Как проходят соревнования по спортивному ориентированию. Результаты и места. Эстафеты в заданном направлении

Введение

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности (Акимов В.Г.,2005).

Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства. (Б.И. Огородников, А.Н. Кирчо, Л.А. Крохин,2002).

Психологические навыки и стратегии могут использоваться для оптимизации и увеличения физической и технической подготовки. Также, важно рассмотреть психологическую подготовку параллельно с физической и технической подготовкой, которые должны осуществляться регулярно. Как увеличение скорости на сложном ландшафте связано с регулярной физической и технической тренировкой, так способность справляться с давлением соревнования может быть связана с тренировкой психологических навыков (ТПН).

Из выше сказанных суждений была выбрана тема нашей курсовой работы «Психологическая подготовка в спортивном ориентировании».

Цель работы -изучить психологическую подготовку в спортивном ориентировании.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности спортивного ориентирования как вида спорта.

2. Раскрыть понятие психологическая подготовка

3. Рассмотреть специфику психологической подготовки спортсмена-ориентировщика

Объект исследования-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков.

Предмет исследования - психологическая подготовка в спортивном ориентировании

При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

Спортивное ориентирование как вид спорта

Специфика спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование, по мнению Н.Д. Васильева (2004), - это самостоятельный вид спорта, сущность соревнований в котором состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя компас и карту, преодолеть определенный маршрут по незнакомой местности через фиксированное на карте и местности контрольные пункты (КП). Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях - с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков .

Наиболее распространенным видом соревнований по спортивному ориентированию, как в нашей стране, так и за рубежом, является ориентирование в заданном направлении (Елаховский С.Б., 2003; Васильев Н.Д., 2004). В этом виде соревнований участник должен как можно быстрее отыскать на местности при помощи карты КП в определенной для всех одинаковой последовательности. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению. Кроме этого, в России официально признаны и пользуются большой популярностью соревнования на маркированной трассе и по выбору. Сущность соревнований на маркированной трассе заключается в том, что участник, преодолевая маркированную (размеченную) дистанцию с установленными на ней КП, должен определить их местоположение и отметить на карте проколом и в компостером в карточке. Ориентирование по выбору представляет собой прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований, при этом выбор и порядок прохождения КП произвольный, по усмотрению участника .

Также, согласно правилам соревнований по спортивному ориентированию, существует еще два вида программы - ориентирование по тропам или ориентирование для инвалидов и рогайн. Первый вид позволяет людям с ограниченными двигательными способностями принимать участие в соревнованиях и заключается в прохождении отмеченных на карте КП в заданной последовательности и выборе истинного знака КП из нескольких, установленных на местности. Рогайн - прохождение дистанции по выбору при помощи карты масштаба 1:25000 или 1:50000 при планируемом результате победителя 300 минут. Эти соревнования являются командными.

Соревнования по спортивному ориентированию различаются по способу передвижения: бегом или на лыжах, на велосипедах, пешком и на колясках, имеющих свои специфические особенности.

Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности, на которой проводятся соревнования, и использование компаса .

Спортивная карта - это крупномасштабная специальная схема, на которой отсутствует координатная сетка, линии истинного меридиана и действует особая система точности по плановым, угловым и высотным измерениям в соответствии с требованиями ИОФ и ФСО России. Для составления спортивных карт используются условные знаки - символы, передающие особенности ландшафта различных типов местности и ее характерные особенности, а также знаки, применяемые в спортивных картах на международных соревнованиях (Акимов В.Г.,2005).

Спортсмен - ориентировщик во время соревнований должен не только быстро передвигаться по дистанции, но и одновременно решать ряд специфических задач: читать карту, производить ее сличение с местностью, выбирать оптимальные пути на КП и др. Все эти действия составляют техническую подготовку спортсмена, а что же входит психологическую подготовку мы рассмотрим в нашей работе.

Условия этих соревнований предусматривают отыскание в кратчайший срок на местности определенного числа контрольных пунктов, нанесенных на карту. Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Заданный на карте порядок прохождения КП должен соблюдаться неукоснительно. Ориентировщику, нарушившему порядок прохождения КП или пропустившему какой-либо пункт, результат не засчитывается.

Правила соревнований предусматривают старт участников по одному с интервалом в 1, 2, 3 мин (чем крупнее соревнования, тем больше интервал). С этого времени и начинается отсчет времени каждого спортсмена. Дистанция от старта до пункта выдачи карт обычно не превышает 300 м. На пункте выдачи спортсмен получает карту, на которую надо нанести местонахождение пункта выдачи карт (ПНК), КП и финиша. Дистанция обычно имеет форму замкнутого круга, так как старт и финиш устанавливают на одном месте. По правилам протяженность трассы на соревнованиях основной возрастной группы (21-34 года) может колебаться от 6 до 15 км у мужчин и от 4 до 9 км у женщин. Длина детских трасс и количество КП представлено в таблице 9.

Таблица 9 Длина детских трасс и количество КП

Для молодежи 16-18 лет длина трассы не должна превышать 6 км для девушек и 9 км для юношей.

Спортсмены-ориентировщики должны соблюдать следующие правила, за нарушение которых они могут быть наказаны вплоть до дисквалификации:

1. После объявления района предстоящих соревновании посещать его спортсменам запрещено.

2. Участникам не разрешается выходить на местность до своего старта и после прохождения дистанции до окончания соревнований.

3. В ходе соревнований нельзя:

Пересекать засеянные поля, огороды, фруктовые сады, огороженные участки местности;

Пользоваться иной картой, кроме полученной от судейской коллегии;

Применять средства передвижения, не предусмотренные в данных соревнованиях;

Изменять обозначения и устройство КП;

Получать помощь в ориентировании от других участников и посторонних лиц;

Оказывать такую же помощь другим спортсменам.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЕ

Смысл этих соревнований заключается в том, что на местности маркируется трасса и устанавливаются КП, расположение которых сохраняется в тайне от участников. Участник должен пробежать по маркированной трассе, определить местонахождение всех встречающихся на пути КП и нанести их на свою карту.

Участники соревнований должны быть очень внимательны при работе с картой на дистанции. В противном случае могут быть допущены ошибки, за которые судьи могут аннулировать результат участника. Это может случиться, если центр креста, нанесенный участником с помощью карандаша, отстоит более чем на 2 мм от отверстия на карте или если цвет отметки какого-либо КП отличается от цвета карандаша, которым должен быть отмечен этот пункт. А чаще всего участников снимают с соревнований за несоответствие количества проколов на карте числу КП. Чаще всего это случается с новичками: проколов карту, а затем убедившись в ошибке, они делают новый прокол карты.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ВЫБОРУ

Смысл этих соревнований заключается в том, что участник на старте получает карту с нанесенными КП. Около каждого КП указано количество очков, которое получит нашедший его спортсмен. Порядок прохождения КП произвольный.

ЭСТАФЕТЫ

Эстафеты могут проводиться в любом из перечисленных видов соревнований. Задания для участников те же, только дистанция разбита на этапы. Спортсмены одной команды поочередно, каждый на своем этапе, выполняют задачу. Старт, пункт передачи эстафеты и финиш находятся в одном месте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смоленская Государственная академия физической культуры спорта и туризма

Факультет заочного обучения

Кафедра туризма и спортивного ориентирования

Реферат

По дисциплине: «Топография»

на тему: «Спортивное ориентирование как вид спорта и его классификация»

Студент-исполнитель:

Новикова Д.А.

1 курса, группы №6

Преподаватель:

Брайцева В.А.

Смоленск 2015

Введение

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Установлено, что под воздействием занятий ориентирование значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала, исключительная эффективность его как способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

1. Оздоровительное значение спортивного ориентирования

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы -- один из методов внеклассной работы.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Существует система организации работы по туризму с детьми. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры. туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.

2. История развития спортивного ориентирования

Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познания ее в непосредственном общении. Поездки греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию на Олимпийские игры, греки наблюдали жизнь своей страны.

В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна многочисленная категория путешественников -- пилигримы, странники по святым местам.

Представители эпохи Возрождения М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.

В конце XVII -- начале XVIII в. в европейских странах при изучении отдельных предметов учителя стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в места, богатые различными достопримечательностями. Такая простейшая форма путешествий получила название экскурсий.

Современная ситуация в сфере туризма

До 1990 г. самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов уменьшилось. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма. Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и др.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли -- желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники -- мастера спорта и инструкторы спортивного туризма.

3. Виды спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование -- вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени или по количеству пройденных КП).

Соревнования могут различаться:

1) по способу передвижения:

Бегом (летнее ориентирование, сокращенно -- О); - на лыжах (лыжное ориентирование -- Л О);

На велосипедах (велоориентирование -- ВО);

С иными способами передвижения;

2) по времени проведения соревнований:

Дневные (в светлое время суток);

Ночные (в темное время суток);

3) по взаимодействию спортсменов:

Индивидуальные;

Эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно);

Групповые (двое или более членов команды проходят дистанцию совместно);

4) по характеру зачета результатов:

Личные (определяются места каждому участнику);

Лично-командные (определяются места как каждому участнику, так и команде);

Командные (определяются места только команде);

5) по способу определения результата соревнований:

Однократные (результат одного-единственного состязания -- итоговый результат);

Многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней соревнования, -- итоговый результат);

Квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для попадания в финал);

6) по длине дистанции:

Суперкороткие (парковый спринт -- ПС);

Короткие (спринт); укороченные;

Классические; удлиненные;

Супердлинные (марафонское ориентирование -- МО). Соревнования проводятся в следующих видах ориентирования:

1) ориентирование в заданном направлении (ЗН);

2) ориентирование по выбору;

3) ориентирование на маркированной трассе;

4) эстафеты по всем видам ориентирования.

4. Система и правила проведения соревнований

Туристские соревнования должны начинаться с торжественного построения. Сценарий открытия необходимо продумать заранее.

Место построения следует украсить флагами. Желательно, чтобы участники имели парадную форму, а главная судейская коллегия -- нарукавные знаки отличия. Можно пригласить ветеранов войны и труда, военнослужащих, предусмотреть возложение цветов и гирлянд у памятника или обелиска в честь павших во время гражданской или Великой отечественной войны.

После подъема флага полнота власти переходит к главному судье, который представляет главную судейскую коллегию.

При проведении соревнований большое значение имеет организация насыщенного и интересного досуга. Можно провести костер, вечера дружбы, самодеятельной песни, дискотеку, встречу с интересными людьми, концерт приглашенных детских коллективов, шуточные эстафеты, мини-футбол, показать художественный фильм, видеозаписи соревнований и т. д.

Даже в дни соревнований судьи должны проводить консультации для участников и капитанов команд, привлекая старших судей по отдельным видам. Надо работать и со взрослыми руководителями, которые, участвуя в совещаниях, порой мало задают уточняющих вопросов, боясь обвинений в некомпетентности, и соответственно не доводят всю информацию до участников.

Важно продумать сценарий награждения команд и участников в конце соревнований. Не стоит скупиться на это, победителей и призеров в личном первенстве вплоть до шестого места можно награждать хотя бы дипломами или грамотами. Следует привлекать различные организации для учреждения специальных призов помимо основных наград. Нужно решить, кого из гостей привлечь к вручению наград, но главные призы и награды должен вручать представитель проводящей организации.

Один из основных вопросов -- обеспечение безопасности участников соревнований. В состав главной судейской коллегии должен входить заместитель главного судьи по безопасности, который обязан принимать участие в приеме дистанции, проверке снаряжения, особенно нестандартного, самодеятельного. Самое пристальное внимание следует уделять вопросам организации купания в водоемах и дежурства в ночное время. К дежурству привлекают сотрудников милиции и представителей команд.

Перед соревнованиями следует объяснить участникам, какие границы имеет полигон соревнований. Если границы не обозначены, нужно искусственно подчеркнуть их. Например, по просеке или дороге развесить яркую разметку. Каждому участнику следует объяснить о том, что делать в случае потери ориентировки. Если он все же заблудился, главный судья и служба дистанции должны немедленно организовать поиск, для чего необходимо иметь радиомашину.

Важно организовать информацию. Стенды с ней ставятся так, чтобы стоящие у них участники не мешали соревнованиям. На крупных соревнованиях выделяется бригада из двух-трех судей, которые организовывают своевременную информацию: вывешиваются положение о соревновании, условия его проведения, стартовые протоколы, предварительные и окончательные результаты, памятка службы безопасности, правила поведения на природе, график работы транспорта, буфетов, киосков и т. д.

5. Методика применения физической нагрузки для молодых спортсменов

Большое значение для физического воспитания детей имеет игра. В процессе игры успешно решаются вопросы укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Эмоциональность этого вида физических упражнений также является положительным фактором; являясь средством развития моторной деятельности у детей различного возраста, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъем, развивать чувство свободы движений. Во время игры в работу вовлекаются большие группы мышц (в результате бега, ходьбы, прыжков, различных положений туловища), В результате частого переключения, смены напряжения мышц, игра является средством разностороннего развития. В ходе игр совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений, способность к сохранению равновесия и т.д. Игра для детей является всегда источником радости, она имеет огромное воспитательное значение. В процессе игры представляются возможности для анализа поведения детей.

Гармоническое развитие двигательного аппарата достигается с помощью физических упражнений, воздействующих на различные стороны двигательной функции детей. В детском возрасте важно широко использовать упражнения на развитие скорости и ловкости. При этом в процесс физической тренировки упражнения на быстроту и ловкость понемногу связываются с допустимыми упражнениями на силу и выносливость. Такое построение тренировки обеспечивает всестороннее физическое развитие и расширение двигательного опыта. Упражнения на силу и выносливость, конечно, должны быть минимальными, что исключает значительные длительные напряжения. Занятие с детьми требует осторожного подхода к дозированию и характеру физической нагрузки в связи с высоким уровнем развития двигательной деятельности подростков и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций. Дети в этот период проявляют большое стремление к достижению спортивных результатов. Многие из них, не соизмеряя своих сил, любой ценой, часто в ущерб здоровью, стремятся победить ровесника или выполнить норматив старших товарищей. Психика в этом возрасте очень неустойчива, реакция на замечания болезненна. До 12-14 лет целесообразно преимущественное применение упражнений, требующих относительно сложной координации, и строгая дозировка по интенсивности и длительности упражнений на силу и выносливость. В более старшем возрасте необходимо постепенное развитие качеств силы и выносливости 9 дозировках, не вызывающих перенапряжение, сочетающихся с улучшением техники движений. В детском возрасте перенесение статических нагрузок может сказаться на организме отрицательно. Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие длительные статические усилия, возможно применять в ходе тренировки в возрасте 15-17 лет, когда вегетативные функции достигают высокого уровня развития. Для подростков вредны упражнения с большими отягощениями, которые превышают собственный вес. Целесообразны упражнения с грузами, составляющими по абсолютной величине не более половины веса упражняющегося. Силовые упражнения с преодолением сопротивления собственного веса представляют большую нагрузку. Дети 8-9 лет относительно легко справляются с грузом, равным 1/3 собственного веса, дети 12-13 лет - с грузом, равным 2/3,а в 14-15 лет -3/4 своего веса. Лишь к 16 годам юноши способны поднять и перенести груз, равный своему весу. Все это важно учитывать в занятиях с детьми и юношами, не допуская во время физических упражнений нагрузок, которые вызывали бы перенапряжение сил занимающихся. Подобно силе развивается неравномерно быстрота движений. Начиная с 15-16 лет можно больше обращать внимания на развитие, как скорости, так и скоростной выносливости. Юные спортсмены успешно овладевают весьма сложными упражнениями, выполняемыми в быстром темпе. Для успешного обучения большое значение имеет усвоение занимающимися элементов движений, правильной их координации.

В занятиях с детьми и юношами широко применяется ряд специальных упражнений, которые способствуют развитию быстроты движений. Применяя эти упражнения, необходимо чередовать их с упражнениями на расслабление мышц. В детском возрасте важно, чтобы значительная часть упражнений выполнялась с большой амплитудой движений при максимальном расслаблении не участвующих в работе групп мышц. Расслабление мышц может быть развито в очень значительной степени. Так, было установлено, что спортсмены высших разрядов и мастера спорта могут значительно в большей степени, чем нетренированные спортсмены, расслаблять мышцы после нагрузки. Большое значение имеет систематическое обучение умению расслабляться после таких упражнений, которые охватывают большие группы мышц. К сожалению, в занятиях с детьми мало придают значения умению расслабляться. Большое значение для физического воспитания имеет развитие так называемой общей выносливости, которая характеризует способность человека совершать работу умеренной интенсивности длительное время. Вырабатывая выносливость у подростков, важно постепенно увеличивать нагрузку, применяя равномерный и переменный темп выполнения упражнений. Во всех периодах детского и юношеского возраста большое значение имеет развитие ловкости, которая служит важной частью разнообразнейших двигательных навыков. Для детей и юношей вредны нагрузки большой интенсивности, даже если они на первый взгляд кажутся посильными. В период роста и формирования организма координация различных двигательных и вегетативных функций организма еще далеко несовершенна.

Важным фактором при работе с детьми и юношами является учет пола, возраста и физической подготовленности. Начиная с 10-11 лет, занятия для мальчиков и девочек ведутся раздельно, особенно в таких видах, как легкая атлетика, спортивные игры. В методике занятий тщательно учитываются особенности развития женского организма, с учетом этого строятся занятия. В них, например, не применяются упражнения, требующие значительного проявления силы и напряжения. В возрасте 14-15 лет у большинства девочек по сравнению с мальчиками имеется склонность к более выраженному увеличению веса. В связи с этим плохо развивается ряд сторон двигательной функции. Поэтому целесообразно давать в этот период чаще упражнения, связанные с относительно длительной работай. вызывающей повышенные энергозатраты, а также поддерживающие быстроту движений и способствующие улучшению их координации. Большое значение в педагогическом процессе имеет воспитание у занимающихся способностей к преодолению трудностей при достижении спортивных результатов. Волевые качества у детей и юношей воспитываются в процессе спортивной борьбы с сильным противником, в трудных и часто необычных условиях. В случае поражения спортсмен должен находить основные причины случившегося, не ссылаться на второстепенные факторы, лишь бы оправдаться перед собой и товарищами. Воспитание на соревнованиях и в прикидках у детей умения мобилизовать свои силы, вести борьбу до конца, даже при явном преимуществе противника, является важной стороной волевой подготовки. При этом должно воспитываться чувство уважения к сопернику, желание вести борьбу только честным путем.

спортивный ориентирование спорт классификация

6. Техника и тактика школьного спортивного ориентирования

Несколько советов по профессиональной подготовке молодых спортсменов. Воспитание профессиональных навыков необходимо прививать уже в процесс соревнований. Любые соревнования обычно заканчиваются успехом одних и поражением других спортсменов. Но, к сожалению, в спортивной жизни уже укрепилась привычка все внимание отводить победителям. Но ведь и среди проигравших также немало талантливых спортсменов, по разным причинам не реализовавших своих возможностей в конкретном старте. Однако зачастую тренеры почти не уделяют внимания неудачникам, отделываясь заключением, что причиной проигрыша является их плохая волевая подготовленность. Это самое простое, но далеко не самое верное объяснение срыва. И именно тренеру необходимо детально (профессионально!) разобраться в причине плохого выступления своего ученика. Если в основе срыва лежат ошибки методического, тактического, технического характера или нерациональная подготовка /с старту, тренеру необходимо в спокойной, аналитической беседе разъяснить спортсмену причину неудачи и наметить пути устранения недостатков. При этом «работу с неудачниками» надо начинать сразу после соревнований, чтобы снять напряжение и создать новый стимул для дальнейшей деятельности. Если же причины срыва связаны с нарушением режима, дисциплины, разгильдяйством, то необходим другой подход -достаточно жесткий разбор поведения, отношения к тренировке, соревнованиям. Важно подчеркнуть, что воспитание профессиональных навыков и умений должно происходить непрерывно и складываться из обучения спортсмена поведению на соревнованиях, в период подготовки к ним, в ходе тренировочных занятий и в дни относительного отдыха.

Одним из факторов профессиональной подготовки является планирование и учет в системе тренировки. Но, как правило, юные спортсмены не ведут дневник. Отсюда и вывод: такие спортсмены имеют весьма смутные представления о годовом плане тренировки, о перечне стартов и их ранжировании, о контрольных нормативах по физической подготовке, о динамике тренировочной нагрузки в годичном цикле. Ведение дневника и его последующий анализ поможет спортсмену полно раскрыть связь между спортивным достижением и объемом упражнений в тренировке и тем самым воспитать в себе качество, которое мы называем спортивным трудолюбием. Случается и так, что атлет ведет дневник, но фиксирует в нем только качественные показатели тренировки, без их анализа, записей о самочувствии, об ощущениях, «настройке» двигательных установок. А ведь дневник принесет пользу только тогда, когда в него заносят данные, связанные с самочувствием до и после тренировки и соревнований, пульс до и после тренировки, во время отдыха, степени усталости, результаты выполнения контрольных нормативов, самооценки активности, итоги медосмотров и обследований, а главное - подробное описание поведения и тактики выступления в состязаниях.

Умение соревноваться достигается моделированием условий соревнований, использованием в тренировке метода подготовки в условиях «поля боя». Умение преодолевать в тренировочных занятиях трудности большие, или могут встретиться в соревнованиях, и особенно участие в тренировочных состязаниях и прикидках определенными задачами, является одним из эффективных путей специальной подготовки. Важнейшей установкой перед соревнованиями является правильный двигательный режим. Замечено, что некоторые юные спортсмены в последние дни перед стартом «пассивно» отдыхают, причем тренеры планируют им именно такой отдых, забывая о том, что он способствует «расхолаживанию» спортсмена и не способствует поддержанию оптимального нервно-мышечного тонуса. Часто, после 6-10 часового сидения в автобусе, самолете, спортсмены предпочитают отдыхать в постели, тогда как известно, что «активная» разминка в этот период является более полезной. Особенно это важно учитывать при переездах к месту соревнований, сильно отличающемуся от привычного по часовому поясу и температурному режиму. Ежедневные разминки будут способствовать более быстрой перестройке организма на новый биологический ритм. Важным моментом работы является воспитание у юных спортсменов доверия к новым дистанциям Часто молодые легкоатлеты, попадая в сборные команды, не желают тренироваться у новых (временных) тренеров, так как их постоянный наставник дал им именно такую установку. А ведь работа с новым тренером на отдельных этапах подготовки всегда обогащает спортсмена, позволяет получить новые знания, навыки, опыт, накопленные предыдущими поколениями. В то же время упорное сопротивление выполнению скорректированных тренировочных программ, предложенных более опытными наставниками, приводит к обособлению спортсмена, к его нервному напряжению, что отражается, в конечном счете, на правильности подводки к крупным соревнованием и результативности выступления. Личный тренер, отсутствующий в данной конкретной ситуации, не может предусмотреть все особенности, а некоторые не имеют необходимого опыта подводки к крупным соревнованиям. Все это требует внесение необходимых изменений в планы тренировки и тактику соревнований. Поэтому юных легкоатлетов следует всегда воспитывать в духе доброжелательности к новым наставникам.

Важнейшей задачей является воспитание в себе внимательного отношения к здоровью. Это должно выражаться в выработке потребности к прохождению систематической диспансеризации, своевременному лечению травм и заболеваний, связанных с тренировочной и соревновательной деятельностью. Юный спортсмен должен обладать определенными знаниями по профилактике простудных заболеваний, травм опорно-двигательного аппарата, структуры рационального питания и тем более знать о недопустимости курения, алкоголя, наркотических веществ и различных стимуляторов. Этому помогает воспитание навыков строгого выполнения режима учебы, отдыха, тренировки. Росту спортивного мастерства способствуют и прочные навыки необходимого гигиенического режима (сон, водные процедуры, баня, использование чистой спортивной одежды, обуви без конструктивных дефектов и подогнанных по фигуре и ноге, своевременное переодевание в «цивильную» одежду после занятий и соревнований).

В заключение следует остановиться на воспитании установок к прохождению обследований (тестирований), направленных на определение состояния подготовленности спортсмена. В современной системе подготовки - это один из элементов управления спортивной формой и подводки к главным стартам сезона.

7. Содержание занятий по физической подготовке школьников в секции по спортивному ориентированию. Самоконтроль ориентировщика и ведение дневника

Техника -- это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д.

Тактика - это выбор определенных приемов для прохождения конкретных участков дистанции.

Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные -отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных -- быстрее избавляться.

Технические приемы в ориентировании

Чтение карты -- важный технический прием. Особенно много времени на него тратят новички. Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность -- видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно на бегу читать любую отвлеченную карту. Нужно учиться понимать и читать карту с любым ландшафтом: местность с оврагами, мелкосопочником, крупным рельефом, пойменную, с густой сетью дорог и т. д. Новички начинают с чтения карты во время ходьбы, мастера читают карту, почти не снижая скорости бега. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответствующую точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения.

Определение азимута движения по карте. Следует пояснить, что иногда нужен «грубый» азимут, а иногда «точный». «Грубый» азимут используется при выходе на большой площадной или линейный ориентир. При его определении нужно сориентировать карту и встать лицом в направлении движения. Карту можно сориентировать разными приемами: по линиям местности, по солнцу (зная, что в полдень оно на юге). Снятие «точного» азимута проводится с прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками и т. д. Этот прием необходимо доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на 180 градусов от нужного направления:

Неправильно приложена плата компаса к точкам «откуда» и «куда» иду;

При установке линий на дне колбы компаса параллельно меридиану карты северные риски поставлены на юг.

Технику работы с компасом при определении азимута можно отрабатывать в лесу, на стадионе, в спортзале, манеже и т. д. Затраченный труд оправдается на реальной дистанции.

Тренировочные упражнения:

После круга по залу начертить на листе чистой нелинованной бумаги отрезок 8, 12, 16 мм и т. д.;

Определить длину отрезка в миллиметрах на глаз;

Начертить линию в миллиметрах, соответствующую расстоянию 150 м, в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.;

определить по линии в миллиметрах расстояние в метрах в масштабе 1:10 000, 1:15 000 и т. д.

Измерение расстояние на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов. При этом следует помнить, чем короче шаг, тем больше пар шагов в 100 м. Длина шага зависит от многих факторов и прежде всего от эмоционального состояния ориентировщика. Упражнения для тренировок:

Измерить расстояние по дороге от развилки до развилки шагом, бегом на разных скоростях;

Измерить расстояние при движении по азимуту через лес разной проходимости и т. д.

Заключение

Техника бега. Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива... Чего только не встретит спортсмен на своем пути! Это не асфальт марафонца и не тартановая дорожка легкоатлета. Здесь нужна особая подготовка. В подъем ориентировщик бежит, ставя ногу на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствие, не поднимая высоко центр тяжести.

Техника «взятия» КП. Логика действий на этапе до КП должна быть проста:

Где стоит (ориентир);

Откуда бегу (привязка);

Выбор пути на привязку.

Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП. Новички этот план составляют после отметки на очередном КП. С. Б. Елаховский советует найти возможность спланировать путь на третий КП еще при движении на второй.

Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит. Опытный ориентировщик знает, как на местности с расстояния определить микроямку: почти каждая из них имеет хотя бы небольшой бруствер, который различается высотой травы на нем. Не призму, а муравейник можно увидеть с расстояния, не призму, а контур болотца нужно искать, и призма КП в северной его части -- вот она.

Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать. Далее выбор пути на привязку. Техника подхода и ухода с КП. Новичка можно отличить сразу. Он радостно подбежит к КП, если не забудет, то сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить. Отметка занимает 2 -- 3 с - и в путь, в нужном направлении. Некоторые рекомендуют даже отмечаться компостером, который ближе к направлению ухода с КП.

Отметка на КП. Опытный спортсмен, подходя к КП, готовит заранее карточку к отметке. Многие отмечают карточку одной рукой, автоматически проверяя качество отметки.

Все это отрабатывается на следующих тренировках. На концах спортзала стоят компостеры. Спортсмен в конце тренировки или в качестве отдыха психологически проигрывает дистанцию. Дойдя в карте до очередного КП, он, сориентировав карту, подходит к компостеру с нужной стороны и уходит в нужную сторону. После этого опять движется по залу, читая карту. На учебном кругу стоят компостеры. Спортсмены отрабатывают технику и качество отметки на соревновательной скорости.

Туризм и спортивное ориентирование - это спорт и вид активного отдыха для всех. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям любых возрастов. С каждым годом увеличивается число желающих провести отпуск или выходные дни за чертой города, на природе. Ведь даже кратковременный поход по намеченному маршруту помогает снять усталость, отвлечься от привычной обстановки, дает огромный заряд бодрости, обогащает впечатлениями.

Не любой, даже самый простой однодневный, поход требует определенной подготовки. Нужно уметь, к примеру, уложить рюкзак так, чтобы в нем уместилось все необходимое и не оказалось ничего лишнего. № менее важно умение ориентироваться на незнакомой местности, оказать в случае необходимости первую медицинскую помощь, правильно выбрать место для ночлега и развести костер, быстро и вкусно при готовить пищу в походных условиях, дольше сохранять продукты питания, отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых и т.д.

Туризм и ориентирование являются, прежде всего, средством физического воспитания и оздоровления людей, потенциально содержат возможности решения целого комплекса воспитательных задач.

Участники похода обязаны

* своевременно выполнять указания руководителя группы;

* пройти всестороннюю спортивно-техническую подготовку до начала похода и активно участвовать в его подготовке;

* знать и неукоснительно соблюдать требования природоохранных законодательств, правил пожарной безопасности, правил безопасности на воде, способы предупреждения травматизма, обморожения и оказания доврачебной помощи;

* бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, принимать активное участие в общественно-полезной работе;

* своевременно информировать руководителя похода об ухудшении здоровья или травмировании;

* оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие. Туризм и ориентирование имеют большое военно-прикладное значение и являются прекрасной формой активного отдыха Навыки ориентирования необходимы специалистам многих профессий.

В работе не рассматривались действия в экстремальных условиях. Такими условиями считают обстановку, когда появилась реальная угроза здоровью или жизни участников. Невозможно предусмотреть все ситуации, так как они зависят от множества факторов. Поэтому рассмотрение наиболее распространенных из них требует отдельного разговора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и оздоровительное значение спортивного ориентирования. Основные моменты истории его развития и особенности видов. Система и правила проведения соревнований. Методика занятий спортивным ориентированием школьников среднего и старшего возраста.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    История развития спортивного ориентирования как вида спорта. Организация и результаты экспериментально-практического исследования роли специальной физической подготовки на занятиях спортивного ориентирования в развитии выносливости юных спортсменов.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивному ориентированию. Разработка экспериментальной методики, направленной на повышение уровня подготовленности ориентировщиков 12-13 лет.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2013

    Особенности применения силовых упражнений в физической подготовке школьников. Экспериментальное исследование влияния занятий в секции атлетической гимнастики школьников 14-16 лет на улучшение процесса физического развития и физической подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2012

    Особенности спортивного ориентирования. Сущность внеучебной деятельности по спортивному ориентированию. Формирование разновозрастных групп (команд). Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом. Регуляция эмоциональных состояний.

    реферат , добавлен 17.10.2014

    Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта. Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе. Построение подготовки спортсменов при начальной спортивной подготовки. Ошибки в спортивном ориентировании.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2010

    Требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями, динамика развития их качеств. Проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра в училище.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2011

    История проведения и виды соревнований по бальным танцам в 20 веке. Создание Международной Федерации спортивного танца. Классификация спортсменов-танцоров, структура соревнований, музыкальное сопровождение, критерии оценки и требования к костюму.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    История ориентирования на местности без карты, его виды. Определение сторон горизонта по компасу и по местным признакам. Основные фазы Луны, возможности их использования при поиске пути. Спортивное ориентирование: история возникновения и развития.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2013

    Специфика спортивного скалолазания, правила дозирования нагрузки. Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки. Оценка уровня специальной физической подготовленности скалолазов 12-13 лет.

Есть виды спорта, которые почему-то не принято освещать в средствах массовой информации – то ли они не популярны, то ли не массовые, то ли просто не интересны журналистам. Но, тем не менее, такие виды спорта есть. Они выполняют все основные задачи спортивного вида – поддержание здоровья, физическое развитие спортсмена, имеют соревновательную часть, то есть позволяют человеку реализовать свои природные амбиции – доказать всем, что он первый. Ну и конечно, такие виды спорта собирают вокруг себя коллектив приверженцев. Эти люди становятся хорошими друзьями на многие годы.

Именно таким видом спорта занимаемся мы и именно о нём нам хочется рассказать поподробнее. В процессе углубленного исследования узнали сами много важного и интересного об этом захватывающем виде спорта.

Итак, спортивное ориентирование – что это такое? Кто им занимается, и на сколько развит этот вид спорта сегодня у нас на Кубани?

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором при помощи карты и компаса участники должны пройти дистанцию, отметившись на определённых контрольных пунктах (КП).

В общем, этот вид спорта представляет собой ориентирование на местности на скорость. Участнику нужно пройти заданный участок, не сбиться с поставленного курса, который он сам себе и выбирает, и сделать это быстрее своих соперников. Участок местности может быть достаточно большой.

Кто быстрее всех пройдет дистанцию, тот и победил. Правила просты. Сложность заключается в том, чтобы выбрать наиболее простой и быстрый путь к финишу. При этом нужно побывать на всех контрольных пунктах. Самое главное, что в этом спорте должен уметь делать спортсмен – это читать карту. Ведь только благодаря ей возможно выбрать правильный путь на местности. А местность эта, представьте, может состоять из леса, рек, оврагов, гор, склонов, и еще много чего другого. Чем больше элементов ландшафта, способных сбить спортсмена с правильного пути – тем интересней будет гонка.

Самое интересное, что местность выбирается так, чтобы на ней не было одного явного пути к победе. Выбрав любой вариант из нескольких,спортсмен может победить – все зависит от его сноровки, физической подготовленности и умения читать карту.

Чтобы не было нечестной игры, даже в этом виде спорта, где люди бегают в лесу, применяются современные технологии.

Различают следующие виды ориентирования:

Бегом (спортивное ориентирование бегом)

На лыжах (спортивное ориентирование на лыжах)

На велосипедах (спортивное ориентирование на велосипедах)

Пешком и на колясках (спортивное ориентирование по тропам - соревнования для спортсменов инвалидов).

Ориентирование на лыжах

Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в двух дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов, таких как: Ориентатлон, Ski-O-thlon. Соревнования в заданном направлении проводятся так же, как и соревнованиям бегом с той разницей, что используется зимняя карта, на которую нанесены лыжни. В дисциплине маркированная трасса участнику предоставляется, как правило, летняя спортивная карта без обозначенных контрольных пунктов (КП). Следуя по маркированной лыжне участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту путем прокалывания карты иголкой. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги. Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР. Мы, к сожалению, только мечтаем о данном виде ориентирования: в нашей местности и на лыжах-то умеют стоять только те, кто получил эти навыки, проживая в других регионах.

Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов.

Мы участвуем уже не первый год в соревнованиях бегом, хотя в Краснодаре иногда проводятся и на велосипедах. Но мы в них ещё не участвовали.

Различаются следующие виды соревнований:

Ориентирование в заданном направлении

Ориентирование по выбору

Ориентирование по тропам

Ориентирование на маркированной трассе

Спортивный лабиринт

Городское ориентирование

(последние два получают распространение в нынешнем,XXI, веке)

Заданное направление

Суть вида заданное направление заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. Участники стартуют последовательно через равный промежуток времени (как правило, 1 минута, возможен интервал в пределах 30 сек - 3 мин). За минуту до старта, или в момент старта участник получает в свое распоряжение карту, на которой нанесены место старта, контрольные пункты и место финиша. Дистанция на карте соединяется линией, которая обозначает последовательность движения. Нарушение последовательности движения является нарушением правил соревнования и участник автоматически снимается с дистанции. Кроме этого, у участника есть «легенда» - уточняющее описание месторасположения контрольного пункта (например, северный угол поляны). Показателем, по которому определяется победитель, является время прохождения участником дистанции.

Спортивный лабиринт - новый вид спортивного ориентирования в заданном направлении, отличающийся от классического тем, что спортсмены ориентируются на маленькой площадке среди искусственных препятствий, протяжённость дистанций 100-500 м. В качестве искусственных ориентиров/препятствий используются обычно заборчики, установленные на площадку спортивного лабиринта непосредственно перед началом соревнований. Несмотря на минимализм, дистанции в спортивном лабиринте могут быть достаточно сложными.

Одной из причин создания спортивного лабиринта явилась недостаточная зрелищность спортивного ориентирования. В классическом спортивном ориентировании спортсмен показывает не только свою физическую подготовку, но и сообразительность, этот вид спорта не требует специальных сооружений, особой экипировки, не имеет ограничений по возрасту. По всем критериям этот вид спорта должен был стать народным. Но отсутствие информации из-за специфики этого вида спорта ограничивают приток спортсменов в ориентирование. Для привлечения средств массовой информации к освещению соревнований по спортивному ориентированию делались различные попытки:

Смотровые и радио-КП

Демонстрация в он-лайн режиме на большой карте-экране движения спортсменов по дистанции (с использованием передатчиков)

Однако такие демонстрации малопонятны непосвящённым зрителям и неинтересны для ТВ.

Для повышения зрелищности спортивного ориентирования был предложен спортивный лабиринт. Соревнования можно проводить практически в любом месте, зрителям понятны задачи, стоящие перед спортсменами, при желании любой зритель может стать участником.

Спортивный лабиринт и классическое спортивное ориентирование

В спортивном лабиринте спортсмены решают те же задачи, что и в классическом спортивном ориентировании - на карте и на местности присутствуют точечные и линейные ориентиры, необходимо быстро выбрать маршрут и правильно пройти его. Соревнования проходят на небольшой площадке, полностью просматриваемой зрителями, что позволяет демонстрировать соревнования на ТВ.

Дистанции спортивного лабиринта не зависят от местности и абсолютно одинаковые спортивные лабиринты могут быть установлены в различных местах. Ориентировщики знают, что на «своей местности» ориентироваться проще, а ориентирование на одинаково чужой для всех местности избавляет соревнования от неравенства положения. Спортивный лабиринт предлагает ориентирование на универсальной местности, которое помимо повышения зрелищности позволяет избавиться от фактора «своей местности». И тогда станет возможным заочное состязание спортсменов разных районов, городов или стран на одной и той же дистанции. При этом сравнение результатов будет таким же объективным, как сравнение результатов пловцов или легкоатлетов из разных стран.

На огороженной ровной площадке установлены препятствия и контрольные пункты. На карте указаны контрольные пункты, которые соединены и перенумерованы в порядке прохождения. Карта ориентирована по расположению места старта независимо от магнитного меридиана. Задача участника - пройти отмеченные на карте КП в указанном порядке. Не разрешается перепрыгивать препятствия или другим способом пересекать их. За неправильное прохождение дистанции или преодоление препятствий спортсмен снимается(результат не засчитывается). Особенностью спортивного лабиринта является то, что в карте-схеме спортсмена указаны только порядковые номера, нет легенд и реальных номеров КП. Обычно в спортивных лабиринтах используются электронные средства отметки (это позволяет быстро проверить правильность прохождения дистанции), но возможно применение компостеров или иных средств.

В конце 2002 года прошли первые соревнования по спортивному лабиринту в г. Москва. Несмотря на кажущуюся простоту, дистанции оказались достаточно интересными. С 2003 года спортивный лабиринт регулярно включается в программу многих московских соревнований по спортивному ориентированию. Неоднократно проводились соревнования по спортивному лабиринту и у нас в Краснодарском крае. Это один из этапов «Школы безопасности», проводящейся в нашем районе.

Соревнования могут быть личными и командными. Проводились также эстафеты в спортивном лабиринте.

Городско́е ориенти́рование - своеобразный вид спорта, включающий элементы интеллектуальной игры и получивший широкое распространение в наши дни.

Целью участников соревнований является поиск и достижение за кратчайшее время заданных организаторами контрольных пунктов. В отличие от классического спортивного, городское ориентирование располагает несколькими способами задания контрольных пунктов. Это могут быть адреса, местные названия и ориентиры, присущие городскому ландшафту, условные схемы и фотографии, комбинированные описания и городские загадки. Остальные правила уже оговариваются в зависимости от самого соревнования.

В зависимости от правил, соревнование может разрешать или запрещать различные виды транспорта:

Автомобиль, автомобильные соревнования проводятся преимущественно ночью в связи с меньшей загруженностью дорог;

Общественный транспорт (кроме такси);

Велосипед;

На некоторых соревнованиях можно двигаться исключительно пешком.

В России впервые соревнования по городскому ориентированию под названием «Бегу́щий Го́род» были проведены группой энтузиастов в 2000 году в Санкт-Петербурге и стали затем ежегодными.

Ориентирование по выбору

Суть вида ориентирование по выбору заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке, найти требуемое количество КП/баллов за наименьшее время или наибольшее количество баллов/КП за назначенное заранее контрольное время. В обоих случаях взятие определённого КП засчитывается только один раз. Контрольным пунктам разной сложности и дальности расположения обычно назначаются разные баллы. За превышение контрольного времени назначается штраф, как правило - отнимается по одному баллу за каждую полную минуту превышения контрольного времени.

Перед стартом каждому участнику выдается карта с нанесенным местом старта, финиша и контрольными пунктами. Как и в предыдущем случае, у участника есть «легенда», где к каждому контрольному пункту выдается подробное описание его установки на местности. Задача участника выбрать из множества контрольных пунктов заданное в условиях соревнований число, спроектировать порядок их прохождения и пройти дистанцию. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП от момента старта до финиша или по сумме баллов взятых КП (за каждый КП начисляются баллы).

Ночное ориентирование

Ночное ориентирование проводится в тёмное время суток. Суть соревнований остается прежней. Сложность соревнований состоит в том, что темнота скрывает огромное количество деталей местности, с помощью которых ориентируются участники (например, границу участка леса или возвышение). Чтобы контрольные пункты было лучше видно, они оборудуются светодиодным маячком и/или световозвращающей полоской. В ночном ориентировании, кроме индивидуальных соревнований, в целях безопасности участников проводятся командные гонки, участники стартуют командами из двух человек.

Рогейн (англ. Rogaining) - самостоятельный вид спорта, достаточно близкий к спортивному ориентированию, приключенческим гонкам, горным марафонам и некоторым другим видам спорта. Формально его можно считать командным суточным ориентированием по выбору, хотя в действительности он значительно отличается от классического спортивного ориентирования.

Рогейн в его классическом 24-часовом варианте - командный вид спорта. Международный стандарт предусматривает участие в соревнованиях по рогейну команд численностью от двух до пяти человек, не имеющих права разделяться на дистанции. Основная задача - набрать за ограниченный промежуток времени (обычно 24 часа, но соревнования проводятся и в сокращенном формате - 6, 8, 10, 12 часов) максимальную сумму очков, которые присуждаются за посещение контрольных пунктов, установленных на местности. За каждую минуту опоздания после истечения отведенного времени из суммы очков, набранной командой, вычитается по одному штрафному очку, а при опоздании на финиш 30 минут и более результат команды аннулируется. В случае, когда две или более команд набрали одинаковую сумму очков, более высокое место присуждается раньше финишировавшей команде. Контрольные пункты имеют разную ценность, выраженную в очках, в зависимости от удаленности от старта и сложности КП, и проходить их можно в произвольном порядке.

Родина рогейна - Австралия, вид спорта зародился в 1970-х годах и затем получил развитие в таких странах, как Новая Зеландия, США, Канада. Международная федерация рогейна (International Rogaining Federation, IRF) была создана в 1989 г. В 1992 году был проведен первый чемпионат мира по этому виду спорта, с тех пор чемпионаты мира проходят один раз в два года. Постепенно этот вид спорта получает развитие в европейских странах, в том числе в Чешской республике, Швеции, Ирландии, России. С 2003 года проводятся чемпионаты Европы по рогейну. Осенью 2009 года и в Сочи проводились подобные соревнования и в них принимали участие взрослые ребята.

Рогейн - это универсальный вид спорта: в рогейне могут участвовать как хорошо подготовленные сильнейшие спортсмены, готовые на протяжении 24 часов непрерывно сражаться за звание чемпионов, так и любители, которые стремятся активно провести выходные на природе. Команда сама определяет себе задачу по силам, выбирает порядок прохождения дистанции и темп движения. Формат соревнований (взятие контрольных пунктов по выбору) позволяет в любой момент вернуться в базовый лагерь, где обеспечена горячая еда, можно переночевать и продолжить прохождение дистанции на следующее утро. Основная идея рогейна - это спорт для всех. Для каждой команды важно определить, какие цели она ставит перед собой, и от этого будут зависеть ответы на многие вопросы - выбор тактики, снаряжения, экипировки. Все соревнования по рогейну, в том числе чемпионаты мира, открыты для участия всех желающих.

Основные термины, знания, необходимые начинающему ориентировщику:

Карточка(чип)

Контрольное время

КП, призма

Условные знаки спортивных карт

Условные знаки пиктограмм.

Спортивная карта - это детализированная топографическая карта, выполненная с использованием специальных условных знаков. Спортивная карта должна отображать реальную картину местности, воспринимаемую на соревновательной скорости. На карте должна быть показана вся информация, которая может повлиять на читаемость карты или на возможности выбора маршрута.

Задачей спортсмена-ориентировщика является в кратчайшие сроки преодолеть дистанцию, оборудованную на местности, с использованием карты, получаемой на старте, и компаса. Как и в любом другом виде спорта, главным является равные условия для всех участников. От качества составления карты и ее оформления во многом зависит планирование и постановка хороших дистанций, справедливых для всех спортсменов- ориентировщиков.

Точная и разборчивая карта является надёжным руководством для выбора оптимального варианта движения и его надёжного исполнения, чтобы максимально использовать свои физические возможности и умение ориентироваться. Выбор пути движения теряет всякий смысл, если карта «плохо читается», т. е. имеет грубые ошибки или составлена давно и не откорректирована. Карта должна показывать чётко видимые на местности объекты, которые являются хорошими ориентирами.

Главное правило - спортсмен на соревновательной скорости не должен замечать неточностей карты. Точность карты целиком зависит от точности измерений (местоположения, высоты, формы отображаемых объектов) и аккуратности (точности) вычерчивания. Точность измерений должна быть такой, чтобы спортсмен, пользующийся компасом, и контролирующий преодолеваемое расстояние счетом шагов, не замечал несоответствий между картой и местностью.

Основным документом, который подтверждает прохождение участником дистанции, является его карточка или электронный чип (за последние годы на соревнованиях все больше используется электронная отметка). На каждом контрольном пункте находится карандаш, компостер или станция электронной отметки. Участник ставит крестик карандашом, пробивает карточку компостером или прикладывает чип к базе, и это является доказательством того, что он был на контрольном пункте. Потеря карточки или чипа участником приводят автоматическому снятию с соревнований. Для контроля правильного прохождения дистанции в виде «заданное направление» после финиша участника судьи проверяют содержимое карточек. Если порядок прохождения нарушен, то участника снимают с соревнований. Если используется чип, то компьютер на финише обрабатывает информацию, хранящуюся на нём, тем самым проверяя наличие отметки и правильное прохождение дистанции.

На соревнованиях по спортивному ориентированию всегда существует «контрольное время» прохождения дистанции. Это максимальное время, за которое проходится дистанция. Если участник не укладывается в него - он автоматически снимается с соревнований. Другими словами, если стартовали на рассвете, а близится закат, и контрольное время 2,5 часа, то можно спокойно возвращаться на финиш. Результат уже в расчёт приниматься не будет.

Для упорядочения и объективности, участники делятся на возрастные группы (те, кому исполнилось 10, 12, 14, а то и 60 лет) и по половому признаку (девочки и мальчики - в разных группах). Это и определяет сложность дистанции и её длину. Кроме возрастных групп бывают ещё и группы уровня участников - признанных мастеров могут выделить в отдельную группу, с дистанцией повышенной сложности.

Достижения российских ориентировщиков.

Андрей Храмов – наш земляк.

В 2005 году Андрей Храмов стал первым российским ориентировщиком, выигравшим золотую медаль на чемпионатах мира по ориентированию бегом (Айти, Япония, 2005). В том же году Храмов впервые в отечественной истории выиграл Кубок мира по спортивному ориентированию бегом.

В 2006 году на чемпионате мира в Дании (Орхус) российская мужская команда в составе Романа Ефимова, Андрея Храмова и Валентина Новикова впервые в российской истории завоевала золотую медаль в эстафете.

На чемпионате мира в Чехии в 2008 году Андрей Храмов выиграл золотую медаль в спринте, опередив швейцарца Даниэля Хубмана всего на 2 секунды.

Андрей Михайлович Храмов (17 января 1981(19810117), Башкирская АССР) - заслуженный мастер спорта, пятикратный чемпион мира по спортивному ориентированию.

Родился он в Башкирии в 1981 году. Отец - Михаил Алексеевич Храмов около двадцати лет работал директором школы, преподавал алгебру и геометрию. Мать - Раиса Исаевна Храмова - домохозяйка. Кроме Андрея в семье Храмовых росло еще двое сыновей.

В 1987-м вместе с семьей переехал в Краснодарский край на хутор Садовый Крымского района, где и сейчас живут его родители. Позже вместе с женой Надеждой переехал в станицу Варениковскую. В 2002 году родился сын Александр.

Заниматься ориентированием начал в 9 лет, когда учился в 3-м классе средней школы х. Садовый. Занятия в секции проводил школьный преподаватель - Мищенко Сергей Павлович - первый тренер Андрея.

До юниорского возраста Андрея по спортивному ориентированию тренировал Андрей Федорович Подолян, а с 13 лет, с целью улучшения беговой подготовки, тренировки по легкой атлетике стал проводить Александр Олегович Гуков. В настоящие время его тренером является Игорь Акерманович Гуриев, Евгений Викторович Павлов.

В 2004 году закончил Факультет автомобильно-дорожных и кадастровых систем (ФАДКС) КубГТУ.

Спортивные достижения

Впервые заявил о себе в 18 лет, когда выиграл золотую медаль на длинной дистанции на юниорском Чемпионате Мира в Варне (Болгария) в 1999 году. Через два года (2001) повторил свой успех на Чемпионате Мира среди юниоров в Венгрии.

В 2005 году Андрей Храмов стал первым российским ориентировщиком, выигравшим золотую медаль на Чемпионатах Мира по ориентированию бегом (Айти, Япония, 2005). В том же году Храмов впервые в отечественной истории выиграл Кубок Мира по спортивному ориентированию бегом.

В следующем, 2006 году, на Чемпионате Мира в Дании (Орхус) российская мужская команда в составе Романа Ефимова, Андрея Храмова и Валентина Новикова впервые в российском истории завоевала золотую медаль в эстафете.

На чемпионате мира в Чехии в 2008 году выиграл золотую медаль в спринте, опередив швейцарца Даниэля Хубмана всего на 2 секунды.

Интересно, что:

На своих первых соревнованиях стал последним среди всех своих одноклассников.

Личный рекорд в беге на 5000 м на стадионе равен 14. 05 и на 3000м - 8. 12.

Спортивное ориентирование практически не имеет возрастных границ. Это вид спорта, которым могут заниматься дети начиная с 5 лет и пожилые люди, которым уже за 60.

Интересно еще и то, что травмы в этом виде спорта не такое уж частое явление. Казалось бы – лес полон неожиданностей. Когда бежишь с большой скоростью, концентрация ослабевает - где-то можно зацепить за сухое дерево, споткнуться, наступить на острый камень и так далее. Но спортсмены натренированы до такой степени, что могут бежать по лесу вообще не смотря себе под ноги. Более того, соревнования по спортивному ориентированию проводятся и ночью! Участники бегают в лесу, в кромешной тьме – подсвечивая себе путь фонариком. А многие и фонарь выключают, чтобы сбить соперника с толку. Удивительно, но факт – в ходе таких соревнований – пострадавших не бывает!

Легко себе представить, насколько нужно владеть собой, что бы на ходу думать о том, куда тебе бежать и при этом совершенно не иметь право на ошибку. И работа в таком темпе может продолжаться очень долго. Очевидно, чтобы успешно выполнять такую задачу спортсмен должен обладать не только отменной физической подготовкой, но и быстрым, острым умом. Именно эти качества и развивает спортивное ориентирование в человеке. Не зря этот спорт называют «шахматы на бегу»

Задача спортивного ориентирования – сплочение людей, развитие духа соперничества и совершенствования и, в тоже время, создание круга людей по интересам. Природа, свежий воздух, интересные люди и спорт – что еще нужно, чтобы приятно провести время. Сегодня ориентирование на Кубани набирает обороты – каждый год все больше желающих заняться этим непрофессиональным, но очень перспективным, видом спорта. Этот спорт у нас в крае будет развиваться. Ведь спортивное ориентирование – это закалка характера, даже школа жизни.

Спортивным ориентированием мы занимаемся с первого класса. Участвуем мы и городских, районных, краевых соревнованиях, всероссийских массовых соревнованиях «Российский азимут». Без призовых мест мы не возвращались ни разу.

Мы твёрдо уверены, что знания, полученные на занятиях ориентированием, помогут нам ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, выжить в огромном человеческом обществе.

масштаба 1:20000, на которой нанесены: старт, контрольные пункты, финиш.

Старт обозначается – треугольником . Контрольный пункт - на карте кружком с точкой , точно указывающей его расположение на местности. Арабская цифра рядом с кружком показывает номер КП. Точки старта, контрольных пунктов и финиша последовательно соединяются на карте прямыми линиями. Финиш и старт обычно устраивают в одном месте, при этом дистанция имеет форму замкнутого кольца. Рис.4

Изучая карту в процессе соревнований, спортсмен должен продумать наиболее рациональный путь от одного КП к другому (который далеко не всегда бывает самым коротким) и, пользуясь картой и компасом, претворить свои планы в жизнь. Найдя КП, участник обязан проверить его обозначение и удостовериться, что вышел в искомую точку. С помощью имеющихся на КП средств (карандаш, компостер) ориентировщик делает на своей карточке отметку, которая свидетельствует о порядке прохождения дистанции. Система отметки сообщается участникам перед стартом. Чтобы не возникло недоразумений, спортсмен перед уходом с КП должен самостоятельно проверить правильность и четкость отметки. На финише участник сдает карточку судьям, а те контролируют правильность отметки и вычисляют время прохождения дистанции. Если спортсмен потерял карточку или не уложился в КВ, объявленное до старта, его результат не засчитывается. Иногда участники сходят с дистанции из-за потери ориентировки. В этом случае они обязаны явиться на финиш, сообщить об этом старшему судье.

2. Ориентирование на маркированной трассе.

Эти соревнования чаще всего проводятся зимой. Летом их организуют в основном для новичков и школьников, ибо на маркированной трассе практически невозможно заблудиться.

Смысл соревнований заключается в следующем. На местности маркируется трасса и устанавливают КП, расположение которых неизвестно участникам. Спортсмены получают карту с отмеченным на ней стартом (трасса не наносится). Задача участника – пробежать по маркированной трассе, определить местонахождение всех встречающихся на пути КП и нанести их на свою карту, прокладывая последнюю иглой в соответствующих точках.

Чтобы уменьшить до минимума возможность совместной работы спортсменов, установлено, что местоположение КП должно быть нанесено на карту до выхода со следующего пункта. Контроль за выполнением этого правила осуществляется с помощью цветных карандашей (каждый КП снабжен карандашами определенного цвета). Так, местоположение КП-1 должно быть нанесено на карту не далее чем на втором пункте. Прокол на карте перечеркивается крест-накрест цветным карандашом, находящимся на КП-2. Последний КП наносится на специальном рубеже перед финишем.

Тщательно изучая карту участника, судьи подсчитывают в миллиметрах отклонение каждого прокола от истинного местоположения КП. За ошибку в 1мм на карте начисляется минута штрафного времени. До старта спортсменам сообщают величину допустимой ошибки (от 1 до 3 мм), за которую не начисляется штраф. Результат определяется по времени прохождения дистанции плюс штрафное время за неточное нанесение на карту местоположения КП.

Судейская коллегия имеет право аннулирует результат участника, если центр креста, нанесенный карандашом, отстоит более чем на 2мм от отверстия на карте или если цвет отметки какого-либо КП отличается от цвета карандаша, которым должен быть отмечен этот пункт. Чаще всего участников снимают с соревнований за несоответствие количества проколов на карте числу КП. Обычно эта участь постигает новичков: проколов карту и затем убедившись в ошибке, они наносят второе отверстие. Бывает, что участник, наметив карандашом точку будущего прокола, забывает сделать отверстие или отметку. Во всех перечисленных случаях результат аннулируется. Такое же наказание получит ориентировщик, на карте которого обнаружат лишнюю крестообразную отметку, даже если в этой точке нет прокола.

3. Ориентирование по выбору.

а) 1 вариант:

На старте участнику вручают карту с нанесенными на ней КП. Около каждого из них указано число очков, которое получит нашедший его спортсмен. За определенное время, одинаковое для всех участников, нужно набрать наиболее число очков. Выбор КП и порядок их прохождения произвольны. Выход дважды на одно и тот же КП засчитывается только раз. При равенстве очков, набранных двумя или более участниками, лучшее место присуждается показавшему меньшее время.

По сравнению с предыдущими видами ориентирование по выбору значительно богаче тактически. Здесь нужно выбрать из множества возможных маршрутов один, который принесет наибольшее количество очков. Вместе с тем участник должен реально оценивать свои силы: если он прибудет на финиш после истечения контрольного времени, то за каждую просроченную минуту будет оштрафован на определенное количество штрафных очков.

б) 2 вариант:

На местности расставлено определенное количество КП. Спортсменам предлагается по их усмотрению не отмечаться на двух-трех КП.

Например, на местности расставлено 8 КП, необходимо отметиться только на 6 КП. Старт дается общий или через 1 минуту. Участник сам планирует путь движения на КП. Первенство определяется по наименьшему времени, затраченному на взятие КП.

4. Эстафеты.

Наиболее интересны в зрительном отношении и служат прекрасным средством пропаганды спортивного ориентирования. Это командные состязания. Они могут проводиться в любом из перечисленных видов соревнований, и задания для участников в них те же, только дистанция разбита на этапы.

Ориентировщикам необходимо знать следующие основные правила, за нарушения которых они могут быть наказаны вплоть до дисквалификации. После объявления района предстоящих соревнований посещать его спортсменам запрещено. Участникам не разрешается выходить на местность до своего старта и после прохождения дистанции до окончания соревнований. В ходе соревнований нельзя: пересекать засеянные поля, огороды, фруктовые сады, огороженные участки местности; пользоваться иной картой кроме полученной от судейской коллегии; применять средства передвижения, не предусмотренные в данных соревнованиях; изменять обозначения и устройство КП; получать помощь в ориентировании от других участников или посторонних лиц; оказывать такую же помощь другим спортсменам.



  • Разделы сайта