Кто такие гладиаторы? Кем были гладиаторы Рима? Современная энциклопедия Что такое Гладиаторы, что означает и как правильно пишется

После того, как гладиаторские бои стали просто развлечением, были основаны школы гладиаторов. 90 % гладиаторов оставались в живых, только 10 % погибали по чистой случайности. Раненым гладиаторам оказывалась очень хорошая медицинская помощь, римские врачи славились своим умением лечить резаные раны, а также они оказывали хорошую помощь пострадавшему при переломе, операции они проводили с наркозом (использовали опиум), но при внутренних кровотечениях они ничего не могли сделать и гладиатор умирал. После одного боя гладиатор получал вознаграждение, сопоставимое с жалованием римского солдата за год, а за две победы гладиатор мог позволить себе отдельную комнату в школе гладиаторов и статуэтку для молитв. Гладиаторские бои проводились с участием судьи. Бывалые гладиаторы могли быть завербованы в армию и принимать участие в походах. В армии они так же получали все необходимое: медицинскую помощь, питание, оружие, броню. [ ]

Жест пальцем

В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом прося публику решить его участь. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Знатные римляне, устраивающие бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого гладиатора для них было позорно, так как их могли посчитать скупыми.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец » означал «Жизнь», а опущенный - «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Убеждение, что жизнь или смерть побежденному гладиатору толпа древнеримской черни даровала поворотом большого пальца вверх или вниз, возникло после появления картины «Pollice Verso » художника Жана-Леона Жерома на основе не совсем правильно интерпретированного латинского текста. .

Также многие исследователи [кто? ] приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Классификация боев

Гладиаторские морские сражения назывались навмахиями .

Классификация гладиаторов

  • Андабат (от греческого слова «άναβαται » - «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах , но без возможности видеть друг друга.
  • Бестиарий : Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  • Бустуарий : Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  • Димахер (от греческого «διμάχαιρος » - «носящий два кинжала») . Использовали два меча, по одному в каждой руке . Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  • Эквит («всадник») : В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику ) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту ), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом ). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  • Галл : Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  • Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda» ) . Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  • Гопломах (от греческого «οπλομάχος » - «вооружённый боец») : Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи , доспех для предплечья (манику ) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  • Лаквеарий («боец с лассо») : Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев , которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus ) вместо сети.
  • Мурмиллон : Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos » - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику ), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом римских легионеров (scutum). Их выставляли на бои против фракийцев , ретиариев , иногда также против гопломахов .
  • Пегниарий : Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  • Провокатор («соискатель») : Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax ), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  • Ретиарий («боец с сетью ») : Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем , кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus ) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus ). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus» ), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами , но иногда и с мурмиллонами . .
  • Рудиарий : Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  • Сагиттарий : Конные лучники, вооружённые гибким луком , способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  • Самнит : Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum ), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  • Секутор : Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  • Скиссор («тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько сосудов, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми:
  • Тертиарий (также назывались «Suppositicius » - «заменяющие») : В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  • Фракиец : Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи . Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula ), и две большие поножи. Их оружием был фракийский изогнутый меч (sicca , длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами .
  • Венатор : Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  • Прегенарий : Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis ) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал , труб и водяных органов (hydraulis ).

Сохранившиеся арены

  • Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) - второй по величине амфитеатр после Колизея;
  • Арена ди Верона - ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны ;
  • Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
  • Амфитеатр в Помпеях - древнейший известный амфитеатр.

Также сохранились арены гладиаторских боёв в различных городах Италии и на территории многих средиземноморских стран.

Известные гладиаторы

Гладиаторские бои в других странах

У ацтеков проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён (Источник: Г. Г. Ершова «Древняя Америка: полёт во времени и пространстве» ).

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» - фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953 г.).
  • «Деметрий и гладиаторы» - фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960 г.).
  • «Разбойник Варавва» - фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961 г.).
  • «Сын Спартака» - фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962 г.).
  • «Падение Римской империи» - фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964 г.).
  • «Два гладиатора» - фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964 г.).
  • «Спартак и 10 гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964 г.).
  • «Триумф десяти гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984 г.).
  • «Гладиатор» - художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000 г.).
  • «Гладиатрикс » - художественный фильм режиссёра Тимура Бекмамбетова (США, Россия, 2001 г.).
  • «Последний гладиатор» - художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиа (Германия, 2003 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004 г.).
  • «Империя» - сериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005 г.).

74 год до нашей эры

74 год до нашей эры. Римская знать ведёт праздную и расточительную жизнь, а бедняки требуют хлеба и зрелищ. Под зрелищами понимались как раз бои гладиаторов, чья смерть была лишь поводом для потехи толпы. Аристократы и плебеи жадно смотрели на кровавые представления, в то время как рабы, не желавшие такого позорного конца, решились бросить вызов судьбе. Благо в их среде появился вдохновитель, имя которого вскоре навлекло страх на весь Рим.

Спартак был родом из Фракии, которая располагалась на территории нынешней Болгарии. Очень возможно, что происходил он из знатного рода, иные исследователи даже полагают, что из царского. Это является достаточно дискуссионной теорией, однако она имеет право на существование.

Фракия в былые века была достаточно процветающим государством, но многочисленные набеги вооружённых соседей значительно ослабили её. Во время нападения римлян Спартак и оказался в плену.

Пленный фракиец

Пленный фракиец был обречён на наёмную службу в римских войсках. Не желая сражаться на стороне завоевателей родины, он бежал. Побег оказался неудачным, и Спартака ожидал один из двух вариантов: либо казнь, либо участь раба-гладиатора. Чаша весов судьбы склонилась в сторону второго.

Это был, по сути, тот же смертный приговор, только отсроченный. Каждый бой мог стать последним. А мириться с позорной смертью на окровавленной арене было не в натуре молодого фракийца. Благодаря незаурядному уму Спартак изначально стал лидером среди своих товарищей по несчастью в гладиаторской школе Капуи. Постепенно возник заговор с целью побега. Вооружившись кольями, камнями и захваченными на кухне ножами, мятежники заставили стражу отступить.

Восстание рабов

Бежавшие рабы укрылись на вершине Везувия. Очень быстро власти прознали о побеге, были высланы отряды под командованием Гая Клавдия, которые окружили гору. Но восставшим удалось осуществить план, предложенный Спартаком: они спустились по опасному склону при помощи лестниц из стеблей дикого винограда. Клавдию был нанесён сокрушительный удар, восстание начало набирать обороты.

Бывшие гладиаторы двинулись в сторону Альп. По дороге к ним присоединялись другие рабы, бедные крестьяне, пастухи. Постепенно число участников восстания достигло 70 тысяч человек. Спартак проявил себя как незаурядный полководец, построив из восставших армию по римскому образцу. Греческие и римские писатели, отнюдь не симпатизировавшие мятежу, отмечали мужество и благородство вождя восстания. Он запрещал грабежи и насилие над мирными жителями, а с пленными римлянами обращался достаточно великодушно.

И вот отряды восставших дошли до подножия Альп. Путь к свободе никогда ещё не был так близок. До сих пор неясно, почему Спартак решил повернуть обратно – возможно, уроженцы Рима не хотели покидать свою родину. Могли быть и честолюбивые планы построить республику свободных людей. Теперь путь армии Спартака лежал по направлению к Сицилии.

Марк Лициний Красс

А Рим не дремал, и против повстанцев начала собираться целая армия, во главе которой встал Марк Лициний Красс. Он уже завоевал славу самого богатого человека Римской Империи, наживаясь на казнях и конфискациях имущества. Но ему этого было мало: он жаждал славы, почестей и мечтал о триумфальном шествии в свою честь. Победа над мятежниками могла бы превратить честолюбивые планы в реальность.

До того, как двинуться на войска Спартака, Красс не потерпел ни одного поражения. Но первое же столкновение с восставшими рабами закончилось для римлян настоящим позором. Солдаты бежали, многие побросали оружие – так велик был их страх перед одержимыми местью рабами.

По доблести и отваге Красс значительно уступал Спартаку, но бесспорно превосходил фракийского гладиатора в одном: в жестокости. Узнав о поражении своего войска, Красс совершенно хладнокровно отдал приказание казнить каждого десятого. Жребий мог пасть не только на дезертиров, но и на тех, кто храбро сражался, однако Красса это нисколько не трогало. Ему было важно заставить воинов бояться своего военачальника больше, чем Спартака.

Жестокость Красса

Жестокость Красса шокировала даже его сторонников – ведь подобные дисциплинарные меры в римской армии были отменены очень давно. Было ясно, что ради победы он не остановится ни перед чем.

К тому времени войска Спартака прошли через всю Италию и достигли пролива, отделявшего от материка Сицилию. Были планы перебраться на остров, но им не сужден было осуществиться. Впереди было новое испытание: по приказу Красса был вырыт глубокий ров и построен высокий частокол. Спартак и его армия оказались в ловушке, из которой удалось выбраться с огромным трудом.

Усугубили ситуацию разногласия в лагере восставших, немало отрядов отделились от войска. Если бы Спартак проявил жестокость, ему, возможно, удалось бы предотвратить ослабление своей армии. Но он отличался мягкостью характера, о чём сообщали античные историки. Возможно, что именно благородство его погубило.

Раненый Спартак

Ничего не оставалось, как принять последний бой. От него зависело всё, и руководитель восстания прекрасно это понимал.

Красс желал захватить вождя повстанцев живым. Спартак, даже раненый в бою, продолжал сражаться – один против нескольких десятков римских легионеров. В этой схватке он был изрублен и даже мертвым не достался врагу. По свидетельству римских историков, Спартак пал в битве с оружием в руках как великий полководец, показав пример редкостной доблести.

Уцелевшие в битве повстанцы были распяты вдоль дороги из Рима в Капую. Много дней были слышны стоны казнённых, вдоль страшной изгороди из крестов многие опасались ходить. На это и рассчитывал Красс – важно было показать, что ждёт тех, кто восстаёт против принятых в Риме порядков.

Смерть Марка Лициния

Так в 71 году до нашей эры закончилось эпопея, начатая гладиатором из Фракии. Жизнь в Риме вроде бы снова потекла своим чередом, но тень прошедших событий витала над всей дальнейшей историей. До падения империи было ещё далеко, но всё же оно неотвратимо приближалось. Не исключено, что восстание отчаявшихся рабов стало для Рима началом конца.

Красс не удостоился того триумфа, к которому стремился. Более того: ему пришлось разделить славу подавителя восстания вместе с Цезарем и Помпеем. А конец Марка Лициния был незавидным: во время одного из неудачных походов он был бесславно убит. Но этого его врагам показалось недостаточно. Зная о его алчности, они залили ему в горло расплавленное золото.

Наталья Наумова, Samogo.Net

Для справок:

Классификация гладиаторов

  • Андабат (от греческого слова «άναβαται » - «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.
  • Бестиарий : Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  • Бустуарий : Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  • Димахер (от греческого «διμάχαιρος » - «носящий два кинжала») . Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  • Эквит («всадник») : В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит, шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику ) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  • Галл : Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  • Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda» ) . Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  • Гопломах (от греческого «οπλομάχος » - «вооружённый боец») : Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  • Лаквеарий («боец с лассо») : Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев , которые старались поймать своих соперников с помощью лассо вместо сети.
  • Мурмиллон : Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos » - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику ), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом римских легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.
  • Пегниарий : Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  • Провокатор («соискатель») : Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой, которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  • Ретиарий («боец с сетью») : Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток. Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли, которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мурмиллонами.
  • Рудиарий : Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  • Сагиттарий : Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  • Самнит : Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит, украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  • Секутор : Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  • Скиссор («тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми.
  • Тертиарий (также назывались «Suppositicius » - «заменяющие») : В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  • Фракиец : Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит, и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами.
  • Венатор : Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату. Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  • Прегенарий : Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов.

Сохранившиеся арены

Римляне превратили гладиаторские бои в жестокую забаву, но придумали развлечение их предки этрусски. Ритуал носил религиозное значение и сопровождал процесс погребения состоятельных людей. Совершалось жертвоприношение в честь погибшего. В борьбе решалось, кто падет в схватке и умилостивит культ Марса.

Впервые бои гладиаторов прошли в империи в 264 г. до н.э. Событие также знаменовало похороны знатного гражданина империи. Мероприятие проводилось с участием трех пар бойцов на торговой площади. О традиции вспомнили через 50 лет во время похорон сына консула. Погребальные игры были организованы на построенном по случаю римском Форуме. Бои велись три дня и в них приняли участие более 20 пар бойцов.

В течение последующих 100 лет труд гладиаторов использовался при погребениях. В 105 г. до н.э. соревнования получили статус развлечений в Риме.

Толпа была в восторге от боев, а политики в свою очередь пытались завоевать всенародную любовь и расположение римских граждан. До прихода к власти в империи Цезарь устраивал игры с участием 320 пар бойцов-гладиаторов. После этого римский Сенат постановил об ограничении числа участников мероприятия. Чиновникам запретили проводить игры за два года до избрания на высокую должность.

Были ли рабами гладиаторы в Древнем Риме

Гладиаторы считались профессионалами в мастерстве борьбы. Они специализировались на обращении с определенным видом оружия. Бои велись на публичных аренах Римской империи. Амфитеатры для представлений строились в период с 105 по 404 до н.э.

Гладиаторские бои, обычно, заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Без сомнения, зрелища на аренах Римской империи были одной из самых популярных форм развлечений в древности.

Гладиаторы обучались искусству ведения боя в школах мастерства. Они давали присягу и с этого не считались людьми: не свидетельствовали в суде, продавались, сдавались в аренду. Профессия гладиатора была овеяна романтизмом, хотя на деле часто в школы поступали бедняки в поисках хорошего питания. Некоторые мужчины выходили на арены в поисках славы. Истории известны случаи, когда гладиаторам даровалась свобода.


Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

Ave Imperator, morituri te salutant

«Да здравствует император, мы, пришедшие на смерть, приветствуем тебя!»

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.


Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.


Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.


Как проходили бои гладиаторов в Древнем Риме

Дни гладиаторских боев объявлялись праздничными в империи. Подготовка к мероприятию велась длительное время, занимались ей специально подготовленные люди – эдиторы. Они делали рекламу, продавали билеты.

Поиском и выкупом гладиаторов занимались граждане с профессией ланист. Они искали на рынках физически сильных рабов и военнопленных и привозили их в школы для обучения бойцовскому мастерству.

В назначенный день граждан рассаживали строго по социальному статусу. Собиралось огромное количество граждан. Шоу сопровождалось театрализованным шоу. Потом выпускались дикие животные. С ними боролись приговоренные к смерти осужденные. В случае одержания победы им даровали жизнь.

Бои велись под музыкальное сопровождения. Ритмы музыки ускорялись по мере ведения борьбы. Главной целью гладиатора было нанесение удара по черепу или в артерию. Демонстрация военного мастерства приравнивалась гражданским населением в древнем Риме к героизму.


Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.


Кто давал имена гладиаторам Древнего Рима

Имя гладиатора была частью его сценического образа. Бойцам давали имена в школах мастерства или хозяева рабов. В любом случае они носили римское происхождение. О «варварских» граждане Древнего Рима не хотели и слышать.

Самые известные гладиаторы Древнего Рима

Самым известным гладиатором Рима являлся Спартак. Он возглавил в 73 г. до н.э. восстание гладиаторов и рабов из Капуи. Римский солдат, он был схвачен военными в Фракии для перевозки в школу гладиаторов.

Он организовал побег с 70 товарищами из школы и создал оборонительный лагерь на склоне Везувия. Лагерь был осажден римскими военными, после чего они покинули пзицию и отправились в путь по местности Кампания. Бывшие гладиаторы организовали собственную боевую группу. Сражаясь на пути на севере Альп, Спартак проявил черты военного лидера в борьбе с римской армией. Спартак умер в бою, но прежде ему удалось освободить триста военных заключенных в честь своего павшего товарища.


После двух лет после восстания армия Марка Лициния Красса наконец арестовала повстанцев в Апулии на юге Италии. В назидание другим было распято более 6000 гладиаторов вдоль Аппиевой дороги между Капуа и Римом. После этого эпизода число гладиаторов, принадлежащих гражданам, строго контролировалось.

Другой известный гладиатор – император Коммод (108-192 н.э.). Ходили слухи о том, что он был внебрачным сыном гладиатора. Он не был профессиональным бойцом, но получал огромные деньги за свои выступления в Колизее. Император одевался как Меркурий и соревновался на арене. Чаще он убивал диких животных с закрытой платформы с помощью лука.

Гладиатор Спикул был настолько неподражаем в искусстве ведения боя, что император Нерон подарил ему целый дворец.

(от лат. gladius - меч), в Др. Риме профессиональные борцы. Впервые бои Г. были организованы в Риме в 264 в подражание обычаям этрусков, которые ввели их взамен прежних человеч. жертвоприношений при церемониях в честь покойных. Развившись из погребальных игр, публичные зрелища устраивались иногда частными лицами, а иногда государством с целью снискать популярность у народа. Наряду с профессиональными Г. в таких боях учавствовали военнопленные, рабы, осужд. преступники; к участию в этих боях позже принуждались также христиане; бойцы сражались не на жизнь, а на смерть, между собой или с дикими зверями. Вооружение было различным (щит и меч, сеть и трезубец). Г. содержались и обучались под строгим контролем в спец. школах (ludi gladiatorii). Жестокие и кровавые бои Г. оставались неспортивными и вызывали отвращение у греков, но римляне принимали их с воодушевлением. Для боев Г. строились огромные арены (например, Колизей). Под влиянием христиан в 5 в. эти бои были прекращены. Отголоски подобных зрелищ можно наблюдать в совр. корриде.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЛАДИАТОРЫ

Гладиаторские игры первоначально у этрусков были погребальными играми, заменившими собой человеческие жертвы в память умершего (Tertull. despect. 5, 6); но у римлян это значение вскоре исчезло перед удовольствием, которое им, как людям чрезмерно гордящимся своей свободой, доставляло зрелище агонии рабов, не имеющих, по их понятиям, ни нравственного, ни общественного достоинства (vile damnum Tac.). Большему водворению этих игр способствовало также и желание воспитать и сохранить воинственный дух граждан, в которых через эти зрелища подавлялось всякое человеческое чувство относительно врагов, а кроме того, эти гладиаторские игры представляли удобное средство расположить к себе толпу. Такими софизмами Цицерон (Cic. tusс. 2, 17), Плиний (pan. 33) и Сенека защищают гладиаторские игры против тех, которые называли их жестоким зрелищем, оскорбляющим всякое человеческое чувство. В виде похоронных игр mimera gladiatoria в первый раз в Риме являются в 265 г. до Р. X.; они были устроены Марком и Децием Брутами в честь покойного их отца, на площади forum boarium, Liv. ep. 16. Val. Max. 2, 4, 7. Затем упоминается еще ряд гладиаторских игр, устраивавшихся на похоронах знаменитых мужей; но развитие этого учреждения относится собственно к последним временам Республики. Цезарь также устроил гладиаторские игры на форуме (Plin. 15, 20), и при основании новых городов в Италии главная площадь всегда приспосабливалась к гладиаторским играм. Под конец Республики (впервые Гаем Скрибонием Курионом в 53 г. до Р. X.) стали строиться особые амфитеатры (см. Theatrum, Театр, 17) с открытой ареной. Г. были обыкновенно военнопленные, которые в прежние времена передавались хозяину (lanista), чтобы их приготовить к отважному, ловкому и во всех отношениях интересному способу искусной борьбы. Вскоре эти ланисты стали содержать на свои средства большое число Г. (familiae gladiatorum, lanistarum, ludi gladiatorii) и давали напрокат или продавали их тем лицам, которые желали дать народу такое зрелище. Да, каждый влиятельный или богатый римлянин содержал Г., которые в смутные и беспокойные времена, предшествовавшие установлению императорской власти, угрожали большой опасностью государству и причиняли много бедствия отдельным лицам, как это явствует, между прочим, из распри Милона с Клодием. Во времена Империи образовались императорские школы Г.; так, напр., Домициан основал подобные заведения в столице. В Помпеях раскрыли гладиаторскую казарму, внутреннее устройство которой заставляет предполагать, что она рассчитана была на 122 Г. В школе Г. должны были соблюдать известную диету (sagina gladiatoria Tac. hist. 2, 88. Plin. 36, 69), и оттого они по своей пище, состоявшей из ячменной муки, назывались также hordearii (Plin. 18, 14). Не было особенного, равного у всех оружия; достаточно было, если гладиатор упражнялся и отличался в каком-либо одном роде борьбы. Новичок (tiro), успешно окончив первое публичное представление, получал дощечку из слоновой кости (tessera gladiatoria) с надписью SP., SPECT. или SPECTAT. (spectatus); таких дощечек, по исследованиям Ричеля (Ritschl, Tesserae gladiatoriae der R?mer, 1864) сохранилось большое количество. Если гладиатор своей храбростью и ловкостью, доказанной на нескольких играх, приобрел расположение народа, то, по требованию публики, хозяин (lanista) или тот, кто давал игры (editor munerum), дарил ему rudis (см. Rudis), вследствие чего он освобождался от дальнейшей гладиаторской службы, хотя и не получал еще полной свободы. Такой назывался rudiarius и посвящал свое прежнее оружие в храм Геркулеса. Horat. ер. 1, 1, 2 слл. Иногда эти люди вновь нанимались для гладиаторских игр за большую наемную плату, auctoramentum (см. Auctoramentum). Suet. Tib. 7. Бывало, люди свободного состояния, лишившиеся своего имущества, даже из числа знатных семейств (Juv. 2, 143), за подобное auctoramentum участвовали в играх в качестве Г. Эти auctorati; однако, до своего выхода на арену должны были дать клятвенное обещание не щадить своей жизни в борьбе. Иногда в виде исключения бывало, что даже женщины состязались на арене (Suet. Damit. 4. Tac. ann. 15, 32) и также, к особенному увеселению народа - карлики (nani, ср. Stat. silv. 1, 6, 57). Представление игр (munus gladiatorium) публиковалось лицом, дающим игру (editor), через вывешенное объявление (edictum), иногда с изображениями борцов (Horat. Sat. 2, 7, 95 слл. Plin. 35, 7); дальнейшие распоряжения содержала программа (libellus), заранее издававшаяся и рассылавшаяся по провинциям; в позднейший период Империи это извещение помещалось также в правительственных ведомостях. Программы содержали повод к празднеству, напр., в Помпеях № 1196: pro salute domus Augustae, имя эдитора, число выходящих пар, доходящее в Помпеях до 30-ти, и день; кроме того, обозначалось, какого рода будут состязания. В день торжества Г., выстроившись попарно, отправлялись в амфитеатр; здесь, на арене, ланиста назначал отдельные пары и представлял эдитору оружия для проверки. Suet. Tib. 9. Затем Г. некоторое время увеселяли публику притворной борьбой тупым оружием (arma lusoria), бросали и ловили (ventilatio) дротик (hasta), но когда подобная игра начинала надоедать народу (Sen. ср. 117), то трубой (tuba) давался знак к началу серьезной борьбы. Команда была: ponite iam gladios hebetes, pugnetur iam acutis. Затем ланисты размеряли место, в пределах которого должен был происходить бой. Пораженный в том случае, если рана не была смертельна, мог просить пощады у народа (misericordiam populi tentare, provocare ad populum, exorare populum), подымая указательный палец; исполнение этой просьбы называлось missio и выражалось зрителями так, что они подымали правую руку, складывая ее в кулак и прижимая большой палец (pollicem premere, Horat. ер. 1, 18, 66. Plin. 28, 2); отказ в помиловании произносился протяжением руки (verso pollice. Juv. 3, 36). Однако лица, осужденные на смерть (ad gladium), если они должны были выходить на арену борцами, не могли быть помилованы. Плиний (в упоминаемом месте) рассказывает, что люди, страдавшие тяжкими болезнями, иногда пили кровь убитых. Трупы вытаскивались крюками (unci) с арены через porta Libitina в spoliarium и тут же погребались. Editor muneris (называемый также munerarius), если он был частное лицо, во время игр пользовался правом налагать на себя знаки должностных лиц. Впоследствии, в правление императора Тиберия, после несчастия, происшедшего при Фиденах, где обрушился театр, плохо выстроенный Атилием, и убито было более 50.000 человек, право давать народу гладиаторские игры предоставлялось только действительно богатым людям (ne quis gladiatorium munus ederet, cui minor quadringentorum milium res, Tac. ann. 4, 62 cл.). В последнем веке Республики для некоторых магистратов стало почти обязательным устраивать для народа гладиаторские игры. Народ их требовал в виде признательности и вознаграждения за покровительство, оказанное избранием, и должностное лицо, не исполнившее этого ожидания, легко могло лишиться покровительства народа, тем более что законом, принятым по инициативе Цицерона (de ambitu), воспрещалось давать таковые игры с целью расположить к себе народ в течении двух лет до соискания должности. Cic. Vat. 15. Преимущественно эдилы были обязаны, тотчас после поступления на должность, выразить свою благодарность и просьбу относительно будущего посредством munera aedilium. Этим объясняется то явление, что, т. к. один старался пересилить другого, в гладиаторских играх число представляемых пар борцов достигало огромных размеров, и, кроме того, прибавлялась для разнообразия борьба зверей между собой и зверей с людьми (ср. Bestiarii, Бестиарии). Эти munera aedilium сохранились до позднейших времен периода Империи, то в более широком, то в более сокращенном виде, смотря по расположению императоров. Август также издал законы об императорских играх (он ограничил число пар 60-ю), сделал представление таких игр зависимым от разрешения сената, поручил главный надзор над всеми играми и торжествами преторам, обязуя вместе с тем их самих давать на свой счет гладиаторские игры. С этой целью им из казны выдавалась известная сумма в виде пособия, и, чтобы предупредить всякую конкуренцию, было установлено, чтобы один претор не расходовал на этот предмет больше другого. Тиберий постановил еще дальнейшие ограничения (Suet. Tib. 37. Tac. ann. 4, 62), которые, однако, при последующих императорах вновь были отменены. При определении различных наименований Г. следует отличать общие названия от более частных. Gladiatores meridiani и bestiarii увеселяли народ в то время, когда не происходила борьба настоящих гладиаторов (ordinarii); bestiarii сражались утром или до полудня с дикими зверями (на что решались даже императоры, но обыкновенно борцами были только преступники, осужденные на смерть, или рабы, совершившие побег), meridiani - в полдень (Suet. Claud. 34) после окончания так называемой venatio. Они были одеты в короткую тунику и не имели никакого оборонительного оружия, вследствие чего приходилось их принуждать к борьбе силой и ударами. Sen. ер. 1, 7. Gladiatores bustuarii сражались около могилы (ad bustum, rogum), cubicularii во время пира в покое (cubiculum), обычай перенесенный в позднейшее время из Кампании в Рим (Liv. 9, 40). Ordinarii назывались так в противоположность и к упомянутым meridiani, не снабженным никаким порядочным оборонительным оружием, и к так называемым catervarii, которые сражались друг с другом толпой (catervatim, gregatim pugnantes). Из слов Светония (Dom. 10) сделали заключение о существовании названия gladiator munerarius одинакового значения как и Ordinarius; но там имеется в виду editor muneris, т. е. сам Домициан. Gladiatores postulaticii и fiscales (в позднейший период императоров) были императорские Г., отличавшиеся во всех отношениях, о представлении которых народ просил императора громкими заявлениями под конец торжества. Suet. Dom. 4. Они назывались также Caesariani, aulici. Упоминаемые Светонием (Gal. 26) pegmares были старые, отставные Г., которых Калигула велел поставить на деревянные подмостки (pegma) и предать диким зверям. Ординарная гладиаторская борьба происходила таким образом, что противники боролись друг с другом различными оружиями. Пару составляли retiarius и secutor; первый из них был снабжен сетью, которую он старался накинуть на голову противнику, и держал в левой руке трезубец (fuscina), для поражения противника запутанного в сеть; голова у него была непокрыта, и одет он был в одну тунику (Suet. Calig. 30. Claud. 34. Juv. 2, 143), а второй был вооружен шлемом, щитом и мечом. Если retiarius дал промах, накидывая противнику сеть на голову, то ему приходилось бежать от своего преследователя (secutor); но обыкновенно он одерживал верх благодаря своей ловкости, приспособляя во время бегства сеть, чтобы вновь кинуть ее. Впоследствии, вместо этих retiarii, явились laquearii, имевшие кроме короткого меча еще аркан, который они подбирали искусно, чтобы накинуть его на голову противника; но они сражались и между собой. Retiarius получал иногда в противники так называемого murmillo (по изображению рыбы, ????????, украшавшему его шлем). Он был, по свидетельству Феста, вооружен на галльский лад, шлемом, щитом (scutum) и мечом. Но обыкновенно с таким murmillo состязался Thraex, имевший фракийское вооружение, круглый щит, раrmа, и короткий изогнутый меч, sica. Гладиаторы, называемые Samnites, по их самнитскому оружию, были вооружены весьма полным образом; у них был щит (scutum) с широким верхним краем, суживающейся вниз клинообразно, чтобы не препятствовать быстрому движению сражающегося, латы, наголенник на левой ноге и шлем, украшенный султаном. Liv. 9, 40. Хотя они принадлежали к числу так называемых ordinarii, которые всегда боролись с противником, иначе вооруженным, но нет известия об этих противниках. В период Империи это название более не встречается, вероятно, они назывались тогда hoplomachi (Suet. Calig. 35). Изображения таких состязаний на мозаичном паркете, найденном в местечке Nennig, изд. von Wilmowsky в Бонне: важен также найденный в Помпеях большой барельеф, изображающий различные моменты гладиаторских состязаний (Zangemeister № 1182). ср. : Overbeck, Pompeii, стр. 164 слл. , 3-е изд. Кроме упомянутых, встречаются еще (равного вооружения): essedarii, подражание галльским воинам, на колеснице, запряженной двумя лошадьми, essedum (Caes. b. g. 4. 33. Suet. Calig. 35); andabatae, верхом на лошади (Cic. Sest. 56), со шлемом, покрывавшем все лицо, которые с копьем (spica) в руках, не видя ничего, мчались друг на друга (Cic. ad. fam. 7, 10; оттого пословица: andabatarum more pugnare, Mart. 5, 24. для обозначения двух противников, не выяснивших себе, о чем собственно они спорят); наконец, dimachaeri, в позднейшее время имевшие в каждой руке по короткому мечу. Кроме жезла (rudis, см. Rudis), бывшего всегда главной наградой гладиатора, победителю давалась еще palma gladiatoria, просто как знак победы (Suet. Calig. 32. Cic. Rosc. Am. 6, 17), во время Августа и позже - также деньги. Suet. Oct. 45. В правление императора Коммода упоминается особая касса, из которой до выхода на арену Г. выдавались небольшие суммы, а самому Коммоду уплачивались большие деньги. Гладиаторские игры уже довольно рано из Рима были перенесены в провинции, напр., Сципионом в Карфаген. Liv. 38, 21. В Италии преимущественно Кампания была родиной гладиаторских школ. Неоднократно эти школы, вследствие громадного количества рабов, обучавшихся в них управляться с оружием, представляли большую опасность и большое бедствие для Рима. Спартак, бежавший вместе с Криксом и Эномаем из школы Лентула, здесь нашел убежище и собрал около себя из различных гладиаторских школ Кампании, особенно Капуи, в короткое время 10.000 человек, которых римляне уничтожили только с величайшим усилием и после больших потерь и нескольких поражений. Второй раз Рим был испуган восстанием Г. пренестинских в правление императора Нерона. Tac. ann. 15, 46. В междоусобные войны между Отоном и Вителлием Г. принимались и в войска и, благодаря своему умению обращаться с оружием, оказывали важные услуги, когда дело доходило до рукопашного боя. Впрочем, ими часто пользовались как орудиями для совершения убийств. Suet. Dom. 17. Гладиаторские игры сохранились до позднейших времен; даже христианская вера не была в состоянии их совершенно уничтожить, т. к. политические причины и ненадежность владения престолом принуждали императоров домогаться этим средством расположения народа, а толпа, как и прежде, требовала panem et circenses. ср. : Friedl?nder, Sittengeschichte Roms, 2 часть, стр. 186 слл.



  • Разделы сайта