Как погиб айртон сенна. Самый черный день: как погиб Сенна

Видео памяти 2-ух Великих автогонщиков мира,оставивших нам память Великих побед и навсегда занёсших свои имена в историю большого спорта и в историю королевы спортивных автогонок "Формулы 1" Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера. Первым в квалификации разбивается Ратценбергер,затем на следующий день ,уже в гонке,разбивается Сенна. Они родились в один год и погибли в один год. Для Ратценбергера это был всего третий гран-при в его спортивной жизни в "Формуле-1".

Друзья, помойму всем известна наиболее верная версия гибели Айртона Сенны!Заходя в скоростной поворот Tamburello на 7-м круге при скорости 310 км/ч у его болида лопнула рулевая колонка, после последнего усовершенствованя ее командой Williams. На последних секундах съемки видно, что Сенна пытается повернуть но тщетно, руль не имеет связи с колесами.Неотвратимость аварии Сенна вероятно понял через 11,3 секунды после того, как машина пересекла электронную линию засечки времени и ушла на 7-й круг.У него оставался 121 м до бетонной стены.На 83 метрах дорожного полотна Айртон успел снизить скорость до 231, но дальше начиналась полоса безопасности (до стены оставалось всего 38 метров).За эти метры ему удалось снизить скорость еще на 11 км/ч,и в момент удара о стену Williams имел скорость 220 км/ч. В результате катастрофы он действительно мог выжить,если бы не роковая деталь подвески которая пробила стекло шлема!За несколько минут он потерял более 3 литров крови! Покрышки- мне кажется это чушь! Кстати, в тот день Айртон сказал свой подруге по телефону.......Знаешь, я не хочу участвовать в гонке!!!

Профессор Сид Уоткинс подъехал к месту аварии чуть позже, врач из первой машины уже был рядом и качал головой – по состоянию шлема и сочащейся из-под него крови было ясно - Айртон получил серьезную травму. Уоткинс перерезал застежку и аккуратно поднял шлем, пока остальные поддерживали шею. Хлынула кровь. Лоб был раздроблен и из носа сочилась кровь вперемешку с мозговой жидкостью.

Уоткинс осмотрел гонщика, глаза Сенны оставались закрытыми. Врач автоматически ввел дыхательную трубку и спросил о группе крови – у коллег было записано: B+. Уоткинс поднял веки гонщика. «По состоянию зрачков было ясно – мозг травмирован. Осознавая масштаб травмы, я понимал – он не выживет», - вспоминал он позже.



У него не было друзей. И другого интереса в жизни, кроме гонок и скорости. Он слишком быстро старел душой, потому что безостановочная гонка за призрачным идеалом опустошает. Его непредсказуемый характер и дикая тяга к постоянному самосовершенствованию сделали его одиноким...

Последний круг Айртона Сенны: авария
"Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (из интервью Айртона Сенны 1993 года)

На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») - ранено трое зрителей. Один - в коме.

Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.

По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

А вот документальное расследование, по моему это просто на просто бред...

Михаэль Шумахер плачет, вспоминая Айртона Сенну

Ровно 19 лет назад 1 мая 1994 года погиб трехкратный чемпион Формулы-1 Айртон Сенна. Всего за сутки до этого насмерть разбился молодой пилот Simtek Роланд Ратценбергер. С тех пор подобные трагедии обходили Формулу-1 стороной. Сейчас гонки Гран-при – один из самых безопасных видов спорта, но... точно таким же он казался и 19 лет назад. "Мотор" попросил журналистов, работавших в "черный уикенд" на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, рассказать о своих воспоминаниях.

Нигаард: Тот уикенд начался для меня с того, что я увидел, как Айртон улетает на вертолете. Все пошло наперекосяк с самого начала. Группу журналистов, и меня в том числе, пригласили на мероприятие в Падую – на презентацию маунтинбайка, выпущенного под брендом Сенны. Мой рейс задержали, и из Милана я гнал по автостраде как сумасшедший. Но успел только к тому моменту, когда Айртон уже сел в вертолет. Протокольное мероприятие, но все равно: уикенд стартовал скверно.

Рубенс Баррикелло, выступавший за Jordan, в ходе пятничной квалификации атаковал поребрик в повороте Variante Bassa на скорости около 230 километров в час. Гонщик отделался переломом носа и ушибами

Васконцелос: Я думаю, не у меня одного было это ощущение. С самого начала все шло как-то неправильно. Я не могу объяснить что именно, но бывает такое: что-то не так, но что именно – непонятно. Атмосфера была напряженной. У Михаэля Шумахера было 20 очков, у Айртона – два схода. Он был раздражен, потому что считал, что Benetton играет не по правилам, применяет лаунч-контроль, трекшн-контроль. И он все чаще и увереннее об этом говорил – в Аиде он всю гонку наблюдал за Benetton Михаэля со стороны и в Имоле собирался рассказать об этом подробнее.

Тогда в Формуле-1 все было не так хорошо организовано, как сейчас. Айртон был единственным пилотом, у которого был собственный пресс-атташе. После каждой сессии Сенна выходил из трейлера, садился на ступеньки и говорил: сначала на английском, потом на итальянском, на португальском. Но в пятницу мы его не дождались. Рубенс Барикелло почему-то решил зайти в поворот на 30 километров в час быстрее, чем обычно. И у него не получилось .

Бразильца доставили в госпиталь, но уже на следующий день он вновь был в паддоке

Нигаард: Я был в пресс-центре, и как только увидел аварию по телевизору, сразу схватил камеру и выбежал. Это случилось рядом с паддоком, и у меня была возможность сделать несколько снимков. Я сфотографировал как Баррикелло доставали из машины – та еще картина, но в итоге все обошлось. Он был в порядке, но Айртон уехал навестить его в госпиталь.

Виньерон: Для меня лично то, что случилось в субботу, стало не меньшим шоком. Мы вели трансляцию с гонщиком Эриком Башларом, он помогал мне в этот уикенд. И мы вместе приехали в Имолу.

В четверг мы шли по паддоку, когда сзади его кто-то окликнул: "Эрик, Эрик". Так мы встретили Роланда. Я лично не был с ним знаком, но Эрик захотел меня представить. Они жили с ним вместе, когда гонялись в Японии. Целый год в одной квартире.

Эрик замахал руками: "О, Гаэтан, это мой большой приятель Роланд Ратценбергер".

Познакомились, он пригласил нас поужинать. Вечером мы пошли в моторхоум "Симтек". Нормальный парень. Я не могу сказать, что мы стали друзьями или что-то вроде того. Но мы вместе сидели за одним столом в четверг, потом в пятницу. Впятером: я, Эрик, оператор, звукорежиссер и Ратценбергер. Говорили, шутили.

Карьера Роланда Ратценбергера в Формуле-1 оказалась слишком короткой: три Гран-при, один старт в гонке

Нигаард: Квалификацию я смотрел, находясь рядом с шиканой перед стартовой прямой. Минут через 15 после начала заездов появились красные флаги. Это был Роланд. Я оставался на месте, пока мы ждали рестарта. Через какое-то время я увидел, как Айртон подошел к медицинскому автомобилю поговорить с главным врачом Формулы-1 Сидом Уоткинсом. Официальной информации не было очень долго, но было понятно, что дело плохо.

Васконцелос: Это был мой седьмой сезон в Формуле-1, и в первый раз кто-то из пилотов погиб в результате аварии. В это было сложно поверить, мысль не укладывалась в голове: "Черт возьми, как так? От этого же не умирают". До этого летальных исходов не было восемь лет, после аварии на тестах Элио де Анджелиса. И тут...

Нигаард: Это очень странное совпадение, но моя первая гонка в Формуле-1 в качестве журналиста – это Гран-при Бельгии 1982 года, когда разбился Жиль Вильнев. Через пару недель после этого погиб Риккардо Палетти. Это была последняя на тот момент авария со смертельным исходом в ходе Гран-при. Но с тех пор действительно прошло очень много времени – 12 лет.

Все были уверены, что Формула-1 – это безопасный спорт. Безопасные трассы, безопасные машины.

Васконцелос: Про нас, наверное, говорят правду: мы компания старых циников. Практически никто из нас не был знаком с Роландом. Он гонялся где-то в Японии, дебютировал в Формуле-1 в начале года за рулем одной из слабейших машин. Да, парня было жалко, но мы понимали: это новичок, возможно, он ошибся. Возможно, машина была не слишком прочной. Хотя даже если бы монокок выдержал удар, мозг вряд ли справился бы с такими перегрузками. Удар был диким: с 300 километров в час до нуля – за один сантиметр.

После аварии Ратценбергера главврач Ф-1 Сид Уоткинс предложил Айртону Сенне не принимать участия в гонке

Нигаард: В тот год я еще работал комментатором на датском телевидении. Но мы показывали не все гонки, и Имола тоже не попала в эфир. Поэтому я пошел фотографировать. Отснял старт, на котором произошла авария, и перед рестартом отправился в поворот "Тоза". Там я стоял на одной платформе с итальянским оператором, который снимал для официальной трансляции.

Оттуда я отснял рестарт, Айртона, который лидировал. А потом вновь был вывешен красный флаг. "Тамбурелло" за лесом не было видно, но мы понимали, что это Айртон, потому что он единственный не проехал мимо.

Айртон Сенна перед стартом практически всегда сидел в машине в шлеме. Однако в Имоле бразилец надел его всего за пару минут до начала гонки

Васконцелос: Удар был... никаким. Риккардо Патрезе бывал в переделках посерьезнее, Микеле Альборето, Нельсон Пике. И все вставали и выходили из машин сами. Мы к этому привыкли.

Когда Айртон вылетел, я лишь подумал: "Три! Три схода подряд!"

Михаэль лидирует, ты начинаешь считать очки, делать какие-то пометки для будущего отчета о гонке, а потом... "Стоп, почему он не вылезает? Он хочет, чтобы гонку остановили? Он думает, что сможет стартовать еще раз?" Тогда для этого была возможность – у команд были запасные машины.

То, что дело серьезно, я понял по реакции маршала. Первый человек, который близко подошел к Айртону, заслонил лицо руками. И ушел. Это не нормальная реакция. Он увидел что-то, что видеть не привык. Чем больше времени это занимало, тем четче мы все начинали осознавать, что последствия могут быть самыми серьезными.

Нигаард: Мы не могли общаться с оператором, потому что он не знал ни слова по-английски, а я не говорю по-итальянски. Пришлось объясняться жестами. Он почему-то мог слышать внутренние переговоры медиков и директора гонки у себя в наушниках. Через несколько минут после остановки гонки он побледнел и зажмурился. Я спросил: "Ке? Ке?" Он ответил: "Кондиционе скарца", – я ничего не понял, развел руками. Тогда он провел ладонью по горлу.

Потом я второй раз за уикенд увидел, как Айртона уносит с собой вертолет.

Виньерон: Вся картина выглядела мрачно, а у нас не было никакой информации. Обычно ее стараются донести до комментаторов, но у нас не было ничего. Продолжать работать было очень сложно. Ты спрашиваешь себя: "Что я здесь делаю? Я работаю комментатором, должен рассказывать людям о спортивном шоу, но второй день подряд вынужден говорить о том, что кто-то умирает". Я несколько раз отключал микрофон и звонил в Брюссель – спросить, что происходит: у них тоже не было новостей. Сначала ситуация была "очень плохой", потом вроде бы стала "чуть лучше", потом опять – "критической". В итоге я оставил в кабине Эрика одного. Сказал ему, чтобы он просто рассказывал о том, что видит на экране. Сам отправился в паддок.

Васконцелос: Две трети журналистов в пресс-центре не смотрели трансляцию гонки. На некоторых телевизорах включили канал RAI, который вел прямой репортаж из госпиталя в Болонье. К нам приходили представители команд, не только Williams, всех остальных тоже – спрашивали, что нам известно. Но мы не знали, что ответить.

Боковые стенки защиты кокпита в Ф-1 ввели после аварии Сенны -- в 1994 году голова пилота была защищена только шлемом

Гонка продолжалась, но к тому моменту многих просто охватила паника. Люди вскрикивали после разворота Пьерлуиджи Мартини. Его просто развернуло! Но люди хватались за головы и кричали. При этом ты должен был продолжать работать.

Виньерон: Мне хватило всего нескольких минут в паддоке, чтобы составить собственное впечатление. Я увидел постаревшего на 15 лет Алена Проста, лицо Герхарда Бергера. Не надо было ни с кем говорить. Только по их виду можно было все понять. Никто не говорил, что Айртон мертв – врачи еще боролись, хотя уже было очевидно, что его вряд ли удастся спасти.

Васконцелос: У Айртона был один хороший друг. Бразилец по имени Брага. Богатый человек, жил в Португалии, рядом с Эшторилом. Ему было за 70, но он был всегда бодр, подтянут. Ему было сложно дать и 50. Когда я вышел в паддок во время гонки, Брага выглядел уже на свой возраст. Бедный старик, который просто не знал куда ему идти и что делать. Герхард говорил ему: "Мы должны достать машину, организовать вертолет, сделать то, сделать это". Брага как будто ничего не слышал, а увидев меня, спросил: "Ты что-нибудь знаешь?" Мы, конечно, слышали по RAI, что ситуация критическая, но я не смог этого ему сказать. Поэтому я просто ответил: "Мне кажется, тебе надо поехать с Герхардом".

Айртон Сенна, 1994 год. Фото www.globallookpress.com

Машина Айртона Сенны после столкновения со стеной

Самая известная авария в истории автоспорта унесла жизнь лишь одного человека, но какого. 1 мая 1994 года на седьмом круге Гран-при Формулы-1 в Сан-Марино погиб трёхкратный чемпион мира бразилец Айртон Сенна.

За день до гонки в квалификации погиб ещё один пилот, австриец Роланд Ратценбергер. Но гонку всё равно было решено проводить. Уже на втором круге в результате столкновения других пилотов появилась необходимость выпустить на трассу автомобиль безопасности, снижавший скорость пилотов, чтобы дать возможность службам трассы убрать разбросанные по дорожному полотну обломки автомобилей.

Гонка была продолжена на шестом круге, а уже на седьмом автомобиль Айртона Сенны на всей скорости вылетел с трассы, протаранив ограждения. Гонка была приостановлена, а тело Сенны, не подающего признаков жизни на вертолёте транспортировали в госпиталь. В госпитале выяснилось, что мозг Сенны уже мёртв и на выход из комы нет никаких шансов. Было принято решение отключить его тело от средств, искусственно поддерживавших в нём жизнь.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Айртон Сенна да Силва (порт. Ayrton Senna da Silva, 21 марта 1960, Сан-Паулу, Бразилия - 1 мая 1994, Болонья, Италия) - бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 (1988, 1990 и 1991).

По итогам опроса, проведённого британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих участников чемпионата Формулы-1, Сенна был признан лучшим гонщиком в истории Формулы-1. Всего за десять лет выступлений он выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций. Он получил от прессы прозвище «Волшебник». Наиболее яркая страница биографии Сенны - его соперничество с другим великим гонщиком, Аленом Простом, в конце 1980-х - начале 1990-х.
Сенна погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино в Имоле.

Айртон Сенна был признанным мастером квалификаций своего времени. За свою карьеру в Формуле-1 он 65 раз занимал в них первые места, что на тот момент было рекордом. Этот рекорд держался и после смерти Сенны в течение 12 лет и был превзойдён Михаэлем Шумахером только в 2006 году на Гран-при Сан-Марино, причём Шумахеру потребовалось для этого провести 236 Гран-при, тогда как Сенна за всю свою карьеру в Формуле-1 принял участие только в 162. Стоит, однако, заметить, что вопреки широко распространённому заблуждению, и по этому показателю Айртон не на первом месте в Формуле-1. Как минимум трое пилотов в истории имеют относительные результаты (соотношение поулов и количества проведённых гонок) лучше, чем у Сенны.

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии и завещал для той же цели всё своё состояние (которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провёл свой последний сезон, говорил о нём: «Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них».

На старте гонки болид финна Юрки Ярвилехто заглох и в него набирая скорость врезался Педру Лами (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.
После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек.

Завоевав звание чемпионов мира по футболу в 1994 году, бразильская сборная развернула на поле плакат, посвящающий этот титул Айртону Сенне.

В 2000 году в Бразилии был проведён социологический опрос, в котором бразильским гражданам предлагали назвать лучшего бразильца за всю историю страны.
Результаты опроса показали, что самым великим из бразильцев считается Айртон Сенна, несмотря на то, что к тому времени было известно немало выдающихся бразильцев (например, Пеле).

Журнал F1 Racing дважды после смерти Сенны, в 1997 и 2004 годах, проводил опросы экспертов для определения лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. В опросах участвовали 77 экспертов, каждый из которых должен был назвать 10 гонщиков, которых он считает лучшими, затем результаты сводили, и список ста лучших гонщиков публиковался в журнале. По результатам обоих опросов Сенна занимал первые места, опережая таких известных гонщиков, как Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио и Джим Кларк. В том же году, в десятилетие смерти Сенны, в Бразилии вышла книга Эрнесто Родригеса Ayrton, the Hero Revealed (в португальском варианте Ayrton, o Her;i Revelado), в которой описывалась жизнь и карьера Сенны, включая неизвестные ранее подробности.

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель в аварии знаменитого бразильского автогонщика АЙРТОНА СЕННЫ по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

1 11 28 47 62 76 94 100 114 128 129 134 135 153 163 175 178 179
А Й Р Т О Н С Е Н Н А д а С И Л В А
179 178 168 151 132 117 103 85 79 65 51 50 45 44 26 16 4 1

5 6 24 34 46 49 50 51 61 78 97 112 126 144 150 164 178 179
д а С И Л В А А Й Р Т О Н С Е Н Н А
179 174 173 155 145 133 130 129 128 118 101 82 67 53 35 29 15 1

АЙРТОН СЕННА да СИЛВА = 179 = 129-В ГОНКАХ РАЗБИТА + 50-ГОЛОВА.

Слово ГОЛОВА мы видим открыто: 46 = ГОЛО...; 49 = ГОЛОВ...; 50 = ГОЛОВА.

179 = 62-УДАР ГО\ ловой \ + 117-УДАР ГОЛОВОЙ.

179 = 47-УДАР Г\ оловой \ + 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

179 = 56-УМЕР + 123-КАТАСТРОФА.

Чтобы найти цифры 56 и 123, код буквы "И", равный 10 (в предложении да СИЛВА АЙ...) делим на 2.

10: 2 = 5. 51 = УБИТ + 5 = 56 = УМЕР. 118 = РАЗБИВАЕТСЯ + 5 = 123 = КАТАСТРОФА.

179 = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 101-РАЗБИЛСЯ.

179 = 128-\ 59-УБИЛО, МЁРТВ, ОТ УД (ара) + 69-КОНЕЦ \ + 51-ЖИЗНИ.

128 - 51 = 77 = ОТ УДАР\ а \.

179 = 101-УМЕРШИЙ + 78-ОТ УДАРА.

179 = КОМА ГОЛОВНОГО МОЗГА.

179 = 144-СМЕРТЬ МОЗГА + 35-НАЕЗД.

144 - 35 = 109 = КРУШЕНИЕ, РАЗБИТА ГОЛОВА.

179 = 34-В КАТ\ астрофу \ + 145-В КАТАСТРОФУ.

145 - 34 = 111 = 47-ПОГИБ + 64-АВАРИЯ = 35-НАЕЗД + 76-НА ПРЕГРА\ ду \.

179 = 94-ПОГИБЕЛЬ + 85-В АВТОГОНК\ ах \.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 1.05.1994. Это = 1 + 05 + 19 + 94 = 119 = ЛИШЁН ЖИЗНИ.

179 = 119 + 60-УМИР\ ание \.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 109-ПЕРВОЕ МАЯ + 113-\ 19 + 94 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 222.

222 = 144-СМЕРТЬ МОЗГА + 78-ОТ УДАРА.

222 - 179-\ код ПОЛНОГО ИМЕНИ \ = 43 = УДАР.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 123-ТРИДЦАТЬ, КАТАСТРОФА + 100-ЧЕТЫРЕ = 223.

223 = 63-ГИБЕЛЬ + 160-АВТОКАТАСТРОФ\ а \ = ПОГИБШИЙ В КАТАСТРОФЕ.

223 = 101-РАЗБИЛСЯ + 122-КАТАСТРОФ\ А \.

Смотрим столбец:

153 = ТРИДЦАТЬ ЧЕ\ тыре \
_______________________________
44 = ПАГУБА, БЕЗЖИЗ\ нен \

153 - 44 = 109 = КРУШЕНИЕ.

"Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (из интервью Айртона Сенны 1993 года)

Чемпионы не уходят. Они остаются навсегда...

Мы готовы соглашаться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший смысл. Готовы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта опасность вдруг оказывается победителем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из интервью, на вопрос об изменении правил "Формулы-1" Айртон Сенна сказал "Предстоит сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы"

АВАРИЯ

На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») - ранено трое зрителей. Один - в коме.

Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.

По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

Трагедия вызвала настоящий шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо Аморим старался ускорить перевозки тела Сенны и предложил свой самолет, чтобы доставить его домой. Толпа в тридцать тысяч человек собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог поверить. Со смертью Сенны закончился один из самых ярких этапов в истории Формулы-1. Утренние газеты в Англии и Италии, не слишком сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовкой машины командой «Вильямс». Френк Вильямс, который оставался в Италии, прилетел в Англию, на завод команды вскоре после полудня в понедельник, глаза его были красными, его немедленно отвезли на завод. Ему нужно было время, чтобы подобрать нужные слова. Позже он сказал: «Айртон полностью доверял нам, а мы ему. Он любил свои автогонки и разделял эту страсть с каждым нашим служащим. Мы - команда Гран-при, связанная со спортом, продолжим нашу работу, я уверен, это именно то, чего желал бы Айртон. Он стал ключевым членом нашей команды за очень короткое время, и все, что мы достигнем в будущем, будет посвящено его памяти. В настоящее время мы изучаем имеющиеся данные, чтобы выяснить причину аварии. FIA и полиция расследуют аварию, и проверяют всю относящуюся к делу информацию».

FIA объявила, что она организует заседание в Париже в среду. Было сказано, что «FIA собирает отчеты своего технического, медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а также имеющей отношение к делу команды и персонала трассы. Как только эти отчеты будут получены, их станут изучать в срочном порядке». В Италии магистраты распорядились сделать вскрытие Сенны и Ратценбергера, изъять машины и взять под охрану трассу. Они конфисковали всю съемку гонки. Шел разговор о возможном уголовном деле, касающемся менеджера трассы, должностных лиц «Вильямса» и «Симтека».

ВЕРСИИ

Во вторник, 3 мая газеты взорвались заголовками типа «РОКОВАЯ ОШИБКА СЕННЫ!» Технический директор «Вильямса» Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами: «Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо».

Итак первая версия - ошибка пилота. После двух подряд побед Шумахера в начале сезона-94, главный и, как многие считали, единственный фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. "Бенеттон" немца на трассе выглядел почему-то быстрее "Вильямса" бразильца. Кроме того, многочисленные аварии на квалификационных заездах в Имоле и смерть пилота Роланда Ратценбергера в субботу угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решающий момент он не удержал машину на трассе.

Именно с 1994 года FIA запретила использование на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А именно электроника помогала сохранить неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "формулу" к дороге в повороте. В случае, если эта сила исчезла хотя бы на мгновение, автомобиль могло сорвать с дороги - он становился неуправляемым.

Получается, довольно стройная схема: Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел оторваться от преследовавшего его Шумахера и в какой-то момент, неверно оценив ситуацию, слишком сильно надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался чуть неровным и автомобиль подкинуло. Но, к тому моменту, Сенна проехал на «Вильямсе-FW16» уже сотни километров, в том числе и в условиях Бразильского этапа и на многочисленных тестах. Теперь про видеозапись. На официально распространяемой пленке запись изображения с машины Сенны обрывается примерно за полторы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер просто переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись попросту стерта. Но пленкой этой заинтересовались, спустя полгода после аварии. А у Вильямса эта пленка уже была на следующий день. Говорят, что пресс-атташе FIA Франческо Лонганези видел запись последних секунд. Утверждали даже, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не слушаются. Однако сам Лонганези слухи решительно опроверг.

Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается клиренс, машина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Весьма важно также, что из-за аварии на старте первые пять кругов пилотов по трассе "возил пейскар". Температура шин на небольших скоростях могла понизится, а давление - упасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.

Гораздо более вероятной поначалу казалась версия номер три. Злополучное столкновение "Лотоса" Педро Лами и "Бенеттона" Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что конец стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них и мог повредить покрышки.

Однако, представитель «Гудьира», после осмотра покрышек разбитой машины, опроверг это предположение. Но все эти версии, были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде.
Четвертой причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя «Формулы 1» в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не исключена возможность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия - медицина не всесильна. Но тут масла в огонь подливают люди, знавшие Айртона по гонкам. Они вспоминают, что иногда, для обострения реакции он надолго задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным.

Оставалась еще версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления. Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка.

Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии можно ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной.

СУД

Официальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на стол судьи Пассарини лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что непосредственно перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена.
Оказалось, что после гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на тесноту в кокпите "Вильямса" своему гоночному инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили слегка поднять. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили внутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные усталость металла.
Дело усложнялось тем, что механики «Вильямса» унесли с места аварии два «черных ящика». Конструктора "Вильямса" допросили, но оказалось, что забрать электронные накопители данных позволил комиссар FIA Чарли Уайтинг для проверки возможности продолжения гонки Деймоном Хиллом.

В ходе судебного заседания версий становилось все меньше и меньше. Бывший пилот «Феррари» Мигеле Альборето, вызванный на суд в апреле 1997 года заявил, что он уверен в том, что причиной аварии Айртона Сенны следует винить техническую неисправность, а не состояние трассы. После просмотра видеозаписи, улучшенной с помощью компьютера и запечатлевшую аварию Сенны, Альборето сказал суду, «что отклонение машины Сенны вправо заставляет меня думать о механической поломке, а незначительные проблемы» с асфальтом в повороте «Тамбурелло» - недостаточно серьезная причина для того, чтобы выбросить с трассы машину класса «Формулы-1». В мае 1997 года, после очередного заседания суда, судья Пассарини заявил журналистам: «Я уверен, что видеозапись, предоставленная суду Ассоциацией конструкторов «Формулы-1», не полная, и в ней намеренно уничтожены последние секунды, компрометирующие команду «Вильямс».

В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор «Вильямса» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицают выдвинутые обвинения. Хэд, Ньюи и шеф команды Фрэнк Уильямс отрицают утверждения прокуратуры, будто бы сломанная соединительная пластина на рулевой колонке машины Сенны привела к его смерти. Процесс продолжался. В суде выступили Дэймон Хилл и Берни Экклстоун. В Италии за убийство по неосторожности грозит тюремное заключение сроком в полтора года. А ведь речь еще может идти о препятствии в проведении следствия, подтасовке фактов и уничтожении улик. Вспомним еще и о тридцати трех миллионах долларов, которые выплатило родственникам Сенны "Страховое общество Ллойда". Но Айртона не вернуть. И нам остается лишь вспоминать его.

ИТОГ

16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории" "Формулы-1". Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых "подельщиков". обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время "Гран-при Сан-Марино" на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле: "Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии оправдываю подсудимых Фрэнка Уильямса. Патрика Хэда и Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины: оправдываю подсудимых Федерико Бендинелли, Джорджио Поджи и Ролана Брюинсереда, поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления. Устанавливаю 90-дневный срок для подачи апелляции как защитой, так и обвинением, если таковая покажется необходимой", - таков дословный текст решения синьора Костанцо, оглашенный во вторник в 15.00 по местному времени в Имоле. В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы. переоборудованной в зал суда на время слушании (напомню, что начаты они были 22 февраля уходящего года), длилось пять минут.

Роберто Каузо, представлявший в суде сторону Ролана Брюинсереда, бывшего директора гонок от FIA. сказал: "Вердикт восстанавливает репутацию "Формулы-1". Отныне можно считать, что автогонки юридически признаны невероятно опасным видом спорта". Пожалуй, единственным человеком, которого не удовлетворило решение синьора Костанцо и его заседателей, был прокурор Маурицио Пассарини. Он дал понять, что намерен добиться пересмотра дела.

Со стороны FIA и президента Макса Мосли пока последовал весьма сдержанный комментарий, смысл которого сводится к следующему: Международная федерация вроде бы удовлетворена вынесенным оправдательным приговором. но от официальных комментариев до того момента, как станет возможным ознакомиться с полным текстом заключения по делу, воздерживается. Воздерживается от них и семейство трехкратного чемпиона мира. ни один из членов которого не был вызван в суд в качестве свидетеля и ни разу не присутствовал в Имоле хотя бы в роли наблюдателя. Однако нельзя сказать, что родители, брат и сестра Сенны не проявляли уж совсем никакого внимания к процессу. Их интересы в Имоле представлял европейский адвокат бразильцев Джованни Каркатерра. отметивший в интервью Тимоти Коллинзу из лондонской The Telegraph: "Родственники Сенны не были заинтересованы в решении, которое вынесет суд. они просто надеялись, что в ходе разбирательства станут ясны причины, повлекшие за собой фатальную аварию. Мое личное мнение - вряд ли мы когда-нибудь вообще узнаем это. Да и что это даст? Ни одно даже самое длинное, самое профессиональное и самое продуктивное разбирательство не вернет того, кого хотят все - великого и неповторимого гонщика". Дело закрыто? Хотелось бы верить, что - да. Потому что никакого вразумительного заключения по нему сделать невозможно. Как невозможно и отыскать удовлетворительные ответы на массу вопросов, сопутствовавших аварии и расследованию. Так что, возможно, смелый вердикт Антони Костанцо и в самом деле к лучшему. Как сказал Дерек Уорвик. экс-пилот "Формулы- 1": "Теперь по крайней мере перестанут на каждом углу трепать имя Айртона. перестанут без конца обсуждать, как и почему он угодил в эту дурацкую аварию, и снова начнут вспоминать то, что только и нужно помнить, - его победы и "поулы", его потрясающий талант и стиль пилотирования и его удивительный, ни с чем несравнимый человеческий шарм".

При подготовке материалов использовались материалы журналов "Автомотоспорт", "Формула-1", газет "Спорт-Экспресс", "Авторевю", "Команда", материалы из книги Юхи Кяркккянена "Формула-1. Звезды" и Джона Типлера "Формула-1. История побед", переводные материалы с различных сайтов, посвященных Айртону. Фото - ICN и REUTERS.

Гран При Сан-Марино 1994 стал последним в жизни одного из самых Великих гонщиков Формулы 1 Айртона Сенны. Предлагаем вашему вниманию материал, опубликованный на F-1.Ru несколько лет назад и рассказывающий о том, как прошли последние дни и часы Бразильского Волшебника.

Утром Айртон Сенна покинул свою виллу, расположенную в элитном курортном местечке Quinta do Lago в португальском Алгарве. По рассказам невесты Айртона Адрианы Галистеу, он не очень хотел уезжать и с нетерпением ждал вечера воскресенья, когда должен был вернуться обратно домой. Сама Адриана предпочла отказаться от поездки.

Прежде, чем отправиться на автодром имени Энцо и Дино Феррари, на своем личном самолете British Aerospace HS125 под управлением пилота Оуэна О"Махони Айртон Сенна направился в Мюнхен на встречу с руководством Audi, где должен был провести переговоры о приобретении лицензии на продажу машин немецкого концерна в Бразилии. Спустя несколько часов его ждал еще один перелет – в этот раз в Болонью. Там, пересев в аэропорту Форли на вертолет, Айртон отправился в Падую, на завод по производству велосипедов «Carraro». Трехкратный чемпион мира должен был подписать контракт с итальянской фирмой по поводу выпуска велосипедов под его брендом «S». После окончания сделки Сенна вместе с основателем «Carraro» Джованни Карраро отправился в отель на пресс-конференцию.

Айртон не скрывал, что после завершения карьеры был намерен попробовать себя в роли предпринимателя, и собирался рассказать об этом журналистам, но тех, естественно, больше интересовала Формула 1.

«Для меня чемпионат начинается только в Имоле», - заявил Сенна на пресс-конференции.

Также Айртон Сенна поделился мнением по поводу того, использует ли команда Benetton запрещенные электронные системы.

«Я не могу ничего сказать по этому поводу. Трудно судить о том, что доказать невозможно», - сказал Айртон.

В 17:30 бразилец наконец-то отправился на автодром имени Энцо и Дино Феррари, где меньше, чем через сутки должны были стартовать свободные заезды третьего этапа 1994 года. Прежде, чем поехать в гостиницу, Сенна хотел встретиться с командой.

В 18:00 вертолет приземлился на территории трассы в Имоле. Айртон встретился со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном, поговорил с Ричардом Вестом, директором Williams по маркетингу, о своих рекламных обязательствах и том, как прошли переговоры с «Carraro». Также понаблюдав за подготовкой болида и обсудив с командой аэродинамические изменения болида после тестов недельной давности во Франции, Сенна отправился в отель.

Гостиница в Кастель-Сан-Пьетро, курортном городке, в 10 км к западу от Имолы, была местом McLaren, с 1989 года команда из Уокинга во время проведения Гран При Сан-Марино останавливалась там. Но даже после перехода в Williams Сенна предпочёл это место. Он забронировал комнату под номером 200, которую занимал каждый раз, - полулюкс стоимостью 150 фунтов за ночь, состоящий из спальни, ванной комнаты и небольшой гостиной.

Фрэнк Уильямс, владелец Williams, расположился этажом ниже, в то время, как большая часть его команды остановилась в другом отеле. Выше расположился Рон Деннис, руководитель McLaren.

Сенна путешествовал налегке. Он не любил большое окружение, однако в этот раз сопровождающих было больше, чем обычно - брат Леонардо, менеджер Джулиан Джекоби, друг Антонио Брага, журналист бразильского TV Globo Гальвано Буэно, один из немногих кому доверял Айртон, управляющий директор Селсу Лемус, физиотерапевт Йозеф Леберер

Вечером они все вместе собрались за ужином, а в после 22:00 Сенна вернулся в свой номер. Он редко ложился спать до полуночи, но известно, что был отъявленным засоней.

Пятница, 29 апреля, 8:30

За час до начала свободных заездов Айртон Сенна на вертолете отправился на автодром. Между этапами в Японии и Сан-Марино команда Williams провела тесты на французской трассе в Ногаро, и обещала большое количество модификаций перед гонкой в Имоле. Однако бразилец был настроен скептически по поводу новинок. Болид FW16 уступал в скорости Benetton, несмотря на наличие более мощного двигателя.

«Мы постоянно меняли настройки болида в попытке найти отличную комбинацию, которая могла бы превратить обещанную скорость в реальную. Однако сложно освоить машину, если ее поведение постоянно меняется. Это превращается в замкнутый круг», - заявил Деймон Хилл, напарник Айртона Сенны по Williams.

Однако, по мнению британца, трехкратный чемпион мира мог справиться с любыми проблемами.

«Айртон обладал огромным потенциалом, который мог компенсировать любой недостаток в шасси», - признался Деймон.

Началась первая часть свободных заездов. Айртон Сенна проехал 22 круга с лучшим временем 1.21.598, что было быстрее на секунду, чем время его напарника Деймона Хилла. Тем не менее, бразилец в отличие от партнера по команде, приятно удивленного поведением обновленного болида, оказался недоволен. Айртон полагал, что в Williams выбрали неправильное направление в развитии машины и в течение долгого времени после окончания первой практики, обсуждал детали со своим гоночным инженером.



Пятница, 29 апреля, 13:14

На 14-й минуте первой квалификации Айртон завершил свой быстрый круг и вышел в лидеры. В то время, когда он находился на круге возращения в боксы, в повороте Variante Bassa в тяжелую аварию попал гонщик Jordan Рубенс Баррикелло - машина подлетела на поребрике и на скорости 225 км/ч ударилась об ограждение.


Существуют противоречивые данные по поводу реакции Айртона. Он не видел аварию и послал свою помощницу Бетисе Ассумпачио в боксы Jordan, чтобы узнать подробности. Сам же отправился в медицинский центр. Входные ворота были закрыты, и ему пришлось перелезть через забор. Рубенс Баррикелло пришёл в сознание через несколько минут после аварии и увидел возле себя Сенну.

«Первым, кого я увидел после аварии, был Айртон. У него были слёзы на глазах. Таким я его ещё не видел, - рассказывает Рубенс. - У меня сложилось такое впечатление, будто бы он воспринял мою аварию как собственную».

Увы, слёзы Айртона были далеко не последними по ходу того уик-энда.

Спустя несколько минут Сенна вернулся в боксы Williams.

Пятница, 29 апреля, 13:40

Квалификация возобновилась. Сенна сразу улучшил свой собственный результат и показал лучшее время уик-энда. Тот факт, что он сделал это ещё на не до конца знакомой ему машине и в тяжёлом эмоциональном состоянии после аварии Баррикелло, доказал насколько велики были его смелость и мастерство.

Но было и доказательство того, что Айртон был уже не так целеустремлен, как раньше. Во время свободных заездов Сенна подозвал своего личного пилота Оуэна О"Махони.

«Оуэн, у меня есть кое-что для вас», - сказал Айртон и достал из своей сумки три фотографии с автографами.

«Это было очень странно, - рассказывает О"Махони. - В течение долгого времени я хотел попросить его сделать это, но не хватало смелости. Удивительно было то, что сделал он это во время сессии. Это было не похоже на Айртона, поскольку во время заездов он обычно думал только о трассе. Создалось такое ощущение, что он хочет завершить то, что когда-то недоделал».

Несмотря на поул, Сенна был недоволен своим болидом. После квалификации он вёл долгую и оживлённую дискуссию со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном. Позднее прервал своё интервью с журналистами и отправился в расположение команды.

Марк Фогарти, журналист издания Carweek: «Я был поражён в своё время тем, насколько сосредоточено отвечал Айртон на наши вопросы. Если он соглашался давать интервью, то отдавал журналистам всё своё внимание. Иногда Сенна так долго отвечал на вопросы, делая паузы, что казалось, будто бы он не слышал, но на самом деле он просто думал над ответом. Но в этот раз он не был сконцентрирован на интервью, часто останавливался при ответах - создалось ощущение, что он был психологически измотан».



Когда журналист RTL Кай Эбель спросил Сенну об инциденте с Рубенсом Баррикелло, трехкратный чемпион мира три раза начинал свой ответ, и каждый раз терялся в мыслях, а затем перевел тему, заявив, что трасса в Имоле является опасной.

«На данный момент я – единственный чемпион мира в пелетоне. В прошлые годы я часто открывал рот, но теперь понял, что лучше не высовываться», - ответил Сенна на вопрос о том, почему гонщики никак не могут повлиять на ситуацию с безопасностью.

После двух часов работы с гоночным инженером Айртон Сенна покинул автодром и вернулся в гостиницу. Физиотерапевт Йозеф Леберер провел процедуру массажа. Айртон сказал ему, что Рубенсу Баррикелло очень повезло и он не получил серьезных травм. Леберер в тот момент отметил неожиданную обеспокоенность своего подопечного.

Пятница, 29 апреля, 23:00

Айртон Сенна после ужина в небольшом ресторане Trattoria Romagnola вернулся в свой номер и позвонил Адриане Галистеу.

«Он рассказывал об инциденте с Рубенсом Баррикелло, и в его голосе слышалось отчаяние, даже паника, - рассказывает Галистеу. - Затем он заплакал».

Началась вторая часть свободных заездов, по итогам которой Айртон, проехав 19 кругов, показал время - 1.22.030 После окончания тренировки Сенна признался, что доволен машиной. Напряженная работа наконец-то начала приносить свои плоды.

Между тем утром из госпиталя Маджиоре в паддок вернулся Рубенс Баррикелло – правая рука бразильца была перевязана, нос сломан. Он сказал Сенне, что отправляется домой в Бразилию и будет смотреть гонку по телевизору. Гоночный уик-энд для молодого бразильца был закончен, но журналистам он сообщил, что вернется через две недели в Монако.

Суббота, 30 апреля, 13:18

Практически ровно через сутки после инцидента с Рубенсом Баррикелло произошла ещё одна ужасная авария. Но в отличие от Рубенса у новичка Формулы 1 Роланда Ратценбергера не было никаких шансов на выживание. Simtek австрийца на скорости 320 км/ч вылетел с трассы в повороте Villeneuve, и ударился об стену.

От удара машину отбросило обратно на трассу. Телевизионные камеры запечатлели момент, когда разбитый болид остановился, и голова австрийского гонщика безжизненно наклонилась в правую сторону.

Когда Айртон Сенна, находившийся в тот момент в боксах, увидел аварию, он закрыл лицо руками и направился к выходу из боксов. Спустившись вниз по пит-лейн, он сел в машину безопасности и отправился на место инцидента. Когда он прибыл туда, тяжело травмированного Ратценбергера уже отправили в медицинский центр.

Деймон Хилл в отличие от своего напарника находился на трассе в момент в аварии и проехал возле разбитой машины.

«Я видел разбросанные обломки на трассе и, глядя на место инцидента, у меня сложилось впечатление, что авария была очень серьезной. Нам повезло с Рубенсом Баррикелло накануне, но в этот раз все было куда хуже», - рассказывает Хилл.

Бригада врачей во главе с медицинским делегатом FIA профессором Сидом Уоткинсом прибыла на место инцидента спустя 25 секунд. Роланд Ратценбергер был извлечен из болида. Австриец получил серьезные травмы головы и шеи, и клинически был мертв. На месте был сделан массаж сердца, а через семь минут после аварии на место прибыла машина скорой помощи. Из медицинского центра трассы Ратценбергер на вертолете был отправлен в госпиталь Маджиоре

Из госпиталя в Болонье пришло сообщение о смерти Ратценбергера. Это был первый смертельный случай в Формуле 1 с 1986 года, когда на тестах в Поль-Рикар погиб Элио де Анджелис.

На месте инцидента Сенна увидел только разбитый болид и разбросанные по всей трассе обломки. Вернувшись в боксы, Айртон отправился на поиски Сида Уоткинса - он хотел знать подробности. Несмотря на разницу в 30 лет, Сенна и Уоткинс были хорошими друзьями.

«Айртон был шокирован , - вспоминает Уоткинс реакцию Сенны. - Он никогда не сталкивался с жестокой реальностью своей профессии, потому что в годы его выступлений никто не погибал. Но он знал о смерти - он был религиозным человеком и был достаточно умён, чтобы обдумать всё.

Я ему сказал: Айртон, почему бы тебе не отказаться от участия в гонке? Что ты потеряешь в таком случае? Ты три раза выигрывал чемпионат мира, ты – один из самых быстрых гонщиков. Брось это все, а я закончу свою работу и вместе мы поедем на рыбалку».

«Сид, в жизни есть вещи, которые от нас не зависят. Я не могу уйти. Я должен продолжать», - сказал Сенна в ответ.

Сид Уоткинс и Айртон Сенна разговаривали в течение пяти минут, в это время в медицинский центр вошёл Мартин Уитакер, сотрудник пресс-службы FIA.

«Когда они закончили разговор, я спросил Сенну: знает ли он о том, что произошло? Айртон ничего не ответил, только посмотрел на меня и ушёл, - рассказывает Уитакер. - Я никогда не забуду его взгляд. Нельзя сказать, что в нём был страх. Айртон просто очень сильно переживал. Но было и что-то другое. Вы можете увидеть это на его фотографиях, сделанных в тот уик-энд».

Команда Williams не стала продолжать участие в квалификации. Айртон вернулся в моторхоум, где находились Деймон Хилл и его жена Джорджия, а также Бетисе Ассумпачио.

«Он был подавлен. Я погладила его по голове, поговорила с ним немного, но он был очень замкнут», - рассказывает Бетисе.

Айртон Сенна отказался от участия в пресс-конференции после квалификации, где он завоевал поул. По правилам, ему грозил денежный штраф, но Мартин Уитакер попросил не предпринимать санкций по отношению к бразильцу. Его просьба была услышана.

Сенна был вызван стюардами, которые были намерены вынести ему предупреждение за использование машины безопасности, на которой он доехал до места аварии Ратценбергера.

Гоночный директор Джо Корсмит заявил, что Сенне не стоило брать машину безопасности без разрешения, несмотря на чрезвычайную ситуацию. Сенна ответил, что он представлял интересы всех пилотов, беспокоился за безопасность трассы и состояние Ратценбергера. Также он рассказал, что получил разрешение официальных лиц, прежде, чем сесть в машину безопасности. Разговор вышел достаточно напряжённым и в один момент Айртон прокричал: «По крайне мере, хоть кто-то был обеспокоен безопасностью!»

Корсмит решил не предпринимать каких-либо санкций, поскольку посчитал, что Сенна был вне себя.

В последующем разговоре с Йозефом Леберером Айртон негодовал: «Как они смеют указывать мне на мои действия? Я управляю болидом, а они говорят мне о безопасности!»

Айртон Сенна покинул автодром имени Энцо и Дино Феррари. Он всерьез рассматривал возможность отказа от участия в гонке и был намерен поговорить об этом вечером с Фрэнком Уильямсом.

Марк Фогарти, которому накануне вечером Сенна давал интервью, рассказал, что у трехкратного чемпион мира было предчувствие. Айртон даже не завершил интервью, договорившись, что сделает это в конце недели.

«Если оглянуться назад, то сейчас можно многое понять, - говорит Фогарти. - У меня тогда сложилось впечатление, что у Айртона было плохое предчувствие».

В субботу вечером Сенна два раза звонил своей подруге Адриане Галистеу.

«Айртон сказал, что не хочет принимать участие, но это его работа. Он ничего не сказал о страхе за свою жизнь, - говорит Галистеу. - Он был потрясен, плакал и признался, что не хочет выходить на старт. Он никогда так раньше не говорил».

Вечером было запланировано празднование дня рождения Йозефа Леберера, но, по словам Джулиана Джекоби, это было больше похоже на «мрачное сборище». Сенна отправился в номер к Фрэнку Уильямсу. После разговора с ним Айртон стал гораздо спокойнее и подтвердил, что выйдет на старт Гран При Сан-Марино.

Сенна вновь позвонил Галистеу. По её словам, он чувствовал себя лучше, и сказал, что собирается выйти на старт гонки, но не знает, чем это всё закончится. Его последние слова были: «Забери меня завтра из аэропорта в Фару в 20:30 вечера. Не могу дождаться момента, когда увижу тебя...»

Перед сном Йозеф Леберер предложил Айртону сделать массаж, но он отказался, сказав, что не в настроении.

Воскресенье, 1 мая. 7:30

Сенну разбудил телефонный звонок. Звонил пилот О"Махони, который хотел узнать время, когда нужно забирать вещи из гостиницы. Сенна отправился на вертолёте на трассу. На Warm Up Айртон показал лучшее время. Дэвиду Брауну он сказал, что доволен настройками и их не нужно менять.

В интервью французскому каналу TF1, на котором комментатором работал Ален Прост, Сенна сказал: «Я бы хотел передать привет моему старому другу Алену Просту. Хочу сказать, что мне его очень не хватает».

Учитывая их соперничество в прошлом, это было достаточно неожиданным заявлением.

После завершения Warm Up Айртон Сенна встретился с Аленом Простом в моторхоуме Williams. В течение получаса они вели беседу – Айртон попросил помочь ему с мерами по повышению безопасности. Прост согласился и они договорились встретиться на Гран При Монако.

Сенна отправился на брифинг пилотов. Участники почтили память Роланда Ратценбергера минутой молчания.

Сенна был обеспокоен правилом машины безопасности, заявив, что её темп является слишком низким для поддержания оптимальной температуры шин. Вместе с Герхардом Бергером он предложил отменить это правило. После брифинга Айртон отправился в моторхоум Williams на рекламное мероприятие команды, он не хотел этого делать, но понимал, что это часть работы.

Воскресенье, 1 мая. 12:00

Айртон Сенна начал подготовку к гонке. Как обычно, он легко пообедал, а потом закрылся в своем моторхоуме, чтобы собраться мыслями. По словам очевидцев, Сенна часто читал Библию перед гонкой. В этот уик-энд она также была у него с собой, но никто не знает, читал ли он её в то утро.

Воскресенье, 1 мая. 13:30

За полчаса до начала гонки Сенна отправился в боксы Williams. Хайме Брито, бразильский журналист попросил его подписать три фотографии.

«В тот день я заметил, что Айртон делает то, что никогда раньше не делал, - рассказывает Брито. - Он обошёл болид вокруг, посмотрел на шины, на заднее антикрыло. Казалось, что он с подозрением относится к машине».

«Айртон всегда надевал подшлемник и шлем так, будто бы с нетерпением ждал начала гонки, - говорит Бетиссе Асумпачио. - В тот день он сделал это так, будто бы не хотел выходить на старт. Но он не думал, что скоро погибнет, он думал о победе. Он просто хотел, чтобы этот уик-энд поскорее закончился, и он мог отправиться домой, где уже давно не был».

На стартовой решетке Сенна также нарушил одну из своих традиций - после установочного круга он снял шлем, и ослабил ремни безопасности, чего до этого раньше предпочитал не делать. В отличие от всех остальных гонщиков он никогда не покидал кокпит, концентрируясь на первом повороте после старта и прорабатывая сценарий действий на старте.

Как обычно, перед началом гонки комментатор на автодроме начал объявлять стартовую решетку, и когда было произнесено имя пилота Ferrari Герхарда Бергера, занимавшего третье место, трибуны ликованием поприветствовали австрийца. В тот момент Герхард находился рядом с Айртоном Сенной.

«Он посмотрел на меня и улыбнулся, - вспоминает Бергер. - Это была улыбка друга, который рад видеть мою поддержку и любовь болельщиков ко мне. Это последнее, что я запомнил о нем».



Воскресенье, 1 мая. 14:00

Гонка стартовала и пелетон, возглавляемый Айртоном Сенной, направился к первому повороту, но позади не обошлось без инцидента. Педро Лами на болиде Lotus врезался в заглохший Benetton Юрви-Ярви Лехто. Обломки усыпали трассу, а одно из колёс улетело на трибуну и ранило девять человек.

На трассе появилась машина безопасности и гонка, несмотря на серьезность аварии, остановлена не была. Сенна на этот момент лидировал, далее расположились: Шумахер, Бергер, Хилл.

Дэвид Браун, гоночный инженер Айртона Сенна, сообщил ему о том, что на следующем круге машина безопасности покинет трассу. Сенна подтвердил, что услышал сообщение – это были его последние слова.

Сенна на первом круге после рестарта, с полными баками и на холодной резине показал время круга 1:24.887, которое было превзойдено лишь в конце гонки и только двумя пилотами – Михаэлем Шумахером и Деймоном Хиллом.

Воскресенье, 1 мая. 14:17

Айртон Сенна второй раз после рестарта и седьмой раз в течение гонки приблизился к повороту Tamburello. При прохождении вершины виража его машину на скорости 300 км/ч сорвало с траектории. В зоне вылета скорость упала до 209 км/ч, а затем правой стороной болид врезался в бетонное ограждение. Правая передняя часть приняла на себя всю нагрузку, оторвавшееся колесо вместе с рычагами подвески оказалось зажато между шасси и стеной, а затем болид был отброшен на обочину.

Через несколько секунд дирекция гонки приняла решение вывесить красный флаг. Сид Уоткинс отправился на место инцидента.

Воскресенье, 1 мая. 14:18

Невеста Айртона Сенна Адриана Галистеу наблюдала за гонкой по телевизору в Португалии. В момент аварии у нее появилась эгоистичная мысль: «Хорошо. Он вернется домой пораньше».

Она ждала, когда Айртон снимет перчатки, уберет руль и покинет кокпит. У нее не было мыслей, что этого не произойдет. За 18 месяцев, прошедшие после из знакомства, Адриана уже видела подобные аварии и заканчивались они всегда хорошо.

Пилот личного самолета Айртона Сеннны Оуэн О"Махони также наблюдал за гонкой по телевизору и сразу после аварии принялся готовиться в раннему вылету, но вернулся на место после того, как его босс остался в кокпите.

Физиотерапевт Сенны Йозеф Леберер находился в момент аварии в боксах Williams.

«Я помню, как говорил вслух: давай, давай, вставай, вставай, выходи из машины, парень!» - вспоминает Леберер, понявший в тот момент серьезность аварии.

Адриана Галистеу тем временем начинала все и больше беспокоится из-за того, что Айртон продолжал оставаться в кокпите.

«Чего он ждет? – спросила она у домработницы. – Может быть, он сломал руку или ногу?»

Затем она начала кричать: «Выходи из машины, выходи!»

Спустя несколько минут Адриана заплакала.

Воскресенье, 1 мая. 14:18

Сид Уоткинс подъехал на место инцидента и подошел к врачу из первой машины, который уже находился возле разбитого болида Williams FW16 и качал головой. Состояние шлема и сочащаяся из под него кровь говорили о серьезной травме. Врачи посмотрели друг на друга, выразив таким образом неуверенность по поводу того, что они увидят, когда шлем будет снят. Уоткинс перерезал ремень на подбородке и пока, другие придерживали голову пострадавшего, он снял шлем. Хлынула кровь. Лобовая часть была серьезно повреждена.

Сид Уоткинс осмотрел Сенну. Глаза были закрыты, он был без сознания. Уоткинс поднял веки.

«Он получил серьезную травму головы. По степени полученных повреждений было понятно, что у него нет шансов на выживание», - вспоминает Сид Уоткинс

Медики вытащили Айртона из болида. Кровь продолжала идти. Его положили на землю, а маршалы подняли специальные щиты, закрыв пострадавшего от лишних взглядов.

«Когда мы извлеки его из машины, он вздохнул. Несмотря на то, что я не являюсь верующим, в тот момент я почувствовал, как его душа покинула тело», - вспоминает Уоткинс.

Врачи сделали необходимые инъекции и после того, как дыхательные пути были очищены, остановлено кровотечение и зафиксирована шея, у Сенны появился слабый пульс. Сид Уоткинс принял решение отправить Айртона на вертолете в госпиталь Маджиоре для проведения интенсивной терапии, несмотря на то, что он понимал, что, скорее всего, это не принесет результата.

Вертолет поднялся в воздух и направился в сторону Болоньи. Во время 20-минутного перелета произошла очередная драма – на третьей минуте полета сердце Айртона остановилось. Доктор Гордини приложил все усилия для того, чтобы его запустить, и ему это удалось.

Сенна доставлен в госпиталь Маджиоре в Болонье. Бразилец был направлен в отделение интенсивной терапии, где подтвердился диагноз – повреждение головного мозга.

Сердце Сенны остановилось вновь. Врачи смогли его запустить и подключили Айртона к системе искусственного жизнеобеспечения.

Главный врач Мария Терезия Фиандри опровергла возможность операции травмированного Айртона Сенны

Фиандри прочитала вслух клинический бюллетень, в котором сообщалось о том, что Айртон Сенна получил травму мозга с обширным кровоизлиянием и находится в коме.

Воскресенье, 1 мая. 18:00

Врачи заявили, что мозг Айртона Сенны мёртв и он продолжает дышать лишь при помощи оборудования. По итальянским законам врачи не имеют права отключать приборы жизнеобеспечения ранее чем через 12 часов. Но даже это уже не могло бы помочь.

Сид Уоткинс предложил всем попрощаться. Герхард Бергер и Йозеф Леберер отправились первыми. Бергер сел на кровать Сенной, человеком, который сыграл огромную роль в его жизни и карьере. Несколько минут он тихо говорил, а затем произнес последнее «прощай» и поцеловал друга в щеку. Он сказал: «Я провел с ним несколько минут, а дальше было, что было».

Затем вошли попрощаться остальные.

В палате Айртона Сенны побывал священник

Воскресенье, 1 мая. 18:37

Сердце Айртона Сенны остановилось и врачи приняли решение не пытаться вернуть его к жизни.

Воскресенье, 1 мая. 18:40

Главный врач Мария Терезия Фиандри объявила о смерти Айртона Сенны, отметив, что ее официальным временем стало 14:17, когда трехкратный чемпион мира врезался в стену.

В Бразилии был объявлен трехдневный траур.



  • Разделы сайта