Конспект логопедического занятия рыбы. Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Рыбы

Конспект непосредственно организованной деятельности логопеда с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР по теме "Рыбы"

Цели занятия:

Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.

Продолжить работу по дифференциации свистящих звуков.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;

Упражнять в согласовании существительных с числительными;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Упражнять в дифференциации звуков [с] и [з]

Закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать коммуникативные умения и навыки.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес;

Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Интеграция областей: коммуникация, социализация, здоровье, познание.

Используемый материал:

Ход:

1 Игра «Угадай». Логопед предлагает детям назвать рыбку на картинке и сказать о том, где она живёт: в аквариуме, в реке, в море

2 Логопед: Отгадайте загадку -

Стеклянный домик на окне,
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой.

Дети: Это аквариум.

Логопед: Правильно. Посмотрите, какой у нас большой аквариум на стене.

Но он пустой. Давайте его заполним, а заодно и посчитаем.

Дети заполняют аквариум и считают:

Один камень, два камня, три камня, четыре камня, пять камней

Одна травинка, две …и т.д.

Одна ракушка, две … и т. д.

Одна улитка, две улитки, … и т. д.

Одна рыбка, две рыбки и т. д.

Логопед: Какой красивый аквариум у нас получился. А теперь, закройте глаза.

3 Логопед: Кто появился в аквариуме?

Дети: Золотая рыбка.

Логопед: Правильно, молодцы. Давайте назовём её части, что есть у рыбки?

Дети: голова, тело, плавники, хвост.

Логопед: Чем покрыто тело золотой рыбки?

Дети: чешуёй

Логопед: Правильно.

4 Логопед: Рыбка очень хочет, чтобы вы назвали все предметы в аквариуме ласково. Игра с мячом - логопед бросает мяч и называет слово, ребёнок бросает мяч логопеду и называет это слово ласково

Слова: рыба, вода, камень, трава, улитка, хвост

5 Логопед: а теперь давайте сядем на свои места. Рыбки часто играют в прятки. Сегодня рыбки поиграют с вами - игра «Кто уплыл?»

Посмотрите внимательно на рыбок. Давайте вспомним их названия.

Дети называют рыб: меченосец, гуппи, скалярия, золотая рыбка, барбус

А теперь, закройте глаза. Логопед убирает одну рыбку. Кто уплыл?

Дети: Уплыла скалярия.

И так несколько раз.

6 Логопед: Про какую рыбку можно сказать это моя …

Дети: скалярия, золотая рыбка

Логопед: Про какую рыбку можно сказать это мой..

Дети: меченосец, гуппи, барбус.

Логопед: золотая рыбка предлагает нам немного отдохнуть

Речь с движением - игра «Аквариум»

Улитки ползут,

Свои домики везут,

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот.

А теперь, наоборот.

Н.Нищева

Логопед: Золотая рыбка предлагает нам посмотреть телевизор, но он испорчен - показывает одно, а говорит другое. Вы внимательно смотрите и запоминайте, что услышите. Игра «Испорченный телевизор»

Логопед показывает до 15 картинок-открыток и называет слова-ассоциации к данным картинкам. Семь слов со звуком [с] и восемь слов со звуком [з].

После просмотра картинок у телевизора "ломается" и звук. Логопед предлагает озвучить картинки по памяти.

7 Логопед: А теперь, золотая рыбка перенесла нас на речку. И мы с вами стали рыбаками. Давайте узнаем, что можно выловить из реки. И все предметы со звуком [с] подарим скалярии, а со звуком [з] золотой рыбке.

Игра «Рыбалка» дети с помощью удочки с магнитом, вылавливают разные предметы.

Ребёнок: Я поймал сумку. Я подарю её скалярии.

Ребёнок: Я поймал замок. Я подарю его золотой рыбке.

И т. д.

8 Логопед: И ещё одно задание приготовила вам рыбка.

Она хочет, чтобы вы выложили её портрет из палочек. /каждому ребёнку дан образец/

Логопед обходит всех детей и выясняет, в какую сторону плывёт рыбка у каждого ребёнка.

9 Логопед: Вам понравилось сегодня в гостях у золотой рыбки? Что вам особенно понравилось?

Дети отвечают.

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

Задачи:

Коррекционные:

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя); обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
  • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

  • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
  • совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

  • повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры), мяч;

Раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

Организация образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

II. Основная часть

Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то?

Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

— Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? (дети перечисляют)

Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

(Видеовставка моря — слайд № 2)

На Земле - четыре океана-

Омывают континенты, страны.

Суши меньше в нашем мире, чем воды,

Под водой растут волшебные сады.

Они дивных обитателей полны

Разных формы, цвета и величины.

— Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

— А где же дома у рыб? (слайд № 4)

Логопед: Волны и кораллы, и песок морской

Для рыбешек разных милый дом родной!

Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы - нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам - они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов с загадками № 5-12)

Дети отгадывают название рыбы.

Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Колюч, да не ёж

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Меня все и всегда узнают без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

Ну а братец мой морской

Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

— А тех, которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко, плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16)

— Как вы думаете, почему их так назвали?

Отгадайте, о ком эта загадка:

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Эта рыбка… (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый меч он носит

И зовется … (меченосец)

Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

— Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

Загадка про рыбью чешую:

Логопед: У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Помогите отгадать,

Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя) (слайд № 18)

— Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд № 19)

— Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши — мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.

— А без чего не могут жить все рыбы? (Без воды) — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Изображают хвостик)
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)

Артикуляционные упражнения:

1. «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

2. «Рыбки разговаривают» - дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

3. «Щука» - показать зубы, оскалиться.

Щука — хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

Исходное положение - стоя.

Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

Мимические упражнения:

1.Испугаться при виде акулы.

2.Обрадоваться золотой рыбке.

3.Огорчиться уплывшей рыбке.

Игры с мячом: «Семейка слов»

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед: Чей хвост у рыбы?

5- ребёнок. Рыбий.

Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

— Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

Логопед предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

— Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

Игра «Четвертый лишний» (слайды № 21-23)

Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Игра «Нелепицы» : (Слайд № 24)

— Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька) Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки .(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать. И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт в аквариуме).

Логопед: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой.

В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

Где же мы были?

Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря».

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется... (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Рассказ – сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Занятие окончено.

Литература

1. Интернет – ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г



  • Разделы сайта