Как зародилась идея планеризма. Планеризм - история. Другие способы подъёма

25-мм зенитная пушка Тип 96

Строенная 25-мм автоматическая зенитная пушка Тип 96.

Классификация

Характеристики снарядов

В 1930 году по японскому заказу французская фирма «Гочкисс» (фр. Hotchkiss et Cie) разработала 25-мм зенитную пушку, которая в небольших количествах была закуплена Япо­нией в 1934-м. Еще через два года на арсеналах в Йокосуке и Тоёкаве приступили к собственному производству стволов, дополненных пламегасителями типа «Рейнметалл» (нем. Rheinmetall), а также лафетов - первоначально для спаренных установок. Спаренную 25-мм зенитку под наименованием тип 96 модификация 1 приняли на вооружение 6 августа 1936 года, и до окончания Второй мировой войны она оставалась основной автоматической зенитной артсистемой Императорского флота . В 1941 году была разработана строенная установка, а через два года - одинарная. Последняя наводилась вручную, спаренные и строенные имели электропривод мощностью 1 л.с., с возможностью ручной наводки. Спаренная установка обслуживалась расчетом из семи номеров, строенная - девятью (вертикальный и горизонтальный наводчики, установщик прицела и по 2 заряжающих на ствол).

Предыстория разработки орудия

После первой мировой войны, французские военные нуждались в новой зенитной установке. Компания «Гочкисс» (фр. Hotchkiss et Cie) предоставила проект 25-мм зенитной установки. Военные были неудовлетворены низкой скорострельностью орудия, тем самым забраковав проект. Было предложено выпускать зенитки на экспорт. В 1938 году международная ситуация ситуация ухудшается, заказ на 37-мм орудие фирмы Shcnider Electric не был готов, военные решили пересмотреть свой отказ 25-мм орудия фирмы «Гочкисс» (фр. Hotchkiss et Cie), которая в свою очередь выиграла контракт на производство пушек для Румынии.

Описания и характеристики орудия

Строенная 25-мм автоматическая зенитная пушка Тип 96. о. Гуадалканал, февраль 1943 года.

В 1934 году японский флот закупил небольшую партию этих орудий. Поскольку оно заметно превосходило устаревший зенитный автомат «Vickers QF Mark II» британской разработки, применявшийся тогда японским флотом для ближней ПВО кораблей, было принято решение о налаживании собственного производства французского орудия. Лафеты (все типы) были сконструированы контр-адмиралом Кацута , а выпуск как лафетов так и стволов был организован на Йокосукском и Тоёкавском арсеналах. Руководил выпуском контр-адмиралом Хори . Всего было изготовлено около 33000 пушек и около 20000 лафетов.

Орудие Тип 96 работало на газу, с воздушным охлаждением, с магазинным питанием, было полностью автоматическим или полуавтоматическим.

Самым серьёзным отличием японского образца от оригинала стало оснащение пламегасителем немецкой фирмы «Рейнметалл» (нем. Rheinmetall). Питание автомата осуществлялось с помощью рожковых магазинов на 15 патронов, вставлявшихся сверху. Данное решение существенно снижало практическую скорострельность.

Пушка производилась в одиночном, спаренном и строенном варианте, причём одиночная установка управлялась вручную. На крупных кораблях огонь строенных установок управлялся с директоров Тип 95, наведение осуществлялось дистанционно, а стрелкам лишь оставалось нажимать гашетку. Одиночные установки имели лишь местное управление.

Боеприпасы

Использовались 4 вида снарядов:

  • бронебойный, весом (262 г., заряда нет). Черная, белая или дымчато-синяя гильза;
  • осколочно-фугасные снаряды (243 г., заряд 13,2 г.). Оранжевая гильза;
  • зажигательный (250 г., заряд 11,3 г.). Зеленая гильза;
  • трассирующий (252 г., заряд 11,0 г.). Оранжевая или красная гильза.

Каждый 4-й или 5-й снаряд в фугасной или зажигательной обойме был трассирующим. Вес одиночной установки на тумбе составлял 785 кг, спаренной - 1100 кг, строенной - 1800 кг.

История эксплуатации

Если состав основного артиллерийского вооружения эсминцев типа «Акидзуки» в течение войны не изменялся (На многих японских эсминцах башню ГК № 2 (возвышенная кормовая) к концу войны заменили на строенную 25-мм установку), то количество размещаемых на кораблях 25-мм орудий типа 96 непрерывно росло. Так, на этапе проектирования легкое зенитное вооружение ограничивалось двумя спаренными 25-мм автоматами, которые устанавливались на платформе между трубой и торпедным аппаратом, и первые корабли серии передавались флоту именно в таком виде. Впоследствии эсминцы получили дополнительные строенные 25-мм автоматы, стоящие на площадках побортно у трубы. В 1944 году на находившихся в строю «Акидзуки» сняли кормовой ПУАЗО и на его месте установили еще один строенный автомат. На ряде кораблей две дополнительных строенных установки появились по сторонам от прожекторной платформы. До 12 одиночных 25-мм авто­матов были размещены на палубе. Например, на «Хацудзуки» общее число орудий типа 96 достигло 27 . Усиление зенитного вооружения на оставшихся в строю единицах было продолжено в 1945 году. «Судзуцуки» имел 6 строенных (перед торпедным аппаратом, по бокам от трубы и мостика) и 30 одиночных установок (всего 48 автоматов) без ослабления основного вооружения.

Последующие модификации

  • Тип 94 - Французское производство
  • Тип 95 - Французское производство
  • Тип 96 - Японское производство
  • Тип 96 Модель 1 - Использовалось как на суше, так и кораблях.
  • Тип 96 Модель 2 - Использовалось на кораблях
  • Тип 96 Модель 3 - Используется на военных кораблей в одиночных опор свободно качающимися.
  • Тип 96 Модель 4 - Использовалось на подводных лодках с одно-, двух- и трехопорным механизмом.
  • Тип 96 модель 4 мод 1 - Использовалось на подводных лодках с поворотным механизмом на отдельных опорах. Не могло быть удалено с подводной лодки.
  • Тип 96 модель 4 мод 2 - Использовалось на подводных лодках с поворотным механизмом на отдельных опорах. Могло быть удалено с подводной лодки.
  • Тип 96 Модель 5 - Использовалось на подводных лодках в двухместных и трехместных редукторным крепления.
  • Тип 96 Модель 6 - Использовалось на суше.
  • Тип 96 Модель 8 - Использовалось на суше.
  • Тип 96 Модель 10 - Использовалось на торпедных катерах на кольцевом креплении с редуктором высоты с одним стволом.

Оценка проекта

Для середины 1930-х годов 25-мм автоматы Тип 96 были вполне удовлетворительным оружием. Но в ходе войны на Тихом океане выявились и его существенные недостатки. К числу минусов установки относились слишком малый вес снаряда и недостаточная дальность эффективного огня. Практическая скорострельность была невысока для такого калибра, а сами орудия сильно вибрировали при стрельбе. Ещё одним минусом являлось воздушное охлаждение стволов орудий, сокращавшее длительность непрерывной стрельбы. Системы управления зенитным огнём также оставляли желать лучшего, и их было явно недостаточно. Что касается одиночных автоматов, то они полностью отдавались на откуп расчёту, имевшему лишь примитивный механический прицел.

Скорость наведения спаренных и строенных установок оставалась неудовлетворительной даже при использовании электропривода, а при ручной наводке снижалась еще больше. Сама конструкция прицелов оказалась не приспособленной для стрельбы по скоростным целям в условиях их быстрого горизонтального перемещения (К 1944 году американским летчикам был уже хорошо известен этот недостаток японской малокалиберной зенитной артиллерии, чем они успешно пользовались, рыская на курсе атаки).

К концу войны, когда скорость самолетов выросла, стала ощущаться и относительно малая начальная скорость снарядов, осложнявшая стрельбу на предельных расстояниях, откуда старались атаковать противники. В результате, хотя к концу войны японские корабли несли огромное количество 25-мм орудий, их реальная эффективность была весьма низкой.

При сравнении с зенитными автоматами американского флота следует отметить, что противник Японии имел более эффективные зенитные средства ближнего действия, представленные 20-мм автоматами «Эрликон» и 40-мм «Бофорс» . Первые превосходили японские орудия по скорострельности, вторые имели заметно большую дальность стрельбы и почти вчетверо более тяжёлый снаряд. Наличие весьма совершенных систем управления огнём для

В годы второй мировой войны 25-мм автоматическая зенитная пушка широко использовалась частями Красной Армии для борьбы с самолетами на дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м. В случае необходимости из нее можно было стрелять и по легким танкам и бронемашинам.
Пушка разработана в 1940 г. конструкторским бюро под руководством М.Н. Логинова и состоит из автомата, автоматического зенитного прицела, станка с механизмами наводки, уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием и из повозки.
Автомат включает в себя ствол с затвором, механизмы автоматического заряжания (магазин и лоток с досылателем), противооткатные устройства и люльку. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора, взведение ударника, выбрасывание гильзы, подача и досылка патрона, закрывание затвора и спуск ударника), происходят автоматически, за счет использования энергии отдачи.
Стрельба из пушки может вестись непрерывным (автоматическим) или одиночным огнем. При этом обеспечивается скорострельность до 240 выстрелов в минуту.
Пушка имеет вертикальный клиновой затвор, который действует при стрельбе автоматически. Для открывания затвора вручную при первом заряжании или перезаряжании имеется ручка, расположенная на люльке.
Механизмы автоматического заряжания состоят из магазина и лотка с досылателем. Пока в магазине имеются патроны, механизмы обеспечивают непрерывную автоматическую подачу патронов на лоток досылателя и досылку их в патронник ствола. Магазин имеет механизм взаимной замкнутости, при помощи которого стрельба автоматически прекращается в тех случаях, когда заряжающий не успевает вложить в магазин очередную обойму с патронами, и возобновляется при вкладывании обоймы с патронами без всякого перезаряжания.
Ствол пушки снабжен легко сменяемой трубой, замена которой производится в случае сильного нагрева при непрерывной стрельбе, а также в случае ее повреждения. Для предохранения наводчиков от ослепления при выстреле и для смягчения резкости звука выстрела на ствол установлен пламегаситель.
Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки расположены на станке с правой стороны. Скорость вертикальной наводки составляет 7°30/ за один оборот маховика поворотного механизма. Угол вертикального обстрела составляет от -10° до +85°. Угол горизонтального обстрела не ограничен.
Управление огнем из пушки осуществляется с помощью автоматического зенитного прицела. Прицел обеспечивал решение задач встречи снаряда с целью, то есть выработку упрежденных координат цели по входным данным: наклонной дальности, скорости, курсу и углу пикирования или кабрирования цели.
Для стрельбы из 25-мм автоматической зенитной пушки обр. 1940 г. применялись унитарные патроны с осколочно-зажигательными трассирующими гранатами или бронебойно-трассирующими снарядами.
Осколочно-зажигательная трассирующая граната предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Граната имела головной взрыватель К-20 мгновенного действия. Если граната не попадала в цель, то во избежание поражения своих войск осколками при ее падении примерно через 5 секунд после взлета производилась самоликвидация гранаты в воздухе. Самоликвидация производилась через трассер.
Бронебойно-трассирующий снаряд предназначался для стрельбы по легким танкам и бронемашинам. Снаряд сплошной (не имел разрывного заряда).
Средством воспламенения служила капсюльная втулка КВ-2.
На малой и средней дальности снаряд пробивал броню всех легких танков и бронемашин противника.
С учетом опыта использования пушки для стрельбы по наземным целям начиная с 1943 г. пушка выпускалась со щитовым прикрытием, предохранявшим расчет и материальную часть пушки от поражения пулями и осколками снарядов.
Для транспортирования пушки использовалась четырехколесная повозка с независимым подрессориванием для каждого колеса. Колеса автомобильного типа с шинами, наполненными губчатой резиной.
Для возможности изменения направления движения орудия передний ход сделан поворотным.
В боевом положении повозка не отделялась, а использовалась в качестве основания. При переводе из походного в боевое положение пушка опускалась на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов. Крестообразно расположенные опоры придавали пушке необходимую устойчивость во время стрельбы в любом направлении при всех углах возвышения.
Плавное и легкое опускание и подъем пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно обеспечивалось специальными пружинными амортизаторами, находящимися внутри переднего и заднего концов продольной балки повозки.
Для того чтобы перевести пушку из походного положения в боевое натренированному орудийному расчету требовалось 40-45 секунд.
Горизонтирование пушки производилось по уровням домкратами, расположенными на концах продольной балки, а также откидными боковыми упорами повозки.
Конструкция повозки позволяла транспортировать пушку по асфальтовому шоссе со скоростью до 60 км/ч, а по булыжной мостовой и грунтовым дорогам — со скоростью от 15 до 45 км/ч. Особенно высокой мобильностью обладали пушки, установленные на грузовых автомашинах ГАЗ-АА.
Некоторое количество пушек использовалось в виде стационарных зенитных установок. Они устанавливались на так называемых «столиках».
Общее количество 25-мм зенитных пушек обр. 1942 г., поставленных промышленностью Красной Армии в годы войны, составляет 4560 единиц.
В 1943 г. на базе 25-мм зенитной пушки обр. 1940 г. была разработана спаренная 25-мм зенитная установка 94-КМ (два автомата 72-К). В течение 1944-1945 гг. Красной Армии было поставлено 337 таких установок, которые монтировались как на штатных повозках 25-мм зенитных пушек, так и на грузовых автомобилях ЗИС-11.

Главные конструктора ЛПП-25: И.И.Жуков, М.Ф.Самусенко, А.М.Сидоренко.


Совершенно уникальный "дырокол" ЛПП-25, чьи ТТХ сделали бы честь и современной пушке аналогичного калибра был создан в Артиллерийской Академии имени Ф.Э.Дзержинского в тяжелом 1942 году для партизан и воздушных десантников. 25-мм орудие с боевым весом всего 202 килограмма ухитрялось пробивать до 146(!)мм брони (справедливости ради - не знаю, с какой дистанции. Может быть, и в упор ), этого и "тигру" должно было хватить с полуторакратным запасом! В чем же дело, и почему пушка не пошла в массовую серию? Почему ограничились модернизацией гораздо менее пробивной 45-мм пушки, доведя ее до М-42? В чем же секрет?


переноска орудия расчетом, при необходимости (кликабельно )


Созданная для вооружения партизан и десантников пушка стреляла только бронебойными (обычным и подкалиберным) снарядами весом 286 и 170 граммов соответственно - зато скорость подкалиберника достигала фантастических 1750м/с. Понятно, что на малых дистанциях он пробивал все. Но, к сожалению, быстро терял скорость и на дистанции в 500 метров и более надо было использовать калибрный снаряд, который терял скорость медленнее - но у него и исходно-то было всего 1200м/с, так что на пределе прямого выстрела - 1200 метров - и он, наверное, годился только против борта БТРов.

Но почему же такое орудие не сыграло? А потому, что он было именно что дыроколом. Мало того, что осколочного снаряда не было вообще, - т.е., против пулеметных гнезд и прочего они было малополезно, - так и заброневое действие подкалиберного "шила" (да и калиберного снаряда тоже) получалось ничтожным. Ну, пробили, - и что дальше? Ничего, дырявый танк продолжает стрелять. Претензии к заброневому действию были даже для калиберных 45-мм цельнометаллических снарядов, чего уж говорить о 170-граммовых кусочках металла.


пушка ЛПП-25 в музее (кликабельно )


Не помогли ни высокая скорострельность, ни большой возимый боезапас, ни великолепная подвижность на местности и скорость буксировки, Не сыграли ни низкая цена, ни удобство для расчета. Практика противотанковой борьбы показала к 1942 году, что просто пробить броню немецкого танка быстрым кусочком железа совершенно недостаточно.

Вы спросите: а как же ПТРы? Они же еще слабее? Да. Слабее - но с ними можно подобраться, буквально на расстояние вытянутой руки и попасть в уязвимую часть танка. А с этим орудием - пускай и очень компактным - стрелять приходилось бы "в силуэт". И - как повезет.
Характеристики орудия:

  • Длина ствола: 101 калибр

  • Начальная скорость: 1200-1750м/с

  • Вес снаряда:

  • бронебойного - 0,286кг

  • подкалиберного - 0,170кг

  • Максимальная бронепробиваемость: 146мм

  • Скорострельность: 20выстр/мин

  • Вес пушки: 202кг

  • Дальность прямого выстрела: 1200м

  • Высота линии огня: 400мм

  • время перевода в боевое положение или обратно в походное: 1,5мин

  • Скорость движения: до 70км/ч

  • Орудийный расчет: 3 человека (наводчик, заряжающий и подносчик снарядов)

  • Конструктивные особенности орудия:

  • Клиновой затвор с копирной полуавтоматической качающегося типа.

  • Передний "сошник-копыто" и самозарывающиеся сошники станин для повышения устойчивости при стрельбе и обеспечения удобства и безопасности наводчика при работе наводчика с колена.

  • Коленчатая поворачивающаяся ось (на90°) для подъема орудия в походное положение при транспортировке за тягачом (ГАЗ-69, ГАЗ-66).

  • Простое штыревое крепление по-походному, обеспечивающее быструю изготовку орудия к бою.

  • Мягкое подрессоривание за счет пружин и пневматических колес от мотоцикла М-72.

  • Наличие двух ваг, используемых для перевода орудия в боевое положение и для переноса его через овраги расчетом в 3 человека.

  • Отключение фрикционного механизма поворота при быстром переносе огня с точным наведением орудия на цель.

  • Возможность использования винтовочного оптического прицела или прицела типа "Утенок".



  • Разделы сайта