Лэпбук по физическому воспитанию в детском саду. Лэпбук «Спорт» и «Здоровье. Из чего сделать

Участники выставки:

Копасова Марина Анатольевна, старший воспитатель

Хомякова Любовь Станиславовна, воспитатель

МАДОУ ЦРР – детского сада № 50 города Тюмени

Лэпбук «Спорт»

Дидактическое пособие лэпбук «Спорт» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель:

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по теме «Спорт».

Задачи:

Повторить и закрепить знания детей о видах спорта и спортивном инвентаре.

Познакомить с историей Олимпийских игр

Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность.

В лэпбуке собраны материалы по теме «Спорт» для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Герои из мультфильма « Ну, погоди!» помогут нам интересно провести работу с лэпбуком.

В лэпбук входит 6 кармашков с развивающими заданий:

1. Синий кармашек «Подбери инвентарь к виду спорта».

2. Красный кармашек «Загадки».

3. Оранжевый кармашек «Картотека зимних игр» (постоянно обновляется).

4. Белый кармашек «Зимние виды спорта».

5. Голубой кармашек «Одень спортсменку».

6. Желтый кармашек « Телевизионный экран» (детям о Олимпийских играх).

Лэпбук «Здоровье»

Дидактическое пособие лэпбук «Здоровье» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Цель:

Формировать правильное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Познакомить детей с простыми упражнениями (дыхательными, артикуляционными, гимнастикой для глаз) для укрепления своего здоровья.

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Лэпбук «Азбука здоровья»

(для старшего дошкольного возраста)

Составители: Воспитатели старшей группы

МДОУ № 89 г.Петрозаводска

Пименова Т.А., Хвостикова А.В.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Свой дар - здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства.

Приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей , формирование у них навыков здорового образа жизни , а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье , заботиться о нем, радоваться жизни .

Для формирования ЗОЖ кроме традиционных методов мы выбрали нетрадиционный и интересный для детей - лэпбук.

Лэпбук — это папка с кармашками, окошками и всевозможными вкладками, в которую помещены материалы на одну тему.

Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс позволяет нам сформировать у детей потребность в ведении здорового образа жизни .

Лэпбук « Азбука здоровья » отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

« Лэпбук » :

Информативен;

Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера) ;

Обладает дидактическими свойствами.

Вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части) ;

Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук состоит из нескольких частей:

Правильное питание;

Закаливание и спорт;

Личная гигиена;

Отказ от вредных привычек;

Эмоциональное равновесие.

Каждый раздел лэпбука содержит в себе различные материалы и задания: сказки, загадки, пословицы, пазлы, дидактические и подвижные игры.

Результаты использования лэпбука « Азбука здоровья » в совместной деятельности детей и педагога:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно- образное мышление ). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает « лэпбук » и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.

3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию - хорошая подготовка к обучению в школе.

Результаты самостоятельного использования « лэпбука » :

Формирование понятия о здоровом образе жизни ;

Проявление повышенного интереса к содержанию;

Проявление самостоятельности при работе с « лэпбуком » ;

Ведение здорового образа жизни ;

Отказ от вредных привычек;

Быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок о здоровом образе жизни ;

Развитие способности к анализу, обобщению, формирование умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Проявление интереса со стороны родителей.



Содержание

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания определенной темы, который строится по шаблону и состоит из множества кармашков, вкладок, окошек, передвижных элементов, картинок и т.д.

Что такое лэпбук

Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Для чего нужен

Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.

В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:

  1. Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
  2. Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
  3. Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
  4. Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
  5. Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
  6. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.

Виды

Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию. Различают такие виды лэпбуков:

  1. Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии.
  2. Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
  3. Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме.
  4. Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.

Лэпбук для дошкольников

Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения. Родителям книжка- раскладушка помогает укрепить отношения с детьми, пополнить знания по конкретной тематике, самореализоваться. Педагогам дошкольной организации такие учебные пособия оказывают содействие во внедрении новой формы работы с детьми, организации взаимодействия между родителями и малышами.

Технология лэпбук для дошкольников

По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.

Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
  2. Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
  3. Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
  4. Поклейка лэпбука.

Темы для лэпбука

Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока.

По профессиям

Направленность этой интерактивной книжки-папки – общий экскурс по существующим профессиям. Здесь важно объяснить ребенку в чем заключается принцип работы человека определенной специальности, помочь сориентироваться в мире профессий и понять, кто кем хочет стать. Такой лэпбук может содержать следующие образовательные разделы и вспомогательные элементы:

  1. Для чего нужна каждая из специальностей, используя картинки, карточки, находящиеся в кармашках. Деткам постарше можно прикреплять мини-книжки или книжки-гармошки, содержащие текстовые описания.
  2. Демонстрация спецодежды на карточках, но лучше сделать маленького бумажного человечка и несколько комплектов одежды. Так ребенок сможет сам определять и наряжать куклу.
  3. Сопутствующие атрибуты, инструменты в виде картинок в кармане.
  4. Конверт с загадками.
  5. Конверт с маленькими раскрасками.
  6. Вращающийся круг со стрелкой – игра «Кто где работает?».

По биологии

Лэпбук по биологии способствует изучению разных классов живых организмов (птицы, животные, насекомые, грибы и т.д.). Дошкольникам будет интересно знать об эволюции и взаимодействии всего живого на Земле, построенное в виде цепочек с картинками, карточек с описанием живых существ, их роли в природе. Такой дидактический материал подается в обобщенном виде. Конкретизируйте сведения, составив папку о конкретном классе или представителе живых существ.

По математике

Папка-раскладушка по математике у дошкольников направлена на формирование понятия о цифрах, числах, счете. Поместите сюда карточки со стихами о цифрах, загадками, мини-карманы, содержащие геометрические фигуры, раскраски, легкие задания на сложение, вычитание. Ребятам младшего школьного возраста лучше соорудить лэпбук в виде домика из нескольких страниц и поместить в него:

  • карточки для тренировки написание цифр;
  • сундуки, набитые загадками на математическую тему;
  • часы для обучения определения времени;
  • карманчик с раскрасками, где каждая цифра соответствует определенному цвету;
  • мини-папка с заданиями;
  • шкафчик с образцами картинок, составленных из геометрических фигур и конверт с фигурами и др.

По окружающему миру

Познавательные лэпбуки по окружающему миру помогают расширить кругозор знаний детей о временах года, погодных явлениях, растениях и т.д. Их лучше делать отдельно на осеннюю, зимнюю, весеннюю, зимнюю тематику, снабдив такими разделами:

  • мини-книжка со сказкой о поре года;
  • конверты с карточками: признаки времени года, загадки, стихотворения;
  • открывающиеся кружочки с отличительными особенностями каждого месяца;
  • карманы с пазлами, раскрасками;
  • красочные иллюстрации, атрибуты, присущие конкретной поре.

Про семью

Такой материал формирует у ребенка представление о семье, роли в ней каждого ее члена, воспитывает уважение к родным. В папку можно включить:

  1. Конверт с разрезанными изображениями каждого члена семьи, которые нужно собрать.
  2. Карман с разноцветными полосками, из которых необходимо сделать коврик определенной формы.
  3. Кармашек с фигурками людей, из которых составляется семья ребенка с описанием каждого человека.
  4. Набор картинок с сюжетами из жизни, ребенок должен по ним составить рассказ.
  5. Карточки с изображением дел, их необходимо сопоставить с каждым из членов семьи.
  6. Книжка-малышка с загадками.

Животные

Дидактическое пособие про животных повествует о конкретных представителях этого класса. Составляя такой лэпбук, позаботьтесь о наличии следующих элементов:

  • фото животного;
  • карта с местами обитания;
  • карманчик с пазлом-картинкой;
  • вращающийся круг с изображением пищи, употребляемой исследуемым животным;
  • мини-книжка с интересными фактами;
  • полоска, куда можно вписать статус животного Красной Книге;
  • конверт с раскраской;
  • ромашку с загадками и пословицами на лепестках.

По развитию речи

Лэпбук по развитию речи направлен на устранение проблем в этой сфере у детей: правильно произносить звуки, составлять предложения и маленькие рассказы, используя предлоги, уметь понимать смысл стихотворений, пересказывать их. Составляя такой лэпбук, используйте:

  • поговорки, считалки, загадки;
  • стихотворения, притчи, рассказы;
  • карточки с буквами, словами;
  • раскраски;
  • картинки для их устного описания;
  • конверты с заданиями: назови слово, скажи ласково, найди отличие и др.

Про школу

Такая тематика должна содержать сведения об этом заведении, правилах поведения в нем, взаимодействии с другими детьми, учителями и т.д. Используйте следующие наработки для создания своей папки-книжки:

  1. Карман в виде рюкзака и конверт с маленькими изображениями школьных принадлежностей. Предложите ребенку поиграть в игру «Собери портфель».
  2. Изображение школы с открывающимися окнами, дверью.
  3. Кармашек с учебниками (в картинках).
  4. Конверт с загадками о школе.
  5. Книжка-малышка с правилами поведения.
  6. Карточки, содержащие правила взаимодействия между детьми и преподавателем.

Как сделать своими руками

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.

Из чего сделать

Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:

  1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
  2. Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
  3. Ножницы, клей.
  4. Скотч, степлер, нитки.
  5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
  6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Тематическое пособие лэпбук "Спорт и движение - здоровья достижение" с набором дидактических игр: «Назови вид спорта по пиктограмме, по спортивному инвентарю», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки», лото-спорт; альбом «Наши чемпионы», книжка - малышка загадок и речевок о спорте, рисунки видов спорта.

Цель создания лэпбука: закрепить и систематизировать знания детей о видах спорта, спортивном инвентаре, спортсменах, полученные в ходе проекта, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.

Использование лэпбука в самостоятельной деятельности детей

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Это является средством формирования детской инициативы, ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полуфункционален: способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) ; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части) ; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

После реализации каждого лэпбука проводится анкетирование, и собираются отзывы родителей. На основании их анализа можно сделать вывод: родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука, им нравится общение со своим ребенком, родители отмечают и то, что совместная подготовка сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать воспитаннику уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.



  • Разделы сайта