KARTING - Гонки на микролитражных автомобилях

В Бахрейне в минувшие выходные проходил еще один автомобильный чемпионат мира — по картингу. Правда, его баталии развернулись не на основном кольце трассы Сахир, а на 1415-метровом картодроме, расположенном по соседству. А роднило две разных гоночных серии еще и то, что в обоих чемпионатах были весьма заметны российские пилоты.

Большинство заездов в Бахрейне, включая финальные гонки, проходили в темное время суток при искусственном освещении

До этого нашим гонщикам лишь дважды удавалось подниматься на пьедестал мировых первенств по картингу. В 2013-м петербуржец Роберт Шварцман стал бронзовым призером в молодежном классе KF Junior, а год спустя его успех превзошел москвич Никита Мазепин, завоевавший серебро во взрослой бескоробочной категории KF. И хотя сейчас в чемпионате мира применяются 125-кубовые моторы новой серии OK, которые еще не добрались до России, наши пилоты успешно обкатали их на состязаниях в . Как результат, в финальную часть соревнований в Бахрейне пробилось сразу четверо из семерки россиян. Хотя сделать это было непросто: например, в юниорском классе на 34 «путевки» в решающий заезд претендовало 92 спортсмена!

Больше всех в предварительной стадии соревнований порадовал Александр Смоляр, выступавший в классе OK. 15-летний спортсмен из Подмосковья, дебютировавший во «взрослых» гонках лишь в этом сезоне, подошел к чемпионату мира на пике своей формы. Это Александр подтвердил двумя победами в отборочных заездах и викторией в первом предфинале, где россиянин оставил за спиной даже прошлогоднего чемпиона мира, поляка Кароля Баша!

Александр Смоляр

После этого казалось, что Смоляр должен воплотить преимущество поул-позиции в решающей гонке, как минимум, в призовое место. Но, увы, прямо перед стартом на карте Александра случилась редчайшая поломка — не выдержало крепление педали тормоза. Времени на ремонт уже не было, и самый быстрый из россиян без боя отдал титул 20-летнему испанцу Педро Хильтбранду…

В этом году Педро Хильтбранд стал чемпионом мира и Европы в категории ОК, а попутно выиграл международный Суперкубок в коробочном классе KZ2. До испанца подобных успехов за один сезон удавалось достичь разве что Максу Ферстаппену

А вот коллеги Смоляра по молодежной программе SMP Racing в классе KF Junior боролись до последних метров дистанции, закончив чемпионат мира в первой десятке. 13-летний москвич Павел Буланцев, проведя боевой финал, классифицировался в Бахрейне восьмым. А Иван Швецов, который на год старше, вновь напомнил известную поговорку о русских, которые долго запрягают, но затем быстро едут. В квалификации у тольяттинца было только 33-е время, а по сумме отборочных заездов он показал тринадцатый результат, который затем превратился в такую же позицию на старте финала. И только тут Швецов развернулся на полную мощь: по итогам 18-круговой гонки Иван финишировал четвертым. Причем отставание россиянина от обладателя бронзы, француза Тео Пуршера из заводской команды Kosmic, составило мизерные 0,042 секунды!

Ну а чемпионом мира в юниорской категории стал другой француз, Виктор Мартенс, который до этого сезона был мало известен за пределами Пятой республики. Для завоевания золота 15-летнему спортсмену пришлось попотеть: Мартенс стартовал со второго места, а к шестому кругу «провалился» аж до пятой позиции! Однако на то, чтобы вновь взять бразды правления гонкой в свои руки, Виктору потребовалось всего пара минут — после чего соперники его только и видели!

Старт финальной гонки в юниорском классе. Под номером «103» — ее будущий победитель Виктор Мартенс, под номером «120» — наш Павел Буланцев

В следующем сезоне российские герои нынешнего чемпионата сохранят поддержку SMP Racing. Правда, Александр Смоляр переключится с картинга на гонки формул в североевропейской серии SMP F4 Championship, а его место в категории OK займет Иван Швецов. Павел Буланцев останется в юниорском классе, где компанию москвичу составит новый пилот программы SMP Racing Илья Морозов. Кстати, столичный спортсмен мог отличиться уже на этом чемпионате мира, показав четвертое время в квалификации и восьмой результат по сумме отборочных заездов. Однако на старте финала Морозов попал в завал и завершил гонку, не проехав ни одного круга…

Чемпионат мира по картингу в бескоробочных классах
Сахир (Бахрейн), 17-19 ноября
Итоговые результаты
Класс OK Junior (92 участника)

Класс OK (47 участников)

Ка́ртинг - вид спорта и развлечения, гонки на картах - простейших гоночных автомобилях без кузова. Скорость карта (класс Суперкарт) может достигать 260 км/ч.

Одно из существующих и, видимо, наиболее близких к истине мнений о зарождении картинга гласит, что его корни следует искать в США тридцатых годов, когда группа мальчишек стихийным образом устроила соревнования на безмоторных тележках, катящихся под горку. Поскольку интерес к таким соревнованиям нарастал, они проводились все чаще, а конструкции тележек все более усовершенствовались. Логичным продолжением этого явилось то, что на них появился простейший двигатель внутреннего сгорания.

Альфред Хичкок на карте в клубе "Go Kart"

Первую машину, наиболее похожую по конструкции на нынешние карты, построили летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Для изготовления рамы Инглс применил трубы, которые употреблялись в производстве гоночных автомобилей. Двигатель мощностью 2,5 л.с. (1,85кВт) был установлен позади сиденья водителя. Проведя испытания карта и убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали первую картинговую организацию - американский клуб "Го карт".

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных трековых гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный ныне метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.
География картинга начала расширятся, когда по заказу сотрудника ВВС США Микки Флина, служащего в то время в Великобритании, фирма "Го карт" в сентябре 1958 года направила ему пять картов. За полтора года картинг настолько распространился в Англии, что с февраля 1960 года начал с успехом издаваться периодический журнал "Картинг", существующий и поныне.

Начало шестидесятых годов - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата мира, который проходил в Риме. Чемпионом мира по картингу стал итальянец Г.Сала.

Первый карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском дворце пионеров под руководством большого энтузиаста картинга, выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Льва Кононова, в память о котором в Курске ныне ежегодно проводятся традиционные соревнования по картингу. Именно здесь при Курском Дворце пионеров в конце 50-х годов прошлого века была создана ЭЛМА - экспериментальная лаборатория малолитражных автомобилей.

Из стен лаборатории выехали оригинальные самодельные автомобили "Курск", "Спутник", "Товарищ", а в 1961 году был собран первый карт. Потом началось бурное развитие картостроения, соревнования по картингу были супер популярны! Картингом увлекались тысячи и тысячи и ребят, и девчонок.

Но не только автомобили выезжали из стен лаборатории. Перед вами фото микромотороллера, изготовленного воспитанниками Льва Кононова в 1960г. Двигатель - велосипедный, объемом до 50 куб. см. О японских скутерах тогда ничего не знали...

Другим очагом зарождения оказался Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко.

В декабре 1960 года картинг официально уже был признан, когда Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР утвердила Правила проведения соревнований, а также классификацию и технические требования к картам.

В 1961-1963 годах картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове и Одессе, Латвийской и Эстонской ССР. В Латвийской ССР с 1961 года начал накапливаться опыт проведения картинговых соревнований, которые проходили на велотреках и беговых дорожках стадионов. Благодаря усилиям заслуженного тренера Латвийской ССР Леона Рейнхольда, за короткое время картинг настолько развился в Латвии, что первые всесоюзные соревнования по картингу в 1962 году были проведены в Риге. В них приняло участие 80 спортсменов и 8 городов. Победителями стали участники из Курска, которые к тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 см³.

Через год в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу, который разыгрывался по системе двоеборья: кольцевая гонка на площадке в Лужниках и гонки по треку стадиона Юных пионеров. Победителями стали О.Кошиц в классе 175 см³ и В.Степанов в классе 125 см³.
Второй чемпионат страны принес победы эстонским гонщикам В.Аллипере в классе 125 см³ и В.Кутсару в классе 175 см³. Большим событием в спортивной жизни стал также розыгрыш приза по картингу спортивного общества "Калев" в Эстонии.
С третьего чемпионата СССР система двоеборья была отменена, и соревнования стали проводится только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными.

В 1964 году во всесоюзных соревнованиях в Харькове были представлены первые модели картов Таллинского авторемонтного завода "Эстония К-1" и "К-2". За 1965 год было изготовлено 100 таких картов, которые отличались повышенной прочностью рамы, более широкими колесами и наличием тормозов на каждом колесе.

Курские спортсмены явились пионерами также и в зимнем картинге, который начал быстро распространяться после гонок, состоявшихся в декабре 1963 года в Курске. Первый всесоюзный зимний картинг был проведен на ледовой дорожке Ленинградского мототрека с участием представителей 9 городов - Москвы, Таллина, Одессы, Каменск-Уральска, Каунаса, Риги, Курска, Краснодара и Ленинграда. Зачет был лично-командный. Первое место заняла команда города Таллина в составе Юка Рейнтама и Велло Валинга, на втором месте были Москвичи, на третьем - рижане. Первые 16 участников, выигравших командные гонки, были допущены к личным соревнованиям.

Гонки состояли из пяти заездов, а каждый заезд из пяти 400-метровых кругов. Первое место занял Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе - Лыткин, третье - Колпаков из Москвы.

Впервые советские картингисты вышли на международную арену в 1964 году, приняв участие в розыгрыше "Хрустального кубка", учрежденного Венгерским автоклубом для награждения лучшего гонщика социалистических стран в классе 125 см3. Соревнования состояли из трех этапов, проходивших в Берлине, Будапеште и Варшаве. Первое командное место заняла сборная ГДР.

В октябре 19645 года советская команда выезжала в Болонью и Флоренцию на матчевые встречи с итальянскими картингистами в классе 125 см3 с коробкой передач. В свою очередь, в июле 1966 года итальянская команда приезжала на гонки в Москву, Ленинград и Ригу.
В 1966 году были учреждены лично-командные многоэтапные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран, в которых советские картингисты неизменно принимают участие, а в последнее время являются лидерами и в командном, и в личном зачете.

В деле развития картинга в нашей стране велики заслуги заслуженного работника физкультуры РСФСР, судьи всесоюзной категории А.С. Черкасского - участника автопробега Москва - Кара-Кумы - Москва 1933 года. По его инициативе в 1971 году были организованы и проведены Всесоюзные соревнования среди школьников 9-14 лет на приз газеты "Пионерская правда". В программу этих соревнований входили практическая проверка знаний Правил дорожного движения в городке ГАИ, фигурное вождение и кольцевые гонки. Соревнования прошли с большим успехом, превратившись в подлинный праздник для детворы. Их проведение в последующие годы столь явственно проявило их актуальность, что совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, МВД СССР и ЦК ДОСААФ СССР было принято решение о том, чтобы сделать их ежегодными.

В истории картинга известны случаи использования карта как рекордно-гоночного автомобиля. Обладая малым сопротивлением движению, карт может применяться также для побития рекордов скорости в классе малых кубатур, где скорости не столь велики, чтобы аэродинамическое сопротивление играло решающую роль.

Ученик участника первых чемпионатов СССР по картингу харьковчанина В. Енина Борис Корсунский в октябре 1977 года на карте установил рекорд скорости СССР для автомобилей с поршневыми двигателями рабочим объемом менее 250 см3. Стартуя с места на дистанции 500 м, он показал среднюю скорость 90 км/ч на Чугуевской трассе.

Австриец Георг Плетцер осуществил занимательный эксперимент, использовав карт для практического испытания построенного им же ракетного двигателя. Для прямолинейности хода он установил два идентичных двигателя по бокам, а сзади между двигателями поместил тормозной парашют, который, однако, сгорел в пламени двигателей в первом же заезде. Испытателю посчастливилось отделаться лишь сильным испугом. Журналистам он заявил, что подобные опыты заполняют его жизнь смыслом.

В другом эксперименте с помощью карта немецкий физик и энергетик Лайнг доказал, насколько компактным и надежным может быть паросиловая установка, в которой происходит круговорот пара и жидкости. В горячей зоне жидкость превращается в пар, приводящий в движение поршень. В холодной зоне пар конденсируется. Затем цикл повторяется.

Продолжая славные традиции харьковчан и желая выявить новые возможности карта, в 1974 году Юрий Стебченко построил и экспонировал электрокарт "ХАДИ". В 1981 году впервые в СССР на соревнованиях в городе Курске на приз газеты "Пионерская правда" по инициативе А.С. черкасского и корреспондента газеты "Пионерская правда" А.В. Лельевра были проведены показательные заезды на девяти электрокартах произвольной конструкции. К сожалению, этот опыт не находит пока распространения. Развитие картов с электрическим двигателем сдерживает та же причина, что и электромобилей, - несовершенные источники тока, аккумуляторы.

В 70-80-x годах в СССР картинг занимает прочное место в спортивной жизни молодежи. В пяти тысячах секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах (СТК) ДОСААФ картингом занималось 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством трех тысяч тренеров-преподавателей. К услугам любителей этого увлекательного и полезного вида спорта было предоставлено 180 трасс (из которых, однако, подавляющее большинство временные) и 33 тысячи картов.

Налажено было и промышленное производство картов различных классов, предназначенных для проведения занятий и участия в соревнованиях всех возрастных групп. Одесский завод ДОСААФ выпускал карты класса "Пионер" для детей (на фото).

В 1988 году выпуск картов того же класса начало Камское производственное объединение большегрузных автомобилей. Ленинградское производственное объединение "Патриот" ДОСААФ производило карты для юниоров, взрослых и членов сборной команды страны. Абовянский завод ДОСААФ изготовлял карты для детей и юниоров. Общее число производимых в год картов достигало в то время 10 тысяч!

Ежегодно проводились чемпионаты и первенства СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, краев и областей. Однако для массовости картинга большое значение имели соревнования городского и районного масштаба. В общей сложности за год во всевозможных соревнованиях, проводимых на территории СССР, принимало участие 150 тысяч человек.

Картинг входил в зачет всесоюзных и всероссийских спартакиад и юношеский игр школьников.

Картинг сегодня

У карта всего две педали: правая - газ, левая - тормоз (при этом в зависимости от типа карта бывает, что передние тормоза с ручным управлением). Водителям автомобилей, с ходу севших на карт, не всегда легко приспособиться к такому алгоритму, ведь левая нога не привыкла к чувствительной педали тормоза. Непривычными покажутся и жёсткий ход карта, и зудящие вибрации. Если покрытие трассы оставляет желать лучшего, то протрясёт изрядно, а можно и мозоли кое-где натереть. У карта нет подвески - колёса и задняя ось крепятся к раме без каких-либо демпфирующих элементов. Лонжероны рамы, конечно, работают на кручение и изгиб, но смягчающим фактором это не назовёшь. Вибрации вызваны работой высокооборотистого мотора, который тоже прикручен непосредственно к раме. От тренировки к тренировке к этим особенностям привыкаешь, равно как и к вою двигателя справа под ухом.

Конечно, динамика - это первое, что ощущаешь в карте. Но ещё больше удовольствия доставляет управление машинкой на высокой скорости. Колёса у карта поворачиваются следом за мыслью, ведь тут как такового рулевого механизма и рейки нет. Две тяги, правая и левая, при помощи шарниров прикручены непосредственно к рулевой колонке.

Руль, кстати, не делает ни оборота. Вкупе с низким центром тяжести, жёсткой рамой и отсутствием подвески управляемость фантастическая. По сравнению с автомобилями карт словно приклеен к асфальту. Но, конечно, до поры до времени. Как и на всё остальное в этой жизни, на него распространяются все законы физики, поэтому, достигнув определённого момента, задняя ось сорвётся в занос.

Как и в любом виде спорта, в картинге есть свои хитрости. К примеру, разный угол поворота колёс относительно оси. Повернув до упора руль налево, можно даже визуально заметить, что левое колесо вывернуто гораздо круче правого. То же самое получится, если повернуть руль направо. Естественно, в зависимости от трассы эти параметры можно регулировать прямо на месте. Такая игра с геометрией колёс позволяет карту буквально ввинчиваться в поворот. Для него характерна именно избыточная поворачиваемость, нежели недостаточная.

Стоит заметить, что, несмотря на всю простоту рулевой системы, маленькие колёса и скромный вес болида, карт требует физической подготовки. Пары-тройки кругов хватит, чтобы почувствовать, как забились бицепсы, а ещё через кружок-второй неподготовленный человек почувствует сильную усталость - руки словно свинцом налились. Утром, естественно, вчерашние покатушки напомнят о себе болью в мышцах.

Картинг, кстати, является универсальным видом спорта по той причине, что может проходить в зимнее время. К примеру, Формулу-1 по снегу не проводили никогда, кузовной WTCC тоже. Правда, зимний картинг проводят в основном в северных странах, включая Россию, а главным отличием от летнего сезона является использование шипованных шин.

В традиционном картинге шины также имеют разные тип и назначение. Для сухого покрытия используют слики без протектора. Можно подумать, что они изношены, а спортсмены не торопятся их поменять. Но нет, изначально именно такие шины имеют лучшие сцепные способности на сухом асфальте картодрома. В дождь ставят шины с направленным протектором, которые уже напоминают автомобильные. Кстати, даже один тип шин может быть разным по составу, т. е. мягкости. Подбор правильной резины зависит и от особенностей трассы, и от температуры окружающей среды, и от стиля пилотирования.

В это непросто поверить, но в школу картинга пацаны (и девчонки, кстати, тоже) принимаются уже с 9 лет. Встречаются, правда, спортсмены и ещё моложе, но к соревнованиям допускают с 9-летнего возраста. Для занятия картингом, естественно, требуется настоящая автоспортивная амуниция: шлем, перчатки, огнеупорный комбинезон, специальная обувь, воротник для шеи, защитный жилет. Требуется и специальное нательное бельё. В общем, всё как у Шумахера.

Кстати, гонщики Формулы 1 тоже иногда садятся за карт и соревнуются между собой. Вот здесь на видео и сам "Красный Барон" на таких гонках в 1994 году:

А можно стать настоящим гонщиком в столь юном возрасте? Легко. Да так, что объедешь и опытного гражданского водителя с мегастажем. Картинг - самый идеальный фундамент для начала занятий автоспортом. Все азы поведения четырёхколёсного транспортного средства заложены именно в этой маленькой, на первый взгляд несерьёзной машинке. А как известно, чтобы превратиться в профессионала, спортом надо заниматься с детства. Так и выходит, что картинг совмещает такие ключевые особенности: доступен для детей, является первой важной ступенью в автоспорте.

Картингом занимается народ разных возрастов, и соответственно машины делятся на группы и классы, которые, в свою очередь, различают карты по размерам, весу, объёму двигателя и т. д. Это только так кажется, что все карты одинаково маленькие. А вот и нет. Разновидностей их больше, чем в любом другом виде автоспорта. Мы распишем их лишь поверхностно, чтобы иметь представление о том, как примерно делятся классы в Казахстане. Все технические требования по гоночным машинам расписаны куда детальнее.

Итак, детишкам предоставляется карт маленьких размеров, двигатель тоже ограничен по объёму. Для детей от 8 до 12 лет - до 50 куб. см, без коробки передач (класс «Бастау»). Есть класс MINI, он ограничен 60-кубовыми моторчиками без коробки передач - для детей от 9 до 14 лет.

Юноши пересаживаются на взрослые гоночные машины класса KF3, Intercontinental A-J, «Союзный-Юниор», «Ротакс Макс-Юниор». Рост и физическое развитие уже вполне соответствуют, но движки ограничены от 100 до максимальных 125 кубиков. В зависимости от класса разнится возраст гонщиков - от 13 до 18 лет - а также коробки передач.

Самые мощные болиды у взрослых - объём двигателя достигает 250 куб. см. В эту группу можно вступить уже с 15 лет (KF 2, «Ротакс Макс» - объём до 125 кубиков без коробки), а во все остальные, включая свободный класс SA 250, - с 16 лет (KZ-2, Intercontinental A, SA 250, «Союзный» - моторы от 100 до 250 куб. см, коробки в зависимости от класса - либо есть, либо нет).


Если вес пилота не дотягивает до класса (к примеру, в KZ-2 снаряжённая масса с пилотом должна быть 175 кг), то вешаются дополнительные грузики

Кстати, в разных странах технические требования и правила могут различаться, классы называться по-другому. Но если рассмотривать глобально, то примерно всё одинаково.

2001-11-01T17:48Z

2008-06-04T19:29Z

https://сайт/20011101/7990.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Чемпионами мира по картингу в сезоне-2001 стали Витантонио Лиуцци и команда "Тони Карт Рейсинг Тим"

12

Подведены итоги чемпионата мира по картингу в сезоне-2001 после заключительного этапа, прошедшего в немецком Керпене. Об этом корреспонденту РИА "Новости" сообщили в штаб-квартире Международной федерации автоспорта /ФИА/ в Женеве. Чемпионом мира стал итальянец Витантонио Лиуцци, который опередил ближайшего преследователя Сауро Цессети на 35 очков. Третий призер - Давиде Форе, отставший от Цесетти на 7 очков. В заключительном этапе сезона принял участие бывший картингист, а ныне четырехкратный чемпион мира по кольцевым автогонкам в классе "Формула-1" Михаэль Шумахер. Он завоевал второе место в гонке и с 20 очками занимает 21-е место в общем зачете чемпионата мира по картингу. Трасса в Керпене принадлежит семье Шумахера и располагается на улице, названной его именем. В командном зачете победу одержала "Тони Карт Рейсинг Тим". На втором месте с отставанием в одно очко расположилась команда "Си-Эр-Джи". Чемпионат мира по картингу 2001 года насчитывал 10...

ЖЕНЕВА, 1 ноября. /Корр. РИА "Новости"/. Подведены итоги чемпионата мира по картингу в сезоне-2001 после заключительного этапа, прошедшего в немецком Керпене. Об этом корреспонденту РИА "Новости" сообщили в штаб-квартире Международной федерации автоспорта /ФИА/ в Женеве.

Чемпионом мира стал итальянец Витантонио Лиуцци, который опередил ближайшего преследователя Сауро Цессети на 35 очков. Третий призер - Давиде Форе, отставший от Цесетти на 7 очков.

В заключительном этапе сезона принял участие бывший картингист, а ныне четырехкратный чемпион мира по кольцевым автогонкам в классе "Формула-1" Михаэль Шумахер. Он завоевал второе место в гонке и с 20 очками занимает 21-е место в общем зачете чемпионата мира по картингу.

Трасса в Керпене принадлежит семье Шумахера и располагается на улице, названной его именем.

В командном зачете победу одержала "Тони Карт Рейсинг Тим". На втором месте с отставанием в одно очко расположилась команда "Си-Эр-Джи".

Чемпионат мира по картингу 2001 года насчитывал 10 этапов.

Гоночный микролитражный автомобиль - карт, приобрел большую популярность как дешевый способ занятия автогонками. Для многих спортсменов картинг это первая ступенька к покорению вершин автоспорта. Считается, что первый автомобиль без кузова появился в результате детской забавы - катания на деревянных тележках с горки но со временем полюбился водителям настолько, что стал одним из самых востребованных устройств спортивной езды. Сейчас картинг превратился в самостоятельную спортивную дисциплину.


История картинга началась во время Второй мировой войны. Пилоты американской авиации собирали из подручных средств моторизированные тележки и устраивали развлекательные гонки во время отдыха. Машину, похожую на современные карты, первый раз увидели летом 1956 г. в США. Ее создателем стал механик гоночных автомобилей Арт Инглес. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л.с.


Машина приобрела популярность, результатом чего стало основание первой в мире фирмы по производству картов. В 1957 г. в Пасадене организована тестовая гонка и разработан техрегламент. В 1964 г., в Риме, был проведен первый чемпионат. Теперь картинг это официальный вид спорта. Если прочесть биографии чемпионов Формулы-1 становится ясно, что с картинга начинался их путь в мир автоспорта.


Быстрая езда на карте требует применения определенных :

  • Входя в поворот, следует двигаться по схеме - внешний/внутренний/внешний радиус.
  • Движение по самой короткой траектории не является самым быстрым способом прохождения поворота.
  • Симметричная траектория прохождения поворотов не является самой лучшей. Это обусловлено разной динамикой торможения и разгона карта.
  • Избегать заносов поскольку занос это торможение - а торможение ухудшает результат.

Популяризация

Картинг является самой массовой и популярной в мире. Приобретая опыт управления картом, участвуя в соревнованиях разного уровня, гонщики попадают в другие классы гонок. Картинг поддерживают автомобильные федерации, подающую надежды молодежь замечают менеджеры профессиональных команд.


В 60-х гг. в г. Курске был сконструирован первый в истории СССР карт для автогонок, ознаменовав начало взрывного развития спорта в Союзе. Официальным становлением в СССР считается 1960 г., год принятия "Правил проведения соревнований на микро автомобилях типа "Карт"". Началось массовое производство машин и к началу 1990-х гг. в 5 тыс. секций картингом занимались свыше 130 тыс. человек.


С 2000-х гг. в России возрождается интерес к картингу, растет число клубов и секций. Появляются прокатные центры и современные картодромы мирового уровня. Сейчас в России насчитывается 168 картодромов, 44 крытых и 24 открытых картинг-центра.



Формат гонок

Формат определяет размер карта, длительность квалификации, продолжительность самой гонки и количество обязательных смен техники в одном заезде. Гонка состоит из квалификационной и главной частей. Определяют и минимальное число участников заезда. Корректировке может подвергаться время отведенное на квалификацию и гонку. Картинговые трассы могут быть открытого/закрытого типа (существуют большие крытые картодромы). Есть и специальные трассы которые имеют большое количество сложных и крутых поворотов. Они используются для проведения спортивных гонок. Система управления трафиком на треке - флаговая.



Скоростные заезды с раздельным стартом на короткой дистанции. Определяющим фактором является точность и время прохождения дистанции.

Гонки большой длительности с пит-стопами и фиксированным временем заезда. После пересечения лидирующей машиной линии финиша, либо по истечении времени, всем участникам заезда подается сигнал окончания гонки, после, производится подсчет очков.

  • Спидвей

Представляет собой гонки по замкнутому гаревому треку с указанным количеством кругов. Победителям начисляются призовые очки.


Техника

Устройство карта представляет , выполненную из магнитных сплавов. На раме располагают , рулевое управление, сидение. Главные современные виды картингов - прокатные и спортивные, имеют отличия в установке и настройке рулевого управления, и . Низкий центр масс обеспечивает высокую разгонную динамику и невероятное сцепление с дорожным покрытием, которое буквально приклеивает его к дороге. Скорость карта зависит от снаряженной массы (вес с пилотом) и мощности двигателя (как правило не превышает 150 км/ч). Управление этим автомобилем требует хороших навыков езды и вождения. Рост пилота не должен превышать 1 м 90 см. Рекорд скорости составил - 260 км/ч.


Шасси

Амортизирующая подвеска в карте отсутствует, ее роль выполняют и каркас. Главная черта - жесткая езда, требующая специфической . На любой неровности машину сильно подбрасывает и сбивает с траектории, процесс езды крайне жесткой.

Силовая установка

Карты оснащаются малолитражными 2-тактными бензиновыми ДВС для спорта и 4-тактные для проката. Двигатели с водяным либо воздушным охлаждением, очень популярны модели - "Rotax". Для спорта мотор и радиатор охлаждения устанавливают сбоку, а для развлекательной езды устанавливают в задней части прокатного карта.

Коробка переключения передач

  • цепная
  • автоматическая КПП с центробежной муфтой и вариатором
  • механическая коробка с классическим набором педалей: газ, тормоз, педаль сцепления

Тормоза

Однодисковый, на приводном валу либо на отдельных колесах




Колеса

Диаметр передних колес меньше задних. Для применяют различные :

  • слики
  • дождевые
  • промежуточные
  • зимние

Спортивный картинг

Профессиональный картинг включает такие классы как:

  • детские
  • национальные
  • международные

Спортивные классы картинга используют как путь к вершинам гоночных соревнований. Занятия профессиональным картингом позволили начать свою спортивную карьеру многим гонщикам: легенде Формулы 1 - Аертону Сенне, братьям Михаэлю и Ральфу Шумахерам. Российский пилот Формулы 1 - Даниил Квят также начал свою карьеру именно в картинге.




Международные классы

Многие производители картов и комплектующих к ним проводят свои чемпионаты. Этапы соревнований проходят в разных странах, при этом возможность поучаствовать есть не только у профессиональных гонщиков но и любителей. Sodi World Series , к примеру, объединяет более 170 картинговых трасс по всему миру. Большую популярность имеет серия Rotax MAX Сhallenge .

Участвуют карты с объемом двигателя 125 см3 без ручной коробки передач. Минимальный вес с водителем (снаряженная масса) 145 кг. Возраст пилотов - 12-15 лет.


Двигатель объемом в 125 см3 с АКПП. Минимальная снаряженная масса 158 кг. Возраст пилота от 15 лет.


  • KZ2/KZ1

Карты оборудованы 2-тактный ДВС с водяным охлаждением. Объем двигателя до 125 см3 и 6 скоростей переключения передач. Минимальный снаряженный вес - 175 кг. Возраст пилотов от 15 лет. KZ1, кроме возможности изменять передаточное число КПП и шин типа - Софт, аналогичен KZ2.


  • Rotax-Max junior

Двигатель фирмы Rotaх мощностью 15 kW, снаряженная масса - 145 кг.

  • Easykart

Допускаются двигателями с объемом в 50, 60, 100 и 125 см3.

Класс - Национальный

Подобные классы создаются национальными федерациями автоспорта, под эгидой которых соревнования и проводятся.


Чемпионат и кубок России по картингу

" " в России проводят в национальных классах: Пионер, Кадет и Национальный-юниор и официально поддерживается Российской Автомобильной Федерацией:

  • Пионер

Используются одноцилиндровые двигатели оснащенные воздушным охлаждением. Коробка передач с 2-5 скоростями. Возраст участников - 8-12 лет.

  • Кадет

То же, что и Пионер, за исключением установки двигателя объемом в 50 см3. Возраст водителя ограничен 10-15 годами.

  • Национальный-Юниор

КПП имеет 4-6 скоростей. Двигатель - 125 см3. Возраст водителя - 13-18 лет.


Заводские классы

Участвуют карты с одноцилиндровыми двигателями серийного производства с воздушным охлаждением: IAME EasyKart 50-125 см3 и Rotax-max.

Любительские классы

  • Классы соревнований на прокатных картах и взрослые классы с маломощными картами

Детские классы

В соревнованиях могут участвовать дети начиная с 6 лет, но обучаться езде разрешено в любом возрасте.

Разделяются на:

  • Микро
  • Супер-мини
  • Пионер
  • Кадет
  • Мини-Ракет
  • Ракет
  • EasyKart-50, 60


Прокатный картинг

Это вид досуга является платным развлечением. На картодроме участники проходят инструктаж, получают необходимую экипировку и выезжают на трассу. Существуют прокатные спортивные соревнования любителей. Они далеки от профессионального картинга при этом не менее популярны.


Российский пилот команды Tony Kart Racing Team Никита Мазепин финишировал вторым на чемпионате мира по картингу в классе KF.

Судьба серебряной медали решилась лишь на последнем круге. Мазепину удалось в упорной борьбе опередить Джехана Дарувалу из Индии. Для российского автоспорта это первый успех в гонках подобного уровня. Победителем соревнований, проходивших во Франции, стал представитель Великобритании Ландо Норрис.

Год назад на чемпионате мира в Бахрейне Никита также финишировал вторым, но один из соперников подал протест, обвинив россиянина в том, что он срезал один из поворотов.

Судьи в связи с этим неоднозначным эпизодом не предъявляли Мазепину никаких претензий - ни по ходу гонки, ни после финиша. Тем не менее, Никиту наказали десятисекундным штрафом, который не позволил ему попасть на подиум.

На чемпионате мира во Франции успеха добился и партнер Мазепина по команде Tony Kart Racing Team — сын легенды «Формулы-1» Михаэля Шумахера, выступавший под именем Мик Джуниор. Он занял второе место в категории KF Junior, уступив лишь представителю Великобритании Энаму Ахмеду. Третьим стал Маурисио Баис из Венесуэлы.

«Конечно, я горжусь, что занял второе место, — цитирует Шумахера-младшего La Gazzetta dello Sport. - Для меня это очень важный результат. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что для меня может быть только одна цель - чемпионский титул. Впрочем, у меня еще все впереди. Карьера только начинается».

Гонщики команды Tony Kart Racing Team Никита Мазепин (слева) и Мик Шумахер.

В начале сентября Мик занял второе место на чемпионате Европы по картингу в той же категории KF Junior. По итогам восьми этапов он пропустил вперед лишь того же британца Энама Ахмеда.

Юный немец впервые поднялся на подиум в апреле, стал вторым на этапе картинговой серии WSK Super MasterSeries на севере Италии. Интересно, что помогает юному гонщику Петер Кайзер, который сопровождал на первых порах и Шумахера-старшего.

Ранее сын семикратного чемпиона мира, также начинавшего свой путь в автоспорте с картинга, выступал на соревнованиях под именем Мик Бетч. Он взял девичью фамилию своей матери, чтобы избежать сравнения с великим отцом.

По окончании чемпионата мира вице-президент Российской автомобильной федерации, председатель комитета по картингу Василий Скрыль рассказал корреспонденту « РБК -Спорт» Юрию Нестеренко об итогах соревнований.

— После успеха в чемпионате мира по картингу Никита Мазепин должен, по логике вещей, переходить в «открытые колеса», где ему будет лучше построить карьеру?

— Насколько я знаю, у Никиты уже есть планы на будущее, и он хочет попробовать себя в двухлитровой серии Renault, так что у нас есть все шансы уже в новом сезоне болеть за него в Европе.

— Наш вице-чемпион гонялся в одной команде с сыном легендарного Михаэля Шумахера, это как-то подстегивало, влияло на результат?

— Прямого влияния на результат, конечно, не было. Но Михаэль до своей травмы был на каждом этапе своего сына, и вот там прямое влияние уж точно было, спуску он своему отпрыску не давал. Всегда натаскивал его. Он всегда выступал под другой фамилией, но все прекрасно знали, чей это сын. Команда вообще очень красиво поступила, что поддержала Мика в такой момент, оставила в команде и дала шанс выступать. Я не могу сказать, что он очень талантлив и экстраординарен, но он очень упорный малый, многого добивается именно благодаря своему трудолюбию.

Команда Tony Kart Racing Team празднует успех на чемпионате мира.

— Вы затронули тему влияния отцов, упомянув Михаэля Шумахера, но мы все знаем, что и у Никиты отец — человек очень обеспеченный, который многое сделал для карьеры своего сына.

— Безусловно, влияние Дмитрия Аркадьевича (владелец ОАО « ОХК «Уралхим» и ОАО «ГалоПолимер», по оценке Forbes на 2014 год его состояние равнялось 1,4 млрд долларов - прим.ред .) есть, но это именно тот пример положительного влияния, когда финансовые вливания производятся правильно, ведь большие деньги могут сыграть плохую шутку. Тут надо больше концентрироваться на тренировочном процессе до юниорского уровня, а потом уже не мешать развиваться гонщику. Он все рационально распределил, не заваливал команду сына неконтролируемым потоком денег. Бывают же и другие примеры, когда папы хотят чтоб сын выигрывал все, а так не бывает, создается давление, которое только мешает и мы теряем перспективного спортсмена. Вот Никита в этом сезоне провел столько великолепных гонок, но и сошел в нескольких по банальным техническим причинам.

Очень важно распределить нагрузку на молодого гонщика и дать ему возможность получить образование и хорошо окончить школу. Конечно, помощь отца трудно переоценить, но второе место на чемпионате мира, где приходится соревноваться со взрослыми гонщиками — заслуга Никиты.

— Многие наши восходящие звезды автоспорта, тот же Даниил Квят, начинали блистать за рубежом, в Европе. Почему все предпочитают тренироваться и жить там, нежели в России, условия лучше?

— Не буду лукавить, но надо признать, что мы долгое время догоняли Европу по своему уровню. Да, наши чемпионат в зачете 60 кубов признали третьим в Европе, но у России есть несколько минусов. Первое — климат. В той же Италии сезон открывается в марте и заканчивается в ноябре, а у нас он открывается в мае и уже к октябрю закрывается. Это вопрос практики и возможности проводить как можно больше гонок. По организации мы уже подтянулись, трасс у нас все еще мало. Тем более, что если ты хочешь выступать на чемпионате мира, ты должен гоняться в Европе со своими прямыми конкурентами. Никита, например, всегда выступал в российском первенстве, ведь чтобы получить международную лицензию, надо добиться определенного успеха в своей родной стране. А он был призером российского чемпионата.



  • Разделы сайта