Кто главный герой сатин или лука. Описание персонажей: образы Луки и Сатина. Цитаты других героев

«Зимняя ночь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь », представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма , тесно переплетаются темы любви и природы . Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .

Основная идея произведения - противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна» . Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн» , «ангел» , «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма - укороченные вторая и четвертая строки - придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности : метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Сочинение на тему «Сатин или Лука — герой пьесы М. Горького «На дне»?»

Одно из знаковых произведений прошлого столетия - пьеса «На дне», которая была написана Максимом Горьким на рубеже 1901 и 1902 года. Пьеса настолько неоднозначна, что постановка этого произведения получила право на жизнь только в МХТ с 1902 году. На императорской сцене спектакль был категорически запрещен.

Дело в том, что в основе сюжетной канвы - столкновение двух противоборствующих философий: правды и лжи. М.Горький ставит выбор перед читателем, заставляет задуматься и решить для себя, что лучше, приторная ложь или имеющая горький вкус правда.

Конфликт в пьесе начинается с появления старца Луки, который разговаривает почти библейскими афоризмами. Он пришел, неизвестно откуда, и также исчез. Однозначно, М.Горький неслучайно ввел в пьесу подобный образ. Невольно возникает ассоциация с Воландом М. Булгакова, который появился в Москве, чтоб обнажить человеческие души со всеми их грехами. Лука говорит, что люди упрямые, хотят все лучше и лучше жить. Почти так же о москвичах высказывался и Воланд.

Лука переворачивает мирок каждого жителя ночлежки. Актеру он обещает некую больницу, где тот вылечится от пьянства, Пепла отговаривает от убийства мужа Василисы и советует вору уехать вместе с Натальей, Настасью поддерживает в ее рассказах о большой любви. Казалось бы, врет старец. Только ложь ли это? Может слова Луки – способ дать надежду обитателям городского «дна»? Он сам обозначает свою ценность для этих воров и пьяниц: «Так… Эхе-хе… господа люди! И что с вами будет?.. Ну-ка хоть я помету здесь. Где у вас метла?»

Рассказывает сказки старик, но в основе этих сказок – надежда. Он непросто говорит Актеру о бесплатном лечении, он утверждает, что тот должен уже сейчас бросить пить и ждать в трезвости возможного исправления своей жизни. Вот и получается, что ложь Луки должна подтолкнуть Актера на правильный путь.

«А чего? Человек - все может… лишь бы захотел…» — в этих словах отражен смысл поступков Луки. Человек выберется из любой ямы, но только если захочет сам. Старец своими рассказами хочет дать погибающим надежду и стимулировать их стремление к лучшему.

В противовес старцу, М. Горький выводит на сцену Сатина, который живет сегодняшней реальностью, и окружать себя эфемерной действительностью отказывается. Сатин своими поступками и фразами дает понять, что вор – это вор, и нечего строить из себя кого-то другого. Он вроде бы даже признает некую пользу Луки к концу пьесы, но в тоже время утверждает, что сильному человеку, имеющему стержень, такие сказки для стимула не нужны. То, что предлагает Лука, это для Сатина удел слабых.

Тот, кто силен духом, во лжи не нуждается, потому что правда – идол сильных духом.

Так кто же герой для М. Горького? Кем он дорожит: Сатиным или Лукой? Чья философия ему ближе? Вроде бы устами Сатина автор говорит о том, что человек достоин уважения, а не жалости, потому что жалость унизительна. Однако в то же время в начале пьесы М. Горький заявляет через Актера, что героем может быть тот, кто талантлив, а талант по-горьковски это – вера в себя. Лука попытался такую веру возродить в жителях ночлежки. Другой разговор, что попытка его имела для большинства печальные последствия: Актер повесился, Наталью искалечили, пепел на каторгу пойдет.

Мне кажется, М. Горький оставляет право решить, кто герой, а кто нет читателю. Он просто показывает нам две стороны, а выбрать, какой путь правильный, должны мы сами.



  • Разделы сайта