Как добывают золото. Как россия выиграла олимпиаду

Российские школьники завоевали несколько золотых медалей на завершившихся международных олимпиадах по физике и математике. Так, на 48-й Международной физической олимпиаде, прошедшей в Индонезии, россияне впервые в истории взяли пять золотых медалей. На олимпиаде по математике в Рио-де-Жанейро петербуржец Михаил Иванов завоевал одно золото, а российская команда заняла 11-е место.

  • Российские школьники на 48-й Международной физической олимпиаде в Индонезии
  • Пресс-служба Минобрнауки России

Участие в Международной физической олимпиаде принимали школьники из 88 стран. Российских учеников и их тренеров уже поздравила министр образования и науки России Ольга Васильева.

«Ещё со времён Михаила Васильевича Ломоносова Россия — одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших учёных, мы видим это и в результатах наших молодых талантов. Хочу поздравить российскую команду с ярчайшим выступлением на Международной физической олимпиаде, откуда каждый участник привезёт с собой золотую медаль», — говорится в поздравлении Ольги Васильевой, опубликованном на сайте ведомства.

Российские школьники, чьи знания по физике были отмечены золотыми медалями, поделились с RT своими впечатлениями о прошедшей олимпиаде. Выпускник московской школы №1329 Дмитрий Плотников рассказал, что соревнование не обошлось без казусов. Так, экспериментальный тур был перенесён на день, поэтому участникам пришлось провести в ожидании несколько часов.

«В ожидании многие спали прямо на полу», — признался Плотников.

Рассказал выпускник и о том, как проходила подготовка к интеллектуальному соревнованию. По его словам, помогли сборы в Московском физико-техническом институте, где участникам «объясняли сложные темы на простом языке».

Тем не менее выпускник считает, что как бы ни было приятно получить золото, самой важной задачей на данный момент для него является поступление в хороший университет.

Другой обладатель золотой медали по физике, ученик физико-математического лицея-интерната из Республики Коми Кирилл Паршуков также поделился с RT подробностями проведения олимпиады, которая состояла из двух туров: теоретического и экспериментального.

Если теория показалась Кириллу несложной, то, по его словам, «эксперимент оказалось трудно выполнить за отведённое время». Однако никакие сложности не помешали школьнику завоевать золотую медаль.

Паршуков также отметил, что при вручении награды он ощутил «удовлетворённость от достижения цели, к которой шёл три года».

Руководитель российской команды, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артём Воронов рассказал RT, что в сравнении со школьной программой задачи международных олимпиад очень объёмные — на решение трёх задач даётся пять часов.

«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи — чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники», — отметил Воронов.

Он признался, что ребята очень эмоционально переживают олимпиаду, но сама она устроена так, что всё происходит в позитивной атмосфере.

«Все очень хорошо постарались. Это совместная победа, уникальная для России — никогда в истории не было пяти золотых медалей по физике, и мы, конечно, долго шли к этой победе», — добавил Воронов.

Отличились в Рио

В субботу, 22 июля, торжественной церемонией завершилась Международная олимпиада по математике, которая проходила в Рио-де-Жанейро. На ней российские школьники заняли 11-е место в командном зачёте.

Лучший результат среди россиян показал Михаил Иванов из Санкт-Петербурга. По сумме баллов он удостоился золотой медали и занял 14-е место в индивидуальном зачёте. В разговоре с RT школьник рассказал, что подготовка к соревнованиям проходила в Сочи, а также поделился мнением о самой олимпиаде в Рио.

Медалист отметил, что подготовка проходила в течение трёх недель в сочинском образовательном центре «Сириус». Причём, несмотря на интенсивную подготовку, школьникам всё же удалось отдохнуть и познакомиться с городом.

«Оставалось несколько часов свободного времени в день, мы смотрели фильмы, играли в теннис и волейбол, посещали экскурсии по Сочи», — рассказал Иванов.

Не забыл школьник поблагодарить и тех, кто помогал ему на пути к золоту.

«Олимпиада в этом году была трудная, и во второй день я мог написать лучше. Но я рад, что получил золотую медаль, в этом огромная заслуга наших лидеров — преподавателей, сопровождавших нас на олимпиаду и объяснявших англоязычным членам жюри, что мы написали в своих работах», — рассказал Иванов.

Химия знаний

Напомним, неделю назад российские школьники также завоевали два золота и два серебра Международной олимпиады по химии, прошедшей в Таиланде. Тогда в соревнованиях приняли участие представители 76 стран, а абсолютным победителем олимпиады стал московский школьник Александр Жигалин.

Ещё одно золото завоевал Руслан Котляров из Казани, с которым также удалось поговорить RT. Он признался, что перед международной олимпиадой шла очень интенсивная подготовка, хотя по факту задания оказались относительно нетрудными.

«В общей сложности мы почти месяц изучали химию по восемь часов в день без выходных. <...> Олимпиада была, в общем-то, лёгкая и вполне делаемая. Заданий было много, но в целом сильные участники могли ещё час сидеть проверять ответы», — рассказал Котляров.

Он добавил, что несмотря на концентрацию на соревнованиях, ребятам удалось завести много новых знакомств, пообщаться и познакомиться с культурой Таиланда. Школьники смогли увидеть красоты Бангкока и его окрестностей, включая руины древней столицы Сиама.

«Так как всю технику у нас отбирали — руководители команд переводят задания лично, а утечек допустить нельзя — у нас оставалось много времени для общения. Естественно, мы завели себе кучу новых знакомых. С ними было крайне интересно, и я буду скучать», — рассказал Котляров.

В Буэнос-Айресе завершились III летние юношеские Олимпийские игры - для спортсменов 14 - 18 лет. Впервые в истории этих соревнований победу, причем досрочную, одержала олимпийская команда России. Рекордными для нашей страны стали и число завоеванных медалей (59), и количество золотых наград (29). Об итогах Олимпиады и ее заключительных днях - в материале спецкора "СЭ".

Итоговый медальный зачет ЮОИ-2018

З

С

Б

Всего

1. РОССИЯ

2. Китай

3. Япония

4. Венгрия

5. Италия

6. Аргентина

7. Иран

8. США

9. Франция

10. Украина

Дмитрий Симонов из Буэнос-Айреса

Есть рекорды!

В день открытия юношеских Игр президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков говорил о том, что задача-минимум для России - оказаться в тройке призеров в неофициальном командном зачете. Однако итоговый результат превзошел самые смелые ожидания: наша олимпийская команда рванула на первое место в медальной таблице в первый же день и не покидала вершину до самого конца. Победа была одержала досрочно (аж за два дня до церемонии закрытия, которая прошла в Олимпийской деревне в формате дискотеки) и, что называется, в одну калитку - за все время никто так и не смог навязать россиянам реальную конкуренцию. Китай, выигравший ЮОИ в Сингапуре-2010 и Нанкине-2014, в этот раз финишировал вторым с огромным отставанием. Не сумели ярко проявить себя американцы и немцы, которые перед стартом тоже считались претендентами на коллективную победу.

Вот цифры олимпийской команды России для сравнения.

2010 год. Золото - 18, серебро - 14, бронза - 11. Всего - 43.

2014 год. Золото - 27, серебро - 19, бронза - 11. Всего - 57.

2018 год. Золото - 29, серебро - 18, бронза - 12. Всего - 59.

Прогресс в результатах налицо. Еще никогда у России не было первого места, так много наград и столько золота на юношеских Олимпиадах! Такой результат особенно важен на фоне того, что сразу после Пхенчхана наша команда и ОКР были восстановлены в правах и вновь получили возможность носить флаг и слово "Россия" на экипировке, слушать гимн. Наши юные атлеты в очередной раз доказали всему миру, что мы, во-первых, мощнейшая спортивная держава, а во-вторых, неотъемлемая часть большой и на самом деле дружной мировой спортивной семьи и всего олимпийского движения.

Еще каких-то полгода назад мы находились в сложной ситуации и вообще не знали, поедем ли на юношеские игры в Буэнос-Айрес, а если поедем, то в каком статусе, - подчеркнул генеральный директор ОКР Владимир Сенглеев в четверг во время традиционной церемонии награждения, где на этот раз чествовали тех российских атлетов, кто завоевал награды во второй половине ЮОИ-2018. - А сейчас мы видим, что у нас есть во всех смыслах настоящая олимпийская команда России - и она умеет побеждать. Скоро мы улетаем на родину, где нашими спортсменами гордятся и где их очень ждут. Медали юношеских Игр - одна из ступеней на пути к большим медалям больших Олимпиад. Уверен, что многих из ребят мы увидим на Играх в Париже в 2024-м или даже в Токио в 2020-м.

На юношеских играх и фестивалях мы всегда среди лидеров, в этом возрасте поколение у нас традиционно одно из сильнейших в мире, - продолжил Сенглеев, общаясь с журналистами. - Проблемы могут возникать позже - в момент перехода на взрослый уровень. Но и тут очевидна положительная динамика. Не случайно ОКР уделяет большое влияние юношеским играм и, в частности, осуществляет финансирование на заключительном этапе подготовки, собирает ребят на одной базе для совместных тренировок, многие приезжают из разных субъектов РФ. Для нас это именно полноценная олимпийская команда - со всеми вытекающими правами, обязанностями и ответственностью. Кроме того, призеры ЮОИ автоматически попадают в понятие "кандидат в команду на Олимпиаду". Мы отслеживаем спортсменов, попавших в наши списки, и оцениваем процент ребят, которые в дальнейшем реализовали себя на взрослом уровне, этот момент очень важен.

Золотые наши: художественная гимнастика, бокс, пляжный волейбол

В первой половине Игр основной запас медалей, прежде всего золота, был добыт усилиями пловцов (13 золотых!) во главе с великолепным Климентом Колесниковым (3 индивидуальные и три эстафетные победы плюс коллективное серебро - столько же у его товарища по команде Андрея Минакова ), тхэквондистов (4 золота + бронза), борцов-вольников (2 победы из двух). Главной медийной звездой ЮОИ-2018 стал первый в истории олимпийский чемпион по брейк-дансу Сергей "Бамблби" Чернышев , который проявил себя и как один из ментальных лидеров нашей команды, в связи с чем единогласно было решено доверить ему флаг России на церемония закрытия.

На заключительном этапе свой существенный вклад внесли представители других видов спорта. Например, женский пляжный волейбол. Две наши Маши , Бочарова и Воронина , которые за последние года три доминировали в разных возрастных категориях в Европе и мире, подтвердили свой статус, хотя финал против Италии сложился напряженно. В другом командном виде, мини-футболе, очень сильная Бразилия обыграла россиян (4:1), но для команды Сергея Скоровича серебро - тоже великолепный результат. И нужно поблагодарить футболистов за жажду борьбы и характер, проявленный с первой до последней минуты матча против гораздо более опытных соперников (почти все бразильцы регулярно имеют практику в основе клубов своей суперлиги, у нас таких нет вообще). Если уж на то пошло, то хозяева турнира, наследники Марадоны и Месси , аргентинцы на домашней Олимпиаде остались вообще без медалей в футболе, несмотря на сумасшедшую поддержку трибун.

Еще до старта Игр не было никаких сомнений, кому достанется единственное золото в художественной гимнастике, в многоборье. Российская школа "художки" неподражаема и непобедима во всех возрастах. Юная красавица Дарья Трубникова доказала это и в Аргентине. Сейчас мир восторгается сестрами Авериными, а тем временем за ними следом уже идет еще одна спортсменка с огромным потенциалом.

Настоящий спортивный подвиг совершила боксер Анастасия Шамонова в категории до 75 кг. Девушка входила в число самых ярких звезд всей российской команды, успела проявить себя и на взрослом уровне. Ее успех - из разряда ожидаемых. Но какой ценой он был достигнут! В первом бою на Олимпиаде Настя получила травму спины; в полуфинале и финале ей пришлось боксировать через боль. Это была победа не столько над соперницами, сколько над самой собой. Боксеры в принципе вошли в число главных золотодобытчиков - все четыре представителя России добрались до финалов своих весовых категорий. За несколько часов до Шамоновой свой решающий поединок уверенно выиграл Андрей Дронов . А в заключительный день Илья Попов победил, а Руслан Колесников уступил и стал вторым. Причем в этом поединке россиянин сломал руку, но все равно бился до конца. Интересно, кстати, получилось, что медальное шествие России фактически началось одним Колесниковым, пловцом Климентом, и завершилось другим, боксером Русланом.

Первая в истории России олимпийская медаль завоевана в каратэ - виде спорта, который включен и в программу взрослой Олимпиады в Токио. Анна Чернышева добыла серебро - но осталась чуть недовольна, поскольку мечтала о золоте. Здоровые амбиции, которые помогают двигаться вперед!

Степан Конык

8 лет, школа № 17 г. Москвы. Победитель школьной олимпиады «Олимп-17» по математике среди вторых классов. Степан Конык - Математику я люблю давно, мне нравится решать интересные задачки, головоломки, читать книги математические (Левшина). Но математика тоже разная бывает, вот то, что мы проходим в школе, не всегда интересно, тем более в школе ещё важно, как ты цифры пишешь, а это не всегда у меня хорошо получается. А вот на дополнительных занятиях по математике рассказывают то, что мы в школе не проходим, много интересных задач, таких, как на олимпиадах дают. Олимпиады мы начали писать ещё в первом классе, онлайн, на портале Учи.ру. Иногда писали дома, иногда в школе. Дома, конечно, вообще легко - сидишь в своей комнате, можно у родителей что-то спросить. В классе уже сложнее.

Школьную олимпиаду мы сначала писали в классе. Те, кто лучше всех справились, попали в полуфинал. На нём уже выбирали троих ребят, которые будут писать от нашего отделения. Перед полуфиналом с нами дополнительно занималась учительница и на уроках математики нам давали другие задачи решать, не такие, как остальным ребятам. Вместо домашней работы мы дома решали задачи из разных прошедших олимпиад. Вот это было супер, я бы и дальше так хотел учиться! В итоге в финал из нашего класса попали двое, я и Нина, она заняла третье место на финале.

Финал мы писали в другом комплексе. Конечно, волновались, но там были знакомые ребята, и это успокаивало. Обычно больше волнуешься, пока не начинаешь решать, а потом уже думаешь о задачах, а не о волнении. Особенно если какую-то задачу сразу не можешь решить, а потом раз - и решаешь, это очень радостно и приятно.

Мне было не очень сложно на финале, наверное, потому, что я был хорошо готов. Задачи для меня были довольно лёгкими, я даже боялся ошибиться из-за этого - когда легко, то расслабляешься и можешь сделать ошибку из-за невнимательности. Когда стали известны результаты, наша учительница написала в группу нашего класса в WhatsApp, что мы с Ниной победили, нас все родители стали поздравлять, это было так здорово, что взрослые поздравляют. Мама одной моей одноклассницы нас поздравила и поставила значок саксофона для меня (я учусь играть на саксофоне) и цветочек для Нины - это было невероятно приятно!

Осенью я уже участвовал в «Осеннем Олимпе» и получил диплом третьей степени. Сначала расстроился, но потом оказалось, что это очень даже хороший результат, так как всего второклассников было 700 человек, а такие дипломы, как у меня, получили 12 человек. Кстати, вот на этой олимпиаде я очень волновался - незнакомое помещение, незнакомые люди. От волнения я даже некоторые задачи невнимательно прочитал и из-за этого неправильно решил.

В олимпиадах я дальше обязательно буду участвовать, и не только в школьных. Но очень важно идти на олимпиаду с правильным настроем. Мы договорились с родителями, что нам не очень важна победа, главное - получить удовольствие от решения интересных задач. Но теперь, после моей победы, мне уже хочется побеждать.

Арина Аладышева

15 лет, школа «Интеллектуал» г. Москвы, призёр заключительного этапа ВсОШ-2017 по литературе. Арина Аладышева - В 8 классе я участвовала во ВсОШ по литературе за 9 класс. Получилось это случайно, к региональному этапу я не готовилась - только утром перед самой олимпиадой повторяли авторов и их произведения, некоторые даты. Так как регион проводился в Бутове, вставать пришлось в шесть, поэтому мозги работали, мягко говоря, плохо. Старшеклассницы пересказывали мне некоторые книги, которые по программе проходят в девятом классе, я рассказывала им биографии поэтов Серебряного века, которыми была увлечена. Никогда не забуду лицо пожилой женщины рядом - стараясь донести суть, никто не задумывался о форме, поэтому наши пересказы звучали не совсем культурно, скажем так. Зато запоминалось куда лучше. На олимпиаде я выложилась по полной - это всегда довольно сильный стресс, что бы ни утверждали организаторы. И хотя в то время у меня даже мысли о заключительном этапе не возникало (и не могло), я выкладывалась на все сто (после тура меня завернули в плед, дали в руки шиншиллу, налили чай и посадили смотреть Шерлока, и только к десяти вечера я «отошла»).

Творческое задание никогда не казалось мне сложным, а анализ скорее увлекал, ибо в поэтические тексты можно нырять с головой, главное - потом её же не потерять. Тогда я умела (думала, что умею) анализировать исключительно лирику, тем ироничнее кажется то, что на заключительном этапе для анализа я выбрала текст Булгакова. Больше всего я переживала за тест, ибо никогда точно не знаешь, какой кусок теории тебе попадётся, элемент лотереи остаётся всегда.

Когда я узнала баллы - не придала значения, так как наверняка были написавшие лучше. Когда друг-олимпиадник сказал, что я пройду, - посмеялась. Потом узнала, что прошла. Познакомилась с командой Москвы - чужие тогда люди сейчас стали моими друзьями, и вряд ли бы я узнала их так хорошо, если бы не ВсОШ. И это даже не хорошая, правильная, располагающая атмосфера, нет, скорее будет уместен принцип: «сплотиться перед лицом общего врага». У меня появились друзья из регионов, хотя поначалу «большой и страшной» команды Москвы мы сторонились. Сейчас я в 9 классе, и я снова собираюсь участвовать во ВсОШ, уже не только по литературе. Олимпиада определённо облегчает жизнь в дальнейшем (в вопросах поступления и сдачи госов, например), хотя совмещать подготовку с учёбой бывает сложно - элементарная нехватка сил и времени. Возможно, это банально, но чтобы «затащить» олимпиаду, нужно много работать, понимать специфику заданий, высыпаться (лично у меня не получается, но очень желательно), а ещё знать, что с тобой есть те люди, которым не всё равно.

Ульяна Андреевских-Якоцук

16 лет, гимназия № 202 «Менталитет» г. Екатеринбурга. Победитель заключительного этапа ВсОШ-2017 по технологии. Ульяна Андреевских-Якоцук - Я с детства люблю мастерить, создавать что-то своими руками. Эту любовь привили мне мои родители. Именно поэтому я решила принять участие в олимпиаде по технологии. Самый сложный из всех этапов олимпиады - это подготовка, но при этом и самый интересный для меня. Каждый день после уроков я задерживалась в школе на 2-4 часа (бывало и до 19 вечера работали). Это длилось в течение трёх лет. Я отдавала олимпиаде буквально всю себя, было сложно совмещать подготовку, вокал, танцы и английский, чем-то даже приходилось жертвовать, но весь этот олимпиадный дух того стоит.

Но сколько бы я ни готовилась, задания всегда очень неожиданные. В тестах вопросы не только по технологии, но и по экономике, электротехнике и даже встречались по физике. Самое запоминающееся задание мне встретилось из произведения «Конёк-Горбунок». Нужно было дописать строчку в четверостишие и назвать кулинарный приём, который там указывается. Я бы сама никогда не подумала, что придётся перечитывать сказки, чтобы написать олимпиаду. Задания по практике для меня менее сложные, потому что в течение года я много сшила образцов и смоделировала одежды. Главное было - применить эти знания во время соревнования, справиться с эмоциями и напряжением.

Участие в олимпиаде даёт мне огромный опыт, поступление в Санкт-Петербург без результатов ЕГЭ на бюджет. В эмоциональном плане я стала намного сильнее и увереннее в своих силах. Я участвовала на Всероссийском этапе олимпиады по технологии два2 раза, и два раза стала победителем. У меня ещё есть идеи, и, может быть, я приму участие ещё раз.

Кроме того, на олимпиаде атмосфера незабываемая. Ребята со всей страны съезжаются, чтобы бороться друг с другом, но вы все знакомитесь, узнаёте друг друга с другой стороны, и каждый желает другому победы. Конечно, напряжение, ответственность - неотъемлемые части олимпиады, но когда ты понимаешь, что всё закончилось и твои труды вознаграждены, ты становишься самым счастливым человеком!

Юрий Хандкаров

17 лет, университетская гимназия МГУ имени М. В. Ломоносова . Абсолютный победитель заключительного этапа ВсОШ-2017 по истории за 10 класс. Юрий Хандкаров - Я интересовался историей с раннего возраста, но до 10 класса предметно не готовился к всероссийской олимпиаде школьников. Посещение центра для одарённых детей «Сириус» в Сочи сформировало моё желание победить на заключительном этапе ВсОШ по истории. Поэтому с начала 10 класса я начал подготовку. Новое место учёбы - Университетская гимназия МГУ имени М. В. Ломоносова - помогало мне в этом за счёт увеличения часов на изучение истории, а также занятий с сотрудником исторического факультета МГУ и преподавателем Центра педагогического мастерства (ЦПМ) Антоном Игоревичем Пчелинцевым. С февраля 2017 года я начал посещать занятия в ЦПМ по подготовке к всероссийской олимпиаде по истории.

Победа или призовое место на заключительном этапе ВсОШ - гарантия поступления без вступительных испытаний на бюджетное место в любой вуз России по профилю выигранной олимпиады в течение четырёх лет после получения диплома победителя или призёра. И ещё это возможность проверить свои знания, а также выбирать между ведущими университетами России не на основе результатов сдачи ЕГЭ, а согласно условиям обучения вузов, образовательным программам, возможностям стажировки, изучения иностранных языков, помощи в налаживании связей с будущими работодателями.

В процессе подготовки, безусловно, оставалось гораздо меньше времени на сон, отдых, спорт, саморазвитие. Но цель, которую я поставил перед собой, придавала мне сил, поэтому усталость или отсутствие каких-либо вещей в жизни ощущалось не так сильно. Во многом этому способствовали мои друзья в гимназии, поддерживавшие меня на протяжении всего пути к победе.

Олимпиадные задания регионального и заключительного этапа олимпиады были очень интересными. Вообще, я участвую в олимпиадах именно потому, что мне интересно решать качественно поставленные задачи, анализируя источники и используя свои знания, приходить к правильному ответу. Самым запоминающимся заданием для меня было историческое эссе. Участнику нужно выбрать одну из 10-15 представленных тем по разным историческим эпохам и раскрыть содержание, написав небольшую работу. Сферой моих интересов было начало ХХ века и Октябрьская революция. Очень интересно в процессе подготовки изучать труды историков, читать воспоминания, а непосредственно во время олимпиады высказывать какие-то новые мысли и выводы (на основе изученного материала, конечно), автором которых являешься ты сам.

Участие в олимпиаде - это не только обучение, конкуренция и преодоление. Это общение с новыми интересными людьми, море позитивных эмоций, атмосфера помощи и взаимовыручки, которая существует в команде (имею в виду сборную Москвы во время выступления на заключительном этапе). Я учусь в 11 классе, а значит в этом году я смогу в последний раз принять участие в олимпиадах школьников. Помимо истории, в этом году я участвую ещё и во Всероссийской олимпиаде по праву. Конечно, концентрируясь на нескольких целях, сложнее достичь успеха в каждой из них. Но именно это стало моей целью № 1 в нынешнем учебном году, и я приложу все усилия, чтобы достичь её. Статьи по теме «Хоккеисты намного круче человека-паука». Как дети ходят на хоккей в Москве «Драк мы не боимся». Как дети ходят на футбол в Москве Как московские дети ходят на баскетбол Как вырастить сильного и здорового ребёнка

Запись "«Чтобы победить, нужно знать, что с тобой те люди, которым не всё равно». Истории школьников, выигрывавших олимпиады" впервые появилась на сайте The-Challenger.ru.



  • Разделы сайта