Конспект занятия «человек и части его тела» старшая группа. Конспект логопедической НОД в подготовительной группе «Человек и части его тела

Конспект занятия

по теме «Человек. Части тела».

подготовительная логопедическая группа

Логопед Носенко Л.А.

Тема «Человек. Части тела.»

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Человек. Части тела». Расширение представлений о важности гигиены тела. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных множественного числа в форме именительного и родительного падежей). Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела человека. Картинки гномика, великана.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Отгадай загадки:

Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются (глаза)

Твои помощники- взгляни-

Десяток дружных братцев.

Как славно жить. Когда они

Работы не боятся

И как хороший мальчик. Послушный каждый….(пальчик).

Логопед: Сегодня мы будем говорить о частях тела.

  1. Развитие общей, мелкой моторики:

А) Общее расслабление. Движение по тексту.

Лапкой грудку и животик

Я помню, словно котик.

И свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки. (И.Лопухина)

Б) Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту.

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа – друг и слева – друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись! (И.Лопухина)

В) Развитие мелкой моторики. «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (обхватить правой ладонью левую и покачать).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (Наоборот).

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. (Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот).

Г) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

Для челюсти: движения нижней челюстью вправо – влево;

Для губ: выполнение попеременных движений:

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам!

  1. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

А) Рассмотреть картину с изображениями человека. Назвать части его тела (голова, руки, ноги, туловище).

Б) Назвать части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).

В) Игра «Подбери предмет» (часть тела).

Видят - … Слышат - …

Работают - … Бегают - …

Дышит - … Жуют - …

Стоят - … Машут - …

Трогают - … Нюхает - …

Говорит - … Пишут - …

  1. Физминутка, выполнить следующие задания:

А) Показать на себе части тела.

Б) Показать левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз.

В) Покажи правую руку. Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.

Г) Закрой правой рукой левый глаз, а левую руку положи на голову.

Д) Правой рукой закрой левый глаз, а левой рукой левый глаз.

5. Сказка «Великан и Гномик» - образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Жил – был Великан. У него был не нос, а … (носище), не глаза, а …, не губы, а…, не руки, а …, не кулаки, а…, не ноги, а …(ножище). У Великана был не дом, а домище. А рядом стоял домик в котором жил Гномик. У него был не нос, а носик, не глаза, а глазки и т.д. Великан был громадный, Гномик – малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.

  1. «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько лап у двух кошек?

  1. «Сосчитай» - согласование существительного с числительными по схеме «1,2,5»:

один палец, два пальца, пять пальцев

один рот, два рта, пять ртов

одна нога, две ноги, пять ног.

  1. Итог занятия и оценка работы детей.

Назовите части тела человека.


Цели:
1. уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
2. учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
3. развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела (верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки, с изображением тела человека; мультимедиа; схематическое изображение человека.
Ход занятия
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Кто нарисован на этих картинках?
Дети: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
Воспитатель: Как можно назвать одним словом?
Дети: Люди
Воспитатель: Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Одинаковый ли цвет волос?
Дети: Нет
Воспитатель: Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: человек и части тела
Работа с картинками с изображением тела человека.
Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Из каких частей тела состоит человек?
Дети: голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги
Воспитатель: Верно, ребята, у всех нас есть голова. Что находится на голове?
Дети: нос, рот, уши, глаза
Воспитатель: Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадки, и среди этих картинок найдите правельный ответ.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым,
Важным, длинным, маленьким,
Горбатым, толстым, тонким, конопатым.
(Нос)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А как отдыхает,
Тогда мы молчим.
(Рот)
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох)
Выдохним протяжно (выдох)
Нос в работе (вдох)
Рот в работе (выдох)
Дышим все мы славно.
Воспитатель: Молодци! А вот еще дин такой вопрос на чём «сидит» голова?
Дети: На шеи
Воспитатель: Для чего нужна шея человеку?
Дети: шея – она соединяет голову и туловище человека
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека?
Дети: туловище
Воспитатель: Покажите, где у вас туловище?
Дети показывают на себе
Воспитатель: Что находится на туловище впереди?
Дети: грудь, живот
Воспитатель: А что находится сзади?
Дети: спина
Воспитатель: Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются руки?
Дети: верхние кончности
Воспитатель: Как называются ноги?
Дети: нижние конечности
Воспитатель: В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней, как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Да от слова «ступать»
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)
Двое глаз и двое век, (указательным пальцем показать на глаза, на веки)
И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам)
Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)
А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Большая часть – всему опора
И шея есть, спина, живот.
Скажите, что это такое?
Дети: туловище
Воспитатель: Молодцы! А еще в каждом человеке живет суперскилет, это наши кости, они все повторяют за нами, посмотрите, как выгледит ваш скилет, когда вы развоите руки, или например, скрещиваете ноги, или когда вы лежите. Вот поднемите левую руку вверх, а правую положите себе на голову, а теперь посмотрим, как это сделал наш скилет. А посмотрите сколько много косточек в ладони. Ребята познакомтесь это Маша. Маша очень не обычная двока, она может совсем разволится, вот так. А вам нужно момочь ей собрать. И назвать какие части тела человека вы запомнили?

Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».

Цель: Познакомить детей с частями тела человека.

Задачи:

  • Научить образовывать существительные множественного числа;
  • Учить составлять предложения на наглядном материале;
  • Различать правую и левую руку, ногу;
  • Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;
  • Обратить внимание детей на многозначность слов;
  • Упражнять детей в употреблении слов антонимов.

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, демонстрационный материал к сказке «Два брата», наглядное изображение многозначности слов, натуральные предметы: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, салфетки, зубная паста, шампунь.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Возьмите со стола зеркала. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/. А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/. А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/. Ну тогда начинаем наше занятие, и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.

2.Знакомство с темой

Логопед: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? /человек/. О ком мы будем говорить? /о человеке/

Показ плаката со строением тела человека.

Логопед: Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Слышится стук. Появляется Буратино.

Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?

Логопед: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?

Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.

Логопед: А для чего он нужен?

Буратино: Чтоб его везде совать.

Логопед: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.

Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.

Логопед: Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/

Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела /живот, спина бока/

Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.

Логопед: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:

У зверюшки – на макушке,

А у нас ниже глаз. /уши/

Логопед: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

То как лучи они сияют,

То застилает их слеза,

Порой читают иль моргают,

А то смеются вдруг… /глаза/

Логопед: Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/

Логопед: А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем, какие еще части тела есть у человека.

Выходит ребенок и, проговаривая стихотворение, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения на своих местах.

Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки

Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Логопед: Для чего нужны зубы, язык, ноги, руки, нос, ресницы? /ответы детей/

Логопед: А что еще находится на голове? /волосы/

Логопед: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

Буратино: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

3. Образование существительных множественного числа. Игра с мячом: «Один – много».

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея- …, глаз - …, волос - …, голова - …, лоб-…, рот - …, нос - …, щека - …, палец - …, локоть - …, бровь - ….

4.Согласование существительного с числительным. Игра «Подумай и ответь»

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Буратино: Спасибо ребята.

5.Физминутка

Логопед: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку.

Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.

Дети: Это тоже я могу!

Логопед: Вправо влево разведу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И как птица полечу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Головою поверчу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Я попрыгаю немножко.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И пешком пойду в дорогу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И на месте побегу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Все на свете я могу.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!

Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!

Вправо можем! Влево можем!

И крест накрест руки сложим.

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

6.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ»

Логопед: Садитесь на свои места и послушайте сказку, которая называется «Два брата».

Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. Другого – ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого было своё жильё. ИК имел маленький домик. ИЩ – большой домище. Логопед рисует на доске дома братьев и задает детям вопросы: какой дом имел ИЩ? /большой/. Как он назывался? / домище/. Какой дом имел ИК? /маленький/. Как он назывался? /домик/.

Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать. (рассказ по рисунку на доске). У одного брата был не нос – а … /носище/, а у другого /носик/. У одного брата был не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/. (руки, ноги, лоб, глаз, волосы…)

Как звали маленького брата? /ИК/. Как звали другого брата? /ИЩ/. Какой был ИЩ? /большой/.

Логопед: Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ – то предмет большой.

7.Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Давайте, теперь сравним братьев.

У ИЩА лицо грустное, а у ИКА - /веселое/

У ИЩА волосы темные, а у ИКА - /светлые/

У ИЩА волосы длинные, а у ИКА - /короткие/

У ИЩА волосы прямые, а у ИКА - /кудрявые/

У ИЩА нос большой, а у ИКА - /маленький/

ИЩ толстый, а ИК /худой/

ИЩ высокий, а ИК /низкий/

8.Многозначность слов.

Логопед: Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

9.Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было весело.

Логопед: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя».

Логопед: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/ - Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь…/

Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.

Логопед: Ребята, давайте поможем Буратино.

Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

(логопед показывает предметы ухода за телом, а дети составляют предложения /расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы…/)

Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.

9.Итог: Что мы сегодня узнали на занятии? /ответы детей/

Дети по цепочке называют части тела человека, передавая друг другу мяч.


Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.

Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека»

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада.

Цель:
Тренинг коррекции мышления на основе операция распознавания.
Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним.
Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа.
Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов.
Продолжать знакомство с фразеологическими оборотами.
Активизировать словарь детей, развивать умение правильно строить предложения, логически мыслить.
Оборудование: плакат о строении человека; картинки с изображением частей тела человека; макет паутинки и восьмерок для гимнастики глаз, трафареты человеческого тела, цветные карандаши, магнитофон, кассета, картинки на многозначность: нос, язык.

Ход занятия.
I.Организационный момент
Сегодня на занятии будет много интересного и полезного. Садитесь поудобнее:
II. Я хочу загадать вам загадки:
1.Два соседа – непоседы.
День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).
2.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
Многозначность слова: язык.
3.Между двух светил я в середине один. (Нос).
4. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги).
5. У двух матерей по пять сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы, руки).
- Ребята, скажите, о чем я загадывала загадки? (О частях тела человека)
Вот сегодня мы поговорим об этом на занятии.
III. Но сначала я хочу вам рассказать рассказ (шуточный) «Голова».
- Послушайте внимательно.
Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев – когти. Все части тела важны, все части человеку нужны!
IV. Ребята, скажите, о каких частях тела идет речь, в этом рассказе?
Ответы детей.
- Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Для того, чтобы видеть окружающий мир..)
- Как нужно беречь глаза? (Не смотреть близко телевизор..)
- Да, ребята, глаза очень часто устают и им нужно давать отдохнуть.
Давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
V. Упражнение «Стрельба глазами; поморгать глазами; последить глазками за паучком, который передвигается по паутинке, разноцветным восьмеркам.»
- Ребята, а для чего нужны уши? (Ответы детей).
- Как нужно их беречь? (Ответы детей).
Объясните фразеологический оборот: Медведь на ухо наступил.
- Ребята, на мочке уха находится много сосудиков, которые помогают работать разным органам. Давайте мы потрем наши мочки пальчиками. (Это и уху приятно, и органам хорошо).
- Ребята, а для чего нужен нос? (Ответы детей).
- Как его нужно беречь? (Ответы детей).
- Давайте правильно подышим (диафрагмальное дыхание; шумный вдох и медленный под счет до 5 выдох).
- Многозначность слова: нос.
Объясните выражения: «Не суй нос не в свое дело», «Заруби себе на носу».
- Для чего нам нужны руки?

- Фразеологический оборот «Золотые руки»
- Для чего нужны ноги?
- Как их беречь? (Ответы детей).
Упражнение на осанку «Дерево».
VI. Чтение стихотворения Маршака.
Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два.
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
И будь у нас наоборот
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка –
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
VII. - Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа?) (Ответы детей).
- Чего у человека по 1? (Ответы детей).
VIII. А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно.
Голова, шапка, ладонь, шея
Воротник, пальцы, нога, ладонь
Нога, стопа, колено, сапоги
Глаза, нос, очки, ладонь
IX. Физкультминутка.
X. – Ребята, а сейчас подумайте и ответьте:
1. Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза).
2. Сколько ушей у трех мальчиков?
3. Сколько пальцев на двух руках?
4. Сколько пальцев на правой ноге?
5. Сколько носов у четырех мальчиков?
6. Сколько пальцев на двух руках и двух ногах?
XI. А сейчас поиграем с пальчиками, приготовим их к следующему заданию. (Пальчиковая гимнастика).
XII. А сейчас мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.
Дети обводят и дорисовывают под спокойную музыку.
XIII. Итог занятия.
Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.
Занятие окончено. Всем спасибо.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

  • Разделы сайта