Как делать сальхов. Что собой представляет флип? Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко

А ксель *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения. Сейчас этот прыжок выполняют в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной). Существует прыжок вполоборота, так называемый перекидной, или прыжок тройкой* , аналогичный прыжку аксель по способу отталкивания. Этот прыжок является основой прыжков аксель с большим числом оборотов (рис. 62).

Выполняют аксель после мощного разбега. Во время подготовки к толчку переходят к скольжению назад-наружу, при выполнении которого важно сохранить устойчивое положение. Для этого за последним толчковым шагом разбега следует кратковременная фиксация звеньев тела. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не выпячивать таз, не опускать голову и не сутулиться. Переход от разбега к толчку должен исполняться легко, непринужденно. При обучении этой детали прыжка нужно объяснить начинающему фигуристу, что снижение скорости, скобление зубцами льда, сутулость не облегчают, а усложняют качественное исполнение прыжка.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Начальное вращение в этих прыжках создается стопорящим движением конька толчковой ноги. Иные способы, как правило, приводят к неудаче. Особенно ярко это проявляется при выполнении прыжка в 2,5 оборота и более.

Попытка приобрести начальное вращение за счет увеличения кривизны толчковой дуги обычно приводит к нарушению устойчивости движения продольной оси тела в полете. На рис. 63 приведены два варианта выполнения толчковой дуги - малой (а) и большой (б) кривизны. В первом случае направления движения конька и всего тела почти совпадают, и тогда условия для создания устойчивого движения в полете благоприятные. Во втором случае направления движения конька и всего тела расходятся, в результате чего к концу толчка происходит потеря устойчивости тела.

Попытка создать начальное вращение тела за счет вращения верхней части тела вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это в конечном итоге приводит к увеличению кривизны толчковой дуги с отмеченными выше отрицательными последствиями.

В практике встречается несколько вариантов выполнения конца толчковой дуги, другими словами - различные варианты стопора: зубцовый стопор, при котором конек толчковой ноги отделяется от льда, совершая перекат через зубцы конька (след на льду в этом случае тонкий); реберный стопор, при котором конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и осуществляет торможение, соскабливая лед передней частью наружного ребра; комбинированный стопор, при котором начало его реберное, а конец -зубцовый. Выраженное скобление ребром переходит в следот зубцов.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Однако стопорящее движение, выполненное зубцом конька, короче по времени и для создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество начального вращения, приобретаемого фигуристом при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

Комбинированный стопор позволяет соединить достоинства обоих способов и создать у спортсмена очень важное ощущение уверенности, удобства отталкивания. Этот способ обеспечивает наиболее правильное, устойчивое движение продольной оси тела в полете. Фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно.

Положение тела во время толчка в прыжке аксель позволяет выполнить мощное маховое движение руками и свободной ногой в направлении вперед-вверх. Благодаря ярко выраженным маховым движениям большой амплитуды, с помощью которых можно достичь максимальной высоты и длины полета, прыжок аксель относится к наиболее эффектным прыжкам.

Сальхов *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 64). Наиболее распространенным вариантом подхода к прыжку является тройка вперед-наружу - назад-внутрь. Другой вариант выполняется переступанием, например правая вперед-внутрь, левая назад-внутрь. Встречается вариант подхода, начинающийся тройкой назад-наружу - вперед-внутрь с последующим переходом к толчковой дуге назад-внутрь. Этот вариант отличается динамичностью, эффектом неожиданности.

В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что начальное вращение создается двумя наиболее эффективными способами - скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, который завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу - назад-внутрь. Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.

Отрыв от льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается активным маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Уверенное скольжение по толчковой дуге - одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки назад-наружу - назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь. Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие.

В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот.

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу - назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко разгибая толчковую ногу и акцентируя маховые движения в конечный момент толчка.

Петля *. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 65). Выполняется аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит его название. Этот прыжок относится к сложным реберным прыжкам, так как приходится предотвращать преждевременный поворот тела в направлении вращения, а также выполнять маховые движения ограниченной амплитуды. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу- вперед-внутрь с последующим переходом на ход назад-внутрь на другой ноге. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить, чтобы свободная нога находилась перед толчковой в скрещенном положении, и не допускать преждевременного поворота верхней части тела в направлении вращения.

Овладев этим шагом, можно приступать к разучиванию наиболее распространенного варианта подхода, выполняемого тройкой вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на ход назад-наружу. Здесь, как и в других прыжках, исключительно важна устойчивость скольжения при подготовке к толчку и непосредственно в толчке. Исходное для толчка положение отрабатывают, выполняя тройки вперед-науружу с длительным скольжением назад-внутрь. При этом рука, одноименная толчковой ноге, отведена назад, а голова обращена внутрь дуги скольжения. Начальное вращение в прыжке петлей достигается вращением верхней части тела, поэтому описанное исходное положение позволяет выполнить необходимый замах и увеличивает амплитуду вращательного движения.

При разучивании прыжка петлей полезно выполнять пируэт назад, подход и въезд в который аналогичны прыжку петлей.

Оллер *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением вращения (рис. 66). По способу отталкивания аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и, одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Валлей. Прыжок без перемены ног с отрицательным направлением вращения (рис. 67). Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу - назад-внутрь, во время которой голову и. руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляют внутренним ребром конька и сопровождают энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.

Внутренний аксель. Прыжок выполняется толчком внутреннего ребра опорной ноги (рис. 67). ,В исходном перед толчком положении свободная нога сзади, противоположная рука впереди. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу. При разучивании важно-контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует слегка наклонить тело внутрь дуги, поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия во внешнюю сторону толчковой дуги.

Кораблик. Это название объединяет группу реберных прыжков, исполняемых с положительным и отрицательным направлением из положения «кораблик» (рис. 67). Приземление может быть также в положение «кораблик», т. е. на две ноги или на одну - в обычное положение. Толчок и приземление выполняют как на наружных, так и на внутренних ребрах. В любом варианте прыжка главное - четкость сохранения положения в толчке и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик». Выполняется в 1, 2 и 3 оборота. В программах эффектен, оригинален, делает прыжковый арсенал фигуриста более разнообразным.

Подводя итог описанию основных положений техники исполнения реберных прыжков, следует еще раз подчеркнуть, что главным условием успешного выполнения этой группы прыжков является уверенное, устойчивое скольжение на ребре конька. Именно скольжение по инерции по закрывающейся кривой создает предпосылки для создания в финальной части толчка начального вращения, необходимого для выполнения в воздухе значительного числа оборотов, достигающего в настоящее время 3 и 4.

Уверенность и динамическая устойчивость тела фигуриста на толчковой дуге в большой степени определяются исполнением предыдущих дуг - последней дуги разбега и дуг подхода. Эти дуги должны выполняться естественно, логично, так, чтобы при выполнении троек и переступаний тело не изменяло общего, генерального направления движения. В противном случае возникает потеря равновесия, сопровождающаяся, как правило, искажением естественного прямого положения тела, скоблением льда зубцами конька и другими ошибками. Важно, чтобы составляющие подход дуги были уравновешены и по длине. Например, в лрыжке сальхов не следует излишне удлинять одну и укорачивать вторую дугу подхода. Это же соображение справедливо и при подходе с переступанием в прыжках петлей, оллер и внутренний аксель.

Носковые прыжки

Лутц. Прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения (рис. 68). Один из наиболее сложных и в то же время эффектных прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, одноименная рука несколько отведена назад, взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу отводят рядом с опорной назад, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается от льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.

Вращательное движение создается двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги. Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. Только после этого можно начинать стопорящее движение. При обратном порядке или одноименном выполнении обоих способов эффективность поворота значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать необходимую угловую скорость верхней части тела.

Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и уменьшает высоту прыжка.

Попытки создать начальное вращение искривлением, толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой ноги.

При освоении прыжка важную роль играет амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической палкой или штангой на плечах., В качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного движения, рекомендуется использовать каскадное выполнение прыжка валлей, сопровождая его-энергичным вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения прыжком лутц.

Для согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед толчком фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот верхней части тела. Такое исходное положение обеспечивает необходимую амплитуду вращательного движения, создает предпосылки для повышения его эффективности.

Флип. Прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения (рис. 69). Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней части тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной, иначе при приземлении тело наклонится вперед. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.

Прыжок флип может также начинаться переступанием с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. Этот вариант аналогичен подходу в прыжке сальхов, но отличается более плоскими дугами подхода, которые исполняются таким образом, чтобы подход воспринимался выполненным при скольжении по прямой.

Тулуп *. Прыжок с переменой ноги и положительным направлением движения (рис. 70). Толчок выполняется после поворота тройкой вперед-внутрь - назад-наружу, затем следует постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения. Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу. Первый способ предпочтительней при выполнении максимального числа оборотов; второй способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. По механике прыжок близок к прыжку сальхов.

Прыжок тулуп отличается быстрым нарастанием угловой скорости вращения тела в толчке. Это объясняется высокой эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех и более оборотов.

При открытом или затяжном варианте выполнения прыжка маховые движения в нем заканчиваются как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему варианту толчка в прыжке сальхов.

Распространенной ошибкой является чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки последовательное выполнение троек вперед-внутрь - назад-наружу.

Шпагат. Этот прыжок выполняют в 0,5 оборота. Главное здесь - высокий взлет и фиксация положения полного шпагата в верхней точке полета. Для овладения прыжком наиболее целесообразно использовать толчок после переступания с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены русский и классический варианты шпагата (рис. 71). Первый чаще выполняют мужчины, второй - женщины.

Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок конька, а затем фигурист возможно быстрее и энергичнее выполняет переход к тройке вперед-внутрь - назад-наружу.

Каскады прыжков. Каскады прыжков стали неотъемлемой частью не только произвольных программ. Они введены в качестве обязательного элемента в короткую программу произвольного катания.

Не следует смешивать каскады прыжков и комбинации прыжков. Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих один за другим и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом. Каскад является частным случаем комбинации прыжков без поворотов и смены ноги между прыжками.

Своеобразие техники каскадов заключается прежде всего в том, что для выполнения последующего прыжка используется скорость движения, оставшаяся от предыдущего.

Для достижения наибольшей скорости первый прыжок каскада целесообразно выполнять с пологой траекторией полета. Это позволяет облегчить амортизацию при приземлении. Глубокая амортизация после приземления из предыдущего прыжка часто усложняет выполнение последующего.

Различают два варианта соединения прыжков в каскады. В первом для вращения в последующем прыжке преимущественно используют остаточное вращение от предыдущего прыжка. Здесь особенно важна слитность выполнения, а глубокая амортизация между прыжками нежелательна. Примером такого варианта каскада является комбинация аксель - прыжок петлей (рис. 72, а), лутц - прыжок петлей, два прыжка петлей и т. п.

Во втором варианте начальное вращение создается так же, как при выполнении одиночного прыжка, например в каскаде лутц - тулуп (рис. 72, б), сальхов - тулуп. При таком способе соединения приземление из предыдущего прыжка должно выполняться в положение исходное для толчка, что позволяет создать добавочное начальное вращение. Необходимо добиваться положения замаха, чтобы качественно выполнять второй прыжок.

В каскадах; как в любых прыжках, особенно важно сохранять жесткость взаимного положения звеньев тела в полете. Выполнение этих прыжков предъявляет высокие требования к уровню развития специфических физических качеств фигуриста, и в первую очередь к быстроте толчка, скорости и плотности группировки.

Специальные упражнения в тренировке прыжков

Эффективность обучения прыжкам на всех этапах в значительной степени определяется применением специальных подводящих и имитационных упражнений, а также специальных устройств.

При разучивании подготовки к толчку в первую очередь овладевают устойчивым, уверенным скольжением перед толчком. Для этого можно сочетать разбег с длительным скольжением в позе, соответствующей положению тела непосредственно перед началом толчка. Следует обращать особое внимание на то, чтобы переход к толчку возникал произвольно и уверенно контролировался. Весьма эффективен следующий методический прием. Фигурист разбегается, принимает фиксированную позу, а переход к толчку выполняет только по сигналу тренера. Таким образом вырабатывается навык выполнять толчок из устойчивого исходного положения в намеченном месте площадки. Фиксация позы перед толчком преследует цель добиться устойчивого скольжения. После овладения этой деталью разбега переходят к такому выполнению прыжка, при котором между разбегом и толчком нет длительной паузы.

Особенно важен последний шаг разбега. Он непременно должен быть мощным, энергичным, чтобы еще больше увеличить скорость движения тела в направлении прыжка. Важным условием, определяющим качество толчка и прыжка, является правильное сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой {рис. 73).

Чтобы избежать резких изменений направления при переходе к толчковой дуге, можно использовать контрольное упражнение. Фигурист разбегается, переходит на толчковую дугу, но не отталкивается, а скользит в фиксированной позе. Если он способен достаточно долго (4-5 с) сохранять устойчивое положение, значит, сопряжение последней дуги разбега с толчковой дугой хорошее; потеря равновесия, нарушение позы свидетельствуют о неправильном выборе направления толчка. Чтобы исправить ошибку, например, в прыжке аксель, рекомендуется такой прием: если равновесие нарушено во внешнюю сторону толчковой дуги, то угол постановки толчковой ноги следует уменьшить; если же внутрь толчковой дуги, то угол следует увеличить. Этот прием полезен и при отработке таких прыжков, как сальхов, тулуп, флип.

Для уверенного создания начального вращения целесообразно использовать специальные упражнения. В их числе последовательное исполнение троек (рис. 74, вверху), серии прыжков на двух ногах из положения назад в 1 оборот с приземлением на две ноги (рис. 74, в середине), последовательное выполнение прыжка вал-лей, а также прыжка лутц в 1 оборот без толчка.

Стопорящее движение зубцами конька разучивают прыжком лутц, флип и тулуп без поворота в воздухе, а также путем имитации этих прыжков, заменяя вращение в полете вращением на льду, как показано на рис. 74 (внизу).

Перечисленные упражнения полезно включать в разминку перед выполнением прыжков. Они помогают лучше овладеть техникой вращательных движений и подготавливают афферентные системы организма фигуриста к безопорным вращениям.

При обучении многооборотным прыжкам следует обращать внимание на скорость выполнения группировки. Чем быстрее фигурист группируется, тем больше оборотов он может совершить. Для овладения высокой скоростью группировки имитационные упражнения рекомендуется выполнять с резиновыми амортизаторами (рис. 77).

Для совершенствования группировки используют и отягощения, прикрепляемые к кистям рук и ног, как браслеты.

Эффективным упражнением для совершенствования приземления на льду являются прыжки в глубину с предложенной автором подставки, имеющей форму стула (рис. 75). Фигурист становится на сиденье, держась за спинку. Преподаватель приводит в движение подставку, а спортсмен спрыгивает с нее и выполняет приземление на ход назад-наружу.

Для совершенствования позы при приземлении описанные упражнения целесообразно выполнять с отягощениями, прикрепленными к кистям рук и к стопе свободной ноги.

Специальным устройством, которое может быть использовано для совершенствования техники и повышения уровня физических качеств, необходимых для выполнения прыжков, является лонжа, как стационарная, так и переносная (рис. 76). Стационарную лонжу можно укрепить и на катке и на открытом воздухе - на спортплощадке. С помощью лонжи и отрабатывают правильное положение рук и ног при группировке, совершенствуют разгруппировку и положение тела в приземлении.

Применение лонжи в зале и на льду может быть весьма эффективным для разучивания и совершенствования элементов, не связанных с вращением вокруг вертикальной оси. К ним относятся прыжки шпагат и бабочкой. При совершенствовании многооборотных прыжков с помощью лонжи упражнения можно выполнять с частичным и полным выключением зрения.

Прыжок , от английского toe loop - «петля на носке», считается одним из относительно простых. Чаще всего на этот прыжок заходят с правой ноги, с шага называемого « », когда меняют направление движения, поворачиваясь на одной ноге. Двигаясь назад, спортсмен отталкивается ото льда носком левого конька. Приземляется фигурист опять же на правую ногу, продолжая движение назад.

Изобрел прыжок в 1920-ые годы профессиональный американский фигурист Брюс Мэйпс. В художественном на роликовых коньках прыжок до сих пор называют его именем. Тройной тулуп, то есть тулуп в три оборота, впервые выполнил на чемпионате мира 1964 года, проходившем в немецком Дортмунде, другой американский фигурист Томас Литц. Кто из женщин впервые исполнил тройной тулуп, достоверно неизвестно.

Сегодня ведущие мастера фигурного катания освоили тулуп в четыре оборота. По одним данным первым на официальных соревнованиях исполнил его Александр Фадеев в 1983 году, по другим чешский спортсмен Юзеф Сабовчик в 1986 году. Правда, в обоих случаях прыжок не был засчитан судьями из-за ошибок. Первый засчитанный тулуп выполнил канадец Курт Браунинг. Женщинам тулуп в четыре оборота пока не покорился. Несколько раз его неудачно пыталась выполнить француженка Сурья Бонали.

Прыжок лутц

Прыжок лутц назван в честь австрийского Алоиза Лутца впервые его исполнившего на официальных соревнованиях в 1913 году. Техника прыжка такова. Фигурист движется назад по длинной дуге на наружном ребре левого конька. Приседает на той же левой ноге и, отталкиваясь ото льда носком правого конька, раскручивается против часовой стрелки за счет замаха и туловищем. Приземляется фигурист уже на правую ногу.

Лутц - очень сложный прыжок, потому что производится с контр-вращением. Естественный порыв организма при его исполнении - перейти в последний момент с наружного ребра конька на внутреннее. В результате получается нечто среднее между прыжками лутц и флип. Специалисты неофициально называют этот неправильный лутц - «флутц» и судьи значительно снижают за него баллы.

Первым фигуристом, исполнившим лутц в три оборота, стал канадец Дональд Джексон. Произошло это на чемпионате мира 1962 года. Лишь 12 лет спустя повторить прыжок смог спортсмен из ГДР Ян Хофман. Среди женщин первой выполнила тройной лутц швейцарская фигуристка Дениза Бильманн в 1978 году. Четверной лутц первым покорился американцу Брендону Мрозу на гран-при 2011 года.

Прыжок «Тулуп» называется от английского toe loop, поэтому не имеет ничего общего с зимней меховой одеждой. Долгое время считалось, что выполнять прыжки могут только особенно одаренные фигуристы. Долгое время, флип и лутц считались сложнейшими, их выполнение заслуживало бурю аплодисментов. Но сейчас уже многие профессионалы могут выполнять двойные, тройные фигуры, и тройной тулуп в фигурном катании уже не новость. Что представляет прыжок тулуп, как его выполнять, разберемся ниже.

Перевод слова «ту луп» означает «петля на носке». Первым фигуристом, выполнившим его, стал Брюс Мэйпс в 1920 году. Это простой прыжок, доступный профессиональным фигуристам. Первым его «показом» стал чемпионат мира в 1964 году, где был выполнен тройной прыжок. Пределом мечтаний фигуристов является четверной тулуп, показать его в совершенстве на соревнованиях еще никто из взрослых не смог.

Существует специальная система оценивания этой фигуры, градация баллов зависит от ее сложности. Одинарный прыжок наберет 0,4 балла, двойной тулуп в фигурном катании — 1,3 балла, тройной — 4,0 балла.

Техника выполнения

Пошаговое объяснение техники:

  1. Прыжок следует делать с переменной ноги, направленность движения положительная.
  2. Толчок ноги делается после проворота тройкой вперед-внутрь, затем назад-наружу.
  3. После, фигурист ставит носок ботинка толчковой ноги по направлению общего движения, то есть назад. Есть еще вариант осуществления толчка — это троечный переход ноги вперед-назад. Этот вариант нужен для осуществления устойчивого толчка. При первом варианте фигурист имеет возможность выполнить максимум оборотов. Тренера отмечают, что механически тулуп прыжок в фигурном катании очень близкий к технике выполнения сальхов.

Описание прыжка тулуп: особенность фигуры в нарастании угловой скорости, при которой вращается человек по своей оси во время толчка. При этом фигурист замечает, какая высокая эффективность оттолкнувшейся ноги, когда происходит стопорящее движение конька. Это действие осуществляется на конечном этапе толчка. Именно высокая скорость вращения тела удобна для выполнения нескольких оборотов. Поэтому становится возможным сделать четверной прыжок, то есть 4 оборота.

Маховые движения фигурист регулирует самостоятельно. Если прыжок замедленный, открытый, махи в конце похожи на аксель. Когда спортсмен желает достичь максимальное количество оборотов в воздухе, махи следует делать сдержанными, как толчок в сальхов.

Как тулуп делать на коньках, чтобы не допустить ошибок? Среди спортсменов частой ошибкой является сильное скрещивание ног. Сзади отталкивающаяся нога во время толчка сильно заведена за другую, что сказывается на технике и качестве выполнения действия. Решить эту проблему помогут упражнения во время тренировки: вперед-внутрь — назад-наружу. Оттачивая технику, фигурист учится шаг за шагом, постепенно выполнять тройки, что улучшит осуществление прыжка.

Способы выполнения

У фигуристов существует несколько способов и вариантов выполнения тулупа.

  • Проворот тройкой вперед-внутрь — назад-наружу.
  • Отталкивающая нога ставится в направлении, котором будет двигаться все тело. Нога ставится носком конька.
  • Открытый.
  • Затяжной.

Отличие тулуп прыжков от других видов прыжков?

Понять отличие этого прыжка поможет сравнение его с другими элементами фигурного спорта. Начнем с того, что все прыжки в фигурном катании делятся на две подгруппы:

  • Реберные: сальхов, аксель, риттбергер. Эти элементы значительно разнятся с другими прыжками, их выполнение по технике не связано в исполнением тулупа.
  • Носковые (зубцовые): флип, тулуп, лутц. Зубцовыми названы они из-за расположения специальных зубцов на краю конька.

Прыгнуть с ребра — задача труднее, и техника значительно отличается от носкового прыжка, поэтому разберем отличия последней подгруппы.

  1. Флип. Фигурист отставляет левую ногу назад внутренним ребром. Правой ногой он делает удар, оборот, затем приземляется на ту же ногу. В этот момент выполняется опять ход назад-наружу. Флип запоминается отличительным щелчком. Новичку-ребенку нравится делать его из-за характерного удара по льду. Отличается он также своими тремя оборотами, 4 раза прокрутиться фигуристы еще не смоги.
  2. Лутц. Занимает первое место по сложности во всех зубцовых прыжках. История его возникновения началась с 1913 года, до сих пор мало фигуристов могут делать двойные, тройные подобные прыжки идеально чисто. В истории есть даже факт выполнения четверного лутца. Научиться делать лутц можно после освоения тулупа. Его отличие от остальных: спортсмен делает приседание на левой ноге, правой ногой кончиком конька упирается в ледовую поверхность, прыгает. В это время туловище спортсмена раскручивается, он помогает себе замахом рук, тела. Когда сделаны несколько оборотов, они осуществляются по направлению против часовой стрелки, спортсмен вновь становится на лед ходом назад-наружу. Схему прыжка предоставляет тренер при обучении.
  3. Тулуп. Наконец, перейдем к тулупу, это легкий элемент в катании на льду. Осваивать его начинают первым. Отличительная характеристика: приседать при его осуществлении не нужно, приземление на отталкивающуюся ногу, разница в направлении оборотов и приземлении. Важно правильно оттолкнуться, например, левой ногой, приземлиться на правую, и наоборот. Приземление должно быть на ход назад-наружу.

Чтобы правильно прыгать, весь корпус должен работать слажено, выполняться замахи. Особое внимание уделяется конькам, хоккейные коньки для выполнения фигурных элементов не подойдут — они не оснащены важными зубцами, отличаются изгибом лезвий. Часто во время отталкиваний фигуристов ото льда ведется съемка. Это очень хорошее средство, чтобы понять технику выполнения тулупа чемпионами. Ее можно медленно воспроизводить, обучаясь азам фигурного катания.

Четверной тулуп в женском фигурном катании

Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.

Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.

Совсем недавно в марте 2018 года спортсменка из России Трусова Александра отличилась выполнением четверного тулупа на чемпионате мира среди подростков. Это была чистая фигура, засчитанная судьями. Для Александры победа с 225,52 баллами (за два четверных прыжка) стала открытым билетом в большой спорт. Девушка отмечает, что длительная подготовка привела к таким результатам, осуществлению двух четверных прыжков она рада больше, чем самой победе.

Заключение

Откуда берутся юные чемпионы мира по фигурному катанию? Осваивают тулуп даже дети на фигурном катании. Но усердные тренировки, взлеты и падения, приводят к результатам, известным мировому сообществу фигуристов. Отработать навык выполнения тулупа могут все профессиональные фигуристы. Но важно не останавливаться на достигнутом в одиночном катании. Выполнение двойных, тройных, может даже четверных «взлетов» надо льдом приводит к высоким баллам на соревнованиях, победе.

Тулуп — простейший вид прыжка в фигурном катании, при выполнении которого фигурист отталкивается одной ногой, делает оборот в воздухе и приземляется на другую.

Этот элемент считается одним из самых простых в фигурном катании и входит в программу подготовки детей.

Историческая справка: почему этот элемент так называется

Первым исполнителем прыжка стал фигурист из Америки Брюс Мэйпс в 1920 г. После того как фигуристы освоили одинарный прыжок, они научились делать тулуп с двумя оборотами (двойной).

Справка. Интересное название элемента появилось от английского toe loop — «петля на носке» .

Исполнение тройного элемента мир увидел только в 1965 году , выполнен он был фигуристом по фамилии Литц .

Через 24 года впервые был показан четверной тулуп: отличился канадец Курт Браунинг , хотя до него в 1983 русский фигурист Александр Фадеев предпринимал попытку совершить этот прыжок, судьи не засчитали его из-за помарок в исполнении.

Самый «чистый» четверной тулуп был выполнен Алексеем Урмановым в 1991 году.

Имя первой женщины, исполнившей тройной тулуп, неизвестно. А первой исполнительницей четверного в женской программе стала Александра Трусова , случилось это лишь в 2018 году.

Как прыгать тулуп?

Есть несколько вариантов исполнения:

  • Ту-валлей — его исполняют с внутреннего ребра ноги, приземление обычное. Оценивается так же, как простой тулуп.

Следующие варианты — с приземлением вперёд:

  • Мазурка — правую ногу выбрасывают вперёд, а затем фигурист приземляется на правый зубец, левое ребро вперёд-наружу.
  • Прыжок вполоборота , приземление на левый зубец, правое ребро вперёд-внутрь — балетный.
  • А также есть 1,5 оборотный с приземлением — как в балетном прыжке. Был популярным только в XX веке.

Фото 1. Схема выполнение прыжка Тулуп: показаны все фазы, от разгона до приземления.

Двойной и тройной прыжок в фигурном катании

Количество оборотов, которые может выполнить фигурист зависят от нескольких факторов: скорость, плотность группировки, скорость вращения и время «полёта».

На исполнение двойного тулупа у фигуристов уходит небольшое количество времени, в случае, если они умеют делать одинарный. С тройным всё сложнее, приходится учитывать все перечисленные факторы. При выполнении двойных и тройных прыжков рекомендуется уменьшить замах, для того, чтобы быстрее и плотнее группироваться во время прыжка (что увеличит вероятность выполнить идеально).

Что касается техники прыжка, то заход выполняется обычно с правой ноги по прямой, толчок делают после поворота с тройки вперёд-внутрь — назад-наружу зубцом левого конька.

Делая оборот в прыжке, фигурист приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. То есть он выполняется со сменой ноги, отталкиваясь левой — приземляется на правую. По технике очень похоже на прыжок «Сальхов».

Ещё можно зайти с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу и переступание на правую ногу).

На соревнованиях тулуп оценивается следующим образом: 0,4 балла — одинарный, 1,3 — двойной, 4,3 — тройной, самый высокий балл, соответственно, у четвёртого — 10,3.

Для тех, кто хочет научиться выполнять тулуп нет каких-то «наводящих» упражнений . Сначала ученик выполняет тройку вперёд-внутрь, затем, выйдя, на дугу назад-наружу совершает прыжок, отталкиваясь левой ногой. Делая оборот, он приземляется на правую ногу (в том случае, если фигурист совершает элементы по часовой стрелке, «меняются местами» коньки).

  • Неплохо будет усовершенствовать именно исполнение тройки вперёд-внутрь и назад-наружу , так как распространённой ошибкой является сильное перекрещивание отталкивающейся ноги перед прыжком.
  • Ученикам рекомендуют выполнять махи ногой более сдержанно и следить за тем, чтобы плечи были развёрнуты в центр круга до толчка , а в сам момент отталкивания начали работать на скручивание из круга.

Для начала можно научиться тулупу вполоборота , тем самым подготовить себя к полноценному выполнению элемента: когда правая нога находится на наружной дуге в момент отталкивания, надо поставить левую, как этого требует тулуп, и, не разворачиваясь сделать пол-оборота, чтобы научиться прыгать с толчковой ноги.

Важно! Ногой нужно именно оттолкнуться, а не просто ставить.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором юная фигуристка показывает, как выполнять простые прыжки на льду.

Правила безопасности

Не стоит забывать и о технике безопасности на льду!

  • Начинающим спортсменам, рекомендуется использовать защиту в виде шлема, наколенников, налокотников . А также стоит позаботиться о тёплой и комфортной одежде для катания, чтобы не получить охлаждение и не чувствовать себя скованно.
  • Падать также стоит правильно : во-первых, постараться упасть набок, но не на живот или спину (так вероятность получения травмы заметно снижается), во-вторых, не выставлять локти, вместо этого прижать их к телу в полусогнутом состоянии, в-третьих, необходимо напрягать шею, опустив подбородок вниз (меньшая вероятность получения травмы головы).

В настоящее время многие родители отдают своих детей в секции по фигурному катанию с 3-4 лет. Некоторые мамы и папы до этого профессионально не занимались катанием на льду и не знают какие бывают прыжки в фигурном катании. Но чтобы поддерживать беседу с тренерами и своими подрастающими фигуристами, они хотят по больше узнать о терминах и профессиональных названиях разных элементов. Поэтому мы решили рассказать в этой статье, какие есть прыжки, их названия, чем они друг от друга отличаются и как их нужно выполнять. А также в качестве примера для каждого прыжка добавим видео с соответствующим прыжком.

Разговаривайте со своими юными фигуристами на понятном для них языке, используя профессиональные термины фигуристов.

В одном хорошем фильме было сказано:

Счастье — это когда тебя понимают

Поэтому, чем больше вы общаетесь и чем лучше понимаете своих детей, тем счастливее их делаете. А счастливый ребенок достигнет намного больших вершин. И в результате этого станет успешным и уверенным в себе человеком.

В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

  • рёберные;
  • зубцовые.

В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

Рёберные:

  1. сальхов;
  2. риттбергер;
  3. аксель.

Зубцовые:

  1. флип;
  2. тулуп;
  3. лутц.

Рёберные прыжки

Рёберный - это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

  1. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

  1. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.


Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.



  • Разделы сайта