Классификация подводных лодок и организация их соединений. Грузоподъемность надувной лодки. По району плавания

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа , судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок - прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

2. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

3. По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса - это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы - наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть - круглоскулая.

4. По материалу корпуса

Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

5. По движению

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

6. По конструкции набора корпуса

Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.

Хотим мы того или нет, Россия интегрируется в общий катерный рынок. Любителям отдыха на воде становятся все более доступны хорошие заграничные катера. В российских водах они «нарисовались» еще в прошлом веке, хотя случилось это гораздо позднее явления первого иностранного автомобиля, да и общее количество таких катеров в грубой оценке не превышает пары тысяч. Но покупка нашими согражданами импортных катеров - лишь один аспект. Есть еще привезенные подвесные и стационарные двигатели, запасные части и аксессуары, которые нередко предпочитают ставить на построенные здесь катера, сервис. «Процесс пошел» и стал началом качественных изменений структуры российского флота спортивных и прогулочных судов.

На Западе многие рассматривают Россию как весьма перспективный рынок и, естественно, приветствуют приобщение к мировой индустрии c названием «boating». Раз уж это происходит, хотелось бы говорить со всеми на одном языке, ясно понимать вещи и явления, правильно излагать мысли, пожелания и требования. А это не всегда просто. Примером тому - только что употребленный термин «боутинг».

«Boating» - слово английское, в русском языке иногда употребляется в специальных статьях для описания явлений, связанных с миром лодок. Боутинг - это и стиль отдыха, и образ жизни, и отрасль экономики. Боутинг у нас имеет свои «национальные особенности» (об этом уместнее поговорить в отдельной статье), и утверждение, что он является новым понятием, сродни знаменитому «в нашей стране секса нет». Тем не менее в русском языке, несмотря на понятный корень «бот» (тип судна), для слова «боутинг» не нашлось синонима. То есть, почти по анекдоту: явление есть, а слова нет! Согласитесь, произнести «индустрия боутинга» легче, чем «сфера производства, реализации и использования товаров и услуг, связанных со спортом и отдыхом на воде». Кстати, в словарях русского языка отсутствует и привычное уже слово «яхтинг». Даже сейчас, когда пишутся эти строки, компьютер возмущается и подчеркивает его красным, оставляя без внимания английское «yachting». Спасибо, хоть «катер» воспринимает. Кстати о катере. Слово «катер» (англ. «cutter», нем. «kutter», голл. «kotter», фр. «cotre») изначально употреблялось для обозначения типа парусных судов. Небольших размеров, вооруженные мачтой и веслами (не удивляйтесь, были и весельные катера!), такие лодки использовались в основном для обслуживания больших судов. Термин «лодка», обосновавшийся в нашем лексиконе с незапамятных времен, более широкий и зачастую относится к тем же объектам.

Передо мной книга Льва Успенского «Слово о словах». Когда-то я зачитывался этими великолепными очерками о русском языке, о его истории, красоте, богатстве и значимости. Еще 250 лет назад Ломоносов писал о языке, языке правильном и понятном: «Собраться рассеянным народам в общежитие, созидать грады, строить храмы и корабли… дела производить как бы возможно было, если бы они способы не имели сообщать свои мысли друг другу?»

Язык - средство общения и, естественно, он меняется с течением времени и с изменением обстоятельств. Так, в начале XVIII в., когда Петр железной волей пытался превратить Россию в морскую державу, возник морской лексикон, большей частью заимствованный из голландского или английского. Иногда прочно входили в обиход ошибочно сформированные термины. Так, например, произошло с рындой. Английская команда «Ring the bell!», означающая «Ударь в колокол!», превратилась в «Рынду бей!» (рындами в допетровской Москве именовали царских телохранителей, стоявших у трона с секирами и алебардами).

С появлением в России катеров с Запада и Востока в язык проникло множество терминов. «Day cruiser», «runabout», «walkaround», «flybridge», «cuddy cabin»… В обилии непонятных слов в журналах, каталогах и разговорах о лодках путается не только новичок. Но пусть о засилье иностранных слов судят филологи, а мы будем исходить из того, что слова эти полезны и уже употребляются, хотя не всегда правильно.

Вы в каком классе?

Договорившись о специальных терминах, коснемся классификации, свойственной любой отрасли знаний и позволяющей ориентироваться в многообразии объектов, лучше понять их различия.

Суда и корабли всегда классифицировали по разным признакам. При этом можно отметить пересечение двух подходов - функционального (по назначению) и структурного (по архитектуре, конструкции, размерам). Например, галеры античного периода различались количеством рядов гребцов, причем увеличение числа последних с целью повышения мощности и скорости (функция) неизбежно вело к росту размерений (структура). В век парусников определяющим признаком принадлежности к классу стал тип парусного вооружения. Помимо этого, применялось деление по характеристикам другого рода: грузовые суда различались грузоподъемностью (позднее - водоизмещением), военные - по числу пушек или функционально (линейные корабли, фрегаты, корветы и т.д.). Здесь классификация добилась больших успехов; важность решаемых задач и регламентированный подход позволили выстроить строгий ранжир типов боевых кораблей. Но специалисты знают о случающихся противоречиях и нестыковках классов даже в рамках ВМС одной страны, не говоря уж о разных.

Сложнее обстоят дела с классификацией малых судов. Здесь надо говорить о классах водоизмещающих, переходных и глиссирующих судов. Вместе с тем целесообразно делить суда по назначению и архитектурному типу. Бытуют формулировки наподобие «класс 25-футовых спортивных катеров», и в обозначении большинства моделей употребляется цифровой индекс, указывающий на длину в футах или метрах. Конечно, длина не может быть главным критерием принадлежности к классу (сравните лодку для академической гребли и катамаран), и в одном диапазоне длин существуют разные типы лодок. Встречаются и так называемые «местечковые» классификации, введенные фирмами, использующие для обозначения типа название модели в сочетании с именем-брендом.

Стройную классификацию лодок, подобную существующим в зоологии (класс - отряд - семейство - род - вид) или химии (таблица Менделеева), создать сложно; она представляется в виде 3–5-мерной матрицы. Новые лодки появляются с завидной скоростью, и такая классификация должна быть весьма гибкой. В этой статье мы лишь попытаемся глубже понять существующее многообразие катеров, логику развития боутинга в его предметном проявлении, растолковать наиболее часто встречающиеся термины, соотнося их с теми или иными представителями обширного катерного семейства. Термины, относящиеся к аквабайкам, формульным и оффшорным болидам, а также к парусным и парусно-моторным судам не рассматриваются.

Вначале было слово…

Производители катеров и их дилеры для решения маркетинговых задач используют специальные термины, имеющие общий характер, т.е. не относящиеся к тому или иному типу катеров, и трактуют их довольно широко.

Motor boat, power boat

Под «motor boat» преимущественно понимают лодки с подвесными моторами, под «power boat» - малые суда с более мощными стационарными двигателями. У нас сложилась традиция разделять мотолодки и катера в зависимости от типа силовой установки. Если на судне подвесной двигатель - это моторная лодка, если двигатель стационарный - катер (подразумевается, что катер всегда крупнее моторной лодки). Такое разделение не всегда оправдано - по нашим рекам бегает немало лодок с маломощными стационарными моторами и катеров с парой подвесных двигателей на транце мощностью свыше 300 л.с.

Day cruiser

Он «дневной», поскольку рассчитан в основном на однодневные выходы. Крейсер (от голландского «kruiser») - слово, которое в русском языке закрепилось за боевыми кораблями. От него пошли английские, давно прижившиеся в русском языке слова «круиз» - морское путешествие и «круизер» - судно, совершающее круизы. Следовательно, дейкруизер - катер для непродолжительных морских прогулок, моциона, купания, катания на лыжах, пикника и пр.

Overnighter и weekender

Термины, имеющие столь же широкое значение и описывающие скорее функциональные, нежели служащие для определения типа качества лодки. Если дейкруизером может быть названа и легкая открытая лодка, и спортивно-прогулочный катер с рубкой-убежищем, то термины «overnighter» или «weekender» применимы к каютному катеру с камбузом и гальюном.

Спортивно-прогулочные катера (runabout)

В переводе с английского «runabout» означает «прогулочный». Самый популярный и многочисленный класс для наиболее распространенного вида боутинга - непродолжительных (в несколько часов) выходов на акваторию для купания, катания на всевозможных придуманных для этого средствах, поездок на пикник в живописные места и пр. В России лодки этого класса принято называть спортивно-прогулочными или просто прогулочными. По компоновке ранэбауты можно разделить на типы.

Сlosed bow

Нам этот тип прогулочных лодок, один из вариантов компоновки малых катеров, восходящий к 50-м гг. прошлого века, хорошо знаком: достаточно вспомнить любую из советских «дюралек». Созданная в тот период «Казанка» определила архетип советской рекреационной лодки. Как ясно из названия, это тип катера с запалубленной носовой частью, где обычно устраивается рундук-багажник.

Bowrider

Буквальный перевод дает немного: «bow» - нос лодки, «rider» - скакун. Боурайдер - это лодка с кокпитом в носовой части. Такая архитектура предпочтительна для акваторий с теплым климатом; до 80% американских спортивно-прогулочных лодок - именно боурайдеры.

Cuddy cabin

Лодка с небольшой каютой или, если угодно, рубкой-убежищем. «Cuddy» и означает «маленькая каюта». Другое значение этого слова - «чуланчик» (интересно, что в яхтенном арго ему близко по значению мрачноватое «гробик»). В России соотношение проданных ранэбаутов и лодок кадди кэбин обратно американскому. Логика такого предпочтения проста: климатические условия предопределяют наличие обогревателя, а не кондиционера.

Hard top

Традиции северной Европы породили свой тип прогулочных лодок, имеющих небольшую, открытую с кормы рубку («hard top» означает «твердая крыша»). В носовой части располагается V-образная койка. Наличие камбуза (плита и мойка), которым часто оборудуются хардтопы, значительно увеличивает их автономность. Над кокпитом при необходимости воздвигается легкий тент.

Midcab (middle cabin)

Распространенный в Скандинавии тип лодки с небольшой рубкой-кабиной посередине и, соответственно, носовым и кормовым кокпитами.

Deck boat

Тип палубной лодки, идущий от открытых прогулочных лодок. По сути, это боурайдеры с расширенным носовым кокпитом; они вмещают больше пассажиров, к услугам которых пара столов, мойки, ящики со льдом и прочие необходимые для коктейля или даже барбекю приспособы.

Спортивные буксировщики (tow boats)

Активные виды развлечений часто становятся видами спорта. В боутинге так произошло с водными лыжами, а позднее - с вейкбордом. Став со временем профессиональным спортом, водные лыжи и вейкбординг потребовали от лодок специализации, и появились катера-буксировщики. Главное их отличие от обычных прогулочных лодок - способность определенного волнообразования, обусловленная формой корпуса и центровкой. Катера, буксирующие лыжника, должны создавать низкие и плоские волны; для вейка нужны большие и крутые. Как правило, эти лодки имеют стационарные двигатели с прямым валом. Сюда же можно отнести еще один тип - буксировщики парашюта.

Скоростные представительские катера (high performance boats)

Из всех возможностей и ощущений, которые техника дает человеку, мало что сравнимо со скоростью. Каждому из нас в той или иной степени присуща одержимость need for speed. Для удовлетворения этой потребности и создан класс высокоскоростных представительских катеров. Их можно сравнить с muscul-car или спорткарами, по аналогии с которыми употребим термин «спортбоут». Здесь сделаем оговорку: в англоязычных статьях словосочетание «sport boat» чаще употребляют для обозначения ранэбаутов. Применяя для скоростных представительских катеров термин «спортбоут», мы допускаем определенную вольность. High performance boats отличаются от обычных проулочных лодок большими размерами и мощностью, позволяющей развивать скорость свыше 50 уз. По дизайну и техническим характеристикам образцом для них служат гоночные катера оффшорного (океанского) класса. Нередко спортбоут являет собой просто «цивильный» вариант такого гоночного катера. Корпус, как правило, кадди, изредка - боурайдер. Интерьер высокоскоростных лодок в известной степени спартанский и определен шириной. В этом классе много катамаранов. Подобно байкерам и любителям автотюнинга и хот-родов, апологеты спортботов образовали свою субкультуру со встречами для гонок (poker run), журналами (например, «Powerboat» и «Hot Boat») и другими обычными для таких сообществ атрибутами. Впрочем, последнее свойственно и владельцам катеров других классов.

Рыболовные катера (fishing boats)

Редкий мужчина не увлекается рыбалкой и, выбирая тот или иной катер, невольно примеривается, как будет с него ловить рыбу.

Лодки для спортивной рыбалки составляют огромный по разнообразию типов и размеров входящих в него катеров класс - от 8-футовых окуневых лодочек до 80-футовых океанских рыболовных яхт. По конструктивным признакам можно выделить следующие основные типы рыболовных лодок.

Bass boat

Лодка для ловли американского окуня (bass). Bass fishing - американский феномен, пример того, как из увлечения можно сделать национальный спорт и отрасль экономики с годовым оборотом около $40 млрд. Как правило, бассбоут имеет низкий борт, просторную площадку спереди (иногда сзади), пару рыболовных кресел, один или два троллинговых электромотора. Клевые места не всегда рядом, поэтому на бассбоутах устанавливают мощные маршевые двигатели. Кстати, увлечение скоростью коснулось и этого типа, породив своеобразный гибрид басс- и спортбоута.

Centre consol

Большеротый окунь, обитатель озер - не единственный желанный трофей; существует множество другой рыбы, для ловли которой нужно выходить в менее спокойные воды и использовать иную снасть. Для работы с удилищем желательна лодка с минимальными надстройками. Идеал - платформа, и лодка с центральной консолью приближается к такому идеалу. Как разновидность этого типа упомянем dual consol - лодку с двумя консолями вдоль бортов. По компоновке такие лодки напоминают боурайдеры. Кроме этих, в Европе получил распостранение тип универсальных лодок меньшего размера с одной бортовой консолью. Объединяющими признаками всех этих типов, помимо рулевой консоли, является отсутствие каюты. Последнее многими потенциальными покупателями рассматривалось как недостаток, что породило своеобразный (и весьма удачный) компромисс - walkaround.

Walkaround

Термин буквально означает «обойти вокруг» и определяет архитектурный тип. Каюта располагается в передней половине (от форштевня до миделя), большей частью под палубой, возвышаясь над ней невысоким островом. Такая компоновка весьма удобна тем, что оставляет довольно широкие, обычно огороженные релингами проходы на нос.

Вершиной рыбалки с борта катера можно назвать охоту на крупных морских рыб - тунца, марлина, парусника, акул и т.п., получившее название «Big Game». Для «большой игры» нужны большие лодки - рыболовные моторные яхты. Предназначенные для выходов в океан не несколько дней, они оборудованы «тунцовыми вышками», аутригерами, «боевыми» рыболовными креслами; вместе с тем они предлагают комфорт, часто на уровне фешенебельных моторных яхт.

Круизеры (cruisers)

Круизером принято называть катера, длина которых составляет от 22 до 33 футов (6,7–10 м), имеющие одну или полторы (не удивляйтесь!) каюты, выгороженный туалет и камбузный блок. Иногда такие лодки именуют «семейными крейсерами». В зависимости от архитектурно-планировочных решений круизеры можно разделить на типы.

Большая часть круизеров стороится в традиционной компоновке с рубкой, имеющей круговое остекление. Используя автомобильную терминологию, их называют «sedan».

Седаны, в зависимости от конструкции крыши рубки, также делятся на:

  • coupe - в крыше надстройки могут быть (как у автомобилей) сдвижные световые люки. Некоторые производители используют это место под солярий;
  • flybridge - когда позволяют размеры, на крыше рубки седана может быть расположен открытый ходовой мостик, дающий отличный обзор и делающий удобным управление судном. Flybridge является сокращением от flying bridge - «летучий мостик»; синоним - command bridge.
  • Sport cruiser
  • Для многих владельцев круизеров, чье свободное время относительно ограничено, скоростные качества более важны, нежели вместимость. Для них был создан довольно популярный тип лодок - спортивный круизер. Это катер, имеющий однообъемный (без надстроек) корпус, в котором расположены салон, камбуз и туалет. Палуба кокпита приподнята, под ней в средней части находится полукаюта с полноразмерной двухместной койкой.

    Express cruiser

    Занимает промежуточное положение между седаном и спорткруизером. Express cruiser - катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана, но не «утопленной в палубу», как у спорткруизера (исторически этот тип предшествовал последнему).

    Touring boat

    Еще один, преимущественно европейский тип круизера. Туринг-боут, или тур-боут предназначен для дальних путешествий в водоизмещающем режиме и обеспечивает более или менее комфортные условия на борту. Идеологически тур-боуты являются близкими родственниками более крупных яхт-траулеров (см. далее).

    Моторные яхты (motor yachts)

    Как известно, яхта - это не обязательно лодка с парусом: так именуют любое судно для отдыха, которое не используется в коммерческих целях (правда, не ясно, как быть с прогулочными подводными лодками!) Четкой границы между круизерами и моторными яхтами нет, однако моторной яхтой принято называть судно длиной свыше 33 футов (10 м). По функциональному назначению и архитектурно-конструктивным решениям моторные яхты во многом подобны своим меньшим братьям (или сестрам?) круизерам.

    Sport yacht

    Скоростные (30–40 уз), вооруженные мощными двигателями суда, созданные, как правило, для непродолжительных выходов. Подчиненные идее скорости, они имеют относительно небольшую емкость топливных цистерн. Даже при сравнительно невысокой массе и завидной скорости, высокий удельный расход топлива ограничивает дальность плавания, и спортивные яхты путешествуют от марины к марине. Корпус обычно однообъемный, с легкой полурубкой или просто жесткой крышей над кокпитом. Этот тип моторных яхт является развитием спортивных круизеров в сторону увеличения размеров и иногда близок high performance boats; в отличие от последних, спортивные яхты более приспособлены для длительного пребывания на борту.

    Pilot house

    Самую многочисленную группу среди моторных яхт составляют катера традиционной архитектуры с развитыми надстройками (этот тип мы условились называть седаном). Поскольку размеры позволяют, у большинства этих лодок на крыше надстройки устроен флайбридж. Слова «pilot house», встречающиеся у некоторых моделей, обозначают ходовую рубку; иногда так называют отделенное от салона помещение поста управление яхтой (ходовой мостик). Отдельная ходовая рубка - принадлежность довольно большого судна, потому этот термин, используемый в названии моделей, придает определенный вес (не всегда заслуженно).

    У каждого свой боутинг. Одни используют лодки для непродолжительных вояжей по выходным, другие летом живут там, как на даче. Есть и такие, для которых боутинг не просто образ жизни, но сама жизнь. Эти люди обитают на своих лодках постоянно, бороздят моря и океаны, совершая тысячемильные переходы. Для таких целей нужны особые суда. Яхты типа «траулер» изначально перестраивались из рыболовных судов, поэтому за ними закрепилось такое название. Отличительными признаками типа являются корпус, рассчитанный на плавание в водоизмещающем режиме со скоростью до10–12 уз, повышенная мореходность и автономность. Внутренние помещения: каюты, салон и камбуз - устроены для меньшего числа людей, но для продолжительного путешествия.

    Mega (Super) Yacht

    Уже из названия следует, что имеется в виду нечто эксклюзивное, выходящее за рамки обыденности (взгляните на фотографию в начале статьи). Размеры таких яхт начинаются от 60 футов; об их оборудовании, убранстве и возможностях можно говорить долго и взахлеб. Есть верфи, строящие такие яхты малыми сериями, исполняя заказ своих весьма состоятельных клиентов (сustom). И вообще, мегаяхты - это предмет отдельного исследования.

    Подводные силы флота, являясь в ряде государств родом сил ВМФ (ВМС), включают в себя подводные лодки, имеющие различные энергетику, вооружение, основное предназначение и водоизмещение. В военно-морских флотах в связи с многообразием решаемых ими задач и вытекающим отсюда большим количеством разнообразных кораблей, в том числе и подводных лодок, производится классификация корабельного состава, то есть распределение кораблей на классы, подклассы и типы в зависимости от назначения, водоизмещения, вооружения и других особенностей.

    Класс - это группа кораблей, однородных по предназначению и основному вооружению.

    Подклассы кораблей одного и того же класса отличаются друг от друга водоизмещением, вооружением и спецификой решения боевых задач.

    Типы кораблей одного класса или подкласса отличаются внешним видом, конструктивными деталями и технической оснащенностью.

    Подводные лодки - это боевые корабли, способные погружаться и длительное время действовать под водой и предназначенные для разрушения наземных объектов на территории противника, уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и торговых судов и выполнения других задач (ведения разведки, высадки диверсионных групп и др.).

    В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются па ракетные, торпедные и ракетно-торпедные.

    Ракетные подводные лодки вооружаются баллистическими или крылатыми ракетами различной дальности стрельбы. Подводные лодки с баллистическими ракетами предназначены для нанесения ядерных ударов по важным в военном отношении объектам, расположенным в глубине территории противника. Они относятся в связи с важностью решаемых задач и мощью ударов к стратегическим ядерным силам. Подводные лодки с крылатыми ракетами предназначены для уничтожения наземных объектов, расположенных вблизи побережья, и морских целей, главным образом надводных кораблей и судов. В зависимости от типа ракет подводные лодки мопут быть с надводным или подводным пуском их, а по дальности стрельбы - малой, средней и большой дальности. Ракетные подводные лодки последних проектов вооружаются ракетами только с подводным стартом.

    Ракетно-торпедные подводные лодки в качестве основного оружия несут ракеты-торпеды с ядерным и обычным зарядом, которые выстреливаются из торпедных аппаратов, для поражения морских целей. Они имеют также торпеды различных образцов.

    Торпедные подводные лодки предназначаются для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника и вооружаются дальноходными, с ядерными и обычными зарядами, самонаводящимися и другими торпедами. Из торпедных аппаратов может также производиться постановка мин. В зависимости от водоизмещения подводные лодки могут быть большими, средними и малыми.

    Подводные лодки с крылатыми ракетами, ракетноторпедные и торпедные в связи с широким кругом решаемых задач в ряде флотов отнесены к разряду многоцелевых.

    Кроме подводных лодок, предназначенных для решения задач, связанных с уничтожением объектов и целей противника, в военно-морских флотах имеются и подводные лодки специального назначения, к которым за рубежом относят подводные лодки радиолокационного дозора, десантно-транспортные и трапспартные подводные лодки, подводные лодки-цели (или мишени), экспериментальные, учебные, научно-исследовательские, а также сверхмалые подводные лодки, предназначенные для диверсионно-разведывательных действий.

    Подводные лодки радиолокационного дозора располагают необходимыми средствами и устройствами для ведения радиолокационной разведки. Так, например, американская атомная подводная лодка «Тритон» была оснащена радиолокационными станциями обнаружения воздушных целей, наведения истребительной авиации противовоздушной обороны, обнаружения работающих радиолокационных станций, опознавания, создания помех, боевыми информационно-управляюгцями системами, обеспечивающими сбор и обработку поступающей информации, специальной аппаратурой для ретрансляции полученной информации, Для скрытного ведения разведки, поддержания связи с командованием и взаимодействующими силами и выполнения других функций на перископной глубине подводные лодки радиолокационного дозора имеют около 20 различных выдвижных устройств.

    Десантно-транспортные и транспортные подводные лодки могут быть оборудованы специальными погрузочно-разгрузочными устройствами, в том числе средствами для погрузки и высадки десанта, колесной и другой военной техники. Лодки-мишени имеют конструкцию корпуса, оборудование и специальные средства, обеспечивающие им наибольшую живучесть и непотопляемость.

    Все подводные лодки в зависимости от типа главной энергетической установки могут быть атомными или дизельными (дизель-аккумуляторными) и в соответствии с этим относиться к различным подклассам.

    В зависимости от тактико-технических элементов (водоизмещения, вооружения, численности экипажа и др.) и предназначения все военные корабли, в том числе и подводные лодки, делятся на ранги. В соответствии с рангом корабля определяются старшинство командиров кораблей, правовое положение офицерского состава и нормы материально-технического обеспечения. В ВМФ РФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый. К нему относятся атомные и ракетные подводные лодки; ко второму рангу - большие и средние дизельные подводные лодки и т. д.

    Разделение подводных лодок на классы, подклассы и ранги определяется установленной в военно-морских флотах классификацией корабельного состава.

    Для удобства управления, обеспечения, совместного базирования, организации боевой подготовки, а также ведения боевых действий подводные лодки на ряду с другими кораблями флота сводятся в соединения и объединения, являющиеся штатными формированиями данного рода сил. К ним относятся дивизионы, бригады, дивизии, эскадры и флотилии.

    Дивизион является первичным тактическим соединением однородных кораблей 2, 3 и 4 ранга.

    Бригада -это тактическое соединение, состоящее из кораблей или дивизионов кораблей одного или различных классов.

    Дивизия представляет собой основное тактическое соединение кораблей для ведения боевых действий на океанском (морском) театре военных действий самостоятельно или во взаимодействии с другими соединениями кораблей. Она может состоять из нескольких кораблей 1 ранга или нескольких бригад и дивизионов кораблей других рангов.

    Эскадра является оперативно-тактическим соединением для ведения боевых действий в определенных районах океанского (морского) театра военных действий в целях решения тактических, а в ряде случаев оперативных боевых задач. В состав эскадры могут входить несколько дивизий или бригад и отдельных дивизионов кораблей различных классов.

    Флотилия представляет собой оперативное объединение в военно-морском флоте для выполнения оперативных задач на одном направлении океанского (морского) театра военных действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с соединениями (объединениями) военно-морского флота и других видов вооруженных сил.

    Во главе соединения (объединения) кораблей стоит командир (командующий), который управляет подчиненными силами с помощью своих заместителей и штаба как основного органа управления.

    Для обеспечения повседневной и боевой деятельности подводных лодок заблаговременно на флотах создается система базирования, в которую входят пункты базирования подводных лодок , в том числе маневренного и рассредоточенного базирования, береговые и плавучие базы подводных лодок.

    Пункт базирования подводных лодок (основной) - это участок морского побережья с прилегающей к нему акваторией, оборудованный для безопасной стоянки и всестороннего их обеспечения.

    Пункт рассредоточенного базирования представляет собой назначенное место стоянки, снабжения и ремонта подводных лодок в районе базирования сил флота, выбранный в целях рассредоточения подводных лодок при угрозе нападения противника. Пункт рассредоточенного базирования может быть оборудован как пункт маневренного базирования или представлять собой защищенную естественными укрытиями от волнения и ветра якорную стоянку (стоянку на якорных бочках).

    Пункт маневренного базирования - это место для непродолжительной стоянки подводных лодок.

    Береговая база подводных лодок , как правило, предназначается для тылового и технического обеспечения соединений подводных лодок Береговые базы создаются в пунктах базирования сил флота Они снабжают подводные лодки всеми видами материальных средств, производят мелкий ремонт кораблей и обеспечивают их боеготовность, несут охрану территории базы, содержат в исправности все плавучие средства и места стоянки подводных лодок, создают условия для проведения боевой и политической подготовки, отдыха личного состава подводных лодок.

    Плавучая база - это корабль специальной постройки или переоборудованное судно, предназначенное для тылового обеспечения соединений подводных лодок в пунктах базирования и в море.

    Плоскодонные лодки
    Единственное, что можно сказать о плоскодонных лодках, — это то, что они очень устойчивы в безветренную погоду благодаря своему широкому днищу. Однако, что характерно – из-за плоской, широкой носовой части управление лодкой становится более сложным. Этот вид лодок обычно ограничен использованием двигателей небольшой мощности, поскольку на высокой скорости они плохо управляемы. Плоскодонные лодки идеально подходят для рыбалки на отмели от р. Дон до о-вов Камчатки, где малая осадка становится необходимостью.

    В начале мореходной истории движение лодки обеспечивалось силой ветра или ручными веслами. Первые конструкторы лодок обнаружили, что лодка идет быстрее и легче управляется, если носовая часть заострена. Вскоре также было выявлено, что высокие мачты лучше уравновешиваются, если опущен центр тяжести, и удерживают лодку вертикально даже в плохую погоду.


    Лодки с корпусом водоизмещающего типа и с корпусом глиссирующего типа
    Раньше такие лодки конструировались с корпусом «водоизмещающего типа».
    Это означало, что корпус будет проталкиваться или крейсировать по воде. Подходящий двигатель для лодки с корпусом водоизмещающего типа – это крыльчатый пропеллер с малым шаговым отношением, который работает от забортного привода или транцевого мотора. С введением механической энергии появились лодки с корпусом глиссирующего типа, в которых лодка частично поднималась над поверхностью воды для скольжения по ней.

    Сейчас трудно сказать, какие отличия между этими двумя видами, но небольшая разница существует. Пропеллеры на лодках с корпусом глиссирующего типа обычно полностью не погружены, поскольку необходимо обеспечивать удерживающую способность, а также большее шаговое отношение и откидку лопасти по причине более высоких предельных скоростей.
    Лодки с закругленными днищевыми обводами и с V-образным днищем

    Лодка с закругленными днищевыми обводами в основном имеет корпус водоизмещающего типа и обычно используется как прогулочная или вспомогательная лодка, или лодка, перевозимая на крыше автомобиля. Лодки данного типа намного маневреннее на низких скоростях, чем плоскодонные.
    Лодка с V-образным днищем – это лодка, вероятно, с самой распространенной конструкцией корпуса.

    Большая часть производителей лодок на сегодняшний день используют модификации именно этого типа. Данная конструкция обеспечивает хороший ход лодки в штормовую погоду, поскольку остроконечные установочные клинья носовой части способствуют лучшему движению, а V-образное днище смягчает перемещение лодки вверх-вниз. Угол V-образной конструкции называется углом «килеватости».

    V-образная конструкция идет от носа к килю лодки, и обычно полностью переходит в плоскую и исчезает у транца. В некоторых V-образных лодках днище полностью плоское и называется «подушкой». Эта подушка обеспечивает большую глиссирующую поверхность и немного уменьшает мягкость в ходе, но увеличивает предельную скорость.
    Лодки с тримаранным дном и с туннельным винтом
    В водах Краснодарского края плавает огромное количество лодок, которые являются явной модификацией

    V-образной лодки и называются тримаранами и «кафедрал»-лодками. Лодка с тримаранным дном – это традиционная V-образная лодка с дополнительными внешними обводами. Эта конструкция более устойчивая на плаву, чем с V-образным дном, но при порывистом ветре ее ход более затруднен, так как увеличена площадь поверхности в носовой части.
    Лодки с туннельным винтом были сконструированы для улавливания воздушных потоков под днищем, чтобы уменьшить сопротивление трения.
    Данная конструкция отличается от катамаранного днища, поскольку внутренние кромки внешних обводов имеют заостренные углы, что улучшает ход лодки на очень высоких скоростях.
    Большая часть гоночных катеров имеет конструкцию лодок с туннельным винтом, и иногда называются «гидропланами».
    Понтонные лодки
    Самыми популярными лодками в Краснодарском крае являются понтонные лодки. Понтонная или палубная лодка,
    о чем свидетельствует название, – это плоская лодка с приподнятой палубой, опирающаяся на две наружные бочки (понтоны) которые обычно изготавливаются из алюминия. Этот тип лодок обладает множеством свойств, характерным другим видам лодок. Лодки такого типа при прогулке по воде не поднимают брызг, поскольку палуба поднята над поплавками. Они устойчивы и, если транец прикреплен с внутренней стороны палубы, то такой лодкой легко маневрировать подвесным мотором.


    Человек, который ищет лодку для использования везде и всюду, сможет использовать любой вид лодок в разных водных условиях. Но даже на самых широких рынках, конструкция лодки – это дело постоянного исследования и разработки. В специфических рыночных нишах, таких как ниша лыжного оборудования, а теперь и быстро растущие рынки водного спорта и вейкбординга соревнование в лучшей конструкции лодок очень жесткое. Прежде чем приступить к выбору новой лодки поразмыслите, в каких водах вы будете плавать. Затем примите во внимание, сколько человек будут пользоваться лодкой, и определитесь, как будет использоваться лодка. Лодки выпускают в широкой цветовой палитре и компоновке кокпита, с которой вам придется смириться, но все остальные атрибуты вы можете подобрать. Однако, единственное, что должно быть вверху списка при покупке лодки, — это тип дна лодки, который вам более приемлем.

    Наши предки всегда были сильно зависимы от воды.

    Были времена, когда сквозь густые леса и заболоченные пространства еще не было проложено дорог. Единственный путь, по которому можно было перевезти товары или перебросить для встречи с супостатом войска были реки.

    Вспомните, битвы древности: «Битва у реки Калки», «Невская битва», «Ледовое побоище», «Стояние на реке Угре»… Список можно продолжить самостоятельно. Да и слово «Русь» произошло от слова «русло», что еще и еще раз напоминает нам о тесной связи жителей наших земель с водными артериями наших земель – реками.Да, многие города выросли по берегам рек и не только на Руси. Естественно, что было бы странным, если бы жители городов и деревень, расположенных по берегам рек не потребляли бы в пищу рыбу.

    Археологи, во всяком случае, утверждают, что рыба была одним из основных продуктов в те далекие годы.Впрочем, нам сложно представить, как жили люди в те далекие годы. Сложно понять, как купцы по рекам везли товары из далекой Скандинавии в не менее далекий и загадочный Царь-град. Сложно представить, как сходились в абордажной схватке дружины различных князей. Но без плавательных средств невозможно представить себе жизнь на Руси.

    Еще сложнее представить себе, как обходились без лодок древние рыболовы. Да и представлять этого не нужно, потому что рыбная ловля без в те времена было занятием опасным и достаточно сложным.

    Да и в наши времена все это вполне актуально. Существует масса водоемов, где с берега вести ловлю очень сложно или вообще невозможно. Например – заросшие камышом озера, где невозможен нормальный заброс и вываживание рыбы. Во многих местах рыба держится вдали от береговой линии, что мешает нормальному, точному забросу даже матчевой снасти.

    Существуют водоемы, где толстый слой ила на дне не дает возможности использовать для ловли донки.

    Выход один – выйти к внешней границе водной растительности на каком-нибудь плавательном средстве. Лучшим во все времена считалась .

    С древнейших времен лодки изготавливались из самых различных материалов. Самым первым материалом, из которого изготавливали лодки был тростник, затем лодки выдалбливали из дерева, изготавливали из шкур различных животных.

    Прошло некоторое время и основным материалом для изготовления лодок стали деревянные доски.

    Прошло время и в конструкции некоторых лодок стали использоваться баллоны, в которые под давлением закачивался воздух. Появились надувные лодки , которые совершили переворот в создании компактных рыболовных лодок.

    Впрочем, прогресс шел разными путями. Пришло время, и промышленность освоила производство легких металлических лодок, типа «Казанка», которые было достаточно сложно перевозить, но зато они были прочными и надежными на воде.

    Дальнейшее развитие технологий привели к созданию лодок из полимерных материалов. Первыми, конечно, появились лодки из пластика , затем – лодки из композитных материалов.

    Постепенно такие лодки становились более удобными для рыболовов, учитывающими конкретные условия ловли.

    Сегодня все лодки , которые можно использовать для рыбной ловли можно классифицировать по нескольким признакам. Основной из них – материал, из которого лодка изготовлена.

    Деревянные лодки

    Это традиционные средства перемещения рыболова по водоему. Технологии производства этих изделий не меняются веками.

    Вряд ли сохранилось в природе предприятие, которое
    выпускает такие лодки промышленным способом.

    Их строят местные умельцы. Строят для ловли на конкретном водоеме. Для каждого водоема существуют свои традиции такого строительства. Деревянная лодка спускается на воду в каком-то определенном месте и вынимается из воды только осенью или в самом крайнем случае – в случае повреждения плавательного средства.

    Городские рыболовы, если не живут на берегу реки или озера, мало знакомы с особенностями этих преимущественно гребных плавательных средств. А в сельской местности до сих пор такая – вполне привычный атрибут заядлого рыболова.

    Надувные лодки

    Достаточно долгое время для изготовления рыболовных лодок использовалась обычная прорезиненная ткань.
    Все изменилось с тех пор, как появились ткани из ПВХ . Лодка из этого материала стала значительно прочнее и легче. Из чисто гребного маломерного судна она стала превращаться во вполне пригодное для установки мотора плавательное средство .

    надувная лодка ПВХ

    Постепенно такие лодки оценили не только рыболовы, но и охотники, потому сегодня нельзя считать надувную лодку изобретением, рассчитанным на использование исключительно рыболовами. Такие лодки широко используют так же военные и спасатели.

    Надувные лодки ПВХ имеют массу преимуществ перед остальными маломерными судами для рыбалки:

    1. Такая компактна. Некоторые одноместные модели можно уместить в среднего размера рюкзак.
    2. Лодка достаточно мало весит. в сложенном и в снаряженном виде может перемещать по берегу и в воде один человек.
    3. Надувную лодку можно использовать в условиях мелководья.
    4. Она чрезвычайно устойчива. Перевернуть такую лодку на воде можно только приложив максимальное усилие. Даже на порогах она чувствует себя достаточно комфортно.

    Недостатки у такой лодки тоже есть:

    1. Уровень комфорта. Все-таки удобно расположиться в надувной лодке достаточно сложно;
    2. Лодка достаточно плохо управляется, особенно по сравнению с металлическими своими сестрами;
    3. Для приведения в движение такой лодки потребуется более мощный двигатель, если сравнивать с лодкой из металла.

    Надувные лодки могут быть:

    1. Гребными. Лодки имеют очень простую и надежную конструкцию. Надувные борта разделены на несколько отдельных секторов. Такая конструкция даже в случае повреждения одного из них позволяет лодке остаться на плаву. Дно такой лодки может быть изготовленным из обычной резины, может быть усилено вставками из фанеры или пластика.
    2. Моторными. Эти лодки отличаются прочным транцем, на который устанавливается двигатель. Борта такой лодки более жесткие. Дно (пайол) обычно либо надувное, либо усилено дополнительными поперечными «планками». Чем мощнее будет использоваться подвесной двигатель, тем прочнее должна быть конструкция лодки .
    3. Отдельная подкатегория надувных лодок Rigid Inflatable Boats (RIBs) . Это лодки с подвесным двигателем, которые рассчитаны на очень быстрое движение по воде. Особенность конструкции такой лодки – v-образный пайол.
    Такая конструкция позволяет лодке развивать скорость на воде до 100 км/ч.

    Собираясь себе купить надувную лодку , нужно помнить, что если вы планируете ее использовать исключительно для рыбалки, не нужно останавливать свой выбор на крупной модели. Если Вы предпочитаете ловить в одиночку, то Вас вполне устроит лодка длиной до 2,5 метров.

    Если же любите ловить в компании, то лучше выбрать модель длиной не меньше 3,5 метров. Лодка такой длины считается наиболее устойчивой на воде. Да и комфорта в ней побольше.

    Изготавливают надувные лодки чаще всего из устойчивой по прочности ткани, которую покрывают резиной, ПВХ с различными добавками.

    ПВХ считается более прочным материалом, который отлично противостоит воздействию солнечного ультрафиолета, не гниет и не преет, нормально переносит и низкие, и высокие температуры. Кроме всего прочего, ПВХ устойчив к воздействию нефтепродуктов.

    Единственный минус лодок ПВХ – этот материал почему-то привлекает внимание грызунов, которые зачастую повреждают покрытие лодки.

    Надувные лодки ПВХ , конечно легче резиновых, но стоят дороже. Потому, если Вы не собираетесь ловить на больших водоемах, то вполне можете купить лодку , изготовленную из резины.

    Металлические лодки

    Такие лодки выпускались и выпускаются в настоящее время. В качестве основного материала использовался в разное время алюминий, дюралюминий и даже сталь.

    Металлические лодки прочны, устойчивы, поддаются ремонту. Чаще всего, они нормально переносят перевозку на другой водоем. Но и недостатки у таких лодок имеются. Основной, на который обычно обращают внимание рыболовы – они достаточно шумные.

    Рыболову очень сложно перемещаться по такому плавсредству, не создавая излишнего шума. Да и ловить на волне с такой лодки достаточно сложно, потому что любой удар волны о борт судна вызывает протяжный гул, похожий на удары в колокол.

    Постепенно в конструкции таких лодок вносятся изменения, и шум планомерно снижается, но все же…

    Алюминиевые лодки для рыбалки относятся к классу маломерных судов. Изначально эти лодки проектировались для путешествий (прогулок) по рекам, озерам и водохранилищам в условиях, когда высота волны не превышает 0,5 м, а так же при силе ветра, которая не превышает 4 баллов.

    В настоящее время лодки этого типа уже адаптированы для рыбалки. Конструкция позволяет свободно перемещаться от рубки управления к мотору вдоль борта.

    Преимуществами лодок из этого материала можно считать:
    1. Повышенную, по сравнению с другими лодками
    прочность конструкции.
    2. Уровень комфорта. Современные металлические лодки достаточно удобны.
    3. Долговечность. Такие лодки нет необходимости часто красить, чтобы защитить от коррозии.
    4. Вес. Лодки из этого материала достаточно легко можно вытащить на берег.
    5. Высокая степень плавучести. Это касается, прежде всего, лодок из дюралюминия, в конструкции которых применяются полые, заполненные воздухом баки.
    6. Объем. Все-таки такие лодки были изначально рассчитаны на то, что ими будут пользоваться 3-4 человека. Пространство вполне это сделать позволяет.

    К недостаткам отнесем слишком высокую стоимость ремонта. Особенно, если придется применять аргоновую сварку, а другой вид сварке в ремонте изделий из алюминия или дюралюминия применяться не может.

    А еще такая лодка стоит достаточно дорого, как всякое изделие из металла по сравнению с тем же продуктом из пластика.

    Пластиковые лодки

    Основным материалом, который используют для производства пластиковых лодок, служит полиэфирная смола, пропитывают и покрывают заранее заготовленную форму, изготовленную из армирующих нитей.

    Специалисты различают следующие виды лодок из пластика:

    • Открытые лодки;
    • Лодки с закрытой носовой частью;
    • Лодки с каютами.

    1. Открытые могут использоваться, как гребные или, как моторные. Максимальная длина таких лодок составляет 8 метров, минимальная – 3 метра. Рассчитаны такие лодки на ловлю в пресной воде на водоемах со слабым течением и полных их отсутствием.

    2. Лодки с запалубленным носом более удобны и пользуются большим спросом у рыболовов, практикующим ловлю на больших водоемах. Чаще всего этот тип лодок используют в качестве моторного судна для ловли на больших водоемах и в морской ловле. Особенностью данного типа лодок является возможность установки двух двигателей.

    3. Лодки с каютами используются исключительно для морской ловли.

    Применение пластика в изготовлении лодок позволило сразу же решить несколько проблем, возникающих перед конструкторами.

    1. Лодки из пластика стали более долговечными по сравнению с изделиями из других материалов. Пластик абсолютно не подвержен коррозии и гниению.
    2. Корпусу пластиковой лодки можно придать практически любую форму, а, значит, придать те или иные качества.
    3. Лодки из пластика значительно дешевле, чем лодки из металла .

    Недостатки этого типа лодок:

    1. Относительная хрупкость;
    2. Короткий срок службы;
    3. Сложность ремонта.

    Отдельно хочется упомянуть о существовании самодельных и промышленных гибридных лодок, один из видов которых мы уже упомянули в рассказе о надувных лодках .

    Какую лодку выбрать

    Какие критерии выбора лодки существуют? На что обращать внимание, при выборе лодки? На какие вопросы должен сам себе ответить рыболов, собирающийся приобрести себе плавательное средство ?
    1. Насколько далеко от водоема живет рыболов?
    2. Как часто рыболов выезжает на рыбную ловлю?
    3. На чем Вы собираетесь перевозить лодку?
    4. Где и в каких условиях будет храниться судно?

    Если рыболов проживает на берегу относительно небольшого водоема, то есть смысл приобретать лодку «ближнего радиуса действия» из дерева или модифицированной фанеры.

    Живущим у крупного озера или водохранилища есть смысл купить лодку попрочнее: из металла или из пластика, которые есть возможность оборудовать подвесным двигателем.
    В случае, если человек проживает достаточно далеко от водоема, но постоянно приезжает на один и тот же водоем, рыболову можно так же приобрести стационарную лодку.

    Если рыболов проживает в городе, но предпочитает ездить на дальние (и при этом различные) водоемы, то вариант приобретения металлической или пластиковой лодки . Да, придется приобретать либо специальные крепления, либо специальный автомобильный прицеп, но это приобретение вполне оправдает себя. Кроме того, необходимо предусмотреть место под хранение лодки. В городских условиях это довольно тяжелый вопрос. Более прагматичнее: под эти цели лучше подходят надувные лодки ПВХ

    Но, если быть честным, то общепринятых критериев такого выбора не существует. Выбор лодки – сугубо индивидуальный выбор. Выбрав вид лодки можно и нужно собрать информацию о существующих на рынке моделях. А, выбрав какую-то конкретную модель, собрать о ней отзывы, выехать к продавцу, чтобы увидеть лодку «вживую».

    На продавцов-консультантов в выборе надежды мало. Люди заинтересованы в продаже «товара длительного использования». Ведь многие рыболовы приобретают лодку один раз и на всю жизнь.

    Да, иногда любое плавательное средство может помочь в рыбалке. Лично был знаком с человеком, который сделал лодку из шины от трактора. Это было странное, мало управляемое судно, округлой формы, которое он накачивал ручным насосом не менее получаса.

    Люди, улыбались, наблюдая за тем, как он перевозил его на багажнике старого велосипеда. Свист и скрежет надуваемого баллона слышали все в пределах пятидесяти метров. Но, когда он выходил «на воду» и через час возвращался с полным садком рыбы, береговые рыболовы ему откровенно завидовали. Потому что даже такое, несовершенное плавательное средство позволяло ему забрасывать приманку в многочисленные окна среди водной растительности, и мог облавливать границу камыша и чистой воды.

    Существовал, и наверное все еще существует другой мой знакомый, который промышлял хариуса, устраивая недельные экспедиции на металлической лодке по большой реке.

    Лодка в жизни рыболова играет огромное значение. Некоторые виды ловли, такие, как троллинг без лодки попросту невозможен.

    Потому стоит задуматься над тем, чтобы приобрести такой простой и крайне необходимый инструмент для качественной рыбной ловли , как лодка.



  • Разделы сайта