Как увеличить скорость чтения у первоклассника: учимся легко и эффективно. Почему школьник медленно читает? Упражняйтесь думать на другом языке

Если ребенок занимается спортом, то скорость движений имеет большое значение. Также любой ребенок хочет бегать быстрее, чтобы стать лучше других или достигнуть личной цели. Ваша идея научить детей бегать быстрее должна включать такие аспекты, как правильная техника и чувство радости на тренировках. Следите за успехами детей, чтобы они сохраняли мотивацию, а также не забывайте бегать вместе с ними!

Шаги

Технические аспекты

  • Помогайте детям представлять правильный способ бега. Маленькие напоминания о том, что им нужно делать во время бега, значительно помогут вашим детям. Например, говорите им думать о том, как ступни выталкивают бедра вперед. Так ребенок запомнит, что основное усилие для бега прикладывается в тот момент, когда ступни отталкиваются от поверхности.

    • Также попросите детей представить, что во время бега в каждой руке они держат по одной птице. Так они будут держать ладони закрытыми, но не сжатыми в кулак.
  • ВВЕДЕНИЕ

    1. Развитие двигательных качеств у дошкольников

    1.1 .Характеристика основных двигательных качеств

    1.2.Основные задачи и направления в развитии двигательных качеств дошкольников

    1.3.Физические упражнения как средства развития двигательных качеств дошкольников

    2. Методика развития быстроты у детей в дошкольном возрасте

    Список литературы

    Введение

    Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

    В качестве одного из видов, физическое воспитание, представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). Однако физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития двигательных качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность.

    1. Развитие двигательных качеств у дошкольников.

    В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

    У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами (Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.,1978).

    С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества. В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат.

    Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).(Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.,1978.)

    Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

    В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

    1.1. Характеристика основных двигательных качеств.

    Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них.

    Оба термина - «двигательные» и «физические» качества - правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин - «психомоторные качества».

    Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т. п. Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, поэтому все более очевидной становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (прежде всего это относится к ловкости). Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава. Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга. В настоящее время невозможно дать законченную классификацию, а тем более точно сослаться на механизмы проявления различных качеств.

    Тем не менее ясно, что каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, одни из которых отражают строение двигательного аппарата и тела в целом, а другие - особенности функционирования регулирующих систем. Например, ловкость (включая и точность движений) в большей мере обусловлена центрально нервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в значительной мере зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме в целом.

    Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое качество настойчивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.

    Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости - качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста).

    Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Иногда говорят о воспитании двигательных качеств, но «воспитание»- это понятие, употребляемое в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных действий в своей элементарной форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле - улучшение, развитие того, чем обладает человек.

    Развитие двигательных качеств протекает но фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других - «диссоциация физических качеств» (Зимкин Н. В. 1956.). Один из известных механизмов такого явления - антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.

    В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

    Ловкость - это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С-М.,1990). Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

    Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С-М.,1990). По форме проявления выделяют виды: активные и пассивные, активные - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности и соответствующих мышц, пассивные - способность выполнять движение под воздействием внешних растягивающих сил (специальные приспособления и внешние отягощения). Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2- 3 полуприседания, затем - глубокое приседание.

    Выносливость - способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после ее. (Холодов Ж.К., Кузнецов B. - М.,1990). Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.

    Сила - выполнение какого либо действия или сохранение какой либо позы человека (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С-М.,1990). Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам- разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

    Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

    Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

    Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота движений; 3) быстрота двигательной реакции.

    Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакций), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Быстрота одиночного движения как изолированная характеристика может рассматриваться только при биомеханическом, расчлененном анализе двигательных актов (например, при необходимости узнать быстроту отталкивания, выноса бедра во время бега). В реальных же условиях одиночные движения объединены в циклические или ациклические системы. Поэтому говорить о самостоятельных средствах и методах развития одиночных движений можно лишь условно. Скоростные упражнения, особенно отвечающие специфике соревновательных упражнений, развивают и другие скоростные особенности (в циклических движениях - частоту, в ациклических - быстроту реакции). В некоторых видах спортивных упражнений (например, в метаниях) быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность - резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно-силового характера развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу мышц (особенно при больших внешних сопротивлениях, характерных для большинства видов метаний). Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Для этого используют Метод динамических усилий: максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения.

    Частота движений характеризует циклические движения. Максимальная частота движений рук выше, чем ног; частота движений дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.

    Измерение частоты движений производится, как правило, за короткие интервалы времени. Частоту движений, а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью.

    1.2. Основные задачи и направления в развитии двигательных качеств дошкольников.

    В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

    Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

    Основные задачи методики разития двигателъных качеств:

    Охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

    Достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

    Воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

    Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

    Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

    Формирование широкого круга игровых действий;

    Развитие двигательных качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

    Содействии формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

    Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

    Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

    Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

    В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

    Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей личности ребенка, улучшения его физического (функционального) состояния необходимо разграничить направления в работе воспитателя в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.

    Предлагаются три направления в едином процессе: оздоровительное, воспитательное и образовательное.

    Основные цели оздоровительного направления в первую очередь решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Объективной основой воспитательного направления являются органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

    Требования каждого направления приводят к различным изменениям состояния воспитанников в плане здоровья, воспитания и уровня образованности, а в целом дают школе (последующему звену в системе формирования ребенка) личность, находящуюся на начальном этапе формирования с определенными характерно направленными свойствами, гармонически сочетающую в себе разные элементы жизнедеятельности, развитие которых в дальнейшем может осуществляться с максимально возможной равномерностью.

    Задачи, решаемые каждым из направлений:

    Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;

    Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающую нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;

    образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных качеств, умений и навыков; развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка; внедрение в практику занятий нетрадиционных методов и приемов, направленных на потребность движения и развития двигательных качеств.

    1.3. Физические упражнения как средство развития быстроты.

    Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках.

    Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

    Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

    Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

    Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

    Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

    Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

    2. Методика развития быстроты у дегей в дошкольном возрасте.

    Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С-М.,1990). Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Быстрота является комплексным двигательным качеством человека. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры дошкольном возрасте и спортивные игры имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. В дошкольном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени). Быстрота двигательной реакции, то есть быстрота ответа ребенка движением на какой-либо сигнал (световой, звуковой, тактильный), представляет собой сенсомоторную реакцию.

    Различают простые и сложные реакции. Простая реакция - это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С-М.,1990). Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов, который заранее обусловлен (например, реагировать на красный и не реагировать на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх. Время сложных реакций значительно длиннее времени простой реакции за счет «центральной задержки», дифференцировки сигналов.

    Простые реакции обладают свойством переноса: если ребенок быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции, наоборот, отличаются специфичностью. Если ребенок относительно быстро реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не означает, что он будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов.

    Измеряют быстроту двигательной реакции в секундах и миллисекундах. Обычно не прибегают к специальным упражнениям для развития быстроты реакций. Простая реакция хорошо развивается в ходе выполнения различных скоростных упражнений. Однако в обратном направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая быстроту реакции, нельзя увеличить быстроту движений. Особенно ценны для развития быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры. Основной метод -повторное возможно более быстрое реагирование на появляющийся сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений, также дает хорошие результаты. Применяют и сенсомоторный метод, при котором увеличение способности различать временные интервалы приводит к повышению скорости реагирования на сигналы.

    На занятиях физкультуры время реакции развивают с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу). Хорошим средством развития быстроты реагирования являются спортивные игры. При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в дошкольном возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

    Для развития частоты и быстроты движений применяют повторный, повторно- прогрессирующий и переменный методы упражнения. При этих методах дистанция бега подбирается такой длины, чтобы в конце ее скорость не снижалась и при повторных попытках. В связи с тем, что работа с максимальной интенсивностью протекает в анаэробных условиях, интервалы отдыха между попытками следует устанавливать достаточными для погашения кислородного долга. Их можно заполнить легким бегом, спокойной ходьбой и т. (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. 1990).

    Значительные интервалы отдыха приводят к снижению плотности занятий, поэтому развивать быстроту движений у дошкольников на занятиях целесообразно другими методами: игровым и соревновательным, при которых эмоциональное возбуждение выше и поэтому создаются лучшие условия для проявления скоростных возможностей.

    Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты. Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.

    Список литературы

    1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.,1978.

    2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. - М., 1979.

    3. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура испорт,1971.

    4. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1973.

    5. Выготский Л.C. Собрание сочинений. - М.: 1994.

    6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., - М.: АРКТИ, 2006.

    7. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - М., 1979.

    8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

    9. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. -М.: Физкультура и спорт, 1979.

    Ю.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания.-М., 1978.

    11 .Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

    12. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: 1973.

    13. Савин Н.В. Педагогика. М., 1972.

    14. Сердюковской Г.Н - Гигиена детей и подростков: Учебник/под ред. М.: Медицина, 1989.

    15. Терованесян A.Л. Педагогические основы физического воспитания. - М.,1978.

    16. Филин В.П., Семенов В.Г., Алабин В.Г. Современные методы исследований в спорте /Под общ. ред. В.П. Филина. - Харьков: Основа, 1994.

    17.Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Теория ж методология физического воспитания и снорта.-М.„1990.

    18. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры.

    19. Терованесян А.Л. Педагогические основы физического воспитания. -М., 1978.

    Разбирается в самых «реакционных» видах спорта, дает советы и видеоурок Анна Зайцева , тренер по теннису с 20-летним стажем.

    С чего начать?

    Итак, для развития реакции подходят виды спорта с движущимся предметом, особенно: сквош, настольный теннис, баскетбол, теннис, футбол…Чем раньше вы займетесь способностями малыша быстро реагировать на меняющуюся реальность, тем лучше. Начинать можно с тех пор, как только вы заметили, что ребенок способен ловить и бросать мячик, бегать и прыгать!

    Используйте поролоновые мячи и мячи сниженной упругости, жесткости - 25% от жесткости стандартного теннисного мяча. Поролоновые мячи приятные на ощупь, детям нравится их ловить и сжимать. Кроме того, они не только не оставят синяков на ребенке, но и сохранят стены в квартире и обеспечат покой соседям.

    Одновременно с тренировками, или до/вместо них, вы можете начать заниматься с ребенком в домашних условиях. Упражнения легкие и вызывают радость и у взрослых, и у детей. Смотрите видео.

    Сквош или теннис?

    В крупных городах появляется все больше площадок для сквоша, где могут тренироваться и дети. Чем полезен и интересен сквош?

    Анна Зайцева:

    Стенка всегда была отличным «партнером» для теннисиста. Цель теннисиста-новичка - удержание мяча (не терять мяч) несколько ударов. Этому легче научиться, начав играть о стенку. Более того, технику, то есть. удар справа, слева, слета, смэш, подача и тип подкрутки (плоский, резаный, крученый) можно отработать со стенкой.

    Переход на корт будет значительно проще. Превратить отработку техники и долбление стены в захватывающую игру – задача тренера. Пробуйте оба вида спорта, и вы увидите, что захватит вашего ребенка больше.

    Миф об «однобокости» физнагрузки в теннисе

    Многие родители боятся отдавать ребенка в теннис из-за устойчивого мифа, что развивается одна рука – та, которая держит ракетку и идет сильная нагрузка на ноги.

    Миф комментирует Анна Зайцева :

    У новичков 3-6 лет на первых порах вся тренировка проходит на ногах, хоть и на половине корта через мини-сетку, а вот ракетка используется лишь часть времени. Дети играют в игры, развивающие подвижность, реакцию, равновесие и координацию.

    Во время же использования ракетки основная нагрузка приходится на кисть, т.к. самая первая задача теннисиста научиться удерживать мяч на ракетке.

    У спортсменов, переходящих к бОльшему размеру корта и к более жестким мячам (50%, 75% жесткости от стандартного мяча), увеличивается и нагрузка на мышцы рук. Однако, на данном уровне и работа ног начинает играть значительную роль. Больше корт – больше движения. К моменту овладения стандартным мячом теннисисты подключают дополнительно занятия фитнесом и силовые тренировки, поэтому нагрузка идет на все тело.

    Смотрите вторую часть домашних упражнений с мячиками. Теперь и с двумя. Это весело!

    P.S. Даже если ваш ребенок спокоен, или флегматичен, развивайте его реакцию, и пусть он не станет первой ракеткой мира, но эти способности пригодятся ему в повседневной жизни: от катания на велосипеде и лыжах, до вождения автомобиля. Занимайтесь с ним дома, водите на тренировки, и все получится!

    Фото: pinterest.com, tennisworld.com, tabletennismaster.com

    А как вы предпочитаете развивать реакцию у ребенка? Школа Юрия Окунева

    Здравствуйте, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

    В условиях современного прогресса значительно возросла нагрузка в школе. Чтобы учиться хорошо, наши дети теперь должны

    Хорошо усваивает материал тот, кто быстро читает, – говорят ученые. А потому быстрый темп обучения берется уже в первом классе. Сегодня говорим о том, как увеличить скорость чтения у первоклассника. Научив ребенка быстро читать, мы поможем ему успеть в учебе и не стать «слабым звеном» в классе.

    Психологи подметили, что текст хорошо усваивается и понимается учениками тогда, когда он прочтен в темпе разговорной речи. А точнее – от 120 до 150 слов в минуту. Именно при такой скорости мозг сосредотачивается и работает максимально эффективно.

    Именно к скорости, при которой чтение станет эффективным, мы и будем стремиться, занимаясь с первоклашкой.

    Преимущества эффективного (быстрого) чтения

    Освоив технику скорочтения, наш ребенок сможет:

    • Вовремя сделать уроки, не уставая при этом;
    • Прочитать кучу книг и журналов по интересам, следовательно, быть разносторонне развитым человеком;
    • В процессе быстрого чтения развить память и внимание, а также интеллектуальные способности;
    • Повысить успеваемость, так как дети, помногу читающие, обычно учатся хорошо;
    • Хорошая успеваемость способствует формированию морального облика ученика.

    Нормативы скорости чтения в первом классе сейчас составляют до 70 слов в минуту, к концу четвертого класса 110-120 слов.

    Почему школьник медленно читает?

    Не все дети достаточно быстро и хорошо читают. Достичь нужного темпа им часто мешают следующие причины:

    1. Плохая память и отсутствие внимания (читая текст, не могут уследить за нитью повествования);
    2. Отсутствие читательской практики;
    3. Низкий словарный запас;
    4. Нелюбовь к чтению;
    5. Ограниченность поля зрения;
    6. Регрессирующие движения глазами (взгляд возвращается к уже прочитанному);
    7. Несовершенность артикуляционного аппарата;
    8. Логопедические проблемы (дислексия).

    Проанализировав причины низкой скорости чтения школьника и выбрав метод устранения помехи, мы еще на шаг продвинемся к разрешению вопроса, как улучшить технику чтения своего чада.

    Устраняем все проблемы

    • Развитие памяти и внимания

    Слабые показатели памяти сильно тормозят процесс чтения. Читая четвертое-пятое слово, ребенок может выкинуть из памяти первое и тогда смысл прочитанного уже не понять, приходится возвращаться к началу. При отсутствии внимания картина еще интереснее получается – текст прочитан, в голове пусто. А смысл читать?
    Безусловно, надо подтягивать показатели и внимания, и памяти, без этого не добиться хороших результатов.
    В моем блоге вы найдете , в которой приводятся все упражнения и методики.

    • Расширение словарного багажа

    Читайте, читайте и еще раз читайте. Это должно превратиться в маленькую семейную традицию. Через книги, разнообразные по тематике, ваше чадо почерпнет большое количество новых и незнакомых слов, научится различать разные оттенки речи. К тому же, у ребенка появится интерес и стремление к чтению.
    Разбирайте вместе значение новых слов, размышляйте над фразеологизмами.

    • Увеличение поля зрения

    Ограниченное поле зрения часто мешает первокласснику быстро читать. Это выражается в том, что, читая одно слово, он не видит второго, следующего за ним. Как следствие, уходит время, чтобы «увидеть» следующее слово, затем распознать, а потом прочитать.

    Решить проблему помогут упражнения с таблицами Шульте, они описаны в моей статье «Скорочтение упражнения для детей».

    • Убираем регрессию

    Регрессия – это возвратные движения глаз в процессе чтения. Делаем следующее. Кладем линейку на текст и закрываем каждое прочитанное слово. Прочитал – закрыли, прочитал – закрыли. И так до конца текста. Так повторяйте изо дня в день. В конце концов, ваш школьник привыкнет к правильному движению глаз, и назад возвращаться не будет.

    • Подтягиваем артикуляцию

    Если ваш ученик говорит с запинкой на каждом слоге – это неизбежно скажется на скорости. Выход прост. Учите скороговорки и чистоговорки, стремясь четко произносить каждый звук и при этом не сбиваться.

    • Боремся с дислексией

    Дислексия – это стойкое нарушение психического развития ребенка. Выражается в том, что ученику трудно запоминать даже простейшие стихи, последовательности из 3-4 цифр. Такой ребенок путает «право» и «лево», не может завязать шнурки сам, не знает, в каком порядке идут дни недели и так далее.
    Часто дислексия наблюдается у таких детей:
    Левши;
    Гиперактивные дети;
    С задержкой речевого развития;
    Кинестетики.
    Дислексию в состоянии исправить только специалист-дефектолог.

    Давайте по порядку:

    1. Литературные пятиминутки. Главный принцип любого образовательного процесса: лучше понемногу, но чаще. В течение дня несколько раз повторяем такое действие. Берем книгу (выбираем что-то интересное) и просим ребенка почитать 5 минут. Читаем не вслух, а про себя. Затем закрываем книгу и переключаемся на другие занятия.
    2. Трудные сочетания согласных. Первокласснику часто тяжело даются слова, где подряд стоит несколько согласных (например, СТРЕЛА, ИСКРА, ИНСТРУМЕНТ). Подчас такие слова выполняют роль якоря: дойдя до них, ребенок надолго застревает, пытаясь выговорить. Напишите на карточках сложные слова и разучивайте с малышом каждый день, пока не будет получаться.
    3. Щадящее чтение. Если школьник быстро утомляется, читая тексты, или вообще не хочет ничего читать, попробуйте применить такой метод. Читаем 1-2 предложения – отдыхаем – снова читаем 2 предложения. Отдых здесь играет роль разгрузки для ученика и позволяет настроиться на следующую серию предложений. Смотрите с ребенком диафильмы. В них короткие фразы сменяются яркими картинками, ребенок быстро переключается и не успевает уставать от чтения.
    4. Чтение на ночь. Мозг человека довольно хорошо запоминает то действие, которое производилось непосредственно перед сном. Поэтому, если хотите, чтобы ваш первоклассник быстро достиг успехов в скорочтении, читайте перед сном, хотя бы по пять минут.
    5. Форсированное чтение. Прибавляем к скорости чтения ученика число 30 и берем фрагмент текста, состоящий именно из такого количества слов. Например, если скорость фактическая равна 80 словам в минуту, то текст нужно взять на 110 слов. Как пройти тест на определение скорости чтения, можете посмотреть здесь ссылка на статью Как считать слова. Задача тренирующегося – прочитать отрывок ровно за минуту. Читаем вслух. Дается три попытки.
    6. Пересказ. Читаем текст и пытаемся его пересказывать. Начинать лучше с одного абзаца, постепенно увеличивая объем.

    В следующей статье мы подробно разберем с вами упражнения для развития навыков быстрого чтения у детей.

    Рекомендую также почитать книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» – в России это первая методика скорочтения для детей. Излагается все просто и ясно.

    Для профилактики логопедических нарушений на занятиях с первоклассниками советую использовать упражнения из Букваря Надежды Жуковой .

    На этом все на сегодня. Как всегда, жду ваших комментариев. Подписывайтесь на новости. Расскажите друзьям.

    Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

    Скорость (speed). Детям нравится ощущение быстрого бега. Если развивать эту скоростную способность, то значительная часть в процессе ее совершенствования у ребенка сводится к выработке навыка эффективно и экономично преодолевать первые несколько метров дистанции, а затем регулировать длину и увеличивать частоту беговых шагов для прохождения более длинной дистанции. Под скоростью следует понимать максимальную скорость, которую может развить и поддерживать ребенок обычно на короткой дистанции. В главе, посвященной технике выполнения движений долгосрочной тренировочной программы для детей младшего возраста, фокусируется внимание на большом количестве технических приемов для правильного выполнения бега. Это улучшит технику бега, которая, в свою очередь, будет интегрирована во все аспекты детской физической подготовки. Самые лучшие бегуны затрачивают незначительное количество времени на контакт ног с землей.

    Ловкость (agility). Ловкость - это способность изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Поэтому необходимо практиковать тренинг ловкости во всех этих областях. К ловкости не следует относится как к чему-то само собой разумеющемуся и ей нужно обучать детей. Хороший уровень ловкости может также способствовать предотвращению мелких травм и повреждений посредством «обучения» мышц правильным способам активизации и контролирования мгновенных изменений, происходящих в голеностопных, коленных, тазобедренных, плючевых суставах, а также в суставах позвоночника, для принятия оптимального положения тела. Еще одним очень важным преимущественном тренинга ловкости у детей является его продолжительность. В детском возрасте человек более эффективно реагирует на программирование мышечной памяти и будет помнить и повторять движения автоматически.

    Четыре стадии ловкости
    1. Балансирование
    2. Координация движений
    3. Программируемая ловкость
    4. Самопроизвольная ловкость

    Несмотря на то что эти стадии ловкости имеют едва заметные различия и зачастую частично совпадают друг с другом, понимание каждой стадии способствует упрощению процессов преподавания и усвоению материала учащимися. Балансирование является основополагающим физическим качеством в спорте. В данном случае ловкости в умении стоять, ходить и останавливаться, одновременно фокусируя внимание на центре тяжести, правильной осанке и постановке стоп, можно научить, в связи с чем ощущение равновесия обретается относительно быстро. Примеры балансирования: балансирование стоя на одной ноге, балансирование стоя на гимнастическом бревне; ходьба по гимнастическому бревну; шаги назад с закрытыми глазами и прыжки на мини-трамплине с последующей остановкой. Для тренировки балансирования потребуется немного времени всего пару минут два или три раза в неделю.

    Координация движений. Развитие реакции - это цель овладения простыми двигательными навыками в условиях физически более тяжелых нагрузок. Это физическая активность, которая включает в себя одновременно два или более двигательных процессов. Работа по обучению навыкам координации движений зачастую медленная и методичная, с акцентом на правильной биомеханике во время выполнения трудных со спортивной точки зрения физических упражнений. Тренинг координации движений может быть усовершенствован посредством разделения процесса обучения этому навыку на несколько частей, а затем постепенного их объединения. Физические упражнения на координацию движений включают в себя работу ног, бег по кругу, повторение «в зеркальном отражении» движений партнера, ритмические и циклические двигательные действия, например отработка ударов мячом руками об пол и прыжки. Более сложные упражнения - «ходьба, ставя одну ногу в пространство между ступеньками лестницы», прыжки через барьер вперед и в обратном направлении».

    Третья стадия тренировки ловкости называется «программируемой ловкостью». Прежде чем можно будет обучаться навыкам манипуляции и осваивать многие другие сложные спортивные движения, необходимо отработать выполнение образцов и последовательностей движений.

    Упражнения для развития программируемой ловкости могут выполняться на высокой скорости, но должны разучиваться на низких, контролируемых скоростях. Примерами являются разминочные упражнения на площадке с зигзагообразными дорожками, челночный бег и упражнения «быстрые ноги» с лестницами, расположенными в форме буквы «Т», каждое из которых включает изменение направления движения наряжу с выполнением знакомых стандартных движений. В этом процессе не задействован фактор спонтанности движений.
    Как только эти виды упражнений будут освоены и начнут выполняться на регулярной основе, время и качество выполнения будут улучшаться и станут заметными успехи в развитии силы, «взрывной» силы, гибкости и способности контролировать тело. Это верно для детей с любыми физическими возможностями.

    Последней и самой сложной для освоения, подготовки и выполнения является стадия самопроизвольной ловкости. На этой стадии дети выполняют задания с неизвестными заранее требованиями и не по заученным образцам движений, а спонтанно. Здесь учительтренер может задействовать визуальные и слуховые навыки таким образом, чтобы ребенок был вынужден в считанные доли секунды принимать решения относительно движений на основе различных стимулов. Уровень навыка теперь становится гораздо ближе к уровню, необходимому дл «хаоса», с которым приходится сталкиваться в реальных игровых ситуациях. Самопроизвольная ловкость может развиваться посредством таких игр, как салки, игра с мячом - «прочитай задание и выполняй», и более специфических упражнений, например, прыжок и приземление, за которыми следует команда учителя медленно выполнить неожиданное движение.

    Тренировка ловкости трудна, забавна и увлекательна. Здесь имеется возможность для использования огромного количества игр и упражнений для разнообразий, гарантирующего, что тренировочный процесс не станет кучным или трудным и мучительным. Ловкость не является навыком, необходимым только тем, кто наделен способностями элитного спортсмена - попробуйте целенаправленно перемещаться в переполненном покупателями торговом центре!

    Быстрота (qickness). Когда бегут увеличивает скорость бега, должно генерироваться много энергии и передаваться посредством ступни на землю. Это действие подобно тому, как, наматывая полотенце («ногу») на ролик и удерживая рукой один конец, вдруг с силой потянуть его на себя, чтобы раздался резкий звук с другого конца («ступни»).

    Благодаря ускорению тело в считанные доли секунды переходит из статического положения в движение. Мышцы фактически удлиняются, а затем моментально укорачиваются - процесс начинается как «эксцентрический» с последующим «концентрическим» сокращением. Этот цикл работы мышц называется циклом удлинения и укорачивания.

    SAQ-тренинг сфокусирован на улучшении функционирования нервно-мышечного аппарата, который влияет на этот процесс таким образом, что инициированное движение - боковое, линейное или вертикальное - является автоматическим, «взрывным» и точным. Промежуток времени между раздражением и ответной реакцией - это время, которое требуется для того, чтобы мозг получил сигнал и отреагировал на него, посылая импульс мышце, заставляющий ее сокращаться. Это то, что помогает ребенку во время игры поворачиваться направо, налево и снова направо, а затем быстро бежать к боковой линии или вратарю отреагировать в считанные доли секунды и спасти игру. При продолжении SAQ-тренинга нервно-мышечный аппарат перепрограммируется, и ограничительные психические блоки и преграды устраняются. Последовательно передаваемые от мозга импульсы беспрепятственно поступают к мышцам, в результате чего ребенок инстинктивно ускоряет движение.

    Тренировка быстроты начинает с «иннервации» (изолированных быстрых сокращений мышц, окружающих сустав», например, при повторении одного и того же «взрывного» движения через короткий период времени, в частности, в беговых упражнениях «быстрые ноги» и с бегом по прямой. Эти быстро повторяющиеся движения активизируют в организме «механизмы», обеспечивающие движение в скоординированной манере для развития скорости. Интеграция тренинга быстроты и тренировочный процесс в течение года посредством использования бегового упражнения «быстрые ноги » и упражнений на быстроту реакции в результате приведет к тому, что мышцы будут обладать более высокой скоростью процесса активизации. Это означает, что дети будут способны осуществлять быстрое и более контролируемое ускорение движения. Цель тренинга - обеспечить осуществление «взрывного» ускорения на первых 1-3 метрах дистанции. Представьте себе, что механизм «зажигания», происходящего посредством связи между нервной системой и мышцами, подобен аналогичному процессу в автомобиле. Правильный расчет времени, скорости и плавности переключения скорости означает, что ускорение движения колес и, следовательно, и автомобиля будет осуществляться более эффективно и что колеса не подведут и водитель не утратит контроля в данной ситуации.



  • Разделы сайта