Как заинтересовать детей к занятиям йогой? Детская йога для дошкольников

Занятия йогой в детском возрасте дает базовый фундамент для дальнейшей уверенной, спокойной жизни. Благодаря ей появляется внутренняя сила, приходит осознание – я являюсь частью окружающего мира, воспитывается уважение к окружающим, к своему «я».

В возрасте 3-6 лет у детей начинается осознание и понимание себя, налаживается гармония с внешним миром. Йога поможет ребенку развить следующие духовные способности:

  • правильно выражать свою любовь к миру;
  • осознавать свои чувства;
  • доверять своим инстинктам;
  • познакомится с работой своего тела;
  • ценить свои умения;
  • развивать свои таланты и способности.

Проводя уроки, опытный преподаватель йоги маленькими детскими порциями вливает умиротворение в малышей. Они же в свою очередь впитывают все новое как губки. Занятия можно проводить с использованием видео материалов. Благодаря такому возвышенному духовному фундаменту, заложенному ребенку возрастом 3-6 лет, вырастают настоящие личности.

Как проходят занятия для детей

Йога для детей 3 — 6 лет проводится по методике, которая изучает основные асаны и технику правильного дыхания, при этом учитываются индивидуальные особенности детей.

Программы занятий специально разрабатываются для детей от 3 лет, отталкиваясь от их анатомо-физиологических, а также психологических особенностей. Уроки построены так, что бы малыши могли снять мышечное напряжение, расширить возможности дыхательной системы, повысит иммунитет. Знакомство с йогой происходит в веселой, игровой форме. Ребенка учат, как можно перенаправить свою не использованную энергию на укрепление здоровья. С помощью асан развивается гибкость, правильная осанка, координация движений и способность к концентрации.

Очень популярным на сегодняшний день является YogaKids. В интернете можно найти видео уроки по YogaKids.

Йога для детей от 3 до 6 лет

Первые уроки йоги – это забавная игра. Ниже представлено 10 игровых элементов для самых маленьких.

  1. Медвежонок просыпается — садимся по-турецки, потягиваемся в стороны, можно зевать для правдоподобности.
  2. Медвежонок очень голодный – представляем: голова это яблоко, а плечи – это тарелка. Яблоко катается по краю тарелки (круговые движения головой по сторонам).
  3. Медвежонок разминает свои лапки – вытянуть руки вперед, сжимать-разжимать пальчики, вращать кулачками, ножки вытягивать и трясти ими.
  4. Медвежонок идет в лес — ходим «по-медвежьи» на внешней потом внутренней стороне стопы.
  5. Медвежонок спрятался за дерево – поднять одну ногу, упрется стопой в другую ногу, соединить ладошки и поднять руки вверх.
  6. Медвежонок делает зарядку — ножки ставят шире, вытягивает ручки в стороны и опускаем ручку к противоположной ножке, другую ручку тянем вверх.
  7. Мишка утомился – садимся, соединяем стоп. Берем их руками и начинаем поднимать, опускать, раскинув колени по сторонам.
  8. Мишка хочет встать — берем руками за пяточки на ногах, раскидываем ноги в стороны и вверх.
  9. Мишка в корзинке – лежа на животе, следует захватить себя руками за лодыжки и поднимать корпус вверх.
  10. Мишка наелся – лежа на спине, обхватить руками коленки, прижать их к себе, перекатываться вперед и назад.

Закончить комплекс следует позой Шавасана – полного расслабления. Все позы можно увидеть на видео.

У детей есть то, что практически отсутствует у многих взрослых: природная гибкость, выносливость и невероятная энергичность. И они с удовольствием делают что-то интересное за компанию со взрослыми.

Если вы пробовали ходить на занятия йогой и они показались вам скучными и сложными, может быть, стоит попробовать хотя бы одно занятие в компании ребёнка? Будет весело, это я вам гарантирую. ;)

Если же ваша основная цель - увлечь ребёнка и привить ему любовь и интерес к занятиям спортом, попробуйте превратить йогу в увлекательную игру. Например, можно устроить что-то вроде йоги в стиле «Море волнуется раз» - это когда вы включаете музыку, проговариваете заветное «Море волнуется раз…», но заменяете фразу «Морская фигура замри» на «Фигуру в позе дерева замри», ну и так далее, и тому подобное. Если включить фантазию, можно переделать практически любую подвижную игру или придумать новую. Итак, детская .

Упражнение № 1. Лягушка

Прыжки в этой позе повышают гибкость в тазобедренных суставах и нижней части спины. Встаньте прямо, ноги на ширине бёдер. Присядьте на корточки и заведите руки за ноги. Из этой позиции медленно переместите свой вес немного вперёд и начинайте прыгать. При этом от пола должны отрываться руки и ноги. Можете даже поквакать немного, пока прыгаете - деткам это понравится. Если прыжки кажутся вам невыполнимой задачей, тогда просто постарайтесь сесть в этой позе как можно глубже.

На самом деле эта поза является подготовкой к позе светлячка - это когда вес полностью переносится на руки и ноги отрываются от пола. Поэтому после того как дети хорошо освоили позу лягушки , пусть попробуют немного побалансировать на руках.

Упражнение № 2. Фламинго

А это что-то вроде нашей ласточки, которую учат делать даже в школе на уроках физкультуры. Это упражнение для баланса и укрепления ног и корпуса.

Встаньте прямо, ноги вместе, руки вытянуты по бокам и в стороны, как крылья. Отведите свою левую ногу назад и наклонитесь вперёд. Сохраняйте баланс с помощью рук. Можно махать ими, как крыльями. Лучше всего балансировать получается, если вы одновременно наклоняетесь вперёд и отводите ногу назад. Вес тела должен быть перенесён на внутреннюю часть опорной ноги. Также вы можете зацепиться взглядом и постоянно смотреть в одну точку - очень помогает! И не забудьте сменить ноги! Как правило, на одной из ног легче удерживать баланс, чем на второй. У кого-то это может быть правая нога, у кого-то - левая.

Упражнение № 3. Дерево

Ещё одно упражнение на баланс, которое укрепляет ноги и вытягивает позвоночник.

Встаньте прямо, ноги вместе. Согните правую ногу в колене, отведите в сторону и поместите подошву на колено левой ноги. Чем выше относительно колена вам удалось поставить стопу, тем легче балансировать, поэтому можно помочь себе руками и поставить стопу как можно выше. После того как вы зафиксировали ногу в удобной позиции, сожмите руки ладонями перед грудью в намасте и поднимите их вверх над головой. В этой позе можно легко покачиваться из стороны в сторону, как деревья на ветру.

Упражнение № 4. Лодка

Эта поза отлично подходит для того, чтобы держать в тонусе ваш пресс. Для детей предлагается упрощённая версия.

Сядьте на пол, согните ноги в коленях, оторвите стопы от пола и попробуйте немного побалансировать на своей попе. Как только вы почувствовали стабильность, обхватите большие пальцы ног руками и медленно выпрямите ноги, продолжая сохранять баланс. Можете немного покачаться вперёд-назад, как лодка на волнах. Ещё один вариант: вы может делать это без помощи рук, просто подняв ноги и сохраняя баланс в позе буквы V.

Упражнение № 5. Собака мордой вниз

Эта поза хорошо знакома всем, и она замечательно растягивает спину и заднюю поверхность ног, а также укрепляет верхнюю часть тела.

Упритесь руками в пол, при этом колени должны находиться под бёдрами, то есть ноги у вас будут немного согнуты. Затем постарайтесь выпрямить колени и надавите ладонями на пол, пятками тянитесь к полу. Получается, что вы вытягиваете спину и растягиваете заднюю поверхность ног. Если для детей это слишком легко, они могу поднять одну ногу вверх (носок вытянут, колено смотрит в пол, таз не разворачивается в сторону, а смотрит чётко вниз) или упереться головой в пол. Вариантов этой позы существует довольно много, так что вам будет из чего выбрать. При этом желательно, чтобы ступни полностью стояли на полу.

Упражнение № 6. Морская звезда

Дети любят вызовы, так что эта поза должна им очень понравиться. Она укрепляет руки и верхнюю часть тела.

Встаньте в позу собаки мордой вниз . Сделайте небольшой шаг вперёд правой ногой и разверните стопу так, чтобы носок смотрел влево. Раскройте свою правую сторону, оторвав левую руку от пола и подняв её вверх. После этого поднимите вверх левую ногу. Постарайтесь сохранить устойчивость как можно дольше.

Упражнение № 7. Ледяная горка

Эта поза только со стороны выглядит простой. На самом же деле это отличная тренировка для рук и попы.

Сядьте на пол, ноги вместе. Поставьте руки за бёдра на небольшом расстоянии, пальцы должны быть направлены в сторону ног. Упритесь ступнями в пол и поднимите вверх таз и бёдра, голова запрокинута назад. Представьте себе, что вы детская горка и дети скользят по вам вниз. Если это положение для вас слишком тяжёлое, можете согнуть колени.

Упражнение № 8. Тачка и свеча

Это упражнение хорошо помогает растягивать шею и нижнюю часть спины.

Лягте на спину, колени согнуты, ступни на полу. Оттолкнитесь ногами от пола и перенесите их себе за голову так, чтоб пальцы ног доставали до пола. Колени слегка согнуты. Если позволяет растяжка, можете попытаться выпрямить ноги. Руки лежат на полу вдоль тела и обеспечивают вам устойчивость. Убедитесь в том, что ваши лопатки плотно прижаты к полу, и медленно переходите в стандартную берёзку, выпрямляя полусогнутые ноги вверх. Из берёзки также медленно возвращайтесь в исходное положение, укладывая спину на пол позвонок за позвонком.

Упражнение № 9. Мостик

Кто из нас в детстве не пробовал встать на мостик? Думаю, что с этим упражнением знакомы все.

Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, ступни плотно прижаты к полу как можно ближе к тазу. Руки согнуты в локтях и поставлены чуть выше плеч, ладони плотно прижаты к полу, пальцы смотрят в сторону стоп. Аккуратно и медленно вытолкните своё тело вверх, выгнув позвоночник. Вес должен быть перенесён на руки, бёдра должны продолжать смотреть вперёд и не разъезжаться в стороны.

Упражнение № 10. Танцор

Эта поза на баланс. Также она хорошо растягивает и укрепляет позвоночник и ноги.

Встаньте прямо, ноги вместе. Согните правую ногу и обхватите её правой рукой за ступню или лодыжку. Наклонитесь немного вперёд и одновременно с этим постарайтесь отвести правую ногу назад и вверх. Левую руку вытяните вперёд для балансировки. Дети умудряются в этой позе не просто стоять, но ещё и прыгать или вертеться вокруг своей оси.

Упражнение № 11. Сэндвич

А это стандартная продольная складочка, которую спокойно делают практически все дети. Взрослым же придётся немного попотеть, прежде чем у них получится сложиться пополам.

Сядьте на пол, ноги вместе, колени выпрямлены. Начинайте наклоняться вперёд к ногам с выпрямленной спиной. И помните, что вы делаете наклон не за счёт спины и поясницы, а за счёт тазобедренных суставов. Что это значит? Это значит то, что вы должны тянуться животом (нижними рёбрами) к бёдрам, грудью к коленям и подбородком к ступням. Никаких прогибов в пояснице, смотрите вперёд, спина плоская, лопатки сведены вместе. Можно помогать себе руками, обхватив ступни и притягивая себя к ногам.

Упражнение № 12. Счастливый малыш

Эта поза расслабления, и она отлично растягивает бёдра и нижнюю часть спины.

Лягте на спину, ноги согните в коленях, притяните их к груди и возьмитесь руками за ступни, колени или заднюю часть бёдер. Осторожно нажмите руками на ноги так, чтоб бёдра тянулись к полу, и покачайтесь немного из стороны в сторону.

ВОЛШЕБНАЯ ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ: СКАЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

В современном беспокойном мире многие взрослые люди регулярно практикуют йогу, чтобы поддержать тонус организма, снять стресс, укрепить здоровье и избавиться от напряженности. Однако йогу полезно практиковать и детям. Занятие поможет направить сверхэнергию детей на укрепление их здоровья, а детям - в веселой игровой форме познакомиться с древней и увлекательной системой йоги.

Играем в йогу С одной стороны дети, гораздо ближе к природе, чем мы, взрослые; они естественнее, у них нет жестких установок и привычек, они открыты для всего нового, которое они постигают легко, с огромным интересом и энтузиазмом. Но с другой стороны, чтобы этот интерес и энтузиазм не угасли, преподаватель всегда должен учитывать особенности детского восприятия. Это для взрослого человека обучение - серьезный процесс, требующий от него сосредоточенности, глубоких размышлений и усидчивости, а для ребенка самопознание мира - всего лишь игра. Непоседливой, любознательной детской натуре быстро надоедают скучные нравоучения и бесконечные повторения, она постоянно жаждет чего-то нового, неизведанного. Поэтому каждое занятие - это не обучение, а увлекательное путешествие в мир йоги; каждое движение - веселая игра. Еще одна особенность: у детей преобладает ассоциативное мышление, они во всем предпочитают полагаться на свой небольшой опыт, поэтому надо стараться все ассоциировать с тем, что ребенок видит в повседневной жизни, что является его опытом. А освоение асан - поз йоги - как нельзя лучше удовлетворяет и детскую склонность к ассоциативному мышлению, и его стремление ко всему новому, и любовь к веселой игре. И "бабочка", и "чайник" На самом деле асаны - это, конечно же, не игра, а сложная и глубокая жизненная философия, родившаяся из тысячелетнего опыта, внимательных наблюдений и размышлений о природных явлениях. Йоги изучали, как двигаются животные, как они дышат, расслабляются - недаром многие из поз йоги воспроизводят повадки животных или изображают его дух. Асаны также могут быть изображением окружающего мира, например гор или деревьев. Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры. Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны, дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Ведь даже просто запомнить такое количество названий асан (не говоря уже о том, чтобы их выполнить) сможет далеко не каждый взрослый: "Бабочка", "Улитка", "Змея на дереве", "Саранча", "Черепаха", "Лягушка", "Голубь". А еще есть "Дерево", "Гора", "Воин", "Лодка", "Якорь", "Свеча", "Стол", "Стул", "Алмаз" и даже "Чайник", и это еще далеко не все асаны, которые мы выполняем на наших уроках. Уверена, что вам стало интересно, как все это выглядит, и, может быть, даже захотелось попробовать самим изобразить "Стул" или "Крокодила". А представляете, если все это еще связать в одну поучительную историю о людях, животных, путешествиях? Интересно? Увлекательно? Конечно! Главный принцип йоги - "Не причиняй другим того, чего не желаешь себе", а разве это не основной принцип многих религий: не причиняй другим вреда - физического, вербального и ментального?

Маленькие дети любят чудеса и волшебные вещи. А сказки и волшебные персонажи могут стать отличными идеями для маленького занятия по детской йоге, которое наверняка понравится вашему малышу. Попробуем?

Проветрите комнату, наденьте на малыша удобные штанишки и свободную футболку. Вот вы и готовы к сказочной зарядке.

Тыква Дыхание тыквы. Делаем глубокий вдох, и грудь становится красивой и круглой, как тыква, которая превращается в карету Золушки. Выдыхаем и представляем, как карета уменьшается и опять становится тыквой. Повторяем 3-10 раз. Такое глубокое дыхание наполняет кровь кислородом, очищает лёгкие от мокроты, остатков углекислого газа, заставляет их максимально раскрываться и эффективно вентилироваться.

Ведьминская метла Становимся ровно, ступни вместе, руки вытянуты над головой и соприкасаются ладонями. Колени согнуты, будто вы хотите присесть на воображаемый стул позади вас. Начинаем полёт через пространство, слегка отклоняясь то вправо (небольшой наклон вправо), то влево (небольшой наклон влево). Делаем мёртвую петлю, совершая полный круг руками в одну и в другую сторону. Представляем себя Гарри Поттером на матче по квиддичу (или Ведьмой на метле) и наклоняем “метлу” прямо вперёд, “наращивая скорость”. Обращаем внимание на позвоночник, он всегда прямой.

Ведьминская шляпа Шляпа ведьмы имеет форму треугольника. Чтобы выполнить позу Треугольника встаньте, широко расставив ноги. Одну ступню разворачиваем наружу, руки вытягиваем в стороны на высоте плеч и тянемся к развёрнутой ноге, стараясь поставить одну ладонь на пол, а вторую вытягиваем вверх, образуя треугольник. Повторяем на другую ногу.

Скрипучие ворота Становимся в позу Ворота, опустившись на колени и вытянув правую ногу в сторону. Правую руку опускаем на правую ногу, а левой рукой тянемся к правой ноге, протянув её над головой. Наши скрипучие ворота открываются, когда мы выпрямляемся и смотрим в противоположную сторону себе за плечо, и закрываются, когда мы тянемся к правой ноге, перекрывая левой рукой проход, и хорошенько растягивая левый бок. Звуковые эффекты поощряются. Выполняем 3-4 раза и повторяем на другую сторону.

Летучий корабль Садимся ровно на полу, сгибаем и подтягиваем к себе ножки. Теперь выпрямляем ноги вперёд и вверх, а руки вытягиваем параллельно полу. Стараемся не падать. Летучий корабль бороздит небесные просторы, немного отклоняясь то вправо, то влево. Очень важно, чтобы корабль не перевернулся и не упал. Считаем медленно до 10 и пришвартовываем корабль, опуская ножки.

Русалочка Садимся по-турецки, скрестив ноги. Правую ногу вытягиваем строго назад. Вес переносим на левое бедро, раскрывая и растягивая тазобедренный сустав. Вытянутая нога – это хвост русалки. Важно, чтобы плечи и бёдра малыша находились в одной плоскости. Теперь нужно опереться ладонями о пол, потянуться макушкой вверх, выпрямить спину, подать плечи и лопатки назад. Русалочка сидит на большом камне и вглядывается вдаль в поисках принца. Затем опуститесь вперёд на локти, положите голову на руки, а руки вытяните вперёд, будто устремляетесь сквозь толщу воды. Расслабьтесь. Почувствуйте, как мягко тянется бедро и суставы.

Мост Тролля Наш друг тролль нуждается в помощи по строительству моста. Ложимся на коврик, сгибаем колени и ставим ступни поближе к себе. Медленно поднимаем бедра и таз красиво и высоко. Строим хороший прочный мост для тролля. Великолепно, теперь аккуратно опускаемся вниз. Повторяем 3-5 раз. А потом ложимся на спинку и отдыхаем 5 минут, слушая сказку, которую расскажет мам


Мастер класс для педагогов ДОУ на тему "Детская йога. Развитие. Гармония. Радость"


Я, молодой специалист, стаж работы в дошкольном учреждении 3 года. Увлекаюсь танцами, веду хореографическую деятельность для детей. В связи с современными проблемами развития дошкольников, мною было предпринято организовать в дошкольном учреждении в свободной от игры и занятий деятельности, занятия по йоге с детьми.
Цель: Познакомить присутствующих педагогов и инструкторов по физической культуре с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционным способом оздоровления дошкольников.
2. Повышение профессионального мастерства и обмена опытом
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как


Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни.
Исходя из этого целью моей работы с детьми стало - формирование у детей представления о йоге.
Так же были поставлены следующие задачи :
С помощью использования асан, (упражнений йоги) способствовать развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений
Упражнять в умении снимать напряжение, выполнять релаксационные упражнения и т.д
Обучать детей навыкам самомассажа
В будущем, с 2015 года планирую начать вести кружковую деятельность в рамках дополнительно - образовательных услуг.

Оборудование: музыка для релаксации, магнитофон, проектор. В течение занятия сопровождается тихая, спокойная музыка.

Ход мастер-класса:

1 часть:
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики, я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой – йогой. Эту форму оздоровления использую непродолжительное время.

Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы – дыхательные упражнения.

Регулярные занятия йогой дадут детям :
Уверенность, внимательность, собранность, плавность.

Сильные мышцы, гибкость тела;
Чувство спокойствия, управление эмоциями

2.часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основные асаны.
Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Пример тому:

Наверное, не существует людей, не любящих массаж.
Под действием пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Пример тому асан «Найдем и покажем ушки»

Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.
Пример тому пранаям «Окно и дверь»

Ни одно занятие не обходится без специальных асан (упражнения) на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных.
Например, упражнение на расслабление «Собираем усталость»

А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.

Практическая часть :
Приветствие «Круг дружбы».
И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра.
Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь» .
И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».
Асаны хатха-йоги:
1.«Звезды»
И.п. - Ноги на ширине. Руки разведены в стороны. Наклоны.
1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх.
3,4 – и.п.
Затем смена положения в другую сторону.
2. -«Поза дерево»
И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом
1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.
3,4 – и.п. смена положения.
3. «Наклоны»
И.п. – ноги на ширине плеч
1,2 – Во время вдоха поднимите левую руку в сторону и вверх над головой, заводим ее за левое ухо
3,4 - Во время выдоха переместите правую руку вправо (в сторону от себя) вдоль пола. Наклоните вправо туловище, голову и левую руку.
Во время вдоха вернитесь в исходное положение. Выполняем тоже самое влевую сторону.
Самомассаж: «Найдем и покажем ушки»
Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
Упражнение на снятие напряжения : дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.

Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?

3часть : Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам перейти к этапу моделирования и предложить варианты использования упражнения по йоге в своей работе? (в физ. минутке, утренней гимнастике, пробуждении после сна)
Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю принять позу «Аиста» (ноги вместе, из положения стоя с поднятыми вверх руками наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясницы)

Спасибо за совместную работу!

Список использованной литературы:
1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.
2. В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997г
3.Научно-практический журнал«Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011.
4. С.Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.
5. Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006
6. Anjey Satori «Звуки природы для релаксации»,- М.,2005

Почему йога?

Йогой можно заниматься практически со всеми детьми, начиная с 4-5-ти лет. Йога развивает гибкость, укрепляет тело, формирует правильную осанку, служит профилактикой плоскостопия, развивает внимание. Гибкость человеку нужна всегда, но просто необходима, когда его тело еще формируется. Дело в том, что, кости ребенка растут так быстро, что мышцы не успевают за ними. Мышцам необходимо помочь догнать кости, сделав их эластичными, для этого их и нужно растягивать.

Как мотивировать ребенка заниматься йогой? Только в игровой форме. Например, поиграть с ним в зоопарк, попросив изобразить животных. Или просто имитировать какие-то действия, интересные малышу. Кстати, такие упражнения разовьют не только тело, но и станут своеобразным источником знаний, расскажут малышам о зверях, о счете. Представленный ниже комплекс йоговских упражнений для детей 4-5 лет поможет развить мышцы малыша и научит ребенка спокойно размышлять, слышать себя, успокаиваться и даже мечтать.

Поиграем!

1 упражнение «Кошка»

Ребенок стоит на четвереньках и изображает двух разных кошек. Первая – добрая, ее гладят по спине, и она блаженно прогибается вниз. И разозленная – выражая недовольство, она округляет спину, выгибая ее вверх. Эти движения необходимо делать, в сочетание с дыханием. На вдохе нужно прогибаться, на выдохе – округлять спину. И так повторять – вверх-вниз.

Делать медленно10 раз.

«Кошка» улучшает подвижность позвоночника и формирует грудную клетку. Также служит профилактическим упражнением для заболеваний респираторной системы.

2 упражнение «Лев»

Стоя на четвереньках, надо поднять и направить лицо вверх, слегка согнув шею. Высунуть вперед и вниз язык, широко раскрыть глаза и, представляя себя страшным зверем, делать вид, что охраняешь территорию. Так следует замереть и оставаться в течение 30 секунд.

Делать 3 раза.

«Лев» укрепляет мышцы спины, формируя правильную осанку, является прекрасным упражнением для подготовки к школе. Защищает от простудных заболеваний, улучшает кровоснабжение горла и формирует правильный прикус. Кроме того, это упражнение полезно делать прямо во время простуды, если болит горло (когда нет температуры).

3 Упражнение «Лодка»

Лежа на животе макушкой тянемся вперед. Шея при этом должна быть ровной. Руки вытянуты вдоль туловища. На выдохе необходимо поднять туловище и одну ногу вверх, продолжая макушкой тянуться вперед, не запрокидывая ее назад. На вдохе опускаемся и, на следующем выдохе поднимаем другую ногу.

Делать от 10 до 16 раз.

«Лодка» помогает сформировать осанку, улучшает пищеварение, укрепляет мышцы ног. Кроме этого, удлинение шеи улучшает кровоснабжение мозга.

4 Упражнение «Задуй свечки!»

Это упражнение дыхательное. Можно представить вместе с ребенком, что перед ним 4-5 – не больше, зажженных свечек на праздничном торте. Или поставить перед ним в круг настоящие свечки, либо поставить ему на ладони какой-то предмет с воткнутыми в него свечами. Свечи могут быть зажженными или незажженными. Ребенок должен сесть перед свечами, скрестив ноги, сделать глубокий вдох и попытаться задуть все свечи одним махом, делая дробное, постепенное выдыхание. После того, как свечки задуты, необходимо отдохнуть минут 5 и повторить.

Делать 5-6 раз.

«Задуй свечки!» успокаивает, учит сосредотачиваться. Подходит в качестве профилактики легочных заболеваний. А заодно малыш обучается счету.

Родителям совсем не возбраняется, а напротив рекомендуется, совершать комплекс этих упражнений вместе с ребенком. Всем будет еще полезнее и еще приятнее.

5 упражнение «Бабочка»

Ребенок должен сесть на пол, согнуть колени и развести их в стороны, стопы вместе. Руками стопы нужно обхватить и стараться фиксировать их, прижимая друг к другу и к ягодицам. В таком положении – поднимать и опускать колени, имитируя порхание бабочки. Спокойные, медленные движения необходимо чередовать с быстрыми. Так, бабочка будет лететь то медленно, то быстро. Перед началом упражнения, когда ребенок усядется в исходную позу, ему нужно сказать: «Ты делаешь 4 медленных взмаха крыльями, а потом 6 (или 10) взмахов быстрых».

«Бабочка» помогает разучить счет, при этом, ребенок учится концентрироваться, сосредотачиваться и быть внимательным. Одновременно упражнение улучшает кровоснабжение тазобедренных суставов, является профилактикой плоскостопия и формирует сильные, стройные ноги.

6 упражнение «Идущая собака»

Ребенок стоит вниз головой, опираясь на руки и на согнутые ноги. Начинает двигаться вперед, попеременно выдвигая одновременно то левую руку и правую ногу, то наоборот – одновременно правую руку и левую ногу.

Делать шагов не менее 10-16.

Идущая собака» улучшает кровоснабжение, в частности, кровоснабжение головы (от чего мозг начинает лучше соображать), развивает образное мышление. Формирует осанку и координацию. За счет того, что происходит активная работа рук, к школе вырабатывается хорошая координация верхних конечностей и сила, что очень важно для мелкой моторики рук и успешной учебы.

7 упражнение «Ежик»

Лежа на спине, колени подтянуть близко к животу, обхватить их руками, одновременно потянувшись головой к коленям. В таком положении прокатиться, покачаться 6-8 раз, назад-вперед, на спине – «собрать всеми своими иголками листики с травы в лесу». Затем распрямиться. И вновь покачаться.

Делать 5 раз.

«Ежик» формирует изгибы позвоночника и служит профилактикой нарушений осанки. Улучшает кровоснабжение мозга и пищеварения.

Этот комплекс стоит выполнять 3 раза в неделю. Лучшее время – после сна утреннего или дневного, до еды.



  • Разделы сайта