Кто входит в совет учредителей вада. Чертова дюжина. кто в вада будет решать судьбу россии

ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство, англ. World Anti - Doping Agency - WADA , фр. Agence mondiale anti-dopage - AMA ) - независимая организация, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета (МОК).

ВАДА была учреждена 10 ноября 1999 в Лозанне, Швейцария для координации борьбы с применением допинга в спорте.

В 2001 штаб-квартира ВАДА переехала в Монреаль, Канада.

Текущий председатель организации - бывший министр финансов Австралии Джон Фейхи .

Первоначально ВАДА получала финансирование от МОК, но сейчас МОК финансирует ВАДА лишь наполовину. Остальное финансирование ВАДА получает от правительств стран мира.

Основным документом ВАДА является Всемирный антидопинговый кодекс , последняя редакция вступила в силу с 2009 года. Борьба с допингом регламентируется так называемыми Международными стандартами:

Для тестирования, для лабораторий, для терапевтических исключений и Запрещенный список.

ВСЕМИРНОЕ АНТИДОПИНГОВОЕ АГЕНТСТВО - ВАДА (World Antidoping Agency - WADA).

Борьба с применением допинга в спорте, которую МОК вместе с международными федерациями по видам спорта вел во второй половине XX века, серьезных результатов не принесла. Напротив, за этот период список запрещенных препаратов и методов увеличился многократно.

Применение допингов проникло в детский, юношеский и массовый спорт. Учитывая трудности и препятствия, с которыми сталкивалось мировое антидопинговое движение (а, следовательно, и недостаточную эффективность самого антидопингового контроля на международном и национальных уровнях.

Высший орган ВАДА - совет учредителей. Из 36 его членов 18 представляют олимпийское движение (МОК, континентальные и национальные олимпийские комитеты, международные спортивные федерации). Остальные 18 мест предоставлены представителям правительств стран-участниц.

Устав ВАДА позволяет этой организации активно влиять на ход допинг-контроля на ответственных соревнованиях: определять процедуру забора проб, список запрещенных препаратов, стандарты проведения анализов, аккредитацию антидопинговых лабораторий, проведение научно-исследовательских, информационных и образовательных программ.

В своей деятельности ВАДА делает основной акцент на допинг-контроль, научные исследования, образование, содействие принятию всемирного кодекса против применения допинга и помощь в разработке соответствующих национальных законов.

Процедура прохождения Допинг–Контроля (по материалам Всемирного Антидопингового Агентства вада) Процедура прохождения контроля за допингом

Следующее шаги применяются во всех процедурах допинг-контроля:

  1. Выбор спортсмена

Вы можете быть отобраны для того, чтобы пройти контроль на соревнованиях, тренировочных сборах, в вашем доме, или в любом другом местоположении в течение года с уведомлением, или без него. Как правило, спортсмен отбирается для тестирования в соревновании в результате занятого высокого места, или методом случайного выбора .

  1. Уведомление спортсмена

Вас всегда уведомят о проведении личного допинг-контроля. Сотрудник проводящий контроль (DCO) сообщит вам о том, что для контроля выбрали вас, и огласят требование предоставить под контролем образец мочи. Вам также сообщат о ваших правах и обязанностях относительно допинг-контроля, включая ответственность оставаться в пределах обозначенной зоны на виду у сотрудников, проводящих Контроль до завершения процедуры процесса сбора мочи. После того, как вы поймете свои права и обязанности вы должны будите подписать специальное соглашение о согласии на допинг-контроль.

Опроверг информацию о том, что Россия либо прекратит финансировать ВАДА, либо сократит размер взноса в эту организацию.

- Предусмотрен проект бюджета, никто не собирается его отменять. Речь идет о перераспределении денег в Фонд ЮНЕСКО по борьбе с допингом. В связи с тем, что мы самые большие доноры в этом фонде, все страны 3–5 тысяч долларов платят. В следующем году ЮНЕСКО на территории нашей страны проводит совещание министров спорта, мы в рамках общего взноса в Фонд ЮНЕСКО перераспределили деньги, вот и все, 50 тысяч оставили на фонд по борьбе с допингом, а 100 тысяч отдали ЮНЕСКО на организацию этого мероприятия, - сказал Мутко для bfm.ru. - Простейшее, из двух пунктов решение, которое подано совершенно неквалифицированно. Мне уже последовал запрос из ВАДА, на самом деле, пока речь об этом не идет, это совершенно разные две вещи - ЮНЕСКО и ВАДА. Неправильно говорить, что в случае отсутствия финансирования в адрес ВАДА со стороны той или иной страны, она не имеет права участвовать в дальнейшем в мировых соревнованиях. Хотя при ратификации конвенции ЮНЕСКО каждая страна взяла на себя некие обязательства. В данном случае Россия взяла на себя обязательства: принять специальные законы, финансировать вместе с другими странами ВАДА. Финансирование ВАДА осуществляется по определенной формуле, которую рассчитывает Совет Европы между странами. То есть общий взнос от европейских стран, и в связи с этим общий взнос европейских стран, которые делятся между странами. И ежегодная такая некая формула высчитывается, каждой стране предлагается некий взнос. А вот фонд по борьбе с допингом - это добровольный взнос, туда вы можете платить, а можете - нет. Если вы не видите эффективности или какие-то у вас вопросы, вы можете не платить, это не обязательно. Сумма, которую Россия платит ВАДА, она публичная. Мы ежегодно платим, от курса все зависит, до миллиона долларов там обязательный платеж есть, и в фонд - от 600 до 700 тысяч. Это ежегодный платеж. И добровольный взнос в фонд ВАДА. Как мы видим, доля внесенного ни на что влиять не может. На сегодняшнее решение CAS российская сторона огорчится, даже больше скажу, расстроится, потому что это решение мало того, что не гуманное, оно не в области правового поля, с точки зрения юридической, его обосновать невозможно, мы это не понимаем. Даже если не доказаны обвинения, которые тиражируются, что государство в чем-то виновато, тогда причем здесь спортсмены? Вот это нам никак понять невозможно. Поэтому, конечно, с этим мы не смиримся, я думаю, что есть процедура еще одна как минимум - Гражданский федеральный суд Швейцарии. Я надеюсь, что в среду мы сформулируем свою позицию, в ближайшее время, я думаю, что наш Паралимпийский комитет продолжит и будет подан в суд туда, мы окажем всяческое содействие.

В ноябре 2015 года, напомним, независимая комиссия ВАДА обвинила Россию в нарушении целого ряда антидопинговых правил.

Скептики, однако, опасаются, что в результате реформы организация, продемонстрировавшая свою предвзятость и ангажированность, может не «исправиться», а усилиться


Главы национальных антидопинговых агентств 17 стран мира выдвинули предложение о реформировании Всемирного антидопингового агентства (WADA). Инициатива принадлежит лидерам антидопинговых организаций Австрии, Австралии, Дании, Германии, Канады, Ирландии, Японии, Новой Зеландии, Нидерландов, Норвегии, Сингапура, Швеции и Швейцарии. Предложение поддержали даже профильные структуры Великобритании и США - главного бенефициара допинговых скандалов последнего времени.

Проштрафившаяся организация

Всемирное антидопинговое агентство WADA за последний год практически постоянно присутствовало в центре внимания мировых СМИ. В основном это было связано с недопуском российских атлетов, в том числе и членов паралимпийской сборной, к олимпийским состязаниям в Рио-де-Жанейро. Основанием для решения послужили признания бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, уехавшего некоторое время назад в США: он заявил, что российские спецслужбы якобы подменяли все допинг-пробы российских атлетов во время Олимпийских игр в Сочи. Любопытно, что по версии российских правоохранительных органов, сам экс-глава лаборатории и по продаже допинга российским спортсменам, которых потом и сдал.

Слова Родченкова позднее подтвердили российская бегунья Юлия Степанова и ее муж Виталий. Оба, так же как и Родченков, уже некоторое время проживают в США.

На основании заявлений нескольких информаторов антидопинговое агентство пришло к выводу, что российские атлеты поголовно используют запрещенную спортивную химию, хотя в отношении большинства россиян никаких объективных данных о применении допинга не было. Международный Олимпийский комитет принял соломоново решение, отдав вопрос о допуске россиян на рассмотрение спортивных международных ассоциаций. В результате в тех организациях, где Россия имела хорошее представительство, наши спортсмены оказались допущены к Олимпиаде в Рио; там же, где спортивные чиновники не были связаны с Москвой - атлетов отстранили.

Дискриминацию российских спортсменов с энтузиазмом поддержали западные СМИ. Однако вскоре многие страны задумались о последствиях такой спортивной политики. Да и WADA однозначно показало, что не является беспристрастным арбитром. Готовясь к финальной битве допинговой войны, агентство ухитрилось уничтожить сразу 30 тысяч допинг-проб американских атлетов, сделав невозможным их перепроверку на применение запрещенной химии. Дело касалось образцов, взятых у спортсменов с 1990 по 2016 годы. По официальной версии, озвученной руководство организации, во всем оказалась виновата уборщица из клиринговой компании, которая якобы «случайно повалила» стеллажи в американской секции хранения проб.

Разумеется, СМИ не преминули отметить, что «зачистка хвостов» поставила американских спортсменов в привилегированное положение в сравнении с атлетами из любых других стран.

Что необходимо поменять?

Сторонники реформы WADA прежде всего предлагают запретить руководителям организации занимать посты в других спортивных структурах. В настоящее время, например, британец Крейг Риди не только возглавляет антидопинговое агентство, но и является вице-президентом Международного олимпийского комитета.

Во-вторых, реформаторы хотят лишить спортивные организации функций по тестированию спортсменов и расследованию спорных ситуаций. Это позволит избежать конфликта интересов в случаях, когда организациям приходится расследовать дела в отношении самих себя. С другой стороны, это может снизить автономность спортивных ассоциаций, благодаря которой часть российских спортсменов все же оказалась допущена к Олимпиаде.

Кроме того, предлагается расширить полномочия WADA по расследованию и наложению санкций и увеличить финансирование структуры.

Предложенные изменения, вероятно, не устроят Россию, полагают комментаторы. Ведь по сути, они усиливают организацию, ярко продемонстрировавшую свою ангажированность и пристрастность по отношению к РФ. Ранее глава Минспорта России Виталий Мутко заявлял, что из-за непоследовательности организации и применения двойных стандартов.

допинг ,

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) было создано по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) 10 ноября 1999 года. Юридическим основанием стала Лозаннская декларация, принятая на Первой всемирной конференции по допингу в спорте. Она была созвана в феврале 1999 года в связи с допинговым скандалом на «Тур де Франс-1998».

Штаб-квартира агентства находится в Монреале (Канада), региональные офисы - в Кейптауне (ЮАР), Токио (Япония), Лозанне (Швейцария) и Монтевидео (Уругвай).

WADA проводит научные исследования, реализует образовательные программы, осуществляет аккредитацию допинг-лабораторий, утверждает международные стандарты и следит за выполнением Международного антидопингового кодекса. Он вступил в силу 1 января 2004 года и на сегодняшний день принят более чем 660 организациями.

С 2000 по 2001 год МОК выделил WADA $18,3 млн. С 2002 года агентство финансируется в равных долях спортивным движением и правительствами пяти олимпийских континентов. Европа предоставляет 47,5% второй части суммы, Америка - 29%, Азия - 20,46%, Океания - 2,54%, Африка - 0,5%.

Глава WADA по очереди избирается из представителей МОК и стран. Действующий президент - вице-президент МОК Крейг Риди. Высшим органом принятия решений WADA является правление. В него входят 38 членов - по 19 человек от МОК и государств. Наиболее широко представлены Европа и Америка - шесть и пять членов соответственно. В структуру WADA также входят: исполнительный комитет (по шесть человек от МОК и континентов), пять комитетов и семь экспертных групп.

Решения, принятые агентством, могут быть обжалованы в Спортивном арбитражном суде (CAS). WADA также имеет право обратиться в CAS.

Национальные антидопинговые организации


Список национальных антидопинговых организаций (НАДО) включает 139 ведомств. Согласно WADA, решения о создании данных агентств могу принимать правительства, парламенты или национальные олимпийские комитеты.

Сфера деятельности НАДО включает в себя проверку (сбор проб) спортсменов во время и вне соревновательного процесса, в том числе иностранных спортсменов, если турнир проводится в стране, где располагается антидопинговая организация. Кроме того, национальные антидопинговые организации выносят решения за нарушение антидопинговых правил, а также продвигают ценности WADA. Контроль исполнения положений Всемирного антидопингового кодекса, а также деятельности этих организаций осуществляет WADA. Совет учредителей WADA может приостанавливать работу национальных антидопинговых организаций из-за несоответствия кодексу до момента устранения нарушений.

Например, 18 ноября 2015 года в список не соответствующих кодексу организаций попали антидопинговые ведомства России (уничтожение допинг-проб), Андорры, Израиля (оба - несоответствие положений кодекса и антидопинговых правил ведомств), Аргентины, Боливии и Украины (все - проведение тестов в неаккредитованных лабораториях). 5 января и 22 февраля 2016 года службы Израиля и Аргентины были исключены из черного списка после устранения нарушений. Кроме этого антидопинговые комитеты Испании, Франции, Бразилии, Бельгии, Греции и Мексики были помещены под «особый контроль» WADA.

Ноябрь 17, 2011

Развитие спорта в последние десятилетия породило еще одну значимую проблему, без эффективного решения которой добиться честной конкуренции в соревновательной деятельности не представляется возможным. Эта проблема заключается в применении допинговых препаратов и методов, которые, с одной стороны, оказывают негативное влияние на организм спортсмена, с другой – ставят под сомнение честность и справедливость спортивной борьбы, а, стало быть, и результат соревнования.

Как показала многолетняя соревновательная практика, решить проблему допинга силами отдельных спортивных организаций и федераций нельзя; здесь нужны объединенные усилия всего международного спортивного сообщества, требуется правовая база и особые контрольные органы с определенными правами и полномочиями.

Для обоснования этого положения обратимся к фактам. Допингом, как средством увеличения мощности и выносливости организма, спортсмены пользовались с глубокой древности. Античные греческие атлеты, как известно, использовали специальные добавки к пище и микстуры для стимулирования мышечной и мозговой активности. Стрихнин, кофеин, кокаин и алкоголь часто использовались велосипедистами и марафонцами в XIX столетии. Томас Хикс бежал к победе на Олимпийском марафоне 1904 г. в Сент-Луисе, принимая по ходу трассы смесь из сырых яиц, стрихнина и бренди. В тот же период обычным стало применение допинга для скаковых лошадей. Стремясь одержать победу любой ценой и получить крупные суммы на ипподромных тотализаторах, владельцы лошадей и жокеи добавляли в пищу и кровь скакунов стимулирующие вещества, стараясь повысить скорость их бега.

К началу 1920-х гг. допинг стал быстро распространяться в среде спортсменов и уже тогда отдельные органы управления спортом стали осознавать необходимость правового регулирования этого процесса. В 1928 г. Международная любительская федерация (IAAF) впервые выступила с инициативой запрещения допинга в виде стимулирующих веществ. Многие федерации последовали примеру IAAF, однако эти ограничения оказались малопродуктивными в связи с тем, что не было выработано механизма отбора проб и проведения допинг-контроля.

Тем временем проблема допинга в спортивной среде все более обострялась. В 1930-х годах были синтезированы первые искусственные гормоны, которые открыли возможность управлять обменом веществ в организме человека. Часть спортсменов и тренеров стала экспериментировать с гормонами, пытаясь с их помощью увеличить мышечную массу, силу и выносливость. Несовершенство первых препаратов и методик привело к тому, что многие спортсмены, применявшие допинг, подорвали свое здоровье. Не обошлось и без летальных исходов. Так, на Олимпиаде 1960 г. в Риме прямо на трассе скончался датский велогонщик Нуд Энемарк Йенсен, в крови которого были впоследствии обнаружены следы амфитамина. Спустя семь лет трагический случай со смертельным исходом на трассе повторился. На этот раз жертвой допинга стал велосипедист Том Симпсон, который скончался в ходе гонки Тур де Франс.

Тяжелые последствия применения допинга активизировали работу многих авторитетных спортивных организаций по выработке тестов и процедур допинг-контроля. В 1966 г. Союз велосипедистов (UCI) и Международная федерация футбола (FIFA) первыми среди прочих федераций стали осуществлять допинг-контроль на мировых чемпионатах. А в следующем, 1967 году, Международный Олимпийский комитет образовывает Медицинскую комиссию и публикует первый список запрещенных препаратов. Впервые допинг-контроль стал проводиться на Зимних Олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мексике в 1968 г.

Большинство Международных спортивных федераций стало осуществлять допинг-контроль к 1970-м годам. Использование анаболических стероидов становилось к тому времени все более распространенным явлением, так как отсутствовали методы надежного обнаружения этих веществ в организме спортсменов. Достоверный метод идентификации стероидов был представлен в МОК в 1974 г., а в 1976 г. МОК внес анаболические стероиды в список запрещенных препаратов. Это повлекло за собой волну громких скандалов и дисквалификаций, так как выяснилось, что многие именитые спортсмены регулярно пользовались анаболическими стероидами. Особенно это было характерно для метателей ядра и тяжелоатлетов. Однако не оставались в стороне и представители других видов спорта.

Наиболее известный случай применения стероидов касается спринтера Бена Джонсона, победившего на 100-метровой дистанции на Олимпиаде в Сеуле (1988 г.) с рекордным временем – 9,79 секунды. Проба, взятая у Джонсона, дала положительный результат – в крови атлета был обнаружен станозол – препарат, относящийся к классу анаболических стероидов. В результате Джонсон был дисквалифицирован и лишен титула чемпиона.

По мере того, как борьба с применением анаболических стероидов принимала все больший размах, поиск возможных допингов стал перемещаться в новое русло. Для повышения мощности организма спортсменами стали применяться трансфузии , то есть переливания собственной крови с повышенным содержанием в ней гемоглобина. Атлетами было замечено, что при тренировках на высокогорье, в условиях дефицита атмосферного кислорода, организм вырабатывает больше гемоглобина, с помощью которого транспортируется кислород. Если забрать у спортсмена определенное количество крови с высоким содержанием гемоглобина и ввести ему непосредственно перед соревнованиями «обогащенную» кровь, то мощность организма возрастает. Работа по разработке методов обнаружения трансфузий заняла несколько лет. МОК запретил допинги крови в 1986 г.

Однако изобретатели допингов не унывали. Для увеличения в крови гемоглобина был применен препарат эритропоэтин, обнаружить который в организме достоверными методами долго не удавалось. И несмотря на то, что эритропоэтин был запрещен МОК в 1990 г., надежно выявлять его наличие комбинацией анализа крови и мочи эксперты научились лишь в 2000 г.

Как видно из приведенной хронологии и фактов, борьба с допингом в профессиональном спорте напоминает игру в кошки-мышки, и в этой игре практически всегда на шаг впереди производители и потребители допинга. Официальные инстанции выступают в роли догоняющей стороны, причем далеко не всегда успешно. И тому есть целый ряд объективных причин:

  1. Допинг рассматривается как правонарушение только в спорте, в гражданском и уголовном праве это деяние таковым не является (за исключением Италии. В 2016 году В. Путин подписал поправку к Закону «О физической культуре и спорту», по которой лица, склоняющие атлетов к допингу несут уголовную ответственность). Соответственно, мировому спортивному сообществу необходимо было создать и постоянно совершенствовать собственную правовую базу в области допинга, которая бы не противоречила общегражданскому законодательству как отдельных государств, так и международному праву;
  2. Осуществлять постоянный допинг-контроль – дело весьма дорогое и технически сложное. Более того, на повестке сегодняшнего дня – применение генного допинга и нанотехнологий в спорте, тестирование которых может потребовать огромных затрат. Допинг-лабораториям постоянно требуются значительные финансовые средства на научные исследования и содержание квалифицированного персонала;
  3. Современные допинги быстро выводятся из организма, поэтому обнаружить их можно лишь в определенные короткие промежутки времени (а такие методы, как электростимуляция головного мозга, вообще невозможно). Для этого проверяющим нужно: а) иметь доступ к спортсменам в любое время; б) иметь их согласие на взятие пробы; в) иметь соответствующий оперативный персонал для этой цели с необходимыми навыками и знаниями, так как некоторые спортсмены используют различные фальсификации и подтасовки;
  4. Как показала практика, даже 100%-ное доказательство наличия в организме спортсмена допинга не исключает конфликтов и споров. Не прошедшие допинг-контроль спортсмены заявляют, что о допинге им ничего не известно; возможно им добавили в пищу ли напитки запрещенные препараты конкуренты, соперники или какие-либо третьи лица. Иными словами, для установления истины необходимо проводить следственные действия. А это уже прерогатива компетентных органов.

Таким образом, для мирового спортивного сообщества к концу ХХ столетия стало очевидным, что без создания единой мощной организации с надлежащими ресурсами и персоналом, борьба с допингом будет неэффективной. Понимание этого факта привело к созданию 10 ноября 1999 г. Всемирного Антидопингового агентства (WADA), которое возглавил Ричард Паунд.

Основными целями WADA являются:

  • Проведения необъявленного допинг-контроля внесоревновательным методом среди спортсменов (путем случайной или иной выборки);
  • Контроль за соблюдением Антидопингового кодекса всеми присоединившимися к нему сторонами;
  • Финансирование научных исследований в сфере обнаружения новых методов допинга;
  • Надзор за выполнением антидопинговых программ на главных спортивных соревнованиях;
  • Обучение спортсменов, тренеров и спортивных менеджеров по специально разработанным антидопинговым программам;
  • Создание Национальных Антидопинговых агентств (NAPO).

Организационно-управленческая структура WADA включает в себя Правление, Исполнительный комитет и три консультативных комитета (Комитет по этике и образованию, Административно-финансовый комитет, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – см. рис.1).

Руководит повседневной деятельностью WADA Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входят Председатель, вице-председатель и 9 членов. Председатель Агентства избирается на 3 года путем тайного голосования.

Рабочие комитеты в составе WADA действуют как консультативные органы. Они вырабатывают рекомендации по практической реализации программ WADA. Административно-финансовый комитет имеет в своем составе 6 членов и 2 наблюдателей, Комитет по этике и образованию – 12 членов, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – 33 члена.

В первые два года своего существования WADA получало финансирование по линии Олимпийского Движения в размере 25 млн. долл. в год. Начиная с 2002 г. финансирование WADA осуществляется совместно МОК и правительственными структурами, заинтересованными в предотвращении распространения и применения допинга. Правление WADA специальный пятилетний стратегический план, согласно которому к 2005 г. половину денежных средств для финансирования WADA будут вносить правительства заинтересованных стран.

Активно участвует в программах Антидопингового агентства и российское правительство, которое приняло решение о выделении необходимых сумм на финансирование WADA. Соответствующее постановление Правительства РФ за №1 под названием «Об участии Российской Федерации в деятельности Всемирного Антидопингового агентства» было подписано 4 января 2003 г. Согласно этому постановлению Министерству финансов РФ предписывается при формировании ежегодного бюджета страны предусматривать по разделу «Международная деятельность» ассигнования для уплаты взносов РФ в бюджет WADA по шкале взносов, установленной для государств-членов Совета Европы.

Как видим, Россия активно включилась в работу по противодействию допингу и содействию деятельности WADA. Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в целом и физкультурно-спортивной отраслью в частности, российской стороной все-таки изыскиваются необходимые средства на финансирование WADA и создание общероссийской системы антидопинговых исследований и контроля.



  • Разделы сайта