Как помочь подростку стать уверенным. Сценарий родительского собрания "Как помочь подростку приобрести уверенность в себе". Упражнение «Незаконченный рассказ»

Не обращать внимания ни на какие насмешки! Ведь поводов для них можно найти очень много – например, смешная фамилия, слишком маленький или, наоборот, слишком большой рост, особенности фигуры и комплекции, плохое зрение, необычное хобби и т.д. и т.п. Тут главное – не вступать в перепалку, как бы ни было обидно. Нужно научиться спокойно посмотреть в глаза обидчикам и равнодушно пожать плечами. Все! После двух-трех попыток у дразнящихся пропадет всякая охота продолжать – ведь они хотели вызвать негативные эмоции, насладиться унижением слабого. А раз цель , то нечего и стараться.

Не бояться выделяться чем-то на фоне сверстников. Необычная прическа, одежда позволят быть не таким, как все – главное, не перестараться! Нестандартное поведение вызывает сначала интерес, а затем и желание подражать. Давно замечено: если, например, какой-либо ученик в школе на перемене не принимает участия в общих играх, а отходит в сторону и начинает заниматься своим делом – рисовать, играть в игру и т.п. – то вскоре вокруг него соберется вест класс. Стоит попробовать!

Следить за собой! Безупречная внешность – залог хорошего отношения окружающих. А вот оттолкнуть людей может, например, неприятный запах изо рта, шмыгание носом, вид обгрызенных ногтей, аромат пота из подмышек и т.д. Все это нужно обязательно контролировать! Можно даже составить специальную памятку – что необходимо проверить в своем внешнем виде, и просматривать ее перед выходом из дома.

Держать голову высоко поднятой. Не сутулиться, гордо расправить плечи, приподнять подбородок – вот образ ! Следует научиться при разговоре смотреть прямо в глаза собеседнику. А обаятельная улыбка довершит «королевский» облик, обезоружит даже негативно настроенных оппонентов.

Самый сложный период в жизни подростков, по общему мнению, приходится на 13-14 лет. Именно в это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего апогея, причём окружение подростка оказывает на него очень сильное давление.

Очень часто подростки и особенно старшеклассники обращаются к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность.

Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек.

И это не случайно: подростковый возраст и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, на умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «я», к проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.

Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учёбе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учёбе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо врождённая сверхтревожность и застенчивость (высокий уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретённая внутренняя скованность в определённых жизненных ситуациях. Например, в семье, где один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны.

Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье; в восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе. По мере взросления «маменькин сыночек» имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определённая тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает её, одобряет её поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют её тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в своё время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в своём окружении. Неуверенные в себе, скованные и зажатые - это школьники, кого по тем или иным причинам «не переносила» их первая учительница и кто попал в позицию «отверженных» в классе.

Терпения и мудрости требует этот период от родителей. Иногда родителям кажется, что они были не такими, трудно вспомнить себя и свои переживания. Непросто бывает и принять изменения в собственном ребёнке, начать по-новому относиться к нему.

Подросток нуждается в поддержке и ободрении родителей. Просто форма выражения этой поддержки меняется. Хорошим вариантом может стать совместное времяпрепровождение, новые увлечения – вместе сходить в кино и обсудить потом фильм, внимательно прислушиваясь к мнению подростка, вместе учиться кататься на роликах, играть в боулинг или пойти в поход на байдарках. Это способствует укреплению и отношений, и авторитета взрослого. Большую помощь неуверенному в себе подростку могут оказать посещение тренингов уверенности, а также психологическая коррекция с опытным психологом. Сарказм и высмеивание происходящих перемен способны ухудшать отношения и отдалять родителей и подростков друг от друга. Если подросток требует больше прав – то должен понимать, что получает и больше обязанностей и ответственности.

Обработала: Инна Скубий, педагог-психолог.

» Подростковая неуверенность

© Валери Браун

Перед тем, как расправиться со своими комплексами, вы должны взглянуть им в лицо и, только определив то, что держит вас на месте, вы сможете сделать шаг вперед. Но будьте честными по отношению к себе. Помните: даже самые крепкие и волевые люди тоже иногда чувствуют себя неуверенно - и это вполне естественно!

Признаки неуверенности

Первый, и самый главный: вы и не пытаетесь добиваться того, чего хотите, - только потому, что боитесь попробовать.

А может быть, вы заранее убедили себя, что ничего и не выйдет? Вы боитесь потерпеть поражение? Боитесь, что над вами будут смеяться? Обижать?

Вот, к примеру, что было с Линдсви Браун. Она - одна из первых учениц в классе, но очень не любит, когда ее вызывают. «Даже если я знаю правильный ответ, я чувствую себя очень глупой, когда поднимаю руку», - говорит Линдсей. Она боится выказывать свою эрудицию: ей страшно показаться смешной.

А Чарлз Дэвис не стал поступать в колледж, который ему нравился, только потому, что сомневался в своих силах: «Туда берут только лучших из лучших».

Но когда Чарлз понял, что нерешительность мешает ему даже сделать попытку, он подал документы на следующий семестр. «По крайней мере, я попробовал,- говорит Чарлз.- И теперь родители могут гордиться мной». А Чарлз может гордиться собой!

Кладите карты на стол - и вы победите неуверенность.

Помните: неудачи бывали у всех. Но для того, чтобы попробовать, нужен характер! Так не лучше ли потерпеть неудачу, чем вообще ничего не делать? Чересчур осторожные люди теряют веру в себя - и все потому, что им не с чем себя поздравить.

Но если у вас что-то все же не получается, скажите себе: «На этот раз ничего не вышло, но я еще заставлю считаться со мной!»

Конформизм

Еще один верный признак того, что вас поразил вирус неуверенности,- поиски спасения в приспособленчестве. Вы стремитесь ничем не отличаться от других, потому что вам кажется, что другие уже разгадали шараду, пока вы все еще ищете к ней ключ. Доводы других кажутся вам более убедительными, чем ваши собственные. И, чтобы чувствовать себя увереннее, вы нуждаетесь в одобрении, не так ли?

«В прошлом году у наших девушек была мода на длинные и прямые волосы,- рассказывает 15-летняя Лори Леско из штата Массачусетс.- И вот каждое утро я пыталась выпрямлять свои кудри. Это чуть не свело меня с ума!»

В конце концов Лори оставила свои волосы в покое - и выяснилось, что короткие кудряшки идут ей больше всего.

«Знаете, моим подругам это очень понравилось! - улыбается Лори.- Представьте себе, одна из них даже сделала завивку, чтобы походить на меня!»

Отказавшись идти за модой, Лори одолела свою неуверенность и даже породила новую моду!

14-летний Дик Доннели из Техаса со вздохом признает, что неуверенность заставила его «потерять друга только из-за того, что он не был популярен в моей компании. Я боялся потерять собственную популярность, и мы перестали общаться».

Когда Дик понял, что потеря самоуважения и настоящего друга гораздо страшнее, дружба была восстановлена. Более того - ему даже удалось склонить к дружбе со своим другом всю компанию!

К несчастью, неуверенность может повлечь за собой куда более опасные симптомы такого приспособленчества, такие, как курение, употребление наркотиков и алкоголя,- «потому что это делают другие». Советник Подросткового реабилитационного центра Хэл Акерман говорит: «В основном сюда попадают из-за неуверенности. Свои реальные или воображаемые недостатки подростки компенсируют наркотиками и алкоголем».

Внимание: неуверенность в себе может повредить вашему здоровью!

Если вы «распускаете хвост»

Многие считают, что сами по себе они не представляют особого интереса. Поэтому они выдумывают или приукрашивают то, что на самом деле не так уж важно - например, свои знакомства или какие-то имеющиеся у них вещи.

Семнадцатилетней Джанет Рассел казалось, что друзей она сможет приобрести, только расхваливая плавательный бассейн, который построили ее родители во дворе их дома.

«Я хотела стать популярной за счет бассейна,- признается она.- ведь далеко не каждый имеет свой бассейн! И я знала, что кто-нибудь обязательно захочет прийти ко мне поплавать».

Но Джанет было совсем не весело, когда люди, которых она едва знала, приходили к ней только для того, чтобы поплескаться. А в зимние месяцы ее так называемая «популярность» вообще пошла на убыль.

Сегодня Джанет предпочитает плавать с несколькими настоящими друзьями, а не с пятью десятками фальшивых. И чувствует себя куда лучше - «Потому что они любят меня, а не мой бассейн».

А разве не встречались вам ребята и девушки, которые отчаянно врут по поводу своих мифических поклонников - знаменитых актрис или футболистов? «Мы провели потрясающий вечер в том баре на углу, а потом...»- далее следует многозначительное молчание. Будьте милосердны к таким людям - не требуйте доказательств этих роскошных романов, потому что их попросту нет. Таким образом эти люди пытаются произвести хорошее впечатление на окружающих, «преподнести» себя - потому что боятся, что иного способа заставить уважать себя у них нет. И часто они сами мучаются от этой лжи - и теряют самоуважение. Если же вы сами грешите подобными россказнями, то запомните: потеря самоуважения куда трагичнее, чем боязнь не заслужить уважение окружающих.

Ты - это Ты!

Хотели бы вы выглядеть, одеваться, шутить, вести себя, иметь то же, да просто быть КАК КТО-ТО ЕЩЕ? Вот еще один признак неуверенности: когда человек без конца стремится сравнивать себя с другими.

Не поддавайтесь такому стремлению! Ведь если вы сравниваете себя с другими, вы тем самым придаете другим большее значение, чем себе. Вы определяете собственную ценность лишь в сравнении с ценностью другого. А куда лучше и продуктивнее, если 6 вы оценивали себя, исходя из своих собственных способностей, интересов и целей.

Помните, что кому-то дано больше, чем вам, кому-то - меньше. Постоянно сравнивая, вы постоянно будете пребывать в недоумении - ведь стандарты меняются. Так что вы постоянно будете чувствовать себя неуверенно!

Почему не радоваться тому, что ты - это ТЫ? Самоуважение возможно только при понимании того, что каждый по-своему уникален. Только подумайте: нет двух похожих людей. Разве это не замечательно? Когда вы поймете собственное своеобразие, вы будете радоваться своеобразию других.

Не стоит самоуничижаться

Это свойственно многим подросткам. Да если задуматься, то разве в каждом из нас не полно недостатков? Но думали ли вы, что, без конца выискивая недостатки в себе, вы тем самым себя принижаете?

Говорить о себе уничижительно - верный признак неуверенности. Давайте проведем следующий тест. Вы когда-нибудь:

  1. Отказывались выслушивать комплименты? - «О, это платье? Да это старье». Или: «Мне просто повезло,что я поступил в колледж».
  2. Старались оправдаться, если хорошо выглядите? - «Да нет, все дело в фасоне».
  3. Награждали себя обидными прозвищами? - «Пустая голова», «Ну и рожа!», «Коротышка».
  4. Высказывали свое суждение в форме сомнения? - «Не так ли?» «Вы согласны?» или «Спросите у Лайзы, она тоже так думает».
  5. Приписывали собственные заслуги другому? - «О, главное сделала Сью!»
  6. Думали о себе негативно? - «Я никогда этого не сделаю!», «Я все испортил», «Я ненавижу себя», «Я неудачник», «Я растяпа», «Мне лучше уйти».

Каждый раз, когда вы так думаете, ваше чувство неуверенности усиливается. Вспоминайте свои победы, а не свои поражения! Спросите себя: «За кого я - за себя или против?»

Конечно, вы ЗА себя! Так долой негативные мысли и поступки! Всякий раз, когда вы заметите за собой что-нибудь из описанного выше, ОСТАНОВИТЕСЬ! Оглянитесь. И вернитесь на правильный путь: цените себя по достоинству!

Истоки неуверенности

Теперь вы знаете, как распознавать в себе неуверенность. Но откуда она берется? Неужели все это - от рождения?

Доктор Элизабет Колл считает, что веру в себя может подорвать какая-нибудь кризисная ситуация: смерть близких, развод родителей, серьезное оскорбление, болезнь или даже пожар: «Трагедии нельзя предвидеть или контролировать, поэтому рожденное ими чувство неуверенности столь неожиданно и драматично.

Уйти в себя и стать неуверенным может также тот, кто переживает внутренний кризис. А иногда сомневаться в себе нас заставляет общество. Одной из серьезных причин, рождающих неуверенность у подростков, может быть также отсутствие наставника или руководителя».

Может быть, у вас не все в порядке в школе, и вы решили, что не блещете умом? Не верьте этому! Вспомните историю замечательного киноактера Тома Круза.

Том Круэ страдал дислексией - болезнью, которая ухудшает способность к чтению. Он не сдался, он работал над собой, не обращая внимания на мнение учителей,- и посмотрите, как сияет его звезда сегодня!

Избавляйтесь от сомнений в себе при первой же возможности! Помните об Альберте Эйнштейне: он ведь тоже проваливался на экзаменах!

Как избавиться от неуверенности

Теперь, когда вы знаете о неуверенности все, вот несколько советов, чтобы изменить ситуацию.

  1. Определите свои положительные свойства. Каковы ваши лучшие качества? Что вам удается? Включите в этот список достижения, которыми вы гордитесь. Размышляйте об этом. Похлопывайте себя по плечу!
  2. Установите свои собственные стандарты вместо того, чтобы сравнивать себя с другими.
  3. Помните, что идеальных людей не бывает. Если вы будете предъявлять к себе сверхчеловеческие требования, вы быстро выдохнетесь. Поэтому расслабьтесь. Не будьте столь беспощадны к себе. Принимайте себя, как есть, и на этом стройте свою жизнь.
  4. Выберите себе хобби. Найдите что-то, что радует вас и вызывает у вас чувство гордости.
  5. Подбадривайте себя. Почаще говорите себе: «Я могу», «Это получится», «Сегодня у меня будет хороший день». Или: «В следующий раз у меня получится лучше». Так, поощряя себя, вы поднимете свое настроение.
  6. Всегда принимайте комплименты. Не стесняйтесь их. Просто отвечайте искренним «спасибо». Даже если поначалу вам будет неловко, сделайте это полезной привычкой!
  7. Ищите в других положительные качества. Попробуйте говорить что-нибудь приятное всем, с кем встречаетесь, неважно что. Если вы ищете хорошее, вы найдете его! И это заражает - другие тоже начнут видеть в вас хорошее.
  8. Старайтесь окружать себя хорошими людьми. Знакомые и друзья влияют на наши мысли, чувства и поступки. Выбирайте таких друзей, которые, радуясь жизни, заставят радоваться и вас. Такие солнечные души испускают лучи вдохновения и уверенности.
  9. Думайте о своем будущем в положительном ключе. Посвятите несколько минут тому, чтобы представить, как вы добиваетесь своих целей.
  10. Держите голову выше. Шагайте прямо - спокойным и твердым шагом. Вы дадите знать миру (и себе), что с чувством собственного достоинства у вас все в порядке.
  11. Улыбайтесь! Разве есть лучший способ сообщить другим, что вы счастливый, уравновешенный человек, которому есть что предложить окружающим?

Вашей наградой будет:

Гордость. Уверенность. Вера в себя. Умение решать проблемы. Независимость. Зрелость. И это далеко не все, что ожидает вас, когда вы распрощаетесь с неуверенностью.

Так вперед - примите вызов жизни с ее неоднозначными ситуациями! Вы удивитесь, как быстро придет к вам уверенность.

Посмотрите в зеркало - и вам понравится тот, кого вы там увидите.

Валери Браун, американский психолог

Привет, друзья! Сегодня рассказываем о двух важных книгах, которые заменят вашему ребенку десяток психологов. Эти новинки помогут подростку стать спокойным, уверенным в себе, ответственным и счастливым человеком.

Перепады настроения, ранимость, острая потребность в социальном признании, огромные нагрузки в школе, раздражающий контроль со стороны взрослых - такова жизнь подростка. Как раз в этот сложный период формируется личность. Очень важно, чтобы ребенок научился противостоять стрессу, справляться с негативными эмоциями, контролировать свое поведение, строить здоровые отношения с другими людьми и ставить себе правильные цели.

Под обложкой собраны ценные советы, которые научат подростка уважать себя, справляться со злостью, горем, стыдом и другими неприятными чувствами, проще относиться к неудачам, сохранять спокойствие в трудных ситуациях, давать отпор обидчикам, делать осознанный выбор и отвечать за свои действия.

Фишки книги

  • В основу книги легла программа, разработанная для взрослых. Она называется «Влияние и самооценка» и в настоящее время предлагается в качестве учебного курса на кафедре психологии Мичиганского университета.
  • Авторы преподносят материал в доступной для ребенка форме и объясняют каждую идею при помощи простых примеров из жизни. В описанных ситуациях подросток легко узнает самого себя и своих друзей.

Отзывы

5 важных мыслей из книги

2. Ты можешь выбирать, как реагировать на то, что преподносит жизнь.

4. Чтобы добиться успеха, постоять за себя и стать счастливым, нужна положительная самооценка. Необходимо быть уверенным, что ты достоин счастья.

50 шагов к себе

Современным подросткам необходимо уметь справляться со стрессом, чтобы избежать умственного и эмоционального истощения. В красочной книге «50 шагов к себе» ребенок найдет много интересных идей, как расслабиться, успокоить нервную систему, восстановить энергию и обрести вдохновение.

Упражнения будут одинаково полезны как девочкам, так и мальчикам, хоть автор и обращается только к читательницам:

«Веселая! Энергичная! Сильная! Довольная! Хочешь оставаться такой, несмотря ни на что? С этой книжкой все возможно. Правда!»

Это пособие пригодится даже взрослым, которые хотят:

  • научиться поднимать себе настроение за считанные минуты;
  • избавиться от апатии, тревожности и вспышек гнева;
  • почувствовать вкус и краски жизни.

Делимся тремя идеями из книги.

Час творчества

Найди удобное место, где можно сесть. Присмотрись к окружающей обстановке: отмечай запахи, звуки, возникающие эмоции. Теперь попробуй воссоздать это место в любой творческой работе. Напиши рассказ или стихотворение, сделай зарисовку, нарисуй комикс или сними короткометражку - выбор за тобой. Вырази свои чувства и отношение через искусство.

Доска вдохновения

На доску вдохновения можно поместить все, что тебя мотивирует, заряжает и окрыляет: любимые цитаты, важные слова, фотографии, рисунки, портреты людей, на которых ты равняешься, списки целей, памятные безделушки из поездок…

Постарайся найти изображения, отражающие твои устремления, эмоции и мечты. Распечатай фото из интернета, вырежи из журналов, запиши свои любимые цитаты и высказывания, добавь свои фотографии и памятные вещицы.

Приклей материалы к пробковой доске и оставь сохнуть на ночь. Когда все будет готово, повесь получившийся коллаж в своей комнате и каждый день вдохновляйся, рассматривая его.

Дневник благодарностей

Ученые сходятся во мнении: благодарность полезна для здоровья. Ощущая благодарность, ты сосредоточиваешься на хорошем и думаешь о прекрасных людях, которые поддерживают тебя в жизни. Это настраивает на позитивный лад.

Выдели хотя бы пять минут перед сном, чтобы подумать о событиях прошедшего дня и записать то, что вызвало у тебя чувство благодарности. Это может быть что-то очень простое: например, благодарность за приятный разговор с другом.

Еще в книге:

  • осознанное дыхание;
  • медитация;
  • йога;
  • прогулки на природе;

  • цифровой детокс;
  • самомассаж;
  • ароматерапия;
  • управление временем;
  • антистрессовые завтраки и много-много других методик.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него возникает проблем. Со многими из них помогут справиться книги

Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте . Но больше всего нуждаются в ней подростки.

Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе , задумываются почти все родители.

Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться - в психологическом смысле.

Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

Уверенность в себе зависит от Я-концепции . Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

Возраст этот называют «переходным» , и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему - другие. Вызовы - другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы , влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток - всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь . А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности . В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца . Её мама - ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея - вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия . Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям , чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало : «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа .

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе .

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно - от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь - это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений - а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Отец любит ребёнка как раз за что-то . За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе - главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе , правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников .

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой , его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Каковы причины заниженной самооценки?

Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:


Могут быть и особые причины , но они встречаются редко.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна . Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится - и эти довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам . И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение , что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка , как критикуют его.

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

Критиковать ребёнка нужно , но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся - будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе .

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую . Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен .

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка - вариант неправильной, необъективной оценки . Так что, конечно, это плохо.

Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная .

Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников - просто не может не быть уверенным в себе .

Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:



  • Разделы сайта