Как вырастить чемпиона: советы мам олимпийцев. «За каждым чемпионом стоит мама» – как вырастить спортсмена

Как только отзвенели весной ручьи и подсох асфальт, во двор высыпало десять ребят: сбросив куртки в аккуратную кучку, они играли «в вышибалу», «в резиночку», на углу выстроилась очередь прыгать через скакалку, а около самого подъезда, где «мелом был расчерчен асфальт на квадратики», весело скакали на одной ноге, подвигая банку из-под гуталина. Одни гоняли на великах, другие радовались футболу, третьи – стучали мячом о стену магазина…

Так было в моем детстве... Сейчас же, когда большинство родителей опасается выпускать ребенка на прогулку одного, а понятие «двор» вообще как-то стерлось, ребята, по большей части, остаются дома. Львиную долю своего свободного времени современные городские дети проводят в положении сидя: в лучшем случае – с книгой, в худшем – с «мышкой» или джостиком в руках. Чтобы обеспечить чадо необходимой растущему организму двигательной активностью, многие родители отдают его в спортивные школы или секции. Некоторые настолько воодушевляются первыми спортивными победами чада, что загораются идеей вырастить из него чемпиона.

И это понятно, ведь занятия спортом в школьном возрасте:

Полезны для общего физического развития, укрепления здоровья, улучшения координации движений, поддержания в необходимом тонусе мышечной системы;

Помогают почувствовать уверенность, выработать силу воли, умение постоять за себя и товарища, найти применение своей «упертости», научиться преодолевать усталость, а порой и болевые ощущения;

Прививают навыки работы в команде;

Это возможность хорошенько размяться после многочасового сидения за уроками, выплеснуть накопившуюся энергию.

Тем не менее к выбору вида спорта, в который вы планируете отдать малыша, необходимо подходить вдумчиво и ответственно.

Сколько видов спорта вы можете назвать навскидку – десять, двадцать? А все потому, что на слуху у нас, благодаря СМИ, во-первых, наиболее зрелищные (что не всегда синоним полезных для здоровья), во-вторых – олимпийские. Если мечта всей вашей жизни – увидеть свое чадо по телеку на пьедестале в сверкающем блестками трико – тогда, конечно, отдайте его в художественную гимнастику, фигурное катание или синхронное плаванье. Если же ваша цель – укрепить здоровье и характер малыша, копните чуть глубже: мир спорта – гораздо шире и многообразнее, чем нам иногда кажется.

Так, среди игровых различают индивидуальные (например, теннис и бадминтон) и командные (гандбол, хоккей на траве). Но ведь есть еще и циклические виды спорта (бег на коньках, гребля, велоспорт), спортивные единоборства (карате, фехтование) и непосредственно борьба (айкидо, греко-римская, сумо). Не забывайте и о силовых видах (тяжелая атлетика, гиревой спорт); сложнокоординационных (прыжки в воду, фристайл, прыжки на батуте); экстремальных (скалолазание, спортивный туризм); технических (картинг, стрельба из лука); прикладных (конный и парусный спорт) и авиационных (парашютизм, дельтопланерный спорт), а также прочих, не менее увлекательных (паркур, дартс и т.д.).

Контактным детям, которые умеют найти себе товарища везде и всюду, подойдут командные виды, наиболее типичные представители которых – футбол, волейбол, баскетбол. Официально они не делятся на чисто мужские и чисто женские, но команд женского футбола или хоккея – все еще чрезвычайно мало. Специалисты советуют: если парнишка никак не определится, какой вид спорта ему ближе, – начните с командного.


Что же выбрать?

Пробежимся хотя бы по тем видам спорта, которые постоянно на слуху.

Например, теннис. Для занятий необходимы выносливость (чтобы чего-то достигнуть, тренироваться придется не менее 3 раз в неделю), настойчивость и упорство. Во время занятий задействованы практически все группы мышц, развивается координация движений. Минус – неравномерная кардионагрузка.

При занятиях водными видами спорта вырабатываются хорошая осанка , укрепляется мышечный костяк. Подходит практически всем и во всех возрастах, формирует хорошую фигуру у мальчиков (и непопулярную – у девочек). Минус – возможная аллергия на хлорку и болезни ЛОР-органов от пребывания в прохладной воде.

Лыжи и все, что с ними связано: постоянная работа на свежем воздухе и развитие большинства групп мышц – безусловный плюс. Минус – возможный травматизм, который, впрочем, подстерегает практически в любом виде спорта.

Фигурное катание – спорт-мечта, большее количество болельщиков у экрана телевизора собирает разве что футбол. Хорошо развиваются мышцы ног, координация, вырабатывается отличная осанка. Однако фигурное катание относится к наиболее сложным видам спорта, а ошибки (читай, падения) – болезненны, поэтому психологическая поддержка важная как нигде. Поскольку данный вид спорт очень популярен, конкуренция здесь – гораздо ощутимее, чем, например, в стендовой стрельбе, поэтому и спрос тренера к ребенку – выше.

Работать приходится не только на катке, занятия хореографией – также обязательны.

Занятия гимнастикой гарантируют осанку, развивают координацию; становятся стройными и грациозными, их фигура наиболее гармонично развита (ноги – не перекачаны, плечи – не развиты сверх меры). Гимнастика – своеобразный трамплин для тех, кто в силу каких-то причин решил сменить вид спорта. Минус – ограничения по росту и очень строгая диета.

Определить ребенка в секцию дзюдо, самбо или айки- до – как минимум научить его приемам самообороны. Боевые искусства развивают отличную реакцию, координацию движений, мускулатуру и, что немаловажно, учат правильно падать. При этом уровень травматизма – не выше, чем в других видах спорта (при занятиях с нормальным тренером).

Спортивная секция – хорошее начало

Вам еще рано в спортшколу, да и вообще непонятно, что выбрать? – начните со спортивной секции. Но и к ее выбору нужно подходить не только по территориальному принципу.

Давайте посмотрим, с какого возраста принимают детей в столичные спортивные секции. Ребенка 3 лет берут на горные лыжи, а также плаванье с пометкой «с родителями». В четыре года можно заняться ушу, в пять пред карапузом открывается целая палитра элитных видов – теннис, хоккей, фигурное катание.

С шести есть возможность отдать ребенка на акробатику, футбол и художественную гимнастику. Первоклашку, уже самостоятельно, без взрослых, примут в секцию плавания и велоспорта; с восьми – смело отправляемся на волейбол и баскетбол, с девяти – на и фехтование. С десяти неплохо заняться легкой атлетикой, а с двенадцати – попробовать свои силы в боксе.

Бывает, что преподавать нанимают мастера спорта, но без специального образования (включающего знание детской физиологии, детских норм нагрузок, методику преподавания) – ясно, что он неплохой спортсмен, но вот правильно ли он поведет себя с детьми – вопрос.

В детстве я часто болел, и мама отвела меня в секцию

Именно эту причину, как ни странно, называют чемпионы, развивая тему «как я попал в большой спорт». Лично мне кажется, что отвести часто простужающегося ребенка туда, где много льда, – это как-то нелогично. Это к тому, что многие родители «ведутся» на слова великих и бездумно отдают малыша именно в тот вид спорта, где добился успеха в прошлом маленький и тщедушный мальчик, выросший в чемпиона.

Спорт как панацея от всех болезней – это одна крайность. Другая – «у ребенка нелады со здоровьем, значит, спорт – не для нас». Специалисты убеждены: только серьезная степень инвалидности может заставить отказаться от занятий спортом раз и навсегда.

В остальных случаях спортивные врачи советуют:

Если у ребенка диагностирована бронхиальная астма, отметаем беговые нагрузки, но пробуем свои силы в плаванье и некоторых видах борьбы, а также йоге и ушу;

При проблемах с давлением и/или сосудами, сразу же отказываемся от единоборств, однако не исключаем горные лыжи и волейбол;

В случае близорукости (рассматривается не только ее степень, но и состояние глазного дна) противопоказаны виды спорта, где не избежать резких наклонов, прыжков, и вообще любая активность, при которой есть риск падения.

Самые строгие требования к состоянию здоровья будут предъявлены, если вы решили отдать ребенка на борьбу, бокс, в тяжелую атлетику, хоккей, все виды прыжков, лыжные виды спорта.

Специалисты Научного центра здоровья детей РАМН Сергей Поляков и Ирина Корнеева отмечают, что «для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7–9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9–11 лет; для борьбы, водного поло, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10–11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11–12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12–13 лет».

При этом «специализация (учебно-тренировочные занятия) должна начинаться после начальной подготовки – с 8 до 15 лет, в зависимости от вида спорта», добавляют врачи, уточняя, что «самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с ), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет)».


По словам психологов, до десяти лет дети не могут четко осознать, подходит ли им тот или иной вид спорта, им сложно определиться между двумя-тремя секциями, они находятся под влиянием сверстников. Поэтому разговаривать о предпочтениях необходимо как можно мягче, чтобы не отвратить малыша от занятий.

Кстати, о темпераменте

Спортивные психологи считают, что ребенку-флегматику гораздо ближе фехтование, бег, велосипедный спорт, верховая езда, а также гимнастика на снарядах, гребля, плавание (причем именно заплывы на длинные дистанции).

Флегматики – обладатели такого ценного для этих видов спорта качества, как выносливость.

Между тем, холерику больше подойдут художественная гимнастика, легкая атлетика (бег и быстрая ходьба), игровые виды спорта, коньки, конный спорт, стрельба из лука, а также все, что связано с водой – плавание, парусный спорт, виндсерфинг, водные лыжи, даже плавание на каноэ. Холерики – любители походов, поэтому их увлечет спортивное ориентирование.

В то же время меланхоликам скорее придутся по душе йога, цигун, тай цзы, ходьба, бег на короткие дистанции, ролики, прыжки с трамплина или с шестом, гребля, езда на велосипеде, художественная гимнастика и непродолжительная аэробика. Меланхолики в силу своего темперамента приемлют лишь легкие упражнения – на растяжку и равновесие.

А сангвиникам, напротив, по сердцу быстрая ходьба и бег трусцой на длинные дистанции, альпинизм, бокс, борьба (как различные виды непосредственно борьбы, так и восточные боевые искусства), лыжи и коньки, метание диска или копья, прыжки в воду и подводное плавание, а также все командные виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, водное поло и даже крикет).

Сангвиники, за редким исключением, хорошо физически развиты, поэтому обожают соревнования, в особенности командные, с элементами риска.

СДЮШОР или ДЮСШ?

В российской столице работает более ста пятидесяти спортивных школ. Большая часть из них – это детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).

По словам первого вице-президента Федерации самбо России Рената Лайшева, «формально, СДЮШОР имеет более высокий статус, чем ДЮСШ. Но с чего начинать, большого значения не имеет».

В группы начальной подготовки принимают практически всех желающих подходящего возраста (при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья!). В течение трех-четырех лет ребенок тренируется не более трех раз в неделю примерно по полтора-два часа. За эти годы многое становится ясно:

совместно с тренером и окрепшим отпрыском родители решают – продолжать ли ему заниматься в секции для укрепления здоровья, оставив мысль о большом спорте, или же начать тренироваться профессионально, перейдя в спецкласс.

Однако переход в спецкласс означает, что к серьезным физическим нагрузкам трижды в день прибавится изучение общеобразовательных предметов по программе средней школы. При этом нагрузки будущего олимпийца постоянно (хоть и постепенно) увеличиваются – в среднем до шести часов в день! Иначе не стать человечку профессиональным спортсменом. (Поэтому прощайте, танцы, рисование и английский язык…).

Существуют и центры образования (ЦО) спортивной направленности – удачный симбиоз спортивной и общеобразовательной школ: здесь дают базовое образование и тренируют детей, «не отходя от кассы». Большой плюс подобной работы – взаимопонимание тренеров и педагогов-предметников. Ложка дегтя: даже в Москве их – всего пять.

Внемлю тебе, учитель!

При выборе тренера родителям не нужно стесняться: расспрашивайте о нем знакомых, напрашивайтесь на занятия, задавайте все вопросы, которые хотели бы прояснить. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у тренера специальное образование, а у образовательного учреждения – гослицензия.

Бабушка и дедушка, скорее всего, определят внука к тренеру своего возраста – для них определяющим является опыт. Родители предпочтут молодого и амбициозного наставника, причем маме будет спокойнее вручить дитё мягкому тренеру, отец остановит выбор на строгом. Цель родителей также играет немаловажную роль: если старшие стремятся просто оздоровить ребенка, подойдет мягкий тренер, а вот чемпиона, скорее всего, воспитает только педагог с характером. Рассказав о своих планах, вы непосредственно в школе получите совет, к какому наставнику проситься.

Больше не пойду!!!

Ему не понравилось? Вернулся разочарованным с первого же занятия – причин тому может быть несколько: слишком строгий тренер, более удачливые одногруппники; или ребенок просто не имел представления об обратной стороне спорта и на полном серьезе думал, что сразу встанет на коньки в ярком костюме и красиво поедет… А может, вы мечтали сделать из него спринтера, а ему по душе шахматы? Тогда долой собственные амбиции, пусть пробуется в других видах спорта.

Будьте готовы и к тому, что малыш захочет бросить занятия, угробив на них целый год. Казалось бы, странно: ходил-ходил, и вдруг – на тебе! Стоит поговорить по душам, возможно, дело не в самом спорте, а в конфликте с членами команды или наставником. Если конфликт неразрешим, придется перевестись в другую секцию, не изменяя выбранному виду спорта.

Другое дело, когда сын или дочь просто пошли на поводу у приятеля, решившего сменить одну секцию на другую. Тогда неплохо бы поговорить о перспективах различных видов спорта, с учетом комплекции и занятости ребенка, или предложить ему попробовать пару недель позаниматься в другой секции, взяв под благовидным предлогом небольшой тайм-аут в предыдущей, не сжигая мостов.

Отсоветовать заниматься выбранным видом спорта может и сам тренер: инструкторы анализируют данные ребят не только при знакомстве, но уже и в ходе занятий.

Если ваш ребенок занимается спортом, то надо приучить его к тому, что занятия (тренировки) он должен посещать регулярно. Ребенку вместе с родителями необходимо составить распорядок дня, которому он должен следовать неукоснительно. Многие тренеры утверждают, что дисциплина в детском спорте во многом походит на дисциплину , что в большинстве своем соответствует действительности.

Самооценка

Данное качество формируется всю сознательную жизнь. Так что, если вы решили повысить ее уровень, вы можете это сделать в любой момент. Воспитывайте в ребенке чувство уважения к окружающим и самому себе. Где он может научиться этому, как не в собственной семье? Главное, показать подрастающему поколению достойный пример. Не будьте слишком строгими - это может повредить самооценке ребенка

Тренировки

Очень важно, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от процесса тренировок, чтобы ему нравились занятия и соревнования. Было бы идеальным, если бы он стремился быстрее сделать домашнее задание, чтобы как можно раньше оказаться не тренировке.

Родители не должны вмешиваться в процесс тренировок, полностью доверяя профессиональным навыкам тренера. Они должны помогать ему, заботясь о своем ребенке, и регулярно водить его на занятия.
Родителям важно поддерживать интерес ребенка к спорту, беседовать с ним о новых достижениях, возможностях, успехах и неудачах. Обращайте внимание на эмоциональную сторону ребенка. Выясняйте причины его переживаний и помогите справиться с ними. Таким образом, тренер должен тренировать, а родители - помогать и морально поддерживать ребенка.

Питание

Одну из важнейших сторон чемпиона занимает питание. Думаю, все понимают, что здесь существует прямая зависимость: чем качественнее будет питание у вашего ребенка, тем легче ему будет достичь намеченных высот.

Необходимо избегать жареной и жирной пищи, чипсов, "вредных напитков" типа Кока-колы, Пепси-колы, Фанты и пр. Для будущего чемпиона важны натуральные продукты, которые будут обеспечивать его энергией и основным строительным материалом (белки, жиры, углеводы) в правильных пропорциях. Очень важно организовать правильный питьевой режим, где обычная вода будет преобладать над другими жидкостями. Норма употребления воды составляет 30 мг/кг в сутки.

Соревнования

Здесь тоже надо получать удовольствие. Соревнования - это процесс, результат от которого не должен влиять на поощрения для ребенка. Это просто способ, чтобы оценить работу за определенный промежуток времени.

Если вы видите в своем ребенке будущего чемпиона, то будет лучше, если вы обсудите с тренером некоторые детали занятий, а если позволяет материальное положение, то и составить план индивидуальных тренировок.

Определитесь, каких высот хочет достичь ваше чадо. Исходя из способностей вашего ребенка, вы можете составить план его развития в спорте на 10-15 лет вперед: сколько и какие медали он хочет выиграть, в каких соревнованиях участвовать.

12.07.2018

Как вырастить настоящего чемпиона? Вопрос сложный и требующий предметного обсуждения. Редакция портала 7ya.ru встретилась со спортивным психологом Тиуновой Ольгой Владимировной, чтобы ответить на вопросы, которые чаще всего интересуют родителей начинающих спортсменов .

1. В последнее время занятия в спортивной секции многие родители считают обязательным приложением к школе и детскому саду. Каким детям и в каком возрасте не нужен спорт в таком формате? Чем его можно заменить, чтобы все же выработать привычку к физической активности?

Ответ на этот вопрос прост: спорт в его детском воплощении не нужен только тем детям, чьё свободное время и без того полностью занято полезными, а главное, увлекающими ребёнка занятиями. Но что-то «спортивное» обязательно нужно ребёнку «показать», и это не один тип занятий – ребёнку нужно предоставить выбор. Самое правильное, если в юности у него будут основания сказать: «Я знаю футбол, теннис и гимнастику. Занимался(-ась).»

Спорт за счёт особых условий организации этого вида деятельности, особых (рабочих!) отношений между участниками этого процесса является полезной почвой для правильного взросления. Здесь и тренировка тела, и тренировка духа. Поэтому думая о благе ребёнка, родителям следует использовать все возможности для приобщения своего чада к спорту. Ну, и выполнение упражнений-комплексов, элементов соревнования в домашних условиях, на природе, во дворе и т.д. никто, конечно, не отвергает. Это – минимальный уровень физического воспитания.

2. Как определить, какой вид спорта (или шире – какие занятия) больше всего подходят ребенку? Как это можно понять – про дошкольника, школьника, подростка – если он сам не проявляет инициативы?

При выборе вида спорта можно исходить из нескольких принципов:

а) выбираем, опираясь на антропометрические показатели. Более рослый, крупный ребёнок по сравнению со сверстниками, вероятно, будет в спорте и более успешным. Хотите создать ему атмосферу заслуженного успеха? Переходите к следующему этапу – предложите выбор. Пробуйте разные виды спорта. Многое в дальнейшем будет зависеть от обстановки в конкретной секции, клубе.

б) выбираем, исходя из психологических особенностей ребёнка. Компанейский, заводной, активный, общительный – значит командные виды спорта. Самодостаточный, независимый, избирательный – индивидуальные виды. И дальше точно также – нужно пробовать…

в) выбираем «от противного». Неуверен, боязлив – единоборства помогут понять, что ты не хуже других! Уже не страшно. Теперь не страшно!

г) выбираем, исходя из интересов. Любит животных – конный, кинологический спорт. Проявляет склонность к эстетике – художественная гимнастика, синхронное плавание… Зачитывается Дюма – фехтование. «Технарь» - значит картинг, вело, авто и пр. и пр.

Наверняка есть и другие подходы. Вообще спортивной наукой разработаны разные системы отбора талантливых спортсменов - генетические исследования, дерматоглифика, психологические тесты, функциональное тестирование, двигательные тесты и др. Набирают популярность социальные городские программы комплексного характера - «Выбери спорт»…

А ведь есть ещё и семейные традиции. И спортивный опыт родителей может увлечь ребёнка, а в дальнейшем помочь ему.

3. Ребенок просится в тот или иной спорт. Родители сомневаются – у них предубеждения по поводу этого вида спорта и здоровья, дорого, некому возить и т.п. Какое решение принять?

Снять все собственные сомнения – это единственное решение в подобной ситуации. Желательно знакомить ребёнка с видами спорта (пробные тренировка, дни открытых дверей и др.) по уже подготовленному вами списку (стоимость, объём и время занятий, транспортная или «пешая» доступность, качество спортивной базы и др.). И, наверное, лучший вариант - заранее подойти на занятие секции и поговорить с родителями, имеющими подобный «опыт»…

4. Родители мечтают, чтобы ребенок занимался определенным видом спорта. Ребенку все равно или он против. Какое решение принять? Последствия решений, плюсы и минусы.

В любом случае нужно пробовать… Спорт от занятий физической культурой отличается стремлением к победе. И когда ребёнок, попадая в спортивную среду, чувствует, что за ним есть заинтересованный, умный взрослый – это придаёт ему силы и исходно создаёт полезный «тыл» (он не один пришёл сюда бороться и побеждать, у него есть своя «команда» за спиной). Плохо, если нереализованные спортивные амбиции родителей переносятся на сына или дочь - появляется давление, звучат резкие оценки и ребёнку начинает казаться, что теперь любовь близких к нему зависит от его спортивных успехов.

5. Ребенок начал заниматься в спортивной секции и через месяц-два отказывается ходить на тренировки. Что делать родителям?

Разобраться в причинах этого разочарования. Может оказаться, что, находясь «в процессе», будучи внутри спортивного коллектива, он столкнулся не с естественными тренировочными трудностями, а с чем-то иным…Его разочарование может быть связано с поведением тренера, с не комфортной обстановкой в спортивной группе, с непониманием сложных спортивных задач, неумением анализировать первый опыт побед и поражений.

О возможных и совершенно естественных неудачах юного спортсмена нужно предупреждать заранее. Спорт – это борьба. Борьба с собой и с соперником.

6. Как часто можно менять занятия (начал, бросил, пошел на что-то еще)? Чему учит смена занятий по желанию ребенка? Чему учит, если родители настаивают на продолжении и завершении какого-то этапа (дозаниматься до конца года и т.п.)?

В спортивной подготовке существует своя тренировочная периодизация (этак, цикл, сезон и др.). Конечно, желательно, начав тренировки, довести дело до какого-то логически понятного промежуточного финала. А потом, если появились сомнения, сделать паузу. Не обсуждать тему «ухода», а дать ребёнку подумать самому, поскучать…Но всё-таки лучше дольше выбирать «свой» вид спорта, чем раз и навсегда отбить у ребёнка интерес к физической активности.

Есть ещё один важный момент: ребёнок должен знать, что в начале тренировок будет тяжело - будут болеть мышцы, тренер будет удивительно не похож на маму с папой (об этом ребёнка стоит предупредить), но через 2 месяца много изменится – организм перестроится и адаптируется к нагрузкам. Похоже, эти два месяца и могут стать ориентиром для промежуточного подведения итогов - «уходим-остаёмся».

7. Какому ребенку стоит идти в большой спорт, а какому лучше не надо? К чему надо быть готовым родителям спортсменов?

Заранее об этом ничего сказать нельзя… До «большого спорта» нужно…дойти, дорасти. А тем, кто понял, что:

Путь уже пройден большой и пройден успешно,

Ребёнок увлечен спортом, его там ценят,

Пора серьёзно планировать будущее, выбирать профессию, думать о карьере, о взрослой жизни,

я могу посоветовать подключить к подготовке вашего юного спортсмена опытного спортивного психолога. Для того, чтобы всё выстраивалось уже «по-взрослому», системно, комплексно, рационально, четко и … спокойно.

8. Плюсы и минусы (в т.ч. здоровье, карьера) большого спорта для ребенка. Можно ли вырастить чемпиона и не испортить ребенку жизнь?

Наша жизнь состоит из двух вещей: из времени и из выбора, который мы постоянно делаем. До «чемпионства» путь очень долог. На этом пути много труда и «развилок». Нельзя стать Олимпийским Чемпионом и вдруг осознать, что «я испортил себе жизнь». Но можно потратить много времени, средств и сил и НЕ вырастить Чемпиона и этим…усложнить жизнь своему ребёнку, лишив его качественного образования, например, полноценного развития… Какой выход? Только один: пробовать, искать варианты, свой спорт, двигаться по «спортивному пути» обдуманно и рационально, оперативно «решая проблемы по мере их поступления».

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!

- Бывают ли безнадежные случаи, когда чемпиона не получится?

На старте опыта и навыков, которые есть у ребят, может не хватить, чтобы начать работу или обучение. Но однозначно безнадежен только случай, когда человеку неинтересно то, что он делает. Он пока пробует и ищет себя. Это вопрос мотивации, если дизайнер заинтересован, остальное - вопрос багажа.

- Какой должна быть программа развития специалиста, и как встроить его в команду?

Redmadrobot проходили момент активного роста, и нам нужно было набрать большое количество людей, сохраняя планку качества. Тогда мы разработали глобальный план. Он включал несколько частей: теоретическую - книги, статьи, гайды платформ, которые нужно было законспектировать, и практическую - дизайнеры должны придумать и развивать идеи собственных продуктов, а также каждую неделю представляли экспресс-концепты для решения нетривиальных задач: отдельных функций или редизайн существующих приложений. Этот план выматывал и воспринимался как каторга. В какой-то момент мы поняли, что это жесть.

Сейчас от плана осталась только организационная часть: знакомство со структурой компании, методологией ведения проектов и так далее. Помимо этого есть домашняя часть, она более исследовательская. Когда человек изучает материалы и прокачивает свои скиллы в определенном направлении.

Дальше у каждого специалиста своя траектория. Дизайнер может подтянуть навыки в области тестирования приложений или развиваться как арт-директор. Важно, что план не в голове у дизайнера - мы ведем таблицу, где отслеживаем прогресс специалиста и корректируем программу, если нужно. Но обучение всегда должно сочетаться с хорошими результатами по боевым проектам. Если у специалиста хороший опыт, он может сразу стать ведущим дизайнером проекта. Так было, например, с нашим дизайнером Настей Смирновой. С первого дня в компании она получила проект мобильного приложения для стартапа из Лондона.

Ребята с меньшим опытом приходят в команды, где уже есть ведущий дизайнер и, в зависимости от своих компетенций, решают конкретные задачи: доработка экранов, поддержка UI-кита, рефакторинга и так далее.

- Что нужно, чтобы вырастить звездного дизайнера?

Здесь как в спорте. В спортшколах на каждого тренера приходится по 30-50 человек - вырастить олимпийского чемпиона в таких условиях невозможно.

Поэтому я за индивидуальный подход. У каждого, кто приходит в команду Redmadrobot, есть ментор. Раз в неделю мы встречаемся с каждым из новичков, чтобы просто поговорить, причем не только о работе. Ментор и специалист могут работать над разными проектами, и такие беседы помогают подсветить моменты, которые команда проекта не видит. Сейчас у меня четыре дизайнера и один арт-директор, и железно пять часов в неделю на общение с ними. Мне кажется, это оптимальное соотношение. При этом наше общение не исчерпывается часом в неделю - ментор всегда в курсе того, что происходит у дизайнеров. Важно также, что дизайнер может сменить ментора, потому что на конкретном этапе для него важно прокачать другие навыки. Иначе чемпиона не вырастить.

А так за три месяца (в исключительных случаях) или год (в среднем) можно вырастить специалиста.



  • Разделы сайта