Команда локомотив кто выжил. Трагедия в Ярославле: Погибла команда Локомотив Ярославль. О чудесном спасении

По данным нашего источника, заслуживающего доверия, комиссией уже установлено, что самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Это устройство - аналог ручного тормоза в автомобиле - используется только во время стоянки. Мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе (так же, как некоторые забывчивые автомобилисты трогаются на "ручнике") и проехало по рулежной дорожке на ВПП. А вот разогнаться до взлетной скорости уже становится проблематично.

Справка МК Между тем

Ошибки, когда пилоты не отключают стояночный тормоз, хоть и редко, но все же случаются. Так, в 2005 году в Хабаровском аэропорту не смог взлететь Boeing американской компании Kalitta Air, поскольку экипаж не снял шасси со стояночного тормоза. В результате колеса разрушились, их фрагменты попали в двигатели. К счастью, тогда обошлось без тяжелых последствий.

Кроме того, источник сообщил "МК", что, как следует из расшифровки речевого самописца Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.

Стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).

Неисключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз. Кстати, теоретически на то, что стояночный тормоз не отключен мог обратить внимание и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов, хотя на взлетном режиме он загружен работой не меньше командира.

Кабина “Як-42”. Ручка стояночного тормоза. Фото: Антон Банников.

Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП - самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.

По данным "МК", официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже "разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено". Кроме того, по ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.


Тем не менее наш источник предположил, что в официальных выводах, которые будут оглашены, "комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться". Поскольку летчики сами стали жертвами катастрофы.

Игорь Королёв завершил карьеру в «Локомотиве» и остался там работать в качестве тренера, хотя его семья продолжала жить в Канаде, где он играл в 90-е. Жена Вера призналась, что до сих пор в деталях помнит трагический день 7 сентября 2011 года.

«Начинался учебный год в канадской школе. Мы вечером поговорили с Игорем, как всегда. Он сказал, что впереди суматошный день. Он обычно в течение суток мне раз по двадцать звонил, интересовался всеми делами. Ругался, когда я не могла ответить: «Зачем тебе мобильный, если ты не отвечаешь?» А я тогда вся в делах была, у меня в машине только новостное радио. Я думала о других делах и не услышала первые анонсы. Пришла домой, открыла компьютер и тут…» — вспоминает Вера.

«Дальше не описать. Прибегали соседи, в дом приходили какие-то люди, уходили, мне кто-то звонил. Попросила знакомых, чтобы они дочек из школы забрали, но ничего не говорили. Я не знала, как сказать девочкам, и это было самое трудное. В один момент моя жизнь перевернулась. Когда говорят про вторую половину, то, наверное, даже не знают, что имеют в виду. А я знала. Игорь был моей второй половиной. Мы с ним с первого класса вместе. И он ушёл. Я даже не помню осознанной жизни без него», — сказала Королёва «Спорт-Экспрессу».

Отец капитана «Локомотива» Ивана Ткаченко Леонид вспоминал, как в одном из последних разговоров сын уверял: в новом сезоне команда будет блистать в КХЛ.

«Он говорил, что команда очень сильная и сплочённая. Ребята подобрались такие, что никто ни за кого не прятался — все работали в полную силу. Я сам видел тот «Локомотив» в товарищеской игре против нижегородского «Торпедо», у команды был огромный потенциал. Такие ребята собрались! Очень жаль, что мы так и не увидели в настоящем деле эту команду. Это вообще, наверное, самый сильный состав за всю историю, сильнее даже, чем в золотые времена Владимира Вуйтека. И что мне особенно нравилось, там было семь местных игроков, воспитанников ярославской школы», — рассказывал Ткаченко-старший в интервью «Советскому спорту».

«Отдаю должное руководителям «Локомотива», тому, как они хранят память о команде»

В 2016 году 7 сентября пришлось на период подготовки сборной России к Кубку мира. Национальная команда почтила память «Локомотива», а тренер Харийс Витолиньш признался, что всегда помнит о погибшем клубе.

«Всегда об этом вспоминаешь. Когда кого-то встречаешь, обсуждаешь — всегда. И всегда, когда к «Локомотиву» приезжаешь, воспоминания всегда приходят. Всегда надо вспоминать и поддерживать», — говорил Витолиньш.

Горе затронуло всех, кто был связан с «Локомотивом». Владимир Юрзинов тренировал команду с 2005 по 2007 год и был знаком не только с погибшими игроками, но и персоналом клуба.

«Ох, тяжёлая тема… Там же ушли все мои: и врач, и видеооператор, и администратор. Меня с Ярославлем связывает общее горе. Иногда я приезжаю один к ребятам, выпью немножко, посижу на кладбище и уезжаю. А молодёжь какая была?! Аникеенко, Кирюхин. Чурилов, Васюнов. Ох, сколько же там! А мои парни из «Динамо»? Королёв, Карповцев... Или вот Карлис Скрастиньш. Недавно я был в Риге, заходил к нему на могилу… Отдаю должное руководителям «Локомотива», тому, как они хранят память о команде. Я им за это благодарен», — говорил Юрзинов в пятую годовщину трагедии.

  • Мемориал на месте крушения в поселке Туношна
  • РИА Новости
  • Ярослав Неелов

Вдова игрока Михаила Баландина Елена рассказывала в 2012 году, что ей не хотелось жить после трагедии.

«После смерти Миши дочка замкнулась. За месяц набрала девять килограммов. А я жить не хотела, думала о смерти, 40 дней сын и мама жили со мной. По следам ходили, стерегли; я же медик, знаю, что выпить, чтобы тихо уйти насовсем. Лежать могла сутками — я умерла вместе с ним. Но дочь надо поднимать. Моих слёз она не видела. Если бы не ребёнок, я бы с Мишкой лежала рядом. Купила себе участок на Леонтьевском кладбище, пусть через дорожку от мемориала хоккеистам, но рядом. Только, видно, Мишка не хочет моей смерти. Неделю назад я попала в аварию, машина перевернулась, метров пятьдесят кувыркалась. Сработали боковые подушки безопасности… Я ногами разбила лобовое стекло, вылезла из машины и потеряла сознание», — рассказывала Елена Баландина в интервью «Комсомольской правде».

«Каждое утро ты спрашиваешься себя, почему его нет рядом»

Максим Шувалов был самым молодым хоккеистом, погибшим в авиакатастрофе. На момент крушения ему было всего 18 лет. Его мать Светлана в тот момент решила, что заведёт ещё одного ребёнка в память о сыне.

«Фраза, что время лечит, — это неправда. Люди могут чуть-чуть привыкнуть к боли, но забыть такое невозможно. Мне легче не стало. Мы с мужем занимаем себя чем угодно, лишь бы не было времени постоянно думать об этой трагедии. Я не могу описать словами, что творится в душе. Я лично себе затвердила, что он уехал, хотя в глубине души, конечно, понимаю, что это неправда.

Невыносимо хочется с ним поговорить, обнять его, чтобы он снова был рядом с нами. У нас ещё есть силы, позволяет возраст завести ещё ребёнка. В этом наше спасение. Мы знаем, для кого жить, нужно вырастить и поставить на ноги сына. Как справляются с последствиями трагедии остальные семьи, я просто не могу представить», — говорила «Аргументам и фактам» Светлана сразу после трагедии. Позднее у семьи родился сын Артём.

  • РИА Новости
  • Вадим Жернов

Хоккеист Павел Снурницын хотел после наступающего сезона жениться на подруге Виктории Кашихиной, но семейное счастье оборвалось. Девушка признавалась в 2013 году, что Павла заменить ей никто не может.

«Со временем боль не притупляется. Да, ты учишься с этим как-то жить. Привыкаешь к этой мысли, что его больше нет. Пытаешься что-то делать. Но всё равно каждое утро ты спрашиваешься себя, почему его нет рядом. В течение дня происходят те или иные события, и ты думаешь: «Что бы сказал на это Паша?» Мне его не хватает во всём, прежде всего, в тех эмоциях, которые он мне дарил. Он делал меня счастливой. И сейчас, сколько бы людей ни находилось вокруг, никто мне не может заменить его», — рассказывала Виктория.

Вот и прошел еще один год со дня жуткой трагедии, случившейся в небе над Ярославлем 7 сентября 2011 года. Самолет Як-42, следовавший в Минск, рухнул, не набрав нужной высоты, сразу после взлета в двух километрах от аэропорта Туношна. Авиакатастрофа унесла жизни 44 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды «Локомотив», летевших в столицу Белоруссии на первую игру сезона.

Единственными, кому удалось выбраться из горящего лайнера, были хоккеист ярославской команды Александр Галимов и инженер по эксплуатации воздушного судна Александр Сизов. Спасти любимца ярославской публики Сашу Галимова, получившего ожоги 90 процентов тела, врачам не удалось. А вот Александр Сизов, доставленный в институт Склифосовского с травмой головы, переломами и ожогами, благодаря неимоверным усилиям медиков сумел выкарабкаться и снова встать на ноги. Долгое время он сторонился журналистов и лишних расспросов. Но нам удалось разыскать Александра Борисовича, который согласился ответить на несколько вопросов.

Признаться, найти Сизовых было не так уж и сложно. Семья как жила, таи и живет в своей квартире в подмосковном Жуковском. На наш звонок по домашнему телефону ответила супруга Александра Светлана Константиновна. Узнав, что мы хотим поговорить с Александром Борисовичем, сразу же передала ему трубку.

- Здравствуйте, Александр Борисович! Как ваше здоровье?

Да ничего, нормально.

- Чем сейчас занимаетесь? Работаете?

Да, работаю авиационным механиком в ОКБ имени Яковлева.

- Значит, не бросили авиацию?

Нет. А зачем ее бросать? Столько лет ей отдал. Но больше не летаю. Хвaтит, отлетал уже свое.

- Вы долгое время не общались с прессой. Почему?

Просто пресса себя плохо вела. Но я ни от кого не прятался. Как жил, так и живу в Жуковском. Да и после годины интерес ко мне у журналистов значительно снизился.

- Пластических операций тоже не делали?

Нет, мне делали пластические операции по пересадке кожи. Но внешность я не менял. То есть лицо какое было, такое и осталось.

- А страховку вам выплатили?

Если это можно назвать страховкой, то выплатили.

- А сейчас вам финансовую помощь какую-нибудь оказывают?

Нет. Да я в принципе сейчас ни в какой помощи и не нуждаюсь. Работаю, сам зарабатываю.

Вспоминать о том трагическом сентябрьском дне Александр Борисович не любит. Это стало сразу понятно по изменившейся интонации его голоса.

Я ничего нового вам все равно не расскажу. Был обычный день, обычный рейс. Последнее, что я запомнил, когда находился в салоне, - лайнер начал сваливаться на левый борт. Потом удар - и я потерял сознание. То, что я выжил, просто какое-то чудо. При таком-то ударе, когда от самолета в буквальном смысле ничего не осталось!

- Вы почувствовали, как лайнер задел мачту радиомаяка?

Нет, я не почувствовал никакого удара.

- Вы целый год летали с «Локомотивом», наверняка знали многих лично…

Да, конечно, я был знаком со многими ребятами. В самолете передо мной всегда сидел Иван Ткаченко, а напротив - техник команды Александр Беляев. С ними я часто разговаривал во время полетов. Кроме того, рядышком сидели Александр Галимов и Володя Матюшкин (инженер по наземному обслуживанию лайнера).

- Что вы чувствовали, когда очнулись в больнице?

Сложно сказать, какие тогда я испытал чувства. Первые две недели я постоянно был под наркозом или наркотиками.

- Вы встречались с родственниками погибших ребят?

С родственниками членов экипажа, разумеется, я поддерживаю связь. Мы встречаемся, общаемся. А с семьями ребят из «Локомотива» встретиться возможности не было.

- А в Ярославль не хотите приехать?

Я приезжал в прошлом году перед годиной. Может быть, приеду и в этом.

- Боль внутри вас за два года попритупилась? Немного оправились от трагедии?

Нет. Я думаю, что от этой трагедии нельзя оправиться.

7 сентября 2011 года весь мир потрясло известие о гибели ярославской хоккейной команды «Локомотив». Трагедия произошла, когда самолет со спортсменами вылетал из аэропорта «Туношна» на игру в Минск . Лайнер ЯК-42, эксплуатировавшийся компанией «Як-Сервис» на взлете рухнул на землю. Погибло 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа. Выжил только один из находившихся на борту – бортинженер Александр Сизов.

По официальной версии следствия, причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа. Считается, что командир воздушного судна Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов начали разгон самолета не с начала взлетной полосы. В итоге им не хватило расстояния для разгона. Самолет выкатился в поле, резко пошел вверх, но из-за слишком большого угла взлета накренился и рухнул.

Из живых виновным в катастрофе признали Вадима Тимофеева – заместителя директора компании «Як-Сервис». Но, приговорив его к 5 годам заключения, суд сразу отпустил его по амнистии .

О трагедии уже было много сказано, написано, снято. «Комсомолка» вместе со всеми ярославцами скорбила о погибших, пристально следила за ходом расследования и судами по этому делу. Сегодня мы решили воспроизвести хронику трагедии, опираясь на самые главные цитаты из наших публикаций.

Вспомним вместе, как все было, и постараемся никогда не допустить повторения подобных трагедий!

Самолет ЯК-42 с хоккейной командой "Локомоттив" рухнул, вылетая из аэропорта "Туношна" 7 сентября 2011 года около 16 часов.

Хоккейная команда «Локомотив» погибла в авиакатастрофе

«Самолет Як-42, на борту которого находились игроки ярославского хоккейного клуба «Локомотив», менее часа назад потерпел катастрофу возле международного аэропорта Туношна под Ярославлем , откуда команда вылетала в столицу Белоруссии . По предварительным данным, на борту самолета находилось в общей сложности 37 человек - основной состав команды, ряд сотрудников клуба, а также четыре члена экипажа. На данный момент известно, что обнаружен лишь один выживший. На месте трагедии работают спасатели, пожарные, медики. Очевидцы сообщают, что при падении Як-42 был полностью разрушен и превратился в груду обгоревшего металла».

Разбился самолет с хоккейной командой «Локомотив»: погиб основной состав

«Сотни людей вышли на улицы Ярославля, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофе. Основная масса болельщиков отправилась к «Арене-2000»- к месту, которое больше всех было связано с командой. Слухи по толпе ходят самые разные, кто-то говорит, что у «Арены» стоят две с половиной тысячи человек, а кто-то утверждает, что и вовсе восемь тысяч».


Ярославль скорбит по погибшему "Локомотиву". До сих пор наворачиваются слезы.

Александр Галимов: «Не оставляйте меня, поговорите со мной!»

Не уносите меня, поговорите со мной, - умолял тех, кто был рядом Александр Галимов. К хоккеисту пустили жену, родителей и тещу, после чего ему дали сильное успокоительное.

10.09.11

Ярославль прощается с «Локомотивом»


«Народу внутри было очень много, на многих гробах были таблички «Не открывать». На льду фотографии всех погибших хоккеистов. Родственники уже не плакали, не было сил.».

13.09.11

Саша Галимов всегда уходил со льда последним…


Президент «Локомотива» Юрий Яковлев , уже проводивший в последний путь 36 своих игроков, прикоснулся к гробу:

Еще одна глубокая рана. Саша был любимцем, заводилой. Всегда говорил о своей семье; хотел, чтобы в его семейном гнездышке все было хорошо. Саш, мы поможем семье, спи спокойно…

23.09.11

Хоккеист «Локомотива» Иван Ткаченко потратил на помощь больным детям 9 996 300 рублей


Он никогда не отказывал в помощи, если она кому-то требовалась. Если болельщики или еще кто-то что-нибудь у него просили, он всегда шел навстречу. Билеты ли нужны были или еще что-то, он говорил: да, сейчас я сделаю, я постараюсь... Очень хороший человек был и, я думаю, никогда ничего плохого никому не сделал, - рассказал друг Ивана Александр Гуськов .

Официальные итоги расследования катастрофы под Ярославлем: в крови пилота разбившегося Як-42 обнаружен препарат, замедляющий реакцию

«Командир продолжил взлет, выкатившись на грунт. Пилоты вывели стабилизатор и рули высоты на максимальные положения, вдвое превышающие необходимые, с неимоверной силой начали тянуть штурвал на себя, продолжая упираться ногами в педали тормоза. Все это отрывает машину от земли, самолет резко вздергивает нос, поднимается на 5 - 6 метров, за доли секунды заваливается влево и разбивается».


Полицейскому, спасавшему людей после падения самолета с «Локомотивом», вручили медаль


Когда, произошла катастрофа, мы находились на взлетной полосе. Тут же кинулись к месту падения авиалайнера. Там уже были несколько омоновцев, которые вытаскивали из воды хоккеиста Александра Галимова , а мы бросились на помощь другому выжившему – бортинженеру Александру Сизову, который тоже находился в воде и держал на руках тело своего погибшего коллеги, - вспоминает Александр Трудоношин .

10.02.15

Единственный выживший в авиакатастрофе с «Локомотивом» дал показания в суде

Я очнулся, когда кто-то громко сказал: «Почему не взлетаем?» - рассказал Александр Сизов. - Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолет движется. Через 5-7 секунд самолет съехал на грунт. Потом взлетел, но не плавно, а задрав нос.

Доля секунды - и борттехник понял по наклонившейся линии горизонта, просматривавшейся в окно, что воздушное судно кренится влево.

Тогда у меня душа ушла в пятки, - признался Сизов. - Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение.

10.02.15

Международный эксперт на суде по гибели «Локомотива»: выводы МАК о причинах авиакатастрофы поверхностны

Генеральный директор центра Евгений Лобачев является международным экспертом, который сам не раз привлекался для расследования авиакатастроф. Он признался, что не верит в выводы МАК о том, что одним из условий, приведших к катастрофе, стало то, что кто-то из летчиков нажимал на тормоз.

Это просто неудобно: тянуть штурвал на себя и при этом носками нажимать на педаль от себя. Ноги просто проскочат с педалей дальше, - рассудил он. – Это также неестественно, как если бы водитель автомобиля положил ноги на руль.

27.08.15

Обвиняемый по делу о крушении самолета с «Локомотивом» сказал последнее слово в суде


Из живых виновным в катастрофе признали заместителя директора компании "ЯК-Сервис" Вадима Тимофеева.

Я еще раз прошу понять ребят, которые сидели за штурвалом. За свою ошибку они заплатили жизнью. Я приношу большие соболезнования вам, - обратился Вадим Тимофеев к родственникам погибших спортсменов в своем последнем слове. - Что было бы в моих силах сделать, я бы сделал. И если бы, после того, что я прошел за эти четыре года, передо мной встал выбор, я выбрал бы оказаться в составе того экипажа, а не сидеть здесь.

29.11.17

В деле о гибели хоккейной команды «Локомотив» поставлена точка: расследование прекратили

Дело прекратили в связи со смертью главных подозреваемых. Их родственники дали согласие на прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам - прокомментировал адвокат Александр Захарьин , представляющий интересы хоккейного клуба.

Трагедия произошла либо случайно, либо не случайно. Мы считаем, что не случайно. Но правду, видимо, нам так и не скажут, - прокомментировал нам Леонид Ткаченко , отец погибшего хоккеиста Ивана Ткаченко. - Наших детей все равно не вернешь. Если остались люди, виновные в трагедии, но избежавшие наказания, я считаю, бог их накажет!


В память о погибшей команде у "Арены 2000" установили памятник.

НА ЗАМЕТКУ

Как вспомнят «Локомотив» в этом году:

На выходных гостил в Ярославле. Выбрался в деревню, где проводил все лето. Погода была отличная. Настроение тоже отличное... было... Жарим шашлык. И вдруг прилетает вопрос: «Ну, а что у вас в Москве говорят по поводу гибели Локомотива?». Удивляюсь: «А что говорить? Все вроде бы ясно. Пилот почему-то не остановил самолет когда стало понятно, что они не взлетят.»

И тут я узнаю о том, о чем знает весь (ну или почти весь) Ярославль и о чем говорит интернет под заголовками «Правда о гибели Локомотива».

Итак, как вы наверное знаете...

В эти дни в Ярославле проходил международный политический саммит... Изначально планировалось, что он будет проводиться в новом концертном зале. Но его не успели открыть и было принято решение перенести его в Арену 2000, где проводит домашние матчи Локо. Поэтому «домашний» матч с минским «Динамо» ярославцы были вынуждены провести в Минске...

Кто-то из журналистов снял репортаж, но сюжет быстро исчез. И заголовки типа «Вся правда о гибели Локомотива» воспринимались как «чушь недовольных властью». Далее небольшая цитата из интернета, которая полностью совпадает с тем, что я услышал: «Небольшой аэропорт Ярославля в тот день был полностью заполнен прилетевшими на саммит самолетами VIP персон. В момент взлета экипажа с ярославской командой „Локомотив“ половина полосы была закрыта, так как её готовили для приема самолета Президента Медведева. Экипаж был вынужден взлетать с середины полосы. Теоретически, по расчетам, такой маневр был возможен, так как в стандартных условиях, при стандартной загрузке самолета, стандартных метеоусловиях и стандартных параметров работы двигателей отрыв самолета должен был произойти всего за 200 метров до конца взлетно-посадочной полосы. А пролет над антеннами ближнего привода радио-маяка аэродрома всего в 5-10 метрах над ними. Но, при этом, в случае экстренного прекращения взлета, у экипажа уже не оставалось шансов на его безопасное выполнение - экипаж должен был только взлетать. Такой взлет не только очень сложный, и требует сверх мастерства экипажа, но и очень рискованный, так как в аварийной ситуации был только один исход - ГИБЕЛЬ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА. »

Но все это, я повторюсь, носит характер неофициальной (а стало быть и неправдоподобной) версии. Но если так, то почему на следующий день все сотрудники аэропорта Туношна, работавшие в тот день были отправлены на юг? Получили бесплатные путевки и были «высланы» из города... Я хочу подчеркнуть, что эту информацию я узнал не из интернета...

____________________________

В Ярославской районном суде на процессе по делу о крушении самолета с хоккейной командой «Локомотив» свидетель защиты летчик-испытатель первого класса Константин Малинин заявил, что официальная версия причин катастрофы - притормаживание во время взлета - не выдерживает никакой критики. По мнению свидетеля, который испытывал Як-42 с момента его создания, следствие не выполнило свою задачу и не смогло ответить на вопрос, что же произошло 7 сентября 2011 года возле ярославского аэропорта «Туношна».


Из блога

Это очень загадочное летное происшествие, - считает летчик-испытатель Малинин. - Официальная версия, которая существует, - это версия на выброс, она не работает. Есть масса предположений: от невменяемости командира и препятствия на полосе до проблем с организацией вылета, связанных с прилетом в Ярославль на саммит большого количества высокопоставленных лиц. Возможно, организация вылета была такова, что самолет был вынужден взлетать с середины полосы. Многие очевидцы говорят, что борт не взлетал, а рулил по полосе. Надо искать ту реальную ситуацию, которая произошла и следствие проводить по новой.

Свидетель полагает, что один из важнейших вопросов, на который не ответило следствие, - почему самолет целых 16 секунд катил по полосе при режиме работы двигателей 74, то есть в режиме быстрого руления. Норма для такого режима - 3 секунды.

Есть такое понятие, как средства объективного контроля. Согласно им, самолет разбегался с нормальной тенденцией к ускорению до скорости порядка 190 километров в час, - объясняет летчик-испытатель. - То есть на этом этапе никакого торможения не было. 190 километров - это начало подъема передней стойки шасси, то есть начало отрыва самолета. Почему-то средства объективного контроля зафиксировали режим работы двигателей на отметке 74 в течение 16 секунд, хотя на этом режиме он должен был работать только 3 секунды. А на речевом информаторе пилоты якобы выводят двигатель на номинальный режим, хотя самолет бежит в это время в режиме 74. Нестыковка колоссальная. Такого не может быть, это абсурд. Я не говорю, что была подтасовка пленки, хотя все возможно... Но абсурд полный.

Сомневается свидетель и в правильности расчета центровки. Поскольку багаж команды не взвешивался (об этом ранее рассказали многие свидетели), предположить можно все, что угодно. Со слов Малинина, он сам три года на таком же самолете Як-42 возил хоккеистов, в частности, рижское «Динамо», и прекрасно представляет, сколько багажа они возят с собой.

Я знаю, что когда летит команда, багажники забиты полностью, - продолжает свидетель. - А полностью забитые багажники не дадут центровку по факту 8,5. Там явная десятка должна была быть по центровке.

Невозможен, по мнению летчика, освоившего 30 типов самолетов, и перенос навыков с одного самолета на другой - с Як-40 на Як-42, в чем следствие заподозрило одного из пилотов («покажите, кто это говорит - я ему в глаза посмотрю»). О неподготовленности и неслетанности экипажа рассуждать, считает он, тоже нет причин - Як-42 изначально готовился под двух пилотов, и бортмеханику впоследствии отвели лишь контролирующие функции, то есть в процессе управления самолетом он не участвует, только следит за приборами, а пилоты Соломенцев и Жевелов летали вместе давно. Учебу же в УТЦ летчик назвал во многом «лабудой и ерундой», потому что пилоты «12 дней травят там анекдоты, поскольку из года в год слушают одно и то же» (напомним, подсудимого Тимофеева обвиняют в том, что он плохо контролировал посещение этих курсов).

Свидетель Малинин предположил, что взлету Як-42 с хоккеистами мог помешать какой-то другой самолет, поскольку в тот день в аэропорту было достаточно суетно в связи с проходившим в Ярославле Мировым политическим форумом, на который прилетели российские и зарубежные политические лидеры. По словам летчика, вскоре после происшествия ему позвонил знакомый пилот, находившийся в тот момент в «Туношне» (привез кого-то из полтиков), и рассказал, что экипаж и пассажиров Як-42 очень торопили на вылет. Так как свидетель забыл фамилию приятеля, суд эту часть показаний во внимание брать не стал.

Возможно, на кругу (то есть в небе - авт.) находился какой-то борт, которому нужно было срочно сесть, - озвучил одну из версий летчик-испытатель.

И диспетчер мог сказать командиру экипажа: давай сруливай. Хотя в эфире этой команды нет, там тишина. А потом, прикинув, что Як-42 может успеть взлететь, дал ему разрешение на взлет. Успеешь? Успею. Очень похоже. Но пока самолет 16 секунд рулил, он проехал большую часть ВПП, и у него впереди осталась очень маленькая ее часть. При этом командир почему-то вместо взлетного дал номинальный режим, что было большой ошибкой. А потом началась эта катавасия, паника. Если бы бортмеханик не поставил самопроизвольно двигатели на малый газ, они бы взлетели. Если бы двигатели были установлены не на номинальный, а на взлетный режим, самолет тоже бы взлетел. Надо серьезно в этом разбираться, потому что взяли одну версию, не самую лучшую. Но если вникать как следует, к большему количеству структур появятся вопросы. А так виноваты летчики, как всегда.

Напомним, что, со слов Ария Новика, работавшего в 2011 году в «Туношне» старшим диспетчером, никаких отклонений во время выруливания самолета по ВПП не было. А бывший гендиректор «Туношны» Олег Кочанов рассказал ранее в суде, что 7 сентября 2011 года в аэропорту было совсем не суетно.

Я видел, что нахлестов и перехлестов нет, и мы свободно справляемся с потоком, особенно после обеда, - рассказал экс-гендиректор аэропорта.

8 сентября 2011 г. Летчик-испытатель первого класса Константин Малинин в программе «Пусть говорят».

____________________________

Ярославский районный суд приговорил фигуранта дела о крушении самолёта Як-42 с хоккеистами «Локомотива» - заместителя гендиректора по организации лётной работы а/к «Як Сервис» Вадима Тимофеева - к пяти годам заключения в колонии-поселении и... тут же освободил его от отбывания наказания - по амнистии.

Ранее суд признал Тимофеева виновным по делу о гибели хоккеистов ярославского «Локомотива». По версии следствия, подсудимый незаконно разрешил экипажу полёты. Он отвечал за подготовку лётчиков и знал, что те пропускают занятия и совершают ошибки во время полётов. Следователи пришли к выводу, что причиной катастрофы стала неопытность экипажа. Тимофееву инкриминируется нарушение правил безопасности полётов и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.


Из блога

Авиакатастрофа под Ярославлем произошла 7 сентября 2011 года. При разгоне Як-42 выкатился за пределы ВПП, не успел набрать нужную высоту, зацепился за курсовой радиомаяк и разбился. На борту находились 45 человек: восемь членов экипажа и 37 пассажиров - игроки, тренеры и врачи ХК «Локомотив», - летевшие на игру в Минск. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Тимофеев - единственный обвиняемый по делу об авиакатастрофе. За время следствия экспертами были сделаны и системные выводы о проблемах в гражданской авиации.

Ни показания эксперта в суде, ни (что естественно) альтернативный отчёт ни оказали ни малейшего влияние на такое вот «эзопово» решение суда... Амнистия, блин.



  • Разделы сайта