Какие мышцы у детей развиты лучше. Как проявляется гипотония мышц у детей. Особенности мышечной системы у детей

Развитие скелетных мышц. В утробной жизни мышечные волокна формируются гетерохронно. Сначала дифференцируются мышцы языка, губ, диафрагмы, межреберные и спинные, в конечностях- сначала мышцы рук, а затем ног, в каждой конечности сначала - проксимальные отделы, а затем дистальные. Мышцы эмбрионов содержат меньше белков и больше воды, до 80%. После рождения рост и развитие разных мышц также происходят неравномерно.

Раньше и больше начинают развиваться те мышцы, которые обеспечивают двигательные функции, имеющие существенное значение для жизни (участвующие в дыхании, сосании, схватывании предметов, необходимых для питания и т. п., т. е. диафрагма, межреберные, мышцы языка, губ, кисти). Кроме того, больше тренируются и развиваются те мышцы, которые участвуют в процессе обучения и воспитания у детей определенных навыков.

Новорожденный имеет все скелетные мышцы, но их вес в 37 раз меньше, чем у взрослого. Рост и формирование скелетных мышц происходит примерно до 20-25 лет, оказывая влияние на рост и формирование скелета. Вес мышц увеличивается с возрастом неравномерно и особенно быстро в период полового созревания.

Вес тела растет с возрастом, главным образом, за счет увеличения веса скелетной мускулатуры.

Средний вес скелетных мышц в процентах к весу тела равен: у новорожденных - 23,3; в 8 лет - 27,2; в 12 лет - 29,4; в 15 лет - 32,6; в 18 лет - 44,2.

К 1 году более развиты мышцы плечевого пояса и рук, чем мышцы таза, бедра и ног. В руке и плечевом поясе, начиная с 2 лет, проксимальные мышцы значительно толще дистальных, поверхностные толще глубоких, функционально активные толще менее активных.

С 2 до 4 лет особенно быстро растут волокна в длиннейшей мышце спины и в большой ягодичной мышце. К 4-б годам развиты мышцы плеча и предплечья, но еще недостаточно - мышцы кистей рук. В раннем детстве мышцы туловища развиваются значительно быстрее мышц рук и ног. Ускорение развития мышц кисти происходит в 6-7 лет, когда ребенок производит легкую работу и начинает приучаться к письму. Развитие сгибателей опережает развитие разгибателей. У сгибателей вес и физиологический поперечник больше, чем у разгибателей. Мышцы пальцев, особенно сгибатели, участвующие в захвате предметов, имеют наибольший вес и физиологический поперечник. По сравнению с ними сгибатели кисти имеют относительно меньший вес и физиологический поперечник.

В первые 8-9 лет жизни значительно возрастает физиологический поперечник мышц, вызывающих движения пальцев. Мышцы лучезапястного и локтевого суставов растут менее интенсивно. К 10 годам поперечник длинного сгибателя большого пальца достигает почти 65% взрослого человека.

Анатомический поперечник плеча с 3 до 16 лет увеличивается у юношей в 2,5-3 раза, у девушек меньше.

В первые годы жизни у детей слабы глубокие мышцы спины, недостаточно развиты и их сухожильно-связочные аппараты. У детей 6-7 лет они еще недоразвиты. К 12-14 годам эти мышцы укреплены сухожильно-связочным аппаратом, но меньше, чем у взрослых.

Мышцы брюшного пресса у новорожденных не развиты. С 1 до 3 лет эти мышцы и их апоневрозы дифференцируются, но только к 14-16 годам передняя стенка живота укреплена почти как у взрослого. До 9 лет прямая мышца живота очень интенсивно растет, ее вес по сравнению с новорожденным увеличивается почти в 90 раз, внутренней косой - больше 70, наружной косой - 67, а поперечной - в 60. Эти мышцы противостоят все увеличивающемуся давлению внутренних органов. С 12 до 16 лет растут мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, особенно подвздошно-поясничная, играющая важную роль в ходьбе. Толщина волокон подвздошно-поясничной мышцы к 15-16 годам становится наибольшей. В двуглавой мышце плеча и четырехглавой бедра мышечные волокна утолщаются к 1 году в 2 раза, к 6 годам - в 5, к 17 годам - в 8, а к 20 годам - в 17 раз.


Большинство авторов признает новообразование мышечных волокон в результате систематических физических упражнений. Правильный подбор физических упражнений регулирует гармоническое развитие скелетных мышц.

Рост мышц в длину происходит в месте перехода мышечных волокон в сухожилие. Он продолжается до 23-25 лет. Сократимый отдел мышцы особенно быстро растет с 13 до 15 лет. К 14- 15 годам дифференцировка мышц достигает высокого уровня. Рост волокон в толщину продолжается до 30-35 лет. Поперечник мышечных волокон утолщается к 1 году в 2 раза, к 5 годам - в 5, к 17 - в 8, к 20 - в 17, т. е. наиболее интенсивно.

Масса мышц особенно интенсивно возрастает у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14.

У подростков за 2-3 года масса скелетных мышц увеличивается на 12%. а в предшествующие 7 лет всего на 5%. Вес скелетных мышц достигает у них примерно 35% по отношению к весу тела и значительно возрастает их сила. Сильно развивается мускулатура спины, плечевого пояса, рук и ног, вызывающая усиленный рост трубчатых костей.

С возрастом изменяются также химический состав и строение скелетных мышц. Мышцы детей содержат больше воды и меньше плотных веществ, чем у взрослых.

Биохимическая активность красных мышечных волокон больше, чем белых, что объясняется различиями в количестве митохондрий или в активности их ферментов. Количество миоглобина - показателя интенсивности окислительных процессов - с возрастом увеличивается. У новорожденного в скелетных мышцах 0,6% миоглобина, у взрослых - 2,7%- У детей содержится относительно меньше сократительных белков - миозина и актина; с возрастом это различие уменьшается.

Мышечные волокна у детей содержат сравнительно больше ядер, они короче и тоньше, и с возрастом их длина и толщина увеличиваются. У новорожденных мышечные волокна очень тонки, нежны, имеют сравнительно слабую поперечную исчерченность и окружены большими прослойками рыхлой соединительной ткани. Сухожилия занимают относительно больше места. Внутри мышечных волокон многие ядра лежат не у мембраны клетки.

Миофибриллы окружены отчетливыми прослойками саркоплазмы. В 2-3 года мышечные волокна в 2 раза толще, расположены плотнее, количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы - уменьшается и ядра прилегают к мембране. В 7 лет мышечные волокна в 3 раза толще, чем у новорожденных, и отчетливо выражена их поперечная исчерченность. К 15-16 годам строение мышечной ткани такое лее, как у взрослых.

Формирование сарколеммы завершается к 15-16 годам.

Созревание мышечных волокон можно проследить по изменению частоты и амплитуды биотоков, отводимых с двуглавой мышцы плеча при удержании груза. У детей 7-8 лет по мере увеличения времени удержания груза все больше уменьшаются частота и амплитуда биотоков, что доказывает незрелость части мышечных волокон. У детей 12-14 лет частота и амплитуда биотоков не изменяются на протяжении 6-9 сек удерживания груза на максимальной высоте или уменьшаются в более поздние сроки, что указывает на зрелость мышечных волокон.

В отличие от взрослых мышцы у детей прикрепляются к костям дальше от осей вращения суставов, поэтому их сокращение происходит с меньшей потерей силы, чем у взрослых. С возрастом резко изменяется соотношение между мышцей и ее сухожилием, которое растет более интенсивно, что изменяет характер прикрепления мышцы к кости и увеличивает коэффициент полезного действия. Только к 12-14 годам устанавливается отношение мышцы и сухожилия, характерное для взрослого.

В верхних конечностях до 15 лет мышечное брюшко и сухожилие растут одинаково интенсивно, ас 15 до 23-25 лет сухожилие растет быстрее. Некоторые авторы считают, что с 13-15 лет быстрее растет сократительный отдел мышц.

Эластичность мышц у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых. При сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

Первые стадии развития скелетных мышц происходят без участия нервных элементов. Мышечные веретена появляются с 2,5- 3 месяцев утробной жизни. Их поперечник и длина увеличиваются в первые годы жизни. С 6 до 10 лет поперечный размер веретен возрастает незначительно, а с 12-15 они имеют такое же строение, как у взрослых 20-30 лет.

Чувствительная иннервация начинает формироваться с 3,5- 4 месяцев утробной жизни и к 7-8 месяцам достигает большой сложности. К рождению центростремительные нервные волокна усиленно миелинизируются. Во всех мышцах мышечные веретена имеют одинаковое строение, но их число и уровень развития отдельных структур в разных мышцах неодинаковы. Сложность их строения зависит от амплитуды движения и силы сокращения мышцы. Чем больше координационная работа мышцы, тем больше в ней мышечных веретен и тем они сложнее. В мышцах, которые в физиологических условиях не растягиваются, мышечных веретен нет, например, в коротких мышцах ладони и стопы.

Двигательные нервные окончания (мионевральные аппараты) появляются в утробной жизни с 3,5-5 месяцев. Их развитие в разных мышцах сходно. К рождению в мышцах руки их больше, чем в межреберных и мышцах голени. Уже у новорожденных двигательные нервные волокна окружены миелиновой оболочкой, которая к 7 годам значительно утолщается. Нервные окончания усложняются к 3-5 годам, к 7-14 еще более дифференцируются, а к 19-20 годам достигают полной зрелости.

Похожие материалы:

- 79.50 Кб

1.Рост и развитие мышц после рождения.

2.Развитие движений и координация их.

3. Статическая и динамическая работа мышц.

4.Развитие с возрастом силы, скорости и выносливости.

Введение

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша, например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать.

1.Рост и развитие мышц после рождения.

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды. Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность. Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25% веса его тела, тогда как у взрослого не менее 40-43%. Мышечные волокна значительно тоньше волокон взрослого. Увеличение мышечной массы по мере роста ребенка происходит за счет увеличения объема мышечного волокна и путем увеличения числа мышечных волокон.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертония, она связана с особенностями функций центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Во время сна и сосания тонус мышц несколько снижается при сохранении все же преобладания тонуса сгибателей. Постепенно эта гипертония исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность мышц сначала появляется у мышц шеи и туловища, а потом же у мышц конечностей. Развитие мышц верхних конечностей предшествует развитию мышц нижних конечностей; крупные мышцы (плеча, предплечья) развиваются раньше, чем мелкие (мышцы ладони, пальцев). В возрасте 1-3 года ребенок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.). Своевременное и правильное развитие движений обусловлено развитием центральной нервной системы и находится в прямой зависимости от степени её созревания и функционального совершенствования. Движения укрепляют мышечную систему, способствуют правильному дыханию, пищеварению.

2.Развитие движений и координация их

Формирование двигательной активности ребенка также должно соответствовать возрасту. У новорожденных движения хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер, нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием сгибателей.

После рождения начинает развиваться координация движений. В начале формируется координация мышц глаза (на 2-3-й неделе ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, затем следит за движением предмета, при этом постепенно начинает поворачивать голову вслед ему). К 1,5 месяца ребенок начинает держать головку, потом появляются координированные движения рук. С 3-3,5 месяца ребенок ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло. Он целенаправленно трогает висящие над собой игрушки, но только с 5 месяцев эти движения начинают напоминать движения взрослых. В 4-5 месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на живот, а затем с живота на спину (5-6 месяцев). В 6 месяцев он сидит самостоятельно. В том же возрасте начинает ползать и к 7-8 месяцам делает это достаточно хорошо. Стоять ребенок может в 8-9 месяцев, затем пробует ходить, к 10-11 месяцам некоторые дети уже ходят. Однако если ребенок начинает ходить позже на 2-3 месяца - это тоже норма. Ходьба вначале не координированная: ручки вытянуты вперед, ножки почти не гнутся в коленях; только к 5-6 годам формируется правильная координация.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Движение

Средний возраст овладения

Возможные границы

3-8 недель

4-11 недель

Держание головки

1,5-3 месяца

Направленные движения ручек

2,5-5,5 месяца

Переворачивание

5 месяцев

3,5-6,5 месяца

6 месяцев

5,5-8 месяцев

Ползание

7 месяцев

5-9 месяцев

Произвольное хватание

8 месяцев

5,5-10,5 месяца

Вставание

9 месяцев

6-11 месяцев

Шаги с поддержкой

9,5 месяца

6,5-12,5 месяца

10,5 месяца

8-13 месяцев

11,5 месяца

9-14 месяцев


3 .Статическая и динамическая работа мышц

Работу, связанную с движением, перемещением и сменой позы, называют динамической, а с пребыванием на одном месте, в одной и той же позе – статической. Первый вид работы менее утомителен, чем второй.
При динамической работе внутренняя активность мышц и внешние механические силы не уравновешиваются между собой. Это и обеспечивает процесс движения.
Статической работе свойственно равновесие мышечной силы и силы сопротивления. Поэтому ее еще называют уравновешивающей. Например, стойка по команде «смирно».
Энергия, за счет которой совершается работа органов тела, в конечном итоге превращается в тепло. Динамическую работу характеризуют величиной того тепла, в которое превращается энергия напряжения, или произведением величины напряжения на время его поддержания.
Трудность или легкость работы для человека определяется не только ее механическими или физиологическими характеристиками, но и зависит от исполнителя, его целеустремленности и понимания значения трудовой деятельности.
Условия поддержания работы мышц. Обязательным условием поддержания работы мышц служит регулярное поступление импульсов к мышцам. Это невозможно без их связи с нервной, функциональной активностью эндокринных желез (надпочечников, щитовидной, гипофиза, поджелудочной и т. д.), которые принимают участие в поддержании тонуса центральной нервной системы и использовании углеводов, жиров, белков как энергетических продуктов. Кроме того, работающей мышце нужен приток энергии, источником которой является бескислородный распад сложных органических веществ, поступающих в мышцы. В результате в мышцах образуется молочная, фосфорная кислота и другие вещества. Некоторые из органических продуктов распада затем окисляются до углекислого газа и воды. Поэтому мышца нуждается в регулярном притоке кислорода. Такие продукты распада, как фосфорная кислота, идут на образование веществ, необходимых для работы.
Энергия, не использованная во время работы мышцы, выделяется в виде тепла, в связи с чем работающая мышца согревается и передает тепло всему организму. Если работающих мышц много, то и теплообразование возрастает. Потому к условиям поддержания работы мышц следует отнести нормальную теплоотдачу и достаточную свободу движений (динамичность). Следовательно, для нормальных занятий учащихся в физкультурном зале или во дворе нужна соответствующая форма одежды и соблюдение режима температуры тела.

4.Развитие с возрастом силы, скорости и выносливости

Возрастные закономерности развития моторики. Возрастной физиологией собран огромный фактический материал о возрастных закономерностях развития моторики детей и подростков.

Самые значительные изменения двигательной функции наблюдаются в младшем школьном возрасте. В соответствии с морфологическими данными нервные структуры двигательного аппарата ребенка (спинной мозг, проводящие пути) созревают на самых ранних этапах онтогенеза. В отношении центральных структур двигательного анализатора установлено, что их морфологическое дозревание происходит в возрасте от 7 до 12 лет. Кроме того, к этому времени достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Развитие же самих мышц и их рост продолжаются до 25–30 лет, чем и объясняется постепенное повышение абсолютной силы мышц.

Таким образом, можно сказать, что основные задачи школьного физического воспитания нужно успеть максимально полно решить за первые восемь лет обучения детей в школе, иначе будут упущены самые продуктивные возрастные периоды для развития двигательных возможностей детей.

Период 7-11 лет. Исследования показывают, что школьники в этот период обладают относительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети младшего школьного возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, однако их следует постепенно приучать к сохранению статических поз, что положительно влияет на осанку.

Период 14–17 лет. Этот период характеризуется наиболее интенсивным ростом мышечной силы у мальчиков. У девочек рост мышечной силы начинается несколько раньше. Наиболее ярко эта разница в динамике развития мышечной силы проявляется в 11–12 лет. Максимальный прирост относительной силы, т. е. силы на килограмм массы, наблюдается до 13–14 лет. Причем к этому возрасту показатели относительной силы мышц мальчиков значительно превосходят соответствующие показатели у девочек.

Выносливость. Наблюдения показывают, что дети 7-11 лет имеют невысокий показатель выносливости к динамической работе, однако с 11–12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50–70 %, а к 16 годам – около 80 % выносливости взрослого человека.

Довольно интересно, что между выносливостью к статическим нагрузкам и мышечной силой взаимосвязи нет. Вместе с тем уровень выносливости зависит, например, от степени полового созревания. Опыт показывает, что хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах.

Временем, когда с помощью средств физического воспитания можно поднять уровень двигательных качеств, является подростковый период. Однако следует помнить, что этот период совпадает с биологическими перестройками организма, связанными с половым созреванием. Поэтому от педагога требуется исключительное внимание к правильному планированию физических нагрузок.

Описание работы

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша, например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее.

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Движение, являясь одной из функций человеческого организма, с самого начала его формирования становится основой активной жизнедеятельности. С первых недель внутриутробного развития и на протяжении всей жизни человеческий организм находится в движении. Даже во сне отмечаются кратковременные сокращения скелетных мышц и постоянная работа непроизвольной мускулатуры внутренних органов. Сокращения скелетных мышц, принимающих непосредственное участие в организации двигательной активности организма, кроме этой своей функции, принимают участие в процессах теплообмена, обеспечивают защиту внутренних органов от внешних повреждений, развитие нервной системы. Поэтому от состояния мускулатуры зависит здоровье человека с первых дней жизни.

Умения, данные от рождения

К моменту рождения мышечная масса новорожденного составляет около 23% от общей массы тела. Это в два раза меньше, чем у взрослых. Мышцы верхних конечностей развиты лучше, чем мышцы нижних конечностей, которые увеличивают свою массу к подростковому возрасту более чем на 16% по отношению к общей массе тела. Раньше сего созревают мышцы, обеспечивающие акт сосания. - мышцы языка и губ, и акт дыхания - межреберные мышцы, мышцы спины и диафрагмы. Чуть более медленно происходит взросление» мышц верхних конечностей, и самыми последними заканчивают развитие мышцы ног. Этим объясняется последовательность формирования двигательных навыков. К моменту рождения ребенок может эффективно и длительно сосать - это необходимо для поддержания его жизни. Способность новорожденного ребенка к сосанию страдает лишь при заболеваниях, сопровождающихся выраженным нарушением общего состояния. То же самое можно сказать и о дыхательных мышцах: их эффективные и полноценные сокращения необходимы для нормальной работы органов дыхания. Нарушение функции этих мышц происходит только в самых тяжелых случаях патологии периода ранней новорожденное.

Выше голову!

Достаточно хорошее развитие мышц спины обеспечивает то, что одним из первых двигательных навыков ребенка становится способность удерживать голову в вертикальном положении. Происходит это в возрасте между 1,5 и 3 месяцами. До того момента, когда ребенок начинает уверенно держать голову, необходимо всячески оберегать его шею от возможных повреждений, бережно придерживая голову малыша при любых манипуляциях. Нельзя допускать сгибания или разгибания шейного отдела позвоночника при подмывании и пеленании, любые перемещения малыша в пространстве должны осуществляться очень осторожно. Нужно помнить о том, что шея младенца очень уязвима, что в каналах позвоночного столба проходят кровеносные сосуды, питающие мозг, и выраженное сгибание или разгибание шеи может вызвать спазм этих сосудов, что, в свою очередь, вызовет нарушение питания мозга.

Свобода движений

К концу второго месяца своей жизни ребенок начинает совершать более-менее целенаправленные движения руками: пытается дотянуться до заинтересовавшей его игрушки, может удержать предмет, вложенный в его руку. Чуть позднее (в 3-4 месяца) он берет игрушку в руку самостоятельно, в положении лежа на спине опирается на предплечья, а затем и на вытянутые руки. В 5 месяцев хорошо развивающийся малыш свободно дотягивается рукой до нужного ему предмета из любого положения и может подолгу играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.

Способность переворачиваться со спины на живот (с 4 месяцев) и обратно (с 5-6 месяцев) обеспечивается согласованными действиями мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, поэтому этот достаточно сложный двигательный навык можно считать одной из первых побед маленького человека. Начиная с этого момента нужно быть предельно внимательными и не оставлять ребенка вне кроватки без присмотра ни на минуту. Просто удивительно, как быстро малыш может оказаться на краю пеленального стола или дивана!

Учимся сидеть

В 4 месяца развитие ребенка достигает того этапа, когда положение лежа перестает удовлетворять его - малышу необходимо видеть как можно больше вокруг. Это приводит к возникновению противоречия: ребенок испытывает острую потребность в сидении, отчаянно стремится занять это положение, но ни его позвоночник, ни его мышцы к этому еще не готовы. Родители должны понимать это и всячески поощрять любознательность ребенка, не высаживая, однако, до того момента, когда он сможет сесть самостоятельно. До этого возраста нельзя пользоваться прогулочными колясками, рюкзачками-кенгуру,в которых ребенок вынужден постоянно сидеть,нежелательнонадолго (дольше чем на 3-5 минут) оставлять малыша в так называемых «прыгунках».

До того как младенец начнет ходить, следует сажать его в ходунки, а после того как начнет ходить, - не нужно надолго оставлять в них ребенка. Не следует присаживать малыша, пытаться водить за ручки, пока ребенок сам не станет делать таких попыток. Длительная нагрузка на позвоночник при еще не окрепших мышцах спины может стать причиной искривления позвоночника и нарушения питания мозга вследствие сосудистого спазма.

После 6-6,5 месяцев, когда завершается формирование грудного изгиба позвоночника и в достаточной степени созревают мышцы спины и пресса, происходит радостное событие: малыш в первый раз садится самостоятельно. Большинство детей садятся из положения лежа на животе через поворот на бок. Теперь уже можно позволить крохе сидеть только времени, сколько ему хочется. Можно гулять с ним в летней коляске, кормить в стульчике и радоваться вместе с ним этой замечательной возможности - играть сидя.

Ползаем

Но это достижение не способно надолго удовлетворить маленького исследователя. К 7 месяцам он понимает, что для того чтобы достать какой-то удаленный предмет, ему необходимо научиться перемещаться в пространстве. Достичь этого можно при помощи сложного акта - ползания.

Сначала малыши пытаются ползти на животе «по-пластунски», но уже спустя пару недель таких упражнений их ручки и ножки укрепляются настолько, что ребенок может встать на четвереньки и ползать уже достаточно смело. Теперь он может доползти до какой-нибудь опоры для того, чтобы ухватиться за нее и встать. К этому моменту (в 8-9 месяцев) благодаря неустанным тренировкам и растущей мышечной массе достаточно окрепли мышцы ног и завершил свое формирование поясничный изгиб позвоночника. Стоя у опоры и передвигаясь вдоль нее, ребенок учится удерживать равновесие.

В это время многих родителей интересует, можно ли пользоваться приспособлениями, помогающими ребенку ходить (ходунками). На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, эти приспособления расширяют круг деятельности ребенка, делают его игры более содержательными. Безусловно, малышу интересно самостоятельно передвигаться по комнате. Но, с другой стороны, длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит развитие навыка самостоятельной ходьбы: ребенок привыкает к механической поддержке, и его вестибулярный аппарат не тренируется. Кроме того, зачастую, длительно передвигаясь в ходунках, малыш привыкает неправильно ставить ножки. Положение ребенка в этом приспособлении провоцирует опору на пальцы. Поэтому нахождение ребенка в ходунках должно ограничиваться 30 минутами вдень (2-3 раза по 10 минут). В остальное же время необходимо всячески поощрять его упражнения, направленные на совершенствование равновесия и ходьбы.

Первые шаги

И вот, наконец, он может бросить опору для того, чтобы сделать свой первый самостоятельный шаг. В норме это грандиозное событие происходит в возрасте от 10 до 13 месяцев жизни ребенка. Теперь его возможности поистине безграничны: он может совершенно самостоятельно познавать мир, то есть делать то, что ему наиболее интересно.

К году начинается формирование мелкой моторики. Это очень сложный процесс, напрямую зависящий от состояния нервной системы ребенка. Родители, начиная с 8-9 месяцев должны предлагать ребенку игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики. Это могут быть игры со шнуровками, мячами, различными по форме и фактуре предметами. Существует большое разнообразие игрушек, специально разработанных для развития этой функции нервной системы. Но ребенка может заинтересовать и игрушка, сшитая мамой из лоскутков материи, отличающихся по фактуре, и наполненная горохом или фасолью. Кроме того, в коре головного мозга центры, отвечающие за осуществление мелкой моторики, расположены рядом с центрами речи, что делает развитие этих двух важнейших функций тесно взаимосвязанными. Так, при нарушении речевого развития упражнения, направленные на стимуляцию мелкой моторики, помогают улучшить развитие речевой функции.

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько тесно переплетены между собой развитие нервной и мышечной систем. При нарушениях со стороны нервной системы всегдавбольшей или меньшей степени страдает двигательная функция. И наоборот, при малоподвижности ребенка, связанной с ожирением или ограничением возможностей для активного движения вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей, не может не страдать познавательная функция нервной системы, ухудшается питание мышц и, как следствие, снижается их работоспособность.

Что же можно предпринять для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития моторики новорожденного? Каждая мама может овладеть навыками общеукрепляющего и гигиенического массажа. Проводить его сеансы нужно ежедневно начиная с 1-го месяца жизни ребенка. Приемы массажа и комплексы гимнастики для младенцев изменяются по мере взросления малыша. Огромную пользу для развития и нервной и мышечной систем окажет раннее обучение ребенка плаванию и регулярное посещение плавательного бассейна для младенцев.

Стимулирующее влияние на развитие моторики ребенка первых месяцев жизни оказывает все, что вызывает интерес малыша: яркие, издающие разнообразные звуки игрушки, активные игры со взрослыми, активная жизненная позиция родителей, правильный режим дня и полноценное питание. Очень важно таким образом организовать жизненное пространство ребенка, чтобы у него была возможность постоянно двигаться, не подвергая себя опасности.

Мышечная гипотония у детей - это снижение мышечного тонуса, развивается состояние в первую очередь у детей. Ослабленные волокна мышцы в ответ на нервную стимуляцию сокращаются очень медленно и не могут обеспечивать степень ответа мышечной реакции в той же мере, что и нормальная мышечная ткань. Гипотония мышц у детей это симптом, который может быть спровоцирован многими заболеваниями различной этиологии.

Гипотония у детей, также называется синдромом мышечной слабости, является одной из причин развития дистрофии мышечной ткани. Низкий тонус мышц может быть вызван различными причинами. Часто это состояние свидетельствует о наличии нарушений в центральной нервной системе, генетических расстройств или мышечных пороков развития. Мышечный тонус это напряжение или степень сопротивления движению в мышцах. Гипотония не является аналогом мышечной слабости, которая проявляется в виде снижения силы мышц, но она может сопровождаться этим симптомом. В нормальном состоянии мышечный тонус определяет способность мышц реагировать на растяжение фасций и мышечных волокон. Например, согнутые руки ребенка с нормальным уровнем тонуса быстро выпрямляются, сгибательные мышцы плеча (бицепсы) быстро распрямляются в ответ на это действие. Как только действие выполнено, разгибательные мышцы расслабляются, и возвращается в свое нормальное состояние покоя.

У ребенка с низким мышечным тонусом волокон, мышцы не спешат начать сокращения. Они дают замедленный ответ на нервный стимул и не могут удерживать конечность в определенном положении в течение длительного времени.

Основные признаки гипотонии у детей

Гипотоническое состояние младенцев влияет на их внешний вид. Основные признаки гипотонии у детей видны невооруженным взглядом. Они опираются слегка расставленными в разные стороны локтями и коленями, в то время как дети с нормальным мышечным тонусом, как правило, в качестве поддержки используют согнутые локти и колени в достаточной амплитуде под прямым углом. Такой ребенок в течение длительного времени не может держать головку за счет слабости затылочных мышц. Головка постоянно запрокидывается вперед, назад или в боковые стороны.

Детей с нормальным тонусом можно поднять вверх, поставив им руки под мышки, а гипотонические младенцы, как правило, проскальзывают между руками. При этом их ручки непроизвольно поднимаются вверх, параллельно плоскости тела.

Большинство детей младшего возраста во время сна и отдыха сгибают ручки и ножки в коленях и локтях. Дети с симптомами гипотонии безвольно свешивают их во время расслабления.

Как проявляется гипотония мышц у детей

Страдающие гипотонией младенцы имеют задержку в физической двигательной активности. Гипотония мышц у детей может проявляться в виде следующих признаков:

  • они не могут самостоятельно переворачиваться с животика на спину;
  • не могут обучиться ползать;
  • с трудом удерживают головку;
  • не обладают способностью держать в руках игрушку;
  • не держат баланс в сидячем положении;
  • с трудом удерживают вес своего тела на ногах.

Как следствие мышечной гипотонии у детей быстро развивается мышечная слабость, которая негативно влияет на осанку и подвижность малыша. Снижается уровень рефлексов, возникает слабость связочного аппарата, могут провоцироваться постоянные вывихи крупных и мелких суставов. Чаще всего встречаются привычные челюстных костей, бедра, колена, голеностопного сустава. В тяжелых случаях могут возникнуть проблемы с глотательными и жевательными мышцами. Такие дети не могут самостоятельно сосать, жевать и глотать пищу. Их необходимо кормить с помощью специального зонда или парентеральным путем.

Длительная неспособность произношения речи у больных гипотонией не связана с нарушениями интеллекта и умственных способностей. Это состояние связано напрямую со слабым развитием мышц грудной клетки, голосовой щели и нарушениями процессов дыхания.

Когда развивается гипотония у детей

Распространение этого состояния не взаимосвязано с полом младенца и местом его постоянного проживания. Слабая связь прослеживается между развитием гипотонии и поведением матери ребенка во время её беременности. В тоже время согласно практическим наблюдениям за контрольными группами больных детей, можно утверждать, что имеет значение возраст, в котором впервые появились симптомы гипотонии. Наиболее опасный возраст ребенка это период от 3 до 7 лет. Именно в это время есть риск формирования у малыша ограниченных физических способностей благодаря развитию гипотонии мышц.

В младенческом возрасте состояние более успешно поддается корректировке за счет использования современных медицинских средств реабилитации. В возрасте старше 7 лет гипотония является крайне редким состоянием и связано напрямую с влиянием основного заболевания. При этом успешная терапия основного заболевания приводит к полному исчезновению симптомов гипотонии у детей.

Причины гипотонии у детей

Врачам неизвестны достоверные причины развития гипотонии. Ученые считают, что она может быть вызвана травмой, экологическими неблагоприятными факторами или другими генетическими изменениями мышц и расстройствами центральной нервной системы.

Причины гипотонии у детей могут быть следующими:

  • Синдром Дауна , при котором хромосомы ДНК принимают измененный вид обычно из-за дополнительных копий двадцать первой хромосомы.
  • Миастения: нервно-мышечные расстройства при этом заболевании характеризуются переменной слабостью мышц, которая часто улучшается после полноценного отдыха и возрастает в связи с физической деятельностью. Состояние может быть вызвано нарушениями иммунного характера.
  • Синдром Прадера-Вилли - врожденный порок генов, характеризующийся отсутствием примерно 7 генов в составе 15 хромосомы спирали ДНК. Сопровождается ожирением, тяжелой формой гипотонии, снижением умственных способностей.
  • Тяжелые формы реактивной желтухи в результате конфликта резус фактором матери и ребенка.
  • Мозжечковая атаксия с двигательными расстройствами, которые отличаются внезапным началом, часто является осложнением после перенесенных инфекционных вирусных заболеваний. Может вызывать гипотонию в тяжелых случаях течение заболеваний.
  • Ботулизм , при котором Clostridium могут размножаться в пределах желудочно-кишечного тракта ребенка. В ходе жизнедеятельности продуцируют токсин, который парализует мышечные волокна и является потенциально опасным для жизни.
  • Синдром Марфана - наследственное заболевание клеток соединительной ткани с разрушением коллагеновых волокон, образующих мышечные связки и поддерживающий аппарат. Это оказывает негативное влияние на двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, состояние глаз и кожи.
  • Мышечная дистрофия - это группа расстройств, которая характеризуется прогрессирующей мышечной слабостью и потерей объема мышечных волокон.
  • Ахондроплазия в виде нарушения физиологического роста костей скелета ребенка, которое вызывает наиболее распространенный тип карликовости. Сопровождается гипотонией средней степени тяжести.
  • Сепсис и другие тяжелые, опасные для жизни ребенка заболевания, вызывающие массирование заражение крови токсинами и живыми формами бактерий.
  • Врожденный гипотиреоз вызывает гипотонию в результате снижения уровня выработки гормонов щитовидной железы.
  • Гипервитаминоз D - состояние, которое появляется в полной мере через несколько месяцев после употребления чрезмерных доз витамина D для профилактики рахита.
  • провоцирует у детей размягчение и разрушение костной ткани. Вызывается дефицитом , кальция или фосфата. Сопровождается симптомами гипотонии.
  • Спинальная мышечная атрофия первого типа - группа наследственных болезней, вызывающих прогрессирующую дистрофию мышц и их слабость, в конечном итоге приводит к смерти ребенка.
  • Побочные эффекты от .

Частые симптомы гипотонии у детей

Ниже приведены распространенные симптомы гипотонии у детей. Каждый ребенок может испытывать различные проявления этого состояния, в зависимости от основной причины гипотонии:

  • снижение мышечного тонуса - мышцы на ощупь мягкие и рыхлые по своей структуре;
  • возможность разведения конечностей в противоположные стороны выходит за пределы физиологической нормы;
  • неспособность приобретения двигательных навыков, соответствующих этапам развития (таких, как умение держать голову без помощи со стороны родителей, самостоятельное переворачивание, способность сидеть без поддержки, ползание, ходьба);
  • неспособность самостоятельно сосать молоко или жевать пищу в течение длительного периода времени;
  • поверхностное дыхание без возможности осуществить более двух глубоких вдохов подряд;
  • нижняя челюсть может отвисать, наблюдается выпадение языка.

Когда следует обращаться к врачу

Нормально развивающиеся дети имеют тенденцию к развитию двигательных навыков, контролю собственной осанки в соответствии медицинским стандартам в данном возрасте. Двигательные навыки делятся на две категории. Вазомоторные навыки включают в себя способность младенца поднимать голову, лежа на животе, переворачиваться со спины на живот. Как правило, в определенном возрасте, ребенок развивает моторику до такой степени, чтобы удерживать свое тело в сидячем положении, ползать, ходить, бегать и прыгать. Скорость реакции включает в себя возможность быстро увидеть ребенку передачу игрушки из одних рук в другие. Малыш указывает на объект, следит за игрушкой или действиями человека глазами. Дети с гипотонией мышц не спешат развивать эти навыки, а родители должны обратиться за медицинской помощью к педиатру, если они замечают такие задержки развития.

В том случае если их ребенок не обладает мышечным контролем, особенно если ранее не наблюдалось подобных состояний, обращение к врачу должно быть незамедлительным.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Мышечная система в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка в данном возрастном этапе. Процесс "чернового" формирования мышц заканчивается к 7-8 неделе пренатального развития. После рождения процесс формирования мышечной системы продолжается. В частности, интенсивный рост мышечных волокон наблюдается до 7 лет и в пубертатный период. К 14 -16 годам микроструктура скелетной мышечной ткани практически полностью созревает, но утолщение мышечных волоков (совершенствование их сократительного аппарата) может продолжаться до 30 -35 лет.

Развитие мышц верхних конечностей опережает развитие мышц нижних конечностей. У годовалого ребенка мышцы плечевого пояса и рук развиты значительно лучше, чем мышцы таза и ног. Более крупные мышцы формируются всегда раньше мелких. Например, мышцы предплечья формируются раньше мелких мышц кисти. Особенно интенсивно мышцы рук развиваются в 6 - 7 лет. Очень быстро общая масса мышц нарастает в период полового созревания: у мальчиков - в 13-14 лет, а у девочек - в 11- 12 лет. Ниже приведены данные, характеризующие массу скелетных мышц в процессе постнатального онтогенеза.

Значительно меняются в процессе онтогенеза и функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного отмечается повышенный мышечный тонус, а мышцы-сгибатели конечностей преобладают над мышцами-разгибателями. В результате руки и ноги грудных детей находятся чаще в согнутом состоянии. У них плохо выражена способность мышц к расслаблению (с этим связана некоторая скованность движений детей), которая с возрастом улучшается. Только после 13 - 15 лет движения становятся более пластичными. Именно в этом возрасте заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора.

В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость.

Быстрота (скорость) движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Она определяется тремя показателями:

1) скоростью одиночного движения,

2) временем двигательной реакции и

3) частотой движений.

Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4 -5 лет и к 13-15 годам достигает уровня взрослого. К этому же возрасту уровня взрослого достигает и время простой двигательной реакции, которое обусловлено скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7 -10 лет она выше, чем у девочек, а с 13 - 14 лет частота движений девочек превышает этот показатель у мальчиков. Наконец, максимальная частота движений в заданном ритме также резко увеличивается в 7 - 9 лет. В целом, скорость движений максимально развивается к 16-17 годам.

До 13- 14 лет завершается в основном развитие ловкости, которая связана со способностью детей и подростков осуществлять точные, координированные движения. Следовательно, ловкость связана:

1) с пространственной точностью движений,

2) с временной точностью движений,

3) с быстротой решения сложных двигательных задач.

Наиболее важен для развития ловкости дошкольный и младший школьный период. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4 - 5 до 7 - 8 лет. Интересно, что спортивная тренировка оказывает благотворное влияние на развитие ловкости и у 15 - 16 летних спортсменов точность движений в два раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. Таким образом, до 6 - 7 лет дети не в состоянии совершать тонкие точные движения в предельно короткое время. Затем постепенно развивается пространственная точность движений, а за ней и временная. Наконец, в последнюю очередь совершенствуется способность быстро решать двигатель ные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17-18 лет.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10 - 12 лет до 16 -17 лет. У девочек прирост силы активируется несколько раньше, с 10 - 12 лет, а у мальчиков - с 13 - 14 лет. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек.

Позже других двигательных качеств развивается выносливость, характеризующаяся тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма. Существуют возрастные, поло вые и индивидуальные отличия в выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11 - 12 лет Так, если принять объем динамической работы детей 7 лет за 100%, то у10-летних он составит 150%, а у 14-15-летних - более 400%. Так же интенсивно с 11-12 лет у детей нарастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом, к 17-19 годам выносливость составляет около 85% от уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25 - 30 годам.

Развитие движений и механизмов их координации наиболее интенсивно идет в первые годы жизни и в подростковый период. У новорожденного координация движений очень несовершенна, а сами, движения имеют только бузусловно-рефлекторную основу. Особый интерес вызывает плавательный рефлекс, максимальное проявление которого наблюдается примерно к 40 дню после рождения. В этом возрасте ребенок способен совершать в воде плавательные движения и держаться на ней до 1 5 минут. Естественно, что голова ребенка должна поддерживаться, так как его собственные мышцы шеи еще очень слабы. В дальнейшем рефлекс плавания и другие безусловные рефлексы постепенно угасают, а им на смену формируются двигательные навыки. Все основные естественные движения, свойственные человеку (ходьба, лазанье, бег, прыжки и т.д.) и их координация формируются у ребенка в основном до 3 - 5 лет. При этом большое значение для нормального развития движений имеют первые недели жизни. Естественно, что и в дошкольном возрасте координационные механизмы еще очень несовершенны. Несмотря на это, дети способны овладевать относительно сложными движениями. В частности, именно в этом возрасте они учатся орудийным движениям, т.е. двигательным умениям и навыкам пользоваться инструментом (молотком, ключом, ножницами). С 6 - 7 лет дети овладевают письмом и другими движениями, требующими тонкой координации. К началу подросткового периода формирование координационных механизмов в целом завершается, и все виды движений становятся доступными для подростков. Конечно, совершенствование движений и их координации при систематических упражнениях возможно и в зрелом возрасте (например, у спортсменов, музыкантов и др.).

Совершенствование движений всегда тесно связано с развитием нервной системы ребенка. В подростковом периоде очень часто координация движений вследствие гормональных перестроек несколько нарушается. Обычно к 15 - ] 6 годам это временное ухудшение бесследно исчезает. Общее формирование координационных механизмов заканчивается в конце подросткового возраста, а к 18 - 25 годам они полностью достигают уровня взрослого человека. Возраст в 18-30 лет считают «золотым» в развитии моторики человека. Это возраст расцвета его двигательных способностей.



  • Разделы сайта