Лариса латынина - биография, информация, личная жизнь. Гимнастка Латынина Лариса Семеновна: биография, достижения и интересные факты

Латынина Лариса Семеновна

(род. в 1934 г.)

Советская гимнастка, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Абсолютная чемпионка Олимпийских игр 1956 и 1960 гг. Награждена 18 олимпийскими медалями, из которых 9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовых. Восьмикратная чемпионка мира, многократная чемпионка Европы и СССР. Тренер олимпийской команды гимнасток в 1968, 1972 и 1976 гг.

Весной 1958 года на прием к маститому киевскому гинекологу А. Лурье пришла известная гимнастка Лариса Латынина, собиравшаяся стать мамой. «Вы планировали выступать в июле на чемпионате мира? – поинтересовался профессор. – Вот и выступайте. Только никому ни слова. Начнутся комиссии, советы. В гимнастике я разбираюсь плохо, но в балете известен как повивальная бабка. Думаю, ребенок родится здоровым, мама будет счастлива, а профессор – доволен». На этих соревнованиях 23-летняя спортсменка завоевала 4 золотые медали и стала абсолютной чемпионкой мира.

Кроме Латыниной, получить столько же золотых олимпийских наград за всю спортивную карьеру удалось только финну Пааво Нурми, за что ему на родине был установлен памятник. По количеству завоеванных медалей гимнастка не имеет равных в 100-летней истории Олимпиад, а ее имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Лариса родилась 27 декабря 1934 года в Херсоне. Когда началась война, ее отец, Семен Андреевич Дирий, ушел на фронт. «Войну я никогда не забуду, – вспоминала впоследствии прославленная гимнастка. – И не забудет ее никто из моего поколения. Тысячи бед принесла она нам. И нет среди семей моих сверстников ни одного, которого бы не опалили частые неразборчивые молнии военной грозы. Где-то в районе великой Сталинградской битвы, в земле, усеянной осколками и пропитанной пороховой гарью, похоронен мой отец».

На долю маленькой Лоры и ее матери Пелагеи Анисимовны Барабанюк выпали нелегкие годы вражеской оккупации и послевоенной разрухи. Чтобы прокормить семью, маме приходилось работать днем и ночью – уборщицей и истопником. Тем не менее, ее непоколебимый принцип – дочка должна воспитываться не хуже, чем у людей, – действовал при любых обстоятельствах.

Мировая спортивная гимнастика должна быть благодарна случаю, что Лариса не стала балериной – в родном Херсоне после уроков в школе она прилежно занималась в хореографическом кружке, но он быстро закрылся, а балетного училища, о котором мечтала складная, бойкая девчонка, в городе не было.

Не удалось ей проявить и свои великолепные вокальные данные. Ее первый тренер в гимнастике Михаил Сотниченко пришел к руководителю хора, куда хотела поступить его юная способная подопечная, и упросил: «Скажите, что нет у нее ни слуха, ни голоса – ничего нет». Так и получилось. Услышав: «Нет, милая, для хора ты не подходишь», девочка вернулась домой.

Гимнастика все больше входила в ее жизнь. В 1950 году Лора выполнила первый разряд и в составе сборной команды школьников Украины отправилась на всесоюзное первенство в Казань. Однако выступление сложилось неудачно: юная гимнастка получила ноль на перекладине и долго потом переживала, в одиночку заливаясь слезами. Именно тогда она усвоила одно твердое правило: смейся со всеми, плачь в одиночку.

После Казани Лариса тренировалась с удвоенной энергией и уже в 9-м классе выполнила норматив мастера спорта. В Херсоне на городском стадионе ей торжественно вручили значок и удостоверение. Она стала первым мастером спорта СССР в своем родном городе. В 1953 году Лора окончила школу с золотой медалью и собралась ехать в Киев поступать в политехнический институт. Почти одновременно из Москвы ей прислали вызов на всесоюзный сбор в Братцево, где готовилась сборная команда страны, выезжающая на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухарест. Решающие контрольные отборочные соревнования она прошла достойно и вскоре получила заветный синий шерстяной костюм с буквами «СССР».

В столице Румынии были выиграны первые в спортивной карьере Ларисы Дирий золотые медали на соревнованиях международного масштаба.

В Киеве студентка электротехнического факультета политеха продолжала тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Александра Мишакова. Из простого увлечения гимнастика перерастала в дело жизни. Ей все яснее становилось, что надо избирать путь, где будущая профессия будет связана со спортом. А когда это стало очевидным, она перешла учиться в Институт физической культуры.

Так раскладывала судьба свой пасьянс, по которому мировой спорт «приобрел» в итоге самую титулованную гимнастку ХХ века. «Иногда я начинаю подсчитывать все свои спортивные награды, – смеялась Лариса, – так запутываюсь где-то между цифрами 140 и 150. Меня подчас спрашивают: “Какая из медалей вам особенно дорога?” Конечно же, нельзя забыть о первой, это долгожданное счастье. Ну и, верно, последняя – знак скорого расставания с активным спортом. Не могу не сказать о наградах чемпионата мира 1958 года. Тогда на помосте я думала не столько о призах и возможном месте в таблице, сколько о том, что у меня скоро должен родиться ребенок. И через пять месяцев появилась Татьяна. Когда Таня была маленькой и к нам приходили гости, она любила показывать эти награды и говорила: “Это наши с мамой медали, мы их вместе завоевали…”»

Во время Олимпийских игр 1964 года «Таймс» писала: «В жизни каждого человека бывает несколько моментов такой красоты, которая вызывает слезы и стеснение в груди. Это может быть закат в горах, картина, какой-нибудь музыкальный отрывок, это может быть один из тех редких моментов, когда спорт внезапно становится формой искусства.

Один такой момент мы испытали здесь, в Токио, когда Латынина очаровала нас своими вольными упражнениями. В этот момент она была не просто великолепной гимнасткой. Она была воплощением молодости, красоты и блеска… В памяти остается Латынина. Сейчас ей 29 лет, возможно, мы уже никогда не увидим ее такой. Но именно такие моменты, как те, которые она нам дала в этот вечер, порождают вечные надежды».

И по сей день Лариса остается единственной гимнасткой, которой удалось выиграть золотые медали в вольных упражнениях на трех Олимпиадах подряд – в Мельбурне (1956 г.), в Риме (1960 г.) и в Токио

(1964 г.), – и единственной за всю историю Олимпийских игр обладательницей 18 олимпийских медалей, из которых 9 – золотые.

В 1966 году, на ее последнем в качестве гимнастки чемпионате мира, 32-летняя Латынина была рядом с совсем молодыми Ольгой Карасевой, Зиной Дружининой, Наташей Кучинской, Ларисой Петрик. «Это же наша мама, – говорила тогда Карасева. – Она добрая и внимательная, но и сердиться умеет, особенно когда мы с девчонками втихомолку едим мороженое. Думаю, что Ларисе Семеновне бывает очень грустно. Наверное, это ее последний чемпионат…»

Да, это был ее последний мировой турнир. А потом пришла пора нового взлета легендарной чемпионки: Латынина стала старшим тренером женской сборной СССР и десять лет была на этом посту. Под ее руководством спортсменки трижды выиграли золотые медали Олимпиад 1968, 1972 и 1976 годов. Именно в это время Латынина и ее помощники создавали гимнастические шедевры Ларисы Петрик, Эльвиры Саади, Нины Дроновой, Людмилы Турищевой, Ольги Корбут – достойнейших учениц и наследниц великой Латыниной.

И все это «золотое десятилетие» Лариса отстаивала в гимнастике ее главные, непреходящие ценности – красоту, женственность, лиризм. Она следовала этим принципам всю жизнь, стараясь не дать восторжествовать гимнастике супертрюковой, жесткой, больше цирковой, нежели спортивной. Гимнастика души, гимнастика вдохновения была для нее превыше всего.

Но большой спорт – это нередко и большие интриги. Не миновала чаша сия и Латынину. После Монреаля ее стали обвинять в том, что она проповедует женственность, а нужны трюки, скорость и сложные элементы. В 1977 году, устав от незаслуженных упреков, Лариса подала заявление об уходе с тренерской работы: «Бороться было трудно, даже бесполезно. Но вот спустя годы смотрю выступления сегодняшних мастеров и вижу, что возвращаются прежняя красота, изящество, гармония гимнастики. Значит, я была права, и сознание этого придает мне силы».

В течение четырех лет Латынина работала в оргкомитете «Олимпиада-80», где курировала подготовку и проведение соревнований по гимнастике. После привычной тренерской работы она осваивала новое для себя поприще: занималась вопросами строительства и оборудования гимнастических залов, обеспечения спортсменов формой и необходимым инвентарем, представляла оргкомитет на всех проводившихся в те годы крупнейших международных соревнованиях по гимнастике, в том числе на чемпионатах мира и Европы.

Затем она работала в Спорткомитете Москвы, на протяжении 10 лет была старшим тренером сборной команды столицы по гимнастике. С 1990 года Латынина работала в Фонде милосердия «Физкультура и здоровье», в 1997–1999 годах была заместителем гендиректора СП «Гефест». С 1991 года и по настоящее время она – член бюро Союза спортсменов России.

И все же в Москве «бабушка русской гимнастики» бывает нечасто. Большую часть времени она вместе с мужем Юрием Фельдманом (он – один из руководителей электротехнической компании АО «Динамо», в прошлом мастер спорта по гонкам на треке) постоянно живет в своем имении близ подмосковного Семеновского. Это настоящая ферма – с коровой, козой, свиньями, овцами, кроликами, домашними собаками и котом…

«Мне нравится новая роль управительницы большого хозяйства, – говорит знаменитая российская спортсменка. – На склоне лет приятно жить на природе, заниматься полюбившимся делом. Всю жизнь, пока я выступала, тренировала, моталась по городам и весям, своим домом, квартирой заниматься было некогда. Теперь все по-иному, и я с радостью живу каждый день, благо рядом любимый муж, неподалеку дом дочери с двумя внуками. Думаю, что мы живем счастливо…»

За выдающиеся спортивные заслуги заслуженный работник физической культуры РФ Лариса Латынина награждена орденами Ленина, Дружбы народов, Почета, тремя орденами «Знак Почета» и медалями. Президент Международного олимпийского комитета Самаранч вручил Ларисе в 1991 году серебряный орден МОК, ЮНИСЕФ наградила ее «Золотым камертоном». Ее имя внесено в уникальный список спортсменов в Нью-Йорке – «Зал Олимпийской славы». В 2000 году на Олимпийском балу в номинации «Лучшие спортсмены России ХХ века» Латынина была включена в эту великолепную десятку, а по опросу ведущих мировых спортивных журналистов, она была названа в числе 25 выдающихся спортсменов столетия.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сандунова Елизавета Семеновна Сандунова (до замужества Уранова, Елизавета Семеновна) – русская певица (1772 – 1882). Воспитывалась в театральном училище; обладала замечательным по объему mezzo-soprano; в течете 33-хлетней сценической деятельности исполнила 320 ролей. Пользовалась

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора

ЛАТЫНИНА Алла Николаевна (р. 1940), публицист 26 Соловей Генштаба.«Колокольный звон – не молитва» («Новый мир», 1988, № 8) О писателе Александре

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АЛЛА ЛАТЫНИНА Латынина (урожденная Бочарова) Алла Николаевна родилась 4 июля 1940 года в Москве в семье служащего. Окончила филологический факультет МГУ (1963) и аспирантуру философского факультета МГУ. Кандидат философских наук (1970). Работала в издательстве «Советский

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА Латынина Юлия Леонидовна родилась 16 июня 1966 года в Москве. Дочь писателей Л. А. и А. Н. Латыниных. Окончила Литературный институт (1988) и аспирантуру по кафедре западноевропейской литературы (1992). Кандидат филологических наук (1992). Была экономическим

Из книги 100 знаменитых спортсменов автора Хорошевский Андрей Юрьевич

ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ Рубальская Лариса Анатольевна родилась 24 сентября 1945 года в Москве в семье служащих. Окончила Заочный педагогический институт (1970) и курсы японского языка (1973). Работала гидом-переводчиком в бюро молодежного туризма «Спутник», в ВЦСПС, в Госконцерте,

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Лариса Латынина (Родилась в 1934 г.)Советская гимнастка. Чемпионка игр XVI Олимпиады в Мельбурне (Австралия), 1956 год. Чемпионка игр XVII Олимпиады в Риме (Италия), I960 год. Чемпионка игр XVIII Олимпиады в Токио (Япония), 1964 годВ детские годы Лариса Латынина увлекалась не только

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Латынина Лариса Семеновна (род. в 1934 г.) Советская гимнастка, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Абсолютная чемпионка Олимпийских игр 1956 и 1960 гг. Награждена 18 олимпийскими медалями, из которых 9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовых. Восьмикратная чемпионка

ПИЯШЕВА, Лариса Ивановна (р. 1947), экономист, публицист 262 Обвальная приватизация. Из выступлений по радио и ТВ осенью 1991 г. 29 окт. 1991 г. в газ. «Деловой мир» появилась статья С. Абакова «Мы – за обвальную

Из книги автора

РУБАЛЬСКАЯ, Лариса Алексеевна (р. 1945), поэтесса 160 Какие люди в Голливуде. «Голливуд» (1994), муз. В. А.

Имя: Лариса Латынина (Larisa Latynina)

Возраст: 84 года

Рост: 161

Деятельность: гимнастка, 9-кратная олимпийская чемпионка, Заслуженный мастер спорта

Семейное положение: замужем

Лариса Латынина: биография

Лариса Семеновна Латынина – советская и украинская гимнастка, самая титулованная спортсменка в мире вплоть до 2012 года, обладательница множества спортивных званий и наград. В ее копилке 18 олимпийских медалей, 9 из которых – золотые.

Раннее детство Ларисы Латыниной, родившейся в Херсоне накануне войны, нельзя назвать безоблачным. Мать девочки была простой деревенской женщиной, безграмотной, но мечтающей о лучшей участи для дочери. Отец бросил жену с ребенком, когда Лоре не было еще и годика, поэтому его Лариса совсем не знала.


Мама Пелагея Анисимовна надеялась, что муж одумается и вернется, писала ему письма. Накануне войны женщина получила ответ. Супруг писал, что жалеет о случившемся и хочет увидеть дочку, прислал свою фотографию. Возможно, так все и было бы, но вмешалась война. Семен Андреевич Дирий погиб в Сталинградской битве, так и не познакомившись с дочерью. Его имя выбито среди тысяч других имен на памятнике в Волгограде.

Пережив годы оккупации, дождавшись победы, мать и дочь с трудом сводили концы с концами. Пелагея Анисимовна старалась дать дочери все необходимое, чтобы ее Лорочка была не хуже других детей. Мама трудилась на двух работах (была уборщицей и истопником), а Лариса ходила в школу и старалась учиться лучше всех, чтобы оправдать мамины ожидания.


Уже с раннего детства в девочке был заметен волевой характер, этакий стальной стержень, который заставлял ее быть лучше всех и в играх, и в учебе, и в увлечениях. Последние не помешали Лоре окончить школу с золотой медалью, и в этом есть заслуга и целеустремленной девочки, мечтавшей быть первой во всем, и матери, державшей дочь в ежовых рукавицах.

Первым увлечением будущей чемпионки стал балет. В городе открылась платная студия, где преподавал Николай Васильевич Стессо. Девочка мечтала стать балериной, и мама не могла ей отказать, хотя плата за занятия и составляла 50 рублей, почти половину ее зарплаты. Лариса делала успехи, мечтая о карьере примы Большого театра, однако в то же время в ее жизни появилось и другое увлечение – спортивная гимнастика.


Девочке, которая привыкла во всем становиться первой, приходилось нелегко: ее хвалили оба преподавателя, и хореограф Стессо, и первый тренер Михаил Сотниченко. К тому же нельзя было забывать и о школьной программе. Преподаватели тянули ее каждый в свою сторону. Все решила жизнь: студия хореографии закрылась, занятия прекратились, и девочка выбрала спорт.

Азы балета дали юной гимнастке пластику, выразительность и умение импровизировать, вкладывая в движения и спортивные упражнения душу. Лариса быстро опередила подруг по гимнастической секции, хоть они были старше ее и опытней. Тренер боялся, что она «зазнается», и старался ставить девочку на место, давая ей невыполнимые поручения. Михаил Афанасьевич Сотниченко научил Лору тому, что она должна быть первой не только на тренировках и соревнованиях в своем виде спорта, но и в повседневной жизни, всегда готовой помочь, сделать что-то наравне с другими.

Спорт

В девятом классе Лариса Дирий сдала норматив на первый разряд, а в 1953 году окончила школу с золотой медалью. Нельзя сказать, что спортивная биография гимнастки с самого начала была безупречной. В жизни чемпионки случались как победы, так и досадные провалы. Так, на всесоюзном первенстве 1950 года в Казани она выступила неудачно и проплакала в одиночестве несколько часов.


Проигрыш только вдохновил волевую девушку на новые подвиги. Она начала в два раза больше тренироваться и вскоре стала не только первым мастером спорта в родном городе, но и заняла четвертое место на харьковском первенстве по гимнастике среди взрослых спортсменов.

В 1954 году Лариса Дирий переехала в Киев, поступила в Политехнический институт и начала тренироваться у Александра Мишакова. Девушка старалась успевать везде: посещала занятия и лекции, готовилась к соревнованиям и сессиям, сдавала зачеты и ездила на международные турниры.


Долго так продолжаться не могло, совмещать спорт с учебой становилось все сложнее. Ларисе предлагали индивидуальный график занятий и зачетов, но она отказалась и перевелась на втором курсе в Институт физкультуры.

На тринадцатом чемпионате мира в Риме 1954 года Лариса Латынина в составе сборной СССР стала чемпионкой, заработав первую золотую медаль за вольные упражнения. Ею восторгались международные критики и гимнасты, но это было только начало блестящей спортивной карьеры, и главные медали Латыниной были еще впереди.


Лариса Латынина становилась чемпионкой Олимпийских игр в 1956 и в 1960 годах. Чемпионство в составе сборной медалистка завоевала в 1956, 1960 и 1964 годах. Девушка получила четыре бронзовые медали за вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на брусьях и на бревне. Серебро Латыниной принесли упражнения на брусьях (дважды), бревне, опорные прыжки и многоборье, но самые яркие выступления проходили в рамках вольных упражнений: здесь украинской гимнастке не было равных.

В 1956 году стала Заслуженным мастером спорта СССР. С 1954 по 1964 годы Лариса Семеновна одержала 21 победу на 11 чемпионатах мира и 10 Олимпиадах в командном первенстве. За это Латынина была внесена в Книгу рекордов Гиннесса.


В 1963 году в Токио Латынина в последний раз выступила в роли капитана советской гимнастической сборной, но потом еще пару лет участвовала в международных соревнованиях, постепенно отступая на второй план. Так Лора обучала юных гимнасток воле к победе, постепенно передавая им опыт. Неудивительно, что как раз Лариса Латынина стала тренером сборной СССР и была им в течение десяти лет.

С 1966 по 1976 годы Лариса Латынина работала тренером. Благодаря ее руководству женская сборная СССР завоевала золотые медали на Олимпиадах 1968, 1972 и 1976 годов. Она вырастила и воспитала выдающихся гимнасток, среди которых Людмила Турищева, Ольга Карасева, Лариса Петрик, Любовь Бурда, Тамара Лазакович, Нелли Ким, Антонина Кошель и другие. В 1972 году была удостоена звания «Заслуженный тренер СССР».


Рекорд Ларисы Латыниной по числу золотых медалей и титулов, продержавшийся полвека, недавно побил американский спортсмен . Он опередил гимнастку только на одну награду: на счету американца 23 золотые Олимпийские медали.

Не было ей равных и в моде. Она всегда была одета по последней моде. Миниатюрная красавица (ее рост 161 см, а вес – 52 кг) притягивала взгляды окружающих – кожаная курточка, юбка-гофре и берет. Позже гимнастка призналась, что эта красота доставалась ей нелегко. В заграничных поездках экономила на еде, чтобы прикупить какую-то модную вещь, ведь тогда в советских магазинах такого не было. А еще все время приходилось носить узкую обувь, из-за которой с возрастом ступня деформировалась. И только в 2001 году женщина решилась на операцию – удалила косточку на ступне.

Личная жизнь

На заре карьеры личная жизнь Ларисы Латыниной складывалась удачно. Первое замужество и жизнь с супругом Иваном Латыниным нельзя назвать очень счастливыми, но и горя этот брак спортсменке не принес. На совместных фото супруги выглядят счастливыми, продолжая дружить и общаться и сегодня.


Познакомились будущие супруги еще во время учебы: Лора училась в Политехническом, ленинградец Иван – в мореходке. К браку их подтолкнула мама Ларисы, которой Иван сразу приглянулся. В 1958 году у Лоры и Ивана родилась дочь Татьяна. К слову, Лариса выступала на первенстве мира, будучи на пятом месяце беременности, и никто об этом даже не догадывался. Брак распался, когда женщина, пожив некоторое время с мужем, поняла, что они чужие друг другу люди. В перерывах между соревнованиями и тренировками это как-то не замечалось. Расстались они спокойно, без скандалов.

Семья для Ларисы всегда была на втором месте после спорта, но воспитанием дочери она занималась самозабвенно. Татьяна не пошла по стопам матери, выбрав танцы. Она танцевала в ансамбле «Березка», ездила с гастролями за рубеж, где и встретила будущего мужа Ростислава. По тем временам это был скандал: дочь советской чемпионки выходит замуж за иностранца.


Однако времена меняются, Татьяна давно счастлива с супругом, а бабушка Лариса уже вынянчила двоих внуков и обзавелась правнуками. Сегодня Таня и Ростислав живут в Москве, у мужчины там бизнес – сеть ресторанов.

Мужья Ларисы Латыниной – это отдельная страница ее жизни, но об одном эпизоде она предпочитает не вспоминать. Таким «эпизодом» является второй муж гимнастки, имя которого она не упоминает ни в мемуарах, ни в одном из интервью. Известно только, что к этому человеку она ушла от Ивана Латынина и отдала ему лучшие годы жизни. С 36 до 46 лет Лариса Семеновна прожила с этим человеком, обманувшись иллюзией любви и получив взамен только горе и страдания.


Такая же тайна окружает еще одну главу из ее жизни. Кроме дочери, у Ларисы был еще сын Андрей, которого она безумно любила. Сын погиб. Эту трагедию чемпионке удалось пережить, но горе навсегда осталось в ее памяти, сердце и душе. Причина смерти сына Латыниной в прессе не называется, и его мать предпочитает не афишировать подробности.

Оправиться от потери Ларисе Семеновне помогла встреча с мужчиной, ее третьим мужем, с которым они вместе с 1985 года. Юрий Фельдман познакомился с будущей женой на базе отдыха. История любви этих двух людей заслуживает отдельного внимания. Начавшись со светских разговоров, случайная встреча переросла в роман и увенчалась браком.


Сегодня супруги живут в собственном доме. Главное хобби Ларисы Семеновны – это огород. Она с большим удовольствием занимается хозяйством, разводит скотину и птицу, находя счастье в простых семейных радостях, которых ей так не хватало в ее расписанной по минутам спортивной молодости. Правда, в 2000 году она перенесла инсульт. И дочка Татьяна категорически ей запретила стоять над грядками вниз головой. Но так как это дело она очень любит, Юрий для нее сделал в теплицах грядки в коробах, которые ей достают до пояса. И теперь она ухаживает за растениями не наклоняясь.

В том же году на Олимпийском балу Латынину включили в десятку лучших спортсменов России ХХ века. Осенью 2004 года в Обнинске Лариса Семеновна открыла гимнастическую школу.


Однажды в интервью женщина призналась, что помимо спорта всегда тяготела к тележурналистике. Она даже вела в 60-е годы в Украине «Голубой огонек», а еще вместе с Владимиром Маслаченко комментировала первомайский парад физкультурников. Но ничего серьезного из этого не вышло. Зато Лариса Латынина является автором нескольких книг, среди которых и ее автобиографические мемуары под названием «Равновесие», в которых она рассказала не только историю своего успеха, но и о людях, которые ей помогли достичь этого успеха.

Также о ее жизни и достижениях снято несколько документальных фильмов – в 2007 году вышла лента «Монолог», а в 2017 – «Легенды спорта».

Лариса Латынина сейчас

Сегодня Лариса Семеновна ведет непубличный образ жизни, в силу возраста женщина не имеет «Инстаграма» или иных социальных сетей. Но иногда все же дает комментарии на ту или иную ситуацию.

Так, например, в феврале 2017 года стало известно, что ее подопечная – исполнительница сложнейшего гимнастического элемента «мертвая петля», который впоследствии получил ее имя, – продала медали и выручила с них 10 млн рублей.


Лариса Семеновна сказала, что была шокирована, узнав это. Женщина предположила, что у Ольги, которая в 1991 году переехала в Америку, крайне тяжелое материальное положение. Но Латынина искренне опечалена произошедшим, так как и она приложила свою руку к их завоеванию.

Разумеется, Лариса Семеновна понимает, что спортсменки не обязаны делиться с тренерами наградами. Хотя она сама, вернувшись с Олимпиады в Мельбурне, где ей удалось завоевать 4 золотые медали, сразу же одну из них подарила своему первому тренеру Михаилу Афанасьевичу Сотниченко. Она считает, что если бы не он, то не было бы у нее никаких медалей вовсе. Кстати, тренер ее хранил всю свою жизнь. А после его смерти супруга вернула награду Латыниной.

Награды

  • 1954 – золотая медаль на чемпионате мира в Риме (команда)
  • 1956 – золотая медаль на Олимпийских играх в Мельбурне (команда)
  • 1956 – золотая медаль на Олимпийских играх в Мельбурне (вольные)
  • 1956 – золотая медаль на Олимпийских играх в Мельбурне (многоборье)
  • 1956 – золотая медаль на Олимпийских играх в Мельбурне (опорный прыжок)
  • 1957 – золотая медаль на чемпионате Европы в Бухаресте (многоборье)
  • 1957 – золотая медаль на чемпионате Европы в Бухаресте (брусья)
  • 1957 – золотая медаль на чемпионате Европы в Бухаресте (опорный прыжок)
  • 1957 – золотая медаль на чемпионате Европы в Бухаресте (бревно)
  • 1957 – золотая медаль на чемпионате Европы в Бухаресте (вольные)
  • 1958 – золотая медаль на чемпионате мира в Москве (команда)
  • 1958 – золотая медаль на чемпионате мира в Москве (многоборье)
  • 1958 – золотая медаль на чемпионате мира в Москве (опорный прыжок)
  • 1958 – золотая медаль на чемпионате мира в Москве (брусья)
  • 1958 – золотая медаль на чемпионате мира в Москве (бревно)
  • 1960 – золотая медаль на Олимпийских играх в Риме (команда)
  • 1960 – золотая медаль на Олимпийских играх в Риме (многоборье)
  • 1960 – золотая медаль на Олимпийских играх в Риме (вольные)
  • 1961 – золотая медаль на чемпионате Европы в Лейпциге (многоборье)
  • 1961 – золотая медаль на чемпионате Европы в Лейпциге (вольные)
  • 1962 – золотая медаль на чемпионате мира в Праге (команда)
  • 1962 – золотая медаль на чемпионате мира в Праге (многоборье)
  • 1962 – золотая медаль на чемпионате мира в Праге (вольные)
  • 1964 – золотая медаль на Олимпийских играх в Токио (команда)
  • 1964 – золотая медаль на Олимпийских играх в Токио (вольные)

Мечтала о балете, занималась в хореографической студии в херсонском Доме народного творчества. Из-за сложившихся обстоятельств Латыниной пришлось расстаться с танцами, и в пятом классе она записалась в школьную секцию гимнастики. Ее первым тренером стал Михаил Сотниченко. В девятом классе выполнила норматив мастера спорта.

В 1953 году, окончив школу с золотой медалью, Лариса Латынина переехала в Киев, поступила в Политехнический институт и продолжила тренировки под руководством заслуженного тренера СССР Александра Мишакова. После второго курса перешла из Политехнического института в Институт физической культуры. Обучение она совмещала с выступлениями на соревнованиях различного уровня, и вскоре к ней пришел первый крупный успех: в составе сборной команды СССР в 1954 году в Риме она стала чемпионкой мира.

В 1956 году спортсменка дебютировала на Олимпийских играх в Мельбурне. Дебют оказался успешным - советская гимнастка стала абсолютной олимпийской чемпионкой, открыв счет своей уникальной коллекции олимпийских наград.

Лариса Латынина - абсолютная чемпионка Олимпийских игр (1956, 1960). Чемпионка Олимпийских игр в командном первенстве (1956, 1960, 1964), в опорных прыжках (1956), в вольных упражнениях (1956, 1960, 1964); серебряный призер в многоборье (1964), в опорных прыжках (1964), в упражнениях на брусьях (1956, 1960) и бревне (1960); бронзовый призер в вольных упражнениях (1956), в опорных прыжках (1960), в упражнениях на брусьях (1964) и бревне (1964). До 2012 года имела наибольшую (по количеству) коллекцию олимпийских медалей за всю историю спорта - 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых медали.

Абсолютная чемпионка мира (1958, 1962). Чемпионка мира (1954 - командное первенство; 1958 - командное первенство, опорный прыжок, брусья; 1962 - командное первенство, вольные упражнения).

Абсолютная чемпионка Европы (1957, 1961). Чемпионка Европы (1957 - вольные упражнения, опорный прыжок, брусья, бревно, 1961 — вольные упражнения).

Абсолютная чемпионка СССР (1961, 1962). Чемпионка СССР (1956-1964) в отдельных видах многоборья.

После завершения карьеры гимнастки в 1966 году Лариса Латынина в течение 10 лет работала старшим тренером сборной команды СССР по гимнастике. Под ее руководством команда трижды выигрывала золотые олимпийские медали (1968, 1972, 1976). Среди ее учеников такие выдающиеся гимнастки, как Людмила Турищева, Любовь Бурда, Ольга Карасева, Лариса Петрик, Наталья Кучинская, Зинаида Воронина, Ольга Корбут, Тамара Лазакович, Русудан Сихарулидзе, Нелли Ким, Эльвира Саади, Антонина Кошель.

После окончания тренерской работы Латынина в течение четырех лет входила в Организационный комитет "Олимпиада-80", затем отвечала за развитие гимнастики в Спорткомитете Москвы в качестве тренера сборной команды СССР по Москве. В 1990-1992 годах работала в Фонде милосердия "Физкультура и здоровье" в качестве заместителя директора, в 1997-1999 годах была заместителем генерального директора совместного российско-германского предприятия "Гефест".

В последние годы является одним из общественных руководителей Союза спортсменов России, активно участвует в работе Российской ассоциации олимпийских чемпионов. Часто входит в жюри соревнований по спортивным танцам.

Лариса Латынина - заслуженный мастер спорта (1957), заслуженный тренер СССР (1972).

Награждена орденами Ленина (1957), Дружбы народов (1980), тремя орденами "Знак Почета" (1960, 1965, 1972), "За заслуги перед Отечеством" IV (2004) и III (2010) степеней, Почета (1999), княгини Ольги III степени (Украина, 2002), Серебряным Олимпийским орденом МОК (1990), орденом "Спортивная слава России" I степени (2004).

Имя Ларисы Латыниной внесено в уникальный список в Нью-Йорке - "Холл Олимпийской славы". В 2000 году на Олимпийском балу она была включена в десятку "Лучшие спортсмены России ХХ века".

Ее перу принадлежат книги "Солнечная молодость" (на украинском языке, 1958), "Равновесие" (1970, 1975), "Как зовут эту девочку" (1974), "Гимнастика сквозь годы" (1977) и "Команда" (1977).

Именем Ларисы Латыниной названа СДЮШОР по спортивной гимнастике в городе Обнинске Калужской области.

Супруг - Юрий Фельдман, в прошлом спортсмен, мастер спорта по велосипедным гонкам, генеральный директор НИИ Акционерной электротехнической компании "Динамо", академик Академии электротехнических наук, доктор технических наук, профессор. Дочь - Татьяна Латынина (1958 года рождения), в течение 15 лет танцевала в хореографическом ансамбле "Березка".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Латынина — самая титулованная спортсменка планеты! Она завоевала 18 олимпийских наград, из которых 9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовые. Она двукратная абсолютная чемпионка Олимпиады, мира, Европы и СССР.

Латынина признавалась, что не любит тренироваться. Говорила, что не любит всего того, что лишь предшествует гимнастике, но само по себе гимнастикой не является. Она любила выступать. Наверное, многие известные спортсмены думают так же. Но лишь Латынина признавалась в этом, говорила во всеуслышание. У нее такой трудный характер — думать и говорить, не кривя душой. И это в конце концов всегда помогало ей утвердиться в безошибочности выбора, творчески анализировать каждый свой шаг на пути к намеченной цели.

Лариса Семеновна Латынина родилась 27 декабря 1934 года. Она росла в послевоенном Херсоне без отца. В то время ее звали Лариса Дирий. В раннем детстве Лариса занималась в хореографическом кружке. В гимнастику пришла в пятом классе. Ее первым тренером стал Михаил Афанасьевич Сотниченко. В 1950 году Дирий стала перворазрядницей и в составе сборной команды школьников Украины отправилась на всесоюзное первенство в Казань. Однако в столице Татарии она выступила неудачно.

После той неудачи Лариса тренировалась по два раза в день. Осенью они с Сотниченко перешли к работе над программой для мастеров. Довольно скоро она стала первым мастером спорта в родном городе. Выступая уже по обновленной программе на взрослом первенстве республики в Харькове, Лариса заняла четвертое место. На все заманчивые предложения переехать в другой город Лариса отвечала отказом.

Школу она закончила с золотой медалью и в 1954 году поступила в Киевский политехнический институт. Однажды из-за поездки на соревнования сдала химию попозже. Пожилая преподавательница поинтересовалась: «Вы почему не явились на зачет вместе со всеми?» Услышав, что студентка выступала на гимнастическом турнире в Париже, возмутилась: «Девочка, это ордена Ленина политехнический институт! Здесь нужно денно и нощно учиться, а не кувыркаться по заграницам!»

В следующем году Лариса училась уже в Киевском инфизкульте. В июне того же года Дирий поехала в составе сборной СССР в Рим на очередной, тринадцатый чемпионат мира. Команда победила в трудной борьбе. Лариса не смогла ровно пройти все снаряды и осталась в многоборье далеко за чертой призеров. Другое дело вольные упражнения. Известный немецкий гимнаст Г. Дикхут писал: «То, что продемонстрировала нам юная Лариса Дирий, мы видим очень редко… Это была чистейшая акробатическая работа, в которой проявилась и отменная балетная школа, и чудесное музыкальное чутье, что обеспечивает гармонию в сложных упражнениях. Это образцовая демонстрация мастерства международного класса». Так она впервые стала чемпионкой мира.

В Киеве Лариса тренировалась у Мишакова. Семеныч учил своих подопечных думать, самостоятельно решать возникающие проблемы на каждой тренировке. Впрочем, импровизацию он признавал в очень узких границах. «Ты сначала выучи, повтори, а потом уже жди искры божьей», — говорил он. На похвалу Мишаков был очень скуп. Он вглядывался, щурился и редко улыбался. В марте 1956 года Лариса выиграла в Киеве крупные международные соревнования и у Тамары Маниной, и у Сони Муратовой, и у Гали Шамрай. Позади были и Ева Босакова, и Агнеш Келети. Кроме многоборья Лариса победила и на трех снарядах. Но Семеныч остался недоволен: надо было выиграть у Босаковой вольные упражнения!

И вот наступило 3 декабря 1956 года — открытие соревнований по гимнастике в олимпийском Мельбурне. Из команды пятьдесят четвертого года осталось трое: Муратова, Манина и Латынина.

Перед днем отдыха сборная СССР вышла на первое место и выигрывала больше балла. В многоборье на первом месте шла румынка Елена Леуштяну, на втором месте Соня Муратова, на третьем Лариса. Лидеров разделяли тысячные доли балла. Лариса, как ни странно, не волновалась. А почему? «Третье место — это очень хорошо для тебя, — сказал ей тонкий психолог Мишаков, — но надо еще удержаться». И она думала, как удержаться.

В своей книге «Равновесие» Латынина писала:

«"Сделай все, как уже делала", — повторяла я себе перед прыжком. Не знаю, был ли это высокий автоматизм навыка, как мне говорили потом, или что-то другое, но из всего прыжка я помнила только приземление в доскок. То, что оценка была самой высокой за весь день, я узнала позже. Так же позже, когда отпрыгали уже все участницы, стало ясно, что у меня золотая, а у Тамары — серебряная олимпийская медаль. В Мельбурне мы последний раз оспаривали медали за упражнения одновременно с борьбой за звание абсолютного чемпиона.

И надо сказать, что при этой системе я не очень-то полно ощутила первую победу. Но вот прошли вольные, и у Агнеш Келети, и у меня наибольшие и равные суммы. Этой победе я радовалась тогда еще безотчетно, а потом уже осознавала ее как личное достижение, как преимущество стиля.

Видимо, в эти часы я поверила в себя, после перерыва на брусьях выступала легко, спокойно и получила высшую за все дни в Мельбурне оценку у женщин — 9,6. Это же дало мне в сумме второе место за Келети и серебряную медаль. Теперь во второй половине дня мы поменялись местами: Агнеш кончила выступать, а я вела своеобразную гонку преследования. Впрочем, я должна совершенно откровенно сказать, что понятно мне это стало только перед последним снарядом. Мне достаточно было бы получить 9 баллов, и я становилась абсолютной чемпионкой Олимпийских игр. Соне для этого потребовалось бы 9,5, а Тамаре по мельбурнским меркам надо было получить совсем фантастическую оценку — 9,8. Итак, реальнее всего было решить задачу мне. Но… разве не считала такой же нереальной свою задачу в Риме Келети? Я знала, что сейчас за нами следят венгерские гимнастки так же, как мы когда-то следили за прыжками Агнеш. Ждали ли они случайностей? Возможно, если бы не было случайностей, неожиданностей, спорт не был бы спортом, гимнастика не была бы гимнастикой.

Итак, равновесие на бревне. Вот это был тот момент XVI Олимпийских игр, когда спокойствие покинуло меня. Сначала я чувствовала себя на бревне закрепощенным манекеном, а потом, когда движения все же обрели легкость, думала: не сорваться, не сорваться. Это очень плохой рефрен. Под него забываешь обо всем другом. Ну может ли актер… зажечь зрителя, если во время монолога он повторяет про себя: "Не забыть, не забыть". Он-то не забудет, но его быстро забудут. После Мельбурна мне удалось от такого рефрена избавиться. Казалось, не полторы минуты, а полтора часа прошло, пока я не соскочила с бревна. Вот и оценка. Я не успеваю еще воспринять ее, но понимаю, коль меня целуют и обнимают и Лина и Лида и бегут ко мне все девочки, — победа!»

После Олимпиады на правительственном приеме в Кремле в присутствии Хрущева и Ворошилова Лариса всех шокировала, произнеся от имени чемпионов тост: «Знаете, почему мы так сражались на олимпийских аренах? Боялись, если проиграем, Никита Сергеевич все стадионы засеет кукурузой».

Очередным свидетельством высочайшего уровня мастерства Латыниной явился первый чемпионат Европы, собравший фактически всех сильнейших гимнасток. Лариса лидировала с первого же упражнения и добилась убедительной победы в многоборье и в отдельных упражнениях.

В декабре 1957 года Латынина проиграла первенство СССР Муратовой. Но не это беспокоило Ларису. Она ждала ребенка. В июле 1958 года беременная Латынина как ни в чем не бывало выступила на первенстве мира, будучи на пятом месяце. Да как! Она не только первенствовала в многоборье, но и взяла «золото» в опорном прыжке и на брусьях. Девочка, которую назвали Татьяной, родилась в срок и здоровой. Спустя годы дочка, показывая медаль 1958 года, будет улыбаться: «Мы выиграли ее вместе с мамой».

После рождения ребенка многим казалось, что Лариса уже не сможет побеждать на гимнастической арене. А в новые лидеры советской гимнастики стали прочить Полину Астахову.

«Сейчас, когда я возвращаюсь к играм в Риме, я отчетливо понимаю, — вспоминала Латынина, — что рассказать о наших соревнованиях там и не рассказать о моем поединке с Линой просто невозможно…

Мы выступали вечером, и был еще целый день тревог. Команда сильнейшая, говорили про нас, что им беспокоиться. Действительно, у чешских гимнасток мы выигрывали больше четырех баллов.

И опять прыжки. На помост я выскочила мячиком. Думаете, разучилась соревноваться? Моя оценка 9,433, и я отыгрываю в одном виде у Лины почти все, что она накопила за первый день. Но следующий вид — брусья, где Полина была тогда, конечно, непревзойденной. Здесь она возвращает свою десятую. Затем бревно. Перед ним я вспоминала Рим, раскаленный шесть лет назад, и одно мгновение, что лишило Тамару Манину надежд на звание чемпионки мира, и ее недоуменное лицо. Да, все это было, было давно. А теперь — вперед. И, как всегда, не думать об оценке, не думать об опасности, не думать о соперницах. Думать о том, как лучше выступить, показав все, что ты умеешь, одухотворив умение чувством.

А вот после снаряда эмоции эмоциями, а борьба борьбой. Практический язык — 9,7. Я знала, что это высокая оценка. Соня получила вслед за мной 9,66. Если бы Полина получила оценку, равную моей, я не смогла бы догнать ее; если равную Сониной — перед последним видом она была бы впереди меня на одну десятую. Я верила, что смогу ее отыграть, — впереди вольные. Я говорю об этих двух оценках. Для большего нужно было идти на риск, как сделала утром Ева Босакова, получившая 9,766. Но Ева могла себе позволить риск; она не претендовала на абсолютное первенство, упражнения на бревне были единственным ее шансом на медаль. Лина же думала о другой медали, и, когда борьба обострилась, она, видимо, чуть дрогнула. Чуть-чуть. Это стоило ей многого. И у Полины не хватило равновесия. Она упала и выбыла с оценкой 8,733 из борьбы за первенство.

Полторы минуты музыки, так же как и девяносто секунд движений, наверное, мало для того, чтобы оставить очень глубокое впечатление. И все же, слитые вместе, они могут многое сказать. В эти мгновения все зависит от вас. Не думайте о том, как пройти диагональ и выйти в стойку, не тратьте последние минуты на то, чтобы повторить фляки. Думайте об одном — как лучше донести все, что вы хотите сказать своими движениями, чему служит каждое из них. Тогда, в Риме, я знала это. Мне очень хотелось, чтобы эти вольные стали событием не только для меня. Я начала и кончила их на одном дыхании. Пожалуй, впервые в жизни я придирчиво вслушивалась в шум аплодисментов. И еще до оценки судей — 9,9 — знала: я выполнила то, что задумала.

А вот и итоги абсолютного первенства: я — первая, Соня Муратова — вторая, Лина — третья, Рита Николаева — четвертая, Лида Иванова — седьмая. Нулевая оценка на бревне далеко отбросила Тамару Люхину, но и она получает золотую медаль за командную победу. Командой мы выиграли у чешских девушек почти девять баллов, и день финалов был нашим днем».

«Советские гимнастки, — писал Джанни Родари в «Паэзе сера», — дали по телевидению самое прекрасное представление об Олимпийских играх. Мы никогда не видели ничего прекраснее этого спектакля красоты, грации и гармонии…»

На Олимпиаду-64 сборная СССР поехала в сильно обновленном составе. Как считает Латынина, тренеры должны были сделать ставку на одну гимнастку: либо на нее, либо на Астахову. Тогда был реальный шанс завоевать медаль абсолютной чемпионки.

Еще в 1963 году Латыниной удалось выиграть у Чаславской предолимпийские состязания в рамках Открытого чемпионата Японии. Но… Лариса выступила ровно, почти так же, как в Риме: брусья — второе место, бревно — второе, прыжок — третье, вольные — первое. Успешно, ровно, но не хватило блеска, внешнего эффекта, того, чем всегда должен обладать настоящий чемпион.

Однако Латынина просто не имела права закончить олимпийский путь поражением. И как всегда блестяще она исполнила свои любимые вольные.

В Токио Латынина была последний раз капитаном советской гимнастической сборной — победительницы Олимпиады. Но она оставалась в команде еще несколько лет, выходила на помост рядом с новичками, проигрывала им, безропотно исполняя вторые роли в спектакле, где в течение стольких сезонов блистала солисткой, — учила девочек побеждать.

Закономерно, что Лариса Латынина стала старшим тренером женской сборной СССР, и была им в течение целых десяти лет. Под ее руководством наша команда трижды выигрывала в 1968, 1972, 1976 годах олимпийские медали золотой чеканки. Пять лет Латынина входила в Организационный комитет «Олимпиада-80», затем отвечала за развитие гимнастики в Спорткомитете Москвы.

Сегодня на своей даче — возле знаменитого памятника архитектуры XVIII века «Отрада» в Семеновском над рекой Лопасней — Лариса Семеновна развела целое фермерское хозяйство: кроликов, свиней, овечек…

«С детства я очень любила домашних животных, — говорит Лариса Семеновна. — Но жизнь так сложилась, что я всегда была далека от них. А сейчас я пенсионерка, и когда появилась возможность завести это хозяйство, я с удовольствием воспользовалась случаем. А потом, это ведь не баловство…

Всю жизнь, пока я выступала, тренировала, пока ездила на сборы и соревнования, своим домом, квартирой мне некогда было заниматься. И вот сейчас я с таким удовольствием исполняю свои чисто женские обязанности. Готовлю, жду с работы Юру — это мой муж. Господь послал мне замечательного человека, с ним я испытываю настоящее женское счастье. Рядом со мной любимый и любящий человек, совсем недалеко от нас живет моя дочь с двумя внуками. Я с удовольствием помогаю им: готовлю, убираю, глажу. Мне это нисколечко не в тягость. Наоборот, от этого я испытываю какое-то наслаждение. Так что, как видите, жизнь на пенсии тоже может быть счастливой».

Дочь Таня гимнасткой не стала. Окончив школу при ансамбле Игоря Моисеева, поступила в знаменитую «Березку», с которой объездила весь мир. На гастролях в Венесуэле познакомилась с будущим мужем. Зятя, имеющего русские корни, зовут Ростислав, неудивительно, что и сеть открытых им ресторанов зовут «Ростикс».


Родилась 27 декабря 1934 года в городе Херсоне на Украине. Отец - Дирий Семен Андреевич (1906-1943), участник Великой Отечественной войны, погиб в Сталинградской битве. Мать - Барабанюк Пелагея Анисимовна (1902-1975). Супруг - Фельдман Юрий Израилович (1938 г. рожд.), доктор технических наук, профессор, академик Российской и Международной академии электротехнических наук, в прошлом - президент, генеральный директор ОАО "Акционерная электротехническая компания "Динамо"", ныне - советник генерального директора ОАО "АЭК "Динамо"". Дочь - Латынина Татьяна Ивановна (1958 г. рожд.), в течение 15 лет танцевала в хореографическом ансамбле "Березка". Внуки: Константин (1981 г. рожд.), Вадим (1994 г. рожд.).

На долю Ларисы и ее матери выпали нелегкие годы вражеской оккупации и послевоенной разрухи. Чтобы прокормить семью, маме приходилось работать днем и ночью - уборщицей и истопником. Тем не менее, ее непоколебимый принцип - дочка должна воспитываться не хуже, чем у людей, - действовал при любых обстоятельствах.

Войну я никогда не забуду. И не забудет ее никто из моего поколения. Тысячи бед принесла она нам. И нет среди семей моих сверстников ни одного, которого бы ни опалили частые неразборчивые молнии военной грозы. Где-то в районе великой Сталинградской битвы, в земле, усеянной осколками и пропитанной пороховой гарью, похоронен мой отец.

Лариса с детства мечтала о балете. Девочка отчетливо представляла себе огромную сцену Большого театра, многоярусный зал и бурные аплодисменты, адресованные балерине Ларисе Дирий, танцующей на сцене легко, уверенно, непринужденно. Однажды после уроков Лариса увидела объявление о том, что в Доме народного творчества открылась хореографическая студия. Обучение в ней стоило 50 рублей в месяц, что составляло существенную часть маминой зарплаты, но мама не задумываясь отдала эти деньги. Если бы в это же время где-нибудь открылась еще какая-нибудь платная школа (например, игры на фортепиано), то и туда были бы отданы последние деньги.

Наступил день, когда мы, шмыгая от волнения носами, начали изучать великие премудрости древнего и замечательного искусства балета. Наш руководитель Николай Васильевич Стессо казался нам прямым ближайшим наследником Петипа, и мы часто недоумевали: почему же он возится с нами в Херсоне, а не командует солистками и шеренгами кордебалета на сценах Москвы или Ленинграда? По протекции нашего руководителя мы попали на выступление гастролировавшей у нас всего один день великой танцовщицы Лепешинской. Если в первые минуты вопрос "А я смогу так?" еще возникал подсознательно, то затем он отступил, как отступило и померкло все окружающее, кроме сцены. Тогда я впервые по-настоящему увидела то, что принято теперь называть словами "удивительный мир движений". Да, это был новый, прекрасный, ослепительный мир, и, когда спектакль кончился, даже не верилось, что перенес нас туда один человек.

Вскоре студия закрылась - не хватило родительских паев. Н.В. Стессо пригласил Ларису и еще одну девочку продолжать занятия в кружке, который он вел в одном из клубов. Там подружки попали в почти взрослую клубную жизнь: им "ставили номера", они танцевали на вечерах самодеятельности, проходили на вечерние киносеансы. И все же атмосфера была уже не той, и Лариса решила расстаться с танцами. Нельзя сказать, что решение это далось ей легко. Это не значило, что она рассталась с мечтой. Ведь у нее уже была гимнастика...

Гимнастика мне очень нравилась, как нравятся движения любому ребенку и как искусство красивых движений любой девочке. Я привыкла лазить по деревьям и чердакам и подтягиваться на импровизированных перекладинах из труб, пробегать бегом по каменным парапетам и прыгать со скакалочкой. В окончании моей танцевальной карьеры решающую роль сыграло то, что параллельные, казалось бы, курсы балета и гимнастики все же скрестились.

"Оставьте вы, Лариса, гимнастику - она вас огрубит, закрепостит мышцы, и вообще это не искусство, разве что к цирку ближе", - говорил мне вежливо, картинно заламывая руки, Николай Васильевич Стессо.

"Брось, Лора, свой гопак, - сердито говорил мой первый тренер Михаил Афанасьевич Сотниченко. - Это несерьезное дело. Только мешает спорту. А в гимнастике у тебя что-то стало получаться".

Что-то получалось и с гопаком. Но я верила Михаилу Афанасьевичу. Детство и юность быстро улавливают фальшь и правду. А каждое слово моего первого тренера, школьного учителя, всегда было правдой.

Гимнастика все больше входила в жизнь Ларисы. В 1950 году она выполнила первый разряд и в составе сборной команды школьников Украины отправилась на всесоюзное первенство в Казань. Однако выступление сложилось неудачно: юная гимнастка получила ноль на перекладине и долго потом переживала, в одиночку заливаясь слезами. Именно тогда Лариса усвоила одно твердое правило: смейся со всеми, плачь в одиночку.

После Казани Лариса тренировалась с удвоенной энергией и уже в 9-м классе выполнила норматив мастера спорта. В Херсоне на городском стадионе ей торжественно вручили значок и удостоверение. Она стала первым мастером спорта СССР в своем родном городе. В 1953 году Лариса окончила школу с золотой медалью и собиралась ехать в Киев поступать в политехнический институт. Почти одновременно из Москвы ей прислали вызов на всесоюзный сбор в Братцево, где готовилась сборная команда СССР, выезжающая на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухарест. Решающие контрольные отборочные соревнования она прошла достойно и вскоре получила заветный синий шерстяной костюм с белой "олимпийской" полоской на шее и буквами "СССР".

В столице Румынии были выиграны первые в спортивной карьере Ларисы Дирий золотые медали на соревнованиях международного масштаба.

В Киеве студентка электротехнического факультета политеха Лариса продолжала тренировки под руководством Заслуженного тренера СССР Александра Семеновича Мишакова. Спорт уже властно захватил ее и требовал все большего и большего внимания. Из простого увлечения он перерастал в дело жизни. Ей все яснее становилось, что надо избирать путь, где будущая профессия будет связана со спортом. А когда это стало очевидным, она перешла учиться в Институт физической культуры.

Шло время, и однажды в июньский день 1954 года мы очутились в Вечном городе - Риме. Тринадцатое первенство мира, а для советских гимнасток - первое. И проходило оно в небывалых условиях: под открытым небом, в тени градусник показывал больше сорока градусов, к снарядам было страшно подходить. К счастью, мы начинали с вольных упражнений. Помню ощущение неожиданной легкости, с которой я вышла на ковер и начала разбег. Повороты, высокие прыжки, прыжок с поворотом - все получалось, и получалось совсем неплохо. Я закончила упражнение и услышала аплодисменты.

Соревнование продолжалось упражнением в равновесии на бревне. У меня окончательно пересохли губы, и казалось, что пот обязательно хлынет в глаза, и знойный воздух казался густым туманом. Я шептала себе: не упаду, не упаду, и моментально забыла, что совсем недавно выступала с такой легкостью. Соскок. Совершенно обессилевшая, я думала: нет, так выступать нельзя. Тем временем Соня Муратова выбыла из борьбы, получила вывих локтевого сустава. Лидировала Мария Гороховская , следом за ней шла отлично прыгнувшая Тамара Манина , и неподалеку занимали места Галина Шамрай и я. Волнение было очень велико.

После первого дня соревнований мы прочитали в вечерних газетах: "Россия имеет бесспорное преимущество. Советские гимнастки спокойны, хладнокровны, обладают прекрасным стилем и имеют безусловное превосходство перед соперницами в исполнении упражнений по обязательной программе". Знал бы автор этих строк, чего стоило нашим девушкам каждое выступление.

Под утро я решила: самое страшное позади. На этот раз мы начинали в десять часов, и трибуны стадиона были заполнены зрителями, защищавшимися от солнца самыми разными способами. Нам аплодировали заранее, еще до выступления. И вольные наши заискрились, заиграли. Позже мне показали перевод статьи известного немецкого гимнаста Г. Дикхута, где были и такие строки: "То, что продемонстрировала нам юная Лариса Дирий, мы видим очень редко... Это была чистейшая акробатическая работа, в которой проявилась и отменная балетная школа, и чудесное музыкальное чутье, что обеспечивает гармонию в сложных упражнениях. Это образцовая демонстрация мастерства международного класса".

Подлинной демонстрацией мастерства были вольные упражнения Тамары Маниной. Самая высокая оценка в произвольной программе, самая большая сумма и золотая медаль чемпионки мира. Тамара - чемпионка мира. Я верила и не верила в это, и радовалась успеху подруги, удивлялась и отгоняла мысль, что тоже смогу выступить хорошо, ведь я - в группе лидеров. Однако тяжкий груз лидерства тогда мне был явно не по силам. Сорвалась с брусьев! Совершенно справедливо потери были оценены в два балла. Допустили срывы и Тамара Манина , и опытнейшая Мария Гороховская . К счастью, Галя Шамрай выдержала все изнурительные перипетии борьбы и смело атаковала вершину, о которой мы, по правде говоря, боялись думать.

Сборная СССР завоевала первое место, а Лариса Латынина (Дирий) в ее составе получила первую золотую медаль чемпионки мира.

До Мельбурна оставалось два года. Лариса и ее тренер Александр Семенович Мишаков искали особый стиль, где спорт гармонично сочетался бы с артистизмом. Поиск шел не просто. Порой приходилось слышать упреки: "Тащишь балет в гимнастику, а здесь не надо переживания показывать".

Семеныч учил нас думать, самостоятельно решать что-то на каждой тренировке. Впрочем, импровизацию он признавал тогда в очень определенных границах. "Ты сначала выучи, повтори, а потом уже жди искры Божьей", - говорил он мне. И я учила и повторяла десятки и сотни раз.

В марте 1956 года Лариса выиграла в Киеве крупные международные соревнования, победив Тамару Манину, Софью Муратову и Галину Шамрай. Позади были чешка Ева Босакова и венгерка Агнеш Келети . Причем выиграла многоборье и победила на трех снарядах. В мае в Баку Л. Латынина выиграла Кубок СССР. Затем последовал чемпионат СССР и две золотые награды за прыжок и вольные упражнения. Это означало, что фирменный стиль Ларисы пришелся судьям по душе.

И вот наступило 3 декабря 1956 года. Команда в составе П.Астаховой, Л.Калининой, Л.Латыниной, Т.Маниной, С.Муратовой, Л.Егоровой вышла на олимпийский помост Мельбурна. Все - дебютантки Олимпиады.

"Сделай все, как умеешь, как уже делала, и выступишь хорошо", - говорил мне Александр Семенович. Раньше эти слова посеяли бы у меня множество сомнений, а теперь опыт уже подсказывал: да, пожалуй, это верно. Я видела по тренировкам, что делаю многое не хуже признанных мастеров.

После двух снарядов - лучшая из нас Соня Муратова на третьем месте, а я на шестом. После прыжков мы выходим командой на первое место и выигрываем уже больше балла. Вот теперь можно спокойно разобраться и в личных шансах - впереди целый день отдыха. Итак, в многоборье на первом месте румынка Елена Леуштяну. Агнеш Келети , как мы и ожидали, подвели прыжки - она на четвертом... На втором месте Соня, на третьем я. Между нами и лидером тысячные доли баллов, и Тамара, занимающая пятое место, проигрывает Келети немного. Значит, все впереди. "Третье место - это очень хорошо для тебя, - сказал мне Мишаков, - но надо еще удержаться".

"Сделай все, как уже делала", - повторяла я себе перед прыжком. Не знаю, был ли это высокий автоматизм навыка, как мне говорили потом, или что-то другое, но из всего прыжка я помнила только приземление в доскок. То, что оценка была самой высокой за весь день, я узнала позже. Но вот прошли вольные: и у Агнеш Келети , и у меня наибольшие и равные суммы. Этой победе я радовалась тогда еще безотчетно, а потом уже осознавала ее как личное достижение, как преимущество стиля. Видимо, в эти часы я поверила в себя, после перерыва на брусьях выступала легко, спокойно и получила высшую за все дни в Мельбурне оценку у женщин - 9,6. Это же дало мне в сумме второе место за Келети и серебряную медаль.

Итак, равновесие на бревне. Это был тот момент XVI Олимпийских игр, когда спокойствие покинуло меня. Сначала я чувствовала себя на бревне закрепощенным манекеном, а потом, когда движения все же обрели легкость, думала: не сорваться, не сорваться. Это очень плохой рефрен. Под него забываешь обо всем другом. Ну может ли актер зажечь зрителя, если во время монолога он повторяет про себя: "Не забыть, не забыть". Он-то не забудет, но его быстро забудут. После Мельбурна мне удалось от такого рефрена избавиться. Казалось, не полторы минуты, а полтора часа прошло, пока я не соскочила с бревна. Вот и оценка. Я не успеваю еще воспринять ее, но понимаю, коль меня целуют и обнимают и Лина и Лида и бегут ко мне все девочки, - победа!

На теплоходе "Грузия" мне вручили значок и удостоверение Заслуженного мастера спорта СССР и торт. То и другое полагалось в нашей делегации за золотые медали. Значок - индивидуальный, торты - на всех, кто зайдет в каюту. Долго, долго шла "Грузия"...

Я помню много встреч на Родине, но эта первая после первых моих Олимпийских игр была особенно неожиданной. До тех минут, пока не сошли на заснеженный владивостокский берег, все мы жили в мире спорта. В олимпийском ли смешении народов, или в своей делегации, или в зале, полном зрителей, мы все же были в привычном окружении людей, которые знали цену и спорту, и победам, и поражениям. И только здесь поняли, как много людей, казалось бы, непричастных к спорту ждали нас, ждали победы, следили и переживали, радовались и огорчались.

Наш поезд из Владивостока люди встречали на всех станциях и в такие часы, когда самое время было спать и нам, и встречавшим. Больше 8 суток шел поезд, и все это время в наших купе, на платформах станций, даже там, где поезд миновал полустанки и разъезды, мы чувствовали нечто несравненно большее, чем доброжелательное любопытство и внимание. Мы ощущали признание, признание народа, признание великой страны.

Два абсолютных чемпиона мира - ученики одного тренера - такого еще не бывало в мировой гимнастике!

Мне удалось завоевать первые места в прыжках и на брусьях.

Поздравляя Тамару, которая стала чемпионкой мира в упражнениях на бревне, шепнула ей:

Тамар, а ведь я жду ребенка.

А, - махнула рукой Тамара, - вечно ты что-нибудь несусветное выдумаешь.

Профессор оказался прав: моя Танюшка родилась здоровой, подвижной девочкой. Прошло десять дней после ее рождения, мне исполнилось 24 года. Я была счастливой мамой.

Чего же еще желать? Я обладала высшими титулами в гимнастике... Но все это уже состоялось. И вновь я ждала, считая по пальцам, сколько пройдет времени, когда смогу вновь по-настоящему с головой окунуться в наш бурлящий прекрасный мир спорта. Ноги сами вели в гимнастический зал.

Наступила весна, я прощалась с институтом. Не буду скрывать, меня радовал диплом с отличием.

Впереди была подготовка ко II Спартакиаде народов СССР. Я возвращалась. Пусть трудно, мучительно, но возвращалась.

И вот заседание тренерского совета, особых поводов для волнения нет: команда Украины - шесть человек, мне должно найтись там место. Место нашлось, но услышала я и такие комментарии:

За весь сбор не сделала ни одной комбинации до конца. Что же, и в Москве за нее Мишакову придется выступать?!

В сборной команде СССР очень сильна Полина Астахова , на подъеме Лида Иванова-Калинина, ставшая чемпионкой СССР в 1958 году. Тогда, после первенства, прозвучал шуточный экспромт: "Пожелаем мы Калининой побеждать и при Латыниной". Ну что же, сейчас при мне нехитро победить. Готовы победить и Тамара, и Соня. А может быть, и кто-то другой. Вот в Воронеже выросла Тамара Люхина - тоненькая, миниатюрная, точеная девочка.

Москва, Спартакиада. И я опять четвертая. Ни одной золотой медали. Одна серебряная - в прыжках. Но мне радостно. Все-таки я вернулась. Ничего, что сегодня абсолютная чемпионка СССР Лина Астахова гораздо сильнее меня. Ничего, что впереди меня старые соперницы и подруги. Команду Украины я не подвела - вторая за Линой. Четвертая в Союзе, значит - снова в сборной. Так разве за год, что отделяет Спартакиаду от Олимпийских игр, я не сумею прибавить?

Это будет очень тяжелый год, - задумчиво сказал мне тогда Семеныч.

"Многим казалось, что Лариса уже не сможет вернуться к трофеям на гимнастической арене" - это слова из газеты. Они написаны уже после Олимпийских игр в Риме. Но сказаны они были до начала Игр. Римская Олимпиада отмечена острейшим соперничеством между двумя выдающимися советскими гимнастками - Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой.

Мы начали с прыжков. Лучшая оценка у Сони - 9,566. У меня - 9,533. Лина получает 9,466. После второго вида, где Лина, блестяще выполнив на брусьях всю комбинацию, получает 9,8, а я 9,7, она становится лидером. Ни до Рима, ни в Риме, ни после Рима я никогда не занималась во время соревнований подсчетами и своих и чужих оценок. Если Семеныч и планировал что-то для себя, он показывал мне все записи после соревнований: сошлось, не сошлось. Но когда назвали сумму лидера и следующую мою, считать было нечего - я проигрывала тридцать три тысячных. И очень спокойно я отправилась выступать на бревне. Здесь меня "шатнуло", и совершенно справедливо последовали "сбавки" и результат - 9,366. Затем - отличное выступление Лины - 9,5. После того как за вольные мы получили равные оценки, выяснилось, что Астахова впереди меня на 177 тысячных, почти на две десятых. Много это или мало?

В упражнениях на снарядах при действовавших тогда условиях зачета советские гимнастки завоевали 8 медалей из 12 возможных: 3 золотые - одна командная, две - у Н. Ким (прыжок, вольные упражнения), 4 серебряные - Л. Турищева (прыжок, вольные упражнения), О. Корбут (упражнения на бревне), Н. Ким (многоборье), бронзовую - Л. Турищева (многоборье) и набрали около 74 процентов возможных зачетных очков. Несомненный успех. Но...

Большой спорт - это нередко и большие интриги. Не миновала чаша сия и Ларису Семеновну. После Монреаля ее обвинили в том, что наши гмнастки уступили абсолютное первенство румынской спортсменке. Говорили: мол, гимнастика уже не та, Латынина проповедует женственность, а нужны трюки, скорость и сложные элементы... В 1977 году, устав от незаслуженных упреков, исходящих от спортивных чиновников, Лариса Семеновна, не видя дальнейшей возможности работать в таких условиях, подала заявление об уходе с тренерской работы.

В течение четырех лет Л.С. Латынина работала в Организационном комитете "Олимпиада-80", где курировала подготовку и проведение соревнований по гимнастике. После привычной тренерской работы она осваивала новое для себя поприще: занималась вопросами строительства и оборудования гимнастических залов, обеспечения спортсменов формой и необходимым инвентарем и т.д., представляла оргкомитет на всех проводившихся в те годы крупнейших международных соревнованиях по гимнастике, в том числе на чемпионатах мира и Европы.

Затем работала в Спорткомитете города Москвы, на протяжении 10 лет была старшим тренером сборной команды Москвы по гимнастике. За эти годы столичные гимнастки выиграли Спартакиаду народов СССР, Кубок СССР.

В 1990 году Л.С. Латынина работала в Фонде милосердия "Физкультура и здоровье", который возглавила Заслуженный мастер спорта трехкратная олимпийская чемпионка Тамара Пресс , до 1992 года Лариса Семеновна была заместителем директора Фонда. В 1997-1999 годах работала заместителем генерального директора совместного российско-германского предприятия "Гефест". С 1991 года и по настоящее время она - член бюро Союза спортсменов России.

Л.С.Латынина - Заслуженный мастер спорта (1957), Заслуженный тренер СССР (1969), Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1997). Она награждена орденом Ленина (1957), орденом Дружбы народов (1980), тремя орденами "Знак Почета" (1960, 1969, 1972), орденом Почета (2001), медалями. За выдающиеся заслуги президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч вручил Л.С.Латыниной в 1991 году серебряный орден Международного олимпийского комитета. "Детская" ветвь ЮНЕСКО - ЮНИСЕФ - наградила Латынину "Золотым камертоном". Имя Ларисы Латыниной внесено в уникальный список спортсменов в Нью-Йорке - "Холл Олимпийской славы". В 2000 году на Олимпийском балу в номинации "Лучшие спортсмены России ХХ века" она включена в эту великолепную десятку, а по опросу ведущих мировых спортивных журналистов, Латынина, наряду с Александром Карелиным, была названа в числе 25 выдающихся спортсменов столетия.

Перу Л.С. Латыниной принадлежат книги "Солнечная молодость" (на украинском языке, 1958), "Равновесие" (1970, 1975), "Как зовут эту девочку" (1974), "Гимнастика сквозь годы" (1977), "Команда" (1977). Она печаталась в журналах "Огоньек", "Знамя", "Театр", "Физкультура и спорт", "Спортивная жизнь России", принимала участие в телевизионных программах.

Я через многое прошла. Дважды была замужем. Но в конце концов мне повезло, я встретила Юру.

Юрий Израилович Фельдман - доктор наук, профессор, академик, работал генеральным директором завода "Динамо", ныне является советником генерального директора Акционерной электротехнической компании "Динамо". У нас с ним полное взаимопонимание, общие интересы. Я, например, всю жизнь любила заниматься цветами. Когда построили дом, появилась возможность создать зимний сад. И муж тоже заболел этой страстью. Зайдет в цветочный магазин, увидит какого-нибудь красавца с шелковистыми листочками и везет домой. Однажды я лежала в больнице. Юра купил пальму, поставил ее в зимнем саду, сфотографировал и снимок привез мне: "Чтобы по дому не скучала..." А познакомились мы благодаря все тому же спорту. Юра - в прошлом велосипедист, гонялся в одно время с олимпийским чемпионом Рима Виктором Капитоновым. Так случилось, что в 1985 году мы вместе отдыхали в Подмосковье, в доме отдыха "Вороново". Мой будущий супруг пригласил меня как-то поиграть в теннис, а когда узнал, что я не умею держать в руках ракетку, предложил мне учиться этой игре и тренироваться вместе с ним на теннисном корте. С тех пор теннис стал серьезным увлечением для нас обоих.

Мы венчались в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на территории завода "Динамо". В реставрации этой церкви Юра, еще будучи главным инженером завода, принимал самое активное участие.

У семейной четы Ларисы Латыниной и Юрия Фельдмана есть еще одно общее увлечение. С юности Лариса Семеновна любит петь, а Юрий Израилович в студенческие годы был солистом популярного вокально-инструментального ансамбля "Искатели". Ныне они поют дуэтом, чаще романсы, которые доставляют им несказанную радость. На протяжении нескольких лет они вместе играют в теннис и бильярд.

В начале 1990-х годов Л. Латынина и Ю. Фельдман получили участок земли в 12 соток, начали строительство собственного дома. Впоследствии им посчастливилось взять в аренду еще почти 3 гектара. Теперь здесь есть все, что нужно для жизни и о чем раньше можно было лишь мечтать: рукотворный пруд, теннисный корт, теплицы и приусадебное хозяйство, где обитают их многочисленные питомцы - корова Малышка, бычок Буржуй, телочка Майка, лошадки Ночка и Звездочка, козочки, индюки, куры, семь кошек, огромная кавказская овчарка по кличке Лотт... Супруги посадили фруктовый сад (более ста корней), а недавно заложили целый сосновый бор. Лариса Семеновна разводит цветы, не чурается любой привычной с детства работы по саду и огороду, ухаживает за животными. Им помогают в этом друзья семьи - Анатолий и его жена Валентина.

Вместе с ними рядом обустроились сын Ю.И. Фельдмана Сергей с супругой Ириной и внуком Юрой, а также брат мужа Яков Израилевич.

Когда-то у меня была мысль отдать свою дочку Таню в балет. Но не решилась. Танюша два месяца посещала секцию художественной гимнастики, потом занималась прыжками в воду, и неплохо, пока не "заработала" воспаление среднего уха. В конце концов я отдала ее в моисеевскую школу. Окончив ее, Таня 15 лет танцевала в ансамбле "Березка". Объездила весь мир, и вот на гастролях в Венесуэле познакомилась с будущим мужем - Ростиславом Ордовским-Танаевским Бланко.

Поначалу я была категорически против. Муж - иностранец! Но разве они спрашивали меня. Успокаивало одно, что у Ростислава есть русские корни. Его прадед был губернатором Тобольска. В 1918 году он вместе с семьей уехал в Югославию. Там родился отец Ростислава, который, несмотря на то, что жил вдали от Родины, прекрасно владел русским языком, знал нашу историю, литературу. Он и сына научил родному языку, хотя Ростислав наполовину испанец и родился в Венесуэле.

Ироничная Лариса Семеновна любит называть себя "бабушкой русской гимнастики". Однако свежие мысли о социальной роли спорта, о путях развития ее любимой гимнастики дают право назвать Латынину поэтом, романтиком прекрасного мира движений. Недавно ее включили в состав Попечительского совета Кубка мира по латиноамериканским танцам.

Л.С. Латыниной сродни по духу, по мыслям поэзия С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Бродского. Она предпочитает музыку Рахманинова. Выделяет выдающихся мастеров балета - М.Плисецкую, У.Лопаткину, Р.Нуриева, М.Барышникова. Более 30 лет ее связывает дружба с солистами балета театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Галиной Савариной и Михаилом Салопом. Среди других ее увлечений - живопись и театр. Она является поклонницей творчества Т.Шмыги, О.Остроумовой, Л.Гузеевой, В.Гафта, А.Миронова. Любимыми фильмами считает "Жестокий романс" и "Унесенные ветром".



  • Разделы сайта