Кинетическая чувствительность. "Ощущение суставов и мускулов. Кинестетическое восприятие". Ильва Эллнеби. Кинестетические ощущения

Кинестетические, или, говоря иначе, двигательные, пропри-оцептивные, ощущения возникают при движении тела человека или отдельных его частей (рук, ног, головы). При движении изменяется степень напряжения мышц скелетной мускулатуры, степень натяжения связок и сухожилий. Это вызывает возбуж­дение специальных чувствительных клеток-проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов. Возбуждение рецепторов передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов с возбуждениями зри­тельного и тактильного анализаторов, а у лиц, имеющих сохран­ный слух, - и с возбуждениями слухового анализатора. Благо­даря этому ощущения от собственных движений человека соот­носятся с ощущениями от воздействий внешнего мира.

По сравнению со зрительными, слуховыми и другими ощуще­ниями, вызванными воздействиями окружающего мира, проприо-цептивные ощущения, по выражению И. М. Сеченова, до чрезвы


чайной степени неопределенны и слабы. В раннем возрасте дети еще не способны отдавать себе отчет в возникающих у них ощу­щениях, вызванных движениями собственного тела.

Кинестетические ощущения дифференцируются на основе устанавливающихся связей со зрением, тактильной чувствитель­ностью и слухом (если он сохранен). Кинестетическая чувстви­тельность в союзе с тактильной развивается при осязании пред­метов. Зрительное восприятие способствует дифференциации кинестетических ощущений тем, что в процессе деятельности ре­бенок постоянно фиксирует свои движущиеся руки, ноги, тело. Зрительные восприятия своих движений он соотносит с кинесте­тическими ощущениями, возникающими при этих движениях. У слышащих детей устанавливаются связи между ощущениями от движений и слуховыми ощущениями звуков, появляющихся при этих движениях, например при манипулировании со звуча­щими предметами, при бросании предметов или резком прикос­новении к ним.

В дошкольном возрасте кинестетические ощущения начинают приобретать самостоятельное значение как средство познания. Благодаря кинестетическим ощущениям без опоры на зрение дети начинают различать направление своих движений, особен­но рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений. По­степенно дети приобретают способность, пользуясь кинестети­ческими ощущениями, распознавать некоторые свойства пред­метов.

Наиболее рано дети научаются определять вес предметов по степени мышечного усилия при их поднимании. Позднее фор­мируется умение узнавать величину, форму и упругость пред­метов. Это умение обнаруживается, когда ребенок распознает указанные свойства предметов, ощупывая предметы палкой или карандашом.


Возможности использования проприоцептивной чувствитель­ности как познавательного «средства еще более увеличиваются у детей в школьном возрасте. Постепенно совершенствуются умения распознавать сложные фигуры и формы предметов по­средством кинестетических восприятий (Т. В. Розанова, 1962). Все большее осознание детьми кинестетических ощущений увели­чивает их роль в выработке точных и дифференцированных дви­жений при овладении бытовыми, спортивными и трудовыми на­выками (исследования А. Ц. Пуни, 1955; П. А. Рудика, 1958, и др.).

При потере слуха возрастает значение кинестетической чув­ствительности, так как она в известных пределах может заме­нить слух. Однако сама по себе потеря слуха создает более слож­ные условия для развития кинестетической чувствительности, чем это имеет место у детей с сохранным слухом. Как указывалось, связь кинестетических ощущений со слуховыми способствует


выделению, осознанию и дифференцированию кинестетических ощущений. Слуховой контроль помогает выработке четких, плав­ных и размеренных движений. Например, когда человек ставит какой-либо предмет на стол и делает это недостаточно плавно и размеренно, раздается резкий стук. Напротив, еле слышный звук или его отсутствие свидетельствуют о правильности совершен­ного движения. Звуки, возникающие в результате движения, ха­рактеризуют само движение. Ориентируясь на них, человек кор­ригирует правильность своих движений, все более приспосабли­вая их к свойствам тех предметов, с которыми он действует. Вместе с тем выделяется и закрепляется комплекс двигательных ощущений, возникающих при данном движении,-ощущения определенного мышечного усилия, размаха и скорости движения. В дальнейшем правильное выполнение движения становится воз­можным при опоре на кинестетические ощущения.

Глухие дети лишены слухового контроля за качеством своих движений. У них даже в школьном возрасте выполнение обычных бытовых действий может включить в себя движения, сопровож­дающиеся звуками, неприятными для окружающих. Часто они производят излишний шум, когда переставляют или передвигают предметы, топают при ходьбе, стучат крышками парт, резко уда­ряют ложками по тарелке и т. д. Выработка размеренных, плав­ных движений сопряжена у них с трудностями.

Не меньшие сложности возникают у глухих детей при зада­че овладеть ритмическими движениями, составляющими основу многих двигательных навыков. Овладение ритмом движений у людей с нормальным слухом в значительной степени происходит с помощью слухового аппарата. Затем при постепенной отработке навыков слуховой анализ ритма движений заменяется кинесте­тическим.

Таким образом, при выработке плавных, размеренных и рит­мических движений у людей с нормальным слухом сначала боль­шую роль играет слуховой контроль, потом он постепенно заме­няется кинестетическим.

У глухих детей компенсация отсутствующего слухового конт­роля должна совершаться за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий. Но что­бы этого достигнуть, необходимо специально заботиться о раз­витии у глухих детей кинестетического контроля за качеством своих движений.

Есть основания думать, что кинестетический контроль у глу­хих детей не всегда достаточно развивается, и это является одной из причин замедленности движений у глухих детей, доказанной рядом исследований (Ж. И. Шиф, 1957; А. П. Гозова, 1961; А. О. Костянян, 1963). Кроме этого, не овладев умением контро­лировать свои движения на основе кинестетических ощущений и восприятий, глухие дети очень затрудняются при отработке чет­ких, плавных и размеренных движений.


Для развития кинестетического контроля очень важно, что­бы дети научились произвольно в большей или меньшей степени напрягать свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести уме­ния регулировать степень мышечного напряжения. Дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышеч­ного усилия.

Формирование кинестетического контроля необходимо при овладении различными двигательными навыками (бытовыми, физической культуры, трудовыми). Только зрительное восприя­тие новых, например трудовых, движений учителя и своих соб­ственных движений не может обеспечить правильного их выпол­нения. Необходимо осознать, «прочувствовать» их еще и кине­стетически. Как показывают исследования (П. А. Рудик, 1958), часто наблюдаются случаи, когда движение учителя, восприни­маемое зрительно, ассоциируется с собственными привычными движениями, сходными с воспринимаемыми. В результате полу­чается так, что учащийся повторяет не то движение, которое бы­ло ему показано, а то, к которому он привык.

Поэтому часто оказывается необходимым вызвать у учащего­ся правильное движение, что достигается активным вмешатель­ством учителя. Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до опреде­ленного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем очень важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил бы те кинестетические ощущения, которые он испытывал при его выполнении. Образовавшееся кинестетиче­ское представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем точность его воспроизведения.

В связи с тем что для развития кинестетических ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершае­мых движений, выраженное в словесной речи, нужно учить детей анализировать свои движения и обозначать их словесно.

Так, например, на уроках физкультуры дети должны при­учиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро, медленно. расслабить мышцы рук, напрячь мышцы ног, и многие другие, подобные этим. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движе­ния выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям.

Значение кинестетического контроля очень велико при овла­дении произносительными навыками устной речи (см. главу «Устная речь»). Особую роль он выполняет при компенсации поврежденного вестибулярного анализатора у глухих, о чем го­ворилось в предшествующей главе.

Кинестетические ощущения - ощущения отдельных частей тела, вызываемые возбуждениями, поступающими от про-приорецепторов, расположенных в суставах, связках, мышцах. Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним стимулом, сама является источником ощущений (И.М.Сеченов).

Как отмечает Б.Г.Ананьев, проблема мышечно-суставных ощущений имеет исключительное значение для психологии человека.

Трудовая деятельность и членораздельная речь создали новые формы кинестетических ощущений человека, не имеющих никакой аналогии в животном мире. По кинестетическим ощущениям человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения, о соответствии или несоответствии своих движений вызвавшим их внешним причинам.

Кинестетические ощущения имеют всеобщее значение для работы всех анализаторов человека. И.М.Сеченов показал, что именно с кинестетическими ощущениями связано объективирование ощущений: «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то ощущение, которое оно производит на сетчатке глаз, а внешнюю причину ощущений -

стоящий перед нами предмет». Вот это-то вынесение некоторых впечатлений наружу в сторону их внешних источников и называется объективированием впечатлений.

По мнению И.М.Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерением или дробным анализатором пространства и времени».

При выполнении физических упражнений - в некоторых видах деятельности (физический труд, спорт) - происходит расчлененное осознание этих ощущений. Перечислим основные свойства кинестетических ощущений.

Отражение положения частей тела (т.е. положения одной части тела относительно другой). Ощущения положе ния частей тела имеют важнейшее значение для образования схемы тела, без которой человек не может правильно и про извольно пользоваться различными его частями в тех или иных действиях.

Отражение пассивных движений (при статическом на пряжении мышц). Эти ощущения характеризуются определен ными пространственными и временными моментами. К про странственным моментам относятся: а) распознавание расстоя ний или протяженности пассивного движения, б) распознавание направления пассивного движения (верх, низ, правая и левая сторона движения). К временным моментам относятся: а) ана лиз длительности движения, б) анализ скорости движения.

Общим свойством всех пассивных движений является также анализ общей траты нервно-мышечной энергии, т.е. состояние утомления.

3. Отражение активных движений (при динамической работе человека). Пространственными моментами этих ощущений являются: а) анализ расстояний, б) анализ направлений. Временными компонентами являются: а) анализ длительности, б) анализ скоростей движения.

Анализ движений зависит от общих кинестетических ощущений положения частей тела. Еще более велика связь между кинестетическими ощущениями и зрением. В начале

обучения новым движениям у человека они совершаются под контролем зрения, но с образованием двигательных навыков; контроль над движением переносится на кинестетические ощущения, от точности которых зависит и точность привычных движений.

В своеобразном сочетании общие свойства кинестетических ощущений проявляются в основных формах кинестетической чувствительности человека:

общая кинестетическая чувствительность человека (ощущения положения частей тела одна относительно другой).

кинестетическая чувствительность опорно-двигатель ного аппарата человека;

кинестетическая чувствительность рабочего аппарата человека (обеих рук);

кинестетическая чувствительность речедвигательного аппарата человека.

Все эти формы чувствительности, с одной стороны, раздельны и самостоятельны, а, с другой - тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, в результате овладения ребенком актом ходьбы изменяется все его поведение: резко усиливается функциональное неравенство правой и левой рук, ускоренно развивается предметная деятельность рук, формируется типичная для человека зрительно-моторная координация. Под влиянием ходьбы ускоряется и процесс созревания речедвигательного аппарата.

Осуществляя движения, действия, человек перемещается в пространстве и при этом сохраняет равновесие своего тела, и тем самым и свое постоянное вертикальное положение по отношению к горизонтальной плоскости Земли. Перемещение происходит в разных формах - поступательное, вращательное, колебательное и т.д. В мозг человека непрерывно поступают сигналы о различных изменениях положения тела, мозг обеспечивает восстановление тела при любой форме перемещения. Каждое из целостных перемещений человеческого тела происходит с различной скоростью, ускорением. При этом возникают несводимые к кинетическим ощущениям особые ощущения ускорения или статические ощущения, ощущения общего положения тела в процессе движения.

Мозговая регуляция положения тела и постоянной скорости человека осуществляется автоматически, безусловнореф-лекторно низшими отделами центральной нервной системы, вследствие чего эти состояния не ощущаются.

В работе Б.Г.Ананьева «Теория ощущений» указаны основные качества статических ощущений. Статические ощущения отражают изменения положения тела относительно неподвижной или перемещающейся опоры и перемены ускорения движущегося человеческого тела в пространстве. Они отражают также пространственные признаки окружающей среды, по которой движется человек: вертикальное и горизонтальное положение внешней опоры тела, вертикальное и горизонтальное расположение предметов, оказывающих влияние на положение этой опоры, различные внешние факторы ускорения движения тела. Вслед за В.М.Бехтеревым Б.Г.Ананьев рассматривает статические ощущения как составную часть восприятия пространства.

Статические ощущения сенсибилизируются у космонавтов, летчиков, автомобилистов, мотоциклистов, моряков, пловцов, т.е. при таких деятельностях, которые специализированы на переменных скоростях движения и изменениях положения тела относительно горизонтальной опоры.

Вопросы для самопроверки

1.При каких условиях становится возможным ощущение вибраций звуковых волн?

2.Где используется механизм вибрационной чувствительности?

3.Перечислите факторы, играющие важную роль в сенсибилизации пассивного осязания.

4.Как определяют порог осязательных ощущений?

5.Чем болевые ощущения отличаются от ощущений других внешних анализаторов?

6.Сравните отражение пассивного движения и отражение активного движения.

7.Назовите основные формы кинестетической чувствительности человека.

8.Какие профессии способствуют сенсибилизации статических ощущений?

Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах 1 . Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из первых была подмечена выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - все это продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то

1 Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознается, можно назвать удачным определение И. М. Сеченовым мышечного чувства как «темного».

же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени».

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- и проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат - преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта - вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Кинестетические ощущения

Ощущения движения отдельных частей тела - кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. [Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал - очень удачно - мышечное чувство «тёмным».] Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений - всё это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени». [И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187]

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. Взаимодействие: тактильные зрительные Собираемая информация: отражение положения частей тела отражение – анализ пассивных движений особенно при статическом напряжении мышц анализ и синтез активных движений. Ощущения движения отдельных частей тела кинестетические ощущения вызываются...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела

Кинестетические ощущения – это ощущения позы, движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. (корковые центры – в предцентральной извилине) Импульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепторов вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Любое выполняемое движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Выпадение кинестезии ведет к более или менее значительному расстройству координации движений, которое может отчасти корректироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны, зрительно-двигательные координации играют существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро - к проприорецепторам.

Кинестетические ощущения тесно связаны с образом телесного «Я», имеют огромное значение для осознания своего телесного бытия.

Кинестезические ощущения (от греч. kineo - двигаюсь и aisthesis - ощущение) - ощущения, дающие информацию о движении - и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышц.

Рецепторы: в мышечной ткани находятся окончания Руффини, в сухожилиях – аппараты Гольджи, в капсулах мышц.

Функции: общественно-трудовое развитие, формирование способов взаимодействия с внешним миром.

Раздражитель: возбуждение и сокращение мышцы.

Разряд: контактные.

Взаимодействие: тактильные,зрительные

Собираемая информация: отражение положения частей тела, отражение – анализ пассивных движений, особенно при статическом напряжении мышц, анализ и синтез активных движений.

Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.

Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов . Импульсы , поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах , вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений.

Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков . Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

  1. Целостность образа восприятия и законы Гештальта.

Целостностью восприятия называется свойство восприятия, заключающее в том, что всякий объект воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого не могут быть наблюдаемы. Впервые целостность была изучена в рамках гештальтпсихологии. Эмпирически были выявлены два основных аспекта: влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главная эмпирическая сущность открытого гештальтизмом феномена целостности относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры над её отдельными элементами. Это доминирование проявляется по-разному:

  1. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимаются по-разному (двойственные изображения - старуха и девушка)
  2. Если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа останется неизменной (мелодии в разных регистрах)
  3. Сохранение интегральной структуры при выпадении её частей (штриховые изображения)

Общий смысл этих форм доминирования заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в свободе и детерминируются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Также в гештальтпсихологии было накоплено множество фактов, воплощающих второй аспект: зависимость способов группировки от характеристик самих элементов. Были выделены несколько факторов …:

  1. Фактор общности: при прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
  2. Фактор замкнутости: объединяются элементы, в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность
  3. Фактор хорошей формы: объединяются элементы, образующие в целом особый класс так называемых хороших форм, то есть тел и фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т. д.
  4. Фактор коллективного движения: элементы, совершающие совместное перемещение
  5. Фактор однородности: элементы с общими модельными или пространственными характеристиками (одной формы, одного цвета)

Таким образом, в обоих аспектах феномена целостности – доминирование целостной структуры перцепта над его отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое – проявляется одна и та же тенденция уменьшения количества степеней свободы отдельных элементов, то есть уменьшение их независимости, что приводит к сокращению поступающей информации.

Целостность восприятия – (англ. wholeness of perception) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Если предметность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой.

Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта –

1) влияние целого на восприятие частей;

2) факторы объединения частей в целое.

Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования.

Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.

Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной.

Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

  1. Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
  2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
  3. Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.
  4. Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
  5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.

Законы гештальта.

Гештальт – (нем. gestalt – форма, структура) – основное понятие в гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которая обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.

Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:

1) тяготение частей к образованию симметричного целого;

2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

3) прегнантность - тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3571. Вестибулярные ощущения и их роль в ориентировке тела в пространстве 10.58 KB
Вестибулярные ощущения отражают изменение положения тела относительно плоскости Земли а также перемену ускорения. Статикодинамические ощущения вестибулярные ощущения равновесия – это ощущения которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецептор: вестибулярный аппарат волосковые клетки Функции: отражает информацию о состоянии тела в пространстве его позы его пассивных и активных движений равно как и движений отдельных частей тела...
9776. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ТЕЛА У ЮНОШЕЙ С ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ 159.18 KB
Гомосексуальность как альтернативный или атипичный вариант направленности сексуального влечения представляет собой не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности.
3452. Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека 10.77 KB
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко: оболочки 1фиброзная – защитная и формообразующая функции: роговица – передняя часть прозрачная; выпуклая сферичная – оптическая функция и защитная склера – белочная оболочка – соединительнотканная оболочка белесого цвета защитная функция и место прикрепления мышц. Содержимое глазного яблока: 4водянистая влага – заполняет переднюю и заднюю камеру; оптическая среда и участвует в питании роговицы и хрусталика глаукома 5хрусталик – обеспечивает...
3584. Дистантные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира 10.12 KB
К дистантным ощущениям относят зрение слух и обоняние. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света то есть по воззрениям современной физики электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн которые порождаются звучащим телом и представляют собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.
9525. Механика абсолютно твёрдого тела. Вращательное движение абсолютно твёрдого тела 282.51 KB
Вращательное движение абсолютно твёрдого тела. Центр масс абсолютно твёрдого тела центр инерции движение центра масс теорема о движении центра масс. Кинетическая энергия вращающегося тела.
20283. Развитие концепций лидерства при построении креативных команд 3.57 MB
Теоретические аспекты лидерства при построении команд в сфере творческих индустрий. Лидерство в системе менеджмента творческих индустрий. Креативные команды как форма организации деятельности творческих людей. Погорелова Е.5 Креативность как компетенция творческих людей в культурных индустриях...
10638. Расстройства ощущения и восприятия 38.67 KB
Экстероцептивные рецепторы зрительные слуховые обонятельные тактильные вкусовые дают человеку сведения об окружающем мире Интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений. Гипестезия – ослабление ощущений при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые яркий свет как тусклый сильный звук как слабый резкий запах как слабоощутимый и т. Гиперестезия – усиление ощущений при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления.
12192. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФРАКТАЛОВ НА БАЗЕ R-ФУНКЦИИ 65.38 KB
В нашей республике уделяется огромное внимание для эффективного использования информационных технологий в научной и производственной деятельности. Количество различных масштабов длины в естественных формах можно считать бесконечным для каких угодно практических задач. Программное обеспечение может быть использовано в текстильной промышленности при рисовании узоров для штамповки на ковры ткани и т. В 1988 году известные американские специалисты в теории динамических...
3658. Абсолютные и различительные пороги ощущения 10.21 KB
Известно что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб что не вызовет никакого ощущения. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения человек не понимает качество стимула. Выражается величиной раздражителя превышение которой дает ответную реакцию организма прежде всего в форме осознания ощущения.
19118. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия 26.63 KB
Классификация нарушений ощущений и восприятия характеристика их проявлений причины возникновения и возможные последствия. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия. Восприятия характеризуется активностью пристрастностью и мотивацией. Особенным отличием восприятия является то что даже при наличии только частичной сенсорной информации в восприятии формируется целостный предметный образ.


  • Разделы сайта