Кентавр мифология. Кентавр - что это за существо и были ли кентавры на самом деле? Представления о кентаврах

Со времен греческой античности кентавры — мифические существа с туловищем лошади и торсом и головой человека — являются символом двойственности. Они представляют собой олицетворение низшей природы человека, его животной натуры, соединенной с высокой природой, человеческими достоинствами и способностью суждения. Это комбинация слепой силы инстинктов и направляющего духа. Лошадь олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимания духа человека.

В греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса (Вакха) и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Возможно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. По преданию, они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры. Кентавры сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жен из этого племени. После победы Геракла над кентаврами они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Часть кентавров под свое покровительство взял Посейдон. В героических мифах одни из кентавров являются воспитателями героев, другие — враждебны миру героев.

Особое место среди кентавров занимают Хирон, сын Кроноса и океаниды Филиры, и Фол, сын Селена и нимфы Мелии. Они воплощают мудрость и благожелательность. Хирон является воспитателем героев (Тесея, Ясона, Ахилла, Диоскуров). Он относится к свергнутому Зевсом роду титанов, необузданных природных божеств, которым ведома древняя мудрость. Хирон знает тайны врачевания и обучает Асклепия. Его имя — Хирон — указывает на искусные руки. Он принадлежит к числу тех архаических божеств, которые вступили в союз с героическим миром, но вместе с тем вынуждены были невольно погибнуть от руки героев.

Кентавры смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждет умереть. Прометей позднее согласился стать бессмертным вместо него, и Зевс утвердил этот обмен и перенес Хирона на небо как созвездие Стрельца (Кентавра).

В христианстве кентавр символизирует чувственность, необузданные страсти, излишества, прелюбодеяние, воплощение дьявола. Кроме того, этот персонаж служил олицетворением человека, разрываемого между добром и злом, еретика, который хоть и знает учение, но применяет его неверно. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел своей животной природы, считается противоположностью благородного рыцаря, а часто — олицетворением высокомерия.

В изобразительном искусстве были популярны сцены кентавромахии. Особое место как в античном искусстве, так и в искусстве последующих эпох занимает образ Хирона. В Средние века изображения кентавров появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака.


Бегство кентавров

Сорвавшись с дальних гор гудящею лавиной,
Бегут в бреду борьбы, в безумье мятежа.
Над ними ужасы проносятся, кружа,
Бичами хлещет смерть, им слышен запах львиный...

Чрез рощи, через рвы, минуя горный склон,
Пугая гидр и змей... И вот вдали миражем
Встают уж в темноте гигантским горным кряжем
И Осса, и Олимп, и черный Пелион...

Порой один из них задержит бег свой звонкий,
Вдруг остановится, и ловит запах тонкий,
И снова мчится вслед родного табуна.

Вдали, по руслам рек, где влага вся иссякла,
Где тени бросила блестящая луна —
Гигантским ужасом несется тень Геракла...

Жозе Мариа де Эредиа


Письмо

Как горек вкус земного лавра...
Роден навеки заковал
В полубезумный жест Кентавра
Несовместимость двух начал.
В безумье заломивши руки,
Он бьется в безысходной муке,
Земля и стонет, и гудит
Под тяжкой судоргой копыт.
Но мне понятна беспредельность,
Я в мире знаю только цельность,
Во мне зеркальность тихих вод,
Моя душа как небо звездна,
Кругом поет родная бездна, —
Я весь и ржанье, и полет!

Древнегреческая мифология наполнена удивительными существами, история возникновения которых загадочна и очень интересна. Кентавры в представлении древних греков были существами дикими, смертными, они являлись гибридом человека и коня. Предполагают, что изначально кентавров считали воплощением горных рек и бурных потоков. Отношение кентавров в мифах к античным героям разнится, от наставнического отношения, до открытой вражды.

Само название «кентавр», как и многие другие греческие слова состоит из двух корней: «кент» — колоть и «тавр» — бык. Ученые интерпретируют словообразование «кентавр», как охотник на быков, погонщик быков. Некоторые исследователи предполагают, что образ кентавра у греков сложился после их первого знакомства с кочевыми племенами ( , таврами, касситами, тюрками). Этим же можно объяснить и горячий, свирепый нрав кентавров, и связь мифического существа с быками, поскольку основой хозяйства кочевых племен было скотоводство.

Если сам образ кентавров и можно связать с удивлением греков от встречи с конными всадниками, то их мифологическое происхождение эллины придумали сами. Существует несколько версий того, откуда же повели свой род полулюди-полукони. По одной версии бог Аполлон свел знакомство с прекрасной нимфой Стильбой. У них родилось два сына: Кентавр и Лапиф. Лапиф был великаном или полудеревом, Кентавр же тоже вышел искаженным — с человеческими головой и торсом и с конскими туловищем и ногами. У обоих было обильное потомство, которое по неизвестной причине стало смертельно враждовать.

По другой легенде Кентавр был сыном Иксиона, сына бога войны Ареса. Иксион оказался на Олимпе благодаря жалости Зевса, там он влюбился в Геру. Несмотря на гневливый характер Зевса, верховный бог не осерчал, а создал из облака копию Геры, назвав ее Нефелой. Вот в браке Иксиона и Нефелы появился Кентавр.

В античные времена кентавры были привычными существами, которые обитали на всей территории Греции. Позже ареал обитания кентавров сильно сократился, считалось, что они сохранились только в греческих горах северной Фессалии и Эпире. Одни из последних сведений о кентаврах датируются 9 веком нашей эры, но мифические существа не исчезли, а просто научились хорошо прятаться. У смертных кентавров был один большой общий недостаток — им нельзя было употреблять алкогольные напитки. Во хмелю получеловек-полуконь становился неуправляемым, буйным и свирепым. В то же время они считались честными и прямодушными, хотя встречались и коварные особи.

Очень хороши кентавры были в военном деле, отличались превосходной физической силой, скоростью, мобильностью, были мастерами лука и копья. В качестве защиты они использовали только щиты, а из одежды признавали только плащи. В представлении древних греков кентавры считались яростными существами, типичными варварами, однако в современном фэнтези они представлены совсем другими: мудрыми, философами, звездочетами, целителями. Добродушием и ученостью кентавры обязаны Хирону — «ненастоящему кентавру». Хирон был сыном самого Крона, то есть являлся сводным братом верховных олимпийских богов. Выглядел он как и другие кентавры, но был бессмертным. Хирон избрал себе постоянным местом обитания гору Пелион, и не терпел незваных гостей. Зато с удовольствием передавал свои знания тем, кто хотел учиться. По преданиям в списках его учеников были Орфей, Ясон, Геракл, Асклепий и другие, не менее выдающиеся эллины. Сегодня можно с легкостью познакомиться с культурой Древней Греции, увидеть своими глазами наследие эллинов.

Чаще всего кентавры характеризовались как дикие и несдержанные, с непредсказуемым проявлением насилия, существа, в которых преобладала животная природа. Кентавры отличались буйством, склонностью к пьянству и враждебностью к людям. Но среди них были известны и мудрые кентавры, в первую очередь, уже упомянутые Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и других.

Популярным поэтическим сюжетом античности, отображенным в Парфеноне Фидия (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.), воспетым в «Метаморфозах» Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.) и вдохновившим Рубенса, была кентавромахия - битва с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.
"В "Одиссее" Гомера также описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пирифоя, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра внес Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) в "Метаморфозах".

Гибель кентавров и их роль в смерти Геракла

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен , перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры . Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Кентавриды – кентавры женского пола


Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентавриды (кентаврицы). Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются как нимфы . Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврид, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой была Гилонома, жена кентавра Киллара (Циллара).

Разновидности кентавров. Кентавроиды


Существует довольно много вариаций внешнего вида кентавров. Иногда они даже изображались крылатыми, со второй головой дракона (в Вавилоне, на Крите). Для обозначения существ, похожих на лошадь, но сохраняющих черты кентавра, в литературе используется термин «кентавроиды ». Кентавроиды были особенно популярны в средние века. К ним относились онокентавр (человек-осел), букентавр (человек-бык), керасты (человек-буйвол), леонтокентавр (человек-лев), ихтиокентавр (создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коны и человека). Самые древние терракотовые фигурки кентавроидов с головой человека и телом буйвола VII в. до н.э. встречены на Кипре.

Кентавр — это диморфическое существо, представляющее собой гибрид человека и лошади. Наиболее ярко оно представлено в древнегреческой мифологии, которая дает большую часть сведений о полулюдях-полуконях. Именно из этих сказаний кентавр перешел на экраны фильмов и страницы художественных книг, превратившись в знаменитого персонажа современного фэнтези. Тем не менее изначально кентавр был придуман вовсе не греками.

Общее описание

Обычно кентавры — это могучие создания с крепким мускулистым телом, обитающие в горах или лесных чащах. Традиционным оружием полулюдей-полуконей считается лук, однако в древнегреческой художественной культуре гораздо чаще попадались изображения с булыжником или бревном.

Эти создания символизируют дикость и буйство, но в целом являются положительными персонажами. Черты характера кентавров так же персонализированы, как и у людей. Некоторые герои наделялись особыми качествами и благородным происхождением. Таким был, например, знаменитый Хирон — учитель Геракла. В мифической литературе немало и отрицательных персонажей-кентавров (Хомад, Деянир, Несс и др.).

Происхождение кентавра

Когда впервые возник образ кентавра, достоверно не установлено. Однако известно, что в мифическую культуру Древней Греции это существо было привнесено жителями Крита. Последние же узнали о кентаврах от касситов, которые общались с микенами в торговых целях.

Древнейшие исторические свидетельства о полулюдях-полуконях восходят ко II тысячелетию до н. э. Предполагается, что образ кентавра сформировался в период между 1750 и 1250 годами до н. э. на территории Ближнего Востока.

У касситов (кочевого племени, чей образ жизни был сильно связан с лошадьми) это создание символизировало языческое божество-хранителя, оружием которого служили лук и стрелы. Полулюди-полукони высекались на каменных скульптурах. Однако это не доказывает, что касситы впервые придумали кентавра, а не переняли идею у другого народа. Но каково бы ни было происхождение полулюдей-полуконей, настоящее литературное развитие они получили именно в древнегреческой культуре.

Кентавры в древнегреческой мифологии

Как и другие существа древнегреческой мифологии, кентавры имеют свою историю появления. Их происхождение связывают с двумя легендами. Согласно первой кентавры — это смертные существа, рожденные от царя племени лапифов Иксиона и Нефелы (тучи, явившейся правителю в образе богини Геры). По другой версии их потомок был только предком кентавров. Он дал начало новому племени, ожеребятив магнессийских кобылиц.

Некоторые кентавры имели иное, уникальное происхождение. Так, знаменитый Хирон родился от союза титана Кроноса и океаниды Филиры, а Фол был сыном Селена (спутника Диониса) и неизвестной нимфы. Эти кентавры сильно выделялись из своего племени цивилизованностью и образованностью.

Согласно древнегреческим мифам, полулюди-полукони жили в горах Фессалии и входили в свиту Диониса. После битвы с лапифами кентавры были изгнаны из дома и распространились по всей Греции. Позже это буйное племя практически полностью уничтожил Геракл, а выжившая часть попала в плен пения сирен и погибла от голода.

Единственный бессмертный представитель племени — Хирон — был случайно ранен ядовитой стрелой. Жестоко страдая, он добровольно пожелал закончить свой жизненный путь и попросил богов о помощи. В итоге бессмертие Хирона было передано Прометею, а самого кентавра Зевс поместил на небо в виде созвездия.

Внешний вид

Суть кентавра заключается в том, что нижняя часть тела существа полностью аналогична туловищу лошади, а на месте шеи находится человеческий торс. Такой образ соответствует сформировавшемуся в Древней Греции классическому представлению об этих созданиях.

Некоторые более ранние изображения кентавра представляли собой полноценное человеческое тело с задом лошади. Затем передние ноги также стали конскими.

Человеческое тело кентавра на фото различных художественных изображений имеет множество вариаций. Как правило, он лишен какой-либо одежды. Мужчины-кентавры чаще имели грубое лицо, бороду и растрепанные длинные волосы, а на месте человеческих ушей были конские. Благородные представители племени изображались несколько иначе. Так, Хирон имел одежду (тунику) и человеческие уши. Часто этого кентавра изображали с лаврами. Фол также символизировал цивилизованность, но никогда не носил одежду и имел лошадиные уши. В мифологии также известен по-настоящему прекрасный кентавр — белокурый юноша по имени Циллар. У него была не менее красивая жена — Гилонома.

Таким образом, у греков параллельно существовали 2 типа кентавров, которые противопоставлялись друг другу. Большинство этих созданий олицетворяли животную природу, и лишь малая часть была покровителями людей. Эти различия были отражены как в литературном описании героев, так и в их художественных изображениях.

В современном фэнтези существует множество вариантов образа кентавров, которые зависят исключительно от фантазии авторов.

Характер и качества

С одной стороны, кентавр представлял собой существо, застрявшее между человеческим и животным мирами, а потому склонное к дикости, буйству, плотским страстям и насилию. Такой образ, вероятно, сложился на основе близкого знакомства греков с лошадиным нравом. Особо сильное впечатление на кентавров оказывал алкоголь, пробуждавший неистовство их природы. Показательным примером этого служит знаменитая битва людей-полуконей с лапифами.

Однако в греческой мифологии существовал и благородный образ кентавра. Это были образованные, наделенные мудростью создания. Такие кентавры были больше исключением из своего племени, нежели правилом. Самым знаменитым из них был Хирон, которому даже приписали иное происхождение и наделили бессмертием.

Двойственность природы кентавра вероятно уходит корнями еще в представления касситов. Последние иногда изображали это создание с двумя головами, одна из которых была человеческой, а другая — драконьей.

Кентавриды

Кентавридами называли кентавров-женщин. В мифологической литературе они упоминались очень редко и по большей части были второстепенными эпизодическими персонажами.

Кентавриды являли собой гармоничный образ внешней красоты и прекрасных душевных качеств. Самой известной представительницей этих созданий является Гилонома, которая присутствовала при самом эпичном событии, связанном с кентаврами — битве против лапифов. В этом сражении погиб возлюбленный муж кентавриды — Циллар. Он умер прямо на руках у своей супруги. Не выдержав горя, Гилонома покончила с собой, проткнув себя тем же копьем, которое убило ее возлюбленного.

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции.

Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон, сын Филиры, дочери Океана, и титана Кроноса, втайне от Реи сочетавшихся браком. Застигнутый к момент страсти женой Реей, Кронос принял вид коня, и Хирон родился с телом и ногами лошади, но с человеческой головой и руками. Необычное происхождение объясняет мудрость Хирона, который, в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Кентавр – самое гармоничное создание фантастической зоологии. "Двуформным" назван он в Овидиевых "Метаморфозах", однако нам нетрудно забыть о его гетерогенной природе и думать, что в Платоновом мире форм, наряду с архетипом лошади или человека, есть архетип кентавра. Открытие этого архетипа потребовало многих веков; первобытные и архаические изображения представляют нам голого человека, к которому неуклюже прикреплен конский зад. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у кентавров уже конские ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс. Кентавров породили фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс придал облик Геры; другая легенда гласит, что они – дети Аполлона. (Есть предположение, что слово "кентавр" происходит от "гандхарва"; в ведической мифологии "гандхарвы" – младшие боги, правящие конями Солнца.)

Так как греки гомеровской эпохи не ездили верхом, предполагается, что первый кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем; и в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также представлялись индейцам кентаврами. "Один из тех всадников упал с лошади, и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели, что это животное разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями побежали вспять, к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех в ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо, не будь такого случая, можно полагать, что они перебили бы всех христиан", – гласит один из текстов, приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была известна; более правдоподобно предположение, что кентавр – это нарочито созданный образ, а не плод ошибки по незнанию.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, – легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку – на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы, затеял знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз" и которая вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их.

Кентавр – воплощение сельской дикости и гневливости, но "справедливейший из кентавров" – Хирон ("Илиада", XI, 832) был наставником Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине и хирургии. Запоминается образ Хирона в песне XII "Ада", которую, с общего согласия, принято называть песнью кентавра. На сей предмет есть тонкие наблюдения у Момильяно в его издании 1945 года. Плиний говорит, что видел гипокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.

В "Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из Пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки были человеческие, а все прочее – конское. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся и сказал Периандру, что и впрямь не может одобрить поведение его Пастухов. В пятой книге своей поэмы Лукреций утверждает, что существование кентавров невероятно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с тем лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек.
Хорхе Луис Борхес "Книга Вымышленных Существ"



  • Разделы сайта