Кто основатель айкидо. Айкидо что это за вид спорта? Кому подходит? Как расшифровывается название

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

В буквальном переводе с японского "айкидо" означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и, по традиции, считается одним из видов "будо" (Путь боевых искусств). Однако, в том виде, в котором айкидо существует и практикуется в настоящее время во всем мире, оно представляет собой систему физического, духовного и нравственного совершенствования личности. Айкидо отличается от других, рожденных в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, ярко выраженным оборонительным характером, отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей. А также глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О"Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей. Его общественная деятельность вызывала зависть политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ёроки. Увиденное в раннем детстве насилие оставило глубокий след в сознании Морихэя и желание разделаться с обидчиками отца стало главным побудительным мотивом его стремления к физическому совершенствованию.

В отрочестве Уэсиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро. бывших его наставниками. По настоянию отца он занимается плаванием и сумо; в это время начинает проявляться его интерес к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин "Уэсиба Сокай". Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава. а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетия Морихэй выглядит совершенно иначе. Его тело покрывает броня мускулов и, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см.), он значительно сильнее многих. Однако, чисто физическое совершенство не удовлетворяет его и Уэсиба отправляется в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу; полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В этот период Уэсиба отдает много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность приносит ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей. Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всем, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь искусно и энергично управлялся с тяжелой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников.

В 1903 году отношения между Россией и Японией серьезно осложнились, и Уэсиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэсибы в период боевых действий были высоко оценены командованием, и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэсиба получает предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказывается от продолжения военной карьеры.

Возвратившись в Танабэ. он с головой погружается в общественную жизнь округа, что, однако, не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо, под руководством имевшего тогда третий дан Киечи Макаги, где он сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает совершенствоваться в Ягю-Рю у Накаи. с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница; он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его "Король Cиротаки".

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который согласился обучать его искусству и, спустя некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив все свое имущество учителю Такэда, отправляется на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ живет Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы вылечить отца, Уэсиба решает посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит неизгладимое впечатление на Уэсибу. Он проделает свой путь на родину, но, прибыв в Танабэ, к своему глубокому огорчению узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая свое бессилие перед неумолимой смертью, Уэсиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, Уэсиба, в конце концов, принимает решение стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т. ч. изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. Именно года ему нанес визит один морской офицер - эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности. Эта способность предвидеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение, и ему открылась сущность будо. Он не мог двинуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебетание птиц и почувствовал способность проникнуть даже в замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонно принять все сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию нас самих и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, известность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ все чаще посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Он постоянно получает приглашения продемонстрировать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Вместе с тем, постоянного Додзе он в ту пору еще не имеет и вынужден арендовать залы в различных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стало посещение школы Уэсибы основателем дзюдо профессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: "Вот мой идеал будо",- и вскоре направил несколько своих лучших учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года завершилось строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших в школе Уэсибы учеников - учидэши - не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи с трудом выдерживали тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как "Адское Додзе" в Ушигомэ".

Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большинство талантливых учеников Уэсибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому претит мысль об использовании будо в милитаристских целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится "Святыня Айки" и посвящает себя занятиям будо и земледелию. Тренировки в токийском Центре ведет его сын Кисшомару - нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название "айкидо" начинает использоваться официально.

Окончание войны и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо, продлившийся около двух лет. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою деятельность и получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа). Начинается период возрождения и бурного распространения айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс интернационализации айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году создается Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Япония) свыше миллиона человек.

УЭСИБА Кисшомару, АЙКИДО Ходзанся, Токио, 1985 г. ТИССЬЕ Кристиан, АЙКИДО. Основной курс, т.1 СЕДИРЕП, Болонья, 1982 г.

Техники айкидо акцентируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчивающиеся болевым захватом или броском.

Старшие ученики Уэсибы используют разные подходы к практике айкидо, в немалой степени зависящие от их времени обучения у него. Сегодня айкидо встречается во всём мире в виде нескольких стилей, с широким диапазоном толкования техник и смещением акцента к разным его областям. Однако все их объединяют принципы, сформулированные ещё Уэсибой, включающие и заботу о нападающем.

Этимология

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводило к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение - агрессия, защита - ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение - агрессия, которая ведёт к дисгармонии; защита - уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побеждён, всеобщая гармония восстановлена. Используя приёмы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

Принципы айкидо

Основная статья: Принципы айкидо

Среди основных принципов айкидо выделяют: дух единения Айки , дистанцию безопасности Ма-ай , уход с линии атаки Тай сабаки , вывод соперника из равновесия кудзуси , вход в Ма-ай противника Ирими , спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми , ударная техника Атэми , вращение и, прежде всего, динамику.

Айкидо построено на естественной биомеханике человека и минимальных, точечных воздействиях на ключевые точки в нужный момент и по точному вектору.

Оружие в айкидо

Работа с оружием - вспомогательный раздел айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений, работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

  • Боккэн - деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
  • Дзё - деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24-26 мм диаметром.
  • Танто - нож длиной до 30 см.
  • Вакидзаси - короткий меч.
  • Бо - японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
  • Нагината - японский аналог глефы , часто ошибочно называемой «алебардой».

«Характеристики оружия не настолько точны, как в классических школах. Каждый выберет [себе оружие] в зависимости от физического состояния, хвата и равновесия» - цитата по книге Н. Тамуры. [ ]

Система рангов в айкидо

Основная статья: Система рангов в айкидо

Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.

Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в айкидо - 10. Высшие степени - с 8 по 10 дан - присуждались только ученикам Уэсибы Морихэя. У Сайто Сенсея был 9 дан, а у Ульфа Сенсея сейчас 8 дан.

Айкидо Айкикай

Фонд Айкикай - организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году .

В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль айкидо существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближен именно к тому айкидо, которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.

Основа Айкикай - Всемирная штаб-квартира (хомбу) айкидо в Токио , главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием айкидо во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки , Европы , Африки и Азии . Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что айкидо пользуется всё большей популярностью.

Другие организации айкидо

Основатель айкидо говорил: «Сколько людей, - столько и айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай . Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя.

  • Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу айкидо, были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо , карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо , после чего заявляли о создании нового стиля.

Как следствие - на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.

Направления, получившие наибольшее распространение:

  • Айкидо Хирокадзу Кобаяси
  • Такэмусу Айки

Примечания

  1. Saotome, Mitsugi. The Principles of Aikido. - Boston, Massachusetts: Shambhala, 1989. - P. 222. -

Первое упоминание об айкибудо относится к 712 г. В древнейшем японском памятнике "Книга старинных вещей" одна из легенд рассказывает о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств Кашимой и Катори. Сын Накаты вызвал богов на рукопашный бой ("тэгои") и потерпел поражение. Едва он дотронулся до руки Кашимы, как его руки и оружие превратились в лед, после этого некая сила подбросила его вверх, и он замертво упал на землю. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе "айки" и "айки-ин-ё", что послужило основанием для зарождения такого известного вида единоборств, как "дайто рю айки дзю-дзюцу", который, в свою очередь, стал промежуточным этапом развития айкибудо.

История айкидо

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы "дайто рю айки дзю-дзюцу", был Минамоту Ёсимицу. Его имя неотрывно связано с историей становления айкибудо. Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так впервые была отработана техника "кансецу" (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои заслуги Ёсимицу получил титул князя и поместье. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Он явился первым представителем знаменитого рода Такеда. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом, являлись достоянием рода и развивались его потомками вплоть до начала XX века, до последнего представителя рода - Такеды Сокаку.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи (1883-1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. В 1931 г. учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени и описание приемов боевого искусства "дайто рю айки дзю-дзюцу".

Великому Уэсибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства - "айкидо", которое основывалось на учении Такеды Сокаку "дайто рю айки дзю-дзюцу". Он разработал философскую основу этого учения, придав ей форму "Сокровенного Знания". Техника приемов нового учения очень сильно отличалась от школы Такеда. В 1932 г. Уэсиба открывает свою школу, целиком отдаваясь задаче расширения базиса "айкидзюцу". Он стремится через занятия установить непосредственную связь с природой, совершенствовать себя и тем самым улучшать общество. Его влияние на учеников оказалось достаточно сильным, а идеи стали популярны среди широкой части японского общества. Вскоре линия Сокаку, традиционная или консервативная часть, стала сильно уступать по популярности новому прогрессивному направлению. "Айкидо" Уэсибы существенно отличается от традиционного направления "айки дзю-дзюцу" Сокаку в задачах, технике и методах занятий, потому Уэсиба и считается настоящим основателем айкидо.

Сегодня айкидо - это современная система самозащиты (в том числе и от вооруженного человека), использующая энергию нападающего, а также развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе.

Одежда для айкидо

Требование носить определенную форму одежды на занятиях айкидо - важный аспект тренировок.

Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками (кроме инструктора), отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. "Доги" (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, т.к. в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

  • Собираясь из дома на тренировку, аккуратно уложите свою форму в сумку, так чтобы она не помялась.
  • В зал следует входить только в специальной форме. Это может быть специальная одежда для занятий айкидо - "доги" или при ее отсутствии - спортивные брюки и футболка.
  • Вы должны иметь сменные тапочки для передвижения по помещениям вне татами.
  • Одежду для занятий необходимо стирать не реже одного раза в неделю.
  • Одежда для занятий должна быть чистой и отглаженной, иметь хороший вид и запах. Не культурно посещать занятия в грязной, мятой и дурно пахнущей одежде с дырами и прорехами.
  • Одежда для занятий не должна использоваться для других целей.
  • Нельзя одевать под куртку (кроме женщин) футболки (футболка у женщин должна быть белой и желательно без рисунка на ней).
  • Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины.
  • Нельзя входить в зал с незавязанным поясом на "доги" или неодетым полностью.

Восточные единоборства объединяют в себе технику самозащиты, дисциплину и философию. Айкидо вывело боевое искусство на новый уровень – уровень созидания, где сила агрессора нейтрализуется и перенаправляется. Огромное значение для практикующего имеет ментальное состояние, ощущение равновесия и спокойствия.

История появления Айкидо и основа философии

Айкидо - боевое единоборство которое изобрёл Морихей Уесиба в начале двадцатого века. Философия этого боевого единоборства достаточно сложна. Во всяком случае, сам Уесиба, утверждал, что даже среди его лучших учеников нет ни одного, кто полностью познал его философию. Дело в том, что до того как стать мастером боевых единоборств, Морихей Уесиба изучал Дзен-буддизм в буддистской школе и интересовался философией.

Достоверно известно, что в молодые годы Уесиба обладал плохим здоровьем и родители советовали ему заняться боевым единоборством, но интерес к единоборствам проснулся только в 28 лет. За 11 лет изучения различных боевых искусств и усердных тренировок он добился выдающихся результатов. Проведя множество боев с лучшими мастерами Японии того времени он приобрел огромный опыт в различных боевых единоборствах, попутно поломав репутации и судьбы многих людей и школ боевых искусств.

Проявив агрессию в отношении других школ тогда, он пришел к выводу, что необходимо сражаться не с бойцом, а с его агрессией. Другими словами, нужно отражать атаки противника до тех пор, пока тот не прекратит свои атаки, поняв, что они бесполезны. Довольно интересный вывод, учитывая то, что сам Уесиба, в начале своего пути познания различных боевых единоборств, получил известность благодаря жестоким схваткам, где как раз он и был агрессором. Этот необычный вывод и стал основой айкидо, где нет атакующих ударов, а только броски, уходы с линии атаки и заломы. Так в 80-ти летнем возрасте Уесиба демонстрировал высокое мастерство, он мог раскидать несколько хорошо тренированных противников нападающих на него одновременно.

С японского «Ай» «Ки» «До» переводится как дорога к гармонии, к жизненной энергии. Морихэй Уэсиба, говорил, что занятия должны помочь ученику направить его на путь к гармонии духа. Сам Уэсиба в поисках уникального боевого искусства, которое не будет нести в себе убийство, а станет лишь защитой от нападения, изучал направления Джиу-джитсу и Кэндзюцу. Полученный опыт помог совместить техники рукопашного боя и владение оружием. Важный принцип Айкидо – не сопротивляться, отвечая агрессией, а перенаправить агрессивную энергию противника на него самого.

По словам учителя Морихэя, человек, который выбирает Айкидо, стремится очистить собственное сознание, чтобы в итоге чистотой своего Ки, своего Духа, а не с помощью оружия, победить бесов. Главный секрет в сохранении спокойствия, умиротворения и одновременно в движении. На этом и строится гармония.

Возможно, в Японской традиции это имело смысл в дуэлях, но очевидно, что мало применимо в армии, так как солдат должен уметь именно атаковать врага, а не только уворачиваться от его ударов. Не говоря уже о том, чтобы солдат учить тонкостям сложной философии айкидо.

В уличной схватке, если боец сталкивается с атакующим его человеком или группой людей, он может показать чудеса техники, но если рядом его семья, жена и дети, то в этом случае все решает время. И нет возможности просто отбрасывать от себя противника, а необходимо вести жесткий агрессивный бой на поражение, не дожидаясь когда семья попадет в заложники.

Таким образом, понимая основу философии айкидо, человек может сделать осознанный выбор для чего он хочет им заниматься . Когда нужны агрессивные навыки защиты себя и своих близких, которые можно приобрести быстро, то айкидо не самое лучшее решение. Если же человеку интересны идеи айкидо, интересно участвовать в соревнованиях, и он просто хочет заняться спортом, то в эстетическом смысле айкидо действительно хороший выбор!

Направления Айкидо

Искусство айкидо постоянно развивается, появляются современные школы, изменяются методики преподавания, внедряются новые приемы. На сегодняшний день известно более тридцати направлений, широко распространенными считаются следующие:

Айкикай является оригинальной школой, созданной учителем Морихэем Уэсибой и признанной Японским правительством в 1940 году. Отличительной чертой данного направления служит плавность движений в отрабатываемых приемах. Кихон доса или базовые движения в количестве шести отсутствуют, взамен им существуют упражнения, позволяющие почувствовать партнера, выдерживать правильную дистанцию, контролировать нападающего.

Ёсинкан . Создателем этой школы стал ученик Морихэя - Годзо Сиода, открывший ее в 1955 году. Методика обучения четко сформулирована и отлажена. Огромное внимание уделяется правильной стойке и ориентированию на центральную линию. После разминки большую часть тренировки отводят для ознакомления и освоения кихон доса. Изучающим данную практику легко применять навыки в реальных ситуациях, где требуется самооборона, поэтому часто Ёсинкан айкидо преподают при подготовке полицейских кадров и в армии.

Ки-айкидо или в западном варианте Син-син-тоицу. В данной практике большое внимание уделяется жизненной энергии и концентрации ее в теле человека. Происходит это путем формирования правильного дыхания и с помощью медитации. Работа с оружием, а в особенности с деревянным мечом боккеном, также неотъемлемая часть тренировок, хотя техники сильно отличаются в зависимости от школ.

Ивама-рю является одним из старых направлений Айкидо, однако, получивших свое развитие уже после Второй Мировой войны. Включает в себя три дисциплины, тесно зависящие друг от друга, это практика работы с мечом, с дзё (палкой) и упражнений без использования оружия. Создатель Морихиро Сайто еще при жизни О-Сенсея разработал дзё-ката, это движения, выполняемые совместно с оружием систематизировано и четко.

Разные направления – один принцип. Айкидо это путь к гармонии и пониманию собственного тела, способ владения над внутренним состоянием, поиск единства и победы, прежде всего над самим собой.

Техники Айкидо

Различают три вида техники:

  • бросковая Нагэ ,
  • удержания и контроля Осаэ
  • дыхательная Кокю-хо

Кроме того широко используется Атэми – удары, однако они имеют несколько иное значение, чем в других боевых искусствах. Цель – не покалечить нападающего, а отвлечь его внимание и уметь защититься от удара.

Приемы

Классификация приемов зависит от положения практикующих:

  • таши-ваза – оба в положении стоя
  • сувари ваза – сидя
  • ханми-ханташи ваза – одни сидит, другой стоит

Базовые приемы также включают в себя технику работы с кистью и называются Тэ ваза.

Стойка

В практическом изучении Айкидо правильная стойка требует особого внимания, так как от нее зависит эффективное выполнение приема. Важно достигнуть естественной позиции стоя и почувствовать центр равновесия, не прилагая усилий и не контролируя специально. Голова, затем позвоночник и нижняя часть живота должны быть в одном вертикальном положении друг от друга.

Стойка, при которой нападающий укэ и принимающий удар нагэ выставляют вперед правую ногу, называется одноименная . Если стоя лицом друг к другу выполняющий прием ставит левую ногу, а его противник правую, или наоборот – это разноименная стойка .

Система передвижений

Ирими позволяет телу переместиться вперед и обойти противника с внешней стороны.

Кайтен – это поворот, это шанс увести противника и вывести его из равновесия, не останавливая движущуюся силу. Широко применяется в Айкидо этот метод, так как нападающий, двигаясь по инерции, не сможет оставаться на ногах.

Кудзуси является действием, с помощью которого человек выводится из равновесия, для дальнейшего контроля, либо броска.

Тайминг

Рассчитать и вовремя отреагировать на выпад противника – это тайминг . Практическое знание техник не оградит от удара, если реакция сработает чуть раньше или позже. Выполняется движение уже тогда, когда укэ проявил свою силу. Скорость неотъемлемая и важная часть любого спорта, в том числе и Айкидо. Необходимо среагировать вовремя, перенаправить движение противника или уйти с линии атаки.

Использование оружия

Оружие должно плавно перетекать в тело, то есть все действия выполняются не с помощью одной руки, а участвует все тело, так удар станет значительным и равновесие не будет нарушено.

Боккен – деревянный меч, изготавливаемый из плотных пород древесины, популярностью пользуются изделия из дуба.

Дзё – деревянный шест, не намного легче боккена, размер обычно около 130 см. Техника ударов с дзё разнообразна, это могут быть тычковые, рубящие, косые удары по корпусу и ногам оппонента, а также с помощью данного оружия возможна защита, блокирующая нападение.

Танто – с японского языка дословно переводится, как короткий меч. Это нож, клинок которого достигает 40 см. Не используется как самостоятельное оружие, а только вспомогательных целях, в основном для добивания противника.

Бо – деревянный посох, длиннее дзё. Изготавливается из жестких пород дерева, но может быть выполнен из бамбука. Иногда, для придания веса, его обшивают металлом.

Айкидо – это тот вид спорта, где нет места беспокойству, практика айкидо – способ устремиться на путь духовного развития, самопознания и обретения гармонии.



  • Разделы сайта