Каком возрасте лучше учить ребенка плавать. Упражнения для плавания грудничка дома. Когда плавать необходимо

Современные родители увлекаются всевозможными методиками, при помощи которых можно начать развивать свое чадо с раннего возраста. Одно из популярных направлений на сегодняшний день – это грудничковое плавание. Чтобы научить малыша нырять, плавательный бассейн покупать не придется, проводить элементарные уроки можно дома, в ванной. Для этого понадобится только шапочка и круг на шею. Плавание для грудничков – это весело, полезно и способствует улучшению моторики.

Не многие знают, что маленькие детки прекрасно умеют плавать с самого рождения. Они могут задерживать дыхание и нырять, весело плескаться в ванной. Данная тенденция объясняется тем, что у малыша есть врожденный рефлекс, ведь в материнской утробе он 40 недель находился в жидкой среде.

Умение плавать пропадает через 3 месяца после рождения. Педиатры рекомендуют во время купания делать с ребенком определенные упражнения, чтобы он не терял навыков держаться на плаву. Кроме того, грудничковое плавание – это очень полезно для детского развития.

Чем плавание полезно для грудничков:

  1. Регулярные водные процедуры полезны любому человеку, особенно маленьким детям. Это позволяет организму легче научиться относиться к перепадам температуры.
  2. Систематические занятия способствую формированию красивой и ровной осанки, укрепляют позвоночник.
  3. Выполнение упражнений дома в ванной способствует поддержанию нормального уровня гемоглобина.
  4. Ныряние приводит к тому, что небольшая часть воды проникает в нос малыша. Это отличная профилактика насморка, также такое «промывание» удаляет со слизистой оболочки аллергены и бактерии.
  5. После купания улучшается сердечный ритм малыша.
  6. Если научить чадо плавать с самого маленького возраста, в дальнейшем он не будет бояться открытых водоемов.

Научить маленького ребенка плавать дома в ванной и нырять – это не такая сложная задача для родителей. Постарайтесь максимально придерживаться представленных рекомендаций и сможете получить максимальную пользу из занятий.

Полезные советы:


Плавание в ванной в домашних условиях: упражнения для грудничков

Многие родители считают, что учить нырять маленьких деток – это сложно, требует много нервов и совершенно не интересно. Стоит отметить, что это совершенно не так. Вот несколько упражнений.

  1. Толчки. Держите малыша крепко, приближайте его с кругом к краю ванной, чтобы он научился отталкиваться.
  2. Переверните чадо на животик. Шапочка и круг должны быть при этом сняты. Придерживайте малыша за подбородок, позвольте ему поплескаться.
  3. Теперь надо научить чадо плыть. Исходное положение точно такое же, как в предыдущем упражнении, без специальных атрибутов (круг). Кладем перед малышом на воду одну из его любимых игрушек, чтобы он к ней тянулся.
  4. После того как малыш уже будет уметь плыть по прямой линии, нужно научить его менять направление. Данное упражнение можно выполнять как с кругом, так и без него. Во время купания рисуйте ребенком в воде восьмерку.
  5. Плавными движениями опускайте тело малыша вверх и вниз, придерживая его при этом за подбородок. Для упражнения круг не нужен.
  6. Теперь переходим к ныряниям. Это самая сложная часть занятий. Родители боятся, что их чадо задохнется. Однако стоит отметить, что малыш с рождения прекрасно может задерживать дыхание, ему просто надо об это напомнить. Придумайте ключевое слово, например «вперед», и резко опустите чадо на несколько секунд в воду. Конечно, первые несколько дней малыш может плакать, но потом он привыкнет. 10 дней такого купания и вы удивитесь, насколько изменится отношения ребенка к воде.

Противопоказания

К сожалению, научить держаться на воде можно не каждого ребенка. У таких упражнений есть свои противопоказания:

  • врожденные проблемы с сердцем;
  • период вирусного заболевания;
  • судороги и другие нервные расстройства;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Как видите, грудничковое плавание – это весело, познавательно и полезно. Если вы не дадите чаду забыть эти навыки с детства, во взрослом возрасте у него будет проблем с боязнью воды, он будет прекрасно чувствовать себя в этой среде.

Всем известно, что жизнь зародилась в воде. Неслучайно практически все любят проводить время на водоемах или в бассейне. неоспорима. В процессе плавания работают все группы мышц, укрепляется сердечно-сосудистая система, улучшается работа легких. После водных процедур получается прекрасно расслабиться. Заниматься плаванием стало возможным на протяжении всего года. Летом для этого существуют отличные водоемы, а зимой свои услуги предлагают многочисленные бассейны.

Учимся плавать с первых дней

Научить малыша плавать с первых же дней его жизни достаточно просто. Ведь дети имеют врождённый рефлекс плавания. Все 9 месяцев внутриутробного развития плод находится в водной среде. Неслучайно многие родители решаются и роды осуществлять в ванной.

Первые уроки с новорожденным можно проводить в домашних условиях. До двух месяцев младенец вообще чувствует себя в воде прекрасно и практически не нуждается в помощи родителей. А вот если пропустить это время, придется начинать обучение с нуля. Новорожденный ребенок умеет самостоятельно под водой задерживать дыхание и совершать особые плавательные движения. Многие взрослые интересуются, как дети плавают под водой. Ничего удивительного в этом нет. Природа позаботилась о том, чтобы новорожденный чувствовал себя безопасно в водной среде.

Уроки плавания с малышом до года

Начинать обучение следует лишь тогда, когда у новорожденного полностью заживает пупочная рана. Первый урок плавания необходимо проводить в домашней обстановке. Ванной комнаты вполне будет достаточно для маленького человека. Обучение желательно проводить под присмотром специалиста.

Урок начинается с того, что младенец принимает ванную с одним из родителей. Температура воды при этом не должна быть ниже 37 градусов по Цельсию. Температура воды может понижаться на несколько градусов с каждым последующим занятием. За год обучения следует дойти к отметке в 28 градусов по Цельсию.

Очень важным во время проведения обучения является самочувствие родителей. Страхи и плохое настроение могут передаться новорожденному. Следует знать также, как правильно держать младенца во время плавания. Если малыш лежит на спинке, его следует придерживать за затылок и попку. В положении на животе нужно поддерживать ребенка за подбородок.

Наблюдать за тем, как дети маленькие плавают, всегда приятно. А осознание того, что подобные упражнения приносят еще и огромную пользу, рождает еще больше положительных эмоций. Плавание дает возможность быстрее окрепнуть маленькому организму. Малыши значительно быстрее учатся сидеть, самостоятельно стоять на ножках и ходить.

Плавание с первых дней - здоровый и спокойный ребенок

Нет такого врача, который бы отрицал пользу плавания для новорожденных. Начиная занятия с раннего возраста, родители решают сразу несколько задач. Очень важным аргументом является безопасность. Ребенок, с которым мы учимся плавать с первых же дней его жизни, никогда не будет бояться воды. А значит, вероятность того, что он захлебнется на водоеме или вообще будет бояться заходить в воду, практически отсутствует.

Секретом не является также тот факт, что будущее здоровье человека зависит от того, насколько правильно ухаживали за ним в первые годы его жизни. Плавание является прекрасным тренажёром. Уроки позволяют заложить действительно прочный и надежный фундамент будущего здоровья. Поэтому так важно начинать первые уроки плавания с раннего возраста.

Еще одной положительной стороной плавания является закаливание. Дети постепенно привыкают к пониженной температуре воды и прекрасно переносят перепады температуры. Такие малыши значительно лучше чувствуют себя в зимние холода и практически не болеют.

Минусы грудничкового плавания

Несмотря на огромную пользу плавания с новорожденным, родители должны знать также и о второй стороне медали. В некоторых случаях плавание может негативным образом сказаться на здоровье младенца. Основная причина заключается в том, что новорожденный еще не умеет выражать свои эмоции. Он не может сообщить о том, что процедура ему совсем не нравится. Кроме того, во время плавания в уши или носик младенцу может попасть вода. А это чревато отитом и другими воспалительными процессами.

Перед тем как научить ребенка плавать, стоит обязательно проконсультироваться с участковым педиатром. Не рекомендуется проводить занятия с новорожденными, которые имеют родовые травмы, а также невысокий балл по

Следует изначально решить, где научить ребенка плавать. Ведь во время ныряний малыш может проглотить немного воды. Бассейн с хлорированной водой точно неподходящий вариант. После таких уроков у младенца может случиться расстройство желудка, или будут мучить колики. В идеале для купания нужно использовать кипяченую или отфильтрованную воду.

старше года

Со взрослым малышом занятия плаванием будут доставлять огромное удовольствие. Процедура обязательно понравится ребенку. Сегодня в больших городах функционирует немало бассейнов, в которых набираются группы для различных возрастных категорий. Малыши весело плескаются в воде со своими ровесниками. Но родителям следует знать, Ведь глубина здесь значительно больше, нежели в домашней ванной.

За безопасность и самочувствие ребенка всегда отвечают родители. Поэтому во время проведения уроков нельзя отходить от ребенка ни на шаг. Несмотря на то что уроки плавания чаще всего проводятся в «лягушатнике» (бассейн с мелкой глубиной), малыш может поскользнуться или потерять равновесие. Поэтому перед тем как научить ребенка плавать, желательно обзавестись средствами безопасности. Это могут быть изделия из пенопласта или надувные круги. Зачастую специальные приспособления сдаются в бассейнах напрокат.

Как быть если ребенок боится воды?

Некоторые дети даже обычные гигиенические процедуры в ванной комнате переносят очень плохо. В этом случае процесс купания превращается в настоящие испытание не только для ребенка, но и для родителей. Стоит только представить, как будет вести себя ребенок перед большим объемом воды. Со страхом обязательно нужно бороться!

Боязнь воды - это не каприз или непослушание. Малыш на подсознательном уровне переживает за свою безопасность и жизнь. Поэтому ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, ругать его или ставить ему в пример ровесников. Выполнив несколько несложных действий, родители помогут малышу без проблем преодолеть страх.

Преодолеваем страх и отправляемся в бассейн!

Не стоит пугать ребенка большим объемом воды. Изначально маленького тазика будет вполне достаточно. Нужно превратить процесс купания в увлекательную игру, которая будет прекращаться по первому же требованию маленького человека.

Психологи утверждают, что боязнь воды в большой мере заключается в нежелании захлебнуться. Необходимо научить ребенка правильно задерживать дыхание. Сделать это легко можно с помощью брызг. Таким способом можно весело провести время с ребенком в ванной, постепенно приучая его к воде. Купание в ванной можно заменить также и душем. А на уроки плавания для начинающих следует отправляться лишь тогда, когда ребенок будет нормально воспринимать большой объем воды.

Плавание в открытом водоеме

Плавание на открытом воздухе несколько отличается от проведения занятий в бассейне. Несмотря на то что чистый воздух и солнечные лучи способствуют укреплению детского здоровья, плавание под открытым небом может оказаться небезопасным. В первую очередь потому, что мы не можем знать наверняка, является ли вода пригодной для водных процедур. Кроме того, многие недобросовестные посетители оставляют на пляжах множество мусора, часть от которого оказывается в воде.

Тем, кто решился все же провести первые уроки плавания с ребенком на водоеме, следует отдавать предпочтение проверенным местам. В идеале это должен быть платный пляж, который регулярно очищается и проверяется санитарными службами. Это место, где научить ребенка плавать удастся с наименьшим ущербом для здоровья.

Тем у кого есть дача за городом, прекрасной альтернативой может стать уличный бассейн. И совсем необязательно строить дорогостоящую конструкцию. В продаже имеются каркасные бассейны, которые достаточно просто ставятся и разбираются. Такой вариант стоит недорого и сможет прекрасно прослужить несколько лет.

Готовим ребенка к летнему отдыху

Те родители, которые своевременно не позаботились об обучении своих чад азам плавания, стремятся это сделать непосредственно перед отпуском. Но научить малыша основным приемам невозможно за несколько дней. Начинать занятия необходимо как минимум за месяц до отпуска.

Очень важно не торопить ребенка. Ведь каждый человек имеет собственный темп обучения. Существуют дети с особой конструкцией тела. Им достаточно сложно удерживаться на плаву. Таким малышам потребуется больше занятий для того, чтобы научиться действительно хорошо плавать.

Перед отпуском малышу необходимо приобрести качественный плавательный костюм, а также средства Отличным вариантом станут нарукавники. Они не будут мешать ребенку и позволят ему чувствовать себя в водоеме более уверенно.

Обучаемся плаванию на спине

Наиболее простым считается вольный стиль плавания. Именно такому способу дети обучаются в первую очередь. С каждым занятием хороший инструктор совершенствует умения ребенка. Уже на третьем — четвёртом уроке родители задаются вопросом о том, как научить ребенка плавать на спине.

Обучиться плаванию на спине просто необходимо! В первую очередь потому, что плыть таким способом значительно легче. Человек может находиться в воде продолжительное время, а лежа на спине можно без проблем восстановить силы. Кроме того, такое положения тела в воде позволяет лучше дышать. Малыши, которые умеют плавать на спине, имеют лучшую координацию движений. Это, в свою очередь, способствует улучшению работы мозга и умственному развитию.

Имеет плавание на спине также и психологический аспект. Проблема в том, что многие детки не могут преодолеть страх перед большим количеством воды. Тем, кому удается поплыть на спине, о страхе получается забыть навсегда. Кроме того, дети, которые освоили такой вид плавания, используют его практически постоянно.

Безопасное плавание - залог успешного развития!

О пользе плавания можно рассуждать часами. Обучать детей этому занятию можно и нужно с раннего возраста. Перед тем как научить ребенка плавать, стоит лишь учесть особенности маленького организма. Если родители все сделают правильно, они помогут малышу преодолеть страхи и прекрасно укрепить здоровье.

Плавание обязательно станет одним из любимых занятий ребенка. Тем более что водные процедуры можно проводить в любое время и при любой погоде. Стоит лишь приобрести абонемент в бассейн.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Грудничковое плавание приобретает все большую популярность в наше время. Родители сами учат детей плавать с рождения дома в ванне с поддерживающим кругом или доверяют это инструктору в бассейне. Для кого-то это просто модно и интересно. Если же основательно изучить данный вопрос, можно убедиться, насколько полезно плавание в столь раннем возрасте.

Следует сразу заметить, что новорожденные дети уже умеют плавать. В этом нет ничего удивительного – целых 9 месяцев ребенок жил в водной стихии в материнской утробе. После рождения еще около 3 месяцев он сохраняет способность инстинктивно задерживать дыхание под водой, к четвертому месяцу эта способность постепенно утрачивается.

Вода - естественная стихия малышей, поэтому введение купания в первые месяцы жизни может оказаться замечательной развивающей и физической нагрузкой для ребенка

Польза плавания для малышей

Плавание для грудничков как повсеместная практика было предложено еще в 60-х годах 20 века. Среди современных педиатров все больше специалистов признают этот метод и говорят о его несомненной пользе:

  1. Плавание грудничков в ванной или бассейне – прекрасный способ закаливания (см. также: ). Оно не только укрепляет общий иммунитет, снижая риск простудных заболеваний и повышая в целом сопротивляемость организма различным вирусам и инфекциям, но и благотворно влияет на физическое развитие детей.
  2. Если такой практикой заниматься регулярно, у ребенка формируется правильная осанка и укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночник.
  3. Опорно-двигательная система получает значительно больше пользы, чем от массажа. Занятия в воде тонизируют мышцы, если проводятся утром, и расслабляют перед сном. Примечательно и то, что дети, которые занимаются грудничковым плаванием, раньше начинают ползать и ходить.
  4. Кратковременные задержки дыхания во время купания и ныряния, сопровождающиеся незначительной нехваткой кислорода, стимулируют образование в организме эритроцитов. Как следствие, повышается уровень гемоглобина.
  5. Идет благотворное воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Стимулируется кровоснабжение внутренних органов и нормализуется артериальное давление.
  6. Во время ныряния вода попадает в носоглотку и вымывает накопившиеся бактерии, пыль, пыльцу и другие аллергены. Промываются гайморовы пазухи и создается хорошая профилактика насморка.
  7. Вода снимает всякое напряжение, успокаивает, убирает страхи и положительно влияет на всю нервную систему. Также занятия в воде способствуют укреплению интуитивной связи между мамой и малышом.
  8. Дети, которые плавают с рождения (даже только дома), в будущем не испытывают страхов перед большими и открытыми водоемами – бассейном, озером или морем.

Плавание в бассейне - отличная тренировка для маленького человечка! Практически все дети после водных занятий спокойно спят всю ночь. Это дает возможность и родителям выспаться и отдохнуть

Принципы грудничкового плавания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно. Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке.

  • Начинать водные занятия лучше в возрасте 3-4 недель. В это время у детей еще не утратился врожденный рефлекс задерживать дыхание под водой. Кроме того, пупочная ранка уже затянулась, а ребенок набрал вес и окреп.
  • Ванну или небольшой бассейн (если он имеется) необходимо содержать в чистоте. Перед процедурами емкость нужно тщательно мыть с мылом (подойдет обыкновенное хозяйственное), а 1 раз в неделю – чистить пищевой содой, хорошо смывая средство большим количеством проточной воды. Если для плавания используется плавательный круг, его тоже необходимо хорошо промывать. Раствор марганцовки или травяные отвары лучше не использовать, так как при купании вода может попадать не только в дыхательные пути, но и в пищеварение (рекомендуем прочитать: ). По этой же причине не нужно пользоваться агрессивными химическими средствами, которые плохо смываются и в небольшом количестве остаются на поверхности.
  • Температура воды для грудничков первых трех месяцев должна быть не ниже 32 градусов. Начать можно с 35 градусов и через несколько занятий постепенно снизить на 3 градуса. Погрузив малыша в воду, нужно понаблюдать за ним. Если он начал плакать и не прекращает уже несколько минут, значит, ему холодно. Если он слишком вялый, значит вода горячая. Если же ребенок быстро освоился в воде и совершает всевозможные движения руками и ногами, значит, температура воды оптимальная.

У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.

Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления; лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.

Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.

Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело. Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.

Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.

Упражнения и приемы

Если мама занимается с малышом только на дому, это вовсе не значит, что ребенку будет неинтересно в условиях обыкновенной ванны, а не большого бассейна. Чтобы свести на нет риск и обеспечить себе спокойствие, можно приобрести или шапочку с пенопластом, которые позволят малышу держаться на воде самостоятельно. Использование круга и освободит по большей части мамины руки, и движения ребенка сделает более раскованными.

Методика включает в себя следующие упражнения:

  1. Толчки и повороты. Малыша нужно приближать к стенкам емкости, чтобы, почувствовав ножками опору, он стал отталкиваться и плыть. Маме нужно лишь поддерживать его, когда он будет переворачиваться. Круг, придерживающий головку, тоже будет хорошо помогать и обеспечивать безопасность.
  2. Плескание. Когда ребенок лежит на животе, а его подбородок поддерживается маминой рукой или кругом, другой рукой мама может показать, как дрожит вода при плескании.
  3. Плавание. Когда малыш лежит в таком же положении, перед ним на небольшом расстоянии можно поместить кораблик или другую игрушку и помочь крохе догнать ее. С каждым разом расстояние до кораблика и скорость движения нужно немного увеличивать.
  4. Зигзаги и «восьмерки». Обучение этому упражнению можно начинать, когда плавание по прямой уже освоено. Теперь необходимо при помощи мамы «рисовать» на воде зигзаги и «восьмерки», переворачиваясь на спинку и животик. Здесь тоже лучше снарядиться плавательным кругом.
  5. «Качели». Грудничка необходимо положить на живот, а его головку придерживать руками или кругом так, чтобы она полностью находилась над водой. Очень плавно нужно направлять малыша, чтобы он совершал движения вперед-назад и вверх-вниз, погружаясь и поднимаясь.

Упражнения в воде требуют от мамы четкости и собранности, ведь именно она помогает малышу принять нужное положение, поддерживает его

С такими несложными занятиями справится любая мама. Чтобы было понятнее, как выглядят упражнения на практике, можно посмотреть видео-уроки с инструктором в бассейне.

Ограничения

Несмотря на то, что грудничковое плавание очень полезно и любимо детьми, оно тоже может иметь противопоказания. Чтобы их выявить, нужно обратиться к педиатру: если он не найдет никаких запрещающих факторов и не выскажется против, можно смело начинать водные занятия с малышом.

Очень важен и позитивный настрой. Если ребенок не хочет плавать и нырять, ни в коем случае нельзя настаивать и заставлять его. Такие действия родителей могут запросто травмировать детскую психику.

Какие нарушения в развитии могут препятствовать плаванию грудничка:

  • проблемы опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей;
  • врожденные патологии сердца;
  • дерматит, осложненный гнойными выделениями;
  • неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
  • простуда в период течения болезни.

Как видим, противопоказаний к грудничковому плаванию не так много, и они не являются распространенными среди новорожденных. Большинству же детей плавание показано. Кроме большой пользы, оно дает малышам множество положительных эмоций, поскольку вода изначально является для них родной стихией. Такие детки физически здоровее и лучше адаптируются к разным социальным условиям, а физическое и духовное здоровье ребенка заботит каждую маму.

Можно с одного , после того как хорошо заживет пупочная ранка. Вы можете довериться профессионалу – при некоторых детских поликлиниках есть бассейны для грудничкового . Принимают туда начиная с двух месяцев. Учить ребенка будет один из родителей под руководством опытного инструктора. Перед посещением бассейна малышу и нужно сдать медицинские анализы. Дети находятся в воде в специальных подгузниках для купания.

При желании вы можете заниматься с крохой самостоятельно в обычной домашней ванне. Температуру воды советуют постепенно снизить до 33-34оС – в прохладной воде ребенок охотнее двигается. Можно обойтись и без шапочки, поддерживая головку малыша рукой.

Младенец сначала учится на спине. Мама поддерживает одной рукой его головку, второй – бедра, и продвигает малыша вдоль ванны. Потом остается одна рука под головой. Постепенно приучайте кроху к мысли, что он будет плыть самостоятельно. Для этого меняйте руки под головой в ходе движения, увеличивая промежутки, когда ребенка находится без опоры. Ориентируйтесь на настроение вашего карапуза и на его успехи.

Второй шаг – научиться плавать на животе. Вначале ребенка поддерживают одной рукой под подбородком и , другой под , давая привыкнуть к новым ощущениям. Затем, когда малыш освоится, также продвигают его вдоль ванной, страхуя одной ладонью под подбородком.

Следующей задачей будет научить малыша нырять. Для этого скомандуйте: «Ныряем!» – и подуйте ему в лицо. Когда ребенок непроизвольно задержит дыхание, спокойным движением окуните на его с головой. Реакцией малыша, скорее всего, будет недоумение – что же это произошло? Ваша задача улыбкой и голосом показать, что все хорошо. Со временем кроха привыкнет и будет задерживать дыхание сам.

В обучении вам может помочь так называемая «шапочка русалки», которая представляет собой чепчик, на котором закреплены брусочки пенопласта. Так головка крохи поддерживается на плаву. Мама с помощью длинных ленточек, пришитых к чепчику, контролирует передвижение маленького пловца, лежащего на спине. По мере того, как малыш начинает держаться на воде, брусочки по одному вынимают. Купить такой чепчик можно в детских магазинах.

Очень важен при занятиях настрой мамы. Вы должны быть спокойны и уверены – ребенку передается ваше состояние. При явных признаках неудовольствия не форсируйте события – так вы только закрепите возникший страх. Лучше через некоторое время спокойно повторить попытку. Пусть главной целью ваших занятий будет не научить малыша плавать при любых обстоятельствах, а хорошее настроение и радость вашего карапуза.



  • Разделы сайта