Кинезиологические упражнения. Презентация "кинезиологические упражнения"

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И.Кант Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение; наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения; это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение; наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения; это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела.

Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:

Преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;

Улучшить память, увеличить быстроту реакции;

Развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока

БЛОК № 1. Движения средней линии

Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.

БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.

Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.

БЛОК № 3. Энергетические упражнения.

Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.

БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные

Этапы введения гимнастики Брейн Джим:

1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды».

2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия.

3-й этап. Это этап перехода от простых движений к сложным.

4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность школьников.

Специалисты в области коррекционно-развивающего обучения пришли к выводу, что применение системы упражнений «Брейн – Джим» в работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении письменной речи, позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки - к освоению письма.

В частности, применение данного метода позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь (исчезают явления дислексии), пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: 1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков; 2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке; 3 . От детей требуется точное выполнение движений и приёмов; 4 . Упражнения проводятся стоя или сидя за партой; 5 . Алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия. Примеры кинезиологических упражнений: « Колечко» Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем от указательного до мизинца и в обратном порядке. Более сложный вариант – пальцы одной руки поочерёдно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца к указательному.

Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колечек из серии «Суджок-терапия».

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Руки нам к письму готовит

« Кулак- ребро-ладонь» При положении на плоскости стола руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак – ладонь, ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем командами («кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя. « Ухо-нос » Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

«Даббл Дудл»(Симметричное рисование)

Необходимо по центру своей рисовальной поверхности и

одновременно двумя руками рисовать

одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением).

Следить глазами за тем, что одновременно

делаешь справа и слева.

«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены. Хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов при проведении подобных упражнений:
  • кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект;
  • - под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах) более значительные изменения.

Список использованной литературы:

1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

2.http://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/

3.Эрих Баллингер «Учебная гимнастика»

4. ЛаппЕ.А., ФроловаН.Г. « Современный логопедический урок» Издательство: «Учитель» 2014

5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

7. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М.,1998.

8.Стокс Г., Уайтсайд Д. «Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга». 2003г.

9. Сиротюк А.Л. « Коррекция обучения и развития школьников» - Москва, 2002 г.

10. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010

КИНЕЗИОЛОГИЯ Презентацию подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад № 15 Кировского района Санкт_Петербурга Зубцова Юлия Викторовна

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень

Что такое кинезиология? Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Основатель кинезиологии Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.

Истоки кинезиологии 1. Философская система Конфуция 2. Древнеиндийская йога 3. Кинезиотерапия в Древней Греции (врач Греции Гиппократ)

Секрет красоты и молодости Клеопатры На протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Развивающая кинезиологическая программа Продолжительность занятий - от 5-10 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней.

Кинезиологический цикл: 1. Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель); перерыв (2 недели). 2. Комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель); перерыв (2 недели). 3. Комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).

ЦЕЛИ: 1. Развитие межполушарной специализации. Развитие межполушарного взаимодействия. 3. Развитие межполушарных связей (комиссур). 4. Синхронизация работы полушарий. 5. Развитие мелкой моторики. 6. Развитие способностей. 7. Развитие памяти, внимания. 8. Развития речи. 9. Развития мышления. 10. Устранение дислексии.

КОМПЛЕКС №1 Колечко Кулак – ребро – ладонь Лезгинка Зеркальное рисование Ухо - нос Змейка 7. Горизонталь- ная восьмёрка

Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие) В результате упражнений стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

Упражнения для координации глаз и рук Улучшают навыки чтения и письма, улучшают способности визуального различения, улучшают координацию тела. Тренируют двигательные навыки, стимулируют восприятие пространства, улучшают чувство центрирования.

Где применяют кинезиологические упражнения? 1. Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в дошкольном и младшем школьном возрасте. 2. Адаптация леворукого ребёнка в «праворуком» мире. 3. Кинезиологическая профилактика соматических заболеваний. 4. Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками. 5. Применение кинезиологических приёмов в ситуации стресса. 6. Автономная кинезиологическая гимнастика космонавтов.

Автономная кинезиологическая гимнастика космонавтов Новая форма двигательной активности. Позволяет развивать мышечную массу, хорошую суставную подвижность (гибкость) и координацию движений, тренирует сердце и дыхательную систему, обладает профилактическим и лечебным действием. Помогает при лечении детей с двигательными нарушениями вследствие ДЦП. Секрет: все упражнения выполняются на уровне предельного мышечного напряжения. Главное условие упражнений – самосопротивление.

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» Методическое объединение естественнонаучного цикла Декабрь 2012 Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.


КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.


L/O/G/O Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.


L/O/G/O Приёмы стимулирования обучающихся Использование инновационных технологий. Занимательность. Наглядность. Технические средства обучения. Нестандартные формы урока (ролевые и деловые игры и т. д.). Организационные формы работы. Систематическое одобрение, похвала. Формирование положительных оценочных суждений, ситуация успеха. Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе. Отступления, связанные с темой занятия. Преобладание положительных оценок деятельности. Соблюдение перерывов в работе.




Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Занятия гармонизируют работу головного мозга, позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширяют границы его возможностей. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.


Кинезиологические упражнения «Колено – локоть». Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления. Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. «Крюки». Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз. Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.


Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения. Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз. « Кулак - ребро - ладонь».


«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.


«Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект-тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение после работы на компьютере, снимает напряжение и боль в спине. Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.




«Паровозик» Развивается межполушарное взаимодействие, произвольность действий, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.


Ухо – нос – хлопок. Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.


В комплексы кинезиологических упражнений включают: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации и массаж способствуют расслаблению, снятию напряжения.


«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы! Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование общей моторики, тонкой моторики кисти и пальцев рук.


Возможности кинезиологии активизация работы стволовых отделов мозга; ритмирование работы полушарий головного мозга,; успокоение и релаксация; развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, восприятия; развитие речи; развитие мышления; устранение дислексии и дисграфии; активизация мыслительной деятельности; способствование восприятию и запоминанию информации.






L/O/G/O 1. Деннисон Г., Деннисон И. «Гимнастика мозга». 2. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» М., Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., Сиротюк А. Л. Изучение детей с учётом психофизиологии. М., Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга» roblem_obuchenija_metodami_kineziologii_v_doshkolnom_i_mladshem_shkoln om_vozraste/ Деннисон Г., Деннисон И. «Гимнастика мозга». 2. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» М., Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., Сиротюк А. Л. Изучение детей с учётом психофизиологии. М., Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга» roblem_obuchenija_metodami_kineziologii_v_doshkolnom_i_mladshem_shkoln om_vozraste/ Использованные источники

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста Речь дошкольника односложная, состоящая из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Речь бедная, недостаточный словарный запас. Присутствие в речи дошкольника сленговых слов, употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция


Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.


Кинезиологический метод Он возник в шестидесятые годы прошлого столетия на стыке прикладной психологии, медицины и педагогики. Включив в себя опыт древности и современные научные достижения. И направлен на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях. Левое полушарие Правое полушарие Математическое Знаковое Речевое Логическое Аналитическое Слуховая информация Постановка целей и программ Гуманитарное Образное Творческое Координация движений Пространственное зрительное Кинестическкое восприятие


Задачей метода: является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Цели: - развитие межполушарной специализации; - развитие межполушарного взаимодействия; - синхронизация работы полушарий; - развитие мелкой моторики; - развитие способностей; - развитие памяти, внимания, речи; - развитие мышления; - устранение дислексии.


Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.


Упражнения выполняются комплексом. Продолжительность занятий минут. Периодичность- ежедневно. Время занятий- утро, день.






«Кулак, ребро, ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Упражнение выполняется вместе с педагогом, затем по памяти – 8-10 повторений. Выполняется сначала правой, затем левой рукой и двумя руками вместе.












«Качание головой» Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону. «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. «Вращение» Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем вращать обеими кистями против часовой стрелки (сначала однонаправленной, затем разнонаправлено). Одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.


Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы.


Список литературы Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников М: ТЦ Сфера, с. М.М.Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, Б.Н.Чумаков «Валеология»М.: Педагогическое общество России, Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков»М.; изд. Центр «Вентана-Граф» Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.
Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Одним из универсальных методов является кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Цель презентации: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Методологическая основа : данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно - развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации испособствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Использование презентации

Презентация используется для просвещения педагогов в детских дошкольных образовательных учреждениях и учителей в начальной школе для эффективной и результативной работы в воспитательно-образовательном процессе.

Комплекс кинезиологических упражнений

Бубнова Светлана Юрьевна, педагог-психолог высшей категории МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 71» города Нижнекамска Республики Татарстан. Педагогический стаж 24 года, в должности педагога–психолога 5 лет. Во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог–психолог России – 2010» на республиканском этапе заняла 3 место. Разработала авторское методическое пособие «Развитие психических процессов и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе», которое презентовала на республиканском конкурсе «Ярмарка педагогических идей», в 2009 году. Люблю классическую музыку, имею музыкальное образование, занимаюсь спортом, особенно нравятся велосипедные прогулки. Хобби: вязание и вышивание.



  • Разделы сайта