Как называется лифт в горах. Бугельный подъемник. Titlis Rotair, Энгельберг - Швейцария \ Titlis Rotair, Engelberg - Switzerland

Genius - это название нижней приводной станции с накопителем бугелей для подъемников типа Н (Vectris) с отцепляющимися бугелями. Скорость этих подъемников до 4 м/с, производительность до 900 чел/час, бугеля штанговые одноместные. Станция "Genius" имеет модельный ряд в зависимости от количества размещаемых бугелей, от 40 до 210 шт. Верхняя станция может быть или с грузовой или с гидравлической натяжкой и иметь систему LSP.

Эти дороги рационально использовать при длинах более 600 м, при этом лыжник будет тратить меньше времени на подъем по сравнению с подъемниками, оснащенными фиксированными бугелями, скорость которых не превышает 2,5 м/с. В тоже время дорога типа Н экономична, так как на трассе столько бугелей, сколько лыжников участвует в подъеме. Остальные бугеля при этом находятся в накопителе.

Общее описание.

Канатный лыжный подъемник с отделяемыми бугелями представлен восемью моделями: Н.10, Н.40, Н.60, Н.100-2, Н.100-3, Н.180, Н.210. В этих моделях бугеля приводятся в движение за счет непрерывного кругового движения троса. Бугеля хранятся в подвешенном состоянии на терминале отправления и по мере необходимости поступают на трос. Моторный блок вместе с бугельным кронштейном располагается внизу трассы, в то время как буксировочный механизм располагается наверху трассы.

В некоторых моделях моторный блок может располагаться наверху трассы. В этом случае кронштейн с бугелями независим и может устанавливаться на одной или двух опорах у терминала отправления. Такой тип подъемника разрабатывается и создается на заказ и имеет название модель Е.

Электрооборудование.

Все электрооборудование находится в специальном шкафу, расположенном в кабине оператора, либо устанавливается на опоре у подъемника типа Н.10. Оборудование предназначается для работы, остановки и организации безопасности лыжного подъемника. В состав этого оборудования включается: сигнальная панель и пульт управления, а также пусковой реостат для медленного запуска электромотора, если такой имеется.

Кнопка "Ведутся работы" на пульте управления обеспечивает безопасность обслуживающему персоналу, работающему на каком-либо участке подъемника. Нажав эту кнопку персонал может вести требуемые работы, добравшись на работающем подъемнике до нужного участка. Добравшись до требуемого участка работы обслуживающий персонал останавливает подъемник и уже никто из посторонних не сможет запустить его.

Это техническое устройство в горах, которым в период работы горнолыжных курортов пользуются лыжники и сноубордисты для подъема к началу трассы. В летнее время невостребованный по прямому назначению подъемник на горнолыжном курорте работает как аттракцион для туристов. Подняться на нем для обзора окрестностей могут все желающие. Кабинные приспособлены для инвалидов.

Воздушные подъемники

Воздушный по-другому называется канатная дорога. Принципиально отличается от фуникулеров, так как перевозит пассажиров в креслах или кабинах, висящих в воздухе. Существует два вида.

Кабинные (маятниковые) подъемники

Представляют собой две крупные кабины, закрепленные на подвесном канате. Традиционно их вместительность колеблется от 30 до 40 человек. Когда трос приводится в движение, кабины стартуют со своих станций одна снизу, другая сверху, и двигаются навстречу друг другу к противоположной станции. Приближаясь к точке назначения, кабины замедляют движение и плавно останавливаются около платформы, чтобы дать людям выйти. Это маятниковый (или двусторонний) тип движения. Развивают скорость до 10 м/с. Пользуясь таким подъемником нужно снимать лыжи и сноуборд.

Недостатки этой системы в высокой цене оборудования, ограничении по количеству пассажиров (что влечет за собой очереди). Для повышения пропускной способности таких дорог производители стали увеличивать объем кабины, иногда она вмещает даже полторы сотни человек.

Большими достоинствами являются скорость подъема, защита от ветра и мороза.

Гондольные подъемники

Воздушные подъемники оборудованы небольшими кабинками (гондолами), вмещающими от 2 до 6 человек. Основа конструкции непрерывный канат, движущийся по кругу. Количество гондол на канате ограничивается только его длиной и весовыми нормами. Им можно воспользоваться только для подъема. В обратную сторону гондольный подъемник, в отличие от маятниковой дороги, не перевозит пассажиров это односторонний тип движения. В пунктах посадки и выхода пассажиров ход каждой отдельной гондолы замедляется специальным устройством. Остальные при этом продолжают ехать в прежнем темпе. Кабинка зависает на месте на несколько секунд, которых обычно совершенно достаточно для того, чтобы вставить отстегнутые лыжи в специальный карман на внешней стороне дверцы и занять свое место. После этого гондола разгоняется до общей скорости.

Достоинство этого вида подъемников непрерывность работы. Тут редко бывают очереди. Однако скорость подъема меньше и снова приходится отстегивать лыжи и доску.

Канатные дороги гондольного типа недавно стали появляться и в России. В Сочи на курорте «Роза Хутор» их установлено аж 7 штук.

Кресельные подъемники

Работают по такому же принципу, как гондольный, но есть ряд отличий.

  • Пассажиры сидят в открытых креслах. По количеству мест на одном крепеже различают кресельные подъемники от одноместных до восьмиместных.
  • При приближении к вершине кресельный подъемник не сбавляет скорость. Он вообще движется медленнее других.
  • На нем не нужно отстегивать лыжи. Это здорово экономит время.
  • Сидя в кресле пассажир обязательно должен накинуть на себя защитную рамку. Об этом, и о том, что рамку можно поднять, напоминают специальные знаки по ходу движения.

Существенный минус на высоте нескольких метров над землей на открытом ветру можно здорово замерзнуть, особенно если трасса длинная. Иногда встречаются кресла с подогревом сидения и спинки. Теплые ноги и спина — настоящий подарок для райдера!

Кресельный подъемник на гору спасение для начинающих сноубордистов, еще плохо умеющих кататься, для которых наземные подъемники могут представлять непреодолимое препятствие.

В России множество курортов оборудованы такими канатными дорогами.

Наземные подъемники

Перевозят людей без отрыва от земли. В отличие от воздушных, не могут использоваться иначе, чем по прямому назначению.
Бугельные подъемники

Самая популярная разновидность подъемника. К тросу в этом случае прикреплен бугель, дающий название всему механизму, опираясь на который человек скользит по склону на своих лыжах или доске. Бугели бывают двух видов.

  • В форме перевернутой буквы Т. Иначе это называется якорным подъемником из-за внешнего сходства с якорем. На перекладине можно сидеть вдвоем.

Обратите внимание! Слово «сидеть» в данном случае означает не перенести вес тела на бугель. Он его не выдержит, и вы упадете. Можно только опереться на него.

  • Круглые буксирные бугели, в виде диска или тарелки. Чаще используются на детских или учебных горках.

Ленточный подъемник

Представляет собой подвижное полотно, похожее на траволатор. Иногда используется для доступа к станциям канатных дорог, но чаще всего применяется на детских горках. Своеобразный лифт для саночников. Максимально безопасный способ подъема, но очень медленный.

Движущийся канат

На некоторых пологих и коротких склонах используется этот тип горнолыжного подъемника. Для подъема нужно просто взяться рукой за трос. Для удобства, к тросу иногда приделаны поперечные ручки.

Ностальгия

Эта конструкция является современным аналогом старинных подъемников, порой самодельных, где за подвижный трос нужно было цепляться при помощи привезенного с собой приспособления в виде массивного железного крюка. При этом существовал реальный риск получить крюком по лбу, если он вдруг сорвется, проходя очередной упор.

Правила подъема

Пользуясь бугельным подъемником, нужно быть собранным и внимательным.

Выйдите на стартовую площадку и возьмитесь за штангу буксировочного бугеля. Дождитесь момента, когда бугель потянет вас вверх и переместите перекладину под ягодицы. Сохраняйте равновесие и придерживайтесь накатанной лыжни и общего направления движения. После завершения подъема незамедлительно сойдите с лыжни и освободите место следующему.

При падении быстро, насколько это возможно, освободите проезд следующим катающимся. Не пытайтесь снова ухватиться за бугель на середине пути. Спуститесь к стартовой площадке.

Что делать, если вы застряли?

Если вы застряли на воздушном подъемнике, оставайтесь на месте и не волнуйтесь. Остановки возможны из-за перегрузки троса или маленьких аварий на посадке или выходе, а также по причине того, что аппарат заклинил или вышел из строя. Если лыжный подъемник сломался, дождитесь помощи специалистов. Пытаясь самостоятельно покинуть воздушный подъемник можно получить серьезные травмы.

Техника безопасности

Правила пользования подъемниками и поведения на склоне можно найти на каждом курорте. Из самых насущных советов:

  • пользуясь кресельным видом опускайте защитную рамку, на сильном ветру или при неловком движении с кресла можно упасть;
  • не раскачивайте кабину или кресло;
  • никогда не пользуйтесь подъемником и не находитесь на склоне в состоянии опьянения или пить спиртные напитки!

Благоразумие на горе, осторожность и уважение к другим катающимся лучшая защита для райдера!

Современные горнолыжные курорты, да и просто популярные места катания на горных лыжах и сноуборде, невозможно представить без специальных подъёмников, предназначенных для подъёма верх по склону горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска.

Подъемники встречаются самых разных типов, отличаются скоростью и способом подъема, но все подъёмники можно разделить на два основных класса:

  • воздушные - с помощью которых осуществляется подъём людей в кабинах или креслах, подвешенных к тросу, с отрывом от земной поверхности;
  • наземные - с помощью которых осуществляется подъём людей без отрыва от земной поверхности.

1. Наземные подъёмники

Бугельные подъёмники.

Первоначально бугельным подъёмниками называли ныне устаревший, но ещё встречающийся в , тип подъёмника, где с помощью специального бугеля - скобы и брезентового (это лучший вариант) троса горнолыжники цеплялись к голому тросу подъёмника.

Сейчас более распространён другой тип подъёмника-буксира, который представляет собой непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены шесты, на концах которых закреплены тарелки или Т-образные перекладины. Тарелкообразные бугели, или по англоязычной классификации подъемники системы Пома, представляют собой трос с закрепленным на нем шестом, на конце которого находится тарелка. Понятно, что тарелки предназначена для размещения между ног и таким образом происходит буксировка на вершину горы.


Чтобы воспользоваться подъемником такого типа, следует палки взять в руку, которая дальше от шеста. Как только шест приблизился, нужно свободной рукой подвести его между ног и зафиксировать положение тарелкой, ни в коем случае не садясь в нее . Лыжи, при этом, ставятся параллельно и достаточно широко друг от друга. Достигнув места высадки, бугель отпускают и уходят от подъемника.

В основу Т-образного бугеля положен вышеописанный принцип: горнолыжник буксируется вверх за счет движения троса. Основное отличие этого подъемника заключается в том, что одновременно может перемещаться 2 человека. Горнолыжники становятся попарно, между ними пропускается шест, а перекладина устанавливается ниже спины. Во время подъема нужно следить, чтобы лыжи находились параллельно. И ещё. При использовании подъёмников такого типа постарайтесь найти партнёра примерно вашего веса. Если вы поднимаетесь в одиночку, или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы удержаться на подъемнике, передвиньте конец перекладины под внешнюю ягодицу.

Единственный в области подъёмник такого типа расположен

Ленточный подъемник

Этот тип подъемников также относится к классу наземных, к тому же, он не имеет опор. Движущаяся лента (гибкая дорожка) используется на детских трассах, а также, в развлекательных центрах при небольшом уклоне. В Германии сооружена самая длинная в мире движущаяся дорожка протяженностью 243 метра.

«Беби-лифт»

Иногда на некрутых, недлинных склонах используются движущиеся канаты (тросы). Буксировочный трос движется на высоте около одного метра от поверхности склона.Подъём производится захватом руками этого каната на лыжах аналогично бугельному подъёмнику. На данных подъёмниках не используют промежуточные опоры. Процесс буксирования происходит либо от прямого захвата троса руками лыжников, либо за специальный крючок. Это обуславливает небольшую скорость движения троса и незначительную длину данного типа канатных дорог. Ещё одним недостатком такого подъёмника является то, что нужны дополнительные усилия для того, чтобы удержаться за канат в процессе движения.

2. Воздушные подъёмники

Подъёмники кресельного типа.

Современный, удобный и скоростной тип горнолыжных подъёмников. Люди располагаются в креслах, закрепленных на тросах, и перемещаются по воздуху. Кресла могут быть одно-, двух-, трех-, четырех-, шести- и 8-местными. Подъем – одно удовольствие: он не требует усилий и предоставляют возможность несколько минут отдохнуть и насладиться пейзажем.

Пользоваться таким подъемником достаточно просто. Посадка и высадка горнолыжников происходит при замедленном движении кресел. При посадке следите за приближающимся креслом и как только сиденье подъедет и коснётся вас — возьмитесь за стойку кресла, садитесь и опускайте страховочную перегородку. Вот и все!

И ещё один совет. Если мы начинающий, то на креслах большой вместимости лучше предупреждать о своей неопытности соседей и занимать крайние места.

Этот тип подъемников подразделяются на одно- и двусторонние (маятниковые).

Односторонние подъемники перемещают кабины в одну сторону и относятся к одноканатным кольцевым дорогам непрерывного движения. Перед посадочной платформой движение кабин специально замедляется. Оборудованные кабинами на два - четыре человека и более, эти дороги, так же как и кресельные, имеют достаточно высокую производительность благодаря высокой скорости. Да и пользоваться ими достаточно просто, здесь и описывать особо нечего.

Подъёмники маятникового типа имеют две ветки, по которым осуществляют встречное движение двух кабин вместимость иногда и более 100 человек. Для посадки и высадки туристов необходимы большие посадочные нижние и верхние станции с мощными механизмами, прочными промежуточными пролетами.

К плюсам использования маятниковых подъёмников можно отнести меньшую зависимость от рельефа местности и сравнительно быструю доставку пассажиров на большие расстояния. К неудобству: необходимость снимать лыжи/сноуборды и длинные переходы по лестницам и коридорам посадочных станций.

Новички часто испытывают некоторые трудности, им кажется, что пользоваться подъемниками сложно. Однако, несколько раз совершив подъем, большинство без проблем осваивает эти нехитрые премудрости.

Инфраструктура горнолыжного курорта обуславливает наличие подъемников, при помощи которых горнолыжники поднимаются к началу спуска. Это позволяет им сохранить время и силы, исключительно, для тренировок и катания. Подъемники бывают разных видов, в зависимости от скорости и способа подъема. Наземные подъемники поднимают туристов без отрыва от земли, а воздушные перемещают по воздуху. Особенности каждого вида подъемников следует рассмотреть подробнее.

Бугельный или буксировочный подъемник

Класс наземных подъемников, в простонародье «Бугель «, которые поднимают горнолыжников при помощи бугеля (тарелкообразного или Т-образной перекладины).

Этот вид подъемников наиболее часто устанавливается на учебных трассах. Тарелкообразные бугели были изобретены французским изобретателем Помагальским, поэтому их часто называют «помасы». Такой подъемник представляет собой трос с закрепленным на нем шестом, на конце которого находится тарелка.

Турист должен, скользя на лыжах, удерживать тарелку между ног и таким образом буксироваться на вершину горы.

Чтобы воспользоваться этим подъемником, следует палки взять в ту руку, которая находится дальше от шеста. Как только шест приблизился, нужно свободной рукой подвести его между ног и зафиксировать положение тарелкой, ни в коем случае не садясь в нее. Лыжи, при этом, ставятся параллельно и достаточно широко друг от друга. Турист, достигнув места высадки, бугель отпускает и уходит от подъемника.

В основу Т-образного бугеля положен тот же принцип: горнолыжник перемещается вверх за счет движения троса. Существенное отличие этого подъемника заключается в том, что одновременно может перемещаться 2 человека.

Горнолыжники становятся попарно, между ними пропускается шест, а перекладина устанавливается ниже спины. Во время подъема нужно следить, чтобы лыжи находились параллельно.

Горнолыжные трассы курортов Славско и Ворохты оборудованы бугельными подъемниками. На курорте Буковель, также, есть один бугель.

По принципу бугеля устроен подъемник «движущийся трос». Это устаревший тип, но все еще встречается на некрутых коротких спусках. В этом случае горнолыжник, во время подъема, руками держится за трос, что требует дополнительных усилий.

Ленточный подъемник

Этот тип подъемников относится также к классу наземных, к тому же, он не имеет опоры. Движущаяся лента (гибкая дорожка) используется на детских трассах, а также, в развлекательных центрах. Она удобна на некрутых склонах. Используется, также, саночниками.

В Германии сооружена самая длинная в мире движущаяся дорожка протяженностью 243 метра.

Кресельные подъемники

Наиболее современные, удобные и скоростные подъемники – кресельные, когда люди находятся в креслах, закрепленных на тросах, и перемещаются по воздуху. Кресла могут быть одно-, двух-, трех-, четырех-, шести- и 8-местными. Подъем в таких креслах – одно удовольствие: он не требует усилий. Турист может отдохнуть и полюбоваться окружающей панорамой.

Пользоваться кресельным подъемником не сложно. Посадка и высадка горнолыжников осуществляется при замедленном движении. Как только кресло подъедет к туристу, нужно садиться и опустить страховочную перегородку. Вот и все, поехали!

Подъемники этого типа развивают большую скорость. Например, на курорте Ла-Плань (Франция) установлен подъемник, который поднимает туристов на высоту 2133 м. за 5 мин.7 сек. За 5 с половиной минут осуществляет подъем на 1706 метров подъемник на швейцарском курорте Вербье.

На самом современном украинском курорте Буковель установлено 15 кресельных подъемников, общая пропускная способность которых составляет 33000 чел./час. Подъемники оборудованы движущейся посадочной платформой, что облегчает туристам посадку.

Гондольные подъемники

Этот тип подъемников относится к воздушным и, в свою очередь, подразделяются на одно- и двусторонние (маятниковые).

Последние подъемники имеют две ветки, по которым осуществляют движение кабин в обе стороны. Для посадки и высадки туристов гондолы останавливаются.

Односторонние подъемники перемещают кабины в одну сторону. Посредством специального устройства перед посадочной платформой движение кабин замедляется. На первый взгляд, кажется, что пользоваться подъемниками сложно и поэтому новички испытывают определенные трудности. Однако, несколько раз совершив подъем, туристы осваивают эти нехитрые премудрости.

Бугельный подъёмник – специальное устройство, предназначенное для подъёма горнолыжников к стартовой точке по . Конечно, можно самостоятельно подняться в гору, но тогда сил и времени потратится больше, катание доставит меньше удовольствия, а тренировки покажутся крайне изнурительными. Подъёмники различаются по методу и скорости подъёма. Предназначение наземного типа – поднимать в гору людей безотрывно от земли, воздушного – доставить человека на место по воздушному пути.

Подъёмник, краткая характеристика

Бугельный подъёмник представлен по типу троса, состоящего из двух ветвей: поднимающей и спускающей. Они расположены параллельно между собой и устроены на единых опорах. Трос огибает специальные опоры – конечную натяжную станцию с приводом или комбинированную станцию, состоящей из натяжной, приводящей и обводной опор. Иногда устанавливаются промежуточные станции непосредственно с промежуточными опорами –отжимной либо несущей. Движение производится за счёт электропривода. Обычно подъёмник оснащён резервным дизельным двигателем.

Вариативность буксировочных подъёмников обусловлена способом крепления непосредственно к буксировочному тросу. Виды:

  • беби-лифт;
  • бугельный подъёмник.

Беби-лифт

Подъёмник оснащён резинопластиковыми скобами. Движение осуществляется на метровой высоте посредством прямого захвата буксировочного троса. Держась за ручки или петли, человек поднимается на гору. Трос движется с медленной скоростью по канатной дороге незначительной длины. Поэтому все детские и учебные склоны оборудованы именно этим подъёмником.

Бугельный подъёмник

Подъёмники оснащены комплектующими деталями для буксирования. Различаются между собой:

  1. Размещением приводного механизма, способом натяжения троса. Положением конечных станций – нижней приводной (НП), верхней приводной (ВП). Встречается и комбинированный бугельный подъёмник.
  2. Формой конструкции промежуточных опор. Бывают П-образные, Г-образные, Т-образные.
  3. По количеству мест для посадки:
    • Тарелка. Предназначена для перемещения одного человека. Буксировочная штанга закреплена пластиковым диском на конце, что напоминает форму тарелки. Помещая диск между ногами, человек осуществляет движение наверх.
    • Подъёмник якорь или швабра – двухместный бугель. Т-образная форма буксировочной штанги позволяет подняться на гору сразу двум горнолыжникам. Комплектация бугеля: Т-образная опора с буксировочной штангой, инерционный барабан с вытяжной катушкой для смягчения при старте рывка и регулировки длины буксировочного троса в момент перепадов рельефа либо изменения уклона горной трасы, зажим. Конструкции без инерционных барабанов оснащены эластичными вставками, смягчающими старт.

Бугельный подъёмник без комплектующих деталей для крепления

Отечественный вариант не оборудован приспособлением для крепления. Именно от отечественного бугеля все описанные виды являются производными. Трос приходит в движение от расположенного снизу мотора. Мачта со шкивом расположена сверху. Подъём совершается посредством зацепки специального карабина за трос. Эксплуатация этого подъёмника на гору требует опыта и сноровки.

Совет. Понаблюдайте за предыдущими горнолыжниками, как они зацепляются за трос. Обычно первая попытка чревата провалом. Не стоит отчаиваться, со второй или третьей попытки получится обязательно.

Эксплуатация тарелочного типа

  • Закрепляемся на буксире. Палки держим в одной руке. Дождавшись момента взятия буксира, обхватываем свободной рукой шест, просовывая его между ногами. Следим за параллельным расположением лыж и широким расстоянием между ними. Теперь необходимо приготовиться к движению буксира. На тарелку не садиться!
  • Подъём совершаем в свободной стойке, соблюдая параллельное положение лыж. Необходимо полностью поддаться буксированию шеста.
  • Остановка. Добравшись до знака, свидетельствующего о завершении подъёма, освобождаем шест свободной рукой. Осматриваемся, чтобы шест никого не зацепил, и, отпускаем его. Немедленно отходим от бугельного подъёмника.

Эксплуатация Т-образного подъёмника

Двум лыжникам необходимо стать в одну линию. В момент приближения Т-образной перекладины лифтёр должен опустить её вниз и пропустить перевёрнутую ножку Т между ожидающими лыжниками, а затем разместить перекладину ниже их спины. После столь нехитрых манипуляций горнолыжники совершают подъём.

Этапы эксплуатации:

  • Фиксация на Т-образном бугеле. Стать рядом в одну линию с попутчиком, удерживая палки с противоположной стороны от соседа, и, обхватив перекладину рукой с внутренней стороны.
  • Подъём. При буксировании сохранять параллельное положение лыж. Некорректно толкать лыжу соседа. Помните об этом.
  • Сход. Определившись между собой, кому придержать перекладину, можно сходить с бугельного подъёмника. Желательно, чтобы это сделал горнолыжник, находящийся дальше поворотного столба. Площадка подъёмника должна быть освобождена без промедления.

Резюме

Различные конструкции бугелей зависят от диаметра троса. Самым и простым и надёжным устройством является бугель из металлической пластины. К одной стороны пластины крепятся 2 болта, на другой стороне фиксируется верёвка. Деревянную перекладину для сидения закрепляют на конце верёвки. Между болтами продевается трос. Под нагрузкой трос будет надёжно заклинен. Бугельный подъёмник вызывает некоторые сложности при конструировании своими руками. Тем более, сейчас доступна масса вариантов, выполненных в надлежащей технологии.



  • Разделы сайта