Как правильно бить кулаком, не травмируя руку. Как правильно бить: методика постановки ударной техники

К сожалению, в современном мире со всеми его скрытыми и явными угрозами человек не может чувствовать себя в безопасности. С некоторыми угрозами мира мы не в силах справиться и изменить их, однако научиться защищать себя и своих близких вполне по силам каждому. Не дать себя в обиду поможет не только физическая форма, но и техника ведения боя, которой владеет человек. И подчас хорошо отработанный может спасти жизнь.

Как научиться бить кулаком?

Прежде всего, необходимо освоить основные правила, распространяющиеся практически на все виды единоборств и боевых искусств.

  1. Использовать свой вес максимально. Удары нужно наносить, работая не только рукой, но и всем телом, как бы перенося свой вес в руку. Для этого рука должна оставаться зафиксированной под углом примерно 90 градусов, а движение в сторону удара производится корпусом. Также желательно расставить ноги широко, насколько это комфортно. Это позволит не только хорошо держать равновесие, но будет своеобразной точкой опоры, начальным отправным пунктом удара. Важно, чтобы носки ног смотрели строго в сторону удара, в противном случае, нужной силы также не удастся добиться.
  2. Правильно бить кулаком поможет как знание теории, так и регулярные тренировки. Они позволят не только находиться в хорошей физической форме, отточить технику, но и добавят уверенности в себе.
  3. Только после освоения техники в достаточной мере, можно переходить к тренировкам с грушей. В противном случае велик риск получить травму.

Как правильно бить, чтобы не сломать кулак?

Ни в коем случае не «прячьте» при ударе большой палец в кулак, в противном случае, при ударе вся сила придется на него и вам гарантирован перелом. Правильная техника удара заключается в следующем: сожмите все четыре пальца в кулак, а большой палец разместите сверху на них. Какой же частью кулака правильно бить? Постарайтесь, чтобы сложенные пальцы образовали максимально ровную поверхность в районе первых фаланг. Именно ей и нужно проводить удар, а не «костяшками» как советуют некоторые, иначе вы снова рискуете травмировать руку.

Как правильно бить кулаком по лицу?

Все зависит в первую очередь от ситуации, в которой оказался человек. Если это уличная драка с хулиганами и жизни угрожает реальная опасность, то бейте по носу, подбородку и кадыку. Во всех остальных случаях, руководствуйтесь своими внутренними принципами. Выяснив, как правильно бить кулаком, необходимо также упомянуть о . Она должна быть максимальной, и точной. Отработать скорость и технику можно, попросив товарища, при помощи груши, или с воображаемым противником (так называемый «бой с тенью»).

Иногда удар кулаком имеет серьезное значение. О том, что драться нехорошо, мы все хорошо помним с детства из наставлений своих мам и бабушек, но ситуации в жизни бывают разные. Например, в целях самообороны знать о том, как правильно бить кулаком, не травмируя руку, необходимо. Кроме того, сегодня многие ребята, да и девушки увлекаются приемами рукопашного боя. Есть даже женщины - чемпионки мира по боксу. В любом случае, если даже рассматривать только вопрос самообороны, то приводимая в статье информация пригодится.

Удары кулаком можно разделить на три вида: прямой, боковой и Во всех случаях следует знать, как бить кулаком, чтобы, не травмируя руку, вывести соперника из строя.

Естественно, одних знаний будет недостаточно, и необходимо поддерживать хорошую физическую форму. Вовсе необязательно целые дни проводить в спортзале, усиленно занимаясь гимнастикой и/или тяжелой атлетикой. Выполнять несложные физические упражнения можно и дома, не так ли? Нередко ребята спрашивают, Вопрос хороший, поскольку у бойца должны быть крепкими, как, в принципе, и у любого человека, который дружит с

Способов существует немало, но для начала просто начните отжиматься от пола на кулаках, подольше задерживаясь в исходном положении вверху. Таким образом можно реально укрепить кисти. Также можно просто в позиции для отжиманий от пола стоять на кулаках, а ноги ставить, например, на подоконник или стол. При этом поверхность постепенно выбирается все более жесткая, вплоть до асфальта. Не нужно только забывать о здравомыслии в любом деле, чтобы в спешке не травмировать свои руки задолго до встречи с потенциальным противником!

Традиционно люди, которые практикуют боевые искусства, набивают кулаки при помощи так называемой "макивары". Это специальный тренажер, который можно изготовить самому или купить. В частности, это может быть и настенная подушка с резиновой крошкой внутри или вкопанное в землю бревно, обмотанное слоями соломы. Можно даже приколотить к стене сложенные в стопку газеты и на них набивать кулаки. Но уже на этой стадии следует знать, как правильно бить кулаком, чтобы не травмировать руки. Рассмотрим нюансы, которые помогут сделать удар сильнее, но безопаснее для нас:

  • Неправильно складывая кулак, вы подвергаете свои пальцы риску ушиба, вывиха и даже перелома. Ни в коем случае не следует большой палец размещать внутрь. Он должен быть расположен снаружи сложенного кулака. В противном случае, нанося вы почти наверняка его травмируете. То есть четыре пальца нужно как бы свернуть (согнуть), приложив к ним согнутый большой.
  • Сжимать кулак необходимо очень плотно и бить плоской поверхностью, но не костяшками. Удар должен приходиться на плоскость, а не на отдельный палец, а кисть должна быть прямым продолжением предплечья. Иначе возникает риск травмирования.
  • Наносятся удары не за счет силы рук, а с одновременным задействованием бедра, плеча и руки. То есть сила достигается за счет веса тела.
  • Не следует полностью разгибать локоть при нанесении ударов, чтобы не расходовать напрасно энергию и не ставить руку в уязвимое положение.

Узнать, как правильно бить кулаком, можно, рассмотрев боксерскую технику. Предположим, что удар будет нанесен правой рукой. Значит, правая нога должна плотно стоять на поверхности (пол, земля), плотно упираясь в нее. Из такого упора следует, начиная от талии, развернуть корпус с перенесением энергии к плечу, предплечью и, соответственно, к крепко сжатому кулаку.

Из вышеприведенной информации можно видеть, что основная работа должна выполняться телом. Поэтому без тренировок здесь не обойтись. Тренированное тело в стрессовых ситуациях срабатывает автоматически. Лучше конечно, чтобы информация о том, как правильно бить кулаком, нам никогда не пригодилась, но даже с точки зрения пользы физических упражнений подготовка никому не навредит.

Основным инструментом поражения противника в уличном бою являются ударные действия. Причина тому проста: удар - наименее энергозатратный технический элемент, приносящий максимальный результат при должном уровне исполнения. Поэтому в этой статье хотелось бы поговорить об ударной технике в уличном бою и о требованиях, предъявляемых к ней.

Начнем с того, что основной параметр, определяющий систему подготовки и технический арсенал любого боевого искусства - это условия проведения боя и задачи, которые необходимо решить. В случае с прикладным рукопашным боем, объектом исследования является уличный поединок или военное столкновение, задача которого - в максимально сжатые сроки обезвредить одного или группу нападающих. Определённых ограничений по техническим действиям не предусмотрено, поэтому любое решение поставленной задачи будет удовлетворительным. При этом необходимо понимать, что чаще всего бой проходит на ближней дистанции, в условиях, далеких от идеальных, следовательно ударные решения для такого столкновения должны быть минимально амплитудны и обладать высокой реализационной эффективностью. Другими словами, нам нужны максимально простые и надёжные действия, позволяющие выводить противника из строя на короткой дистанции при минимальном количестве движения.

Надёжность выполняемого действия, в данном случае, определяется постударной устойчивость атакующего. Другими словами, важно то, насколько выполнивший удар боец сможет сохранять устойчивое положение своей биомеханической системы для дальнейшего продолжения атаки. Применив данный критерий отбора к множеству ударных решений, логично было бы отдать предпочтение элементам, техника выполнения которых сопряжена с минимальным ростом моментов инерции системы атакующего. То есть максимально надёжные с точки зрения устойчивости удары выполняются по прямым траекториям. Самые распространенные в уличной драке атаки - это прямой и боковой удары, причём на долю боковых ударов приходится около 70-80% от общего объёма ударных действий. Следовательно задачу можно сформулировать так: каким образом можно сопоставить эти данные и привести теорию и практику рукопашного боя в соответствие?

Отвечать на этот вопрос хотелось бы начать с объяснения техники нанесения прямого удара.

В практикуемом нами виде рукопашного боя, все ударные действия наносятся из центра масс, а генерация энергии происходит за счет реактивных сил ног атакующего. То есть, разгоняя свой центр масс за счёт пересогласования опорных конечностей, мы получаем некоторое импульсное движение, похожее на волну и передающееся по всем звеньям биокинематической цепи. После того, как имульс проделал путь от кончиков пальцев до таза бьющего, скорость вращательного движения его системы значительно возрастает за счёт уменьшения радиуса вращения и продолжает нарастать по мере приближения к ударной части руки. Таким образом, импульс, переданный от ног к бьющей руке, заставляет ударную часть не только двигаться поступательно, но и вращаться, что значительно увеличивает силу удара.

Вращение, передаваемое в бьющую руку от таза, путешествует по ударной цепи по принципу карданного вала, устраняя несоосность между ее звеньями, и замыкает биокинематическую цепь во время соприкосновения ударной части руки с ударной поверхностью за счёт достижения предела подвижности каждого конкретного звена.

Таким образом, можно сказать, что мы не наносим удар рукой, а бьём всем телом, волнообразно включая в удар все звенья цепи, участвующие в процессе. Если удар наносится всем телом, то и поражающий эффект намного больше, нежели чем у наносимого лишь рукой. Прочувствовать естественное последовательное соединение звеньев вашего тела можно при простом бытовом движении: облокотитесь на стенку или подоконник. При этом, ваше тело автоматически выберет угол доворота всей системы, минимизируя мускульное напряжение и компенсируя его блокировкой степеней свободы.

Далее хотелось бы поговорить о структуре нанесения ударного действия: передача импульса по цепи должна осуществляться при условиях последовательного расположения звеньев оной, то есть при ударе импульс должен передаваться напрямую от предыдущего звена к последующему. Это означает, что расположение локтевого сустава при изготовке к ударному действию не должно быть на уровне или за тазом бьющего. Другими словами, мы не редко видим, когда вперёд идёт таз, а затем, за счёт натяжения мышц и сухожилий, летит вся ударная часть, выстреливая как из лука. Данный способ нанесения прямого удара нам кажется не разумным, поскольку перегрузка мышц плеча настолько велика, что при резком движении и не разогретом теле, может привести к серьёзной травме связок плечевого пояса. Кроме того, такой удар не выделяется абсолютно никакими силовыми показателями.

Другой случай, это когда человек намахивается для нанесения удара. При размахе он отдаляет следующее в передаточной цепи звено далеко за предыдущее, поэтому единственный способ, которым удар может быть нанесён, это размахивание рукой как оглоблей, что не добавляет удару ни силы, ни скорости, при этом растягивая его по времени и пространству. Так чаще всего бьют люди, которые никогда не занимались боевыми искусствами и не имеют никакого представления о том, как вести поединок.

При правильном же расположении звеньев ударной цепи, структура ударного действия не будет нарушаться, обеспечивая включения максимальной массы и генерируя максимальную силу и мощность удара, критически увеличивая поражающий эффект и сокращая необходимое для его нанесения количество движения. То есть, нанесение удара начинается с правильной позиции. Наконец, хотелось бы поговорить об ударной траектории. При нанесении ударного действия (в нашем случае, это прямой удар), необходимо помнить о том, что передача ударного импульса осуществляется за счёт спиралеобразного восходящего кругового движения корпуса, к которому, при достижении финальной стадии соприкосновения с поверхностью поражения, присоединяется движение всего корпуса вниз в присяде, добавляя к силе и скорости удара ускорение свободного падения и некоторый угол, компенсирующий неоднородность поражаемого объекта и обеспечивающий взаимодействие с целью по нормали (под углом 90 градусов).

При этом, когда тело вовлекается во вращательное движение, линейная скорость точки, движущейся по окружности, описываемой плечами бьющего, будет иметь разное направление. Передача дальнейшего импульса в бьющую руку имеет смысл в том случае, когда линейная скорость плеча бьющей руки совпадает по направленности с вектором выполняемого удара.

Критически важно не напрягать и не концентрировать бьющую руку до соприкосновения с поверхностью. Этот эффект обычно возникает при психологическом перевозбуждении и при зашкаливающем уровне боевой ярости. При этом человек психологически привязывается к точке нанесения удара и жаждет причинить ущерб своему противнику. Перефразировав, можно сказать так: когда очень хочется ударить - получается удар слабый, а когда слегка, как бы играючи, эффект неожиданно велик. Причина такого конфуза заключается в том, что человек перебрасывает такую важную функцию, как оперативная оценка дистанции между ним и противником на сознательный уровень, на котором точно оценить данный параметр невозможно. Следовательно, чересчур стараясь, он лишает свою атаку сгенерированного ударного импульса за счёт преждевременного напряжения в звеньях биокинематической цепи.

Отсюда вытекает логичный вывод: при отработке ударной техники и при нанесении ударных действий в боевой обстановке, человек должен быть сосредоточен, максимально собран, но, при этом, лёгок и мобилен. Многие используют для этого состояния слово "расслабленность", которое, по моему мнению, не подходит. Я бы назвал это чувство лёгкостью и свободой в движениях, а вместо агрессии предложил бы генерировать собранность и взведённость, заряженность на действие.

Если же человек скован напряжением, ударный импульс будет гаситься в зажатых мышцах, рассеиваясь на преодоление мышечного сопротивления, в результате, существенно понижая результативность атаки.

При выполнении всех вышеперечисленных условий, прямой удар будет выполнен максимально результативно и оптимально по времени и по количеству движения в соответствии с задачами прикладного рукопашного боя.

Примерно так же наносится и джэб. Джэб – это разновидность прямого удара рукой, выполняемого, чаще всего, для разведки или подготовки акцентированной атаки, направленной на гарантированное поражение противника. Сам по себе, джэб является достаточно мощным и обескураживающим инструментом ведения поединка. При исследовании удара в лабораторных условиях, мы выяснили, что он на 25% слабее прямого удара, запущенного с дальней опорной ноги, что не мешает ему оставаться достаточно надёжным средством поражения противника при сокращении дистанции и нанесении атаки в любой уровень.

Апперкот – удар, наносящийся по внутренней траектории, нацеленный на внезапное поражение противника в ближнем бою. Как и у других видов ударов, у него есть масса интерпретаций и способов применения. Мы предпочитаем наносить этот удар по прямой траектории снизу вверх, в корпус или голову противника. Техника его нанесения похожа на технику прямого удара кулаком, за исключением того момента, что вращательное движение в руке идёт в противоположную сторону. Запущен он может быть как с ближней, так и с дальней ноги по отношению к оппоненту. При этом необходимо помнить, что в наибольшей степени апперкот является ударом ближнего боя и теряет свои исключительные силовые характеристики по мере увеличения дистанции между противниками.

Измерив данный удар в спортивной лаборатории Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма, мы выявили, что по силе и пробивной способности он не уступает и даже превосходит прямой удар, а по пику скорости и амплитуде нанесения находится примерно на одном уровне с боковым ударом. Исходя из полученных количественных показателей и анализа оптимальности техники исполнения, можно сделать вывод, что это один из наиболее эффективных инструментов ведения ближнего боя, позволяющий наносить серьёзные повреждения противнику при относительно малых энергозатратах.

Переводя разговор в плоскость боковых ударов, хотелось бы их условно разделить на 5 видов: свинг, хук, боковой удар во внутреннюю сторону, боковой удар наружу и рубящий удар сверху. Насколько мы помним, при нанесении ударов мы стараемся максимально надёжно сохранить линейную траекторию движения, так как она оптимальна с точки зрения постударной устойчивости.

При выполнении свинга, мы сокращаем момент инерции за счёт генерирования ударного импульса путём пересогласования опорных конечностей, а не загрузки толчковой ноги. При выполнении, мы частично повторяем технику и траекторию прямого удара, но меняем угол нанесения за счёт дополнительного доворота в локтевом суставе бьющей руки, что повлечёт за собой общую смену траектории ударного действия.

Выполненный таким образом удар позволяет нанести значительный урон, при этом существенно экономя энергозатраты, время и количество движения для его нанесения. Выполняется, преимущественно, на средней дистанции.

Техника выполнения хука схожа со свингом. Эти два удара являются взаимодополняющими и, зачастую, идут вместе в атакующих комбинациях.

Подробнее об отработке базовых ударов руками и ногами Вы сможете узнать из этого видео:

Боковой удар наружу характеризуется хлёстким волновым движением, запускаемым от таза. Очень важный аспект при выполнении данного технического действия - работа локтя. Локтевой сустав, в данном случае, является дополнительным разгонным звеном, добавляющий ускорение и силу ударному действию. При отработке подобного движения важно реверсировать ударную часть после концентрации с целью максимального сохранения устойчивости и импульса для последующего движения.

Боковой удар во внутреннюю сторону является одним из наиболее ярко выраженных прикладных ударов, характеризующийся очень высокой пробивной способностью и скоростью нанесения. Техника нанесения такого удара очень похожа на удар молотком или палицей. Вовлекая свою конструкцию во вращательное движение, импульс практически всего тела переходит в ударное действие. За счёт натяжения сухожилий и энергии упругой деформации рука разгоняется до пика скорости в 13,5 м/с, нанося сокрушительную атаку по противнику. Мы часто видим применение данного удара в смешанных единоборствах при добивании противника на земле.

Рубящий удар сверху – один из наиболее опасных и неожиданных ударов в ближнем бою. При правильно применении его очень сложно предсказать и, тем более, отразить. При этом наносится он в жизненноважные зоны и точки человеческого тела, демотивирует противника и заставляет его прекратить агрессию. Стоит отметить, что этот удар является ситуационным и не столь широко применим, как прямой и боковой удары. Однако при грамотном нанесении, он даёт очень серьёзный результат и ошеломляет противника. Наносится, как правила, в область горла, затылка, солнечного сплетения, почек, печени и паха. Иногда наносится как контрдвижение для травмирования бьющей руки оппонента и перехвата инициативы в бою.

Подробнее о нанесении прикладных ударов рукопашного боя Вы сможете узнать из этого видеорепортажа:

Удары локтями являются своего рода продолжением прямых и боковых ударов. Импульсная волна при их выполнении генерируется схожим с остальными ударами образом, но при этом характерной особенностью техники их нанесения является более продолжительная фаза вращательного движения, которая позволяет при должной группировки звеньев цепи получить достаточно тяжёлый и эффективный удар, по силе сопоставимый с прямыми и боковыми, а иногда и превосходящий их, при меньшей ударной траектории. Подробнее в видеостатье:

В данном случае нет никаких чудес и обманов законов механики, просто та сила, которая генерировалась преимущественно за счёт передачи импульса в прямых и боковых ударных действиях, в случае с ударами локтями множится за счёт более продолжительной фазы вращательного движения. Удары руками в прикладном рукопашном бое должны быть максимально спонтанны и малоамплитудны, при этом точны и сильны.

Главной технической находкой каждого конкретного рукопашника должна стать максимальная вариативность ударной техники и оптимизация боевых алгоритмов и траекторий атаки, таким образом на поражение противника уходит в разы меньше сил и движений, нежели при чисто силовом противостоянии.

Ударная техника ног в прикладном бое обладает рядом своих особенностей. Наш консолидированный опыт показывает, что 75-80 % результативных действий в уличной драке приносят руки. Роль ног, тем не менее, сложно переоценить, так как они выполняют функцию перемещений и генерируют ударный импульс для технических действий рук и всего тела.

Однако это не означает, что ударной техникой ног можно пренебречь. Технические действия, выполняемые ногами, должны быть максимально быстрыми, надёжными и простыми, так как любой отрыв ног от опорной поверхности означает уменьшение устойчивости и риск потери равновесия. Наиболее подробно хотелось бы рассказать о самом распространённом спортивном ударе: лоу кике. О технике его нанесения, отработке и применении этого удара на практике Вы сможете узнать из видео:

На практике, чаще всего, используются самые простые удары ногами, которые по уровню нанесения не выходят выше пояса. В основном это прямые и топчущие удары по суставам ног, удары коленями и, крайне редко, удары по круговой траектории. Однако арсенал практикуемой нами ударной техники ног достаточно широк. Необходимо это для того, чтобы развить гибкость, координационные качества бойца, а так же обрести свободу в применении любого актуального на момент времени ударного действия, максимально подходящего, исходя из сложившейся ситуации в рукопашном бою. Более подробно Вы сможете узнать из этого видео:

Ударная техника, помимо поражения противника, ещё и элемент управления, который позволяет вам вести бой сознательно и более точно. Есть целый пласт ударов в рукопашном бое, главной функцией которых является подготовка атаки. Они не несут особого поражающего эффекта, скорее служат для раскрытия и управления вниманием соперника.

Управление распределением внимания оппонента между его степенями свободы - великий навык, который позволяет за счёт технического преимущества победить его, даже если он значительно превосходит вас по антропологическим данным.

При перехвате инициативы и нанесении разноуровневых ударов, вы не позволяете человеку сосредоточиться ни на защите, ни на нападении, а направляете его внимание исключительно на управление своей устойчивостью, предоставляя вам жёсткие опоры для нанесения следующей атаки. При такой тактике ведения поединка у противника пропадают шансы на любое противостояние и на возможность отыграть ваши технические действия.

Во многих книгах о каратэ авторы обязательно указывают, как надо правильно сжимать кулак. И возможно, то что написано ниже никого не удивит и новых знаний не добавит. Но не в этом главная цель. Главное - поделиться личным опытом, пониманием, которое пришло за годы тренировок, что мелочей в бою не бывает. Осу!

Рассмотрим японские названия частей руки формирующей кулак:
ТЕ – рука
Yubi – палец, пальцы
Oyayubi – большой палец
Hitosashiyubi – указательный палец
Nakayubi – средний палец
Kusuriyubi – безымянный палец
Koyubi – мизинец
Tenohira – ладонь
Tekubi – запястье
Tsume – ноготь
Amakawa – кутикула
Yubi no kansetsu – сустав пальца
Kobushi - кулак

Слова сэйкэн в переводе ромадзи не находим, но иероглиф 拳 означает и просто кулак (kobushi), и сэйкэн. Значит, слово сэйкэн подразумевает - кулак сложенный и сформированный специальным образом. И если мы на занятиях говорим, что удар наноситься кулаком, то тем самым мы не отражаем основную суть сэйкэн, проявляя невежество к искусству, которое преподаем. Название должно формировать образ.

Так как же сформировать сэйкэн?


Начиная с мизинца, скручиваем пальцы как можно сильнее, создавая напряжение и монолитность сэйкэна, формируя ударную поверхность суставов (кен) указательного и среднего пальца.

На эти выделенные области надо уделять внимание при формировании сэйкэна и дальнейшей его закалки (отжимания, макивара, и т.д.)

Сэйкэн мы сформировали, но сможем ли правильно нанести им удар!? Сэйкэн - всего лишь инструмент и правильно его сжимать это только полдела. Теперь нужно прикрепить инструмент, к предплечью (ude) придерживаясь правил, соблюдение которых позволит не повредить руку при ударе.

1. Сэйкэн (фото 1) должен продолжать линию предплечья. Любое отклонение сэйкэна от линии вверх или вниз, может привести к травме запястья (tekubi) во время выполнения удара, при соприкосновении сэйкэна с целью.

2. Если посмотреть на сэйкэн сверху (фото 2), то вектора, идущие от ударных поверхностей (ken) должны совпадать с серединной линией предплечья.

Чтобы правильно выполнить оба пункта одновременно, нужно направить руку в сторону удара, после выпрямить указательный палец вперёд указывая на объект атаки, затем вернуть палец на место и плотно сжать сэйкэн.

Ваш боевой кулак готов. Бейте на здоровье!

КАК БИТЬ КУЛАКОМ

Одно время меня очень донимали вопросом: как вы бьёте 3-мя костями? Это же перелом! Хотя те, кто задавал такие вопросы и 2-мя костями били - и руки себе от таких ударов ломали. У нас есть правило: бьём твердым по мягкому, мягким – по твёрдому, поэтому мы себе руки не ломаем. Многие спортивные бойцы, которые никогда не били человека по лицу, и вдруг подрались, очень часто повреждают себе кисти ударных рук – сильный ушиб или перелом костей кисти — как правило. Чтобы развеять все мифы в этом споре «с какого конца лучше бить яйца – с тупого или с острого», приведу выдержки из книги Джека Демпси «Взрывные удары и агрессивная защита», любезно предоставленные мне одним моим другом, которого этот вопрос когда-то тоже интересовал.

МАЛЕНЬКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ ТЕХ КОМУ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ ЭТО ИМЯ
Джек Демпси, по прозвищу "Костолом из Манассы" — американский боксёр-профессионал, чемпион мира в супертяжёлом весе, ярко выраженный нокаутёр, провёл более 80-ти боёв, выиграв 62 из них и нокаутировав своих противников более чем в 50-ти. Боксировал с 1915 по 1927 г.г. К 1950 г. написал книгу «Взрывные удары и агрессивная защита», в которой раскритиковал современный бокс, по его мнению, превратившийся в шоу-бизнес, где боксёры игрового плана подменили истинных нокаутёров. Этот человек родился всего через 10 лет после того как в боксе официально появились боксёрские перчатки. Этот боксёр был не просто панчером, а и очень грамотно защищался — прошло много лет, а современные боксёры до сих пор вовсю крутят так наз. "солнышко Демпси" — оно по-прежнему актуально. Демпси учился боксировать когда искусство кулачного боя все ещё базировалось на наработках, полученных в эпоху соревнований на голых кулаках. Именно поэтому рекомендации Демпси более чем ценны.

Итак, Джек Демпси «Взрывные удары и агрессивная защита» «Линия силы».
Ударная поверхность кулака.

Чтобы удар получился по-настоящему сильным, он должен наноситься вдоль «линии силы». Эта линия идёт от плеча прямо по руке, через кисть и заканчивается на костяшке вашего мизинца. Можете проверить сами – упритесь кулаком в стену на уровне подбородка и попытайтесь жёстко и надёжно опереться на свой кулак. Вывод однозначен: естественным, и наиболее надёжным окончанием вашей руки, создающим идеальную и жёсткую ударную конструкцию без перекосов и неестественных перегибов в суставах — является костяшка вашего мизинца. Соответственно, наибольшей силы и жёсткости удара мы добьёмся, ударив именно ею. Для сравнения – обопритесь на 2 других костяшки – указательного и среднего пальца. Обратите внимание на неестественный перекрут кисти. Такое положение бьющей руки нынче стало очень популярным, и очень зря, поскольку создаёт прямую угрозу перелома и вывиха запястья.
К сожалению, ладонная кость за мизинцем – одновременно и самая слабая из всех 5 костей. Ее очень легко сломать. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь целить костяшкой мизинца! Если удар придется только в неё – вы рискуете получить тяжелый перелом кистевых костей. Проблема решается так: ВМЕСТО КОСТЯШКИ МИЗИНЦА – ЦЕЛЬТЕСЬ КОСТЯШКОЙ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА. Посмотрите на положение костяшек кулака: костяшки среднего пальца, безымянного и мизинца расположены практически на одной прямой. Это и есть идеальная ударная поверхность вашего кулака. Если вы будете целить костяшкой безымянного пальца – то почти всегда будете попадать 3-мя костяшками сразу, распределяя между ними ударный импульс и таким образом страхуя ударную поверхность кулака от повреждений. К тому же, ударный импульс будет проходить очень близко от идеальной «линии силы».
Все остальные варианты опасны!

Средний палец
Костяшка среднего пальца – самая крепкая – но и больше других выпирает наружу. Если вы попытаетесь целить именно ею – то именно ею одной и попадёте. Это источник большинства кистевых травм. Кость среднего пальца довольно крепка, но не настолько чтобы в одиночку выдержать всю силу удара «с вложением». Тем более, когда рука ничем не защищена.
- Указательный палец
Костяшка указательного пальца крепка – и иногда она будет попадать в цель вместе с остальными тремя. Попадёт – ну и ладно. Но целенаправленно бить ею – большая ошибка, так как смещение ударной точки от «линии силы» обуславливает неестественное положение запястья и чревато переломом.
- Большой палец
Избегайте любых ударов, в которых в качестве ударной поверхности будет задействован большой палец. Он не только расположен дальше всех от «линии силы» (а значит, просто не в состоянии нанести сильный удар), но и легко ломается и выбивается из сустава.
ВЫВОД: ВСЕГДА ЦЕЛЬТЕ КОСТЯШКОЙ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА. Природа позаботится об остальном – форма кулака не даст 2-м другим костяшкам остаться в стороне от удара. Это не только усилит удар (т.к. рядом проходит «линия силы»), но и существенно обезопасит кулак – ударных котяшек сразу 3, к тому же костяшка среднего пальца – самая крепкая на руке.
Со временем вы поймёте, что эти принципы в равной мере относятся как к прямым ударам – так и к хукам, и к апперкотам. При правильной постановке ударов — ударная поверхность руки остается прежней.
Подведем итоги. Мощь удара зависит от «вложения массы» и того, наносится ли удар вдоль «линии силы». Удары, наносимые по этой линии, поражают цель 3-мя костяшками: среднего, безымянного пальцев и мизинца. Для того чтобы равномерно распределить между ними ударный импульс и избежать травм кисти – необходимо метить в цель костяшкой безымянного пальца. Любые удары, которые приходят к цели не этой ударной поверхностью (в частности, свинги) – неправильные по своей сути. Они отклоняются от линии силы, лишены ударной мощи и могут легко травмировать бьющего.

Если вы не можете шагнуть в противника – бейте его прямыми с разворотом плеч, но если есть возможность хоть немного шагнуть вперед – бейте по принципу «падающего удара».
Постановка техники прямых ударов на «падающем шаге»
Встаньте в левостороннюю стойку. Немного согните колени, перенесите основной вес тела на переднюю левую ногу, так чтобы плюсна правой стопы легко касалась пола. А теперь БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ сделайте длинный быстрый шаг левой ногой в направлении цели. Подчёркиваю – БЕЗ дополнительных движений! Вам обязательно захочется немного сместиться назад – не делайте этого. Суть заключается в том, что вы резко подгибаете левую подгруженную ногу и позволяете телу УПАСТЬ ВПЕРЕД с длинным шагом. Все движение — быстрое, конвульсивное и со стороны выглядит крайне неуклюжим. Но именно этот неуклюжий скачок – основа нокаутирующего прямого удара. Это база для постановки тяжелейшего прямого удара с вложением всей массы тела.
Собственно, когда мы ходим – каждый наш шаг включает в себя небольшое «падение». Человеческий шаг вообще представляет собою череду подъёмов и падений. В «падающем шаге» стадия падения доведена до максимума, оно усилено по двум причинам: 1. перед шагом почти весь вес находится на передней ноге 2. шаг настолько длинный, что даёт гравитации возможность придать телу непривычный момент «свободного падения». Именно по этой причине в конце движения ваша левая нога тяжело «впечатывается» в пол. На закате своей карьеры Джо Ганс редко промахивался своим длинным прямым левым ударом – но когда он всё-таки промахивался, приземление его левой ноги было слышно за пол-квартала.
Несмотря на то что в начале шага ваш вес был загружен в основном на левую ногу – вы не упали на пол. Почему? Потому что после отрыва левой ноги от пола мыс правой ноги инстинктивно толкнул вас скачком вперёд, пытаясь сохранить равновесие заваливающегося вперёд тела. Левая нога выступила в роли спускового механизма для последующего толчка правой ногой.
Вновь повторяю – нет никакого предварительного движения перед «падающим шагом» – и особенно смещения назад, которое является естественной реакцией вашего тела! Смещение веса назад замедлит удар, подаст противнику сигнал о начале удара, и ослабит сам удар. В драке не бывает места для роскоши, коей являются лишние движения. На поражение цели может представиться один-единственный удобный момент. Поэтому никакой подготовки. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ ДЕТАЛЬ – ДАННЫЙ УДАР БЬЁТСЯ КУЛАКОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
Скручивание кулака и его поворот ладонью вниз применяется в очень популярных ныне «полу-прямых ударах» – которые бьются за счет вращения плеч. Но на то они и полу-прямые. ЕСТЬ ТАКОЕ ПРАВИЛО: КАК ТОЛЬКО ВЫ НАЧИНАЕТЕ СТАВИТЬ КУЛАК ЛАДОНЬЮ КНИЗУ – ВЫ НАЧИНАЕТЕ ЗАКРУГЛЯТЬ СВОЙ УДАР, И ПРЯМАЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЕДВА ЗАМЕТНУЮ ПЕТЛЮ. Это природа, ее невозможно обмануть, она любит округлые движения, в них больше гармонии. Так устроено человеческое тело. Но «удар на падающем шаге» это ЧИСТЫЙ ПРЯМОЙ УДАР – для него никаких вращений не требуется. Они только смажут его и придадут ему ненужные закругления. Удар должен идти четко по прямой!
Обязательно научитесь делать этот удар на длинном шаге – потом вам будет безразлично, будет ли ваш шаг длиной пол-метра или несколько сантиметров, которые почти не видны со стороны.
После того, как вы научитесь делать «прямой в падении», сравните его с прямым, наносимым только за счет скручивания туловища – и вы сами увидите, что во втором варианте вам никогда не добиться такого проникающего эффекта и вложения, как при «падающем шаге». Дело в том, что в левосторонней стойке боец развернут к противнику левым плечом – что существенно сокращает крутящий момент, вкладываемый в удар левой. Вот и получается, что удар левой через вращение плеч тем сильнее – чем дальше отведено назад левое плечо в начале удара. Отведение же левого плеча назад – само по себе даёт сигнал опытному противнику о том, какой удар будет нанесён. Кроме того, это ослабляет Вашу защиту и создаёт угрозу получения встречного нокаутирующего удара.
Основы «вложения» массы тела в удар
Базой для нанесения сильного удара является приведение в движение веса вашего тела. Существует всего 4 способа вложения веса нашего тела в ударное движение: 1). падение вперед 2). поступательное движение скачком вперед 3). вращение плеч с подключением сильных мышц спины и переносом веса тела с одной ноги на другую 4). движение массы тела вверх – например, при нанесении апперкотов.
Каждый удар совмещает в себе по крайней мере 2 составляющих из 4-х перечисленных. Чем больше составляющих в ударе, тем он сильнее. Именно поэтому самым сильным ударом, который можно нанести левой рукой – является прямой удар, наносимый на «падающем шаге». Он совмещает одновременно 3 элемента — падение, поступательное движение тела и скручивание туловища. Сегодня этот удар почти полностью забыли и вычеркнули из боевого арсенала. А между тем, «падающий шаг» сам по себе гарантирует наличие жёсткого прямого удара, в который будет вложена большая часть вашей массы.
Существует целый ряд причин, из-за которых прямой на «падающем шаге» почти перестал применяться. Новомодные инструктора учат боксеров наносить удар исключительно на скручивании корпуса. Шаг вперёд с сильным вложением левой руки в удар почему-то считается опасным маневром – мол, противник может увернуться и нокаутировать встречным ударом. Ну а шлёпать джебами намного безопаснее.

А если подумать — в чем разница? По сути, каждый раз, когда вы вытягиваете левый кулак к цели, пытаясь достать до противника – вы подвергаете себя опасности получить встречный удар. Более того, боксёр, привыкший играть джебом – применяет его намного чаще, чем ударник, вкладывающий в переднюю руку нокаутирующую мощь. Оно и понятно — нокаутирующими ударами не размениваются понапрасну и не тыкают ими куда попало. Так не лучше ли бить передней рукой сильно, с целью послать противника в нокаут, а не просто шлёпнуть его по физиономии?
Мой совет таков: легкий джеб используйте исключительно в «двойке» — когда ваш левый кулак бьёт противника в верхнюю часть головы – задирая её и давая тем самым правому удару четко поразить вздёрнутый подбородок. Во всех остальных случаях — применяйте технику прямых ударов «в падении».
Важность постановки нокаутирующего удара левой рукой
Для уличного панчера огромное значение приобретает постановка нокаутирующего удара с ЛЕВОЙ руки. Почему мы стартуем с левой? Дело в том, что для «стандартного правши» левый кулак – намного важнее правого (левшу в расчёт не берем, там своя специфика). Поначалу такое утверждение может показаться странным, ведь мы пытаемся как можно быстрее поставить нокаутирующий удар и по логике надо начинать именно с «сильной» правой.
Объясню. В левосторонней стойке левая рука находится ближе к противнику. Соответственно она быстрее достигает цели и её труднее парировать, чем правую. Хорошо поставленный левый прямой или хук как минимум выведет вашего противника из равновесия и откроет его для добивающего удара правой. Бить левой не только легче, но и значительно безопаснее. Бьющая рука прикрывает подборок, с другой стороны его страхует правая рука. Удар левой – это одна из наименее уязвимых ударных позиций. Именно по этой причине с левой обычно начинают ударную серию. Стартовать с удара правой против опытного противника настолько опасно, что этот удар даже получил название «слови 3,14здюлину» (другой вариант перевода – «удар сосунка», досл. sucker punch). Впрочем, я ничуть не отрицаю возможности применения этого удара с убойным эффектом.
К сожалению, современный бокс почти утратил навыки нокаутирующего удара левой, повсеместно заменив его игровым джебом, который служит всего лишь подготовкой для нокаутирующего правого удара. При этом все почему-то забыли о том, что правильно поставленный удар передней рукой может успешно отправить противника в глубокий нокаут не хуже задней.
Драка и нокаутирующий удар
Драка имеет ряд существенных отличий от боя на ринге (выделено мной, А.Б.). Главное – очень высокий уровень травматизма. Всегда помните: чем дольше длится драка, тем больше у вас шансов стать калекой. Каждая новая минута уличного столкновения резко снижает ваши шансы выйти из него без серьёзных травм и увечий. Из этого следует сразу несколько важных выводов: драку необходимо заканчивать максимально быстро. Лучший способ прекратить драку – это нокаутировать противника. Поэтому в драке должны преобладать ТЯЖЕЛЫЕ НОКАУТИРУЮЩИЕ УДАРЫ. Место легких джебов и красивых маневров — на ринге. В драке важна не красота, а эффективность.
Правило размена на средней дистанции
При лобовом столкновении и обмене ударами на средней дистанции, чем «прямее» вы будете бить, тем у вас больше шансов оказаться «внутри» атаки вашего противника.
Общее правило размена заключается в том, что тот из противников кто доминирует на «центральной прямой» – имеет значительно более высокий процент попаданий в цель.
Противник, «вытесненный» с центральной прямой, вынужден бить удары по круговым траекториям с дополнительным замахом. Вытеснение противника с «центральной прямой» на средней дистанции приводит к тому, что ему остается работать преимущественно СВИНГАМИ (свинг – размашистый удар рукой по дуговой траектории наподобие палки, смотри далее по тексту – А.Б.) со всеми вытекающими последствиями. Круговые удары человека, вытесненного с «центральной прямой», часто запаздывают либо летят мимо, т.к. должны пройти большее расстояние по сравнению с траекторией прямого удара — которая одновременно является и кратчайшим расстоянием до цели. Если же свинги попадают, то они причиняют значительно меньший вред, чем встречные прямые по «центральной линии». Запомните: любой тип свинга, применяемый против грамотной работы прямыми – не имеет никаких шансов на успех.
Из этого выводится правило обоюдного размена на средней дистанции – стараться как можно меньше «закруглять свои удары», стремиться овладеть центральной прямой и оказаться «внутри» линии атаки, вытеснив атакующие конечности противника на периферию.
О свингах
Свинг – один из самых малоэффективных ударов и более опасен для самого бьющего, чем для того, в кого он нацелен (в самом ударе нет силы и вложения тела, существует высокая вероятность повреждения бьющей конечности, удар бьется размашисто и долго, хорошо читается, от него намного легче уйти и защититься чем от прямого).
Не путайте свинг с хуком! Хук — это короткий боковой удар с вложением корпуса, оружие чисто ближнего боя. Зависимость такова: чем больше дистанция – тем больше «хук» теряет в эффективности и в конце превращается в «свинг». К слову – размашистый «апперкот» на дальней и средней дистанции – это никакой не апперкот (ибо истинный апперкот, как и хук, является оружием ближнего боя), а тот же свинг, но который открывает бьющего ещё больше. Парадокс заключается в том, что именно «свинг» является наиболее естественным ударным движением среднестатистического человека. Реальное место этого удара – на помойке. Откажитесь от него и никогда о нём не вспоминайте – конечно, если вы не хотите чтобы вам вышибли мозги.



  • Разделы сайта