«К барьеру!» Особенности и традиции русской дуэли. Дуэль на холодном оружии

С одной стороны, прекрасно, что высшей ценностью для любого дворянина стала его личная честь. Но с другой стороны, дворянское общество однозначно утвердилось во мнении, что защитить и восстановить личную честь или честь семьи может только сам дворянин, законы в этом случае бессильны, а любое вмешательство властей только оттягивает неминуемую развязку. При этом законы, категорически запрещающие дуэли, мягче не стали.

Российское дворянство, созданное Петром I, далеко не сразу пришло к такому пониманию личной чести. Собственно, о какой чести мог говорить дворянин, при обращении к монарху униженно называвший себя холопом и не смевший даже думать о сатисфакции, если его оскорбило лицо, стоящее выше в иерархии власти. Ситуация стала медленно меняться только во времена правления Елизаветы. Окончательно же разрушила старое представление дворян о своем месте и значении в государстве Екатерина II.

Именно при Екатерине дворяне получили личную свободу и возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Но понадобилась смена поколения, чтобы дворянство утвердилось во мнении, что и личная честь не принадлежит государству и защитить её можно только самостоятельно. Для защиты чести российское дворянство теперь признавало только два способа: или принесение обидчиком публичного извинения. Естественно, что количество дуэлей резко возросло, а главное, они стали более кровавыми.

И во времена правления последних императриц дуэлей в России было немало, но как правило они проходили среди равных или близких по общественному положению дворян. При этом, поводом к дуэли могла служить любая мелочь, зачастую чрезвычайно далекая от оскорбления чести. Во времена Екатерины Н. И. Страхов писал о нравах в высшем обществе: «Бывало, хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнет ли на плече сукно, так милости просим в поле… Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос… Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!».

Любопытно, что именно при Екатерине, смотревшей на дуэли сквозь пальцы и считавшей, что «поединок, хотя и преступление, не может быть судим обыкновенными уголовными законами», . Поговаривали, что и у самой императрицы в молодости была дуэльная история со своей родственницей.

В век Екатерины дуэлянты предпочитали выяснять отношения на шпага или саблях, поэтому смертельных исходов было относительно немного. Во времена Александра I, когда главной причиной дуэлей стало оскорбление чести, оружие стали выбирать более смертоносное — пистолет. Собственно, причин для этого было две: пистолет практически уравнивал шансы, так как стрелялись на близком расстоянии (обычно 10−15 шагов), когда промазать трудно, да и вероятность убить или тяжело ранить обидчика резко возрастала.

Уравнивание шансов было немаловажно, так как теперь на дуэлях часто дрались люди, существенно отличавшиеся и возрастом, и общественным положением, и умением владеть оружием. Понятно, что чиновник предпочитал не рубиться на саблях с кавалерийским офицером, а стреляться. Особенностью русской дуэли этого времени было и то, что её часто стремились закончить если не смертью противника, то его серьезной раной. В Европе подчас сам факт выхода на дуэль свидетельствовал о том, что честь защищена, но в России для этого требовалось пролить кровь обидчика или получить его извинения.

Без серьезных последствий при взаимном согласии сторон могла закончиться только дуэль из-за мелких ссор. Если была серьезно затронута честь, компромиссы признавались неуместными, а дуэль обязательной. Так, Пушкин, отправляя секунданта договариваться об условиях дуэли с Дантесом, наставлял его: «Условьтесь только насчет материальной стороны дуэли. Чем кровавее, тем лучше. Ни на какие объяснения не соглашайтесь».

От вызова на дуэль были защищены только члены императорской фамилии, которых традиции запрещали вызывать на поединок. Но и в отношении с ними дворяне находили возможность отстаивать свою честь. Еще будучи генералом, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) во время смотра то ли замахнулся, то ли грубо схватил за мундир чем-то провинившегося офицера. В ответ услышал вежливое, но твердое: «Ваше высочество, в руках у меня шпага». Развития ситуация не получила, но урок будущий император усвоил. По России эта история ходила в нескольких вариантах. В её реальности можно сомневаться, но то, что её пересказывали, отражало главное — теперь свою честь дворянин был готов отстаивать даже перед теми, на кого его предки и глаза поднять не смели, и дворянское общественное мнение его в этом поддерживало.

Высокие представления дворян о собственной чести устраивали и монархов, недаром же за дуэли, проведенные в соответствии с установившимися правилами, наказания были символическими, хотя закон предусматривал смертную казнь. Зачастую происходило наоборот, тот, кто следовал букве закона, наказывался строже или становился для дворянской среды чужим, его просто переставали принимать. В этом отношении характерна дуэль генерал-майора Бахметьева и штабс-капитана Кушелева. За шесть лет до дуэли Бахметьев оскорбил четырнадцатилетнего юнкера Кушелева, который тогда не смог вызвать офицера на дуэль. Через годы судьба свела их снова, и вызов состоялся. Дуэль пытались предотвратить многие, но безуспешно. Оба стрелявших промазали, видимо, не без умысла. После чего Бахметьев извинился перед Кушелевым и попросил простить обиду.

Самое интересное началось после дуэли. О ней стало известно властям, последовал очень жесткий приговор суда, предусматривающий разжалование дуэлянтов и лишение их дворянства. Александр I приговор не утвердил, суровые наказания для участников дуэли и секундантов заменили на чисто символические. Больше других пострадал бывший секундантом граф Венансон, которого заключили в крепость, а затем сослали на Кавказ. Пикантность в том, что именно граф донес о состоявшейся дуэли.

В это время в дворянской среде появилось и понятие корпоративной чести, особенно в армии. Честь своей роты, полка, армии, вида войск офицер должен был защищать, как и свою собственную. Если при офицере пренебрежительно отзывались о его полке или сослуживцах, он был обязан вызвать говорившего это на дуэль. В противном случае считалось, что он разделяет это мнение и в полку ему не место. Выходом из подобной ситуации было увольнение со службы или перевод в другой вид войск, но вероятность, что такого офицера примут в другой полк, была крайне низка.

В России того периода трудно было найти дворянина, у которого за плечами не «висело» несколько дуэльных историй. Кстати, большинство вызовов, последовавших по пустяшным причинам или спьяну, заканчивались мирно. Протрезвев, потенциальные дуэлянты решали, что дело можно уладить без стрельбы, а заодно и «обмыть». Но появились и бретеры, сделавшие дуэль щекочущим нервы развлечением, стрелявшиеся по поводу и без оного. Появились четверные и даже шестерные поединки, когда по одному поводу стрелялись несколько пар дуэлянтов. Любопытно, что ни бретеры, ни участники массовых поединков обычно серьезных наказаний не несли, если дуэли проходили с соблюдением всех правил. Так, граф Федор Толстой (Американец) убил на дуэлях 11 человек, а общее количество своих дуэльных историй даже подсчитать затруднялся. Временные лишения чина или кратковременные заключения на гауптвахте или в крепости графа не смущали, к ним он относился философски.

Именно к дуэли с Федором Толстым несколько лет готовился Пушкин, высланный в Кишинев, но их сумели все же помирить. Стоит заметить, что и сам Александр Сергеевич иногда не прочь был побретерствовать. На его счету более десяти дуэльных историй, стрелялся же он, как минимум, три раза. После дуэли с поэтом, произошедшей в Кишиневе из-за какого-то пустяка, полковник С. Н. Старов сказал Пушкину: «Вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете». Друг поэта И. П. Бартенев вспоминал позднее: «Такой отзыв храброго человека, участника 1812 года, не только обезоружил Пушкина, но привел его в восторг. Он кинулся обнимать Старова и с тех пор считал долгом отзываться о нем с великим уважением». С Дантесом подобный итог дуэли был невозможен, поэт просто не стал бы его слушать.

Трудно подсчитать, сколько жизней российских невольников чести унесли кровавые поединки. Можно по разному относиться к дуэлям, глядя на них из нашего времени. Но согласитесь, прав был Александр Куприн: «Дуэль — варварский обычай, пережиток старины. Но, господа, скажу вам, не клевещите на дуэль, — это рыцарски благородный способ защитить открыто, что дороже жизни, — честь человека».

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

Сегодня можно оскорбить любого человека с помощью Интернета. Спорят порой незнакомые люди, не выбирая слов. Только вот ответить обидчику можно только лишь с помощью такого же «виртуального» оружия, не причиняя ему реального вреда.

А ведь в былые времена вопрос оскорблений решался намного проще. Если мужчины ругались друг с другом, то они назначали поединок или дуэль. Сперва оружием являлись мечи и шпаги, а потом их заменили пистолеты. И такое решение проблемы было куда убедительнее, чем нажать кнопку «пожаловаться».

А самое интересное, что дуэли в некоторых странах и в некоторые периоды истории были вполне законным средством выяснения отношений. Правда, разгоряченных мужчин зачастую не останавливал даже запрет на такие поединки. И хотя дуэли являлись благородным способом выяснить защитить честь, бои эти порой оказывались довольно смешными и нелепыми.

Шарль Огустен Сент-Бёв против Поля-Франсуа Дюбуа. Дуэли объяснимы, когда сталкиваются в споре два злейших врага. Но порой ситуация выходит из-под контроля и между старыми друзьями и коллегами. Именно так и произошло с Сент-Бёвом и Дюбуа, чей поединок состоялся 20 сентября 1830 года. Сент-Бёв был литературным критиком, который создал свой метод оценки работ писателей. Он полагал, что все их повести и романы на самом деле в той или иной степени отражают их собственную жизнь и опыт. Дюбуа же являлся редактором газеты «Le Globe». Пол-Франсуа мало того, что обучал знаменитого критика в лицее Карла Великого, так и нанял его на работу в свое издание. О чем точно они спорили, так и осталось загадкой. Но результатом стала дуэль, назначенная в лесу около Роменвиля. Проблемой стал сильный дождь. Сент-Бёв заявил, что не против умереть, однако отказывается промокнуть при этом. Критик взял в руки зонтик вместо пистолета. В итоге так никто не погиб, а два литератора позже снова стали друзьями. Сам Сент-Бёв вспоминал о Дюбуа, как о замечательном и душевном человеке. А вот издатель за глаза называл критика «маменькиным сынком, боящимся дождя».

Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова. Эта история о том, как политик был готов отстаивать свои убеждения, чего в современном мире просто не встретить. Отто фон Бисмарк являлся прусским министром, объединившим Германию и ставшим ее канцлером. В 1865 году он столкнулся с лидером Либеральной партии, Рудольфом Вирховым. Этот ученый и оппозиционер считал, что политик излишне раздул военный бюджет Пруссии. В результате чего страна погрузилась в нищету, перенаселенности и эпидемии. Бисмарк не стал оспаривать взгляды своего оппонента, а просто вызвал его на дуэль. При этом политик великодушно предоставил своему противнику выбрать оружие. Но Вирхов поступил нестандартно, он решил сражаться с помощью сосисок. Одна из них была сырой, зараженной бактериями. Бисмарк понимал, что при использовании холодного или огнестрельного оружия у Вирхова просто не было шансов. А вот сосиски уравнивали возможности. Тогда Бисмарк заявил, что герои не имеют права наедаться до смерти и отменил дуэль. История мало того, что веселая, она примечательно еще и тем, что глава страны вызвал оппозиционера. Обычно все случается наоборот.

Марк Твен против Джеймса Лэрда. Твен являлся известным противником дуэли. Писатель считал их неразумным и опасным способом выяснить отношения. По мнению Твена это к тому же греховно. Если кто-то бросил бы ему вызов, то писатель обещал с максимальной учтивостью и вежливостью отвести противника в тихое место и там убить. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что когда он вызвал редактора конкурирующей газеты на дуэль, то всячески старался ее предотвратить. Описывая так и не состоявшийся поединок, Твен вспоминал, что пребывал в ужасе. Дело в том, что его противник был известным стрелком. Но как только Лэрд со своим секундантом подошли к месту поединка, секундант Марка Твена, Стив Гиллис, с 30-метров поразил голову пролетавшей птицы. Лэрд изумленно спросил, кто же так метро выстрелил? Тогда Гиллис сказал, что сделал это Твен, превосходный снайпер. К счастью для писателя Лэрд предпочел не рисковать жизнью и отменил поединок.

Марсель Пруст против Жана Лоррена. Цифровые технологии мешают писателям бороться с разгромными рецензиями на их творения. Борьба сводится к бесконечным комментариям, перепостам и лайкам. В 1896 году Пруст издал сборник новелл «Утехи и дни», но поэт и романист Жан Лоррен выпустил на этот счет разгромную рецензию. К тому же критик назвал самого автора «мягкотелым» и позволил себе сделать замечания о его личной жизни. Дуэль назначили на 5 февраля 1897 года. Единственной просьбой Пруста было не начинать поединок до полудня, так как он являлся ярко выраженным «совой». Тем не менее писатель прибыл на дуэль безукоризненно одетым. Оба литератора выстрелили и оба промахнулись. Тогда секунданты согласились с тем, что честь была восстановлена. Стоит сказать, что такая реакция на рецензию все же являлась чрезмерной, но с помощью дуэли оба писателя смогли урегулировать свои разногласия. Хорошо еще, что оба они оказались плохими стрелками, в противном случае литература сильно бы обеднела.

Леди Альмерия Брэддок против миссис Эльфинстоун. Эта дуэль вошла в историю, как «юбочный поединок». Две дамы решили пойти в выяснении своих отношений немного дальше, как это было принято у француженок. А ведь ничто не предвещало такой развязки обычного чаепития между двумя подругами - миссис Эльфинстоун и леди Брэддок. Просто первая стала описывать внешность хозяйки с помощью прошедшего времени: «Вы были красивой женщиной». Леди Альмерия Брэддок так оскорбилась этими словами, что тут же назначила поединок в соседнем Гайд-парке. Первоначально было решено стреляться на пистолетах. После того, как пуля попала в шляпу леди Брэддок, та все еще настаивала на продолжении дуэли. Тогда дамы взяли в руки шпаги. И только когда лети Брэддок смогла легко ранить свою обидчицу, она согласилась на письменные извинения с ее стороны. Дуэль закончилась, но представляла она собой необычайно зрелищное действо.

Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси. Эта дуэль может показаться смешной, но нельзя отказать его участникам в изобретательности. В 1612 году в поединке на территории феодальной Японии сошлись два бойца, принципиальных противника. Они не сошлись во взглядах на искусство фехтования. Есть немало различных описаний того поединка. Самая распространенная версия гласит, что Мусаси опоздал на три часа, к тому же вместо меча он явился с обтесанным веслом. Это был психологический удар по противнику. Мусаси улыбался своему противнику, бросающему в него оскорбления. А когда Кодзиро был ослеплен лучами восходящего солнца, то ударил его своим импровизированным оружием, убив его. Оказывается, победить легендарного воина оказалось можно с помощью опоздания и лодочного весла.

Франсуа Фурнье-Сарловез против Пьера Дюпона. Фрнье-Сарловез был очень импульсивным человеком, который прибегал к шпаге при каждом удобном случае. Не останавливало его и то, что дуэли во Франции в XVII веке находились под запретом. Самый известный поединок Фурнье-Сарловеза растянулся на долгих 19 лет. Эти события даже легли в основу романа Джозефа Конрада «Поединок» и фильма Ридли Скотта «Дуэлянты». А началось все в 1794 году. Пьер Дюпон, армейский курьер, доставил сообщение Фурнье. Но тому не понравилось послание. Слово за слово, виноватым оказался незадачливый курьер, которого тут же задира и вызвал на поединок. Тот согласился и сумел ранить Фурнье, но не смертельно. Выздоровев, тот предложил реванш. На этот раз ранение получил Дюпон. В третий раз ранения получили оба. На протяжении следующих 19 лет дуэлянты сходились около 30 раз, пытаясь доказать что-то друг другу. Они даже заключили договор, что дуэль не может состояться, только если между ними окажется расстояние свыше ста километров. И хотя французы называли друг друга заклятыми врагами, они переписывались и даже порой обедали вместе после поединка. В 1813 году Дюпон решил жениться, а застарелая вражда ему была ни к чему. Он предложил окончательно решить вопрос. Решающая дуэль состоялась в лесу. Дюпон решил схитрить - он повесил свой камзол на ветку, куда и разрядил заряды Фурнье. Тогда жених заявил, что стрелять не будет, но в следующий раз сделает это дважды. Так Фурнье прекратил преследование своего давнего врага.

Хамфри Ховард против графа Бэрримора. Опытные дуэлянты знают, что всегда надо предпринимать некоторые меры предосторожности перед поединком. В 1806 году между двумя почтенными английскими джентльменами, членом парламента Хамфри Ховардом и Генри Барри, восьмым графом Бэрримором, разгорелся спор, который привел к дуэли. Но Ховард, бывший армейский врач, знал, что именно попавшая в открытую рану инфекция и становится чаще всего смертельной. Именно поэтому он решил, что одежда является самым предметом. И если граф, как настоящий джентльмен, явился в бой в сюртуке и цилиндре, то его оппонент благоразумно разделся догола. Говорят, впрочем, что Ховард принял такое решение под влиянием алкоголя. Но граф оказался достаточно трезвым, предпочтя замять дело. Велика ли честь - убить голого человека или же, напротив, самому погибнуть от рук нудиста? Ховарда такое решение вполне устроило, и джентльмены разошлись по домам.

Алексей Орлов против Михаила Лунина. Когда человек соглашается принять вызов на дуэль, хорошо бы обладать какими-то навыками к этому. Алексей Орлов к поединку оказался не готов. Он был хорошим генералом, проявившим себя в наполеоновских войнах. Но это не говорит о том, что он умел метко стрелять. Орлов никогда не дрался ни с кем на дуэли, что стало поводом для шуток молодежи. Лунин предложил генералу испытать новое для него ощущение, по сути, вызвав на поединок. Отказаться от такого, пусть даже и шутливого вызова было нельзя. Уязвимость Орлова стала заметной во время дуэли с куда более опытным и умелым кавалеристом Михаилом Луниным. Тот настолько провоцировал генерала, что Орлов реально захотел убить обидчика. Первый выстрел достался неопытному дуэлянту, но пуля только сбила эполет Лунина. Тот в ответ лишь посмеялся и выстрелил в воздух. Тогда разъяренный Орлов выстрелил снова, попав на этот раз в шляпу. Лунин рассмеялся и снова выстрелил в воздух. Он находил удовольствие в опасности. Разъяренный Орлов хотел было снова зарядить оружие, но бессмысленную дуэль прекратили. Лунин предложил своему противнику уроки стрельбы. И хотя молодой офицер не выиграл дуэль, в битве он одержал вверх - Орлов был унижен.

Месье де Грандпре против месье де Пике. Кажется, что дуэли - нечто французское, кто, как не они, знают в этом занятии толк и блюдут определенный стиль. В 1808 году одна оперная примадонна влюбила в себя двух почтенных месье. Соперники решили, что нет лучше возможности отвадить конкурента от своей пассии, кроме как стреляться с ним. Да и сама победа должна была положительно воздействовать на ту самую даму. Мужчины решили для пущей эффектности осуществить дуэль на воздушных шарах, высоко в небе. Противники поднялись вверх над парижским садом Тюильри, прихватив с собой мушкеты с порохом и свинцовыми пулями. Помогали управлять шарами вторые пилоты, которым была отведена незавидная участь. Как только шары сблизились на расстояние выстрела по команде Грандпре и Пике выстрелили друг в друга. Шар Пике загорелся и упал вниз. Вместе с дуэлянтом погиб и его второй пилот. Самое интересное, что примадонна не оценила такой жертвы и сбежала с другим поклонником.

Андре Маршан против собаки. Эта удивительная история случилась в XIV веке. Андре Маршан отправился на охоту со своим другом, Жаком Шевантье. Приятели не смогли найти себе третьего попутчика, прихватив зато дружелюбного пса. Во время охоты Жак Шеваньте куда-то исчез. Никто бы и не заподозрил в исчезновении мужчины Маршана, вот только пес пропавшего, бывший очевидцем событий, буквально заходился лаем при виде друга своего хозяина. Знакомые Шевантье пришли к оригинальному выводу - пес хочет вызвать Маршана на дуэль, вместо пропавшего Шевантье. Для того чтобы сохранить честь, Маршану пришлось принять вызов. Но револьвер он выбрать не мог, его тогда еще попросту не существовало. Тогда дуэлянт решил сражаться с помощью палицы с железными клыками. Они как раз напоминали собачьи клыки. У пса же не было особого выбора, как положиться на свое природное оружие - зубы и когти. Поединок оказался на удивление коротким. Как только пса спустили с поводка, он тут же вцепился в шею противнику. Маршан даже не успел воспользоваться своей палицей. Говорят, что умирая, бедняга успел сознаться в убийстве друга. Но скорее всего эта легенда была придумана организаторами столь дикого поединка, чтобы оправдать свое безумство.

Граф Калиостро против доктора Созоновича. Знаменитый европейский чародей граф Калиостро в XVIII веке побывал в России. Тут ему оказали теплый прием - у мага нашлось множество поклонников и клиентов. Но при дворе оказались и те, кто открыто называл заезжего гостя шарлатаном. Самый серьезный конфликт разразился у Калиостро с доктором Созоновичем, придворным врачом императрицы Екатерины II. Произошел любопытный случай - у князя Голицына заболел его единственный десятимесячный сын. Официальная медицина развела руками, а вот Калиостро всего за месяц сумел его излечить. Сплетники шептали, что граф попросту подменил младенца. Тогда оскорбленный Созонович вызвал Калиостро на дуэль. Тот заявил, что раз речь касается медицины, то оружием должен выступить собственноручно приготовленный яд. Враги должны обменяться пилюлями и победит тот, у кого окажется лучше противоядие. Позже Калиостро хвастался, как у всех на глазах сумел подменить яд шариком шоколада. А вот доверчивый Созонович выпил яд, пытаясь приглушить его действие несколькими литрами молока. К счастью, оба дуэлянта остались живы. Возможно, хитрый итальянец решил пощадить своего противника и не дал ему яда. Ведь Калиостро после той дуэли отписал Созоновичу, что в пилюле было лишь усиливающее потенцию средство.

Джек Робсон и Билли Бэкхем. Времена меняют оружие дуэлянтов. Сперва это были мечи и шпаги, позже - огнестрельное оружие. Как видно, даже воздушные шары принимали участие в выяснении отношений. В данном случае два американских фермера решили выяснить отношения с помощью своих автомобилей. Повод для дуэли был банален - оба парня влюбились в некую красотку. Американцы решили, что в середине XX века и оружие должно быть соответствующее, вот почему они выбрали автомобили. С утра пораньше соперники съехались на край плато, где за честностью поединка должны были наблюдать секунданты - врач и механик. Да и сам предмет спора - очаровательная леди, явилась на место дуэли. По команде машины с огромной скоростью помчались друг навстречу другу. Но в последнее мгновение дуэлянты свернули, избежав мгновенной смерти. Мужчины решили изменить тактику - теперь они пытались столкнуть машину противника в пропасть. Победителем оказался Джек Робсон, но его призом стало не сердце девушки, а 15 лет тюрьмы. Сама же красавица вышла замуж за водителя автобуса, который любезно подвез ее домой после страшной дуэли.

В повседневной жизни порой совершенно невозможно обойтись без споров. Достаточно посмотреть на подлых людей, окружающих тебя - сразу возникает желание нарумянить какую-нибудь харю. Но драться, как известно, нехорошо и неправильно, нужно решать всё словами. Но что делать, если речевой аппарат в содействии с мозгом ничего изящно-обидного родить не могут? Тогда остается единственно благородный способ - дуэль. Самый изящный и коварный способ решить пари, свести счеты и просто помериться яйцами. Мы расскажем о способах, которые изящнее мордобоя и проще, чем стрельба друг в друга на расстоянии 30 шагов.

Само собой, статья несет ознакомительный научно-познавательный толк, ее целью является знакомство читателя с историей и правилами явления, которое нашло столь сильное отражение в общественной жизни, традициях и культуре многих народов.

Правила любого поединка:
- Наличие секунданта. Секунданты следят за честностью поединка и выполнением правил. Их было решено ввести после того, как участились случаи бесчестных приемов на дуэлях (например, кольчуга под одеждой, отравленные клинки или наемные убийцы, страховавшие плательщика). Не забывай, что когда-то дуэль была полулегальным способом заработать.
- В качестве оружия не обязательно использовать огнестрельные и колюще-режущие предметы. В некоторых разновидностях «американской дуэли» использовались пилюля, ядовитая змея и прочие опасные для жизни вещи. А пострадавшего и неправого определял жребий. Полагаться на судьбу для человека в порядке вещей.
- У всех должно быть одинаковое оружие, вне зависимости от того, что у тебя в руках: сабля, рюмка или пистолет. Нечестно стрелять из «Узи» против дробовика.
- Правила обговариваются заранее.
- В некоторых случаях, при определенных договоренностях, в бой вступают секунданты.
- Результат поединка не оспаривается. Это свято как буква закона. Проиграл - значит, неправ.

Суд поединком

Тебе неспроста вспоминается сносящая башню драка между Оберином Мартелом и Григором «Горой» Клиганом - таким образом действительно выяснялась не одна распря. По словам арабских писателей X века Амина Рази и Мукаддези, описывавших традиции русов: «Когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими - чей острее, того и победа». Называлось это трагическое и в то же время увлекательное мероприятие «поле». У германских варваров они назывались хольмгангами.

Если предпочитаешь сражаться по русскому обычаю, то знай: есть некоторые нюансы. Хотя выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины, по общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наемных бойцов. Так что избить ребенка не получится.

Поэтому бери в руку оружие или дубинку, и вперед - выяснять отношения. Причинение тяжких телесных во время поля или хольмганга не считается убийством… правда, по законам, которыми уже 1000 лет не пользуются. Точка зрения победившего считалась единственно верной, поскольку мертвый соперник терял способность продолжать спор. И ко всему прочему, считается, что руку того, кто прав, направляет Сам… ну ты понял. Довольно важная деталь: причиной спора могло быть элементарное несогласие одного человека отдавать другому свою женщину. Поэтому в XI веке для многих берсерков это стало основным способом заработка. Отказ от поединка означал вечное изгнание из племени. Такой вид дуэли с трудом можно назвать справедливым.

Если хочешь биться по традициям хольмганга, то найди шкуру длиной и шириной около трех метров. Шкуру прибей к земле колышками, и за пределы этого импровизированного ринга выходить нельзя - иначе дисквалификация. Ковер, конечно, вещь не варварская. а скорее персидская, но за неимением шкуры и он сойдет. Но не забудьте перед боем принести жертву Одину.

Ордалии

Скажите, а вы верите в Бога? Вы со своим оппонентом? Не обязательно в Яхве или Аллаха, можно в древнеаккадских или любых других божеств Междуречья. Просто много тысяч лет назад они придумали изумительный способ выбрать, кто прав, а кто виноват - так называемые «испытание огнем» и «испытание водой». Тебе только осталось выбрать, от чего умрет проигравший - от ожогов или от переизбытка воды в легких. В любом случае, он будет оправдан, ибо боженька его в лучший мир заберет, а ты так и останешься жить в Рязани с чувством удовлетворения.

Вариантов много. Например, если твой оппонент утверждает, что он не мудак, опусти его связанным в холодную воду. Вода - стихия чистоты, и если он спустя 10 минут не захлебнется - значит, не мудак. Можно предложить ему достать кольцо из кипятка - если сможет, то значит, он не такая скотина, какой может показаться, и не спал с твоей девушкой.

Но гораздо зрелищнее с точки зрения радикального ультрасадизма испытание огнем. Испытуемый должен держать руки на огне, проходить через горящий костер, пройтись по углям, держать руками раскаленное железо - выбирай что хочешь. Если он сумеет выдержать - значит, он невиновен, и по законам чести ты не имеешь права его обвинять. Потому что нельзя больше издеваться над человеком, которому прожгло руки. Имей в виду: даже после пешей прогулки по углям люди становились калеками.

Мензурное фехтование

Ну да черт с ним, с этими судьбами. Как известно, Боги, как и люди, непостоянны и изменчивы, полагаться нужно только на себя и на свою руку, особенно если ты умеешь фехтовать, а твой оппонент только знает, как размахивать «розочкой» из бутылки. Есть такой крайне изящный и крайне опасный метод выяснения отношений, не подразумевающий под собой летального исхода (хотя всякое может быть). Придумали его студенты старейших европейских университетов еще в XVI веке. Для поединка вам понадобятся: две острых сабли-шлегера (либо другие остро наточенные орудия), очки, кожаный нагрудник и толстый шарф, чтобы защитить шею и грудь от нечаянной радости, терпение и сноровка.

Правила достаточно сложные. Нарядившись, возьмите в руки ножички (откуда ж у вас шлегеры), встаньте на таком расстоянии друг от друга, чтобы вы могли доставать острием ненавистную харю, и начинайте сражаться. Но аккуратно, ведь цель - первым поранить лицо противника. Не пробить насквозь череп, а оставить царапину. Дело в том, что в студенческих сообществах Европы этими шрамами впоследствии хвастались. Ведь шрамы украшают лицо мужчины, а сам факт их наличия красноречивее поступков говорил о том, что перед тобой не трус, а нормальный мужик. Дело в том, что этот способ не использовали для решения споров (хотя и бились до первой крови), скорее для закалки мужества и простых понтов. Как мы помним, в ту пору большинство мужского населения уходило на войну и возвращалось со шрамами. А отставать от моды даже тогда было не принято.
Когда-то в мензурном фехтовании можно было двигаться, уклоняться, но к XIX веку правила ужесточились. С тех пор (а эти поединки до сих пор проводятся в некоторых старинных университетах Европы) противники практически статичны, уклоняться корпусом тоже нельзя - только отбивать удары рукой. Самое жуткое - нельзя было моргать, но это слишком, мы ведь не настолько смелы, как дуэлянты позапрошлого века.

Русская рулетка

Данное судилище так же безопасно, как засовывание детородного органа в осиный улей. Не забывай, что гусары, несмотря на свои благородство и начитанность, чаще всего были людьми отбитыми и потому разгоняли скуку таким вот образом. Для них заключить пари с летальным исходом - раз плюнуть.

По правилам игры, в пустой барабан револьвера заряжается один патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят дуло револьвера к собственной голове и нажимают на спусковой крючок.

Существует несколько разновидностей русской рулетки. В основном техники игры различаются по следующим признакам:

По количеству патронов в барабане. Минимальное количество патронов в барабане - один, максимальное - на один меньше количества камер в барабане. При этом понятно, что риск возрастает прямо пропорционально количеству патронов в барабане.
- По вращению барабана. После каждой попытки барабан револьвера может (дополнительно к автоматическому повороту барабана) вращаться рукой. Математически подобная операция делает игру несколько менее рискованной, но в то же время и менее предсказуемой.
- По наносимым увечьям. Есть более лайтовые версии - например, стрелять в ногу или в руку. Но если у вас хватило ума взяться за такое, то лучше сразу в голову. А есть бескровный вариант - выстрел производится в сторону. То есть тот, кого, так сказать, выбрала пуля, оказывается проигравшим.

Но самым классическим и ортодоксальным считается вариант с наличием одного патрона в барабане револьвера, дополнительным вращением барабана ладонью после каждого выстрела и приставлением дула револьвера к виску (к голове). Такая русская рулетка исколесила русскую литературу от «Героя нашего времени» до «Азазеля». А потом перебралась в кино. Но лучше играть в русскую рулетку как в «ДМБ», а не как в «Жмурках», - то есть вообще не вкладывать патрон в барабан. Зато все поймут, что ты настоящий пацан, и к тебе в бане спиной повернуться не страшно. А после 1356-й попытки вы уже забудете, о чем спорили.

А ведь когда-то продавалась жвачка «Русская рулетка»: в пачке из 20 жвачек 16 - со вкусом клубники, а четыре - перцовые. Вот это, пожалуй, самый миролюбивый вариант.

Алкодуэль

Ну а теперь немного про дуэль, которую мы заслужили и которая законом не запрещена. И речь не о соревновании по вейперству, а об обыкновенном поединке на крепость печени и природную стойкость. Итак, вам предлагается самим выбрать оружие: коньяк, водка, всё вместе. Выбрать пределы: литр, два, три. Желательно каким-то образом фиксировать события, поскольку это спор, это поединок, и надо зафиксировать, кто отрубится раньше. Позволяется сражаться до первых рвотных позывов, но это для слабеньких духом и желудком игроков. Это как-то несерьезно.

Пейте планомерно, один напиток за другим, играя на повышение, чтобы растянуть удовольствие от битвы. Но если такой вариант кажется скучным, то рекомендуем американский вариант, в котором много от «русской рулетки». Берется 6 банок пива по 0.33 на крутящийся столик, 5 из них наполнены пивом, последняя водкой (или чем-то другим, не менее крепким). Потом столик раскручивается, и играющие по очереди отпивают из ближайшей к ним банки. Можно играть до тех пор, пока кому-то не попадется водка, а можно растянуть удовольствие до бесконечности.

В любом случае, вы обязаны опустошать бокалы синхронно и до дна, чтобы поглощать одинаковое количество, иначе будет нечестно. Поэтому вариант с алкошахматами и шашками отпадает. Но аккуратно - можно додуэлиться до попадания в больницу.

Таким способом можно решить множество споров, и при этом можно даже не умирать (но тут как получится, алкогольное отравление - очень опасная штука). Самое приятное, что люди в процессе говорят по душам, в конечном итоге забывают причину конфликта и братаются.

В современное время попытки разобраться с обидчиком зачастую сводятся к робким угрозам через личные сообщения в социальных сетях и обещаниям «вычислить по айпи». Слово «честь» уже не несёт той смысловой нагрузки, которая была присуща ему несколько веков назад. Если каким-то чудом конфликт и доходит до точки кипения, то ситуацию всегда спасает мордобой. В подкрепление своей правоты еще первобытные люди пускали в ход кулаки - пока не догадались добавить в схему дубины и другие орудия ископаемого труда. С тех пор культура решения споров и разногласий претерпела множество изменений. Сейчас времена другие; для защиты своих прав и интересов чаще принято прибегать к закону, нежели к оружию - мы же живем в гражданском обществе! Но давайте попробуем мысленно возродить дуэльные традиции прошлого и узнаем, почему они остались в истории. В конце концов, будет вам пара рецептов на будущее.

Способ 1. Древний. Судебный поединок

Этот способ выяснения отношений изначально был популярен среди германских племён и назывался хольмганг . Если между двумя мужиками возникал спор, то соревнованиям в остроумии и аргументации они предпочитали поединок. Аргумент у каждого был один - дубинка или холодное оружие. Точка зрения победившего считалась единственно верной как минимум по той причине, что мертвый соперник терял способность продолжать спор. Довольно важная деталь: причиной спора могло быть элементарное несогласие одного человека отдавать другому свою женщину, например. Отказ от поединка означал вечное изгнание из племени. Такой вид дуэли с трудом можно назвать справедливым.

По традициям хольмганга бой проводился на шкуре длиной и шириной около трёх метров. Шкуру прибивали к земле колышками, и за пределы этого импровизированного ринга выходить было нельзя - иначе дисквалификация. Такое мероприятие легко организовать хоть во дворе обычного жилого дома - тем более, что вам давно пора снять этот ковер со стены.

Способ 2. Эффектный. Рыцарский турнир

В Средневековье быть рыцарем было престижно, но поддерживать свой титул одной лишь принадлежностью к знатному роду было невозможно. Рыцари были главной боевой силой феодала, а значит и уровень своей военной подготовки каждый всадник должен был регулярно обосновывать. Отчасти для этой цели стали появляться первые рыцарские турниры. Они служили масштабными военными учениями в мирное время. Постепенно турниры стали образом жизни не только рыцарей, но и простого люда, который еще не знал что такое телевизор и интернет, а смотреть, как страдает кто-то другой, уже хотел. Со временем рыцарские турниры стали настоящим торжеством, которое в будущем приравнивали к знаменательным событиям в жизни королевства.

В X веке появился первый свод правил рыцарского турнира, что стало шагом к регламентированным дуэльным кодексам в будущем. Схватка между двумя рыцарями могла происходить на мечах или копьях. Хоть убийство противника и не было целью мероприятия, нередко поединок заканчивался смертью или тяжелым ранением одного из участников. Естественно, у каждого рыцаря могли быть свои разногласия с оппонентами, и турнир мог стать отличным способом поквитаться с неприятелем, но турниры проводились не для этого, и в случае начала войны, оба сражались бы за своего сюзерена плечом к плечу. Традиция начала затухать уже в XVI веке: рыцарские доспехи стали просто неэффективны против арбалетов и огнестрельного оружия, с которым могли управляться даже фермеры.

Способ 3. Классический. Дуэль на холодном оружии

Незадолго до того, как понятие «дуэль» вошло в обиход, у темпераментных итальянцев появился свой способ выяснять отношения. Он назывался «бой в кустах» («bataille àla mazza» ) или «схватка зверей» («bataille en bestes brutes» ) и, откровенно говоря, почти не отличался от современных разборок один-на-один в безлюдных местах. Напомним лишь, что в XIV веке носить с собой оружие было такой же нормой, как носить мобильный телефон сейчас. И если в кулачной схватке нейтрализовать противника можно было и без нанесения тяжких телесных, то «в кустах» смерть одного из участников была почти нормой. Несмотря на это, такой вид сатисфакции был воспринят обществом положительно, так как ранее в гости к обидчику потерпевшие могли приходить целыми группами, превращая защиту своей чести в бойню.

Затем, во времена Итальянских войн XV века, моду на «разборки в кустах» переняли французы, которые внесли свою лепту в становление дуэльной культуры. Теперь схватки происходили абсолютно в любых местах, в том числе на глазах у окружающих. Дуэли стали набирать популярность, обрастая правилами. Теперь не отреагировать на оскорбление вызовом на дуэль означало «потерять лицо», опозориться, не сумев защитить свою честь. Когда участились случаи бесчестных приёмов на дуэлях (например, кольчуга под одеждой, отравленные клинки или наёмные убийцы, страховавшие плательщика), появились секунданты, которые следили за порядком и правилами соблюдения кодекса.

Были случаи, когда поединки несли вполне мирные цели, как, например, мензурное фехтование в кругах немецкого студенчества XVI века. Участники облачались в специальную экипировку, закрывавшую шею и руки, на глаза покрывали специальными защитными очками. В качестве оружия выступали «шлегеры» - сабли, заточенные только на конце клинка. Противники стояли друг напротив друга на регламентированном расстоянии и поочередно пытались нанести удары по незащищенным лицам. Схватка велась до первого ранения, проигравших не было, так как даже раненый радовался новым шрамам, которые, как известно, украшают мужчину. По этим отметкам дуэлянты всегда могли узнать «своих» в любом обществе. Мензурное фехтование могли использовать для решения некоторых разногласий, но изначально оно создавалось как истинно мужское увлечение, поэтому это скорее благородная дуэль.

Способ 4. Прогрессивный. Дуэль на пистолетах

С появлением огнестрельного оружия физическая подготовка дуэлянта и его навык фехтования уже совершенно не имели значения. Сохранить жизнь дуэлянту могла меткость и удача. Так как разновидностей дуэлей на пистолетах было гораздо больше, чем на мечах, существовали и такие, где только удача и давала надежду.

Традиционно участники делали по одному выстрелу. Если же оба оставались в живых, то справедливость могли считать восстановленной - если, конечно смерть одного из дуэлянтов не была условием встречи. Стрелялись обычно на оговоренном расстоянии. Условия могли включать в себя возможность двигаться навстречу друг другу либо не двигаться с изначального места вовсе. При дуэли вслепую дуэлянты стояли друг к другу спиной и стреляли из-за плеча, не оборачиваясь. В некоторых случаях заряжен был только один пистолет - тогда оппоненты могли как стрелять друг в друга, так и приложить стволы к собственным вискам и одновременно спустить курки - исконно русская традиция.

Интересная история произошла в США. Седьмой американский президент Эндрю Джексон часто принимал участие в дуэлях, заступаясь за свою жену. Предисловие: его жена фактически ушла к нему от другого мужчины, едва получив развод за прелюбодеяние, что было хорошим поводом для травли президента и его супруги. Однажды некий Дикинсон, который считался одним из лучших стрелков на Западе, обвинил Джексона в трусости на страницах местной газеты. Президент не мог игнорировать такую выходку и вызвал писаку на дуэль. В попытке очистить свою репутацию Джексон дал право первого выстрела своему обидчику. Дикинсон не промахнулся, но не сразил президента. Ответный выстрел тоже попал в цель, и задира скончался через пару дней. Когда врачи осматривали президента Джексона, то обнаружили, что пуля застряла вблизи от сердца, но медицина тогдашних лет не предоставляла возможности вытащить пулю. Со свинцом в груди он проходил до самой старости.

Способ 5. Экзотический. Необычные виды дуэлей

История помнит примеры необычных способов выяснения отношений, некоторые из которых плотно связаны с дуэльными традициями, другие - самобытны.

В XIX веке в России произошёл случай, когда в качестве оружия были предложены медные канделябры, так как оскорбленный пристав Цитович не умел обращаться ни с холодным оружием, ни с огнестрельным.

В 1843 году два француза, Ленфант и Мелфант так спешили разрешить свои разногласия, что в качестве оружия выбрали то, что было под рукой - бильярдные шары. «Я убью тебя с первого броска!» - закричал Мелфант и не соврал: тяжёлый шар проломил его сопернику череп.

Два британских офицера на службе в Индии были так радикально настроены против насилия, что доверили решение их спора очковой змее, с которой вдвоем закрылись в тёмной комнате. В итоге один из них был укушен, а второй остался жив и вышел наружу победителем.

Поразительной циничностью отличается так называемая «американская дуэль». Участники тянут жребий, и проигравший должен в ближайшее время покончить с собой. В похожей ситуации оказался Александр Дюма-отец, которому такой жребий как раз и выпал. Но Дюма не растерялся. Он взял пистолет и вышел в другую комнату. Прогремел выстрел, но через некоторое время писатель вошел обратно и сказал: «Я стрелял, но промахнулся».

Один из многочисленных противников Отто фон Бисмарка в качестве оружия выбрал сосиски. Одна была отравленной, а вторая - совершенно съедобной. Привыкший к испытаниям физических качеств на дуэлях, Бисмарк не захотел полагаться на судьбу и отказался от поединка.



  • Разделы сайта