Какой самый знаменитый гонщик. Уровень пилотов Формулы Е. Рассказ отца Виталия

10 лучших российских гонщиков, за которых вы будете болеть

Гид «Матч ТВ» о тех, за кого вы будете болеть в формульных сериях в сезоне-2017. ВТБ Гран-при России 2017 – с 28 апреля в прямом эфире «Матч ТВ».

Кто лучший?

Даниил Квят / Фото: © Getty Images

Даниил Квят, 22 года

Единственный российский пилот «Формулы-1» дебютировал в «Торо Россо», когда ему было 19 лет и 324 дня. Это не рекорд – Макс Ферстаппен стартовал в 17 лет и 166 дней, но в десятке самых молодых Квят стоит выше Феттеля. Себастьян, как и Даниил, прошел гоночную программу «Ред Булл Джуниор» и был зачислен сначала в «Торо Россо», а затем в главную команду.

Квята забрали в «Ред Булл» после ухода Феттеля в «Феррари», но вскоре вернули обратно – после того, как Даниил врезался в Себастьяна в Сочи и выбил его из гонки. За 2 недели до этого Феттель в прямом эфире отчитал Квята за опасные маневры на трассе, которые чудом не привели к аварии. Даниил в той гонке финишировал третьим, но больше до подиума не добирался.

Вернувшись в «Торо Россо», пилот долго привыкал к машине и ее техническим проблемам, но все же получил контракт на 2017 год и новый болид с новой раскраской, который сам Квят .

– Даня – наша главная надежда. Хочется пожелать ему победить своего напарника по команде, это главная задача для любого спортсмена. Не ощущаю, что у него есть какие-то психологические проблемы. Хотя менеджеры Дани иногда ведут себя жестко и закаляют его характер. Часть сезона после летнего перерыва была проведена на позитивной ноте, и Даня был настроен правильно – с грамотным и устойчивым подходом к делу.

У меня нет разочарования от Квята. Наоборот: он стал более ярким и мужественным. Ему пришлось пережить серьезное потрясение. С точки зрения менеджмента, у меня глубочайшее разочарование Хельмутом Марко (консультант «Ред Булл» – «Матч ТВ»). Да, он сделал правильный шаг и привел в топовую команду очень перспективного пилота – Макса Ферстаппена. Но никто не отменял человеческие отношения. Переход Квята можно было обставить по-другому, чтобы Даня не потерял концентрацию и уверенность в себе.

Владимир Башмаков, комментатор «Матч ТВ»:

– «Торо Россо» слишком долго использовал мотор 2015 года. Все команды, у которых были актуальные моторы, за счет прогресса мотористов шли вперед, а «Торо Россо» отставал. К тому моменту, когда Квят вновь собрался с силами, показать те результаты, которые в первой половине года показывал Сайнс, он не мог.

Позитивный момент – то, что его оставили в структуре «Ред Булл», которая обычно не разменивается на мелочи и в случае чего легко расстается с пилотами. То есть в него верят. Другой момент – Квятом интересовалась «Форс Индия». Были слухи о переговорах и с другими командами.

Теперь вопрос в том, насколько Квяту будет подходить новый технический регламент, ведь машины в плане управления станут немного другими. «Торо Россо» находится в средней группе – с «Форс Индией», «Рено» и «Хаас». Расстановка сил там часто будет меняться – и многое зависит от того, насколько быстро в командах поймут, в какую сторону нужно развивать свою машину. Возможно, поэтому и был сделан выбор в пользу Сайнса и Квята, которые уже обладают определенным опытом. Брать новичка в такой сезон невыгодно.

Кто близок к «Ф-1»?

Сергей Сироткин, 21 год

Сергей Сироткин / Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Сироткин на год младше Квята и ближе остальных российских пилотов к попаданию в «Ф-1». Летом 2013-го Сергей начал сотрудничать с командой «Заубер»: управлял болидом на тестах в Бахрейне, выступал на пятничной тренировке в Сочи, но место боевого пилота так и не получил.

Полноценно дебютировать Сироткин рассчитывает в 2018 году. В прошлом сезоне он совмещал выступление в GP-2 (следующий класс после «Формулы-1») с ролью тестового пилота «Рено». А в начале этого года был представлен в качестве резервного пилота команды.

Оксана Косаченко:

– Нам грех жаловаться. В настоящее время в «Формуле-1» представлены 3 российских пилота – такого давно не было. Сергею чуть-чуть не везет: с таким талантом, как у него, уже пару лет нужно быть боевым пилотом, но это скорее ошибки менеджмента. Имею в виду то, как они выстраивают взаимоотношения с командами, спонсорами и промоутерами. Здесь нет единой концепции и непонятно, какой шаг будет следующим. Еще год назад мы ждали, что Сергей окажется в команде. Теперь он резервный пилот, но сама презентация стала каким-то позором: такое ощущение, что Сироткина выставили в последний момент, он даже не был одет в командную униформу. Это достаточно оскорбительно.

Пилот такого уровня должен быть нарасхват. Я не говорю о топовых командах, но команды второго дивизиона получили бы очень хорошего, работоспособного спортсмена с невероятным потенциалом и самоотдачей. Мало кто из гонщиков посвящает столько времени работе над собой и работе с инженерами. Если взять 10 лучших гонщиков мира, которые не выступают в «Формуле-1», он, безусловно, туда войдет.

Две подряд бронзы в GP-2 – это отличный результат. В первый год Сироткин вообще выступал не в топовой команде, где было очень сложно. В этой категории очень многое зависит от коллектива и машины.

Владимир Башмаков:

– Сейчас в «Формулу-1» сложно попасть, каким бы талантливым ты ни был. Нужны большие деньги – если только ты не входишь в программу того же «Ред Булл». Сергей, к счастью, в достаточно крупной программе. Он уже обладает необходимой скоростью и доказывал это оба раза, когда участвовал в свободных заездах Гран-при Сочи. В этом сезоне он будет постоянно с командой, его основная деятельность – быть третьим пилотом команды на случай, если кто-то из гонщиков не сможет выйти на старт. Но надо понимать, что 2 пилота «Рено» – это Нико Хюлькенберг, вокруг которого строится команда, и Джолион Палмер с хорошим бюджетом.

Никита Мазепин, 18 лет

Никита Мазепин / Фото: © globallookpress.com

До 13 лет Мазепин занимался в московской школе картинга у тренера, работавшего с Даниилом Квятом. Затем год выступал в «Формуле Рено 2.0», откуда, перешагнув уровень «Формулы-4», ушел в один из самых сложных чемпионатов – «Европейскую Формулу-3».

В сезоне-2016 Мазепин совмещал гонки с должностью пилота по развитию в «Форс Индии». Долгосрочный контракт с командой «Формулой-1» он подписал уже в 16 лет, а в его обязанности вошла работа на симуляторе и посещение нескольких Гран-при в сезоне.

Оксана Косаченко:

– Надеемся, что в «Форс Индии» на Никите будет больше нагрузки. В прошлом году он был пилотом по развитию, теперь будет ездить почти на каждый этап. Плюс, он неплохо проявил себя в «Формуле-3», это надо развивать. В его случае есть выстроенная, понятная концепция. Мне кажется, через год-два он окажется боевым пилотом «Ф-1».

Владимир Башмаков:

– Насколько мне известно, бюджет на то, чтобы попасть в «Формулу-1» у парня есть, поэтому он работает с «Форс Индией». Но как гонщику ему еще нужно работать.

Кто еще в деле?

Михаил Алешин, 29 лет

Михаил Алешин / Фото: © Getty Images

Три года назад Алешин попал в тяжелую аварию , которая едва не перечеркнула не только карьеру, но и жизнь пилота. В больнице первому российскому гонщику «Индикар» (самая статусная серия в США, где с 1950 года погибло свыше 50 пилотов) диагностировали сотрясение мозга, перелом ребер, травму грудной клетки и перелом правой ключицы. Алешин говорил, что помнит только «последний момент до удара, а дальше – черное пятно», и признавался, что авария повлияла на вкусовые рецепторы.

Врачи запретили гонщику физическую нагрузку на полгода, но Михаил вернулся к работе уже через три месяца, а в 2016-м опять гонялся в «Индикар». Там Алешин пропустил предсезонные тесты, но по ходу сезона здорово прибавил. На отдельных этапах он боролся за победы, завоевал поул (первый для российских пилотов на таком уровне) и параллельно успел выступить в «24 часах Ле-Мана» и «24 часах Дайтоны».

Владимир Башмаков:

– Миша – наш первый победитель крупного международного чемпионата. Это была «Формула Рено 3.5», где в сражении за титул он опередил самого Даниэля Риккьярдо. Причем сделал это красивым маневром во время дождевых гонок в Барселоне. В качестве призов у него были тесты с командой «Рено», но, к сожалению, Михаилу не хватило спонсорской поддержки.

В этом году Алешин проводит третий полный сезон в «Индикаре». Он уже завоевал сердца американских болельщиков и быстро освоился на овальных трассах. Два подиума и поул-позиция – самые яркие моменты Михаила в «Индикаре». Еще был момент в Мид-Огайо, когда он уверенно лидировал на дорожной трассе, и только ошибка механика, из-за которой он столкнулся с другой машиной, не позволила тогда выиграть.

Можно надеяться, что в этом году он будет сражаться за победы, шансы на это есть. Но «Индикар» – это не «Формула-1», здесь внизу десятки оказываются пилоты, у которых есть все, чтобы претендовать на титул. По итогам тренировки или квалификации в одну секунду могут уложиться 20 пилотов.

А что касается аварии, Михал не очень любит это вспоминать. Такие боевые крещения бывают у многих гонщиков «Индикара».

Артем Маркелов, 22 года

Артем Маркелов / Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко

Пилот команды «Русское время» выступает в серии GP-2, а осенью он даже столкнулся с Сироткиным на трассе в Спа. В той гонке Артем претендовал на очки и услышал по радио призыв команды заработать зачетные баллы, но попросил инженера «заткнуться», а в последнем повороте был выбит другим российским гонщиком. Сироткин в итоге признал свою вину, но закончил чемпионат на третьем месте. А вот Маркелов стал только 10-м, хотя начал сезон с триумфа в Монако, где стартовал во втором десятке, но благодаря продуманной стратегии и идеальному пилотажу одержал одну из самых памятных побед в истории GP-2.

Владимир Башмаков:

– В момент своего зарождения команда «Русское время» строила амбициозные планы, в том числе и сотрудничество с «Уильямс». Но из-за смерти их бывшего главы Игоря Мазепы эти планы остались нереализованными. Артем продолжает выступать в GP-2 и, наверное, ставит целью сражение за титул. У него уже достаточно большой накат за рулем этих машин, которые в молодежной серии не меняются несколько лет.

Егор Оруджев, 21 год

Егор Оруджев / Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

В 9 лет Оруджев начал побеждать в картинге: выигрывал первенства Запада и Северо-запада России в классе Мини (от 8 до 11 лет, скорость порядка 80 км/ч), через год стал вице-чемпионом России, гонялся в чемпионате Финляндии и выходил в финал чемпионата Европы.

Когда в своем последнем сезоне Оруджев занял три третьих места в WSK 2011 (одна из главных картинговых серий в Европе), гонщик пересел в болид французской «Формулы-4» и завоевал два подиума. В «Формуле Рено 2.0» Егор стал лучшим новичком-2013, а через год дебютировал в британской «Формуле-3» и победил в Сильверстоуне.

В 2015-м Оруджев пробует себя в более сложной серии – «Формула Рено 3.5» – и в 4 из 17 гонок добирается до подиума. А в прошлом сезоне он до последнего претендовал на титул. Чемпионом Егор, правда, не стал, но зато одержал 5 побед в сезоне – больше, чем чемпион и вице-чемпион серии вместе взятые.

Владимир Башмаков:

– Как и Алешин, это пилот программы SMP Racing. Он провел 2 сезона в категории «Формула V8 3.5» (новое название «Формулы Рено 3.5» – «Матч ТВ»). Там он занял третье место и мог рассчитывать на большее. К сожалению, Егору еще не хватает стабильности, случаются ошибки, свойственные молодым пилотам. В первую очередь, это из-за горячности.

Матевос Исаакян, 18 лет

Матевос Исаакян / Фото: © РИА Новости/Григорий Соколов

В одной из гонок в Хересе Исаакян и Оруджев вместе поднялись на подиум, причем Матевос – в качестве победителя. Но если в чемпионате Оруджев стал третьим, то Исаакян – восьмым. Правда, Матевос участвовал сразу в двух сериях – помимо «Формулы Рено 3.5», он гонялся в GP3. Более того, делал ставку на последнюю, но там выступил гораздо хуже и финишировал лишь 17-м. Сезон-2017 Исаакян проведет в «Формуле Рено 3.5» за команду AV Formula (она теперь называется SMP Racing – «Матч ТВ»), а его напарником станет Егор Оруджев.

Владимир Башмаков:

– Исаакян совмещал выступления в двух чемпионатах, которые сильно отличаются по гоночной технике. Если для него выбрали такую программу, значит в этом был резон. Насколько сложно такое совмещение? Тот же Михаил Алешин без проблем справляется, когда, помимо «Индикара», проводит отдельные гонки на выносливость.

Константин Терещенко, 22 года

К 22-м годам российский пилот стал победителем серии «Формула России», выиграл испанскую «Формулу-3» и стал вице-чемпионом Euroformula Open-2015. Прошлый сезон Терещенко провел в серии GP3, где занял 29-е место в чемпионате (во многом из-за слабой машины) и первое – в рейтинге самых эффектных аварий .

В 2017-м Терещенко станет еще одним российским представителем в «Формуле Рено 3.5», где выступит в составе испанской команды Teo Martin Motorsport.

Владимир Башмаков:

– В GP3 у него не очень шли дела, но на тестах в «Формуле 3.5» он показал хорошую скорость. Константин набирается опыта, постепенно растет.

За кем еще нужно следить

Роберт Шварцман, 17 лет

В пять лет Шварцман начал активно заниматься картингом и выиграл столько, что был признан самым успешным российским картингистом. В итальянской «Формуле-4» Роберт дебютировал в 2014-м, хотя был готов и раньше – по правилам серии на старт не допускались гонщики моложе 15 лет. В 14 пилот участвовал в тестах и уже показывал лучшее время.

Самым успешным для Роберта стал сезон-2015. Он параллельно выступал в двух чемпионатах «Формулы-4» – итальянском (3 место) и немецком (4 место) – и в общей сложности провел 42 гонки. Из них 3 победы и 16 подиумов.

Прошлогодние результаты в «Формуле Рено 2.0» оказались скромнее (30 гонок: 2 победы, 4 подиума), но многие объясняют это нехваткой опыта и возрастом.

Никита Троицкий, 17 лет

В конце 2016 года российскому пилоту хватило всего двух этапов (Монца и Шпильберг), чтобы впечатлить боссов испанской команды Drivex. Поул-позиция и подиум в новой команде (плюс 3-е место в азиатской серии MRF Challenge и подиум в той же Монце, но только в серии «Формулы Рено 2.0») не оставили менеджерам выбора. Следующий сезон Троицкий начнет в Euroformula Open – серии, где вице-чемпионом становился Константин Терещенко.

А где Петров?

После ухода из «Формулы-1» Виталий Петров пробовал себя в DTM (немецкая гоночная серия кузовных автомобилей – «Матч ТВ»), брал год паузы, а в прошлом сезоне выступал в гонках на выносливость в классе LMP2, заняв третье место в гонке «24 часа Ле-Мана» в составе русского экипажа SMP Racing. Прямо сейчас он участвует в разработке прототипа LMP1 (самый престижный класс прототипов – «Матч ТВ»), но все равно надеется поучаствовать в гонках. Правда, вариант с командой Alpine в категории LMP2 реализовать не удалось.

О «Формуле-1» Петрову сейчас напоминает разве что трибуна сочинского автодрома, названная его именем.

Оксана Косаченко, бывший менеджер Виталия Петрова:

– На то, чтобы Петров появился в «Формуле», за 7 лет было потрачено 20 млн долларов. Больше всего ушло на тесты – больше половины. У Виталика не было картинговой школы, поэтому готовили его фактически с нуля. Остальная сумма – это оплата за участие в чемпионате, взнос командам.

Если бы не скандал с его интервью в 2011-м году, сохранить Петрова в «Формуле-1» было реально. Это было реально и через год. Но год паузы нужно было взять в любом случае.

Сколько футболистов в мире – миллионы? А в «Формуле-1» – 20 гонщиков. Поэтому уровень конкуренции в 20 раз выше. Нужно в миллион раз больше работать и соответствовать бесконечному списку требований. В 2010-м году был нужен русский гонщик, тогда возникла правильная ситуация с «Рено»: Карл Гон (президент компании – «Матч ТВ») приезжал и встречался с президентом России. В тот момент Петров попал в нужное время и в нужное место. Позже такого расклада карт не было, но его можно было подтасовать. Для этого требовался год и была определенная комбинация, подготовленная его менеджментом. Но не все сложилось.

Теперь это уже дела давно минувших лет, у Виталия другая карьера, он выступает в другом чемпионате и занимается разработкой автомобилей. По-моему, у него там прекрасно идут дела. Я не очень уверена, что сейчас Виталик хотел бы оказаться в «Формуле-1» и жить ее безумно напряженным графиком.

Текст: Леонид Волотко, Ярослав Кулемин, Иван Карпов

Фото: Getty Images, globallookpress.com, facebook.com/Tereschenkooko, facebook.com/robert.shwartzman.5, facebook.com/smpracingrussia, РИА Новости/Алексей Куденко, РИА Новости/Виталий Белоусов, РИА Новости/Григорий Соколов

Красный барон

Самым известным, успешным и талантливым гонщиком Формулы-1 за всю ее историю можно назвать Михаэля Шумахера. Даже тот, кто далек от мира автоспорта, знает «красного барона» и нередко использует его фамилию в качестве имени нарицательного. 3 января 2011 года Михаэль Шумахер отпраздновал свое 42-летие. Для королевских гонок это солидный возраст, но бывший пилот Феррари решил вернуться в Формулу-1 в 2010 году, выбрав при этом команду Мерседес. Немецкий гонщик является непобедимым и непревзойденным, на его счету 91 победа, 269 Гран-При, 68 поул-позиций и 4 команды.

Путь спортсмена

Наибольшего успеха Шумахер достиг во время своей карьеры в Феррари, но при этом в разные годы он был пилотом Бенеттон Форд и Бенеттон Джордан. Чемпионом мира Шумахер становился 7 раз, в 1994-1995, а также на протяжении 5 лет с 2000г. до 2004г.

Дебют «солнечного мальчика», как его часто называют журналисты, пришелся на Гран-При Бельгии в 1991г. Михаэль сел за руль болида Бенеттон-Форд и занял 7 место. Это было великолепным результатом, учитывая, что Шуми впервые за свою жизнь выехал на трассу Формулы-1. Вообще, талант великого гонщика проявлялся уже в детстве, когда Михаэль участвовал в гонках на картингах в 4-х летнем возрасте. Позже его пристрастие передалось и его младшему брату Ральфу.

Контракт с "Феррари"

После удачного результата в команде Бенеттон-Форд Шумахер был замечен директором Бенеттон-Джордан Флавио Бриаторе. А через год состоялась его первая победа в Гран-при Бельгии уже в составе новой команды.

В 1995г. было принято решение использовать моторы компании Рено. Но от такого выбора быстро отказались. Тем не менее, Шумахер к тому времени имел на своем счету уже 19 побед! Контракт с Феррари Шумахер подписал в 1996 г. Михаэль вернул команде былую славу и принес долгожданную победу.

1999г. стал для Шумахера роковым. На Гран-При Великобритании чемпион сломал ногу и пропустил сезон. Однако воля и желание побеждать оказались сильнее и уже в 2000г. Шумахер принес команде чемпионский титул.

Считается, что последний год Шуми в Скудерии был не слишком удачным. Михаэлю стоило бы уйти чемпионом, а не довольствоваться второстепенными ролями. Чемпион снова в болиде, но пока его успехи не слишком впечатляют, что связано с недостаточной доработкой технических составляющих болида.

Личность скандальная, но многогранная

Михаэль Шумахер – самый скандальный гонщик Формулы-1. За свою карьеру он не раз устраивал разборки с журналистами, оскорбляя назойливых папарацци. Не менее буйный нрав проявлял он и в отношении коллег по цеху, накидываясь на них с кулаками. Зато по части семейной жизни Шуми – само постоянство. Уже 16 лет он состоит в счастливом браке с Коринной, матерью двоих его детей.

Пять журналистов, весь год следивших за событиями на трассах, составили собственные рейтинги, выделив десятку самых успешных россиян в мировом и отечественном авто- и мотоспорте. Присвоив гонщикам баллы и просуммировав их, мы получили очень интересную картину, которую с удовольствием представляем вашему вниманию.

Эксперты: СБ – Сергей Беднарук; АК – Александр Кабановский; ОК – Олег Карпов; АС – Алексей Сергеев; ВХ – Валентин Хорунжий.

Кого называли

В общей сложности были озвучены имена 20 гонщиков. Такое разнообразие было вполне предсказуемым, ведь сейчас на старт в самых разных дисциплинах выходит великое множество российских пилотов. Уследить за всеми – от картинга и мотокросса до внедорожных рейдов и "младших" формул – положительно невозможно.

По счастью, хоть каждый из наших экспертов и имеет собственную специализацию, их совместное мнение можно считать совершенно объективным.

Среди тех, кто попал в поле зрения Motorsport.com Россия, но не заработал достаточно очков для места в десятке, мастер марафонских гонок Илья Мельников и мотокроссмен Евгений Бобрышев , чемпион страны по ралли Вадим Макаров и фирменный пилот SMP Racing Дэвид Маркозов .

Чуть выше с почти одинаковой суммой баллов в таблице расположились четверо очень разных спортсменов. Это Милен Пономаренко – юная картингистка, ставшая седьмой на чемпионате мира, открытие года в отечественном раллийном первенстве Вадим Лелюх (попавший, к сожалению, в тяжелую аварию), вице-чемпион Евроформулы Open Константин Терещенко и один из героев прошлогоднего "Дакара" Владимир Васильев .

Были также отмечены победитель гонок Формулы Renault 2.0 Матевос Исаакян и заметно прибавивший в GP2 Артем Маркелов . Наконец, на ближних подступах к десятке остановился триумфатор "24 часов Ле-Мана" и победитель WEC Алексей Басов .

Ну а вот кто стал нашими лауреатами:

9-10. Анастасия Нифонтова

Ралли-рейды

Единственная представительница мотогонок и слабого пола на самом деле оказалась в нашей десятке вовсе не случайно. Продолжательница спортивной династии в нынешнем сезоне выиграла Кубок мира по внедорожным ралли среди гонщиц на мотоциклах. И пусть конкуренция здесь несколько ниже, чем среди представителей сильного пола, титул – это всегда титул, тем более в такой физически сложной дисциплине.

СБ : Без представителей мотоспорта этот список не был бы полон. Увы, наши немногочисленные кольцевики на международной арене в этом году не смогли добиться каких-либо значимых достижений. Поэтому звание лучшего мотогонщика – а точнее, мотогонщицы – присуждаю отважной Анастасии Нифонтовой.

АС : Не каждый мужчина-гонщик способен преодолеть на мотоцикле пять с половиной тысяч километров по пустыням, а наша хрупкая гонщица сделала это, причем с блеском. Дебютировав в ралли-марафоне "Африка", Настя финишировала на седьмой позиции в зачете мотоциклов и первом среди представительниц прекрасного пола. Но это еще не все – затем последовал отличный сезон в Кубке мира по ралли-рейдам.

9-10. Айрат Мардеев

29 лет, ралли-рейды

Триумфатор "Дакара" оказался в невыгодном положении по той причине, что одержал свою победу в середине января – и к моменту нашего голосования она несколько подзабылась. Однако недавний дебютант показал в Южной Америке главное качество марафонца – стабильность. Не будучи однозначно быстрейшим (на его счету всего две победы на спецучастках), Айрат избежал проблем и переиграл напарников по камазовской дружине.

АС : Свой первый "Дакар" Айрат проехал в 2009-м году в качестве механика экипажа своего отца Ильгизара – они заняли четвертое место. Четыре года спустя Мардеев-младший уже в качестве пилота привел свой КамАЗ на финиш легендарной гонки со вторым результатом. И, наконец, в 2015-м он одержал победу.

ВХ : После тяжелейшего 2014 года, когда он потерял своего отца, Айрат одержал абсолютно заслуженную первую победу на "Дакаре", причем сделал это в упорной борьбе с двумя другими представителями КамАЗа.

7-8. Роберт Шварцман

16 лет, Формула 4

Юный петербуржец, не привлекая особого внимания, на удивление эффективно провел свой первый полный сезон после перехода из картинга. В итальянской и немецкой Ф4 он заработал в общей сложности 16 призовых кубков, завершив сезон на третьей и четвертой позиции соответственно.

АК : При взгляде на Роберта сразу ощущается позитив и оптимизм – не случайно почти на всех фото мальчишка широко улыбается. Да, порой были и неудачи, но в целом прошедший сезон принес ему немало поводов для оптимизма. Как говорится, новичков нужно оценивать по лучшим результатам. И с ними у гонщика полный порядок.

СБ : Этот юниор может добраться до самых высот. Говорить об этом позволяют его результаты в немецкой Формуле 4 – в первенстве с очень высоким уровнем конкуренции между вчерашними сильнейшими картингистами Роберт не только не затерялся, но и стал одним из лидеров, регулярно поднимаясь на подиум и заняв итоговую четвёртую строчку.

7-8. Михаил Алёшин

28 лет, WEC, ELMS, IndyCar

Михаил всегда был настоящим универсалом, умеющим находить язык с любой техникой. Но в 2015-м он раскрылся в новом качестве марафонца. Накопленный за годы опыт оказал неоценимое подспорье в работе с новым прототипом BR01, а в концовке сезона москвич уверенно вернулся на американские овалы серии IndyCar.

ВХ : Алёшин прекрасно адаптировался к спорткарам в своем первом сезоне Европейской серии Ле-Ман и трижды попал на подиум за рулем нового прототипа SMP BR01, к разработке которого сам приложил руку. Затем под конец сезона вернулся в IndyCar после годичного отсутствия – и сразу квалифицировался лучше, чем его два более опытных напарника.

СБ : Пусть в этом году у Михаила не было возможности реализовать весь свой потенциал, но стоит отметить его работу в доводке BR01 и достойное возвращение в IndyCar после годичной паузы. Десятое место в финальной гонке сезона во много способствовало успешному завершению переговоров о полноценных выступлениях в Америке в 2016-м – у Алёшина есть все шансы вновь показать себя с самой сильной стороны и оказаться в нашем рейтинге будущего года в первой тройке.

6. Виктор Шайтар

32 года, WEC и ELMS

Тот случай, когда пилот и команда в прямом смысле слова нашли друг друга. Виктор получил возможность заниматься любимым делом, в котором достиг серьезных высок, а в SMP Racing не нарадуются тому потоку призовых кубков, который обеспечивает спортсмен из Люберец практически во всех гонках, где выходит на старт.

ОК : Одна из самых удивительных историй в российском автомобильном спорте. Виктор много лет назад блистал в отечественных "формулах", но дальше карьера не задалась – на переезд в Европу и участие в тамошних сериях просто не было денег. Но теперь он – обладатель престижного трофея и победитель "24 часов Ле-Мана".

АС : Чистая математика. Экипаж Шайтар / Басов / Бертолини выполнил задачу-максимум на все 100 процентов – в их активе победа в своем зачете чемпионата, а также в "24 часах Ле-Мана". Подобную задачу в минувшем сезоне больше не смог выполнить никто из россиян.

5. Егор Оруджев

20 лет, Формула Renault 3.5

Если оценивать пилотов с точки зрения прогресса по ходу сезона, то именно Егора следует признать лидером. Во второй половине чемпионата он постоянно был среди лидеров, а по ходу финальных этапов без него не обходился почти ни один подиум. Победы в Будапеште и Ле-Мане показали, что в 2015-м Оруджев стал одним из открытий ФR3.5.

ОК : Егор по-настоящему удивил. Его имя на слуху еще с тех времен, как он занимался картингом, но за пару лет, что пилот провел в Формуле Renault 2.0, многие наверняка успели в нем разочароваться. Но каков получился дебют в 3,5-литровом классе! За всю историю проведения чемпионата в нем принимали участие с десяток россиян, включая Михаила Алешина и Сергея Сироткина, но лучший первый сезон удался именно Оруджеву.

ВХ : Начал сезон более-менее тихо – что неудивительно, учитывая отсутствие предыдущего опыта в Формуле Renault 3.5. Но по ходу кампании становился все лучше и лучше, а на пути к каждой из двух побед блестяще удержал за собой двух лучших, намного более опытных, пилотов категории.

АК : Как признался сам Егор, летом, после первых неудач – надо признать, победа в Венгрии выглядела все же явным исключением из правил – он решил изменить свой подход к выступлениям. И результат не замедлил себя ждать. Кого это напомнило? Дочитайте до победителя нашего рейтинга.

4. Алексей Лукьянюк

35 лет, ERC

Алексей заявил о своей скорости уже давно, но лишь сейчас в полной мере продемонстрировал лучшие качества на международной арене. И хотя возраст не позволяет назвать питерца восходящей звездой, он смог провести 2015-й на очень высоком уровне.

АС : Однозначно – самый быстрый из действующих российских раллистов. В 2015 году Лукас попробовал свои силы в чемпионате Европы по ралли. И кто знает, каким был бы итоговый результат россиянина, если бы он весь сезон проехал со своим постоянным штурманом Алексеем Арнаутовым. Но три стартовых этапа с Евгением Червоненко подпортили ему статистику сезона. Что впрочем не умаляет великолепного достижения – "бронза" в ERC стала лучшим результатом в современной истории российского ралли.

АК : Как же обидно, что из-за досадной аварии на тестах Алексей так и не вышел на старт Ралли Финляндия за рулем машины WRC. Это стало бы для него настоящим экзаменом, по итогам которого можно было бы сравнивать россиянина с лучшими раллистами планеты. Ну а в том, что он очень хорош на уровне европейского чемпионата, сомнений быть не может.

СБ : Отрадно, что наши гонщики завоёвывают кубки не только в международных кольцевых сериях, но и в раллийных соревнованиях. После ухода из спорта Евгения Новикова главной российской надеждой в ралли стал Алексей Лукьянюк, который в этом году снова произвёл хорошее впечатление на этапах европейского чемпионата.

3. Роман Русинов

34 года, WEC

Самый опытный отечественный марафонец все же добился своей цели. Точнее, одной цели из двух: стал победителем WEC в классе LMP2, к чему шел вместе с командой G-Drive Racing несколько лет. А вот победа в Ле-Мане пока упорно ускользает от москвича.

ВХ : Третий в 2013-м, второй в 2014-м и, наконец, чемпион в этом году. Русинов продолжает оставаться одним из лучших в мире пилотов в классе LMP2 – на его счету теперь 12 побед в WEC. И прошедший сезон вселяет уверенность, что к этому списку рано или поздно будет добавлено и первое место в "24 часах Ле-Мана".

АС : Мы говорим WEC, подразумеваем Русинов. Победу в зачете LMP2 экипажа Русинов / Бёрд / Каналь не назвать сенсацией, мы ждали её. Но от этого она не стала менее ценной.

ОК : За Романа можно порадоваться. Несколько лет вместе с G-Drive, меняя по пути напарников, он шел к своей цели – победе в классе LMP2 – и теперь, наконец, ее добился. Впрочем, еще одна задача пока не решена. Роман пока не выигрывал в Ле-Мане, но, можно не сомневаться, он обязательно приложит все усилия, чтобы заполнить этот пробел в будущем году.

2. Сергей Сироткин

20 лет, GP2

Если оценивать исключительно результат, Сергей стал лучшим российским формулистом сезона – в своей серии, весьма конкурентоспособной по составу участников GP2 – он финишировал третьим, одержав одну победу и пять раз побывав на подиуме. Романа Русинова он переиграл в нашем рейтинге с перевесом в одно очко – словно Рио Харьянто на гоночных трассах.

ВХ : Открытие сезона в GP2, Сироткин пришел в категорию в составе команды Rapax и на большую часть года превратил её из середнячка серии в серьёзного претендента. Третье место в дебютном сезоне – очень мощная заявка на возможное будущее в Формуле 1.

ОК : Велик соблазн назвать Сергея и вовсе лучшим российским пилотом уходящего года. Но это скорее следствие "заниженных" ожиданий перед началом сезона. Карьера Сироткина как-то забуксовала в Формуле Renault 3.5, где он явно не продемонстрировал всех своих возможностей. Теперь же, если говорить откровенно, москвич просто вернулся на свой уровень. Сергей не просто лучший россиянин в молодежных сериях в 2015 году, он – один из лучших молодых пилотов этого года вообще.

АК : Болезненное расставание с Sauber могло бы сломать карьеру многим. Но грамотный менеджмент в сочетании с работой самого пилота сотворили маленькое чудо. Сергею всего 20 лет, и перед ним по-прежнему открыты все дороги.

1. Даниил Квят

21 год, Формула 1

Безоговорочная победа. Все пять экспертов присудили молодому уфимцу первое место. И есть за что – седьмое место в самой престижной гоночной серии планеты плюс победа над более опытным напарником. Гонщик года в России по любым версиям.

ОК : На самом деле, не нужно никаких объяснений. Даниил Квят выступает в Формуле 1 за одну из лучших команд, на равных борется с победителем трех Гран При Даниэлем Риккардо, поднимается на подиум.

СБ : Единственный российский пилот в Ф1 достойно провёл дебютный сезон в "старшей" команде Red Bull, несмотря на все сложности. Второе место в Венгрии и победа по очкам над более опытным напарником говорят сами за себя. Мы можем гордиться Даниилом и ждать от него новых успехов.

ВХ : С одной стороны, тот факт, что Квят финишировал выше Риккардо в общем зачете, наверное, не отражает полной картины сезона. С другой стороны – глядя на его выступления, легко забыть, что это был лишь второй сезон россиянина в Формуле 1. Его прогресс налицо, и раунд за раундом он выступал наравне со своим очень высоко оцениваемым напарником.

АК : Который год наблюдя за Даниилом, волей-неволей укрепляешься в мысли, что у него невероятная воля и по-настоящему чемпионское стремление к победе. Судьба много бросала его по миру: разные страны, серии, команды. Квят отличается редким умением вбирать всё лучшее – и еще не раз порадует нас на трассах.

Полная таблица голосования Motorsport.com Россия:

Driver СБ АК ОК АС ВХ Итого
Даниил Квят 10 10 10 10 10 70
Сергей Сироткин 9 9 9 9 36
Роман Русинов 8 8 7 5 7 35
Алексей Лукьянюк 7 7 6 9 29
Егор Оруджев 5 6 8 5 24
Виктор Шайтар 2 5 3 7 17
Михаил Алешин
6 4 13
Роберт Шварцман 3 6 13
Айрат Мардеев 8 2 10
Анастасия Нифонтова 1 1 8 10
Алексей Басов 2 7 9
Матевос Исаакян
4 1 5
Артём Маркелов
5 5
Владимир Васильев 4 4
Константин Терещенко 4 4
Вадим Лелюх 3 3
Милен Пономаренко 3 3
Вадим Макаров 2 2
Дэвид Маркозов 2 2
Евгений Бобрышев 1 1
Илья Мельников 1 1

По обыкновению под Новый год составляю рейтинг лучших отечественных гонщиков прошедшего сезона. Рейтинг субъективный, основанный на впечатлениях автора от чемпионатов и серий, отслеживаемых и отсматриваемых им. В подавляющем большинстве рейтинг касается выступлений на международной арене.

В Формуле-1 в последние годы часто ловишь себя на мысли, что зачетной десятки маловато - лучше было бы давать очки 12 пилотам. Подобная мысль возникла и при составлении нынешнего рейтинга, - поэтому решением автора десятка была расширена до дюжины. Итак, 12 лучших пилотов России 2016 года по мнению Дмитрия Шканова.

1. Михаил Алешин

IndyCar, 15 место по итогам чемпионата. Старты на отдельных этапах WEC и IMSA, в том числе легендарных "24 часа Ле-Мана" и "24 часа Дайтоны"

Карьера Михаила в Индикаре после дебютного 2014 года, закончившегося тяжелой аварией в Фонтане, как известно, по ряду причин прервалась. Тем не менее в 2015 году Алешину удалось принять участие в финале сезона Индикара, проходившем на дорожной трассе в Сономе. При этом Михаил времени зря не терял, участвуя в программе SMP Racing в классе прототипов LMP2, включавшим выступления в ELMS и в главной гонке спорткаров в мире - легендарных "24 часах Ле-Мана".

Труды последних лет интересным образом воплотились в 2016 году. Михаил вернулся в Индикар, в свою прежнюю команду "Шмидт-Петерсон", проведя свой второй полный сезон в главной заокеанской серии машин с открытыми колесами. Но в "свободное от Индикара время" Алешин не забросил и программу по доведению до ума спортпрототипа BR01, детища команды SMP в классе LMP2. Причем в 2016 году SMP Racing выступала со своей машиной уже в высшей лиге - в WEC. По окончании сезона в Индикар, Михаил принял участие в заключительных гонках сезона WEC. Конечно, Алешин нашел время чтобы выступить и на главной гонке сезона - в "24 часах Ле-Мана". Таким образом, в 2016 году Михаилу удалось принять участие сразу в двух великих гонках - в Ле-Мане и Индианаполисе-500. Между прочим, несмотря на определенную "сырость" конструкции российского прототипа, Михаил вместе со своими партнерами по экипажу Николя Минасяном и Маурицио Медиани довел машину до финиша в Ле-Мане, на 7 месте в категории. А начинался сезон для Михаила тоже в прототипах - в другой легендарной гонке, в "24 часах Дайтоны". И здесь Алешин преподнес настоящую сенсацию, завоевав поул для российской команды на легендарной трассе! К сожалению, в гонке команду подвела надежность...

И все же главный фокус в 2016 году был на Индикаре. Сезон начинался для Михаила непросто, он не смог принять участие в предсезонных тестах, что было важно, так как аэродинамический обвес после 2014 года серьезно изменился. Но по ходу сезона Михаил вкатился, не раз демонстрируя высокий темп. В конце сезона Алешин и вовсе стал бороться за победы на отдельных этапах. В Поконо он завоевал поул-позицию - первую для российских пилотов на таком уровне! В гонке он боролся за победу и финишировал вторым. Все чаще Михаил заставляет считаться с собой лидеров серии, и очень хочется увидеть продолжение.

2. Сергей Сироткин

Grand Prix 2, 3 место в чемпионате.

Сергей провел второй сезон в GP2, и как и в дебютный год, завершил чемпионат на почетной третьей позиции. Но если год назад третье место виделось максимумом возможного, да и чего еще желать от дебюта, то в 2016 году наоборот не оставляло чувство, что чуть-чуть Сироткину не хватило. Ведь на отдельных этапах он демонстрировал скорость на уровне быстрейших пилотов серии, и ему по силам было конкурировать и с Пьером Гасли, и с Антонио Джовинацци, которым он уступил по итогам чемпионата. Как впрочем, и с Рафаэле Марчьелло, Алексом Линном и другими замечательными молодыми гонщиками. Сезон в 2016 году выдался богатый на конкуренцию, и Сироткин явно не был лишним в этом сражении.

Конечно, Сергей недобрал очков. Были и его собственные ошибки, по его признанию, но были и технические неполадки, что сложно было ожидать от такой опытной, чемпионской команды как ART Grand Prix. Все же это поколение машин в GP2 выступает мягко говоря не первый год. Свой уровень Сергей сполна показал на этапе в Хоккенхайме, где доминировал и в квалификации, и в первой гонке. По итогам этого этапа Сироткин отправился на летний перерыв лидером чемпионата. Но концовка сезона, к сожалению, не удалась...

Сергей в минувшем сезоне сотрудничал с командой Renault в Ф1, что позволило ему принять участие в ряде тренировочных заездов, в том числе и в Сочи. Ранее Сергей уже сотрудничал с другой командой Ф1, с Sauber. Безусловно, нахождение в "ближней обойме" в Ф1 также крайне важно для молодого гонщика. Ждем дальнейших шагов в 2017 году, независимо от того, продолжит ли Сергей выступления в GP2 или нет.

3. Даниил Квят

Формула-1 в составе Red Bull и Toro Rosso, 14 место в чемпионате.

Уже много слов было сказано о том, насколько сложным был этот год для Дани. Главное - он добился права выступать в Ф1 четвертый сезон подряд.

Если просто посмотреть на зачетную таблицу чемпионата, в глаза бросается то, что результативных выступлений у Квята было мало. Но как все складывалось на деле. Всего четыре этапа в составе Red Bull, где Даниил должен был провести 2016 год. В Австралии он не смог стартовать из-за отказа электрики, - как и годом ранее, кстати. В Бахрейне Квят уже приехал в очки, а в Китае был подиум - самый яркий момент минувшего сезона. Далее, к сожалению, был злополучный домашний этап в Сочи, где Даня на старте выбил Феттеля и повредил машину Риккьярдо... И последовал перевод в "младшую" команду.

Тем не менее, Квяту удалось проявить себя в первой гонке за Toro Rosso, в Барселоне, где он приехал в очках, а также показал лучший круг, впервые в своей карьере. К сожалению, дальше Toro Rosso все больше теряла конкурентоспособность из-за прошлогодних двигателей Ferrari, в то время как Red Bull только набирала форму. Тем не менее, Квят приехал в очках в Сильверстоуне. После этого надолго в результатах образовалась настоящая пропасть, но гонка в Сингапуре стала настоящим прорывом. Блестящая квалификация, отличный старт, борьба с Максом Ферстаппеном в гонке. И долгожданные очки на финише. На мой взгляд, именно в Сингапуре Даниил провел лучшую гонку в минувшем сезоне. Заслуженной наградой стало продление контракта в Toro Rosso.

Но в следующем сезоне ждем уверенных и стабильных выступлений. Сложно делать объективные выводы по 2016 году, учитывая тяжелые обстоятельства. Главное, Даниил справился в сложной ситуации.

4. Виталий Петров - Виктор Шайтар - Кирилл Ладыгин

В 2016 году Виталий Петров вернулся к активному участию в гонках. Логично, что он и главная автоспортивная программа страны нашли друг друга. Как уже упоминалось в очерке, посвященном Михаилу Алешину, в 2016 году SMP Racing второй сезон доводила до ума российский прототип категории LMP2 BR01-Nissan, причем перешла из ELMS в WEC. Виталий образовал исключительно российский экипаж команды с Виктором Шайтаром и Кириллом Ладыгиным.

Между прочим, LMP2 - класс с очень высокой конкуренцией, возможно, даже наибольшей в WEC. Конечно, российской команде приходилось непросто бороться с опытными командами, использующими отработанные годами машины, со своим еще слишком "зеленым" болидом. Это сказывалось на большинстве этапов. И хотя BR01 порой демонстрировал высокую скорость и отличался хорошей управляемостью, очень большой проблемой стал износ шин.

Звездным часом стала главная гонка года - "24 часа Ле-Мана". На марафонской дистанции болид SMP оказался надежным, дав шанс нашей команде. И парни вцепились в этот шанс изо всех сил! Как говорил Виталий, это был не марафон, это был спринт протяженностью 24 часа! И парни сделали это! Третье место в категории прототипов! Впервые полностью российским экипажем! Впервые на российской машине!

5. Роман Русинов

Можно удивляться, что Роман Русинов оказался в рейтинге на позицию ниже Виталия Петрова и Ко, но если для SMP Racing Ле-Ман стал настоящим прорывом, трудно отделаться от ощущения, что Роман чуть-чуть недобрал в 2016 году после завоевания чемпионства годом ранее.

После победы в WEC в категории LMP2 в 2015 году у Романа Русинова и команды G-Drive осталась лишь одна непокоренная вершина. Ле-Ман. Год за годом Русинов подбирался к этой вершине, каждый раз выбирая для своего экипажа болид, который должен стать быстрейшим на кольце Сартэ. В 2016 году таковым стал Oreca-05 Nissan. Каждый раз тщательно подбирая партнеров по экипажу №26. В Ле-Мане Русинов шел в бой вместе с Уиллом Стивенсом и Рене Растом, но по ходу года в экипаже происходили изменения.

Скорость была, и в Ле-Мане команда взяла поул-позицию, но, увы, в гонке, как это часто бывает в "24 часах Ле-Мана", на первый план выходит надежность и удача. Экипаж Русинова вынужден был прорываться из-за совершенных ошибок и полученных штрафов. Парни, безусловно, были быстры. Но проигрывали лидеру, который провел гонку более стабильно и надежно. Увы, Ле-Ман не покорился Русинову и на этот раз, хотя номинально в 2016 году был сделан еще шаг вверх - экипаж поднялся на второе место. Подиум в LMP2 был с российским "акцентом", и над ним развевались два российских флага. Вот только посередине был другой триколор - французский.

Таков был и весь сезон, в общем-то целиком "заточенный" под Ле-Ман. Команда брала поулы - кроме Ле-Мана еще и в Сильверстоуне, Спа, Нюрбургринге и Фудзи. Но долго, вплоть до концовки чемпионата не могла победить. И только на заключительных этапах чемпионата наконец пришли победы - в Фудзи, Шанхае и Бахрейне. Но по итогам сезона команда сделала шаг назад в результатах - третье место по итогам года.

Возможно, это следствие разочарования, но непонятна реакция Русинова на присвоение ему на следующий год "золотого" статуса и его слова о дальнейших планах. Именно в "золотом" статусе он выиграл чемпионат год назад, да и какой еще ему полагается статус с учетом всех достижений? Понятно, что "серебряный" статус выгоднее Роману, так как позволяет ему собрать в экипаже команду уровня LMP1... Все же хотелось бы, чтобы Роман не опустил руки и сделал еще один заход на Ле-Ман со своим уже ставшим знаменитым экипажем G-Drive №26.

6. Алексей Лукьянюк

Чемпионат Европы по ралли (ERC), 2 место по итогам чемпионата.

Прославившийся своим зрелищным пилотажем Алексей Лукьянюк известен как под прозвищем "Лукас", так и "Русский МакРэй". Атакующий на пределе, "валящий" независимо от позиции и обстоятельств. Собственно, мнение, что современное ралли стоит смотреть хотя бы ради Криса Мика и Алексея Лукьянюка вполне имеет право на жизнь.

В 2016 году Алексей второй год подряд провел практически полный сезон в чемпионате Европы. Выиграл больше всех спецучастков. После победы на первом этапе - асфальтовом ралли на Канарских островах, весомо заявил о себе как претенденте на чемпионство в абсолютном зачете чемпионата. Вот только второй победы в ралли пришлось ждать аж до финального этапа сезона, ралли Кипра со смешанным покрытием... А так атаки Лукаса все чаще заканчивались поломками либо вылетами... Что ж, на то он и "Русский МакРэй"... Поэтому чемпионство вновь ушло к стабильному и надежному поляку Каетану Каетановичу. Но все-таки победа на Кипре позволила Алексею вырвать вице-чемпионство у очень быстрого латвийца Ральфа Сирмациса, ставшего открытием прошедшего сезона. Тоже хорошо, есть шаг вперед по сравнению с прошлым годом.

Вот только очень жаль, что не только год от года, но от гонки к гонке Лукьянюк вынужден искать спонсоров. А выступления на международной арене да на Ford Fiesta категории R5 - дело ох как недешевое! Поэтому все время присутствует подвешенное состояние. Проедут гонку - не проедут... Уверен, что в российском ралли давно уже назрело создание структуры, условно назовем ее "сборная России по ралли" (сборная СССР по ралли была весьма сильна), в которую отбирались бы сильнейшие гонщики и штурманы, которым осуществлялась бы спонсорская и организационная поддержка. В России уже есть хороший проект - Академия Ралли Михаила Лепехова, но он охватывает исключительно ралли на национальном уровне, да в общем-то и не в топовой категории. А нужна система, охватывающая разные классы и чемпионаты, вплоть до высшего уровня. И никакой фантастики в этом нет - подобная сборная в кольце и в картинге уже существует под названием SMP Racing, и между прочим большинство пилотов этого рейтинга имеют к этой сборной прямое отношение.

7. Егор Оруджев

Формула V8 3.5, 3 место по итогам чемпионата.

В 2016 год бывшая Мировая серия Формула Renault 3.5 вошла без поддержки Renault Sport с обновленным названием, но осталась весьма интересным молодежным чемпионатом с отличными болидами и хорошим набором трасс. Егор Оруджев, выступавший в цветах SMP за старейшую команду Arden уже не был новичком, а был гонщиком с весомым опытом, претендентом на победы в гонках и чемпионате.

Между прочим, Егор выиграл больше всех гонок в прошедшем сезоне - целых пять! А на предпоследнем этапе сезона в Хересе только российские пилоты и побеждали - почин Оруджева прекрасно поддержал Матевос Исаакян. Но Егору, как претенденту на титул, не хватало стабильности. Слишком много было неудач, слишком часто он терял очки. Поэтому чемпионство в итоге разыграли опытнейший Том Диллманн (не чужой, между прочим, нам гонщик) и юный Луи Делетраз. А Оруджев опередил всех остальных, заняв почетное третье место. Безусловно, достойный итог весьма достойного сезона. И есть куда расти.

8. Артем Маркелов

Grand Prix 2, 10 место по итогам чемпионата.

В 2016 году Артем Маркелов выглядел настоящим завсегдатаем пелотона GP2. Еще бы, уже третий сезон бессменно в составе "Русского времени". По меркам серии, уже практически ветеран.

И Артем прибавляет, может быть не так быстро, как хотелось бы, но прогресс налицо. Да, стабильности по-прежнему не хватает. А его боевитость, умение обгонять были известны и ранее. И не все трассы Артем любит. Но к третьему сезону он стал отлично обращаться с весьма своенравными шинами Pirelli, чем похвастать может далеко не каждый гонщик в пелотоне GP2.

В 2016 году у Маркелова был настоящий звездный час. В первой гонке уик-энда в Монако Артем наиболее оптимально воспользовался периодами нейтрализации виртуальным сейфти-каром, что позволило ему прорваться после старта из второго десятка и победить! Вот так, наш, русский победитель в Монако! Кто еще из наших гонщиков вообще когда-либо побеждал на улочках Монте-Карло? После триумфа в княжестве Артем еще и возглавил личный зачет чемпионата. Жаль, в дальнейшем ему не удалось поддержать сей прекрасный порыв. И все же прошедший сезон GP2 особенный хотя бы потому, что два наших гонщика выигрывали гонки и оба успели возглавить чемпионат.

9. Айрат Мардеев

"КАМАЗ-Мастер" высоко держал знамя российского автоспорта еще в те годы, когда похвастать больше толком было нечем. Не сбавляя темпа, продолжает это делать и сейчас. В этой команде "один за всех, и все за одного". Нет распределения на первых и вторых номеров. Но если экипаж имеет наибольший шанс на победу, он ощущает поддержку всей команды. В последние годы все чаще на лидирующие позиции выходит один из молодых воспитанников команды, Айрат Мардеев. Сын знаменитого Ильгизара Мардеева.

В 2016 году именно Айрат оказался лидером "КАМАЗ-Мастер" на главных стартах года. На Дакаре-2016 именно он и Эдуард Николаев боролись за победу в категории грузовиков с Жераром де Роем - главным соперником камазовцев на протяжении вот уже без малого 15 лет. Но экипаж Николаева подвела надежность. И только экипаж Мардеева до последнего оказывал давление на де Роя, который на этот раз провел марафонскую гонку практически безупречно. Итог - второе место для камазовского экипажа. Достойный результат, хотя и с привкусом горечи - камазовцы разбаловали победами.

Но в 2016 году новое издание ралли "Шелковый путь" с маршрутом Москва - Пекин по сложности вполне бросало вызов Дакару. Таким образом, пилоты ралли-рейдов получили еще один старт с приставкой "супер". И здесь уже КАМАЗовские экипажи на родной (на половине дистанции) земле продемонстрировали кто является фаворитом. И именно экипаж Айрата Мардеева по итогам гонки поднялся на верхнюю ступень подиума.

И уже сейчас Айрат Мардеев, как и другие члены камазовской дружины, готовится к очередному старту на Дакаре.

10. Михаил Грачев

TCR, 8 место по итогам чемпионата.

Второй сезон TCR - международная туринговая серия, новый проект Марчелло Лотти, бросает вызов мировому Турингу, WTCC. Более того, достаточно демократичные технические требования TCR постепенно завоевывают автоспортивный мир, будучи принятыми на вооружение многими национальными чемпионатами. Что касается главной серии, по масштабу и охвату стран вполне сопоставимой с WTCC, то здесь уже второй год на постоянной основе выступают два российских пилота: Михаил Грачев и Сергей Афанасьев.

В отличие от Афанасьева, известного по выступлениям в молодежных "формулах" и гонках класса GT, Грачев - чисто кузовной гонщик, выросший на российском туринге. И это на настоящий момент сильнейший кузовной кольцевик страны. Пусть по итогам чемпионата Грачев и Афанасьев расположились по соседству, Михаил восьмой, а Сергей девятый. Но именно выступления Михаила все больше впечатляют уверенностью. Грачев по ходу сезона выиграл четыре гонки, на этапах в Имоле, Зальцбургринге, Сингапуре и домашнем - в Сочи. Осталось только прибавить в стабильности, - и бросить вызов в сражении за чемпионство.

11. Владимир Васильев

В последние годы Владимир Васильев стал явным лидером российских ралли-рейдов в автомобильной категории. А в паре с Константином Жильцовым, сильнейшим штурманом страны, они составили очень мощный экипаж.

На Дакаре-2016 Васильев, в отличие от прежних лет, решил ехать не на заводском Mini, а на пикапе Toyota в цветах G-Drive, на котором уже выступал на отдельных этапах Кубка мира. Хотя гонку экипаж Васильев/Жильцов провел очень стабильно, бросить настоящий вызов лидерам категории к сожалению не удалось. Дакар Владимир Васильев закончил на восьмом месте. Хотя попадание в десятку сильнейших на сложнейшем марафоне в любом случае выглядит очень достойно.

Летом на "Шелковом пути" Васильев ехал уже на Mini и смотрелся как один из гонщиков, которые могут претендовать даже на победу в абсолюте. В итоге экипаж Васильева финишировал в Пекине на почетном третьем месте, уступив только Сириллу Депрэ на Peugeot и свому старому сопернику Язиду Аль-Раджи на Toyota.

В настоящий же момент Васильев готовится попробовать новое для себя блюдо, проехав по классическому, африканскому маршруту Дакара, в рамках Africa Race. Учитывая, что ассистировать ему будет все тот же Константин Жильцов, уже побеждавший в Африке с Жан-Луи Шлессером, российский экипаж выглядит явным претендентом на победу.

12. Матевос Исаакян

Формула V8 3.5, 9 место по итогам чемпионата.

Grand Prix 3, 17 место по итогам чемпионата.

В 2016 году Матевос Исаакян, котирующийся как один из наиболее подающих надежды молодых российских гонщиков, выступал сразу в двух сильных молодежных категориях. Схожие по мощности двигателей GP3 и Формула V8 3.5, при этом болиды в бывшей Мировой серии Renault более продвинутые и приближенные к Ф1, но состав пелотона по ряду причин в GP3 значительно более основательный.

В GP3 по большему счету у Матевоса пока не получилось, он затерялся во второй половине пелотона, лишь изредка радуя попаданием в очки. Зато в Формуле V8 3.5 Исаакян выглядел поувереннее, по крайней мере демонстрируя скорость. Со стабильностью выступлений и здесь не все было хорошо. И все же был яркий проблеск в этом сезоне! В одной из гонок уик-энда в Хересе Матевос смог подняться на высшую ступень подиума! Учитывая, что вместе с ним на подиум поднялся Егор Оруджев, и особенно, то что вторую гонку выиграл как раз Егор, это был настоящий праздник российского автоспорта! В серии, в которой уже давно российские позиции весьма сильны.

    24 июля промоутер Гран-при России «Формула Сочи» сообщил, что . Таким образом, до соревнований остается около 15 месяцев.

    Кроме того, совсем недавно было объявлено о контракте молодого российского гонщика Сергея Сироткина с Sauber , командой Формулы-1 с 20-летним стажем. АиФ.ru выбрал пятерых российских пилотов — наиболее вероятных претендентов на то, чтобы оказаться за рулем самой технологичной и быстрой машины в автоспорте во время Гран-при России.

    Сергей Сироткин

    Фигура Сергея Сироткина на данный момент одна из самых обсуждаемых в автоспортивных кругах — многие пытаются понять: является ли 17-летний русский парень вундеркиндом от скорости или дело в финансовых вливаниях со стороны примкнувших российских инвесторов. На деле правильными ответами являются оба, но первопричиной является именно талант спортсмена — не будь Сироткин вундеркиндом, в него не стали бы вкладываться.

    Сироткин громко заявил о себе два года назад, когда стал чемпионом европейской Формулы-Abarth и уже на следующий год его взяли в серию Auto GP. Тогда переход казался преждевременным, но первый же этап расставил все по местам — Сергей Сироткин выиграл квалификацию первого в своей жизни этапа Auto GP, а в третьей гонке сезона одержал победу. Полностью дебютант раскрылся во второй половине сезона — шесть из семи последних гонок он завершил на подиуме и выиграл финальный заезд чемпионата.

    По итогам сезона Сироткин занял третье место, но даже такой результат воспринимается европейскими специалистами несомненным успехом — впереди оказались лишь двое пилотов, уже прошедших школу более серьезных чемпионатов. На 2013 год Сергей получает контракт с командой Формулы-Renault 3.5, серии считающейся вместе с GP2 последней ступенью перед Формулой-1.

    Первая половина текущего сезона сложилась неровно — Сироткин проявил себя одним из быстрейших пилотов серии, однако необдуманные атаки соперников, тактические просчеты команды и нехватка опыта не позволили ему примкнуть к лидерам. Тем не менее, талант гонщика заблистал новыми красками, и на него обратили внимание крупные российские спонсоры.

    В середине июля команда Формулы-1 Sauber объявила о подписании соглашения с российскими партнерами, которые будут оказывать не только финансовую, но и техническую поддержку. Параллельно стало известно, что контракт с Sauber подписал и Сироткин — россиянин теперь официально гонщик команды чемпионата мира.

    Здесь необходимо отметить, что статус Сироткина на данный момент не определен, и выйдет ли Сергей на старт гонок в следующем году неизвестно. В текущем сезоне россиянин примет участие в тренировках нескольких этапов, ознакомится с необходимыми процедурами и будет учиться работать с инженерами. Если в этот период Сергей достигнет соответствующего прогресса, то в следующем сезоне станет призовым пилотом Sauber. «Наша цель в том, чтобы Сироткин к грядущему сезону был готов к Формуле-1», — заявила руководитель команды Мониша Кальтенборн .

    Виталий Петров

    Российские пилоты в Формуле-1 уже выступали — в марте 2011 года Виталий Петров лишь во второй сезон в чемпионате завоевал подиум на Гран-при Австралии. В конце прошлого года команда Caterham решила не продлевать контракт с Петровым, предпочтя ему дебютанта, который привел с собой голландских спонсоров. В итоге в этом сезоне Виталий остался без места в чемпионате мира.

    В данный момент Петров работает над возвращением в Формулу-1 — гонщик ведет переговоры с несколькими командами чемпионата, однако ключевым моментом в этом вопросе является спонсорский пакет пилота.

    Однако не стоит думать, что от Петрова в чемпионате ждут только денег. Во-первых, он провел в Формуле-1 три года и является самым опытным среди невостребованных на данный момент пилотов. Во-вторых, Виталий работал как в крупных командах, обладающих большими бюджетами, так и в небольших частных коллективах, еле сводящих концы с концами, а потому может адаптироваться к любой команде.

    Даниил Квят

    Буквально на прошлой неделе машину Формулы-1 опробовал еще один яркий российский гонщик — 19-летний Даниил Квят . Уроженец Уфы уже два года выступает на европейских трассах в статусе восходящей звезды, при этом, в отличие от других россиян, у Квята есть спонсорская поддержка — Даниил входит в программу поддержки молодых пилотов Red Bull , доминирующей в чемпионате мира последние три года.

    В 2011 году Квят провел свой первый полный сезон в категории двухлитровой Формулы-Renault и с ходу одержал несколько побед, на следующий год его целью был чемпионский титул, но рискованное решение команды в условиях пасмурной погоды в финальной гонке помешало одержать итоговую победу.

    В этом году Квят является одним из самых многообещающих новичков первенства GP3 Series, гонки которого проходят в рамках Гран-при Формулы-1. Пока Даниил не может добраться до подиума и участия в борьбе за чемпионство не принимает, впрочем, это объясняется отсутствием опыта выступлений на трассах календаря GP3.

    Тем не менее в середине июля команда Red Bull доверила Квяту тесты машины Toro Rosso , своего дочернего коллектива в Формуле-1. Испытаниями остался доволен не только Даниил, но и инженеры команды: «Все понимали, что для меня это было совсем в новинку. Они считают, что я хорошо справился», — цитирует пилота «Чемпионат.com» .

    Михаил Алешин

    С автомобилем Формулы-1 знаком ещё один россиянин Михаил Алешин — он пилотировал Red Bull в рамках автоспортивных шоу, а также провел тесты с командой Renault , сейчас носящей название Lotus .

    Признание специалистов Алешин получил в 2010 году, когда выиграл чемпионский титул Формулы-Renault 3.5 в борьбе с Даниэлем Риккиардо , действующим пилотом Формулы-1. Однако высокую скорость Михаил демонстрировал и ранее — в 2007 году Алешин выступал в одной команде с Феттелем и тогда ничуть не уступал немцу в скорости. Затем Феттель оказался в Формуле-1, где выиграл три чемпионских титула, так и не победив в Формуле-Renault 3.5, а у Михаила по-прежнему нет спонсоров для перехода в чемпионат мира.

    Алешин по-прежнему нацеливается на попадание в Формулу-1 и для сохранения формы участвует практически во всех соревнованиях, на которые у него хватает времени. Многие считают, что россиянин уже готов к дебюту в Формуле-1, но этому шагу препятствует отсутствие финансовой поддержки.

    Николай Марценко

    В чемпионате Формуле-Renault 3.5 свой второй сезон в этом году проводит 20-летний Николай Марценко . Год назад он дебютировал в составе команды-середняка, но первую же гонку закончил на пятом месте. В последствии Марценко еще несколько раз блеснул по ходу сезона, но пробиться на подиум ему так и не удалось. Сказалось не только отсутствие опыта самого гонщика, но и неопытность инженеров.



  • Разделы сайта