Конспекты физкультурных занятий в средней группе детского сада. Конспект – физкультурного занятия в средней группе «Зайка потерялся

Мария Бугрова
Конспект занятия по физической культуре в средней группе

ЦЕЛИ :

Закрепление основных видов движения : ползания по гимнастической скамейке, прыжков из обруча в обруч, прокатывания мяча между предметами;

Развитие внимания, ловкости, двигательных реакций организма ребенка; ориентировка в пространстве.

ЗАДАЧИ :

1. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу с выполнением заданий.

2. Закреплять навык ползания по гимнастической скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени.

3. Упражнять детей в прыжках из обруча в обруч.

4. Развивать ловкость в упражнениях с мячом.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Мячи на каждого ребенка, гимнастическая скамейка, обручи 3 шт, конусы 3 шт, корзинки для мячей, бубен, свисток.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети заходят в зал колонной по одному, встают вдоль стены.

Воспитатель : - Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним наш девиз : «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!» .

Подравнялись, спинки распрямили, носочки вместе. За направляющим Данилой по кругу шагом марш! (под звуки бубна дети маршируют по кругу) .

На сигнал воспитателя : «Мышки!» - ходьба мелким семенящим шагом, руки на поясе.

На сигнал : Бабочки!» - переходят на бег, помахивая руками-крыльями.

На сигнал : «Зайки!» - остановиться и попрыгать на двух ногах.

А теперь легко побежали по кругу (под звуки бубна) . Руки во время бега прижаты к груди, согнуты в локтях. По сигналу бубна – остановиться, развернуться в другую сторону и продолжить бег.

Переходим на шаг, надуваем шарик.

Дыхательная гимнастика : вдох носом, руки через стороны вверх, выдох ртом на звуке (ш-ш-ш) .

На месте стой, раз-два!

Общеразвивающие упражнения с мячом.

Воспитатель :

А сейчас каждый возьмет по мячу.

Все собрались? Все здоровы?

Бегать и играть готовы?

Ну, тогда подтянись! Не зевай и не ленись!

На разминку становись!

Разойдитесь по кружкам. (Дети встают на точки-метки) .

1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вперед, вверх, посмотреть на него, опустить вперед-вниз, вернуться в и. п. (4-6 раз)

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках вверху. Наклоны туловища вправо, вернуться в и. п., наклон влево, вернуться в и. п. (4-6 раз)

3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч у груди. Присесть, мяч вынести вперед, подняться, вернуться в и. п. (5 раз)

4. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч перед собой. Поднять вверх, наклониться, коснуться мячом пола как можно дальше, выпрямиться, вернуться в и. п. (4-5 раз)

5. И. п. – сидя, ноги вместе, мяч лежит на стопах ног, руки в упоре сзади. Поднять прямые ноги, перекатить мяч на живот, поймать его; вернуться в и. п. (5 раз)

6. И. п. – прыжки на двух ногах с мячом в руках в чередовании с ходьбой.

Основные виды движений.

Воспитатель : - Пожалуйста, положите мячи в корзину. Построились в колонну по одному. Данил и Степа, приготовьте гимнастическую скамейку. Лиза, принеси 3 обруча, Снежана, приготовь конусы, пожалуйста. (Воспитатель вместе с детьми расставляет снаряды) .

Сегодня, ребята, мы будем упражняться в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках, прыгать из обруча в обруч двумя ногами вместе, закрепим умение прокатывать мяч между предметами. Первое упражнение нам покажет Злата. Нужно встать на колени, взяться за скамейку хватом сбоку, продвигаться вперед на четвереньках.

Эмиль продемонстрирует прыжки из обруча в обруч. И. П. - ноги вместе, руки на поясе, прыжки с продвижением вперед.

Степа покажет, как нужно правильно прокатить мяч между конусами. Берем мяч из корзинки, ладошки сделали «Совочком» и прокатываем мяч между конусами. После чего кладем мяч в другую корзину.

Воспитатель напоминает детям о том, что упражнения следует делать по очереди.

После прохождения всех этапов нужно встать в хвост колонны.

По команде воспитателя : «Начали!»

дети поточным способом один за другим, выполняют ползание на четвереньках, переходят к прыжкам на двух ногах, после чего приступают к упражнению с мячом. Повторить 2-3 раза.

В процессе выполнения детьми основных видов движения воспитатель координирует правильность и четкость выполнения заданий.

Упражнения закончили. Молодцы! (Инвентарь убирается на место) .

Продолжаем занятие . Предлагаю поиграть в игру «Бездомный заяц» . Напоминаю правила игры : из числа играющих выбираем «охотника» (Лиза, остальные дети – «зайцы» , они находятся в «норках» (обручах) . Количество «норок» на одну меньше числа «зайцев» . Днем «зайцы» гуляют, на команду «охотник!» - прячутся в «домики» . Охотник старается поймать «зайца» , оставшегося без домика. Если «охотник» поймает «зайца» (коснется, то они меняются ролями. (Игра повторяется 2-3 раза) .

Заключительная часть

Игра малой подвижности «Угадай, кто позвал» .

Воспитатель : - Встаем, ребята, в круг. Угадывать по голосу будет Даня, закрывай глаза!

Дети идут по кругу и говорят :

Мы немножко порезвились

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель : - Наше занятие подошло к концу . Построились в колонну по одному. Дети уходят на группу .

— Сейчас у нас с вами в руках не просто палка, а хоккейная клюшка.А клюшкой можно не только играть в хоккей, но и выполнять различные упражнения.

Посмотрите на меня и послушайте, как надо правильно выполнить 1 упражнение.

И.п.- встанем ноги на ширине плеч, нашу клюшку держим в руках, руки внизу. На счет 1 — поднимаем клюшку вверх над головой; на счет 2 – опускаем руки с клюшкой до уровня груди; на счет 3 – снова поднимаем вверх; на счет 4 – и.п.

Приготовились! Исходное положение принять! Упражнение начинай!

— Следующее упражнение (……)

Исходное положение принять! Упражнение начинай!

Следующее упражнение (….) .

Клюшку держим на вытянутых руках, ручки ровные. Приседаем, спинка прямая. Молодцы!

Следующее упражнение (…..).

И.п. принять! Упражнение начинай!

Руки с клюшкой и ноги поднимаем одновременно, вместе!

След-ее упражнение (….).

И.п. принять! Упражнение начинай!

Тянемся клюшкой до носочка, ноги при этом не сгибаем.Молодцы!

След-ее упражнение (…)

И.п. принять! Упражнение начинай!

Прыгаем через клюшку боком, приземляемся мягко.

Перестраиваемся в колонну по одному. Шагом марш! Проходя мимо воспитателя, гимнастич. палки отдают ему.

Схема поточного метода прилагается в конце конспекта.

— Дети, посмотрите, как правильно нужно выполнить следующие упражнения –встаем на край скамьи лицом вперед, руки в стороны и идем до ее конца, правильно с нее спрыгиваем: руки отводим назад, делаем мах руками и прыгаем, приземляемся на 2 ноги, мягко, руки вытянуть вперед. Следующий прыгает только после того, как предыдущий спрыгнет со скамьи. . Перед вами 5 разноцветных олимпийских колец (обручей).

Подходим к первому кольцу, ноги в полуприседе, руги отводим назад, делаем мах,отталкиваемся и так прыгаем из кольца в кольцо до конца.Затем берем в корзине мяч,встаем на четвереньки и

прокатываем мяч змейкой между олимпийскими факелами. Кладем мяч в пустую корзину и пролезаем в туннель. Перед вами снова гимнаст. скамья.

— Приготовились! Упражнения начинай!

Молодцы, ребята!

Давайте уберем все на свои места и поиграем в игру « Два Мороза ».

— Давайте разделимся на 2 команды,одна команда будет жить в левом городе, другая в правом городе. Также выберем 2 Морозов –

Красного носа и Синего носа. (дети встают в круг, воспитатель в центре круга с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками крутится, внезапно останавливается, на кого указывают его руки, тот будет Красный нос, так же выбирают Синий нос; остальные расчмтываются на 1,2 и таким образом делятся на 2 команды) .

— Теперь команды занимают свои города, а вы, Морозы, встаете в центре зала и дружно, вместе говорите свои слова: «………»

А вы, жители, отвечаете им: «…..»

После этого начинаете перебегать из города в город. А вы, Морозы, не зевайте,ловите и замораживайте бегущих.

— Приготовились! Игру начинаем!

(игра детям знакома и любима ими, поэтому слова правила все знают наизусть).

(В следующий раз Морозами становятся те, кого выберут предыдущие Морозы.)

— Все молодцы! Морозы постарались, много заморозили жителей. А кто ни разу не попался Морозам, тоже молодцы! Победила дружба!

Программное содержание.

1. Продолжать учить детей начинать и заканчивать ОРУ одновременно, слышать и выполнять команды воспитателя, правильно принимать исходное положение.

2. Продолжать учить ползать на животе по гимнастической скамейке.

3. Сохранять равновесие при ходьбе по гимнастическому бревну. Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола.

4. Приучать согласовывать движения с движениями других детей.

5. Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих движения зайчика.

6. Способствовать формированию осознанной потребности в здоровье.

7. Развивать у детей воображение, творчество, память, речь.

8. Воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому, умение сопереживать.

Место проведения: спортивный зал.

Материалы и пособия: гимнастическая скамейка, дуги, гимнастическое бревно, мягкая игрушка – «зайчик», подбор музыки.

Ход занятия

Организационный момент (собрать внимание) - 1 мин.

Жил зайчишка на опушке,

Отморозил зайка ушки,

Поскакал он без оглядки,

Чтоб увидеть вас, ребятки!

Вместе с зайчиком воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой на занятие физкультурой. Приглашает детей пройти в спортивный зал.

Вводная часть

Построение в колонну по одному друг за другом - 40 сек.

Даю команду детям встать в колонну по одному. Использую один зрительный ориентир (пирамидка) для направляющего, определяю замыкающего. Оказываю помощь при перестроении. Обращаю внимание детей на их местоположение (кто спереди, кто сзади). Предлагаю детям подравняться. Даю оценку их действиям.

Ходьба обычная - 1 круг

Даю команду:

Дети, за мной по залу шагом – марш!

Обращаю внимание, чтобы дети не выбивались из строя, сохраняли дистанцию, не срезали уголки, держали голову прямо, делали отмашку руками, сохраняли правильную осанку, отрывали ноги от пола. Использую частичный показ, напоминания, при необходимости, оказываю помощь, отмечаю правильное выполнение, даю дифференцированную оценку.

Бег обычный - 1 круг. Те же приёмы, что и при ходьбе.

Ходьба обычная -1 круг

Ходьба на носках - 1/3 круга

Обращаю внимание, чтобы животы были подтянуты, дети смотрели перед собой, не шли на пальчиках, оказываю помощь.

Ходьба на пятках - 1/3 круга

Ходьба на наружных сторонах стоп - 1/3 круга

Ходьба по коврику с нашитыми пуговицами - 1/3 круга

Ходьба по верёвке с узлами - 1/3 круга

Использую показ и объяснение.

Бег обычный -1 круг

Обращаю внимание, чтобы дети вставали на узлы серединой стопы.

Бег с высоким подниманием колен - ½ круга

Обращаю внимание, чтобы дети высоко поднимали колени, ноги опускали на носки. Использую имитацию (бегаем, как лошадки).

Бег на носках - ½ круга

Напоминаю детям, что бежать надо легко, использую имитацию (бегать бесшумно, как мышки). Обращаю внимание, чтобы дети ставили ногу на переднюю часть стопы.

Внимательно смотреть, чтобы дети не бежали на пальцах.

Перестроение врассыпную

Использую имитацию (кружимся, как снежинки). Обращаю внимание, чтобы дети, изображая снежинки, не задевали друг друга.

Основная часть

1. «Поднимание рук вверх».

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 – руки вверх, подняться на носочки;

Поднять руки перед собой; сгибание и разгибание кистей рук. - 5–6 раз.

«Стал наш зайка средь травы. Уши выше головы. Зайке весело стоять.

Стал он лапками махать. Раз-два, раз-два. Стал он лапками махать».

2. «Повороты туловища». В каждую сторону по 3 раза.

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – поворот вправо;

3 – поворот влево,

Использую частичный показ. Оказываю помощь. Обращаю внимание на глубокий поворот. Напоминаю, что с места сходить нельзя, даю оценку.

3. «Наклоны вперед» - 5–6 раз

1 – наклон вперед, руками «роют корень» – имитация.

4. «Наклоны вперед из положения сидя»

Использую имитацию, частичный показ, даю указания. Обращаю внимание, чтобы дети наклонялись, не сгибая ноги в коленях. Оказываю помощь детям в ходе выполнения упражнения. Даю дифференцированную оценку.

И.п. сидя, руки на поясе.

1 – наклон вперёд

«Зайки, ставьте лапки шире! Ну-ка, зайка, повернись.

Вот так, покажись! Вот так, повернись!

Лапки быстро опустили. Корешок в земле отрыли.

На лужайке мы присядем к лапкам мы тянуться станем,

Но хоть до лапки далеко. Их достанем мы легко!»

5. «Прыжки на двух ногах» - 5–6 раз

И.п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях

Выполнение: прыжки на двух ногах на месте.

Обращаю внимание, чтобы дети не сгибали ноги в коленях.

«Зайки лапки ставим вместе и попрыгаем на месте».

6. «Восстановим дыхание».

Нарисуем солнышко руками.

2). Основные виды движений.

Ползанье по гимнастической скамейке (на животе)

Использую указания, целостный показ, обращаю внимание, захват скамейки, чтобы дети прыгали легко, приземлялись на переднюю часть стопы. Оказываю помощь. Даю дифференцированную оценку.

Упражнения на расслабление рук и плечевого пояса. 5-7 раз

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены

1- приподняться на переднюю часть стопы, руки вверх, потрясти кисти.

2 – свободно опустить в И.п.

Прошу ребёнка, хорошо знающего упражнение, показать его. Использую напоминания, указания, оказываю помощь, страховку. Обращаю внимание, чтобы дети правильно захватывали края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу), сползали со скамейки, опираясь руками об пол. Даю оценку.

Подлезание под дуги и ходьба по гимнастическому бревну.

Использую полный показ. Обращаю внимание, чтобы дети выполняли упражнение, не торопясь, не вставали при потягивании вверх на пальцы, руки свободно падали вниз.

3). Подвижная игра «Лиса и зайцы» - 5-6 раз

Использую поточно-круговой способ организации деятельности детей, частичный показ, вопросы, уточнения. Страхую детей на гимнастическом бревне. Обращаю внимание на то, чтобы дети держали спинку ровно, спрыгивали легко, пролезали под дугами, не касаясь руками пола. Даю оценку действиям.

Уточняю правила. При помощи считалки выбираем водящего («лису»). Обращаю внимание на выполнение правил, дети убегали в нужном направлении. В конце даю оценку.

«Зайчишка – трусишка по полю бежал, в огород забежал.

Морковку нашел, капусту нашел,

Сидит, грызет! Иди прочь - хозяин идет!»

Ходьба в медленном темпе с различными движениями рук (на пояс, к плечам, вверх) - 1 круг

Заключительная часть

Релаксация

«Сон дорогу нашёл, к тебе в гости пришел,

Ты его не гони лучше ляг, отдохни.

Реснички опускаются глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем...Сном волшебным засыпаем».

Дышится легко... ровно... глубоко... Наши ручки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Шея не напряжена, расслаблена.

Дышите легко... ровно... глубоко... Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется…Дышите легко... ровно... глубоко...

Вот проснулись, потянулись, потянулись, улыбнулись.

Ты наш зайка поскачи! И ребяток разбуди.

Конспекты занятий

Введение

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях является важ­ным звеном в образовании детей младшего возраста и в настоящее вре­мя приобретает еще более актуальное значение в связи с переходом де­тей на более раннее обучение в школе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой уделяет большое внимание физическому воспитанию детей. Формы организации этой работы разнообразны. Одной из главных форм, осуществляющей ос­новной процесс обучения основным движениям, являются физкуль­турные занятия. В данном пособии раскрывается система проведения физкультурных занятий с детьми 4- 5 лет на весь период их пребывания в детском саду (сентябрь - август). В соответствии с требованиями программы для занятий с детьми средней группы детского сада изменилось количество занятий, прово­димых в течение недели - оно увеличено до трех. Усложняются задания на развитие основных движений. Так, в ходьбе и беге наряду с развитием умений ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении появляются новые упражнения, формирующие умения находить свое место в колонне, строиться в пары, выдерживать форму круга, ходить на носках и т. д. Усложняются общеразвивающие упражнения, увеличивается на­грузка - число повторений. Однако сохраняется одно из важнейших требований - формирование у детей правильной осанки, укрепление крупных мышечных групп при последовательном переходе от одного исходного положения к другому.

Уменьшается площадь опоры в упражнениях, связанных с поддержа­нием правильной позы и сохранением устойчивого равновесия; увели­чивается высота физкультурного оборудования, даются более разнооб­разные задания - все это повышает требования к выполняемым упражнениям воспитывает в детях смелость, решительность, настойчивость.

Упражнения, связанные с умением владеть мячом, по-прежнему сложны для детей, поэтому в начале года предусмотрены более простые задания - прокатывание мячей в прямом направлении, друг другу. степенно задания усложняются - детей учат подбрасывать мяч и ловить его двумя руками, перебрасывать мяч друг другу и т. д.

Наряду с другими основными движениям лазанье, ползание, упражнения в прыжках занимают равноправное место при проведении <:1 культурных занятий и широко используются в игровых заданиях, подвижных играх.

В пособии предлагаются физкультурные занятия на весь год, соответствующие программным требованиям, возможностям детей данной возрастной группы. В конце каждого месяца усвоенные упражнения предлагаются для повторения и закрепления в игровой, занимательной форме с небольшими группами, индивидуально на прогулке, в помещении групповой комнаты, зале (в зависимости от условий).

Педагог может вносить изменения, дополнения в конспект занятий вносить игровые элементы в содержание отдельных его частей, заменить подвижную игру, но структура занятия должна сохраняться полностью.

Особенности развития детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и со­вершенствование структур и функций систем организма. Темп физиче­ского развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.

Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела - 1,5-2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков-100,3 см, а пятилетних-107,5 см. Рост (средний) девочекчетырехлет-99,7 см, пяти лет- 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять-17,8 кг и 17,5 кг соответственно.

При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

При оценке физического развития детей учитываются не только аб­солютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес ­рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естест­венно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы.

Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гиб­костью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с осо­бенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекоменду­ется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельнос­ти силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за пра­вильностью принимаемых детьми поз.

Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.

Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать пере­напряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются не­равномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе те­ла увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего до­школьного возраста наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следую­щих пределах: у мальчиков - от 5,9 до 10 кг, у девочек - от 4,8 до 8,3 кг.

Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в иг­рах любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ре­бята использовали всю площадь зала или участка.

Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполне­нии разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстоя­ние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса.

Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сна­чала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп, например, при выполнении трудовых поручений: так; во время убор­ки сухих листьев вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать уп­paжнeния с мячами, кубиками, флажками; в быту учить ребят поль­зоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть много); в играх предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.

Opганы дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип ды­хания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с из­менением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизнен­ная емкость легких (в среднем до 900-1000 см 3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступле­ние воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам по­движность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхатель­ные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня

в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении кото­рых дети могли бы дышать легко, без задержки.

Сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29.

Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нару­шается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или по­бледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координа­ции движений и могут наблюдаться у детей на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную де­ятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается.

Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система являет­ся основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов.

Нервные процессы - возбуждение и торможение - у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 годам у ребенка возраста­ет сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процесс е выполнения гимнастических упражнений, ри­сования, конструирования и даже одевания.

Незавершенность строения центральной нервной системы объяс­няет большую чувствительность у дошкольников к шуму. Если фон шу­ма в группе составляет 45-50 децибел, может наступить стойкое сниже­ние слуха и утомление. В дошкольных учреждениях необходимо при­учать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно пере носить стулья, разговаривать негромко.

На пятом году жизни, особенно к концу года, развивается механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы. Повышается самостоятельность действий, умоза­ключений. Однако нервные процессы у ребенка еще далеки от совер­шенства. Преобладает процесс возбуждения. Так, при нарушении привычных условий жизни, утомлении это проявляется в бурных эмоцио­нальных реакциях, несоблюдении правил поведения.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педа­гогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражне­ния, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовре­мя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д.

Физкультурные занятия

в средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Помещение, в котором занимаются дети, необ­ходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить), заранее подобрать необходимый инвентарь. Каждое третье занятие в течение недели проводится на све­жем воздухе, на площадке.

На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультур­ной форме (футболка, трусы, носки, кеды или полукеды). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям курт­ки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогул­ки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям.

Физкультурные занятия в средней группе проводят по общеприня­той структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели ­всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных на­выков и умений.

Вводная часть (3-4 минуты) подготавливает организм ребенка к пред­стоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходь­бе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, ук­репляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.

При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4-5 лет на занятиях различ­на. В начале года бег осуществляется 2-3 раза по 20-25 сек. в чередова­нии с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30-35 сек.

Основная часть (12-15 минуты) направлена на решение главных за­дач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и за­крепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических ка­честв: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.

Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) И без предметов проводятся в определен­ной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5-6 упражнений по 5-6 повторов от 5 до 6 раз.

При проведении общеразвивающих упражнений используются раз­личные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложен­ных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.

Педагог проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.

Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т. д. Следует обращать внимание на последовательный переход от одного ис­ходного положения к другому.

В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как пра­вило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.

Заключительная часть (3-4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особен­но после подвижной игры.

Подвижные игры

При обучении основным движениям в вводной и основной частях физкультурного занятия дети осваивают определенные двигательные навыки и умения, которые затем закрепляются и совершенствуются в подвижных играх и в быту. Одна и та же игра повторяется на несколь­ких занятиях 2-3 раза подряд и несколько раз в течение года.

Подбирать подвижные игры для физкультурного занятия желатель­но в соответствии с чередованием основных движений. Например, ес­ли детей обучают равновесию и упражняют в прыжках, то может быть предложена игра с использованием мячей; если ребят обучают прыжкам и упражняют в метании, то может быть проведена игра с элемента­ми лазанья и т. д. Такая последовательность подвижных игр помогает закреплять и совершенствовать двигательные навыки, которые дети ус­воили на предыдущем занятии.

Для проведения подвижных игр желательно заранее продумать организацию игры, подготовить необходимый инвентарь (дуги, обручи, стойки, шнуры и т.д.), мелкие атрибуты (шапочки котят, мышек, лен­точки и т.д.).

Основные виды движений

Функциональные возможности организма ребенка 4-5 лет, совер­шенствование зрительного, слухового и осязательного восприятия созда­ют реальные предпосылки не только для овладения основными движени­ями в обобщенном виде, но и для формирования умения выделять эле­менты движений (направление, скорость, амплитуда), воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий. Поэтому на физкультурных занятиях от ребенка можно уже добиваться определен­ной, в соответствии с его возможностями, техники (качества) движений; улучшать их на основе ранее сформированных навыков и умений, разви­вать такие жизненно важные качества, как быстрота, сила, ловкость.

Физические качества необходимо развивать гармонично, опираясь на соблюдение основных педагогических ПРИНЦИПОВ: доступности, по­степенности, систематичности и др. Все физические качества (быстро­та, ловкость, скорость и др.) в известной мере взаимосвязаны и совер­шенствуются при обучении детей любому виду движений - прыжкам, равновесию, метанию, лазанью.

Не следует забывать о специфической направленности упражнений, определяемой своеобразием каждого вида движений. Так, прыжки, ха­рактеризующиеся кратковременным, но сильным мышечным напря­жением, развивают быстроту, умение концентрировать свои усилия. Спецификой упражнений в равновесии является быстрая смена поло­жений тела в пространстве, непривычная поза, уменьшение или увели­чение площади опоры при выполнении упражнений и т. д.

Упражнения в ходьбе

На пятом году жизни, особенно к концу года, все структурные эле­менты ходьбы значительно улучшаются: начинает устанавливаться оп­ределенная ритмичность, увеличивается длина шага, что в сочетании с ритмичностью ведет к ускорению темпа. Улучшается общая координация движений. У большинства детей становятся согласованными движения рук и ног.

Вместе с тем ходьба детей имеет определенные недостатки. Наблю­дается параллельная постановка стоп и шарканье ногами, движения рук не всегда энергичны; плечи опущены, туловище не выпрямлено, темп передвижения неравномерен. Плохо ориентируясь в пространст­ве, дети испытывают трудности при изменении направления движения по сигналу воспитателя, не соблюдают нужную дистанцию в ходьбе и беге, построениях и перестроениях.

Для детей пятого года жизни программа предлагает различные упражнения.

Ходьба врассыпную. В процессе выполнения этого упражнения раз­виваются самостоятельность действий и умение ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает ребятам ходьбу по всему залу (площадке), при этом он переходит с одного места зала на другое; в про­тивном случает дети теснятся около педагога и цель упражнения не достигается. В дальнейшем при повторении ходьбы врассыпную дети уже самостоятельно справляются с заданием, используя если не все прост­ранство помещения, то большую его часть.

Ходьба с нахождением своего места в колонне формирует умение действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, быть внимательным и сосредоточенным, чтобы запомнить свое место в колонне.

Правильно ориентироваться и найти свое место в колонне, особен­но в начале года, детям еще трудно. Поэтому игра «По местам!» с пост­роением в шеренгу по сигналу воспитателя облегчает понимание и ус­воение данного упражнения.

Воспитатель предлагает детям, стоящим в шеренге, посмотреть и за­помнить, кто с кем стоит рядом. Затем следует ходьба врассыпную по всему залу (площадке). По команде: «По местам!» - каждый ребенок должен найти свое место в шеренге. После того как дети освоят это за­дание, можно при ступить к формированию их умения находить свое место в колонне в движении.

Ходьба с перешагиванием через предметы (шнуры, кубики, бруски и т. д.) развивает глазомер, координацию движений, приучает не шаркать но­гами. Предметы для перешагивания раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка (35-40 см).

Ходьба по кругу развивает ориентировку в пространстве, приучает к выполнению совместных действий и соблюдению формы круга. В на­чале года детям средней группы еще трудно выдерживать правильную форму круга, поэтому при обучении можно использовать ориентиры ­кубики, шнуры и т. д. Дети выполняют ходьбу в одну сторону, затем де­лают поворот кругом и продолжают ходьбу.

Ходьба с изменением направления движений проводится в двух ва­риантах. Первый вариант - ходьба за ребенком, ведущим колонну; затем по команде воспитателя все дети останавливаются, поворачи­ваются кругом и продолжают ходьбу за ребенком, стоящим в конце колонны. Ведущему колонны ребенку, стоящему в ее конце, воспи­татель может дать какие-либо предметы - платочки или кубики раз­ных цветов. «Вначале пойдете за Таней - у нее красный кубик, а по­том за Колей - у него синий кубик.» В дальнейшем данное задание выполняется без остановки, и поворот дети выполняют в процессе ходьбы.

Второй вариант - ходьба «змейкой» между различными предметами (кегли, кубики, набивные мячи т.д.) От детей 4-5 лет это упражнение требует определенных усилий. Им необходимо соблюдать определенную дистанцию друг от друга - не забегать вперед и не отставать, и главное, не задевать расставленные предметы.

Ходьба с изменением направления движения развивает ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу воспитателя, на­страивает каждого ребенка на понимание поставленной задачи.

Ходьба в колонне по одному с обозначением поворотов на углах зала (площадки) - это новое для детей средней группы упражнение, вызы­вающее определенные затруднения. От ребят еще не требуют выполне­ния четких поворотов при обозначении углов (эта задача ставится в старшей группе), однако их знакомят с ходьбой по периметру зала. Для понимания задачи ставят ориентиры по углам зала, которые дети обходят.

Ходьба парами уже знакома детям, однако в условиях зала это до­статочно трудное задание, так как надо соблюдать определенное на­правление, идти рядом с партнером, не отставая от него и не забегая вперед.

Ходьба со сменой ведущего. При ходьбе в колонне по одному обычно группу ведет ребенок, имеющий навык ведущего. Воспитатель в ходе упражнения несколько раз меняет ведущего, и в процессе повторений роль ведущего может выполнять любой ребенок.

Ходьба в чередовании с бегом требует от детей сосредоточенности и внимания. Воспитатель предлагает им разные варианты этого упраж­нения, которые затем достаточно широко используются в игровых упражнениях и подвижных играх.

Дети усваивают бег гораздо лучше и быстрее, чем ходьбу: быстрый темп ходьбы осваивается ими легче. На пятом году жизни у большинст­ва детей появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений. Возрастает скорость бега, улучшается пространст­венная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лег костью меняют направления, обегают препятствия, придерживаются заданного направления.

Но не все элементы техники бега у ребенка 4-5 лет правильны и хо­рошо выражены. Руки еще мало активны, шаг остается коротким и не­равномерным. Полет небольшой, и в связи с этим скорость невысока. Надо отметить, что по­летность шага у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. Повышение скорости бега связано с увеличением длины шага. Шаг детей четырех лет в беге в среднем: у мальчиков - 64,4 см, у девочек- 61,5 см; в.пятилетнем возрасте длина шага у детей увеличи­вается в среднем на 1 О см.

Бег врассыпную развивает пространственную ориентацию, умение действовать по сигналу воспитателя. Упражняясь в этом виде движений, дети хорошо используют площадь зала. Однако иногда они выставляют руки вперед, подталкивают друг друга. После нескольких занятий ребя­та выполняют бег уже более свободно и стараются не мешать друг другу.

Бег с нахождением своего места в колонне является более сложным упражнением по сравнению с ходьбой. Правильность выполнения за­висит от совместных действий детей. Как и в ходьбе, их сначала учат на­ходить свое место в шеренге после бега, затем это упражнение прово­дится в движении.

Бег с перешагиванием через предметы развивает глазомер, легкость, по­летность. Длина шага в беге больше, чем при ходьбе, в среднем на 20 см. Для бега с перешагиванием (перепрыгиванием) предметов (шнуры, ко­сички, бруски) их раскладывают в соответствии с длиной шага ребен­ка - на расстоянии 70-80 см.

Если у ребенка хорошая координация движений, то перепрыгива­ние, как правило, выполняется переменным шагом в правильно м рит­ме и темпе. Если координация движений недостаточно развита, то ребенок делает приставные шаги, останавливается, а затем уже пере­прыгивает (перешагивает) через предмет. Воспитателю не следует сразу добиваться от детей четкого выполнения упражнения, к этому надо подводить постепенно, путем многократных повторений.

Чтобы научить детей в беге сильно отталкиваться, поднимать выше бедро, используют бруски, кубики высотой 6-10 см.

Бег по кpyгy, так же как и ходьба, приучает детей к выполнению сов­местных действий. Однако в беге соблюдать форму круга еще труднее: дети или очень широко растягиваются, разрывают круг, или теснятся к середине. В начале обучения ставятся ориентиры, а бег выполняется в медленном темпе непродолжительное время. По мере повторения упражнения движения детей становятся более целенаправленными и круг приобретает нужную форму.

Бег с изменением направления движения проводится такими же спо­собами, что и ходьба.

Упражнения в равновесием

Равновесие - один из основных видов движений - является обяза­тельным компонентом при выполнении любого упражнения и сохране­ния любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.

Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточеннос­ти, внимания и достаточно развитой координации движений. Перед началом упражнений воспитателю необходимо подготовить детей к предстоящему выполнению задания и в наиболее трудных упражне­ниях обязательно осуществлять страховку.

В средней группе ребенок должен овладеть навыками ходьбы по ограни­ченной площади опоры: на полу между линиями (ширина расстояния меж­ду линиями 15-20 см), по доске, положенной на пол (ширина 15-20 см). Положение рук при этом меняется: на поясе, в стороны, за головой и т. д.

Когда дети освоят упражнения в равновесии на уменьшенной пло­щади опоры, воспитатель переходит к обучению ходьбе по повышен­ной опоре, то есть по гимнастической скамейке, а затем и по горизон­тальному бревну.

Упражнения в прыжках

Упражнения в прыжках укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.

Для детей средней группы программа предлагает наиболее простые упражнения в прыжках, подпрыгивании, прыжках с продвижением вперед, в длину с места, на небольшое расстояние.

Подпрыгивание. На пятом году жизни ребенок владеет умением подпрыгивать на месте на двух ногах и продвигаясь вперед. Чтобы период максимального напряжения сменялся периодом относительного отды­ха, прыжки на двух ногах чередуют с ходьбой. Расстояние, на которое дети продвигаются при подпрыгивании, не должно превышать 2-3 м, так как прыжки несут большую физическую нагрузку. Основная цель упражнения - учить энергично, отталкиваться от пола (земли) одновре­менно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги.

Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Главное в обучении - при­земление на полусогнутые ноги и сохранение устойчивого равновесия. Де­тям объясняют, что перед прыжком надо согнуть ноги в коленях и прыг­нуть чуть вперед. Приседание при приземлении не должно быть глубоким.

Прыжки в длину с места - одно из самых трудных упражнений для де­тей пятого года жизни. Для прыжков длину с места воспитатель показывает: исходное положение - ноги слега расставлены, ступни параллель­но; согнуть ноги до полуприседа, а руки отвести назад; затем с движени­ем рук вниз-вперед оттолкнуться двумя ногами, приземлиться на полу­согнутые ноги, руки вынести вперед и выпрямиться. В средней группе дети овладевают общей структурой этого вида прыжка. У них довольно хорошо получается отталкивание двумя ногами, появляется взмах рук. Однако полной согласованности в движениях рук и ног еще нет. При выполнении прыжков в длину с места наиболее типичны следующие ошибки: плотная постановка стоп в исходном положении, слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад-вверх, прыжок на прямые ноги (лишь некоторые дети приземляются на полусогнутые ноги). При обучении детей прыжкам в длину с места воспитателю сле­дует добиваться правильного исходного положения, энергичного от­талкивания и мягкого приземления.

Упражнения в метании

Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. В упражнениях с мячом ребенок знакомит­ся с различными пространственными понятиями - высоко, низко, верх, низ и т. д.), учится управлять своими движениями.

При обучении детей средней группы катанию, бросанию, метанию мяча закрепляются и совершенствуются навыки, приобретенные ими в младшей группе. При прокатывании мячей детей приучают отталки­вать предметы симметрично обеими руками, придавая движению нуж­ное направление.

Затем упражнения в прокатывании мяча проводятся в парах. Ребята располагаются на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. Исходное положе­ние может быть различным: сидя, ноги врозь, стойка в упоре на коле­нях, стоя во весь рост (с наклоном вперед-вниз). К началу действий с мячом воспитатель дает команду.

Детей пятого года жизни обучают подбрасыванию и ловле мяча индивидуально и в парах. При ловле мяча ребенок, как правило, сохраняет неподвижную позу. Умение следить за полетом мяча у детей сформиро­вано несколько лучше, чем умение выдерживать направление при бро­ске. В основном они ловят мяч, прижимая его к груди.

Упражнения в бросании и ловле должны быть непродолжитель­ными, так как требуют определенной концентрации внимания, которое у детей данного возраста развито еще не достаточно.

Обучать детей метанию в цель и на дальность воспитатель начинает после того, как они освоят прокатывание мяча в разных вариантах. При бросках и ловле мяча основное внимание обращается на исходное положение. При метании в цель и на дальность предлагается отставить ногу, отвести в сторону одноименную руку, производящую бросок, то есть если бросок производится правой рукой, то назад отставляется правая нога, и наоборот. Ноги надо слегка расставить и чуть согнуть в коленях.

Упражнения в ползании и лазанье

Некоторые элементы ползания и лазанья напоминают ходьбу (по­очередное движение рук и ног в момент опоры и т. д.). Упражнения в ла­занье развивают силу, ловкость, смелость и координацию движений, способствуют формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепля­ет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и стопы.

Ползание осуществляется одноименным и разноименным способа­ми. Наиболее распространенным упражнением в начале года является ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени. На последую­щих занятиях дети упражняются в ползании по уменьшенной площади опоры: по доске, по гимнастической скамейке, при этом следует по окончании выполнения упражнения предложить выпрямление и потягивание (хлопнуть в ладоши над головой, поднять вверх мяч в прямых руках, позвонить в колокольчик).

При выполнении детьми упражнений в ползании под шнур, дугу воспитатель обращает основное внимание на умение группироваться («складываться в комочек», проползать, не задевая предмет.

В средней группе детей упражняют в лазанье по гимнастической стен­ке и обучают прав ильному хвату рук за рейки. Лазанье по гимнастичес­кой стенке выполняют приставным и переменным шагом.

Планирование физкультурных занятий

Подбор и чередование основных видов движений на физкультур­ном занятии имеют большое значение для успешного овладения необ­ходимыми двигательными навыками. В средней группе детского сада планируют не менее двух видов движений на каждом физкультурном занятии.

Желательно использовать следующую систему повторности основ­ных движений: на первой неделе каждого месяца детей обучают равно­весию и упражняют в прыжках, на второй - обучают прыжкам и упраж­няют в метании, на третьей - обучают метанию и упражняют в лазанье, на четвертой - обучают лазанью и упражняют в равновесии.

Приподборе первого основного движения используют очередность, аналогичную для всех возрастных групп, предложенную программой: упражнения в равновесии, прыжках, метании и лазанье.

Второй вид движений выступает в роли дополнительного и может служить для увеличения или уменьшения физической нагрузки. Уп­ражнения должны быть знакомы детям; они предлагаются для повторе­ния и закрепления ранее пройденного материала.

Такой принцип подбора основных движений на протяжении всего периода обучения детей в средней группе позволяет осуществлять гар­моничное развитие различных двигательных качеств в соответствии с основным педагогическим принципом - от простого к сложному.

Примерное содержание физкультурных занятий

Сентябрь - октябрь - ноябрь

Сентябрь

Занятие 1

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; уп­ражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли) и мягком приземлении при подпрыгивании.

1 часть. Построение в шеренгу, проверка равнения (обычно исполь­зуется какой-либо ориентир - шнуры, квадраты и т. д.)

Подается сигнал воспитателя к ходьбе (под удары в бубен или музы­кальное сопровождение) колонной по одному за ведущим в обход зала. На следующий сигнал выполняется бег. Упражнения в ходьбе и беге че­редуются. Для того чтобы ходьба колонной по одному не переходила в ходьбу по кругу, целесообразно по углам зала (площадки) поставить ориентиры - кубики, кегли, набивные мячи.

Для выполнения общеразвивающих упражнений дети перестраива­ются в три колонны. Воспитатель назначает ведущих и предлагает каж­дой колонне поочередно пройти за ведущим к обозначенному месту (ориентиры - кубики, кегли или другие предметы). Воспитатель проверяет расстояние между детьми.

2 часть. Общеразвивающие упражнения.

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот впра­во, отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (по 3 раза).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в ис­ходное положение (5-6 раз).

4.И. п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны: наклониться вперед и коснуться пола между носками ног. Выпрямить­ся, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

5.И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза).

Основные виды движений.

1. Упражнения в равновесии - ходьба и бег между двумя линиями (ширина 15 см, длина 3 м). При ходьбе руки на пояс. В беге руки произ­вольно, свободно балансируют. Ходьба и бег в чередовании: главное ­не наступать на шнуры.

2. Прыжки - подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза).

Дети становятся в две шеренги одна напротив другой (расстояние между шеренгами не менее 3 м). Перед каждой шеренгой воспитатель кладет дорожки из шнуров и объясняет задание - в ходьбе по дорожке не спешить, голову и спину держать прямо, по окончании ходьбы прой­ти в свою шеренгу. После того как дети выполнят упражнение 2 раза, они приступают к бегу по дорожке.

По окончании упражнений в равновесии воспитатель убирает шну­ры и предлагает детям разбежаться в разные стороны.

В построении врассыпную дети выполняют прыжки на двух ногах на месте, изображая зайчиков, с поворотом кругом в обе стороны в че­редовании с небольшой паузой между серией прыжков. Прыжки вы­полняются под удары в бубен или музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Найди себе пару» . Для игры нужны платочки двух цветов (по количеству детей) (половина платочков одного цвета, осталь­ные -другого). Каждый играющий получает один платочек. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки). На слова «найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие платочки одного цвета, встают парами. В слу­чае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят: «Ваня (Коля, Оля), не зевай, быстро пару выбирай!» Игра повторяется 2-3 раза.

3 часть. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком над го­ловой.

Занятие 2*

Основные виды движений.

1. Ходьба между двумя линиями (ширина 20 см). Выполняется дву­мя колоннами поточным способом друг за другом. После того как все дети пройдут между двумя линиями, подается сигнал к бегу, и так в че­редовании 3-4 раза.

2. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед до кубика (кегли), на расстояние 3-4 м. Повторить 2 раза.

Занятие 3**1

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врас­сыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазо­мер при прокатывании мяча двумя руками.

I часть. Ходьба в колонне по одному в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную. Построение в 3-4 круга.

2часть. Игровые упражнения.

«Не пропусти мяч». Дети образуют 3-4 круга (круги чертят на зем­ле или выкладывают из шнуров). В центре каждого круга находится один водящий с мячом (большой диаметр) в руках (на расстоянии от играющих примерно 2 м). Исходное положение для всех играющих­ стойка ноги врозь. По сигналу воспитателя каждый водящий прокаты­вает мяч одному из играющих, тот наклоняется и двумя руками, сло­жив их «совочком», откатывает мяч обратно. Затем водящий прокаты­вает мяч следующему игроку и т. д. Через некоторое время назначаются другие водящие. Воспитатель следит за действиями детей и соблюде­нием правил - не заступать за обозначенную черту, точно направлять мяч партнеру.

«Не задень». Прыжки на двух ногах между предметами (кубики, кег­ли, набивные мячи), поставленными в один ряд (40-50 см один от дру­гого). Дистанция 3-4 м. Игровое задание выполняется двумя колонна­ми (2 раза).

Подвижная игра «Автомобили». Каждый играющий получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг дру­гy. На другой сигнал (поднят красный флажок) автомобили останавли­ваются. Игра повторяется.

3 часть. Игра «Найдем воробышка».

Занятие 4

Задачи. Учить детей энергично отталкиваться от пола и призем­ляться на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.

I часть. Ходьба и бег в колонне по одному с остановкой по сигналу воспитателя. Педагог объясняет задание; во время ходьбы произносит: «Зайки!», дети останавливаются и выполняют прыжки на двух ногах на месте, затем продолжают ходьбу. После ходьбы переход на бег. Ходьба и бег в чередовании. Перестроение в три колонны.

Занятие, обозначенное двумя звездочками (**), проводится на площадке (или в помещении, в зависимости от погодных условий) В форме игровых упражнений.

2 часть. Общеразвивающие упражнения с флажками.

1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Поднять флажки вперед, вверх, посмотреть на флажки, опустить их, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки у плеч. Присесть, коснуться палочками флажков пола, встать, вернуться в исходное поло­жение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки вниз. Поворот впра­во (влево), флажки в стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - сидя, ноги врозь, флажки у груди. Наклон вперед, кос­нуться пола между носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное по­ложение (5-6 раз).

5. И. п. - ноги слегка расставлены, флажки свернуты и лежат у нос­ков ног. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (на счет 1-8), повторить 3 раза.

Основные виды движений.

1. Прыжки «Достань до предмета» - подпрыгивание на месте на двух ногах. Выполняется серией прыжков по 3-4 подряд, затем пауза и снова прыжки по сигналу воспитателя (3-4 раза).

2. Прокатывание мячей друг другу (расстояние 2 м). Способ - стой­ка на коленях, сидя на пятках (10-12 раз для каждой группы).

Воспитатель ставит две стойки и натягивает шнур вдоль зала с та­ким расчетом, чтобы все ребята одновременно выполняли задание. Де­ти располагаются по обе стороны от шнура; выполняют прыжки по очереди по команде воспитателя. Педагог предварительно объясняет задание: «Надо подойти К шнуру, взмахнуть руками, энергично оттолк­нувшись, подпрыгнуть и достать рукой до ленточки (шарика, коло­кольчика).

Дети встают в две шеренги на расстоянии 2 м одна от другой, в ру­ках у детей одной шеренги мячи. По команде воспитателя: «Покати­ли!» - дети энергичным движением рук прокатывают мячи на противо­положную сторону несколько раз подряд.

Подвижная игра «Самолеты». Дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, набивной мяч). Играющие изображают лет­чиков. По сигналу воспитателя: «К полету!» - дети выполняют круго­вые движения согнутыми руками перед грудью - «заводят моторы». На следующий сигнал: «Полетели!» - дети поднимают руки в стороны и бегают - «летают» В разных направлениях по всему залу. По сигналу: «На посадку!» - дети-«самолеты» находят свое место (у своего кубика) и строятся в колонны.

3 часть. Ходьба в колонне по одному.

Конспект физкультурного занятия в средней группе детского сада.

Программное содержание:

    Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.

    Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать такие физические качества, как силу ног (ходьба с высоким подниманием колена, прыжки с продвижением вперед); равновесие (ходьба по повышенной площади опоры, ходьба по ограниченной площади опоры).

    Воспитывать выразительность, красоту движений; воспитывать умение внимательно слушать объяснения воспитателя, действовать по его сигналу.

Мотивация : Сегодня ребята, у нас два очень сложных задания. Первое: нужно пройти по очень высокой скамейке и не упасть. А сможет пройти только тот, у кого будет самая прямая спинка, и чьи глазки будут смотреть на ориентир (красный кружочек). А второе задание, надо перепрыгнуть эту желтую полоску. А сможет это сделать только тот, кто сильно постарается, у кого будут самые послушные колени (показываю полуприсяд в прыжке).

Ход занятия:

I часть: Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя переход на ходьбу с перешагиванием через шнуры (40 см), легкий бег.

II часть : построение в 2 колонны.

    Общеразвивающие упражнения:

    И.п. ноги на ширине плеч, кубик в правой руке. Передача кубика над головой в левую руку, и наоборот (4 раза).

    И.п. ноги на ширине плеч, кубик за спиной. Руки вперед – присесть – встать – руки за спину (4 раза).

    И.п. ноги широко расставлены, кубик в правой руке. Наклон вправо, правая рука скользит вниз, левая поднимается на пояс. Наклон влево, левая рука скользит вниз, правая поднимается на пояс (4 раза).

    И.п. сидя на полу, ноги врозь, кубик держим двумя руками за спиной. Кубик вперед – наклон вперед, коснуться пола, как можно дальше – выпрямиться, кубик вперед – вернуться в исходное положение (4 раза).

    И.п. лежа на животе, руки под подбородком, кубик лежит перед собой. Махи ногами, сначала медленно, потом быстро (2 подхода).

    И.п. ноги вместе, кубик крепко прижат к груди. Прыжки на двух ногах, с чередованием с ходьбой (2 подхода).

    Дыхательное упражнение. Руки вверх, глубокий вдох через нос, наклон вниз – глубокий выдох через рот.

    Основные виды движений:

    Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке. Руки на поясе, на середине скамейки руки в стороны – присесть – руки на пояс – дойти до конца скамейки, мягко спрыгнуть, ноги слегка согнуты в коленях. Обратить внимание детей, что глаза направлены на ориентир. После скамейки ходьба по ограниченной площади опоры, с высоким подниманием бедра, руки на поясе, спина прямая.

    Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, нужно перепрыгнуть желтую полоску (норматив 60 см), повторить 4 раза. После прыжков ходьба, спина прямая.

    • Подвижная игра «Кот и мыши»

На одной стороне зала 2 обруча – это дом мышей.

Васька кот в углу сидит,

Притворился, будто спит.

Мышки проползают через обручи, бегают на носочках по всему залу. Ребенок в маске кота сидит на стульчике с закрытыми глазами.

Мышки, мышки

Вот беда,

Убегайте от кота!

Дети вбегают в норки через незагороженную часть (обручи убираются). Повтор 3 раза.

III часть : ходьба в колонне по одному, за направляющим в группу.

Итог: Ребята, подумайте и скажите, кто сегодня очень постарался и перепрыгнул желтую полоску? А может у кого-то не получилось? А у кого была самая прямая спинка при ходьбе по скамейке? Может у кого-то не получилось правильно идти по скамейке? Ребята, а если у кого-то не получилось, что мы можем сделать (потренироваться и в следующий раз все обязательно получится)?



  • Разделы сайта