Как понять лошадиный язык? Лошадиный язык Титулы, награды и премии

Конспект занятия по развитию речи
«Муса Джалиль - друг детей»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к татарским писателям и поэтам. Создать праздничное настроение.
  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта М. Джалиля.
  3. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на русском и татарском языке.

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок» Гайнутдинова Амира из 2 мл. группы №2

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы») на татарском языке Миндияров Риназ из 2 мл. гр №2

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной») в исполнении Данила из 2 мл. гр. №3.

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник») Ильвина Ахметшина из ср. гр. №2

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая») Имамеева Аделина, ст. гр №3

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

В исполнении Сальмановой Азалии из ст. гр. №2 стихотворение «Коз житте»

Карташкова Екатерина из ср. гр. №1 прочтет стихотворение «Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

Ганиева Камилла из подготовительной гр. №2 расскажет стихотворение «Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс» рассказывает Ахметзянов Реналь из старш. гр. №2

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

Леонтьева Лера из подг. гр. №1 выступит со стихотворением «Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

Ганиева Карина расскажет отрывок из знаменитого стихотворения «Кызыл ромашка» («Красная ромашка») .

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас Нуруллин Айнур расскажет нам стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр») .

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941) .

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

Книги о нём:

  • Мустафин Р. А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М. : Советский писатель, 1976.
  • Корольков Ю. Через сорок смертей. - М. : Молодая Гвардия, 1960.

Биргит Штуц - золотой сертифицированный тренер по системе Криса Ирвина. Большая часть ее работы проводится на собственном ранчо, где Биргит занимается обучением верховой езде, дает уроки и мастер-классы по работе с лошадьми, организует конные лагеря для детей и взрослых, а также проводит стажировки для студентов. Цель ее работы - улучшить взаимопонимание между хозяевами и их питомцами не только через обучение навыкам верховой езды, но и через понимание психологии лошади и языка ее жестов.

Лошади - животные социальные. Будучи в табуне, они постоянно взаимодействуют с другими через невербальную систему коммуникаций, состоящую из звуков, жестов, телодвижений и запахов. Естественно, они не используют слов. Да и вообще большого количества звуков они не используют. Но если понаблюдать за тем, как лошади взаимодействуют друг с другом и с людьми, то можно заметить, что язык жестов и телодвижений - их основной способ общения.

Начиная обучение новой лошади (одной ли из моих, или переданной мне для тренировки), я отпускаю ее на волю в «бочке». Наблюдение за свободной от уздечки и любых веревок лошадью позволяет мне понять ее характер. Спокойная ли это лошадь, энергичная ли или что-то среднее? Дружелюбно ли она относится к людям? Относится ли к человеку с уважением? Или она боится людей, или ведет себя грубо и нагло? Различные характеры требуют разного подхода. Вы можете подумать, что умение понимать конский язык нужно только тем, кто их тренирует - и, коль скоро вы сами не беретесь за эти задачи, то и тратить время на изучение этого «языка» не стоит. Но каждый раз, когда вы оказываетесь рядом с лошадью (своей ли собственной, чужой ли) - вы ее учите чему-то (хорошему или же плохому). Понимание того, что лошадь хочет сказать, способно намного улучшить качество ваших взаимоотношений.

Самый очевидный сигнал - это лошадиная стать. Легко отличить высоко задранную голову возбужденной лошади от средней посадки или опущенной головы лошади спокойной. После этого я начинаю «чтение» с хвоста, перехожу к крупу, животу, плечам и завершаю шеей и головой.

Хвост лошади может передавать шесть разных настроений. Спокойная и расслабленная лошадь может слегка помахивать хвостом. Если лошадь активно размахивает хвостом - она раздражена. Если она сильно крутит и вертит хвостом - это признак враждебности. Хвост, отставленный или поднятый вверх означает, что лошадь возбуждена и чувствует себя хорошо («Давай поиграем!») - это можно часто увидеть у жизнерадостных по характеру лошадей. Испытывая страх, лошадь (как и многие другие животные) прячет хвост между ног.

После этого смотрим на круп и задние ноги. Выдвинуты ли они в мою сторону вызывающе или вежливо отставлены? Выгнут ли живот ко мне, а ребра жмутся в мою сторону, или же средняя часть лошади учтиво отодвинута? Демонстрирует ли лошадь наглость, напирая плечом на мое личное пространство?

Большинство людей полагает, что голова лошади наиболее выразительна. Если вы хотите понять, что на уме у вашей лошади, то посмотрите внимательно на положение головы и движения, которые лошадь ею совершает.

Если она задирает нос - она не признает мое право руководить ею. Враждебность проявляется в мотании головой из стороны в сторону. Если лошадь трясет шеей из стороны в сторону - это хороший знак, она разминает затекшую шею. Зеванием лошадь избавляется от излишнего напряжения (и это тоже хорошо). Так же лошадь может кланяться, однако есть несколько различных типов поклонов, и не все из них являются проявлением доверия и уважения. Если лошадь склонила голову, но немедленно же ее задирает высоко, то повиновение основано на страхе. Если она склонила голову низко и не поднимает ее, облизывая губы, моргая и шевеля ушами, или поднимает после поклона на средний уровень - она подчиняется из уважения и доверяет вам. Но если она наклоняет голову и не поднимает, а рот при этом плотно сжат, глаза широко раскрыты, уши напряжены - она угрюма и обижена (возможно, слишко сильно была заезжена).

Уши могут многое рассказать о настроении лошади. Ушами лошади управляют 16 мышц, поэтому они могут двигаться во всевозможных направлениях независимо друг от друга. У лошадей прекрасный слух, и уши обычно направлены туда, куда направлено внимание лошади. Уши, стоящие торчком и развернутые вперед («навострив уши») говорят о любопытстве и внимании к происходящему. Если уши двигаются вперед-назад, то это часто значит, что лошадь чувствует неуверенность. Обвисшие уши - признак сонливости или нездоровья. Если лошадь сильно прижимает уши к голове (направляя назад), это говорит о страхе или гневе (это связанные эмоции). Если вы работаете с малознакомой лошадью, а она таким образом прижимает уши - будьте осторожны, лошадь может быть рассержена или испугана чем-то и может лягнуть или укусить. Прижатые назад уши так же могут быть признаком того, что другая лошадь подошла слишком близко и это вызывало недовольство.

Если лошадь убирает уши назад (кончиками ушей к наезднику) - это признак сопротивления. Во время езды причины могут быть разные: возможно, ее заставляют делать что-то сложное или то, что ей не нравится; возможно, лошадь чувствует неудобство из-за неподходящего седла, уздечки, железа во рту, жестких рук наездника. Может быть и такое, что у лошади болит спина или зубы. Если уши просто развернуты назад, но не прижаты и не опущены, то это говорит о том, что лошадь старается и ее внимание сосредоточено на всаднике.

Мимика лошади более сложна для человеческого понимания. Плотно сжатый рот говорит о страхе или тревоге. Если лошадь делает ртом жевательные движения и облизывает губы - она просто о чем-то думает и чувствует себя спокойно.

Сморщенный нос выдает раздражение и недовольство. Если лошадь собирается укусить - она открывает рот и обычно оскаливает зубы. У жеребят похожее означает, напротив, готовность подчиниться. Вытянутый нос с чуть приоткрытым ртом показывает желание холить другую лошадь, вы могли заметить это выражение в то время, когда сами ее чистите. Стоит найти зудящее место, как нос вытянется вместе с шеей, а нижняя губа будет подобрана.

То, что я здесь перечислила - это только небольшая часть «лошадиного языка». Наблюдение за тем, как лошади общаются между собой, чтение соответсвующей литературы и просмотр обучающих видео может открыть вам многое об их естественных способах коммуникации. Понимание того, что лошадь пытается донести до нас, и адекватная реакция на это не только подарят вашему общению новую глубину, но и сделают его более безопасным.

Я буду говорить о сообщениях, под-сообщениях, и вариациях. Эти термины, конечно, немного туманные и неясные. Это потому, что общение животных само по себе очень нечеткое и неопределенное, так как интерпретация любого сообщения — дело личное. Сообщение мы определяем как намерение, угрозу или вопрос, выражение чувства или утверждение, сделанное лошадью. Под-сообщение – это ответ на сообщение, или же развитие сообщения. Термин «вариация» — это сокращение саморазъясняющей фразы «вариация – это отклонение от наиболее общего способа передачи сообщения или под-сообщения». Некоторые сообщения могут быть выражены несколькими различными способами, звуками, жестами или их комбинациями. Наблюдая за тремя сотнями лошадей, мы заметили тридцать различных способов сказать «привет», и около тридцати вариаций фразы «где мой завтрак?».
В нашем словаре жестов и звуков мы указали не всё, так как в рамках этой книги сократили список до наиболее общих способов выразить каждую фразу. Фразы, которые мы использовали для выражения любого из сообщений – просто такие получились, без всяких задних мыслей, хотя мы, конечно, старались теми словами и фразами, что мы использовали, передать ощущение от сообщения. В словаре вы увидите, что некоторые похожие сообщения описываются двумя или тремя различными фразами, но вы также увидите, что контекст сообщений разный, и поэтому сами сообщения тоже отличаются. Это в первую очередь относится к сообщениям, которые являются в основном под-сообщениями, так как они являются развитием оригинального сообщения; но так как случается, что они используются и сами по себе, мы внесли их в список сообщений. Каждый, кому интерестен язык лошадей, в любом случае составит свой собственный словарь, и, конечно, использует другие слова для описания каждого сообщения – возможно, решит обойтись без различия, которое мы сделали между сообщениями и под-сообщениями, или добавит некоторые императивы или вариации в качестве отдельных сообщений. Так как каждая лошадь делает звуковые и визуальные сообщения по-своему, каждый из словарей будет иметь отличающуюся раскладку. Но в качестве руководства для тех, кто желает понять свою лошадь, я привожу здесь свой собственный словарь в сильно сокращенной форме. Я сделал алфавитный список фраз, указал количество под-сообщений, связанных с каждой фразой, и ссылку на номер в полном переводе, приведенном ниже. Так что, если вы хотите знать, как лошадь выражает идею «Я тебя люблю» и два ее под-сообщения, ищите номер 16 после таблицы.

Фраза Количество под-сообщений Номер сообщения
Больно! 1 14
Буду козлить! 44
Вот ты где… 10
Где ты? 8
Где, блин, мой завтрак?! 6 35
Давай пойдем быстрее! 1 40
Дорогу! 1 34
Здесь есть кто-нибудь? 7
Здесь примерные девочки 5 22
Иди и возьми! 20
Иди и пей 1 24
Иди сюда 1 5
Иди сюда и дерись 4 18
Классно! 15
Мамочка тебя любит! 1 23
Мне это нравится 39
На свободе хорошо! 47
Наверно, придётся… 43
Не волнуйся 32
Не надо этого делать 2 13
Не покидай меня 38
Не уходи 2 6
Ну давай же 37
Ну давай! 3 11
О, Боже мой! 31
Помогите! 30
Почеши здесь 46
Прекрати это делать 2 25
Привет 1
Смотри! 4 4
Со мной ты будешь в безопасности 2 21
Ты кто? 2 2
Убираемся отсюда к черту! 29
Уходи 2 12
Что это? 2 3
Щекотно 45
Я – босс 1 33
Я боюсь 28
Я всего лишь малыш 27
Я голодна 3 36
Я здесь 9
Я король! 19
Я не могу 1 42
Я тебя люблю 2 16
Я тебя ненавижу 2 17
Я устала 1 41
Я хочу пить 26

1. Привет (добро пожаловать).

Используется как обобщение всех приглашающих и приветственных звуков, используемых лошадьми, из которых самый распространенный – приветственное «гугуканье» /whicker/. Громкость сообщения и энергичность движений выражают степень императива. Контекст, а также положение головы и хвоста, передают назначение приглашения.

2. Ты кто?

Используется двумя незнакомыми лошадьми при встрече. Это продолжение фразы «Привет», и выражается обнюхиванием или, чаще, дышанием друг на друга. Отношение лошадей друг к другу выражается резкостью или мягкостью дыхания, и положением головы и хвоста. За этой процедурой следуют под-сообщения: (а) «Я друг» – выражается продолжением мягкого обнюхивания и других дружественных движений, или (б) «Убирайся к черту» – укус или щипок со стороны одной из лошадей, топанье по земле передней ногой, угроза удара, или визг.

3. Что это?

Используется по отношению к находящемуся рядом объекту, обычно выражается обнюхиванием объекта; хотя лошадь может и постучать по нему передним копытом. За этой позой следуют два под-сообщения: (а) «Всё в порядке» – лошадь подходит, исследует незнакомый объект, а затем игнорирует его, и (б) «Это опасно» – отходит, шарахается от объекта, или же атакует.

4. Смотри!

Используется, чтобы обратить внимание на объект, и обозначается поднятием головы и хвоста, и фырканьем или ржанием для привлечения внимания других лошадей. Аналогично, под-сообщения: (а) «Что это» – лошадь высоко поднимает голову, настораживает уши и смотрит на незнакомый объект. Вторичная реакция на «Что это» – не звуковая. Реакцией будет или «Всё в порядке» или «Это опасно». Другим под-сообщением является (б) «Давайте туда пойдем» – лошадь смотрит в том направлении, куда она хочет идти, и перемещается туда же. Вторая лошадь, которая отвечает на «Что это», посмотрит на объект, и если она его узнает, то ответит или (в) «Не стоит беспокойства», или (г) «Осторожно» – храпением или предостерегающим ржанием.

5. Иди сюда.

Начинается как приветственное гугуканье, с повышением императива, который также может выражаться мотанием головы вперед-назад, если нет ответной реакции. Это сообщение может смениться на «Если ты не придешь, я из твоих кишок подтяжки сделаю», что подчеркивается угрожающим движением и приводит к ответу «Да ладно, я уже иду», который обычно говорится тихим гугуканьем.

6. Не уходи…

Это гугуканье или тихое ржание /whinney/, чтобы позвать компаньона обратно, и иногда варьируется от гугукания до громкого ржания /neigh/ «Ты где?». За ним часто следуют (a) «А ты куда?», или (б) «Подожди меня».

7. Здесь есть кто-нибудь?

Громкое ржание, повторяющееся несколько раз. Делается с вопросительной интонацией, поднятыми головой и хвостом. Если получен ответ – тоже громким ржанием, означающим «Я здесь» – первая лошадь затем говорит:

8. Ты где?

«Ты где» также может быть под-сообщением сообщения «Здесь есть кто-нибудь?», если используется кобылой, разыскивающей своего жеребенка, или лошадью, ищущей друзей. «Ты где» – чаще тихое ржание, чем громкое.

9. Я здесь!

Это громкое ржание, используемое для ответа на «Здесь есть кто-нибудь?». Это повторяется до тех пор, пока лошади не увидят друг друга. Опять же, это сообщение может быть использовано как под-сообщение в описанной в (7) и (8) последовательности.

10. Вот ты где…

Используется на расстоянии в ответ на «Ты где». Обычно это тихое ржание, пока лошади движутся друг к другу, и сменяется приветственным гугуканьем, когда они встречаются.

11. Ну давай!

Используется, когда две лошади пасутся вместе или отдыхают, и одна из них хочет куда-нибудь перейти или поиграть. Она выражает это подталкиванием своего компаньона или пританцовыванием вокруг и пощипыванием его. Она может издать гугуканье или просто уйти, надеясь, что компаньон последует за ней. На это она может получить ответы: (а) «Так и быть» – выражающийся ленивым поведением компаньона, (б) «Ага, давай!» – восторженный ответ, или (в) «Да ну тебя нафиг!» – выражающийся просто негативным ответом или даже угрозами или укусами.

12. Уходи!

Это оборонительный жест и нужен только для защиты. Это может быть умеренная угроза, обычно зубы или задние ноги, возможно только одна задняя нога. Если он игнорируется, предупреждение превращается в «Убирайся, или я тебя побью!». Это четкое и враждебное движение, быстро превращающееся в «Ты этого хотел?» – попытку укусить или ударить противника.

13. Не надо этого делать.

Это реакция на действие другой лошади или человека. Варьируется от дергания кожей до ударов передней ногой, отбивания или укусов. Ответом может быть (а) «Извини» – поспешное бегство с видом оскорбленной невинности, или (б) «А вот хочу, и буду!» – усиление раздражающего действия.

14. Больно!

Показывается вздрагиванием или дерганием кожей и шараханьем от агрессора. Имеет под-сообщение (а) «Нога болит», показывается подниманием ноги и хроманием. Вариации включают «Спина болит», «Шея болит», «Голова болит», или что-нибудь еще, но мы посчитали это всё одним под-сообщением.

15. Классно!

Это ответ на любое действие, приятное для лошади. Упоминается в трех под-сообщениях, но используется и как сообщение само по себе, как просьба продолжать. Выражается увеличением давления на партнера и используется, когда две лошади в тесном контакте, иногда сопровождается довольным хрюканием или шумным выдохом.

16. Я тебя люблю.

Мы используем эту фразу для выражения теплых чувств, отличных от материнских или сексуальных. Существует более тридцати способов выражения, наиболее общие – нежно выдохнуть через ноздри или потереться носом и головой. На это следуют ответы (а) «Я тоже тебя люблю» или (б) «Уходи!»

17. Я тебя ненавижу.

Жести и звуки, используемые в этом случае, отличаются от «Уходи», они более агрессивной природы, чем защитной. Используются передние ноги и зубы, что является ясным признаком антипатии между двумя лошадьми. Если получен ответ «Я тоже тебя ненавижу», за этим следует драка. Кроме того, ответ может быть «Извини», как и в сообщении 13: те же извинительные жесты, но к ним добавляются защитные действия, такие как разворот задом к агрессору или отбивание в его сторону.

18. Иди сюда и дерись.

Это ответ на вызов жеребца, пронзительное ржание или, возможно, крик ярости. За этим следует (а) «Я сотру тебя в порошок», которое является частью подготовительных маневров и угроз, и устанавливает психологическое преимущество перед битвой. После драки проигравший скажет (б) «Извини, я ухожу». Он показывает это бегством с опущенным хвостом, а триумфирующий победитель угрожает (в) «Если ты вернешься, я тебя убью». Затем жеребец идет к своим кобылам и говорит (г) «Видали, девчонки, как я его прибил?!» Он выражает это фырканьем и приплясыванием вокруг кобыл, он также может увести их в безопасное место. Такое приплясывание, как знак полного триумфа, может быть также использовано кобылой или мерином, оказавшимися сильнее другой лошади или человека.

19. Я король.

Это оповещающий сигнал жеребца, является или вызовом, или же обращением к группе кобыл. Сигнал повторится еще раз, когда он направится к кобылам.

20. Иди и возьми!

Это ржание кобылы в охоте в ответ на сигнал жеребца, используется, когда она покидает группу для встречи с жеребцом.

21. Со мной ты будешь в безопасности.

Это первая фраза любовной игры жеребца, говорится выдыханием через ноздри. Пока он не получил четкого «Нет» от кобылы, он будет продолжать это до тех пор, пока не услышит «девчоночье хихиканье», тогда он говорит (а) «Ты мне нравишься». Это делается щекотанием шеи кобылы и ее боков губами, и затем, в более настойчивой манере, он скажет (б) «Давай займемься любовью», пощипывая ее зубами. Потом он переходит к (в) «Ну давай же», – хватая зубами за шею, и пытаясь забраться на кобылу, или фактически забираясь на нее. Следующее под-сообщение будет (г) «Это было здорово». После того, как он обслужит кобылу, он опускается и выгибает шею, обнюхивает кобылу, фыркает, или другими способами проявляет свои чувства.

22. (Убирайся), здесь примерные девочки.

Это может выражаться очень агрессивными действиями, направленными несомненно в сторону жеребца. Инициативу берет на себя самая сильная кобыла, защищая добродетели остальных кобыл табуна от, чаще всего молодого, жеребца. Однако этот ответ может затем смениться на «девчоночье хихиканье», в ответ на фразу жеребца «Со мной ты будешь в безопасности». Это визг, издаваемый кобылой, она также может махнуть своей задней ногой, как бы говоря «Чего же ты ждешь?». Обычно это фраза очень «разгоряченной» кобылы, которая мочится, затем стоит с расставленными задними ногами и поднятым хвостом; она может открывать и закрывать вульву, или стоять со слегка приоткрытой вульвой. Но кобылы также непредсказуемы, как и женщины, в их реакции на мужчин, и в любовной игре кобыла может очень быстро перейти от «Уходи, я хорошая девочка» до «Иди сюда и возьми меня, чего ты ждешь?». Это полностью зависит от кобылы. Она может использовать все три сообщения как отдельные, или начать с «Уходи» и использовать остальные два как под-сообщения. Когда занятия любовью окончены, она может сказать (в) «Это был тяжелый труд». Она говорит это похрюкивая, сопя, обнюхивая и тщательно отфыркиваясь. Она может сказать (г) «И что – вот это всё?», просто встряхнувшись и уйдя пастись, или (д) «Это было здорово, давай еще раз?». В этом случае она будет гугукать и пытаться начать новую любовную игру.
Эти события, при удаче, после одиннадцати месяцев приводят к рождению жеребенка, следующей весной, и тогда станет нужна следующая группа сообщений, используемая заботящейся о жеребенке кобылой. Первое из них это:

23. Мамочка тебя любит!

Кобыла выражает это обнюхиванием жеребенка и нежным дыханием через ноздри. Если ее отпрыск напуган, она успокоит его и скажет (а) «Ты в полной безопасности». Это делается подталкиванием жеребенка к ее боку на противоположной стороне от опасности.

24. Иди и пей.

Она говорит это низким гугуканием или тихим ржанием, слегка отодвигая одну ногу в сторону, давая жеребенку доступ к вымени. Если она не желает кормить жеребенка, она скажет под-сообщение (а) «ничего там нету», оттталкивая его от себя бедром задней ноги, или коленом, или носом. Если жеребенок плохо себя ведет, она скажет:

25. Прекрати это делать.

Отличается от обычного «Не надо этого делать», используемого между двумя лошадьми, потому что «Не надо этого делать» говорится, когда две лошади находятся совсем рядом, и обычно жестами. Но кобыла может предупредить своего жеребенка на расстоянии, обычно резким ржанием, угрожая при этом движениями головы. Затем следует «Мама тебя предупреждала!», повышая тон голоса и увеличивая энергичность движений. Если жеребенок всё еще непослушен, она скажет «Напросился!» и накажет его, обычно укусом.
Жеребенок использует множество взрослых сообщений, но имеет и два собственных:

26. Я хочу пить.

Выражается обнюхиванием боков кобылы и попытками добраться до ее вымени.
Когда жеребенок напуган взрослой лошадью, он скажет:

27. Я всего лишь малыш.

Он показываает это, держа голову и шею прямо, иногда немного поднимая нос и делая ртом сосательные движения. Когда он так делает, другие лошади практически никогда его не обижают.

28. Я боюсь.

Это говорится всхрапыванием или ржанием. Если лошади находятся в огороженном месте, они жмутся друг к другу, ища спокойствия в группе.

29. Убираемся отсюда к черту!

Говорится фырканием или ржанием с высоко поднятыми головой и хвостом, с готовностью к бегству, и в свою очередь приводит к ответам «Да, смываемся!» или «Не о чем беспокоиться».

30. Помогите!

Это крик ужаса, и редко встречается. Я слышал его только однажды, но он очевиден.

31. О, Боже мой!

Это крик боли, и издается лишь лошадью, страдающей от невыносимой боли. Опять же, он безошибочно узнаваем.

32. Не волнуйся

Используется спокойной лошадью, для успокоения напуганной. Может выражаться гугуканьем, предложением своего тела как защиты, или просто успокаивающим телесным контактом.
Другая группа звуков связана с дисциплиной в табуне. В нем существует определенная социальная структура, убывающая от главной кобылы до самых последних годовичков. Меньшие жеребята обычно воспитываются их матерями. Даже у домашних лошадей эта табунная иерархия всё ещё наблюдается в группе. Главный член табуна имеет преимущество в еде, питье и перемещении, и может требовать своих прав угрозами:

33. Я босс.

Это говорится подчиненному в группе, обычно угрожая головой и зубами. Лошадь-босс также скажет «Назад!», махнув головой и угрожая любому подчиненному, который попытается обогнать ее. За этим следует или «Я тебя укушу», или «Я сотру тебя в порошок», затем босс прогоняет от себя подчиненного зубами или передними ногами. Если вторая лошадь социально равна первой, она ответит на утверждение «Я босс», сказав (а) «Нет, ты не босс!». Это выражается игнорированием угрозы, или же ответной угрозой. В других ситуациях используются похожие сообщения – например, «Назад!», «Сейчас ударю», «Я тебя укушу» могут быть использованы, когда главная лошадь ест, а к ней приближается подчиненная. В этом случае может быть показана угроза удара.

34. Дорогу!

Это говорится главной лошадью, идущей напролом сквозь табун, и разгоняющей своей головой всех направо и налево. С другой стороны используется под-сообщение «Извините» – подчиненной лошадью, пытающейся обогнать главную.
Следующий набор знаков и звуков выработан лошадьми в ходе их общения с человеком. Большая часть из них относится к кормлению. Первый, и возможно, самый старый из них, понять легко:

35. Где, блин, мой завтрак?!

Выражается множеством способов, от приветственного гугукания до ударов по кормушке. Каждый владелец знает, как его лошадь это говорит. Несколько под-сообщений, часто (а) «Я хочу воды» или (б) «Я хочу сена», которе может быть сказано перемещением в сторону кормушки с раздраженным видом. Когда лошадь накормлена, (в) она скажет «Спасибо», обычно приветственным гугуканием, или скажет «Я тебя люблю», показывая свое расположение. Конечно, она покажет, нравится ли ей еда, сказав (г) «Это здорово», жадно поедая пищу, при этом кусочки даже выпадают из рта; или, если вы угощаете ее лакомством, она скажет (д) «Дай мне еще немного», гугукая, обнюхивая ваши карманы, и толкая вас, чтобы напомнить, что она всё еще здесь. Если же ей не нравится то, что вы даёте, она скажет (е) «Отвратительно», выплевывая пищу, морща губы и корча рожи.
В то время как «Где, блин, мой завтрак?» используется лошадьми, привыкшими к регулярному кормлению – лошадь, которую никогда так не кормили, скажет:

36. Я голодна, или «Я хочу пить».

Это выражается ржанием при виде вас, и тем, что она принимает голодный и несчастный вид. Под-сообщение (а) «Я мокрая» очень похоже и выражается стоянием под дождем с опущенной головой и очень несчастным видом. Если лошади приходится выходить под дождь, она скажет (б) «Это ужасно», отворачивая оттуда голову, и идя с неохотой и отвращением. Она также может сказать (г) «Я замерзла», дрожа и, опять же, имея несчастный вид.
Когда вы верхом на лошади, есть постоянный контакт и взаимодействие сообщений. Мы пропустим сообщения, которыми человек выражает свои желания, так как это дело вкуса и тренировки; и мы уже обсуждали множество знаков со стороны лошади, так как они используются и между лошадьми; но они также используются и для общения с человеком. Первый знак, характерный для езды, это:

37. Ну давай же

Выражается ржанием и легким приплясыванием, чтобы показать свое удовольствие и желание двигаться.
Остающийся на месте компаньон будет кричать:

38. Не покидай меня

Говорится ржанием, и лошадь может попытаться разломать дверь денника в своем желании быть вместе со своим компаньоном.
Когда вы начнете поездку, ваша лошадь может сказать:

39. Мне это нравится

Приплясывая или двигаясь с поднятыми головой и хвостом и всем своим видом выражая удовольствие. Если ей особенно хорошо, она покажет свою “joie de vivre» (радость бытия) вполне определенным способом – «Как мне хорошо!» — подпрыгивая, повизгивая, и «подыгрывая».

40. Давай пойдем быстрее!

Говорится приплясыванием, упором в трензель, показывая сильное желание двигаться быстрее. Под-сообщения – это (а) «Да, давай!» — полный энтузиазма ответ на просьбу или приказ о чем-то. После работы лошадь может быть уставшей и так же безошибочно сообщит:

41. Я устала!

Лошадь сообщит это своим поведением. Под-сообщение это (а) «только не опять это…» – отказ повторить действие. Конечно, не все лошади старательны и послушны, иногда они могут отказаться делать то, что от них требуют, и сказать:

42. Я не могу

Отказываясь что-либо делать. Под-сообщение (а) «Я не буду» отличается от «Я не могу» только тем, что в этом случае вы точно знаете, что лошадь может это сделать. Так что, если вы ее заставите, она может сдаться, сказав:

43. Наверное, придется

И будет показывать свое нежелание почти так же, как Шекспир написал о школьнике: “неохотно ползет в школу, как змея”. Но перед тем, как сдаться, она может пригрозить:

44. Буду козлить!

Расставляет уши в стороны, выгибает шею и принимает позу для взбрыкивания. Похожие сообщения: «Буду свечить», выражается броском головы вверх и подниманием передней ноги от земли, или «Сейчас ударю», или «Сейчас понесу!»

45. Щекотно!

Говорит это дерганием кожей и, возможно, взмахом ногой, топанием копытом или визгом.

46. Почеши здесь

Показывает тем, что трется чешущимся местом. Если лошадь рядом с другой лошадью, она почешет ее зубами в том месте, где хочет, чтобы почесали ее.
И, наконец, последнее сообщение. Когда вы отпускаете лошадь на поле, она говорит:

47. На свободе хорошо!

И «радость бытия» — это то, что каждая лошадь выражает совершенно по-своему.

3 глава из книги Генри Блейка «Общение с лошадьми» (Henry Blake «Talking with horses»)

Фотография: Максим Мазин

Природой устроено так, что лошадь не умеет мурлыкать, вилять хвостом, чтобы выразить свои чувства и свое настроение. Однако, если часто общаться с лошадью, быть внимательным и чутким, можно научиться понимать лошадиный язык. Несмотря на то, что лошадь - большое животное, ее легко обидеть и напугать, поэтому в общении нужно быть очень осторожными и аккуратными. Перед тем, как приступать к верховой езде, следует изучить повадки лошадей , чтобы избежать неожиданностей.

Известно, что лошади во избежание конфликтов с другими существами, будь то человек или другое животное, опираются в основном на зрительное восприятие. Свое настроение и отношение они проявляют положением ушей, телодвижением, мимикой. Однако иногда лошадь просто совершает какие-то движения инстинктивно, ничего не желая сказать человеку. Так, например, прижимать уши лошадь может из-за того, что боится, с целью защитить нежный ушной хрящ, тревожно поднимает голову просто из попытки осмотреть пространство на наличие опасности.

Лошадь издает характерные звуковые сигналы, например, храпение или фырканье. Если лошадь фыркает (резко выдыхает воздух через нос), смотря на кого-то или что-то, значит она не уверена, что этому можно доверять, чувствует опасность. Если опасность миновала, то животное расслабляется. Храпение чем-то похоже на фырканье, только без вибрирующего звука. Так обычно лошади встречают друг друга, распознавая, друзья они или нет.

Так называемое "гугуканье", которое издается с помощью голосовых связок с закрытым ртом. Обычно это означает, что лошадь рада видеть Вас и таким образом приветствует. Кроме того, лошади-мамы часто используют гугуканье (более нежное) для того, чтобы подозвать жеребенка.

Еще одним звуком, который издает лошадь, является визг. Он может быть громким и коротким, а может быть достаточно продолжительным. Если человек принуждает животное к чему-то, грубо с ним обращается, лошадь начинает громко визжать, отступая. В любом случае - визг это ответная защитная реакция.

Кричат лошади обычно только, когда агрессивно настроены. От домашних лошадей услышать крик можно очень редко. Когда происходит стычка двух лошадей, они рычат и кричат друг на друга, при этом подключая укусы и лягание.

Условные знаки

Для того, чтобы как можно лучше понимать лошадей, Вы должны не только думать и действовать, как она, Вы должны на какое-то время "стать лошадью", попробовать посмотреть на мир глазами животного. Уши могут многое сказать о настроении лошади: если они находятся в положении между вертикальным и прижатым, значить животное полностью расслаблено и не тревожится, более того она слушает Вас. Если разговаривать с лошадью во время верховой езды, она будет держать уши наполовину развернутыми к Вам, то есть улавливать Ваши слова и интонацию. Прижатые уши - первый знак того, что лошадь злится.

Кожа лошади тоже умеет "разговаривать". В том случае, если Вы трогаете болезненный участок кожи, то лошадь подергивает им, вздрагивает, тем самым давая понять Вам, что ей неприятно. Мышцы также говорят о настрое лошади: из того, какая группа мышц напряжена, можно судить, какая часть тела будет реагировать следующей. Так, к примеру, напряженная спина говорит о том, что лошадь собирается взбрыкнуть.

Что касается лошадиного хвоста, то он, конечно, не совершает не такие выразительные движения, как хвост кошки или собаки, однако можно вполне научиться его "читать". Хвост для лошади - это очень полезный инструмент, который позволяет ей защищаться от назойливых кровососущих насекомых. В том случае, если лошадь чувствует дискомфорт, она машет хвостом не вправо-влево, а вверх-вниз - это своеобразный защитный и предупреждающий сигнал того, что лошадь может ударить задними ногами. Хвост, прижатый к телу, может являться признаком плохого самочувствия или страха.

Понять, в каком настроении находится лошадь, можно по губам: если у нее слегка отвисает нижняя губа, значит животное находится в очень расслабленном состоянии. Когда лошадь облизывает губы, но при этом Вы знаете, что пищу она не принимала, это явный признак послушания и готовности Вам подчиниться. Если же лошадь скалит зубы, то тут не нужно долго гадать - она раздражена и сердита. Шевеление верхней губой - сигнал того, что лошадь симпатизирует Вам, Вы ей нравитесь.

Ноги лошади тоже могут о многом рассказать. Например, если лошадь поднимает заднюю ногу, это знак того, что в любой момент Вы можете получить удар копытом, поэтому будьте осторожны.

Материал:

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

- Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

- Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

- Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

- Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

«Мои песни» .

Мирное, уютное житье.

Вечное призвание мое.

Не нарушу клятву я свою.

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1.

2.

3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер в старшей и подготовительной группе на тему:

« Знакомство с творчеством татарского писателя М. Джалиля»

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

«Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан « Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.




  • Разделы сайта