Картотека по физкультуре (подготовительная группа) на тему: Картотека подвижных игр. Игры народов ссср (сборник)

Картотека подвижных игр с мячом для детей 6-7 лет

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ « У КОГО МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Играющие,образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»- и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три - мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть - вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ МЯЧ»

Цель . Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играют втроем. Двое игроков располагаются друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Правила:

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ !»

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила.

Правила: перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым мячом. Он подбрасывает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» - и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается.

Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход . Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Правила: слушать сигнал.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВЕДУЩЕМУ»

Цель . Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети объединяются в 2-3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга – ведущий с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВДОГОНКУ»

Цель. Развивать крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» - и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход. На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ»

Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 - 2м от нее.

По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем- третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.


Не давай мяч водящему».

Направленность - комплексное совершенствование ловли-пе­редачи мяча и развитие быстроты, координационных способно­стей.

Правила игры. Пятерка игроков (нападающих), стоя на месте по периметру круга диаметром 4 -5 м, передают между собой баскетбольный мяч, используя все виды изученных передач. Пе­редача ближнему игроку запрещена. Водящий (защитник), распо­лагаясь внутри круга, стремится перехватить мяч. Передающие игроки в течение 24 с вслух подсчитывают общее количество вы­полненных передач. В случае перехвата водящий может удерживать мяч в течение 5 с. По истечении времени, отведенного нападаю­щим на владение мячом, производится смена водящего.

Определение победителей. Побеждает водящий, чьи действия были наиболее эффективными, т. е. позволивший нападающим вы­полнить наименьшее количество передач.

Варианты: 1) передачи выполняются только заданным спосо­бом; 2) передачи выполняются набивным мячом; 3) перед сме­ной водящий выполняет непопулярные задания (ускорения, при­седания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки на месте и т.п.) столько раз, сколько передач выполнили нападаю­щие; 4) в игре участвуют 7 - 8 нападающих против 2 водящих; 5) соперничают две команды, засылающие в стан противников своих водящих (защитников); роль водящего поочередно выпол­няет каждый игрок; побеждает команда, совершившая в сумме наибольшее число перехватов или первая набравшая заданное ко­личество передач; 6) отсчет передач возобновляют снова после каждого перехвата мяча водящим; 7) замену водящего произво­дят после каждого перехвата путем смены ролей между перехват­чиком и потерявшим мяч нападающим; побеждают игроки, ни разу или наименьшее число раз побывавшие в роли водящего.

Организационно-методические указания. Обманные действия и быстрота передач ведут к победе. В защите проявлять заданную степень активности также в сочетании с финтами.

Пробей вратаря».

Направленность - комплексное совершенствование ведения мяча, защитных передвижений и развитие быстроты, координа­ционных способностей.

Правила игры. На ограничительных линиях баскетбольной пло­щадки устанавливается несколько «ворот» шириной 4-5 м, штан­гами которых служат набивные мячи. В каждые «ворота» становит­ся по «вратарю». Они выбраны из числа играющих. Остальные иг­роки - «пенальтисты» равномерно распределяются на каждые «во­рота» и располагаются на расстоянии 7-10 м от них. Каждый «пенальтист» поочередно пробивает «буллит» каждому «вратарю», используя скоростное ведение мяча и обманные движения с пе­реводами мяча с руки на руку, прорывается к одной из «штанг» и стремится коснуться ее свободной рукой - забить гол. Каждый «вратарь», передвигаясь с ведением мяча в створе «ворот» (строго по линии), пытается сохранить их неприкосновенность, для чего


необходимо осалить спину нападающего до касания им «штанги». Добивать мяч, т.е. повторно атаковать «ворота», не разрешается.

Определение победителей. После выполнения «буллитов» каж­дым игроком в каждые ворота подсчитывается суммарное количе­ство результативных действий «вратарей» и «пенальтистов». Таким образом выявляют лучших в каждом амплуа.

Варианты: 1) «вратарь» выполняет ведение слабейшей рукой или двумя мячами; 2) соперничают две команды по 6 -7 игро­ков, «буллиты» выполняются в «ворота» соперников, а команду-победительницу определяют по разнице забитых и пропущенных мячей; 3) «штанги» устанавливают по углам трехсекундных тра­пеций (на линиях штрафного броска и на лицевых линиях), «вра­тарь» располагается либо внутри, либо снаружи трапеции и дей­ствует по тому же принципу.

Дриблеры в круге».

Направленность - комплексное совершенствование ведения мяча, выбивания мяча и развитие быстроты, координационных способностей.

Правила игры. В центральном круге баскетбольной разметки или в специально нарисованных на площадке кругах того же диаметра располагаются по 5 -6 игроков с мячами. По сигналу педагога они выполняют ведение мяча, не выходя из круга. Цель- вы­бить мяч у других дриблеров, сохранив свой. Дриблер, потеряв­ший мяч, выбывает из игры.

Определение победителей. Побеждают оставшиеся в каждом круге игроки.

Варианты: 1) состязания проводятся в несколько этапов - по­бедившие в первом туре игроки образуют полуфинальные или фи­нальные пульки, проигравшие соперничают в утешительных иг­рах; 2) игру проводят многократно до тех пор, пока кто-либо из участников не одержит 2 или 3 победы; 3) продолжительность игры регламентируется временем (24 с - 3 мин), за каждое выби­вание мяча начисляется 1 призовое очко, а дриблеры, у которых выбили мяч, остаются в круге, но получают по 1 штрафному очку за каждую потерю; победителя определяют по наибольшему чис­лу набранных призовых очков за вычетом штрафных; 4) соперни­чают две команды, в каждом круге располагается равное количе­ство дриблеров от каждой команды, мячи выбивают только у со­перников, команду-победительницу определяют по одному из вышеприведенных правил.

Игры с мячом

для летнего оздоровительного периода

ДОУ 122

Змейка (Проведи мяч)

Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюш­кой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводится линия. Перпенди­кулярно к ней расставляют в ряд 8-10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.

По сигналу или команде воспитателя ребенок дол­жен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.

Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без оши­бок.

Вариант игры:

· можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить од­новременно соревнование на скорость между дву­мя участниками;

· ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;

· игрок будет вести мяч от линии, обходя все пред­меты «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.

Мячик-чижик

Цель игры: обучение ловле мяча, развитие ловкос­ти, координации движений и быстроты реакций.

Посреди игровой площадки кладется кирпич (круг­лая короткая палка диаметром 7-10 см, деревянный бру­сок и т. п.). На него под углом, чтобы нижний конец касался земли (пола), кладется дощечка шириной 6-3 см (можно с небольшой плашкой или углублением на ниж­нем конце). На нижний конец дощечки помещают не­большой мячик.

Из числа играющих выбирается один водящий. Ос­тальные дети становятся вокруг мяча, Воспитатель стоит в стороне, наблюдая за игрой. Водящий с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки так, что мяч летит вверх.

Все играющие дети стараются поймать мяч, не дав ему коснуться пола (земли). Поймавший мячик стано­вится водящим, а игра начинается сначала. Если мяч упал, не пойманный никем, то остается прежний водящий.

После окончания игры воспитатель подсчитывает, кто больше раз был водящим.

Правила игры: при ловле мяча нельзя применять силу, отталкивать других играющих, вырывать мяч из рук.

Попади в цель

Цель игры: обучение метанию мяча, развитие точ­ности движений, глазомера.

На игровой площадке на уровне глаз ребенка на ве­ревочке подвешивается круглая цель (фанерный или кар­тонный окрашенный в яркий цвет круг диаметром 20- 30 см, большой надувной мяч и т. п.).

На расстоянии 1,5-3 м (в зависимости от возраста играющих детей) от цели проводится линия. У линии в коробочке или корзиночке лежат четыре небольших (тен­нисных) мяча. Дети по очереди подходят к линии, берут мячи и бросают их, стараясь попасть в цель. Броски че­редуют правой и левой рукой. Выполнив все броски, ре­бенок собирает мячи в коробочку или корзиночку, ставит ее у черты и уступает место следующему играющему ре­бенку.

Воспитатель наблюдает за выполнением бросков и проводит подсчет точных попаданий. В конце игры вос­питатель отмечает самого точного игрока.

Вариант игры: каждый игрок проводит бросание мячей дважды (бросание из двух серий) - первый раз бросает только правой рукой, а второй - только левой.

Мяч сквозь обруч

Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, пере­даче его партнеру в движении, развитие ловкости и коор­динации движения.

На игровой площадке шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытя­нутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары.

По сигналу или команде воспитателя каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1 м с обеих сторон и пе­ребрасывая мяч друг другу через обруч.

Во время движения дети должны бросить мяч через каждый обруч. Если ребенок уронит мяч, то должен под­нять его и продолжить игру с того обруча, где была до­пущена ошибка (или с первого обруча, что зависит от условий игры). Побеждает пара, которая быстрее других прошла дистанцию и не уронила мяч, бросив его через все пять обручей.

При повторении игры дети, игравшие в парах, меня­ют детей, стоявших с обручами.

Подводя итоги игры, воспитатель отмечает не толь­ко быстроту движения, но и точность бросков игроков.

Эстафета с мячами

Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации дви­жения.

На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2-3 команды с равным числом иг­роков. Команды становятся у черты в колонны на рас­стоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние меж­ду колоннами 1-1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок дер­жит в руках мяч.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребе­нок передает мяч через голову второму, второй - тре­тьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.

Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.

Варианты игры:

· сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;

· мяч передается назад внизу между широко рас­ставленными ногами;

· комбинация двух движений: мяч передается на­зад вверху над головами, а вперед - внизу, меж­ду широко расставленными ногами.

Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.

Мячик-шмель

Цель игры: обучение катанию мяча в игровой фор­ме, развитие ловкости и быстроты реакции.

Дети садятся на пол на игровой площадке, вытянув вперед ноги, на расстоянии вытянутой руки друг от дру­га, образуя при этом круг диаметром 3-4 м.

Воспитатель находится вне круга. Он дает одному из детей мяч и, при необходимости, показывает, как его катать.

По сигналу воспитателя или его команде ребенок катит мяч через круг, стараясь попасть мячом в ногу дру­гому игроку. Остальные игроки внимательно наблюда­ют за мячом, стараясь оттолкнуть его от себя руками, чтобы попасть в ногу другого. Ребенок, в ногу которого попал мяч, считается «осаленным» или «ужаленным», а поэтому должен сесть спиной к центру круга и не уча­ствует в игре, пока не будет «ужален» мячом новый иг­рок. После этого предыдущий игрок вновь вступает в игру, а новый «ужаленный» мячом игрок отворачивается от круга.

Игра продолжается определенное время и прекраща­ется по сигналу или команде воспитателя.

После игры воспитатель подсчитывает, кто из игра­ющих был «удален» большее число раз, а кто - ни разу.

Кати мяч в цель

На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревьями натягивается веревка на высоте до 1 м. К этой веревке подвешиваются на вере­вочках 3-4 цели (картонные или фанерные квадраты со стороной 20-30 см) так, чтобы они едва не касались зем­ли. Расстояние между целями 40-50 см.

На расстоянии 3-4 м от веревки проводится черта. От этой черты дети катают мяч, стараясь попасть в цель. Одновременно могут катать мяч 3-4 детей (в зависимо­сти от числа целей).

Воспитатель отмечает попадания в цель.

Варианты игры:

    катание можно проводить по очереди: правой и левой рукой; вместо подвешенных целей можно использовать поставленные на пол или землю кегли, поло­женные большие мячи; игра может быть командной: дети делятся на 3- 4 команды с равным числом участников, а вос­питатель подсчитывает общее число попаданий команды, а не отдельного игрока.

Подводя общие итоги игры, воспитатель отмечает положительные моменты у каждого ребенка.

Будь внимательным!..

Цель игры: развитие внимательности ребенка в иг­ровой обстановке.

Дети собираются на игровой площадке возле воспи­тателя, который объясняет правила игры. У каждого ре­бенка в руках мяч. По сигналу или команде воспитателя дети разбегаются по площадке, играют с мячом, выпол­няя различные упражнения (подбрасывают и ловят мяч, бьют его о пол и ловят и т. д.).

По повторному сигналу (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или команде воспитателя дети должны остано­виться, поймать мяч и поднять его над головой.

Проигравшим считается тот ребенок, кто последним поднял мяч. В то же время воспитатель отмечает поло­жительные моменты в действиях каждого ребенка.

Бычки

Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппа­рата, развитие ловкости и координации движений.

На игровой площадке чертятся две параллельные ли­нии на расстоянии 5-10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3-4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по одинаковому мячу.

По сигналу или команде воспитателя дети становят­ся на четвереньки и начинают движение ко второй ли­нии, одновременно толкая головой перед собой мяч.

Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.

Цель игры: обучение в игровой манере метанию мяча, развитие силы и точности броска.

На игровой площадке проводится линия на расстоя­нии 1-2 м от стены. За ней проводится еще 3-5 парал­лельных линий на расстоянии 20-30 см между ними.

Дети по очереди подходят к первой черте и по ко­манде или сигналу воспитателя бросают мяч в стену, а потом воспитатель отмечает за какую черту упал мяч, отскочивший от стены. Побеждает тот ребенок, после броска которого мяч отскочил дальше.

Не урони мяч

Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4-6 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Играющие дети делятся на 3-4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж­дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж­ду ног.

По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересече­ния линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами стано­вятся в конец колонны.

Побеждает та команда, чей последний игрок пересе­чет первым линию «старта» с мячом в руках.

Вариант игры: на второй линии для каждой коман­ды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажа­тым между ног мячом к первой линии, пер едавая его следующему игроку за первой линией.

Брось через верёвку

Цель и характер напоминает игру « Бросить и пой­мать ».

На игровой площадке натягивают веревку между дву­мя вертикальными стойками или деревьями примерно на уровне 1 м от поверхности. На расстоянии 1-1,5 м от веревки проводится черта, у которой лежат 3-4 неболь­ших мяча. К линии подходят 3-4 ребенка (по количе­ству мячей).

По сигналу или команде воспитателя каждый ребе­нок берет мяч двумя руками и бросает его из-за головы через веревку, а затем догоняет и ловит мяч. Пробегая под веревкой, дети стараются не задеть ее. Поймав мяч, дети возвращаются на линию бегом и снова бросают. Уронивший мяч выбывает из игры. Побеждает тот ребе­нок, кто большее число раз бросит и поймает мяч.

Вариант игры: дети играют в паре. По обе стороны веревки на расстоянии 1-1,5 м проведены линии, у ко­торых стоят дети, играющие в паре. Сначала один броса­ет мяч, а другой ловит, а затем наоборот. Побеждает та пара, которая больше раз перебросит мяч через веревку, не уронив его.

Бросить и поймать

Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и координации движения ребенка.

На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревцами натягивают веревку на высоте поднятых рук ребенка. Воспитатель объясняет и показывает, как нужно бросить мяч через веревку, про­бежать за ним следом под веревкой и успеть поймать его, не дав коснуться земли. Поймав мяч, можно бро­сить его с другой стороны и снова поймать. Одновремен­но могут играть 1-3 ребенка, а затем передавать мяч другим детям. Воспитатель наблюдает и отмечает удач­ные броски и ловлю мяча.

Вариант игры: у линии на расстоянии 1-1,5 м от веревки стоят в колоннах дети, разделенные на 2-3 ко­манды с равным числом играющих. Сама игра прово­дится в виде эстафеты: первый ребенок бросает мяч, до­гоняет, ловит его. Затем возвращается бегом, передает следующему играющему, а сам становится в конец ко­лонны.

Мяч среднему

По цели и характеру напоминает игру « Мяч водя­щему ».

На игровой площадке чертится 2-3 круга (по числу играющих команд) диаметром 3-4 м. Играющие дети делятся на 2-3 команды, каждая из которых отходит к своему кругу. В каждой команде выбирают по одному ведущему, который с мячом в руках становится в центре круга. Остальные дети из команды становятся по кругу.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде ведущий бросает мяч игрокам, начиная с первого, и получает его назад. Получив мяч от последнего игрока, ведущий поднимает его над головой.

Выигрывает та команда, которая первой закончила переброску мяча.

Поймай мяч

По цели и характеру напоминает игру «Мяч водя­щему».

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1,5-3 м (в зависимости от возраста играющих детей). Участвующие в игре дети делятся на 2-3 команды с равным числом игроков. Из каждой ко­манды выбирается по одному игроку-водящему (капитан команды).

Команды выстраиваются в колонны на расстоянии 1-1,5 м друг от друга у первой линии. Водящие стано­вятся за второй линией лицом к командам. В руках у каждого водящего мяч.

По сигналу или команде воспитателя водящий бро­сает мяч игроку, стоящему первым в колонне. Тот, пой­мав мяч, возвращает его ведущему, а сам присаживается на корточки. Водящий бросает мяч следующему и полу­чает его обратно. Так продолжается до тех пор, пока по­следний играющий в колонне не вернет мяч водящему, а сам присядет на корточки.

Если игрок не поймал или выронил мяч, то должен догнать его, взять в руки, вернуться на свое место и только потом бросить назад водящему.

Побеждает та команда, чей водящий (капитан) быст­рее поймает мяч от последнего игрока.

Мяч водящему

Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, раз­витие ловкости и быстроты реакции.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1-2,5 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Участвующие в игре дети делятся на 2-3 команды с равным числом участников. Из игроков каждой коман­ды выделяют по одному водящему.

У первой линии выстраиваются команды в колонны на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. За второй лини­ей, лицом к команде, становятся водящие. В руках у каж­дого водящего мяч.

По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) или его команде начинается игра. Водящий бро­сает мяч игроку, первым стоящему в колонне. Тот ловит мяч, возвращает его водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий ловит мяч и бросает его следующему игроку и т. д., пока последний ребенок, стоящий в ко­лонне, вернет мяч водящему.

Побеждает команда, в которой последний играющий первым вернет мяч водящему.

Брось и догони

Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и быстроты реакции, уме­ния играть в коллективе .

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 1,5-2 м (5-6 детских шагов). Игра­ющие дети делятся на 3-4 команды с равным числом игроков. Команды выстраиваются в колонны на расстоя­нии 1 м друг от друга у первой линии.

В руках у стоящего первым в колонне ребенка мяч. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) дети бросают снизу мяч двумя руками вверх и вперед и бегут за ним. Дети догоняют и ловят мяч. Потом они становятся за вторую черту, снова также бросают и ловят мяч, но уже у первой черты. Поймав мяч, ребенок пере­дает его следующему в колонне, а сам становится по­следним. Второй ребенок повторяет то же самое и пере­дает мяч очередному ребенку. Так продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят это упражнение.

В начале игры важны не скорость, а точность брос­ка, ловля и передача мяча, которые отмечает воспита­тель. После приобретения детьми определенных навы­ков эту игру можно проводить в виде эстафеты. Побеж­дает та команда, которая первой закончила бросать, ло­вить и передавать мяч.

Лови – бросай!..

По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».

На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч де­тям, а потом ловит его от них, произнося при этом риф­мовку:

«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»

Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.

Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличи­вается до 2-2,5 м.

Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

Лови мяч

Цель игры: обучение в игровой форме ловле мяча и точности бросания его в заданном направлении, разви­тие внимательности и быстроты реакции ребенка.

На игровой площадке дети стоят на расстоянии вы­тянутых рук, образуя круг (диаметром 3-4 м) или полу­круг, чтобы воспитатель мог видеть всех. Воспитатель стоит в центре на равном удалении от каждого ребенка и бросает мяч, называя имя ребенка. Тот ловит мяч и так­же бросает его воспитателю. Так мяч по очереди получа­ют все играющие дети.

Главное в игре не скорость и сила, а точность броса­ния мяча.

Воспитатель в процессе игры отмечает детей, пра­вильно поймавших и точно вернувших мяч.

Вариант игры: воспитатель бросает мяч не по оче­реди, а выборочно, называя имя ребенка, приучая детей быть внимательными во время игры и развивая реакцию.

Прокати мяч

Цель игры: обучение в игровой форме катанию в заданном направлении мяча и ловле его, развитие вни­мания и быстроты реакции детей.

На игровой площадке воспитатель усаживает детей в круг (диаметром 3-4 м) или полукруг. Ребенок может сидеть, раздвинув ноги или «по-турецки». Воспитатель становится в центре и катит мяч по очереди каждому ре­бенку, называя при этом его имя. Ребенок ловит мяч, а потом катит его назад воспитателю.

Основное в этой игре не сила, а точность катания мяча.

Вариант игры: дети не сидят, а стоят, образуя круг или полукруг. Воспитатель сначала катит мяч по очере­ди каждому ребенку, называя его имя. Отработав ката­ние, воспитатель катит мяч уже на выбор, называя ре­бенка, приучая детей быть внимательными и развивая реакцию. Названный ребенок должен поймать мяч и вер­нуть его, откатывая воспитателю.

«Вратарь»

Цель: закрепление ориентирования ребенка в правой и левой сторонах собственного тела, развитие быстроты реакции и точности движения.

Ход игры : Взрослый бросает ребенку мяч, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч.

Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

«Влево – вправо мяч кати»

Цель: закрепление ориентирования ребенка в правой и левой сторонах собственного тела.

1 вариант.

Для игры понадобится маленький мячик. Игра проводится за столом.

Для игры понадобится маленький мячик.

Ход игры : Взрослый и ребенок сидят напротив друг друга. Ребенок по инструкции взрослого катит мяч вправо. Влево, вперед.

« вариант

Для игры понадобятся кегли или башенки из кубиков, построенные слева, справа, посередине.

Ход игры. Ребенок и взрослый сидят на полу напротив друг друга. Ребенок по команде взрослого должен мячиком сбить кеглю или башенку в заданном направлении.

«Непослушный мяч»

Цель

Ход игры : Ребенок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого. Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, переложи в правую руку и т. д.

Можно проводить в стихотворной форме:

В левую руку мячик возьми,

К правой коленке его приложи,

Над головою теперь подними,

Левого ушка мячом ты коснись,

Громко вздохни и мне улыбнись.

В правую руку мячик возьми,

Теперь перед грудью его подержи,

Правую щечку мячом ты погладь,

За спину спрячь и пониже присядь.

«Стучу, где хочу»

Цель : закрепление ориентирования ребенка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.

Игра проводится перед низким стулом.

Ход игры: Ребенок выполняет инструкции взрослого: стукни мячом по стулу, справа от стула, слева от стула, перед стулом, прокати мяч под стулом.

Упражнения с мячом, способствующие развитию общей моторики и координации движений.

1. Ударить мяч двумя руками об пол и поймать его.

2. Ударить мяч об пол, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

3. Подкидывать мяч вверх и ловить

4. Подкинуть мяч вверх, хлопнуть в ладоши. Поймать мяч.

5. Чередовать удары об пол правой рукой, а затем левой.

6. Стучать мячом об пол правой рукой, а затем левой.

7. Чередовать удары правой и левой рукой.

8. Передавать мяч из правой руки в левую и наоборот вокруг своей оси.

«Пионербол»

Пионербол – один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.

Цель игры – перебросить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки.

Подготовка к игре

Игра проводится на волейбольной площадке или в физкультурном зале, разделенных сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 130-150 см. В игре участвуют 2 команды по 6 (8)человек в каждой. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки.

Распределение игроков на команды может осуществляться разными способами.

По расчету . Производится расчет по два, игроки № 1 оказываются в одной команде, №2 – в другой.

По выбору капитана.

1.Назначаются два капитана, которые выбирают себе команду на свое усмотрение.

1. 2.Деление проводится в форме игры. Все игроки делятся на пары, кроме капитанов. Каждый игрок в паре зашифровывает свое имя. Называясь фруктом, птицей..9например, апельсин и мандарин..), затем предлагают капитану сделать выбор, задавая вопрос «Что ты выбираешь - апельсин или мандарин?). Выбранный капитаном становится членом одной команды, соответственно другой игрок переходит в другую команду.

2.3.По цвету. Дети делятся на две команды в соответствии с цветом своей футболки.

Правила игры.

1 «мяч в игре». Одна команда по жребию начинает игру с подачи из-за лицевой линии (на начальном этапе обучения подачу можно производить с любого места площадки).

2. «Мяч в поле». При подаче мяч должен перелететь на противоположную сторону площадки (касание сетки мячом допустимо). Если мяч опустился в пределах площадки одной команды, то противоположная команда получает 1 очко.

3. «Аут». Мяч, брошенный игроком одной команды и ушедший за пределы площадки, засчитывается в пользу противоположной команды. В случае касания его игроком очко присуждается нападающей команде.

4. «Три касания мяча». Игрок. Поймавший мяч, может выполнять передачу другому игроку своей команды, тот еще одну для нападающего броска другому игроку.

5. «Переход игроков». Игроки одной команды перемещаются на своей стороне площадки по часовой стрелке после потери противоположной командой права подачи мяча. На начальном этапе обучения игроки передней и задней линий могут меняться самостоятельно или по указанию педагога.

6.»Замена игроков». Замену игроков в командах можно производить неограниченное количество раз.

7. «Партия». Играют 3 партии (исключение, когда счет по партиям 2:0). Игра в каждой партии идет до тех пор, пока одна из команд первой не наберет 15 очков. Смена сторон площадки производится после каждой партии.

Команды выполняют метание мячей поочередно по свистку: 1-я команда метает, 2-я команда собирает. Затем 2-я команда метает. Самый дальний бросок каждой попытки у команд фиксируется; побеждает команда, у которой наибольшее количество дальних бросков (мячи тряпочные).

Игра "Сбей кегли":

По свистку команды также поочередно метают мяч, стараясь сбить как можно больше кеглей. Кегли ставятся на среднюю линию площадки. Итоги подводятся по наибольшему числу сбитых кеглей.

Мяч по кругу.

Дети делятся на несколько групп, расстояние между которыми 1,5-2 м. Каждая группа становится в круг. Дети бросают мяч друг другу, никого не пропуская. Выигрывает группа, в которой мяч меньше падал на пол.

Подбрось еще выше.

Дети бросают мячи как можно выше и ловят их. Ловить можно после отскока мяча от пола или на лету.

Будь внимателен.

Дети становятся в круг, водящий (воспита­тель) - в центре. Водящий бросает мяч игрокам (выборочно). Тот, кто не смог поймать мяч, получает штрафное очко. Перед началом игры детям напоминают, как надо принимать мяч.

Дети (3-4) становятся у линии, начерченной на земле, и бросают мяч вперед. Воспитатель отмечает, кто бросил дальше всех. Большой мяч дети бросают двумя руками из-за головы, маленький - сначала правой, а затем левой рукой.

Десять передач.

Дети становятся парами, расстояние между игроками 1,5-2 м. У каждой пары - по мячу. По сигналу дети передают мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить на землю. Побеждает пара, быстрее всех сделавшая десять передач (без падения мяча), или та, которая дольше удержала мяч.

Вызов по имени.

Дети делятся на 3-4 группы, каждая из них становится вокруг обруча. Один игрок группы встает в обруч, у него в руках мяч. Назвав по имени кого-то из играющих, он бро­сает мяч высоко вверх. Ребенок, чье имя назвали, должен успеть поймать мяч. После этого он меняется с водящим местами. Игра продолжается. (Перед игрой надо обратить внимание детей на то, что сначала произносят имя и лишь затем бросают мяч.)

Сделай фигуру.

Дети свободно располагаются на площадке, у каждого второго - мяч. Воспитатель говорит: «День», все свободно играют с мячом (в парах). Воспитатель произносит: «Ночь», дети за­мирают и стараются не шевелиться. Игра повторяется.

Раз, два, три, лови!

Дети стоят врассыпную на площадке, у каж­дого в руках большой мяч. Воспитатель считает: «Раз, два, три». На последний счет дети подбрасывают мячи вверх и ловят их после отскока от земли или на лету.

Играющие могут стоять по кругу в шеренге и бросать мячи через голову назад, прокатывать в разных направлениях.

Игры с ловлей и передачей мяча для старших дошкольников

Поймай мяч.

Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч. Тре­тий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, он меняется местами с ребенком, бросившим мяч.

Перед броском дети могут выполнять дополнительные движения, например, вести мяч на месте или в движении, бросать его вверх, вниз и т. д.

У кого меньше мячей.

Дети образуют две равные команды. Каж­дая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей по­ловине площадка.

Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см. После сигнала воспитателя игроки перебрасы­вают мячи на площадку противника. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго свистка находится меньше мячей.

Ловишка в кругу.

Дети становятся в круг, водящий - в центре. Дети перебрасывают мяч друг другу (через круг), водящий ста­рается его поймать. Если водящий поймает мяч, он меняется ме­стами с ребенком, который бросал мяч.

Мяч - водящему.

Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг. В центре круга - водящий с мячом. По сигналу водя­щие поочередно бросают мяч игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков группы (1-3 раза), водящий под­нимает его вверх. Побеждает команда, которая меньшее количество раз уронит мяч или быстрее закончит игру.

Стой!

Дети становятся в круг, водящий с мячом - в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребе­нок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки раз­бегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» Все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим, игра продолжается.

Гонка мячей по кругу.

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У игроков, оказавшихся в круге на­против друг друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала воспитателя все начинают передавать мячи друг другу (в одном на­правлении), стараясь догнать другой мяч.

За мячом.

Дети образуют несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, между которыми расстояние 2-3 м. Игрок, стоящий первым в одной из колонн,- водящий. После сигнала он передает мяч первому игроку из второй колонны, а сам бежит в конец этой колонны. Ребенок, получивший мяч, также передает его игроку противоположной колонны и занимает место в конце этого ряда. Игра продолжается, пока все игроки вернутся на свои места, а мяч ока­жется у водящего.

(Чтобы дети правильно поняли, куда они должны встать после передачи мяча, педагог объясняет, что передвигаться нужно за мячом, по тому же направлению.)

Охотники и звери.

У двоих детей (охотники) в руках мячи. Все остальные игроки - звери. Одна половина площадки - лес, дру­гая - поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники!» все бегут из леса в поле. Охот­ники стараются поймать зверей - попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч, должен лечь на том месте, где его «осалили».

Мяч - противнику.

Две группы детей располагаются в противо­положных концах площадки. Между ними отмечается зона шириной 5-10 шагов, в центре которой - мяч. У каждого ребенка - по не­большому мячу. По сигналу воспитателя игроки обеих групп по­очередно гонят мяч из зоны в сторону противника своими мячиками. Выигрывает группа, которая быстрее справилась с заданием.

Успей поймать мяч.

Играющие становятся в 3-4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 2-2,5 м с мячом в руках встает водящий. По сигналу он бросает мяч игроку, стоя­щему первым, который, поймав мяч, возвращает его водящему и бежит в конец своей колоны. Второй игрок подходит к черте и тоже ловит мяч. Игра продолжается до тех, пока первый игрок не займет снова место во главе колонны.

Обгони мяч.

В игре участвуют 2-4 команды. Игроки каждой команды становятся в круг, у одного из игроков (водящий) - мяч. После сигнала воспитателя водящий отдает мяч игроку, стоящему справа и бежит влево. Обежав круг, он возвращается на свое место. Ребенок, получивший мяч, так же передает его стоящему справа и т. д. (Второй игрок начинает движение, когда первый займет свое место.) Игра продолжается до тех пор, пока все дети не обегут круг и мяч не возвратится к водящему.

Играй, играй, мяч не теряй.

Дети произвольно располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору. После сигнала воспитателя все быстро поднимают мячи вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто не имеет штрафных очков.

Игра-эстафета «Мяч водящему».

Играющие стоят в 3-4 колоннах у черты. Впереди на расстоянии 2-2,5 м проводится еще черта, у которой стоит водящий от каждой колонны. В руках у водящих мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч детям, стоящим в колоннах первыми; те, поймав мяч, возвращают его водящим и бегут в конец своей колонны. Следующие игроки подходят к черте и ловят мячи от водящих. Если ребенок не поймал мяч, водящий поднимает его и бросает до тех пор, пока мяч не будет пойман. Побеждает колонна, в которой дети лучше выполняли упражнение. Игра повторяется 2-4 раза, каждый раз с новым водящим.

В старшем дошкольном возрасте нежелательно прово­дить командные игры. Постепенно, с приобретением двигатель­ного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать игры с элементами сорев­нования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера иг­ровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.

"Боулинг".

Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.

Игры с мячом (шариком) и ракеткой

Катание мячей в парах.

Дети становятся парами на расстоянии 3-4 м друг от друга, у каждой пары - один мяч. По сигналу воспи­тателя дети катят мячи друг другу. Побеждает пара, быстрее сделав­шая 10 передач мяча. В дальнейшем можно проводить игру давая каждому ребенку по мячу.

Попади в цель.

Игра проводится на деревянной площадке в зале ] или на веранде . На полу чертится линия, в 2-3 м от которой находят­ся 3-4 кегли. Дети становятся в колонны напротив кеглей. Зада­ние-катать мяч, стараясь попасть в кеглю (рис. 48).

Закати мяч в ворота.

Дети делятся на 3-4 команды и становятся "в колонны около стартовой линии. Против каждой команды на расстоянии 2-3 м ставятся ворота. У первых игроков - в руках мя­чи. По сигналу воспитателя они катают мячи, стараясь попасть в во­рота, бегут вперед, ловят мячи и передают их следующим игрокам по команде. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и сде­лавшая больше попаданий в ворота.

Кто быстрее.

Дети делятся на две команды и встают в колонны у теннисного стола. На обоих краях стола делают коридор из веревок шириной 30-40 см. У первых игроков команды - по мячу. По сиг­налу воспитателя они катят мяч по столу в коридоре так, чтобы он прокатился и упал. После этого первый игрок команды должен быстро поймать мяч и вернуть его обратно второму игроку. То же самое повторяют следующие игроки. Игра продолжается до тех пор, пока все дети выполняют задание. Побеждает команда, быстрее закон­чившая игру.

«Вышибалы».

Участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующихся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.

Сильный бросок

Команды стоят в шеренгах в 20—30 м друг от друга. Посередине лежит большой (баскетбольный) мяч. Игроки бросают малые мячи (снежки) в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой удается это сделать, побеждает.

Сильные и ловкие

Две команды располагаются по кругу, партнеры по команде стоят через одного. Внутри круга — 8 чурок, в центре лежит мяч. По сигналу играющие, взявшись за руки, стараются столкнуть соперника так, чтобы он сбил чурку. Сваливший ее берет мяч и, не выходя из круга, салит им кого-либо из разбежавшихся в разные стороны игроков другой команды. Если он промахнется, то его команда получает два штрафных очка. Команда, получившая меньше штрафных очков, выигрывает.

Не давай мяча водящему

Один из играющих — водящий. Остальные игроки размещаются по площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает его в любого игрока.

В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, бывшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.

Защита укрепления

Каждая из играющих команд образует свой круг, в центре которого укрепление (несколько булав, мяч, снежный ком и т. п.). Укрепление защищают 2—5 игроков другой команды. Игроки стараются попасть мячом в укрепление, а защищающиеся препятствуют этому. Побеждает команда, игроки которой быстрее или большее число раз разрушат укрепление соперника.

Броски мяча в корзину

(командные соревнования на точность броска)

Игроки команд поочередно бросают баскетбольный мяч в корзину с различных точек: сбоку из-под щита, с линии штрафного броска и т. д. Игрок, попавший мячом в корзину, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Мяч ловцу (мяч капитану)

На разных сторонах площадки чертят два круга диаметром 1 м, в которых находятся ловцы. Игроки команд, ведя и передавая мяч друг другу, как в баскетболе, стараются передать его своему ловцу. Когда это удается, команде засчитывается два очка. Другая команда препятствует этому, стремится перехватить мяч и передать его своему ловцу. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Старт за мячом

Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Бросая мяч вперед, руководитель называет какой-либо номер. Игроки под этим номером бросаются за мячом и стараются попасть им в корзину. Тот, кому это удается, приносит своей команде два очка. Если игрок, овладевший мячом, не попал в корзину, то борьба продолжается до попадания. В этом случае за попадание дается одно очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Борьба за мяч

Две команды размещаются на месте игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу играющие стараются выполнить 5—10 передач между своими игроками. За это команда получает очко. Команда, набравшая большее число очков, выигрывает.

Пройди защиту

На площадке проводятся две линии, у одной стоит в колонне команда нападающих, у другой — команда защитников. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом вперед, а ему навстречу выходит защитник. Нападающий старается обвести защитника и ударить мячом о землю за линией команды защитников. Кому это удается, приносит своей команде очко. То же выполняют следующие пары игроков, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее число очков.

Нападающие тройки

Игроки каждой команды разбиваются на тройки. По сигналу первые тройки передвигаются до отметки (на расстоянии 15—20 м) с помощью передач мяча друг другу через среднего. Оттуда они передают мяч следующим тройкам свой команды. Побеждает команда, первой закончившая передвижения и допустившая меньше ошибок.

Круговая игра

Игроки одной команды размещаются за пределами круга (квадрата), а игроки второй — внутри его. Стоящие за кругом стараются выбить всех игроков противника. Игрокам, находящимся внутри круга, разрешается ловить мяч с лета. По истечении определенного времени или когда все игроки, находящиеся внутри круга, будут выбиты, команды меняются ролями. Побеждает команда, быстрее выбившая игроков другой команды или большее их число.

В кругу соперника

Играют две команды. На противоположных сторонах площадки чертят два круга (или кладут обручи). Команда, владеющая мячом, старается положить его в круг соперника. За это она получает очко, и мяч передается другой команде. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Стой!

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный, схватив мяч, кричит «Стой!», все останавливаются и стоят неподвижно, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. д.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают кому-либо сходить с места после команды «Стой!», но, пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

Школа мяча

В этой игре выполняются упражнения в порядке возрастающей трудности. Нужен небольшой резиновый мяч. Во дворе можно установить стенд, на котором изображена последовательность выполнения упражнений. Вот некоторые из них:

— Бросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, потом только правой, потом — левой.

— Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться пальцами до носков ног, затем подняться и поймать мяч сначала двумя руками, затем только одной.

— Перебросить мяч над головой из правой руки в левую и обратно.

— Бросить мяч высоко вверх, подпрыгнуть, повернувшись в воздухе, и поймать мяч двумя руками.

— Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами и, выпрямившись, поймать его впереди.

— Бросить мяч вверх, сесть на пол и поймать его, не вставая, бросить опять мяч вверх, встать и поймать его.

Ряд упражнений можно выполнить у стены, если она есть во дворе.

— Бросать мяч о стену и ловить с поворотами, приседаниями и пр.

— Игрок сильным броском ударяет мяч о землю так, чтобы он ударился о стену и отскочил от нее по направлению к играющему, который должен поймать мяч.

Ножной мяч в кругу

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из игроков (по жребию) идет в круг, взяв с собой мяч. Водящий, ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами, не позволяя ему вылететь из круга. Задержанный мяч они передают ногами между собой, не давая его водящему. Если водящему удалось выбить мяч из круга (он должен пролететь не выше коленей играющих), то на его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Поэтому каждый участник игры старается защитить промежуток между собой и соседом справа.

Повторяя игру, можно условиться, что каждый защищает промежуток слева от себя.

Один из вариантов игры предусматривает более тесный контакт между играющими, т. е. стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.

Ногой и головой через сету

Играют в волейбольном поле две команды по 4 человека через сетку высотой 100—110 см. По свистку игрок одной из команд перебивает футбольный мяч ногой (с рук) через сетку на половину противника.

Задача игроков, на стороне которых оказался мяч, — переправить его обратно через сетку не более чем тремя ударами ногой или головой. В ходе игры разрешается в борьбе за мяч переносить йогу через сетку, но не касаться ее.

Если одна из команд допустит ошибку, игра останавливается. Команда, допустившая ошибку, проигрывает одно очко или подачу. Счет ведется как в волейболе. Со сменой подачи (после ошибки подававшей команды) игроки перемещаются на площадке по часовой стрелке. В ходе каждой партии разрешается делать замены игроков и брать команде один 30-се- кундный перерыв.

Играют три партии до 10 очков каждая. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки.

Мяч капитану

Играющие распределяются на 2—3 команды и выстраиваются в круг, в центре каждого круга находится один из игроков (капитан). По сигналу игрок, стоящий в центре круга, перебрасывает мяч игрокам поочередно и получает его обратно (передача выполняется заранее обусловленным способом). Игра заканчивается, когда мяч обойдет всех игроков и «капитан», получив мяч, поднимает его над головой.

Не промахнись

Играющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идет водящий.

Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры.

И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15—20 минут. Победителем считается тот мальчик или та девочка, которые дольше других продержатся внутри круга и которые проведут всю игру стоя.

Лучший защитник

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук или пошире. Перед их носками чертится окружность. В середине круга ставится укрепление из трех палок, связанных вверху. Выбирают водящего, который становится в центре круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу волейбольный мяч.

По сигналу играющие перебрасывают мяч друг другу, а затем кто-либо из них метает мяч в центр, стараясь сбить треножник. Защитник закрывает цель, отбивая мяч руками и ногами. Тот, кому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше остальных защищали укрепление, а также самые меткие ребята, броски которых поражали цель.

Правила запрещают, метая мяч, заходить за черту, а защитникам держать руками укрепление. Если в укрепление попал мяч и сдвинул его, но не свалил, игра продолжается. Если же защитник сам повалил укрепление, его место занимает другой водящий (им становится тот, у кого в руках был мяч).

Живая цель

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает и увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом не заходя за черту, меняется с ним местом.

По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

Один из вариантов игры называется «Защищай товарища». Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут, то они меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.

Мячом в цель

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Во втором варианте играющие с теннисными мячами в руках становятся в круг. Водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх, играющие кидают свои мячи, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется очко. Побеждает тот, кто за 8—10 попыток набрал больше очков.

Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит), чей отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.

Самые быстрые

Играют две команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круга лежит мяч (булава). Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одну сторону, о чем договариваются заранее), а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышное очко.

Гонка мяча по кругу

Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, у них в руках по мячу.

После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.

Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды — делать передачи быстрее, чтобы один мяч догонял Другой.

Гонка мяча по квадрату

Четыре команды располагаются по сторонам квадратной площадки размером в половину волейбольной. Игроки выстраиваются в колонны, у первых в руках мячи.

По сигналу игроки ударами о землю ведут мяч вправо, стараясь при этом на протяжении круга догнать находящегося впереди и коснуться его, они ведут мяч второй круг до тех пор, пока удача придет к одной из команд. Игрок, потерявший мяч, поднимает его и продолжает ведение. Чтобы играющие не срезали углов площадки, можно поставить на поворотах флажки или стойки, положить заметные предметы (цветные пластмассовые кубики, кегли, набивные мячи). После первых номеров в борьбу вступают вторые, затем третьи и т. д.

25 передач

Проводят две черты на расстоянии 8—10 шагов одна от другой. Четыре пары игроков становятся за линиями напротив друг друга (первые против вторых, третьи против четвертых).

По сигналу первые номера передают мяч стоящим напротив вторым номерам, те — третьим, третьи — четвертым. Получившие мяч возвращают его обратно третьим номерам, те — вторым и т. д. Упавший мяч вводит в игру тот игрок, который не поймал его с отведенного для передачи места. Заранее уславливаются, каким способом игроки в четверках передают между собой мяч (от груди, из-за головы, ударом о землю).

Выигрывает четверка, сделавшая раньше 25 передач.

Охраняй капитана

Играющие делятся на две команды, в каждой из которых по одному капитану, три-четыре нападающих и столько же защитников. Хорошо, если игроки одной из команд наденут на голову бумажные или матерчатые шапочки, а другая станет играть без них. Тогда в игре будет меньше ошибок при передаче мяча.

Площадку делят линией пополам. Капитаны и защитники остаются на своей половине площадки, а нападающие уходят на поле противника.

После розыгрыша мяча с центра команда, овладевшая мячом, старается за счет ведения и передач приблизиться к капитану противника и осалить его. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и, в свою очередь, отправить его на поле противника своим нападающим.

За попадание мячом в капитана (он перемещается только на своей половине площадки) команда получает одно очко.

Правила не разрешают защитникам переходить среднюю линию (в помощь своим нападающим), а нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение правил команды наказываются потерей мяча. Игра длится 10—15 минут.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Своему ловцу

Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70—90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.

Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко командой броском из-за лицевой (короткой) линии своей площадки. Играют две половины по 8—10 минут.

Больше передач

Играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Игра напоминает баскетбол или ручной мяч, но без бросков по цели. Мяч вводится в игру одной из команд по жребию. Игроки команды, владеющей мячом, стараются (умело маневрируя, избегая помех со стороны соперника) сделать между своими игроками 10 передач подряд, не отдавая мяч противнику. После этого игра останавливается (команде начисляется 1 очко), и мяч вводится сбоку игроком пострадавшей команды.

Продолжительность игры 10—15 минут. Выигрывает команда, набравшая за это время больше очков.

В игре важно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется, и ведется новый счет передач командой, овладевшей мячом. Руководитель игры ведет счет передач вслух и достаточно громко.

Если мяч выбит за боковую линию соперником или последний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с продолжением счета передач. Команда, ведущая счет передач, при нарушении правила теряет мяч, а набранное число передач аннулируется.

План-конспект урока в 3 классе

Утверждаю: _________________

Дата проведения:____________

Тема: Подвижная игра «Не давай мяча водящему»

Цель: Учить работать в команде.

Развитие двигательных навыков в процессе игры.

Развитие ловкости.

Воспитание коллективизма.

Ожидаемый результат: Учащиеся должны знать и понимать двигательные стратегии и планы во время участия в двигательной деятельности. Уметь быстро перемещаться по площадке и вовремя передавать мяч свободному игроку.

Подготовительная часть. (8-10 мин)

    Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Пере­строение в круг и обратно в колонну по одному.

Психологический настрой. «Три лица».

    Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Ходьба в «коридоре» (20 см) на носках в чередовании с бегом в медленном темпе (100-120 шагов) и в среднем темпе (140-150 шагов). Затем учащиеся выполняют беговые упражнения:

    Приставными шагами, правым боком, затем левым боком.

    С захлестыванием голени, руки назад – пяткой касаться ладони.

    С высоким подниманием бедра.

    На прямых ногах – ноги выпрямляем назад, затем вперед.

    Змейкой – большой и малой.

2. Выполнение общеразвивающих упражнений .

1.Часики (наклоны головы вправо, влево).

2.Садимся в самолёт – заводим мотор (крутить руками).

3. Взлетаем (руки в стороны, наклоны туловища вправо, влево).

4.Оглянёмся назад.

5. Волна руками (кисти в замок).

6. Ушки зайчика (шевелим пальцами ног).

7. Выглядываем из окошка (сжаться в комочек, потом развести руки и ноги в стороны и сказать ку – ку)

8. Здравствуйте носочки (наклониться к ногам, взяться за свои носочки).

9. До свидания носочки (руки вверх, помахать до свидания).

10. Бабочка крылышками машет (сидя стопа к стопе).

11. Наклониться к цветку и понюхать (вдох – живот выпятить, выдох – живот втянуть).

12. Цветок растёт (присед, встать, руки вверх).

13. Потрём ладошки (горячо), разжигаем костёр.

14.Похлопаем по щёчкам, по грудке, по животику, по ножкам.

II . Основная часть (28-30 мин.)

1.Игра на внимание « Кричалки-шепталки-молчалки ». Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

2.Упражнения с мячами.

    Броски от груди, стараясь перебрасывать точно в руки партнеру. Ловля перед грудью.

    Бросок из-за головы, также стараясь попадать точно в руки партнеру. Ловля перед грудью. (Иногда дети слишком близко подходят к сетке, и из-за этого у них не получается перебросить мяч. Учитель должен подсказать, где лучше встать, как приспособиться к действиям партнера, к силе его броска, точности, чтобы заранее хотя бы примерно рассчитывать, куда же может полететь мяч.)

    Бросок от груди, стараясь попадать в руки партнера. Ловля произвольным способом.

    Бросок поочередно правой и левой рукой. Ловля двумя руками произвольным способом.

    Бросок через сетку в прыжке. Постараться ловить перед грудью.

    Произвольные броски и ловля.

    И. п.-о. с., мяч в правой руке. Ходьба широким шагом в течение 40-50 сек. Дыхание свободное.

2. Подвижная игра «Не давай мяча водящему».

Все играющие, кроме двух-трех водящих, становятся по кругу и начинают перебрасывать между собой баскетбольный мяч. Задача водящих, находящихся в круге, коснуться мяча рукой. На место водящего, который осалил мяч, идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу.

Если мяч выкатился за пределы круга, за ним может бежать любой игрок. Если завладеет мячом водящий, его место в круге занимает игрок, потерявший мяч.

Игру можно усложнить, введя в нее правило трех секунд. В течение этого времени игрок должен перебросить мяч партнеру.

III .Заключительная часть.

    Игра на внимание «Запрещенное число». Заранее договориться какое число нельзя произносить вслух, а вместо него топать или хлопать 3 раза, затем далее вести счет (можно вести счет на трех языках).

    «Мешок настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание:_______________________________________________________

_______________________________________________________________________



  • Разделы сайта