого правила соревнований. Трико застегнуто на плечах, а не за­правлено лямками в бандаж или плавки. Обувь зашнурована до­верху без пропуска дырочек, а концы шнурка - заправлены внутрь ботинка.

На обуви и одежде не должно быть застежек, пряжек, метал­лических предметов (пистонов в ботинках, наконечников на шнурках, крючков и т. п.), которые могут быть причиной повреж­дений при занятиях. Проведение схваток в тренировочном костю­ме разрешается только в исключительных случаях - на специ­альном этапе предсоревновательной подготовки, когда требует­ся снизить вес.

2. Гигиенические требования к местам заня­тий. При оборудовании зала необходимо предусмотреть удоб­ства для уборки помещения (возможность быстрого удаления пыли и грязи). Расположение подсобных помещений должно быть такое, чтобы занимающиеся, переодевшись в спортивную форму, попадали в зал прямо из раздевалки. Туалет следует располагать так, чтобы занимающиеся могли посещать его до переодевания в спортивную форму, а не после.

В зале надо поддерживать нормальный микроклимат (темпе­ратуру, влажность, постоянный состав кислорода и углекислоты). Температура воздуха в зале должна быть в пределах 16-18° С. Рекомендуется установить в зале эритемные лампы. Облучение ковра такими лампами, установленными на высоте 3 м от пола, снижает количество болезнетворных микробов в воздухе и на поверхности ковра. Такой же результат дает облучение кварце­выми лампами. Если нет возможности производить дезинфекцию облучением, то применяют дезинфицирующие средства (одеко­лон, лизол и др.). Оборудование также надо протирать этими же растворами.

Зал борьбы следует убирать после каждого занятия. Пол протирают мокрой тряпкой, ковер очищают с помощью пылесоса. Лучше использовать с этой целью промышленные пылесосы, а не бытовые, которые обладают малой мощностью. Если ковер покрыт пластмассовой покрышкой, то ее также протирают тряп­кой с дезинфицирующими жидкостями и регулярно моют с мы­лом.

Перед входом в зал кладут пропитанный дезинфицирующим раствором коврик, о который занимающиеся вытирают обувь. Такой же коврик должен лежать и там, откуда занимающиеся выходят на ковер. Очень хорош коврик из губчатой резины.

Предупреждение травматизма

Причины возникновения травм и меры их предупреждения . Одной из причин возникновения травм на занятиях спортивной борьбой является неудовлетворительное состояние борцовского ковра.

Неровный ковер, расхождение матов, плохо натянутая или рваная покрышка могут быть причиной повреждения (растяже­ний и разрывов связок голеностопного и коленного суставов, рас­тяжений и вывихов в локтевом и плечевом суставах, переломов костей голени и рук).

Если ковер очень твердый и плохо скреплены обкладные маты или он расположен близко от стены, колонн и в зале нет мягких стен, а радиаторы, отопления, мебель, гимнастические снаряды, штанга, гири, гантели и другой инвентарь находится близко (ближе 2 м) от ковра, то все это может привести зани­мающихся к различным повреждениям.

Если ковер мал, а на нем тренируются несколько пар, то возможны ушибы от столкновения занимающихся. На каждого занимающегося должно быть не менее 4 кв. м площади ковра. Неисправный инвентарь может быть также причиной травм. Нельзя выполнять упражнения со штангой без замков: может соскочить диск и привести к ушибам. Ржавые и имеющие брак литья гири и гантели (в виде заусениц) будут причиной ссадин и ран. Неисправность и плохое состояние гимнастических снаря­дов (стенка, перекладина, кольца, канат, трапеция) обычно при­водят к падению занимающегося со снаряда.

При проверке исправности снарядов особое внимание следует обращать на состояние креплений и тяг (особенно мест, подвер­гающихся трению), чистоту мест захвата (ржавчина может быть причиной ссадин, которые при загрязнении приводят к заболева­нию флегмоной, а засаленность снаряда - причиной срыва и па­дения занимающегося).

Занятия борца в тесной одежде, сковывающей движения, при­водят к растяжениям и вывихам. Если спортсмен надел обувь, не соответствующую размерам его ноги, или плохо зашнуровал ботинки, то это может быть причиной растяжений и разрывов связок пальцев и голеностопного сустава.

Травмы вызываются и другими неблагоприятными условия­ми. Пониженная температура способствует охлаждению тела и возникновению растяжений, разрывов мышц и связок. Повышенная температура и влажность ведут к быстрому утомлению, нару­шению координации движений, неточности движений.

Очень яркое освещение утомляет зрение и снижает внимание, а при длительном воздействии приводит к заболеванию глаз. Пониженное освещение в первый период способствует повыше­нию внимания, а в дальнейшем вызывает утомление. Понижен­ное внимание является причиной столкновений занимающихся и неправильного выполнения приемов.

Для предотвращения травм перед каждым уроком надо про­верить состояние мест занятий, оборудования и инвентаря. Про­верить исправность ковра, покрышки, снарядов, на которых про­водятся упражнения, измерить температуру и влажность возду­ха и привести места занятий в нормальное состояние.

Большое значение в предупреждении травм имеет правиль­ная организация занятий. Для этого необходимо соблюдать сле­дующие требования.

Занятия надо начинать не раньше чем через 1,5-2 часа после приема пищи и работы на производстве и заканчивать не позд­нее чем за 2 часа до сна.

Промежутки между занятиями должны быть такими, чтобы организм занимающихся успел восстановиться. Практика пока­зала, что наиболее целесообразны трехразовые занятия в неделю. После занятий с большой нагрузкой дают больше времени для отдыха. Обычно такую нагрузку выполняют перед двухдневным отдыхом. После длительных, трудных соревнований занятия про­водятся с пониженной нагрузкой. Юноши занимаются 1,5 часа, взрослые - 2 часа, а мастера спорта от 2 часов 30 минут до 4 ча­сов. Если этих требований не соблюдать, то у занимающихся накапливается усталость, наступает перетренировка, нарушает­ся координация движений, а все это приводит к травмам.

Расписание занятий в зале надо планировать так, чтобы в перерывы можно было убрать зал, проветрить его, провести мел­кий ремонт инвентаря и оборудования.

В зале необходимо проводить занятия только с одной груп­пой. Если в зале находится несколько групп, которые трени­руются по различным видам спорта, то это создает условия для рассеивания внимания занимающихся, что может быть при­чиной травмы.

В группе должно быть не более 16 занимающихся. В этом слу­чае преподаватель сможет уделить достаточно внимания каждо­му борцу, своевременно заметить и исправить ошибки. Надо помнить, что ошибка может быть причиной травмы. При боль­шем количестве занимающихся преподавателю необходимо взять себе в помощники опытных спортсменов (тренеров-обществен­ников).

Группы следует комплектовать с учетом возраста, физической и спортивной подготовленности. Проведение схваток и упражнений в парах между занимающимися различной подготовленности без контроля тоже может привести к травмам.

Соблюдение требований методики обучения и тренировки. Занимающиеся должны хорошо уяснить, как правильно выполнять упражнение. При показе приемов и упраж­нений надо указать, что должен делать борец, чтобы избежать травм.

При разучивании нового приема и упражнения у занимаю­щихся должно сложиться правильное представление о движении. Неправильное представление о движении ведет к грубым и опасным ошибкам.

Причиной травм могут быть пробелы в подготовке борца в результате несистематического посещения занятий.

Для изучения следует подбирать посильные для группы прие­мы и упражнения. Попытки выполнения непосильных приемов и упражнений обычно приводят к травмам. Травмы неизбежны, если занимающиеся будут выступать на соревнованиях без дос­таточной подготовки. Недостаточно закрепленные навыки, пло­хая ориентировка на ковре, неправильное выполнение приемов и самостраховки приводят к повреждениям.

Чтобы предотвратить травмы во время занятий, борцы долж­ны прочно усвоить следующие требования: а) нельзя проводить прием, находясь спиной к краю ковра, если это вызовет падение партнера за ковер; нельзя выполнять прием, когда борцы вышли за границы площади, отведенной тренером для занятий; б) при разучивании приемов броски следует проводить от центра ковра к краю - это снижает опасность столкновений; в) борцам, кото­рые не заняты в схватках, нельзя сидеть на ковре спиной к бо­рющимся - это может привести к удару со стороны выполняю­щего бросок. Борец, оказавшийся в схватке или при разучивании приемов лежащим на ковре, должен быстро встать, потому что на него могут бросить другого борца; г) нельзя проводить прие­мы без прочного захвата - срыв в момент проведения приема опасен; д) когда в результате нападения создается опасная си­туация для противника, проведение приемов и других действий, которые могут увеличить опасность, следует прекратить. Это тре­бование распространяется и на случаи, когда опасная ситуация складывается в результате действий борца, которому грозит опасность. Опасную ситуацию следует возможно быстрее ликви­дировать совместными усилиями всех борцов. Любой борец, за­метивший опасную ситуацию, должен подать сигнал к прекраще­нию дальнейших действий. Для того чтобы занимающиеся мог­ли предотвращать опасность, преподаватель обязан разъяснить, какие ситуации в борьбе наиболее опасны и как их ликвиди­ровать.

Правильное построение урока имеет большое значение для предотвращения травм. Преподаватель должен следить за влиянием нагрузки на занимающихся и снижать ее, когда замечает признаки усталости.

Планируя урок, надо продумать, где и при выполнении каких упражнений занимающимся грозит опасность получения травм и какие меры следует принять, чтобы их избежать.

Врачебный контроль помогает предотвратить травмы на за­нятиях. Врач и преподаватель определяют, как влияют занятия спортивной борьбой на здоровье занимающихся, и применяют наиболее эффективные методы для укрепления здоровья. Для контроля за состоянием тренированности и здоровьем борцов проводятся периодические врачебные обследования.

Первичное врачебное обследование занимающихся перед на­чалом занятий в секции позволяет учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности борцов и правильнее строить про­цесс занятий.

Под особым контролем врача находятся борцы, перенесшие заболевания или травму. Спортсмены, перенесшие заболевание и недостаточно окрепшие после него, быстро утомляются, у них нарушается координация движений, а это может привести к травме.

Приступать к занятиям после не совсем залеченной травмы надо осторожно, чтобы не вызвать перегрузки здоровых органов. Надо следить, чтобы борец, оберегая поврежденную часть тела, не делал необычных движений, не нарушал привычной структу­ры приемов и упражнений и не создавал опасных ситуаций в борьбе. Вредна лишь чрезмерная нагрузка.

Ранние активные движения соответствующей интенсивности составляют основу функционального лечения и являются лучшей профилактикой против появления деформаций в суставах и дру­гих остаточных явлений после повреждений. Преподаватель и врач должны совместно устанавливать нагрузку для тех, кто перенес травму или заболевание. Определить степень выздоров­ления занимающегося может только врач.

Прежде чем возобновить тренировки, борцы, имевшие дли­тельный перерыв в занятиях, должны пройти медицинский осмотр. Врач помогает тренеру определить состояние трениро­ванности борцов и возможность наступления переутомления (перетренировки). В тяжелых случаях переутомления отмечают­ся расстройство нормальной функции внутренних органов, недо­статочность сердечной деятельности и расстройство нервной сис­темы. Надо учитывать, что нарушение режима тренировки, курение, употребление спиртных напитков, несоблюдение гигие­нических требований способствуют переутомлению.

Врачебный контроль помогает также определить, имеются ли у занимающихся инфекционные и кожные заболевания. При по­дозрении на заболевание тренер обязан направить занимаю­щегося к врачу. Если подозрения подтверждаются, тренер и врач определяют меры по предотвращению распространения за­болевания и лечению заболевшего.

Большое значение в предотвращении травматизма имеет вос­питательная работа. Причиной травм может быть нарушение дис­циплины, невыполнение указаний и требований на занятиях, на­рушение правил соревнований, грубое отношение друг к другу. Надо выработать у занимающихся привычку заботиться о без­опасности противника в схватках и партнера при выполнении упражнений. Иногда один из борцов проводит умышленно или по небрежности опасный прием. Подобное поведение борца надо пресекать и осуждать.

Особое внимание следует обратить на недопустимость гру­бости в отношениях между борцами, в чем бы она ни выража­лась. Нельзя допускать любое проявление неуважения к това­рищу как во время занятий, так и после них. Спортсмен должен уважать своего противника и стремиться к победе за счет сво­его технического, тактического, физического и морально-воле­вого превосходства, а не путем использования запрещенных приемов.

Причиной различных заболеваний и. травм может быть непра­вильное снижение веса. Резкое нарушение питания тканей и ор­ганов может вызвать различные заболевания, нарушение обмена веществ, различные нарушения деятельности нервной системы, быструю утомляемость, снижение быстроты реакции и наруше­ние координации движений.

Чем больше надо согнать вес и чем меньше срок, тем тяжелее последствия. Если надо снизить вес в пределах 1-2 кг в тече­ние нескольких дней, то это не окажет заметного отрицательного влияния на здоровье борца. Значительная сгонка веса (6 кг и более), проводимая в течение 2-3 дней, вызовет нарушения нор­мального состояния организма.

К особенно тяжелым последствиям приводит снижение веса в детском и юношеском возрасте.

Первая помощь при травмах

При ссадинах - нарушение целостности кожи в результате трения. Первая помощь. Если ссадина не загрязнена, то на поврежденное место накладывают сухую стерильную повязку или повязку с 2-3-процентным раствором перекиси водорода, сте­рильным вазелином и т. п. Если в ссадину проникла грязь, то поврежденную поверхность обрабатывают перекисью водорода, а потом накладывают повязку.

При ушибах. Придать поврежденной части тела возвышенное положение и охладить болезненный участок. Для охлаждения используют: холодную воду, лед, хлорэтил, прикладывают металлические предметы. При значительном кровоизлиянии (опу­холи) нужно наложить на ушибленную область умеренно давя­щую повязку. Некоторое время следует избегать движений в области повреждения, которые могут привести к увеличению кро­воизлияния. Если в месте повреждения близко под кожей рас­положена кость, то очень часто после удара может быть повреж­дена надкостница. Первая помощь при этом такая же.

При растяжениях и разрывах связок и мышц. Симптомы : боль, припухлость, иногда кровоподтек и нарушение функции.

Первая помощь. Холод на место повреждения. Конечнос­ти придать возвышенное положение. Наложить слегка давящую повязку, ограничивающую движения в области повреждения. В последующие дни (со второго-третьего) - массаж, согреваю­щие компрессы, ванночки и активные движения, особенно в смеж­ных суставах.

При вывихах. Чаще всего вывих происходит в шаровидных и блоковидных суставах. Симптомы: боль, почти полная не­подвижность в суставе, неестественное положение конечности. В области самого сустава - опухоль и кровоизлияние. Потерпев­ший оберегает конечность, не дает ее трогать и сам поддержива­ет ее.

Первая помощь . Обеспечить полную неподвижность по­врежденной конечности в наиболее удобном для пострадавшего положении (хотя и неудобном с точки зрения функции). Для этого на сустав накладывают фиксирующую повязку, а сверху - шину (лучше проволочную). Пострадавшего быстро отправляют к врачу-специалисту.

При переломах костей и хрящей . Симптомы : боль и треск в момент повреждения. Ограничение подвижности или полная неподвижность поврежденной конечности. Припухлость в облас­ти перелома, кровоподтек, изменение конфигурации по оси конеч­ности, укорочение ее, неестественная подвижность на протяже­нии кости.

Первая помощь . Обследование потерпевшего нужно про­изводить очень осторожно. Во всех случаях, корда трудно уста­новить, имеется ли перелом, трещина или ушиб надкостницы, следует поступать так, как будто бы перелом установлен. При за­крытых переломах необходимо ограничить движения в области перелома при помощи шины так, чтобы сделать невозможными движения в выше- и нижележащем суставе. После этого постра­давшего отправляют к врачу.

При открытых переломах следует сначала наложить на рану стерильную повязку, обеспечить надлежащую иммобилизацию области перелома и перевезти пострадавшего в больницу.

При переломе позвоночника необходимо положить пострадав­шего на носилки с деревянным щитом из 2-3 досок или фанеры. Под поясницу подложить свернутое одеяло или пальто. Можно транспортировать пострадавшего положив его на живот, но ни в коем случае нельзя укладывать на бок.

При переломе и вывихе 5-6-го шейных позвонков обеспечи­вают иммобилизацию шейной части позвоночника и фиксацию головы при помощи проволочной шины, которую накладывают со спины.

При травме позвонков основной опасностью является повреж­дение спинного мозга и как следствие - паралич. Поэтому осо­бенно важна хорошая иммобилизация.

Глава VIII

ТРЕНИРОВКА

Спортивная тренировка - многолетний круглогодичный сис­тематический процесс, направленный на достижение физическо­го совершенства и высоких спортивных результатов путем вос­питания и обучения.

Процесс спортивной тренировки подчинен определенным принципам и проходит при соблюдении гигиенического режима, осуществлении врачебного и педагогического контроля.

Цель тренировки - физическое совершенствование и достиже­ние высоких спортивных результатов - осуществляется при по­мощи решения следующих задач: закрепления и совершенство­вания техники борьбы; совершенствования знаний, умений и навыков в тактике; развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма занимающихся и ук­репления их здоровья; совершенствования морально-волевых ка­честв и психологической подготовленности; совершенствования теоретических знаний.

Эти задачи осуществляются параллельно на протяжении все­го года. В зависимости от периода и этапов подготовки, трениро­ванности борцов, уровня мастерства спортсменов и ряда других факторов одним из них уделяется больше внимания, другим меньше. Каждая задача решается последовательно при постепен­но возрастающих требованиях к занимающимся.

Рост спортивных результатов и их стабильность достигаются путем систематической, методически правильно построенной тренировки.


ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Понятие гигиены

1.2 Гигиена физической культуры

1.2.1 Историческое формирование науки

1.2.2 Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта

2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

2.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви

2.1.1 Гигиенические требования к спортивной одежде

2.1.2 Гигиенические требования к спортивной обуви

2.1.3 Основные требования к спортивному инвентарю, оборудованию

2.2 Гигиенические основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений

2.2.1 Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений

2.2.2 Основные гигиенические требования к строительным материалам

2.2.3 Основные требования к освещению спортивных сооружений

2.2.4 Вентиляции спортивных сооружений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

гигиена физический спорт одежда

Гигиена физического воспитания и спорта как учебная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специальное значение для студентов и специалистов в области физической культуры.

Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль медицинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач - сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населения. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Имея образование дизайнера интерьера, я понимаю, что большое значение в успешном занятии спортом играет помещение и инвентарь, поэтому задалась вопросом нормативов строительства и оборудования, результаты описаны во второй половине контрольной работы.


1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


1.1 Понятие гигиены


Гигиена (hygieinos) - область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний. Английский ученый Э.А. Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни - наименее быстрым и смерть - наиболее отдаленной».

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:

Гигиену окружающей среды

Гигиену питания и здоровья

Гигиену труда

Социальную гигиену.

Один из ведущих методологических принципов гигиены - принцип единства организма и среды: организм и среда рассматриваются как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм - среда».

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

Химические - химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.

Физические - температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.

Биологические - микроорганизмы, гельминты, грибы.

Социальные факторы - характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.


1.2 Гигиена физической культуры


Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача - изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.1

Цель гигиены - здоровье человека. «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [ Всемирнаяая орг. здравоохранения].

Гигиена физического воспитания и спорта - это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

Гигиена физической культуры и спорта изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой.

Цель такого изучения - разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

рациональное питание;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

закаливание.


1.1 Историческое формирование науки

С XVII в. физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.

Впервые, эта система получила научное обоснование в начале XIX в. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Он заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, в Институте им. П. Ф.Лесгафтаи в Центральном институте.


1.2 Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта

В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта:

изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление;

разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом;

повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.


2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ


1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви


Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.

Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви - создание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм - окружающая среда», в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направленности. Температурный режим организма оказывает прямое действие на динамику и интенсивность основных обменных процессов.


1.1 Гигиенические требования к спортивной одежде

У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температурах окружающей среды и относительной влажности воздуха. Спортивная одежда должна обеспечить оптимальный микроклимат. На него влияют тепловое состояние организма спортсмена, метеорологические условия внешней среды и свойства спортивной одежды.

Для изготовления спортивной одежды и обуви применяются разные материалы: натуральные, искусственные и синтетические. Натуральные материалы делятся на две группы: животного (шелк, шерсть, мех) и растительного (хлопок, лен и др.) происхождения. Материалы животного происхождения имеют белковую природу, растительного - состоят преимущественно из клетчатки. Искусственные материалы (вискоза, ацетат, триацетат и др.) создаются из продуктов переработки древесной целлюлозы, по своей химической природе они близки к хлопку и льну. Синтетические материалы могут быть ткаными, неткаными, дублированными и прорезиненными.

Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:

теплопроводность;

воздухопроницаемость,

гигроскопичность,

паропроницаемость,

водоемкость,

испаряемость влаги.

Спортивная одежда изготавливается также из материалов, состоящих из различных волокон. Гигиенические свойства таких материалов меняются в зависимости от того, какое волокно в них преобладает.


1.2 Гигиенические требования к спортивной обуви

Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой.

Общие требования:

прочность,

эластичность,

соответствие времени года,

условиям тренировок и соревнований,

надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках,

отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями,

а от зимней обуви требуется еще и хорошая теплозащитность.

Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохранять форму стопы без значительных изменений внутренней конфигурации и внешнего вида. При изготовлении спортивной обуви применяются натуральная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.

С гигиенической точки зрения лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочна, достаточно мягка и эластична, хорошо защищает стопы от воздействия сырости и механических повреждений, мало теплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры обуви после намокания и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как она непроницаема для воздуха, вызывает излишнюю потливость стоп. Обувь из синтетических материалов отличается легкостью и большой прочностью.

Также важно, чтобы отдельные детали спортивной обуви и их соединения имели гладкие поверхности, особенно внутри, т. е. обувь должна обеспечивать максимальную безопасность в процессе эксплуатации, удобство при выполнении вспомогательных операций, ее надевании и снятии.


1.3 Основные требования к спортивному инвентарю, оборудованию

Оборудование и спортивный инвентарь должны соответствовать правилам занятий и соревнований по данному виду спорта. Основное гигиеническое требование к спортивному инвентарю и оборудованию - травмобезопасность.

Для профилактики спортивного травматизма необходим своевременный и качественный контроль за состоянием технологических устройств, крепления спортивных снарядов, средств страховки и различных защитных приспособлений. Спортивные снаряды должны оборудоваться табличками с указанием предельно допустимых нагрузок.

Важны в санитарном отношении условия хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки. Их нужно оберегать от повреждений и преждевременного износа и коррозии.

Ежегодно перед началом спортивного сезона все спортивное оборудование и инвентарь обследуется специальной комиссией и представителями территориальных органов Санэпиднадзора. Предупредительный (перед каждой тренировкой) и текущий осмотр спортивных снарядов и средств страховки спортсменов проводит тренер, который в случае обнаружения какой-либо неисправности, остаточных деформаций или трещин должен до исправления или замены дефектных деталей запретить тренировки на этом спортивном снаряде. Весь инвентарь, защитные приспособления и спортивное оборудование, используемые в различных видах спорта, нуждаются в тщательном уходе.


2.2 Гигиенические основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений


Спортивное сооружение - это специализированное сооружение, обеспечивающее проведение занятий массовой оздоровительной физической культурой, учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Спортивные сооружения подразделяются на основные (непосредственно для занятий физической культурой и спортом), вспомогательные (для обслуживания занимающихся и участников соревнований) и сооружения для зрителей (трибуны, павильоны, фойе, буфеты, санузлы).

В зависимости от функционального назначения выделяют отдельные (для одного вида спорта) и комплексные сооружения (несколько сооружений, объединенных территориально). Спортивные сооружения должны отвечать определенным гигиеническим требованиям, обеспечивающим оптимальные условия спортсменам. Эти требования регламентируются соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами Министерства здравоохранения РФ, отраслевыми нормативно-методическими документами Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму.

Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям независимо от их типа нормируют следующие элементы:

место расположения спортивных сооружений в черте населенного пункта;

ориентацию спортивных сооружений;

транспортную доступность;

планировку;

состояние окружающей среды (воздуха, воды, почвы);

характер озеленения и площадь зеленых насаждений;

уровень интенсивности шума;

микроклимат спортивных сооружений (относительная температура и влажность, скорость движения воздуха).


2.1 Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений

Спортивные сооружения строятся с наветренной стороны от промышленных и жилищно-бытовых объектов, загрязняющих воздух на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздух (санитарно-защитная зона).

Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценке характера почвы на нем.

При проектировании спортивных сооружений учитываются климатические условия региона будущего строительства. При строительстве спортивных сооружений обязательно учитывается их ориентация по сторонам света. Гигиенически оптимальной считается ориентация окон спортивных сооружений на юг и юго-восток, расположение длинной оси крытого спортивного сооружения с востока на запад или с северо-востока на юго-запад.

В южных районах тренировочные залы и подсобные помещения спортивных сооружений лучше располагать в отдельных павильонах для лучшего сквозного проветривания спортивных сооружений, избегания перегревания воздуха в них.

В северных районах спортивные сооружения лучше располагать длинной осью по господствующему направлению ветра. Однако окна нежелательно располагать с наветренной стороны, так как это может привести к значительному снижению температуры воздуха в спортивных сооружениях при сильном ветре.


2.2 Основные гигиенические требования к строительным материалам

К строительным материалам, применяемым при строительстве спортивных сооружений, предъявляются следующие основные гигиенические требования:

низкая теплопроводность;

низкая звукопроводность;

малая гигроскопичность;

достаточная воздухопроницаемость.

При строительстве спортивных сооружений наиболее широко используются железобетон и кирпич, для отделки и облицовки помещений - полимерные материалы.

Для полов в спортивных залах применяются деревянные покрытия, в раздевалках, гардеробах, буфетных, массажных комнатах, коридорах - линолеум, обладающий хорошими теплоизоляционными качествами. В душевых, туалетах, ванных пол покрывается керамической плиткой.

Стены спортивных залов окрашиваются красками и лаками на высоту не менее 1,8 м. Это значительно облегчает влажную уборку. Для окраски стен спортивных сооружений применяют краски преимущественно светлых тонов(кремовый, персиковый, светло-розовый, коралловый, морской волны, серо-жемчужный, небесно-голубой) с матовой поверхностью, не дающие бликов. Нужно избегать коричневого цвета, ярко-красного (возбуждающего), черного (поглощающего слишком много света). Это важно и для профилактики спортивного травматизма. Цветовое оформление спортивного сооружения должно вызывать чувство эстетического удовлетворения, улучшать нервно-психическое состояние спортсмена и повышать его работоспособность.

В целом цветовое оформление спортивного сооружения не должно быть однотонным, нужно использовать цветовые пятна, комбинации холодных и теплых тонов. Например, если стены окрашены холодным цветом (голубым), то пол может быть бежевый. Использование для напольных покрытий синтетических материалов расширило цветовую гамму, так как им можно придать любой цвет.

Выбор конкретных отделочных материалов, применяемых при строительстве спортивных сооружений, строится на основе следующих основных гигиенических требований:

безвредность для здоровья человека;

долговечность;

высокие тепло-, звуко- и гидроизоляционными свойства;

легкая уборка.


2.3 Основные требования к освещению спортивных сооружений

Во многих видах спорта тренировочная и спортивная деятельность спортсменов сопровождается значительным напряжением глаз. Их резкое переутомление может возникать у них при недостаточном или нерациональном освещении, что приводит к снижению специальной спортивной работоспособности, являясь, в свою очередь, одной из причин спортивного травматизма.

В спортивных сооружениях применяется естественное и искусственное освещение. Освещение спортивных сооружений должно отвечать следующим основным гигиеническим требованиям, а именно:

достаточным по уровню, равномерным, без блескости;

спектр искусственного освещения должен приближаться к дневному свету;

искусственное освещение должно быть равномерным, немерцающим.

Прямое естественное освещение должны иметь спортивные залы, залы ванн бассейнов, крытые катки, кабинеты врача, служебные помещения


2.4 Вентиляции спортивных сооружений

Для своевременного удаления избытка тепла, влаги и вредных газообразных загрязнителей воздуха, образующихся в результате деятельности спортсменов и зрителей, спортивные сооружения оборудуются специальными системами вентиляции, естественной и искусственной.

В соответствии с гигиеническими требованиями в спортивных залах воздушный куб равен 30 м3, объем вентиляции - 90 м3 на человека в час. Иначе говоря, требуется такая мощность вентиляционных систем, которая бы могла обеспечить не менее чем трех-кратный обмен воздуха в них за час. Например, в спортивных залах, в залах крытых бассейнов для воздухообмена предусматривается подача не менее 80 м3 наружного воздуха в час на одного занимающегося и 20 м3 - на одно зрительное место.

В спортивных помещениях естественная вентиляция осуществляется за счет фильтрации воздуха, возникающей вследствие различий величин температуры наружного воздуха и температуры воздуха внутри помещений. Наряду с естественной в залах предусматривается искусственная система вентиляции (такая система вентиляции, при которой воздух перемещается как внутрь спортивного помещения, так и из него при помощи различных вентиляторов). Для удаления загрязненного воздуха оборудуется сеть вытяжных каналов. Они выводятся в общий коллектор на потолочном перекрытии спортивных сооружений, и уже из него воздух удаляется при помощи мощного вентилятора. С гигиенической точки зрения в спортивном зале целесообразнее располагать приточные и вытяжные отверстия искусственной вентиляции на противоположных торцовых стенах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Отечественные ученые заботятся о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта, разрабатывая нормы гигиены. Но создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Каждый человек должен сам следить за своим здоровье, чистотой тела и одежды, правильностью отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин, не говоря уже о наркотиках, что в общем является обширной тематикой и весомой проблемой нашей страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова T.А. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.

Лаптев А.П., МАЛЫШЕВА И.Н. ПРАКТИКУМ ПО ГИГИЕНЕ. - М.: ФиС, 1987.

Лаптев А.П. ГИГИЕНА МАССОВОГО СПОРТА. - М.: ФиС, 1984.

Быков И.В. , Гансбургcкий А.Н. , Горичева В.Д. и др., ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: учебник - Изд: СпецЛит, 2010. - 192 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В связи с необходимостью углубленной разработки отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. Одной из них является гигиена физической культуры и спорта, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм физкультурников и спортсменов. Цель такого изучения - разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья занимающихся, повышение их работоспособности и достижение высоких спортивных результатов.

Роль гигиены в советской системе физического воспитания была определена в одном из первых документов Коммунистической партии о физкультурном движении.

В постановлении РКБ(б) от 13 июля 1925 г. указывалось, что «физическая культуры не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т.д.».

Необходимость широко использовать гигиенические факторы и оздоровительные силы природы в процессе физического воспитания неоднократно подчеркивалась и в последующих постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта состоят в том, чтобы:

Изучать влияние различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов;

Научно обосновывать и разрабатывать гигиенические нормативы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки;

Научно обосновывать и разрабатывать нормативы, правила и мероприятия по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В гигиене физической культуры и спорта наряду с общегигиеническими широко применяются специальные способы и методы исследований.

В процессе длительных наблюдений и экспериментальных исследований, во время тренировочных занятий и соревнований выявляется воздействие различных факторов на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.

В последнее время проводится все больше комплексных гигиенических исследований. Они позволяют осуществлять дифференцированную гигиеническую оценку различных факторов, влияющих в процессе тренировочных занятий и на различных этапах восстановления на организм физкультурников и спортсменов, в том числе на различные психофизиологические функции, наиболее важные для спортивной деятельности.

Гигиенические исследования широко проводятся в ходе физкультурно-оздоровительных занятий и учебно-тренировочного процесса с учетом специфических особенностей того или иного вида спорта.

При этом наряду с гигиеническими часто применяются физиологические, психологические, биохимические и другие методы исследований.

На основании результатов исследований разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы, правила и мероприятия оздоровительной и физкультурно-массовой работы и спортивной тренировки. Эти разработки находят свое отражение в таких документах, как санитарные нормы и правила, государственные общесоюзные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила и др.

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта вооружает студентов гигиеническими знаниями и практическими навыками для формирования здорового образа жизни, применения различных гигиенических средств и природных факторов в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. Вместе с тем этот курс способствует становлению материалистического мировоззрения учащихся.

Знания и практические навыки в области гигиены физической культуры и спорта позволяют физкультурным кадрам включиться в решение важных задач по формированию здорового образа жизни советских людей.

Значение гигиены физической культуры и спорта как научной дисциплины в последнее время еще больше возрастает в связи с широким развитием массовой физической культуры и спорта в стране.

С целью комплексного решения проблем физкультурно-оздоровительной работы разрабатывается система гигиенического обеспечения массовой физической культуры и спорта. Это позволяет более целенаправленно и комплексно использовать различные гигиенические средства для укрепления здоровья и повышения работоспособности физкультурников.

Расширяются исследования по разработке гигиенических основ массовой физической культуры по месту жительства и на производстве, где открываются новые возможности для проведения оздоровительных мероприятий во время отдыха и производственной деятельности. Особое значение имеет создание оптимальных гигиенических условий при проведении массовых физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства, и прежде всего в культурно-спортивных комплексах, а также в различных спортивных сооружениях. Об этом говорится в постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (1985).

Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о здоровье подрастающего поколения нашла свое выражение в одобренных в 1984 г. Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В этом документе подчеркивается, что «социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины... Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».

Успешное решение этих задач невозможно без широкого применения гигиенических средств и природных факторов в процессе учебы, физического воспитания и занятий спортом детей и подростков. Все более интенсивно ведется изучение гигиенических аспектов физического воспитания и подготовки юных спортсменов.

Актуальны исследования по гигиеническому обеспечению различных видов туризма, который приобретает в нашей стране все большую популярность. Специалистами разрабатываются гигиенические рекомендации по режиму туристов, особенностям личной гигиены, питания и питьевого режима, туристскому снаряжению, одежде и др.

Расширяется изучение наиболее важных гигиенических аспектов строительства и эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Это позволяет в значительной мере усилить оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяется дальнейшей разработке проблемы закаливания. Оно играет важную роль в профилактике простудных заболеваний, которые еще имеют широкое распространение, а также оказывает общеукрепляющее действие на организм. При этом разрабатываются более эффективные методики закаливающих процедур для различных групп физкультурников и спортсменов.

Актуальны исследования в области гигиены спортивной одежды, обуви и снаряжения. Разрабатываются гигиенические рекомендации по применению современных тканей и материалов, а также покрою одежды и конструкции обуви для занятий массовой физической культурой и спортом в различных климатических зонах страны.

Советскими специалистами разработана и внедрена в практику система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов. Она имеет определенную структуру и состоит из следующих основных элементов: суточного режима, личной гигиены, закаливания, рационального сбалансированного питания; средств восстановления; специализированных комплексов гигиенических средств при подготовке спортсменов в сложных климатических и других условиях.

Указанная система позволяет более эффективно применять различные гигиенические средства в тренировочном процессе в зависимости от специфики отдельных видов спорта, возрастно-половых особенностей спортсменов, этапов тренировочного процесса, условий тренировки и др. Практика показывает, что гигиенические факторы, оказывая глубокое и разностороннее воздействие на организм спортсмена, могут в значительной мере оптимизировать весь процесс спортивного совершенствования.

Особое внимание уделяется изучению средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов. В нашей стране впервые предложены такие гигиенические средства повышения работоспособности и быстрейшего восстановления спортсменов, как ионизированный воздух и ультрафиолетовое облучение с помощью эритемных ламп и др.

В настоящее время усилия многих специалистов концентрируются на дальнейшей разработке различных аспектов проблемы «Гигиенические основы подготовки спортсменов».

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных и учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта способствует формированию у студентов диалектико-материалистического марксистско-ленинского мировоззрения и вооружает их знаниями и практическими навыками применения гигиенических факторов и естественных сил природы в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. В ряде институтов физической культуры имеются самостоятельные кафедры гигиены (Московский, Ленинградский, Белорусский, Казахский).

В становлении и развитии гигиены физической культуры значительную роль сыграли отечественные ученые,

среди которых прежде всего необходимо отметить П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского, В. А. Волжинского, А. А. Минха.

Выдающийся русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт (1837-1909) стоял у истоков теории физического образования и воспитания в нашей стране и внедрял ее в практику. Он обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию. В 1987 г. П. Ф. Лесгафт разработал учебную программу по гигиене и включил ее в учебный план двухгодичных гимнастических курсов для подготовки учителей гимнастики, открытых по его инициативе при 2-й петербургской военной гимназии. Значительный интерес представляют его работы о гигиеническом обеспечении занятий физическими упражнениями в школе. Важное значение имели идеи П. Ф. Лесгафта о тесной связи физического, умственного и нравственного воспитания, сочетающего в себе гигиенические и педагогические интересы.

Видный деятель спортивной медицины В. В. Гориневский (1857-1937) еще в дореволюционных работах начал разрабатывать некоторые важные вопросы гигиены физической культуры и спорта. В 1925 г. им была опубликована, а в 1930 г. переиздана монография по гигиене физических упражнений и спорта. В этой работе приводились сведения о гигиенической оценке различных

видов спорта, закаливания, личной гигиены и питания физкультурников. В. В. Гориневский внес большой вклад в развитие отдельных областей спортивной медицины, физиологии спорта, закаливания, гигиены спортивной одежды и др.

Большая заслуга в развитии гигиены физических упражнений и спорта и организации преподавания этой дисциплины принадлежит профессору В. А. Волжинскому (1890-1942), руководившему с 1930 по 1942г. кафедрой гигиены ГДОИФКА им. П. Ф. Лесгафта. В. А. Волжинский четко определил основные задачи и содержание гигиены физической культуры и спорта как профильной гигиенической дисциплины. Им были разработаны методические основы преподавания гигиены физической культуры. В. А. Волжинский - автор первого учебника по гигиене для институтов физической культуры.

Развитие гигиены физической культуры и спорта в СССР тесно связано с именем действительного члена АМН СССР, заслуженного деятеля науки А. А. Минха (1904-1984). В его и выполненных под его руководством исследованиях получены ценные в теоретическом отношении экспериментальные данные по различным разделам гигиены физической культуры и спорта: питанию спортсменов, закаливанию, гигиене спортивных сооружений, гигиене тренировки, личной гигиене и одежды спортсменов, применению гигиенических средств стимуляции спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (ультрафиолетовое излучение, искусственно ионизированный воздух, суховоздушная баня).

За годы Советской власти в области гигиены физической культуры и спорта выполнено большое количество научных работ, многие из которых сыграли большую роль в разработке таких важных проблем, как гигиена спортивных сооружений, питание спортсмена, гигиена спортивной тренировки, личная гигиена, гигиена физического воспитания детей и подростков и др.

Цель лекции : ознакомить студентов с основами личной гигиены, ее физиологическим, профилактическим и оздоровительным значением для сохранения и укрепления здоровья человека.

изложение материала

Правила и нормы поведения человека в личной жизни и труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и составляют основу личной гигиены. При разработке правил личной гигиены, по сути, общих для всех людей, учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского и мужского организмов, род деятельности, климатические условия и т.

Личная гигиена - это совокупность гигиенических правил с установлением определенного образа жизни, в основе которого распорядок дня с разумным сочетанием труда и отдыха, занятий физическими упражнениями и спортом, гигиеной тела (уходом за кожей, волосами, полостью рта и др.), Рациональным сбалансированным питанием, гигиеной сна, одежды, обуви, жилья и рабочего места, их соблюдение способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Правила и нормы личной гигиены должны выполняться с учетом состояния здоровья, возраста, пола, профессии и индивидуальных особенностей человека. Несоблюдение норм личной гигиены приносит вред здоровью не только конкретного человека, но и окружающих.

Человек является органической частью природы и может жить и действовать, только взаимодействуя со средой. Изменения параметров окружающей среды вызывают адаптационные реакции организма человека, хорошо приспособлен к ритмических природных явлений, чередование времен года, смены дня и ночи. Ритм трудовой деятельности, учебы, жизни физиологически необходим человеку. На изменения установленного ритма человек реагирует быстрой усталостью. Соблюдение ритма способствует высокой работоспособности и хорошему здоровью.

Режим дня физкультурников и спортсменов

Разработать режим, одинаковый для всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом, невозможно. Однако есть общие физиологические и гигиенические положения, на основе которых спортсмену нужно установить личный режим и согласно со своими особенностями и возможностями строго придерживаться его. Следование рациональному режиму способствует выработке полезных условных рефлексов, например, при питании.

Фактор времени как условный раздражитель имеет значение не только во внешнем поведении человека, но и в ходе сложных внутренних биохимических процессов.

Основные правила организации распорядка дня:

Утреннее подъема в одно и то же время;

Выполнение утренней гигиенической гимнастики и водных процедур;

Употребление пищи в одно и то же время не менее 3 раза в день (лучше 4 раза в день);

Самостоятельные (домашние) занятия по учебным дисциплинам ежедневно в одни и те же часы;

Пребывание на воздухе на менее 2:00 в день;

Не реже 3 раз в неделю по 2:00 занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;

Сон не менее 8 часов в сутки, в одно и то же время.

Поддержание ритмичного режима жизнедеятельности - одно из важных условий экономной и высокопроизводительной работы организма. Такой режим способствует заблаговременном настройке организма и его систем на ожидаемую деятельность, осуществляемую по механизму условного рефлекса на время. Режим воспитывает организованность, целеустремленность, волю, приучает к самодисциплине.

Нарушение режима нередко приводит к снижению работоспособности (умственной и физической), плохого самочувствия, снижение спортивных результатов, сокращает "спортивное долголетие", вредно влияет на здоровье.

Правила личной гигиены обязательные для каждого, кто занимается физической культурой и спортом. придерживаются всегда в быту и на производстве, во время соревнований, путешествий.

Во время занятий спортом в тренажерном зале, бассейне, фитнес — клубе нужно думать о правилах личной гигиены. Места общественного пользования — эта среда обитания грибка, а правила личной гигиены помогут избежать этой проблемы. Также места общего пользования — это рассадник размножения бактерий и инфекций. Правильный уход за телом и гигиена помогут предупредить разного рода высыпания на коже.

Спортивная гигиена начинается еще до начала занятий, а не во время
тренировки. Подготовку к занятиям начинают с того, что лицо очищают от декоративной косметики и принимают душ. Таким образом, тело получает возможность дышать. Чаще всего спортом занимаются во второй половине дня, то есть уже после каких-то активных действий, и нашей коже необходима чистота.

Во время занятий спортом тело потеет, и если не принять душ перед занятиями, поры закупорятся еще больше и возможно появление или других высыпаний. Следовательно, правильно будет принять душ не только до, но и после тренировки. Если принимать душ с использованием отшелушивающих средств, то после душа нужно нанести легкий, но не жирный увлажняющий крем.


Те участки кожи, которые будут соприкасаться со спортивными снарядами, нужно смазать лосьоном или маслом. Таким способом можно защитить кожу от темных пятен или полос, предупредить появление шершавостей и натертостей.

Порезы, нарывы, царапины нужно смазать мазью с антибактериальным эффектом, так как велика вероятность занести инфекцию в эти открытые раны. Не стоит пользоваться перед тренировкой , так как он блокирует поры. На чистую кожу допустимо наносить дезодорант с нейтральным запахом.

Перед занятиями фитнесом не наносят антицеллюлитный крем, так как у
него другое предназначение. После тренировок следует не только принять душ, но и помыть голову, ведь во время активных движений и силовых упражнений потеет также и .

В спортивном зале с поверхности тренажеров, снарядов, спортивных скамеек касается много людей, потому перед занятиями, полезно будет обработать поверхности, с которыми вы будете соприкасаться спреем со спиртом.


Для занятий фитнесом неплохо было бы пользоваться личным гимнастическим ковриком и приносить его на тренировку. Для занятий в спортивном клубе нужно выбирать закрытую одежду, чтобы закрыть те участки тела, которые непосредственно соприкасаются с поверхностями. Топ на бретельках нужно поменять на футболку с короткими рукавами, а короткие шорты — на лосины. Эта одежда поможет сберечь здоровье Вашей кожи, а на эффективности тренировок это не отразиться.

Для занятий спортом нужно иметь специальный эластичный спортивный бюстгальтер, который будет не только оберегать грудь, но и впитывать с кожи излишки влаги. Ведь влага является идеальной средой для размножения грибка. Термоодежду не используют во время тренировок, так как это приведет к перегреву кожи и может спровоцировать появление на коже сыпи. Кроме того, в такой одежде сердце будет испытывать дополнительную нагрузку.

Интенсивные занятия спортом вызывают повышенное потоотделение, но ни в коем случае нельзя пользоваться краем майки, чтобы смахнуть пот с лица. В местах общественного пользования наша одежда тесно контактирует со всеми поверхностями. На тренировку нужно брать свое полотенце. Его можно использовать для того, чтобы вытереть пот с кожи, застелить им гимнастический коврик или спортивную скамью.



  • Разделы сайта