Как играть быстрый бой на гитаре. Бой на гитаре. Усложненный вариант боя

Чтобы научиться играть боем на гитаре, необходимо уметь играть не только на гитаре, но и немножко на барабанах. Бой – это совокупность отдельных штрихов, которые соединены в ритмический рисунок. Во многом его характер зависит от конкретного стиля (танго, марш, регги, поп, рок, фламенко) и размера (6/8, 4/4, 2/4). Также нужно уметь различать партии ритмического аккомпанемента для гитары в инструментальном окружении (диксиленд, оркестр, группа) и одной гитары.

Ритмические рисунки

С чего же можно начать обучение игры боем? Как бы странно это не звучало, отложите гитару в сторону и ознакомьтесь с основами ритмики. Для этого проанализируйте размер и длительности в упражнении 1, а потом прохлопайте в ладоши, ритмические фигуры, которые записали. Только не пугайтесь нотной записи, если вы ее еще не знаете, то как раз пришло время разобраться.

Размер 4/4 в такте четыре доли, каждую из них отсчитывайте ударом ноги и проговаривайте 1 и … 2 и … 3 и … 4 и … В первом такте четыре четвертных ноты, это значит, что на каждый удар ноги (долю) необходимо сделать 1 хлопок. Нужно четко придерживаться ритма.

Если вы поймете рисунок первого такта, можете приступить ко второму. В нем на каждая доля такта соответствует двум восьмым нотом. Вот как это выглядит на счет: на “1″ (с ударом ноги одновременно) – первая восьмая нота, “и” (поднимите ногу) – вторая восьмая. То есть, два хлопка на каждый удар ноги.

В 3-ем такте происходит чередование двух восьмых нот и четвертой. Вот как это выглядит на практике: первая доля – “1 и” (с ударом ноги одновременно хлопок), вторая доля (восьмые) – на “1” (с ударом ноги одновременно первая восьмая), на “и” (поднимите ногу вторая восьмая). Третью долю нужно играть как первую, четвертую как вторую. Получается 1 длинный хлопок (1 и), потом 2 коротких (“2” – хлопок, “и” - хлопок) и снова длинный (3 и) и 2 коротких (4 и).

После этого следует повторить рисунок в четвертом такте. Это и есть ритм боя, который рассматривается в упражнении 4. Первые 3 доли такие же, как и 2-ром такте. Восьмые – два хлопка на каждый удар ноги, 4-тая доля (4 и) – четвертная нота, 1 хлопок на удар ноги.

Учимся играть боем на гитаре - упражнение 1

Теперь выученные рисунки можно сыграть на гитаре. Каждое упражнение рассматривается на примере одного аккорда Am. Это делается для того, чтобы вы сконцентрировались на освоении приема.

В нотах, латинскими буквами указывается, какими пальцами необходимо ударять по струнам (см. рисунок с рукой). Стрелочка показывает направление удара – вверх или вниз. Вверху над каждым ударом обозначается доля такта.

Первый такт следует играть переменным штрихом четвертными, большим пальцем р удар вниз (1 и), потом указательным пальцем i удар вверх (2 и) и также третья и четвертая доля. Второй такт этим же штрихом, только теперь восьмыми на “1” удар вниз р, на “и” удар вверх i. На каждый удар ноги (долю такта) приходится 2 удара по струнам. В 3-ем такте чередуйте четвертную и восьмыми – большим пальцем вниз один длинный удар (1 и) и указательным вверх два коротких (на “2” – удар и на “и” - удар).

Учимся играть боем на гитаре - упражнение 2

Данное упражнение создано для освоения глушения струн, чем очень часто пользуются во время игры боем. В упражнении его обозначают символом Х, который стоит вместо нот. Аккорд не снимают с грифа, пальцы левой руки должны сохранять аппликатуру аккорда, в нашем случае Am, а правая приглушает струны.

Более подробно: перед ударом по струнам указательный палец (i) находится в согнутом состоянии, а когда происходит удар, выгибается в плоскости струн. И этот же момент за ударом положите ладонь на струны, пальцы выпрямите. У вас должен получиться короткий глухой звук, без посторонних призвуков.

Чтобы вам было проще освоить бой, необходимо взять его первую часть и проработать отдельно (первый такт упражнения). На первый удар ноги (долю) идет 2 удара по струнам на “1” большим пальцем вниз, а на “и” указательным вверх. На второй удар ноги (2 и) – глушение (один удар) и так далее.

Теперь полностью бой, вспомните ритмический рисунок из четвертого такта первого упражнения. 1 доля “1” – p вниз, “и” – i вверх; 2 доля – “2” –i вниз глушение, “и” – i вверх; 3 доля – сделайте 2 удара, как в первой доле; 4 доля – i вниз глушение “4 и” один удар.

Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше. Все нужно довести до автоматизма, чтобы никакая мелочь не отвлекала. Также полезно послушать, как профессиональные гитаристы играю аккомпанемент, проанализировать рисунки и в будущем применять их самому.

Rating 4.81 (8 Votes)

В нотных записях гитарных партий можно встретить обозначения, указывающие направление удара по струне. Следовать ли этим рекомендациям - решать музыканту. Не смотря на то, что наш сайт не является самоучителем игры на гитаре, мы считаем нужным остановиться чуть подробнее на этой теме, чтобы был ясен смысл этих знаков.

Немного теории. Условимся, что левой рукой гитарист зажимает струны, а правой - извлекает звуки. Говорят, что правой рукой (гитарист, скрипач и т.д.) музыкант играет. Именно играет. За эмоциональность игры отвечает именно правая рука музыканта, играющего на струнных инструментах.

Способов извлечения звуков в арсенале гитариста довольно много. Мы говорим в данной статье о тех способах игры, когда правая рука не бьёт по нескольким струнам, а извлекает звуки из вполне определённых струн. Например, игра перебором, либо соло пальцами или медиатором.

В случае игры пальцами, обычно большой палец дёргает струну сверху, а остальные пальцы - снизу. Если нужно сыграть что-то довольно быстрое, то играют указательным и средним пальцами, как бы «бегут» пальцами, дёргая струны снизу. Вариантов много, мы только обратили внимание на то, что чаще всего большой палец дёргает струну сверху, остальные пальцы - снизу. Конечно, бывают исключения.

При игре медиатором, струну дёргают как сверху, так и снизу. Удар сверху сильнее, нота легче акцентируется, поэтому сильные доли играют ударом медиатора сверху. Быстрые партии играют, как правило, чередуя удары сверху и снизу.

Обозначение направления удара по струне

Направления ударов по струнам (сверху или снизу) обозначаются под нотами следующим образом:

Если группы нот повторяются, либо очень похож ритмический рисунок, то достаточно указать направления ударов медиатором в начале рисунка, а повторы можно опустить. Давайте рассмотрим хороший пример, в котором заодно вспомним и некоторые другие элементы нотного письма. Итак, пример:

В.Монти, «Чардаш»

На рисунке изображена часть знаменитого произведения «Чардаш» Витторио Монти. При прослушивании, вы услышите более длинный фрагмент, чем изображён на партитуре. Очень уж красивая музыка:)

Знаками обозначены удары медиатором сверху вниз. Обратите внимание - на сильных долях (начала и середины тактов) удары именно сверху вниз.

Знаками обозначены удары медиатором снизу вверх. Обратите внимание - удары и в большинстве случаев чередуются. Встречаются 2 удара подряд там, где необходим удар на сильной доле. Посмотрите предпоследний такт: два удара подряд для того, чтобы первая нота последнего такта (сильная доля) была взята ударом (сверху вниз).

11 и 12 такты не содержат знаков и . Почему? Ответ такой: предыдущие два такта содержат такой же ритмический рисунок, а на нём уже показаны направления ударов. В принципе, достаточно было в 9 такте на первом ритмическом рисунке (первые 4 ноты 9-го такта) указать направления ударов. Но мы растянули на 2 такта.

Повторение - мать ученья!

Пользуясь хорошим примером, давайте вспомним и другие элементы нотного письма:

  • Размер произведения: две четверти.
  • Произведение играется довольно быстро, поэтому автор облегчил нам чтение нот: мы видим обозначения для пальцев левой руки (цифры рядом с нотами). Не стоит слепо следовать советам по расстановке пальцев, но прислушаться надо. По крайней мере понять, что имел ввиду автор.
  • Обозначений для пальцев правой руки нет. Почему? Потому, что играем медиатором.
  • Знаки альтерации. Есть случайные диезы, а также бемоль при ключе (на ноте «си»). Раз бемоль при ключе, то вместо всех нот «си» следует играть «си-бемоль». Действие случайных знаков альтерации (у нас это диезы) распространяются только на один такт.
  • В начале второй строки нотного стана стоит цифра 7. А в начале третьей строки - цифра 12. Это номер такта, с которого начинается строка. Так проще ориентироваться.
  • Обратите внимание на репризу - она охватывает собой всю изображённую часть произведения. Значит, следует играть два раза.

Еще в средние века смелые, отчаянные и отмеченные Амуром молодые люди пели своим любимым под окнами серенады. Время шло, к композициям добавились музыкальные инструменты, лидирующую позицию среди которых занимает гитара. О, эта шестиструнная повелительница сердец миллионов! Ее звуки лечат душевные раны. Она объединяет людей всех возрастных групп, города, страны и даже континенты. Именно благодаря гитаре у нас есть потрясающие рок-коллективы (как-то тяжело представить себе музыканта, выдающего бешеные ритмы на... арфе).

Как изучать? С чего начать?

Первый "бой" - он легкий самый

Считается, что самый простой бой на гитаре - это тот, который ученику поддастся быстрее всего. Вообще, существует несколько довольно легких его вариантов. Одним из наиболее простых является следующий: пальцем руки ударяем вниз по струнам, небольшая пауза (как раз, чтобы отнять палец от струн), затем повторный вверх, но уже с заглушкой, и последним является элемент "удар сверху вниз". Схематично можно изобразить так:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх_ опять Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх и т. д.

Бой "восьмерка"

Второй по списку легкий бой на гитаре для начинающих исполняется следующим образом: указательным пальцем ведущей руки проводим вниз по струнам по порядку два раза, после идут два аналогичных движения снизу вверх без отрыва от струн и остановок. Затем следует комбинация вниз-вверх.

Данный для начинающих схематично выглядит так:

Вниз _ Вниз _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Вверх и снова сначала.

Иногда для ритма может добавляться седьмой ход - удар по струнам вниз. При этом изначально (в процессе изучения) тут может не быть абсолютно никаких глушений. Потом, постепенно, их можно добавить.

Тогда схема слегка поменяется:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Заглушка _ Вверх.

Данный бой на гитаре для начинающих еще называют "универсальным", или "восьмеркой". Последнее название появилось в результате подсчета количества движений, которые необходимо выполнить для одного цикла боя.

Для того чтобы "отточить" технику, необходимо следовать правилам:

  • не торопиться;
  • считать;
  • тренироваться.

С практикой придет и умение. Комбинировать с техниками получается довольно хорошо у тех, кто достаточно долго тренировался и поднаторел в искусстве игры на этом волшебном шестиструнном инструменте. Заглушка при игре боем может выполняться либо большим пальцем, либо ребром руки - все зависит от метода исполнения той или иной композиции.

Для того чтобы узнать, как играть на гитаре: боем, перебором или комбинированным вариантом, можно обратиться к помощи все тех же ресурсов: самоучителю или друзьям, прекрасно освоившим данное искусство.

Напрасно начинающие играть на гитаре изначально учат аккорды, а затем только пробуют их ставить, думая, что сразу и получится красивая игра. Гитарные струны немного трудно поддаются дрессировке, поэтому для того, чтобы с ними подружиться, нужно освоить в первую очередь некоторые способы, в первую очередь технику боя .

Немного о приемах

Классическая игра подразумевает, что человек станет изучать ноты и таким образом, зажимая нужную струну в нужном месте, начнет извлекать звуки. В результате и получится стройная игра.

Но есть путь несколько упрощенный – играть боем . То есть по струнам музыкант должен ударять практически всей кистью правой руки. Необходимо освоить несколько методов, в результате которых может получиться неплохой аккомпанемент.

Какие существуют бои?

Сразу оговоримся, что названия условны. То есть, нет очень точной классификации, а есть просто общепринятые названия. Ими пользуется большинство любителей, но не профессионалов-гитаристов.

  • Под Высоцкого;
  • Тройкой;
  • Шестеркой;
  • Без глушения;
  • С приглушением;
  • Ровный бой;
  • Испанский (восьмерка);
  • Блатной.

Это не весь список. Есть еще и другие, но перечисленные чаще всего встречаются . И для начала нужно изучить некоторые из них. Несколько названий начинающему гитаристу ни о чем не скажут. Но, например, «под Высоцкого» или «блатной», «испанский» — более или менее известные понятия.

Как научиться играть боем?


Только выучив самые известные аккорды, начинающий музыкант пробует их ставить. Понятно, что если бить по струнам со всего маху, то ничего не получится. Нужно попробовать подчинить себе руку, чтобы она в дальнейшем могла точно и мягко извлечь звук из инструмента . Собственно, и выражение «играть боем» немного неправильное. Гораздо правильнее назвать этот прием ритмическим рисунком. Существуют несколько схем, которые без труда можно встретить в любом самоучителе.

Рисунок, или как мы называем бой, создается из определенного количества ударов и пауз между ними. Мы зажимаем левой рукой гриф, то есть ставим аккорды, а правая уже делает из них мелодию.

И тут самое важное – иметь хорошее чувство ритма. А иначе нормальная игра на гитаре не получится. В основном этим способом пользуются, когда учатся играть на акустической гитаре. Здорово же, применив тот или иной прием, спеть в хорошей компании знакомую песню, которую подхватят все. Или даже исполнить что-то свое.

Можно научиться исполнять не только дворовые песни, но и выучить такой способ боя, который позволит сыграть рок, джаз . Например, испанский, поможет вам одолеть стиль кантри. Вообще, испанский стиль очень интересен, жаль, что его не так часто используют, как хотелось бы.

Наиболее известные обозначения :

  • V – Удар по струнам вниз, начиная от шестой;
  • ^ — Удар вверх, от первой;
  • х – Приглушение ребром ладони.

А теперь самые известные схемы :

  • v v v ^ v – самый известный способ.
  • v ^ v ^ v – играть нужно так: удар вниз, потом вверх, снова вниз, вверх. Закончить ударом вниз.
  • Если попробовать приглушить рукой струны, то можно получить вот что :

  • v ^ vх ^ v ^ vх ^ — такую игру мы получим, используя метод приглушения звука.
  • v vх ^ ^ vх ^ — знаменитая «шестерочка». Красивый и немного сложный ритм. Но выучить его стоит.
  • v v v ^ ^ v v – тоже не слишком легкая методика, но очень распространена как у любителей, так и у профессионалов.


Вот такие самые известные виды. А, впрочем, здесь можно бесконечно экспериментировать. И, разучивая все более новые аккорды, можно составлять из них огромное количество комбинаций.

Начинать музицировать можно в любом возрасте, и боем всегда можно научиться исполнять любимые произведения.
Новичку вполне достаточно приведенных выше разновидностей боя. Но есть еще несколько сложный испанский бой. Это достаточно интересный прием, называемый еще расгеадо (веер). И у него также есть свои виды. Игра на гитаре в таком стиле — это уже начало более осмысленных действий, нежели простое бренчание .

Тут можно перечислить следующие виды: расгеадо восходящее (кистью руки сверху вниз), нисходящее (понятно, что исполняется снизу вверх) и кольцевое (игра сочетает и первый и второй виды боя).

Бой немного сложный для начинающих, но, освоив его, можно легко произвести впечатление на своих слушателей.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Трудно наслаждаться игрой на гитаре, когда это все только основы, гаммы и упражнения. С изучением правильного боя на гитаре вы будете играть песни в мгновение ока, добавив немного радости к вашей практике. Изучая некоторые основные закономерности и знакомство с гитарой, вы сможете играть любую песню, которую вы хотите. Смотрите Шаг 1 для получения дополнительных инструкций.

Шаги

Часть 1

Знакомство с гитарой

Держите гитару правильно. Держите гитару сбалансированной на бедре, близко к телу. Чтобы научиться бою на гитаре должным образом, вы должны держать локоть вашей ударяющей руки в сторону струны у основания гитары, так что вы можете использовать ваше запястье для боя. Пусть гриф гитары установится на сгибе вашей нажимающей струны руки в виде буквы "V", созданной большим и указательным пальцами.

  • Если вы должны использовать свои руки, чтобы удерживать гитару, это очень сложно для правильного боя. Пусть вес гитары покоится на коленях, закрепите ее локтем и убедитесь, что вы можете переместить вашу ударную руку, не двигая гитару.

Держите медиатор правильно. Поместив ладонь по направлению к телу, согните все пальцы в сторону ладони. Поместите медиатор на первой фаланге вашего указательного пальца, чтобы она указывала прямо на грудь. Возьмите медиатор надежно большим пальцем, оставив только несколько сантиметров, выступающих из пальцев. Поиграйте немного, чтобы получить хороший и удобный захват медиатора.

  • Кроме того, вы можете играть бой без медиатора, используя большой палец. Джонни Кэш никогда не использовал медиатор. Этот выбор зависит от того, можно ли получить достаточно чистый звук при помощи пальцев. Практикуйтесь использовать медиатор и откажитесь от него, если вы найдете это слишком хлопотным и найдете звук пальцами по струнам лучше.
  • Не использовать медиатор может быть несколько болезненным для ваших ударных пальцев. Хотя выращивание мозолей - всегда хорошая вещь.
  • Разберитесь с высотой струн (на английском языке это называется действием гитары). От расстояния струн до грифа зависит сила, необходимая для уверенного прижатия струны к порожку. Практикуйтесь брать аккорды правильно и получать чистый звук на всех струнах сразу.

    • Бой будет дребезжащим, если вы бьете по"мертвым струнам", которые вы не полностью прижали. Это может быть довольно сложно научиться бою, если вы не берете аккорды правильно. Если ваш бой звучит сухо или дребезжит, остановитесь и возьмите аккорд правильно.

    Часть 2

    Правильный бой

    Ударяйте струны между резонаторным отверстием и нижним порожком. Практикуйтесь ударять струны в разных местах, чтобы получить представление о создаваемом звуке. Бой прямо над резонаторным отверстием создаст низкий и глухой звук, в то время бой ближе к нижнему порожку даст вам более четкий и жесткий звук.

    Практикуйтесь ударять по всем струнам одинаково. Попробуйте какое-то время бой на аккорде соль мажор в простой первой позиции, ударяя вниз. Играйте четвертные ноты, один удар на каждую четверть, пытаясь делать все возможное, чтобы ударить по всем струнам. Оставайтесь в темпе, считая четыре удара в такте.

    • Начиная с нижней струны ми, ударяйте по всем струнам, пытаясь заставить их звучать с одинаковой громкостью. Это сначала может быть трудно, чтобы это прозвучало как "аккорд", чтобы все струны звучали более или менее одинаково. У начинающих обычно первая и шестая струна звучат громче.
  • Попробуйте удар вверх. Когда вы чувствуете себя комфортно, делая это в ритме, попробуйте удары на гитаре от тонкой струны к толстой. Это называется движением вверх. Это может быть несколько сложнее, но нужно добиться одинакового звучания всех струн, заставляя аккорд "звучать", словно один большой звук, а не играть на струнах индивидуально и медленно.

    Используйте свое запястье. Хороший бой находится в запястье. Вы будете в состоянии легко определить новичка по размахиванию руки от локтя. Научитесь держать локоть плотно к инструменту, играя бой с помощью запястья.

    • Многим начинающим гитаристам трудно удержать медиатор во время обучения бою. Обычные проблемы заключаются в держании медиатора слишком близко к основанию и в свисании медиатора. Убедитесь, что вы держите его должным образом, позволяя ему только немного выступать из пальцев.

    Часть 3

    Изучение основных ритмических рисунков

    Изучите переменный ритм вверх-вниз. Самая основная ритмическая модель боя - это чередовать удары вниз и вверх: (v ^ v ^ v ^ v ^) Вниз вверх, вниз вверх, вниз вверх, вниз вверх. Держите темп, но старайтесь играть бой вниз-вверх в каждом такте, разделяя четвертные ноты на восьмые.

    • Вместо одного удара на каждую четверть, вы будете играть два удара на каждую четверть. Это – восьмые ноты. Темп должен быть стабильным, так что топайте ногой с такой же скоростью, но ударяйте по струнам дважды на каждую четверть.
  • Изменяйте аккорды. Когда вы освоитесь с вашим ритмом вниз вверх на одном аккорде, измените его. Переключайтесь из аккорда соль мажор к аккорду до мажор в каждом такте, затем каждые две четверти, практикуясь в смене аккордов во времени.

    • Не торопитесь, когда вы это изучаете и стараетесь усвоить. Это может быть медленным движением, но вам будет легче играть, если вы на это затратите время сейчас. Переходя к следующему шагу прежде, чем вы почувствуете себя комфортно в смене аккордов, вы будете разочарованы и недовольны вашим звучанием. Отработайте изменения аккордов, и вам будет легко играть песни.
  • Не ударяйте четвертую четверть вниз в такте. Практически нет песен с ритмическим рисунком вниз-вверх, и будет скучно играть по той же схеме снова и снова. Пропустите один удар вниз (х не играть) и посмотрите, как меняется ритм: (v ^ v ^ v ^ x ^).

    • Прежде чем изучать более сложные ритмы боя, вы должны узнать, как пропустить в определенное время удары вверх или вниз, сохраняя при этом тот же шаблон вверх и вниз в вашей руке. Другими словами, вы будете продолжать двигать запястье, но отодвинуть медиатор от струн.
  • Практикуйтесь играть поп-рок. Знакомый бой, который вы услышите в большом количестве живых представлений и практических занятиях, является следующим: (v x v ^ x ^ v ^)

    • Начните активно слушать свои любимые песни, которые показывают акустическую гитару, чтобы получить некоторое представление об используемых ритмических шаблонах. Теперь, когда вы знаете основы, вы можете начать учиться варьировать шаблоны боя, пропуская конкретные удары для достижения различных эффектов в песне.
  • Практикуйтесь приглушать струны с помощью ударной руки. Еще один способ добавить некоторые изменения в вашей модели боя - ослабить струны ладонью ударной руки, поддерживая ритм, но получая более ударный эффект при ударе медиатором по выбранным струнам.

    • Нил Янг имеет характерный, низко звучащий тяжелый бой, который он использует наряду с приглушением струн, а акустическая поп-звезда Джек Джонсон также имеет отличительный стиль боя с приглушением, которому легко научиться, и который звучит более необычно, чем есть на самом деле.
  • Поставьте аккорд и темп в первую очередь. Начинающий гитарист смягчает "бой," уделяя чрезмерно большое внимание шаблону и слишком мало - темпу, чистоте аккорда и воспроизведению песни. Когда играете, пытайтесь сосредоточиться на аккордах, а затем на ритме. Вы зазвучите как профессионал в кратчайшие сроки.



  • Разделы сайта