Как преодолеть неуверенность в себе у подростка. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам. Отношения со сверстниками

Вы хотите помочь своему сыну чувствовать себя уверенно в коллективе - это по-настоящему хорошо, характеризует вас, как грамотных, вдумчивых, чутких родителей. В этом возрасте у ребёнка заканчивают формироваться устойчивые черты характера, формы поведения, становятся более стабильными свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми являются оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко проявляется ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение своих мотивов, идеалов, поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной(значимой для ребёнка) группы. Родители же в этом возрастном промежутке стараются усилить контроль и давление, продолжая выдвигать свои требования в подчинении ребёнка привычному образу жизни. Ваша главная задача сейчас, как родителей, дать сыну понять, что он так и остался для Вас самым любимым человеком. Он должен абсолютно точно знать, что родители его любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к его поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что он всегда для них ценен, важен, его принимают, понимают, поддерживают в семье всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Разговаривайте, спрашивайте его мнение обо всём, сами делитесь своими проблемами, интересуйтесь жизнью, а не только учёбой-это позволит стать эмоционально ближе с ребёнком, сделать отношения открытыми и искренними, выяснить постепенно что и почему его беспокоит. Только терпением, любовью, спокойствием можно достичь желаемых результатов. Он сейчас обязательно должен чувствовать свою включённость в семью-пусть участвует в обсуждении семейных вопросов. Вы можете ненавязчиво предлагать ему свою помощь в чём-то, проявлять интерес к его жизни, обязательно ежедневно и, опять же, очень мягко, но настойчиво, привлекать к совместной деятельности, поручать выполнимые доступные дела и хвалить за их выполнение. Самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают смысл жизни - чувство одиночества, внутреннего, душевного-не допустите этого. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям - родителям, друзьям, конкретному человеку(может быть ему кто-то нравится, но его отвергает). Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость для человека грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Проблемы сына с восприятием своей внешности - не редкость в его возрасте, они проявляются у многих подростков в разной степени. Девочкам в этом плане легче - косметолог, парикмахер, диетолог помогают им в этом. С юношами сложнее, многие из них почему-то избегают косметических салонов, хотя те предлагают ряд услуг и для мужчин - например так необходимая многим чистка кожи лица. Просто так убеждение в своей некрасивости, в несоответствии своей внешности общепринятым стандартам, как правило, не возникает. Пусковым механизмом, вследствие ранимости психики, может служить даже вскользь оброненное кем-то из класса, прсто знакомым или даже незнакомым критическое замечание, сарказм относительно особенностей фигуры, волос, других внешних качеств. А если так о нём отозвались девочки, то он в это поверил и сам себя убедил, что некрасив. Ваши родительские мнения по этому поводу, уговоры не дадут результата. В таком возрасте для него важно мнение со стороны. Очень ценным и влиятельным является для всех оценка специалистов, профессионалов - им бы он поверил. Если есть возможность - оплатите фотосессию в студии. Там ему продемонстрируют его же, но только другими глазами. Это хороший психологический ход. И ещё обратите внимание на его отношение к компьютеру. Сейчас это вообще тенденция времени, как подростковая, так и и взрослая - компьютерная зависимость. Помочь избавиться от неё, если уже сформирована, сможет только специалистЛюбая зависимость-это поытка уйти от психотравмирующих ситуаций реальной жизни либо тягостных впечатлений, эмоций прошлого, которые гнетут и не были до конца пережиты, отрегулированы и зависли. Так человек замещает эмоции радости, восторга, восхищения. Таким способом его организм заполняет пробелы удовольствия, которое должен получать от жизни другими способами, но не получает. Есть чёткая взаимосвязь психики и физиологии в образовании любой зависимости. Пребывая в состоянии включённости в компьютерную игру, общение в соцсетях, он отвлекается от чувства внутреннего негатива, снимает таким образом напряжение, получает на некоторое время те ощущения, удовлетворяет те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни, но которые просто обязательно должны быть удовлетворены - быть признанным, первым, любимым, уверенным в своей ценности, нужности, важности для других человеком. За подробными рекомендациями обращайтесь в чат. Удачи. Не забывайте оценивать ответы

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Вы хотите помочь своему сыну чувствовать себя уверенно в коллективе - это по-настоящему хорошо, хара..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Как помочь подростку обрести уверенность в себе.

Даже в самой крайней и запущенной форме

застенчивость и неуверенность пройдёт,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

Задачи: обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Форма проведения: обучающий тренинг родительской эффективности.

Вопросы для обсуждения: влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; пути преодоления застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в школе.

Подготовительная работа: упражнения для преодоления неуверенности и застенчивости; памятки для родителей

Ход собрания.

    Вступительное слово.

Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе людей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребёнок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, перестаёт общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

    Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся).

    Ознакомление родителей с упражнениями по преодолению застенчивости и неуверенности в себе.

    Обсуждение памяток для родителей.

    Подведение итогов.

Упражнения для преодоления неуверенности и застенчивости.

Этот комплекс упражнений можно предложить учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий психолог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребёнка дома. Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно им об этом рассказать и порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ему необходимость работы над собой.

Упражнение 1. «Автопортрет»

А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б. Пусть он ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисован человек, который…»

Упражнение 2. «Мои эмоции»

Предложите подростку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение 3. «Незаконченный рассказ»

Предложите закончить рассказ, начатый вами.

К примеру: «Парень вошёл в лес за грибами и …»

Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…»

Подростку предлагается поработать с зеркалом:

«Свет мой, зеркальце, скажи –

Я ль на свете всех…»

Упражнение 5. «Сердце»

Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, от чего болит сердце.

Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор»

Дайте подростку воображаемую трубку телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т. д.

Упражнение 7. «Дневник»

Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть подросток иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не всё так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 8. «Фильм о моей жизни»

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причём подросток изображается главным героем фильма. В фильме должны быть завязка, кульминация и развязка.

Упражнение 9. «Письмо»

Предложите ребёнку написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у ребёнка не складываются отношения или которого он боится, например, учителю. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 10. «Перевоплощение»

Предложите подростку перевоплотиться в индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребёнку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потрясениями. Самое главное – не констатировать, что ребёнок застенчивый и неуверенный человек, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.

Не секрет, что люди с адекватной самооценкой более успешны в жизни. Именно в честной оценке себя, не слишком заниженной и не завышенной, и кроется очарование сильных личностей.

Такие люди знают свои минусы и плюсы, всегда верят в себя и не устают совершенствоваться, не занимаясь излишней самокритикой. Чтобы помочь своему ребенку вырасти гармоничной личностью, возьмите на вооружение эти советы.

1. Будьте взрослыми

Ребенок по-настоящему начинает себя чувствовать увереннее, когда в его жизни присутствуют такие же уверенные в себе родители. Для этого у вас должны быть четкие правила и принципы, которыми вы руководствуетесь при принятии решений. Еще один момент – не стоит становиться совсем "одноклассником" своему ребенку и вести себя с ним панибратски. Так вы лишаете его ощущения "взрослого Взрослого", который может защитить и поддержать в трудную минуту.

2. Поработайте с комплексами

Брекеты, очки, заикание, плохая одежда – сверстники всегда найдут к чему можно придраться и сделать объектом насмешек. Если ребенок открылся вам и поделился, что он сильно переживает из-за чего-то, что он считает своим дефектом, приложите все усилия, чтобы помочь ему с этим справиться. Любой недостаток можно исправить, было бы желание и возможности. Но если по каким-то причинам вам не удается это сделать, постарайтесь объяснить ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления.


3 . Создайте ребенку возможность для роста

Для этого старайтесь давать ему задания, с которыми он может самостоятельно справиться. Когда ребенок будет видеть, что у него все получается, на волне энтузиазма он будет браться за новые задачи и снова успешно их выполнять. Это очень качественно укрепит его уверенность в собственных силах. Точно так же, шаг за шагом, следует осваивать и новые сложные навыки, разбив процесс обучения на небольшие этапы и начиная с азов.

4. Подыщите ему клуб по интересам

Если ребенок не пользуется особой популярностью в школе, займитесь поиском места, где его таланты окажутся открытыми и признанными. Такое место обязательно найдется - может быть, это будет спортивная секция, клуб юных натуралистов, музыкальная или художественная школа. Самое важное, что попадая в среду единомышленников, ребенок будет вдохновляться и ощущать, что его ценят не по "пятибалльной шкале", а за реальную деятельность, в которой он выражает себя настоящего.


5. Расскажите ему, что критика – это зона роста

У неуверенного в себе ребенка от критики будет просто выбиваться почва из-под ног. Поясните ему, что это вовсе не плохо, и что существует 2 типа критики. Многие замечания указывают на то, что есть моменты, которые можно доработать и стать еще лучше – так могут критиковать учителя в школе. А второй тип критики вовсе не несет никакой смысловой нагрузки ("ты лох"). На такие комментарии нужно учиться просто не обращать внимания и пропускать их мимо ушей.


6. Не перехвалите

Может показаться, что закомплексованный ребенок разом забудет обо всех своих проблемах и неурядицах, если его часто хвалить. И хотя это дает кратковременный эффект, вы можете таким образом расслабить его и развить излишнее самодовольство. А когда выяснится, что похвала была излишней и неоправданной, с созданного вами же пьедестала ребенку будет очень больно падать. Лучше поощряйте в меру, за реальные старания, и акцентируйте внимание, что главное в жизни - делать что-то не ради похвалы, а исходя из личной увлеченности процессом.

7. Поощряйте старания

У каждого ребенка есть то, что дается ему легко и играючи. А над некоторыми делами и навыками ему приходится изрядно попотеть. Первоочередная задача родителей - поощрять любые усилия, которые ребенок в этом случае прикладывает. Даже можно завести специальную "тетрадку стараний", где вы будете ставить плюсики за приложенные усилия в любой сфере. А когда накопится определенное количество плюсиков, их можно "отоварить", сходив в планетарий или подарив какую-нибудь развивающую игру.


8. Не сравнивайте с другим детьми

Самый верный способ расшатать уверенность своего ребенка - это начать сравнивать его с другими детьми. За такими сравнениями чаще всего стоит неприкрытая зависть и неспособность безусловно любить своего ребенка. Не стоит формировать самооценку сына или дочки, беря за уровень успехи и достижения "идеальных детей". Воодушевляйте его возможностью стать сегодня чуточку лучше, честнее, добрее, смелее, чем он был вчера - пусть ваш ребенок будет сам себе примером.


9. Создавайте ребенку достойных героев

В продолжение предыдущего пункта еще один пример, как можно мотивировать ребенка. Некоторым детям психологически проще двигаться, имея перед собой не призрачный образ идеального себя, а кого-то более "прорисованного" - например, реального героя. Пусть ваш ребенок воодушевляется уникальными поступками или порядочным характером, ведь чем выше цель, тем больше сил образуется для ее достижения.


10. Дарите безусловную любовь

Это ключ, который открывает все двери. Ощущение безграничной родительской любви окрыляет любого ребенка и придает уверенность в собственных силах. Чтобы выразить эти трепетные чувства, вам не нужны слова - просто вспомните, как вы вынашивали своего малыша и уже тогда готовились ко встрече с ним. Ведь вам ни сейчас, ни тогда не нужны были никакие успехи и показатели, чтобы любить своего ребенка.

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ № 3

ТЕМА «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Успехи учащихся- II четверть».

Класс: Классный руководитель: Михайлова О.А.

Дата собрания - 23.01.2015 г. Время - 18:00 Место – кабинет № 25 (3 этаж)

Присутствовало: человек

Отсутствовало: _______ человек

ЦЕЛЬ: Помочь родителям осознать важность и значимость целенаправленного формирования уверенности ребенка в себе; способствовать просвещению родителей по данной проблеме. Обсудить успехи обучающихся за период I четверти.

План родительского собрания:

    Вступительное слово.

    Работа родителей с памятками.

    Подведение итогов.

    Успехи обучающихся –II четверть.

Ход собрания

I. Вступительное слово.

Добрый день уважаемые родители!

Наше собрание мы посвящаем такому важному качеству характера человека, как уверенность в себе, своих силах.

По выводам исследований психолога В.В.Столина: любовь как отношение сочетает в себе симпатию, близость и уважение. Значит, родительская любовь – двустороннее отношение ребёнка и родителя, которые связаны взаимопониманием, взаимоуважением и взаимной симпатией. Если в семье между родителями и детьми эти отношения сохраняются, дети вырастут уверенные и счастливые.

Без уверенности в себе человеку трудно состояться в обществе. Можно иметь хорошее здоровье, блестящий ум, хорошее образование, но остаться не у дел только потому, что ты не веришь в себе, своим возможностям, своим умениям, все время находишься в сомнениях. Наше собрание важно потому, что наши дети стоят перед важной ступенькой своей жизни – прохождение ГИА.

II. Работа родителей с памятками.

Уверенность в себе - обязательное условие для развития полноценного, общительного, позитивного ребенка. Как же этого добиться? Какие наши действия могут привести к повышению уверенности у нашего чада? Простые советы помогу вам разобраться в этом вопросе и помочь вашему ребенку стать увереннее в себе.

Мы переходи к следующему этапу.

Прошу обратить внимание перед вами на столах памятка для родителей, которая состоит из 19 правил. Прошу вас прочитать все эти правила, которые помогут нам быть, более внимательнее к детям.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

Человек может многое не уметь, но если он верит в себя, в свои силы, ум, волю, упорство – он непременно достигнет успеха. Но отсутствие уверенности человека в себе порождает множество проблем. Несказанное кому-то вовремя нужное слово, нерешительные действия, несовершенный поступок – все это "может стать причиной душевных мук и терзаний человека. Для того чтобы избежать потерь, огорчений, страданий собственного ребенка и своих страданий, родители должны помнить следующее:

    Верьте в своего ребенка, несмотря ни на что!

    Отмечайте словом, взглядом, жестом любой хороший поступок своего ребенка.

    В любой сложной ситуации оценивайте поступок ребенка, а не самого ребенка.

    Откажитесь от ярлыков в адрес своего ребенка и не позволяйте другим членам семьи награждать его ярлыками.

    Указывайте на ошибки ребенка, предлагая при этом пути их исправления.

    Учите ребенка признавать свои ошибки как возможность совершенствования и продвижения вперед, а не как падение с высоты.

    Говорите с ребенком, не допуская криков и оскорблений.

    Хвалите ребенка справедливо, не возвеличивая его достижения.

    Хвалите ребенка за значительные поступки, а не за выполнение обязательных поручений.

    Похвала за поступок и решение, принятое ребенком по собственной инициативе, должна быть более весомой и значительной.

    Реально оценивайте возможности своего ребенка и ставьте ему задачи по силам.

    Если у ребенка что-то не получается, а вы понимаете, что он не может это сделать в силу своих природных данных и способностей, не обвиняйте его в этом.

    Не заставляйте своего ребенка в угоду вам лгать, лавировать, приспосабливаться.

    Помните, что без проб и ошибок не может состояться ни один человек.

    Учите своего ребенка самоуважению собственным примером или примером других людей.

    Старайтесь говорить с ребенком по душам даже тогда, когда вам очень трудно это сделать.

    Создавайте ситуации, в которых ваш ребенок будет иметь возможность проверить, насколько он уверен в себе.

    Любите своего ребенка. Именно этим, в первую очередь, внушайте ему уверенность в себе!

    Будьте ему во всем примером!

III . Подведение итогов.

Сегодня на родительском собрании речь шла о том, что мы не ставим целью воспитать самоуверенного человека, готового пройти по другим людям для достижения своих целей. Мы ведем разговор о разумной уверенности человека в своих силах. Подводя итог нашей встречи, обращаю ваше внимание на то, что, воспитывая у подростка чувство собственной ценности, мы с вами формируем у него чувство уважения к окружающим его людям, сознание ценности других людей.

Уверенность в себе в детях нужно развивать и поддерживать постоянно. Восхищайтесь своими детьми, как можно чаще, тогда они будут уверены в себе и своих силах.

IV . Успехи обучающихся в течении II четверти. (Трансляция участия обучающихся в конкурсах, успеваемость обучающихся за I четверть, охват горячим питанием в школьной столовой).

V . Разное

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    Принять к сведению информацию по теме собрания.

Председатель родительского комитета: Н.А.Габдрахимова

Классный руководитель: О.А. Михайлова

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.



  • Разделы сайта