История возникновения каратэ киокушинкай. Краткая история карате в мире и россии

Каратэ киокушинкай - очень молодой стиль карате. Он появился в середине XX века. Стиль киокушинкай основал в 50-х годах мастер карате Масутацу Ояма, кореец по национальности.

Рис. 1.

Родился в 1923 году в Южной Корее неподалеку от Сеула. Он начал заниматься единоборствами еще с раннего возраста, лет с 9. А в 12 лет он перебрался в Японию.

И в Японии Масутацу Ояма продолжал заниматься боевыми искусствами. Поступив в университет, Ояма начал заниматься дзюдо. Занимаясь дзюдо, Масутацу становится учеником самого Гитина Фунакоси. В дзюдо Ояма достиг больших успехов. Затем под началом того же Гитина он изучал созданный Гитином шотокан карате. Позже у Оямы были и другие учителя, он успел позаниматься разными стилями карате под началом различных учителей.

Затем он успел побывать затворником в буддийском храме у подножия горы Минобу в префектуре Тиба. Там он уединился от всего мира для жестких тренировок. После возвращения обратно к цивилизации он принял участие в чемпионате по карате, где одержал сокрушительную победу.

Но несмотря на победу у него началась полоса неудач. И тогда Ояма вновь становится отшельником, сведя до минимума контакты с внешним миром, все время отдавая тренировкам. Спустя почти два года Ояма вновь возвращается к людям с новым никому неизвестным стилем.

Свое возвращение Масутацу отпраздновал чередой громких побед и поединков. Ояма провел несколько показательных битв с бойцами из других стилей единоборств, и во всех он безоговорочно победил. Кульминацией всего этого победоносного шествия стали демонстрационные бои с быками в Тиба и Татэяма, после которых Мастер и получил широкую известность.

В 1954 г. Ояма открывает свое первое додзё в Токио. Его первыми учениками становятся Мизушима и Ясуда. В 1956 г. открывается первое додзё Оямы около университета Рюккю. Несмотря на большую текучесть, возникшую из-за трудностей тренировок, в 1957 г. Ояма уже имел 700 учеников.

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкая Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкая (IKO). После этого Киокушинкай распространился более чем в 120 странах, объединив около 10 млн тренирующихся.

«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Киокушинкай Карате претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Киокушинкай карате во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Киокушинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и большие спортивные достижения.

В 1994 г. Киокушинкай карате понесло большую утрату: умер Мастер. 24 апреля 1994 г. Масутацу Ояма скончался от рака легких. После его смерти школу Киокушинкай карате ждет раскол.

После смерти Масутацу организация разделилась на японскую и общемировую школы. Первую возглавил Мацуи - неоднократный Чемпион Мира, вторую - Нишидо (впоследствии Мидори) - чемпион и призер Чемпионата Мира. После раскола они долгое время судились за официальное право называть именно свою организацию «Киокушинкай», и только в 2004 году это право юридически узаконил Мацуи. Два ученика Оямы не смогли поделить власть и сохранить единство организации IKO.

В настоящее время 10 даном, наивысшим в иерархии данов по Киокушинкай карате обладают несколько человек в мире - это патриархи Киокушина, стоявшие у его истоков: Кендзи Курасаки, Ион Блюминг, Сигеру Ояма, Ясухико Ояма.

И тем не менее развитие каратэ Киокушинкай продолжается. Благодаря ученикам Масутацу оно стремительно пополняется различными версиями и направлениями - Мидори (Шин киокушин), Мацуи (Кекусинкай), Матсушима (Фул-контакт кекусин), Рояма (Кекусинкан), Тезука (Киокушин Кай Канн), Асихара, Кук (Ашихара), Адзума (Кудо), Блюминг (Будокай), Иравани (Шин-зен-кай), Арнэйл (Каратэ Кекусинкай IFK). Все эти направления имеют общую основу, различаясь лишь нюансами в правилах соревнований и некоторыми особенностями в базовой технике.

Основатель киокушинкай-каратэ Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

  • - пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
  • - раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  • - раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
  • - раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
  • - раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
  • - раскалывание ударом «рука-меч» или «железный молот» трех положенных друг на друга кирпичей;
  • - раскалывание ударом «рука-меч» трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
  • - пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
  • - раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
  • - отрубание горлышка стоящей бутылки;
  • - проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
  • - пронзание ударом «рука-копье» подвешенной коровьей туши.

Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Основные блоки, удары руками и ногами являются как началом каратэ-до, так и его высшей целью. Хотя достигнуть определенных результатов можно и за несколько месяцев, для того, чтобы стать настоящим мастером, может не хватить и целой жизни. Каратист должен тренироваться регулярно, выполняя каждое движение с максимальной концентрацией и отдачей.

Но этого недостаточно, если тренировки не строятся на научных принципах, не проводятся систематически в соответствии с планом. Для того, чтобы быть эффективной, тренировка должна базироваться на правильных физических и физиологических принципах.

Приемы, созданные и отшлифованные продолжительной практикой первыми каратистами, находятся в полном соответствии с современными научными принципами. И чем более они изучаются, тем более это подтверждается. Нельзя сказать, что нерешенных проблем больше нет, но они ждут изучения. Дальнейшее совершенствование каратэ-до вполне вероятно, поскольку приемы постоянно анализируются с целью их улучшения на основе научного подхода.

Таким образом развитие каратэ КиоКушинкай продолжается и по сей день. Несмотря на разнообразие школ каратэ и мастеров принципы, заложенные Масутацу Оямой, нерушимы и с каждым годом интерес к каратэ растёт во всех странах.

История каратэ

Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.

В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто не было. Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ только из любви к этому искусству. Например, вначале я был единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.

«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.

Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ на Окинаве.

Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.

Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал жителям островов ношение и применение любого оружия.

Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания временем и продолжалось около двухсот лет.

В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав префектуры Кагосима).

Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был захвачен в плен.

Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство самозащиты без оружия.

Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.

Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.

В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне. Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.

По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и конец исполнения всех ката каратэ.

Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости этикета.

Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости». После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.

Из книги Драгоценные жемчужины китайского цигун автора Синъин Ши

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В переводе с китайского языка «Бадуаньцзинь» означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь», был создан не только для улучшения и поддержания

Из книги Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола автора Козлов Владимир

Из книги КАППО [Японская техника реанимации в практике боевых искусств] автора Богуш Денис Александрович

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора

История 47 ронинов Отголосок существования мощных служб оммицу у провинциальных даймё мы находим в знаменитой истории о 47 ронинах, в действиях которых явно проглядывают характерные уловки ниндзя.… В замке сёгуна несли службу два знатных самурая - Кира Ёсихиса и Асано

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

I уже история… В. КОРЧНОЙ (СССР, Швейцария): «Ни один чемпион мира не сидит на своем троне вечно. Естественно и закономерно, что через некоторое время является претендент и сменяет хозяина шахматного престола. Момент смены всегда волнующ. Особенно разгорелись страсти

Из книги Игра Бадминтон автора Щербаков А В

История бадминтона Бадминтон - древнейшая игра человеческой цивилизации.Существует множество историй о ее происхождении. Предания народов Древней Греции, Японии, Индии и даже Африки говорят о том, что здесь еще два тысячелетия назад в волан играли взрослые и дети.

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Современная история

Из книги Традиционный тайцзицюань автора Д.А. Артемьев

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Истоки каратэ автора Горбылев Алексей Михайлович

Связь каратэ Кёкусинкай со старыми течениями и школами каратэ Школа Кёкусинкай была создана мастером Ояма Масутацу, который изучал школу Сётокан, восходящую к Сюритэ и Томаритэ, и школу Годзю-рю, восходящую к Нахатэ, и разработал на их основе собственную систему.Связь

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 2 История каратэ Когда родилось каратэ, не знает никто. И вряд ли это когда-нибудь станет известно. Гитин Фунакоши Литература по истории каратэ очень бедна. О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из таких легенд, создателем каратэ считается

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Раздел IV Школы и стили каратэ. Патриархи и выдающиеся мастера каратэ В горы! Все хотят подняться Как можно выше И никто не хочет спуститься, Чтобы заглянуть в свое сердце. Дзюн Таками, японский поэт Как уже отмечалось, каратэ – это боевое искусство, рационально

Из книги Йога для позвоночника и суставов автора Липень Андрей

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть) Эта книга могла бы спасти вашу жизнь, нет, не так, как спасательный круг, а дав вам нужную информацию. Возможно, вы обратили внимание, что в заголовке стоит «живое питание для здоровья», но она о

Из книги Виктор Тихонов. Жизнь во имя хоккея автора Федоров Дмитрий

История из Пуран В Пуранах есть такая история. Когда-то в древности жил один святой. В него выстрелили из лука, но святой просто махнул рукой и стрела превратилась в цветок. Стрела, которая должна была попасть в человека и ранить его, просто от одного жеста, одного взгляда

Из книги автора

Модная история У Виктора всё-таки был прирожденный хороший вкус. Ведь ясно, что в его семье вкус не воспитывался, не прививался – возник из ниоткуда. Во времена нашего детства и юности невероятно сложно было красиво одеваться, поэтому научить, показать Виктору никто из

10.10.2016 18:09

Вид спорта каратэ в мире
Создание каратэ - Окинава - Япония - первая половина 20 века
Истоки каратэ, как современного вида спорта, лежат в китайских системах боевых искусств, практиковавшихся на Окинаве в конце 19 века. Молодые энтузиасты учились у старых мастеров Итосу и Хигаонна и часто собирались для совместных тренировок. Участниками этой легендарной группы были Гитин Фунакоси, Кенва Мабуни, Мияги и ряд других великих мастеров будущего каратэ. Впоследствии все они переехали в Японию и с 20-х по 40-е годы 20 века основали школы каратэ: Сетокан, Ситорю, Годзю рю, ставшие фундаментальными стилями. Все остальные стили и виды каратэ были созданы несколько позже учениками основателей первых трех стилей. Сам термин каратэ был введен Гитином Фунакоси в 1922 г. во время демонстраций своего искусства в университетах Токио. Иероглиф каратэ расшифровывался, как «китайская рука» и впоследствии был заменен на выражение «пустая рука», чтобы избежать упоминания непопулярного среди японцев Китая. Важно, что у всех без исключения современных стилей каратэ одни и те же корни.

Создание WUKO — 1963 - 1970 (Всемирный союз организаций каратэ)
После 2-й мировой войны каратэ получает новый импульс развития благодаря быстрому распространению в Америке и Европе в первую очередь через японских инструкторов. Каратэ стало одним из краеугольных камней в восстановлении японского влияния в мире после поражения во 2-й мировой войне. Понимая требования западного общества, в 50-е годы японцы начинают менять концепт традиционного каратэ в сторону спорта, существенно меняется и подход к методике обучения, что наиболее ярко проявилось в изменении стиля Сетокан, базовая техника которого стала наиболее приспособлена к передаче основных принципов каратэ. Создаются правила соревнований Себу Иппон, подразумевающие оценку точности, скорости и мощности выполняемой техники по ряду критериев. Главным принципом соревнований по каратэ становится оценка техники, а не результата удара.

В начале 60-х годов 20-го века каратэ приходит в Европу. Родоначальником европейского каратэ можно считать француза Генри Пли, создавшего первую европейскую школу каратэ в Париже. В 1963 году Томми Моррис — молодой шотландский фотограф из Глазго, прошедший школу британского спецназа, приезжает на первый семинар к Генри Пли во Францию. Уже в 1965 году проводится первая в Европе матчевая встреча по каратэ, в которой участвуют будущие легенды мирового каратэ Доминик Валера, Тикки Донован, Томми Моррис и многие другие. Видеозапись тех поединков показывает, что в тот момент европейское каратэ представляло собой рукопашный бой с полным контактом без каких-либо ограничений и средств защиты. Практически каждый поединок заканчивался нокаутом или тяжелой травмой и побежденного соперника уносили с площадки.

В 1968 году создается Европейский Союз каратэ (EKU), а в 1970 году в Токио проводится всемирный конгресс, учредивший Всемирный Союз каратэ (WUKO). Тогда же в Токио проходит первый чемпионат мира по каратэ по правилам Себу Иппон.

Путь к признанию Международным олимпийским комитетом МОК — 1970 - 1999
Начиная с 1970 г. происходит интенсивное развитие мирового спортивного каратэ. С 1984 года Председателем Судейского Комитета WUKO становится Томми Моррис. Под его руководством правила соревнований по каратэ развиваются в сторону максимальной зрелищности и динамики поединка, обеспечения безопасности спортсменов. Важнейшей целью изменений правил соревнований становится признание каратэ Международным Олимпийским Комитетом (МОК). Каратэ начинает борьбу за включение в программу Олимпиады. Параллельно с WUKO на олимпийское признание претендовала Международная Федерация Традиционного каратэ (ITKF). В целях объединения каратэ в мире, как единого вида спорта, в 1991 году МОК принял решение о необходимости создания на базе WUKO новой Всемирной Федерации каратэ (WKF), при этом все организации каратэ стран - членов ITKF должны были войти в состав национальных федераций стран - членов WKF. В результате в 1994 году согласно решению МОК на базе WUKO была создана WKF. Это произошло на конгрессе WKF в г. Кота-Кинабалу в Малайзии.

В 1998 году на конгрессе WKF в Рио-де-Жанейро Президентом WKF был избран Антонио Эспинос (Испания), краеугольным камнем предвыборной программы которого было добиться признания каратэ МОК и последующее введение каратэ в программу Олимпиады.

Однако, в рамках конкурентной борьбы за место под МОК, возникли еще ряд организаций:

WKC - Всемирная конфедерация каратэ. Дата основания - 1996г. Президент - Marko Nicovic (Сербия). Членство организовано по клубному принципу. Количество членов организации - 75 организаций из 42 стран мира. Фактически в чемпионатах WKC принимают участие представители 25-30 стран.

WUKO - Всемирный союз организаций каратэ. Дата основания - 2005г. в результате раскола в рядах WKC. Председатель - Luigi Aschedamini (Италия). Члены 18 стран.

WUKF - Всемирный союз федераций каратэ. Дата основания - 2008 год в результате раскола WUKO. Президент - Osvaldo Messias de Oliveira (Бразилия). Членство - 172 клуба (федерации) из 76 стран. В Чемпионате Мира 2013 года приняли участие представители 28 стран.

Следует также отметить, что стили каратэ продолжали развивать и популяризировать и стилевые международные общественные организации. Правила соревнований так или иначе были схожи с одной из вышеперечисленных организаций. В рамках стилевых организаций проводились также чемпионаты и первенства Мира. Самой многочисленной такой организацией считается:

Всемирная интернациональная федерация Сётокан. SKIF . Дата основания: 1978 год. Президент: Hirokazu KANAZAWA (Япония) Количество членов организации: 72 страны.

Принимаются все желающие по представлению национальных федераций.

Всемирная Федерация каратэдо ситокай WSKF . Дата основания: март 1993г.

Президент: Tokio Hisatomi (Япония). Количество членов организации - 55 стран.

Борьба WKF за каратэ в Олимпиаде 1999 — 2016
В 1999 году Антонио Эспинос выполняет свое предвыборное обещание и WKF получает долгожданное признание МОК. Важнейший шаг сделан и WKF начинает борьбу за включение в программу Олимпиады. На этом пути в период с 2000 по 2016 год WKF и мировое каратэ поднимается на высочайший профессиональный уровень. В 2000 году WKF на чемпионате мира в Мюнхене введены в действие новые правила соревнований по каратэ, включающие отмену лимита набранных баллов, оценку техники по 3-м уровням (1, 2 и 3 балла) в зависимости от сложности и зрелищности удара, разрешена бросковая техника из стойки, упрощены правила судейства соревнований по ката опять - таки в сторону повышения зрелищности соревнований. Правила WKF продолжали совершенствоваться под руководством Томми Морриса. Создается WKF Премьер Лига Каратэ 1, проводящая ежегодно 10 - 12 открытых международных турниров с призовым фондом по всему миру. WKF организует профессиональное сотрудничество с ведущими мировыми производителями спортивной экипировки для каратэ - заключаются спонсорские контракты с Adidas, Kwon, Dae Do, Kamikaze и многими другими. Необходимо отметить созданный нашим товарищем по каратэ Дмитрием Климковым российский бренд Best Sport, в острой конкуренции завоевавший почетное право быть партнером Европейской Федерации каратэ (EKF). На новой финансовой основе WKF создает собственный TV Production и, начиная с чемпионата мира 2008 года в Токио, соревнования WKF транслируют более 40 мировых телеканалов.

В период с 2005 по 2013 год WKF 3 раза была на финишной прямой, входя в short list МОК из 8 видов спорта - кандидатов на включение в программу Олимпиады.

WKF не остановилась на достигнутом и существенно продвинулась вперед в 2013 - 2016 годах. Всемирные Игры Боевых Искусств в С. Петербурге, Чемпионат мира в Бремене 2014 года и Европейские Игры 2015 года продемонстрировали высочайший мировой уровень вида спорта каратэ, что было отмечено Президентом МОК Томасом Бахом и членами МОК, с огромным интересом наблюдавшими за великолепными поединками лучших каратистов мира. Было здорово, что в их числе оказалась российская спортсменка Иванна Зайцева, в упорной борьбе завоевавшая бронзовую медаль Европейских Игр по каратэ, что позволило виду спорта каратэ внести свой вклад в победную копилку сборной России.

Благодаря революционному решению МОК 2014 года о новых принципах формирования программы Олимпийских Игр, у каратэ появилась реальная возможность войти в программу Олимпийских Игр в Токио по предложению Японии - организатора Олимпиады 2020. Федерация каратэ Японии в тесном сотрудничестве с Правительством и Олимпийским Комитетом Японии активно работала над включением вида спорта каратэ в программу Олимпийских Игр. 22 июня 2015 года каратэ было включено в short list из 8 видов спорта, претендующих на включение в программу Олимпиады 2020. Следующий важнейший этап состоялся 30 сентября 2015 года, когда Олимпийский Комитет Японии направил в МОК свои предложения о включении в программу Олимпиады 2020 18 дисциплин по 5 новым видам спорта (каратэ, бейсбол / софтбол, серфинг, скейтбординг, спортивное скалолазание). В марте 2016 года Программная Комиссия МОК приняла предложения Олимпийского Комитета Японии в полном объеме и вынесла их на утверждение Исполкома МОК и в июне 2016 Исполком МОК утвердил пакет предложенных 18 дисциплин 5 новых видов спорта и вынес его на утверждение сессии МОК.

Историческое голосование прошло на 129 сессии МОК в Рио-де-Жанейро 3 августа 2016 года - единогласно было принято решение о включении 18 дисциплин 5 новых видов спорта (каратэ, бейсбол / софтбол, серфинг, скейтбординг, спортивное скалолазание) в программу Олимпиады 2020 года в Токио. Сбылась мечта каратистов всего мира - каратэ в Олимпиаде!

8 спортивных дисциплин каратэ представляют 3 весовые категории мужского кумитэ и 3 весовые категории женского кумитэ, мужское и женское индивидуальное ката.

Одним из существенных факторов, влияющих на олимпийский статус вида спорта, является его принадлежность к параолимпийскому движению. В 2012 году в Париже и в 2014 году в Бремене с огромным успехом были проведены Чемпионаты мира по каратэ среди людей с ограниченными возможностями. Этому предшествовала многолетняя работа по созданию и совершенствованию специальных правил судейства соревнований по каратэ для людей с ограниченными возможностями в соответствующих дисциплинах. Благородная деятельность WKF была вознаграждена признанием Международного Параолимпийского Комитета 12 июня 2015 года.

Каратэ в России
История вида спорта каратэ в России берет свое начало с 1978 года, когда по инициативе создателя школы Сэнэ и впоследствии Центральной Школы каратэ Алексея Борисовича Штурмина была создана Федерация каратэ СССР. Этому предшествовали более десяти лет занятий советских энтузиастов каратэ, черпавших информацию у иностранных студентов и сотрудников торгпредств, в ксерокопиях книг и журналов, ну и конечно, друг у друга. Занятия проводились подпольно в школьных залах в Москве и Ленинграде, в Томске, в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Белоруссии, Дагестане, Казахстане и Узбекистане. В 1978 году в Таллине состоялась первая международная встреча лучших каратистов из Москвы и Таллина с командой Финляндии. В 1979 году во Дворце спорта «Дружба» в Лужниках прошел 1-й Чемпионат Москвы по каратэ, собравший огромное количество зрителей. Популярность каратэ была столь велика, что более 100 000 желающих посмотреть на таинственное каратэ стояли в очереди, которая растянулась на несколько километров. Попасть в «Дружбу» было нереально и Владимира Семеновича Высоцкого мы втаскивали через служебный вход на руках, показывая милиционерам свои медали.

25 ноября 1979 г. Призеры I-го Чемпионата Москвы по каратэ. Стоят слева направо: Михаил Сапончик, Александр Зайцев, Михаил Крысин, основатель каратэ в СССР и руководитель Центральной Школы каратэ Алексей Штурмин, почетный гость из Японии г-н Хисатака, Тадеуш Касьянов, Джангир Шахмурадов, Юрий Кутырев, Роман Степин, Сергей Шаповалов, Юрий Семин Сидят слева направо: Михаил Антипов, Сергей Соколовский, Камиль Мусин, Владимир Томилов, Виталий Пак, Виктор Смекалин, Сергей Циклаури, Виктор Кузнецов с сыном Алексеем.
Каратэ в СССР активно развивалось на протяжении 1978 - 1983 годов. Были проведены Всесоюзные соревнования в Таллине в 1979 и в Ленинграде в 1980. В 1981 г. был проведен 1-й Чемпионат СССР в Ташкенте, в 1982 г. 2-й Чемпионат СССР в Таллине и в 1983 г. 3-й Чемпионат СССР в Волгограде. Важную роль в развитии каратэ в СССР играли спортивные общества «Спартак» и «Буревестник» и ведомственные клубы ЦСКА и «Динамо». Каратэ являлось полноценным видом спорта в Советской Армии, развивалось в СКА военных округов по всему Советскому Союзу. Команда ЦСКА по каратэ была одной из сильнейших в СССР.

Октябрь 1980 г. II-й Чемпионат Москвы по каратэ. Сборная команда ЦСКА по каратэ. Стоят слева направо: Владимир Катаргин, Николай Егоров, Евгений Тростянецкий, Сергей Соколовский, Константин Фролов, Александр Зайцев, Владимир Томилов, ???, Михаил Антипов, Камиль Мусин, Михаил Сапончик, Вячеслав Кулин, Александр Абакумов, Владимир Абрамов Сидят слева направо: Юрий Малков, Вячеслав Бэгар, Валерий Дель-Касо, Игорь Суворов, ???, ???, Игорь Коган
Важно отметить, что, несмотря на то, что в СССР каратэ существовало, как единый вид спорта, уже в то время существовали стилевые школы каратэ Ситорю, Киокушинкай, Сетокан и другие. Наша команда ЦСКА регулярно проводила матчевые встречи с командой Киокушинкай, причем мы работали как по правилам каратэ, так и по правилам Киокушинкай.

В 1983 году каратэ, как вид спорта был запрещен в СССР, была введена статья УК 219 ч.1, предусматривающая уголовную ответственность за преподавание каратэ.

В 1989 году вид спорта каратэ был восстановлен и начался новый этап развития каратэ в СССР и затем в России. В 1992 году в России создается Всероссийская Федерация каратэдо (ВФК), представлявшая Россию в WKF и EKF. Параллельно в стране появляется множество стилевых клубов и федераций, продвигающих различные стили и направления каратэ.

Разделение каратэ в России на спортивное и стилевое становится в 90-е годы все более отчетливым. Спортивное российское каратэ активно развивалось в 90-е годы и лучшие спортсмены ВФК поднимались на высшие ступени мировых и европейских чемпионатов WKF. Так, на Чемпионате мира 1996 г. в Сан Сити (ЮАР) Аслан Губашиев (тренер Сергей Криваковский) стал Чемпионом мира в кумитэ в категории до 70 кг, а Андрей Аникин (тренер Сергей Попов) завоевал серебряную медаль в тяжелом весе. На Чемпионате Европы 1994 г. в Бирмингеме (Англия) Лариса Каратунова и Андрей Аникин завоевали бронзовые медали. При этом стала очевидна колоссальная разница в уровне стилевых чемпионатов и чемпионатов WKF / EKF. Так на всех Кубках мира по каратэ Kobe Osaka International 1993 - 2003 годов российская команда всегда являлась безусловным лидером в командном зачете, привозя не менее 20 золотых медалей. Также стало очевидно, что 6 лет запрета каратэ в СССР и отсутствие международного опыта у российских каратистов в течение первых 20 лет развития мирового спортивного каратэ привело к серьезному отставанию от признанных лидеров мирового каратэ французов, испанцев, итальянцев и японцев. Тогда мы думали, что усиленными тренировками и российским боевым духом можно быстро преодолеть этот барьер. Забегая вперед, в 2000-е мы увидим, как в число лидеров мирового каратэ ворвались Турция и Египет, сделавшие каратэ национальными видами спорта и ежегодно вкладывающими десятки миллионов долларов в развитие каратэ.

В 1999 году по инициативе команды энтузиастов развития спортивного каратэ была создана Национальная Федерация Каратэ России (НФКР), построенная на основе объединения всех видов и стилей каратэ. Комиссия WKF была ядром и движущей силой НФКР. За период с 1999 по 2003 год впервые в России была создана основа для профессионального развития всех направлений и стилей каратэ. В 2001 г. был разработан и утвержден Министерством спорта России сборник Правил соревнований по каратэ по 7 версиям, включая Правила WKF, Себу Иппон, Традиционного каратэ, Киокушинкай, Кудо, Кобу Дзюцу, Косики каратэ. В тот момент это был революционный шаг, давший мощный импульс спортивному развитию многих видов каратэ в сотрудничестве с государственной системой управления спортом в России.

В 2003 году перед лицом необходимости проведения в Москве Чемпионата Европы 2004 г. по каратэ по рекомендации Президиума НФКР была создана Федерации каратэ России (ФКР), пришедшая на замену Комиссии WKF НФКР.

2004 год был ознаменован грандиозным успехом российского каратэ и ФКР. С блеском был проведен Чемпионат Европы по каратэ в Лужниках. Сборная команда России завоевала золотые медали Чемпионов Европы в командном кумитэ. На Чемпионате мира 2004 г. в Мексике лидер российской команды Александр Герунов стал Чемпионом мира, а сборная команда России стала бронзовым призером в командном кумитэ.

В 2008 году на историческом Чемпионате мира WKF по каратэ в Токио российские спортсмены завоевали золото (Мария Соболь), серебро (Ислам Эльдарушев) и бронзу (Евгения Подбородникова).

Начиная с 2004 года, в России сформировалась своеобразная система взаимодействия каратэ и государства, когда в качестве отдельных видов спорта сосуществуют каратэ (WKF) и Кекусинкай, а также искусственно созданные только в России виды спорта Всестилевое каратэ и Восточное Боевое Единоборство (ВБЕ). Статус вида спорта в России крайне важен для развивающих данный вид федераций, так как предполагает государственную поддержку на всех уровнях, от Минспорта до субъекта РФ. Вид спорта или спортивной дисциплины определяется на основе наличия единой всемирной федерации, правил судейства и принципов достижения победы. Заметим только, что входящие в ВБЕ дисциплины Сетокан и Ситорю, это не что иное, как базовые стили WKF, представленные отдельными российскими стилевыми федерациями. А сегодня входящие в WKF стили каратэ Годзюрю и Вадорю уже признаны спортивными дисциплинами Всестилевого каратэ. Такого раздробления каратэ на целые отдельные виды спорта больше нет ни в одной стране мира.

Но при этом уровень любой страны в мире каратэ определяется ее статусом в WKF. Такова объективная реальность. На WKF лежит гигантская ответственность за развитие каратэ, не только в качестве спорта высших достижений, но и как массового спорта. Международные турниры Премьер Лиги WKF Каратэ 1 и Кубков Мира и аккредитация крупнейших высококлассных соревнований международных стилевых федераций каратэ дают возможность участия в соревнованиях WKF самому широкому кругу спортсменов. Это и есть реальное объединение каратэ.

Оставив в стороне сравнение эффективности боевых искусств, остановимся на каратэ, как на включенном в программу Олимпиады спорте по Правилам WKF. Этот спорт имеет ярко выраженную специфику, определяемую Правилами и основанную на скорости, технике и точности. Безлимитный бой в каратэ по Правилам WKF требует атакующих и защитных действий в постоянном движении, умения держать высокий темп до конца поединка, отличного владения техникой подсечек и бросков, комбинационной ударной техники рук и ног на всех уровнях. По Правилам WKF результат удара никак не оценивается, оценка же выносится судьями по 6 критериям — хорошая форма техники, мощное акцентированное исполнение, спортивное отношение, Заншин или готовность к продолжению, момент атаки, когда техника имеет максимальный потенциальный эффект и оптимальная дистанция. WKF стоит на трех китах — это спортсмены, тренеры и судьи. Каждый раздел требует особых профессиональных компетенций. Так, на создание квалифицированного судейского корпуса ФКР в составе более 400 аттестованных российских судей и 33 судей и рефери международной категории WKF / EKF потребовалось более 15 лет.

Источник - федерация карате России,

Соколовский С.В

Нижегородской Региональной федерацией каратэ, условно принято разделять существующие спортивные мероприятия на два направления:

Правила соревнований по каратэ утверждены международным олимпийским комитетом, всемирной федерацией карате и Министерством Спорта РФ.

Код дисциплины 1750001511Я.

Официально проводятся:

  • Первенства, Чемпионаты и Кубки области;
  • Первенства, Чемпионаты и Кубки России;
  • Первенства, Чемпионаты и Кубки Европы;
  • Первенства, Чемпионаты и Кубки Мира;

Соревнования WKF включаются в Единый календарный план Министерства Спорта и Молодёжной политики (ссылка на Минспорта ЕКП >>>)

В каждом регионе России Министерство Спорта аккредитует одну Федерацию, которая официально представляет данный вид спорта.

Формируются юношеские и взрослые сборные команды. На Российские соревнования в одну дисциплину отбирается 2 спортсмена, на международные соревнования - 1 спортсмен от страны.

Различные виды программы позволяют, учитывая физические способности ребенка, выбрать оптимальное направление, в котором он достигнет большего результата.


На Окинаве существовали собственные виды местных боевых искусств. Это даже не подлежит сомнению по некоторым современным источникам.

Но вот парадокс — тщательно штудируя исторические источники, не удается найти даже упоминаний о каких-то зачатках окинава-тэ или подобных ей видах боя! Безусловно, встречаются упоминания о драках и потасовках, о лихих бандитах (последние, правда, были весьма редки на Окинаве) и другом «боевом» люде, который по логике вещей должен был практиковать боевые искусства, но вряд ли стоит принимать все это за методичное изучение боевых искусств. Увы — хроники молчат о регулярных тренировках, систематических занятиях и даже не упоминают о существовании таких понятий как «прием», «стиль» и многого такого, по чему мы могли бы судить о существовании окинава-тэ.

Китайский стиль Танская рука

Итак, факт для Японии неприятный, но реальный — собственно окинавских боевых искусств никогда не существовало. Зато здесь активно практиковались разные направления южного китайского ушу, да и сами окинавцы безболезненно признавали этот факт, не случайно назвав свое искусство «танская рука».

Многие высказывали сомнение — а из Китая ли пошли те системы боевых искусств, которыми занимались окинавцы и которые потом воплотились в каратэ. Может быть они родились на самой Окинаве? С сомнениями по поводу «китайского истока» окинава-тэ, а, следовательно, и каратэ, мы еще не раз столкнемся, но заранее скажем, что в этих сомнениях — больше от политики, чем от желания разобраться в действительности. Естественно, что японцам не очень хотелось бы связывать собственную традицию боевых искусств с Китаем. Но, увы, факты говорят абсолютно противоположное — у истоков каратэ, дзюдо, частично — айкидо и даже кэндо стояли .

Итак, пролистаем страницы истиной окинавской боевой эпопеи, которая, в конечном счете, приведет нас к знаменитому каратэ. Начинается она в Китае — во все время, на всем протяжении истории японских боевых искусств нам придется возвращаться мыслями к мощной боевой Поднебесной империи.

В 1644 году в Китае воцаряется маньчжурская династия, принявшая название Цин — «Чистая». Она была последней императорской династией в Китае, чье господство продлилось до 1911 года. Отношения китайцев с маньчжурами быстро трансформировались — сначала маньчжуров принимали как врагов, отказывались носить маньчжурскую косу, изучать маньчжурский язык, исполнять «варварские» обряды и обычаи.

Весь конец ХVII в. в Китае, особенно в его северных территориях проходит под знаком непрекращающейся, хотя и весьма неорганизованной борьбы с пришельцами. Но постепенно отношения выравниваются, а к середине ХIХ века многие маньчжурские чиновники даже сами начинают забывать свой родной язык, говорят в основном по-китайски и постепенно ассимилируются.

Мощь китайской культурной традиции поглощает их, практически полностью «китаизируя», не случайно что весь период правления династии Цин китайские историки считают временем развития именно китайской, но отнюдь не маньчжурской культуры.

Первыми от прихода маньчжуров пострадали северные территории Китая, ведь основное направление удара было направлено на Пекин. На юг, в частности в приморскую провинцию Фуцзянь влияние маньчжуров докатилось значительно позже — лишь к середине ХVIII века. Огромная китайская территория как бы поглотила агрессивную среду, ослабив удар.

Но, тем не менее, зажиточные южные дома (зажиточные не в абсолютном смысле, а по сравнению с китайским севером) были весьма недовольны приходом иноземцев. Это могло подорвать их веками создававшиеся неформальные отношения соподчинения на местах, к тому же приход маньчжуров вызвал огромный приток беглецов с севера. Их называли пришлые — на южном китайском диалекте хакка. Местные южные жители — пунти — их недолюбливали и не стремились принять в свою среду.

Окинава — новый дом для Хакка!

И вот примечательный момент: они несли с собой не столько знания , сколько северных школ, в том числе и стиля шаолиньцюань — ведь он были беглецами именно с севера Китая. Не случайно в современном каратэ до сих пор сохраняется немало связок из шаолиньцюань, например, в ката Канку-дай. Большинство таких стилей ушу считало своей родиной , что расположен в провинции Хэнань, уезде Дэнфэн.

Провинция Хэнань.

Правда, настоящий шаолиньский стиль, которым занимались монахи-бойцы, был известен лишь единицам (ситуация не изменилась и по сей день), но многие мастера чисто мифологически возводили свои школы именно к знаменитому монастырю. Таким образом, сложилось причудливое переплетение сотен стилей, школ и направлений, чисто мифологически и зачастую случайно объединенных под одним шаолиньским названием. Именно эти стили и пришли на юг Китая в ХVII-ХVIII вв.

На юге также возникает свой Южный Шаолиньский монастырь, располагавшийся в провинции Фуцзянь, уезде Путянь то ли как филиал северного Шаолиньсы, то ли как самостоятельная обитель — споры среди буддистов и историков не затихают и по сей день.

Провинция Фуцзянь.

Легенды утверждали, что южный Шаолиньсы стал центром всех южных стилей ушу, откуда они перекочевали в Японию и на Окинаву.

Но и эти шаолиньские северные стили, которые принесли на юг переселенцы с севера, не остались в своем первозданном виде — они сильно трансформировались под воздействием местной традиции. Существуют даже предположения, что большинство стилей ушу из южной провинции Фуцзянь — не местного происхождения, а просто немного измененные временем и индивидуальными качествами мастеров северные школы ушу. Возможно, именно этот синтез и фигурирует под названием «стиль из южного монастыря» — нань шаолиньцюань.

Таким образом, на Окинаву «прибыло» сразу несколько семейных школ ушу, считавших своим истоком Южный Шаолиньсы, но на самом деле имевшие в прошлом именно северное происхождение.

Северный шаолинь

Сообщества хакка представляли собой по сути классические китайские тайные общества, ведь именно в провинции Фуцзянь возникло знаменитое общество Триада (Саньхэхуэй) или «Общество Неба и Земли» (Тяньдихуэй), провозгласившие своим лозунгом «Отомстим маньчжурам за сожжение Шаолиньсы».

Правда, не уточнялось, за сожжение какого Шаолиньского монастыря — Южного или Северного собираются покарать бесстрашные бойцы маньчжуров. Дело в том, что Северный Шаолиньсы маньчжуры не тронули, хотя горел он много раз, но в основном либо по неосторожности самих монахов (такие пожары монастырей были далеко не редкостью), либо Южный Шаолиньсы также не был подожжен маньчжурами, Он тихо угас сам в ХVIII в. из-за недостатка монахов. По преданию Южный Шаолиньсы расположен приблизительно в 50 км. от города Путянь — центра одноименного уезда в приморской провинции Фуцзянь.

Эта знаменитая монашеская обитель затеряна высоко в горах в стороне от проезжих путей. К ней ведет лишь узкая немощеная дорога, фактически — просека в горном лесу, которая размывается во время дождей. Слева и справа тянуться маленькие кумирни. Камней на высоте более пятисот метров, пригодных для постройки монастыря, практически не встречалось, и мужественным монахам приходилось таскать каменные глыбы из низины.

Именно таким образом на месте небольшого скита, основанного еще в VI в. (кстати, вне всякой связи с Северным Шаолиньским монастырем), возникла к Х-ХI вв. монашеская обитель, сложенная из мощных камней.

Монахи имели свое примонастырское хозяйство, а местные крестьяне, которые жили в деревушках чуть ниже монастыря, приносили им рис и овощи, благо природа этого края позволяет собирать по несколько урожаев в год. Имели они и свои склады и амбары, а сам монастырь с прилегающими к нему постройками занимал площадь более 20 тыс. кв. м.

Но после прихода маньчжуров на юг что-то нарушилось в неторопливой жизни горной обители, монастырь ветшал и неоднократно горел, даже сегодня в земле, что покрывает его развалины, мы то там, то здесь встречаем угольки — следы от многочисленных пожаров конца ХVIII в. У монашеской братии уже не было того энтузиазма и той возвышенной святости, которая заставила горных отшельников строить на вершине монастырь и носить сюда в течение многих лет камни.

Постепенно Южный Шаолинь полностью разрушился, и сегодня перед нами лежат лишь остатки фундамента, да сложные водоотводные сооружения, которые построили хитроумные монахи. До сих пор любопытный взгляд на площадке, где располагался монастырь, без труда заметит, что земля густо перемешана с угольками — остатки одного из последних пожаров Шаолиньсы.

Сотнями нитей Окинава была связана с Китаем, причем нитями не только торговыми, но и родственными. У тех переселенцев, что когда то в поисках лучшей жизни отправились на Окинаву (и не много выиграли от этого по сравнению с югом Китая), остались на материке немало родственников, а это вызвало к жизни активную торговлю через родственные связи. Торговали солью, знаменитым фуцзяньским чаем, шелками и материей.

Фуцзяньский чай

Листая хроники провинции Фуцзянь, я не раз встречал упоминания о том, как целые семьи отправлялись в поисках лучшей жизни на Окинаву. Есть и другие, весьма интересные заметки — окинавцы сами приезжали в Фуцзянь и даже обучались здесь «цюань» — «кулачному искусству».

Китайские поселения на Окинаве были весьма значительны, порой они составляли целые деревни. Распахивались новые поля, создавались выселки, приходили новые традиции и обычаи.

Китайцы принесли с собой не только тщательно продуманные методы землепользования и строительства домов, но, прежде всего — свою духовную культуру, ощущение внутриутробной, затаенной мудрости, которая присуща традиционному Китаю. Нет, речь, конечно же, не идет о прямом привнесении буддизма или конфуцианства на Окинаву, простолюдинам было не под силу стать проповедниками могучих духовных и этических систем.

Да, признаться честно, китайцы, тщательно поклоняясь Конфуцию и трепетно чтя Лао-цзы, весьма слабо представляли истинную сущность их учения. Они скорее ощущали этические принципы конфуцианства, нежели были посвящены в глубинную суть его учения, и вряд ли были способны связно изложить его.

Но ведь существует не только внешняя, доктринальная грань культуры, но есть еще и ее метафизическая глубина, что живет в человеке. Она дана как нечто истинное, сущностно данное человеку, не зависящее ни от его образования, ни от его социального положения.

Именно эту глубину китайской культуры, которая опережала японскую на тысячелетия, и приносят китайские переселенцы на Окинаву. Приходит новое ритуальное измерение жизни с разработанным культом предков, семейным воспитанием, соблюдением всех конфуцианских норм. Так происходит своеобразное осеменение Окинавы китайской духовной культурой, и одним из плодов этого становится рождение нового вида боевых искусств. Итак, именно китайцы приносят на Окинаву несколько разрозненных стилей ушу, которые, трансформировавшись, со временем и превратились в каратэ.

Каратэ Мастер

Но вот вопрос — а какой конкретно стиль или стили пришли из Китая на Окинаву? Естественно, что точного ответа на этот вопрос быть не может — переселенцы приезжали на Окинаву из самых разных районов Фуцзяни, Гуандуна и даже с севера Китая, принося свои местные школы, и все же стало однозначно ясным, что исток окинава-тэ и каратэ лежит на юге Китая.

Приморские районы Фуцзяни до настоящего времени малодоступны для иностранцев, к тому же до недавних пор знаменитый своими боевыми искусствами и Южным Шаолиньским монастырем уезд Путянь считался стратегической, а, следовательно, закрытой зоной, находящейся непосредственно напротив Тайваня, споры о статусе которого создают в этих районах весьма неспокойную ситуацию.

До сих пор этот регион полон самых разнообразных традиционных школ ушу, многие из которых поразительным образом напоминают по своему техническому арсеналу каратэ. Многим любителям боевых исскуств, если доводилось побывать в уезде Путянь, неоднократно приходилось встречать старых мастеров, выполнявших комплексы, весьма напоминающие по своей структуре такие известные ката каратэ как Канку-дай, Басай-дай, Сантин-но-ката.

Примечательно, что и сегодня у многих таких китайских школ не существует никаких самоназваний, сами же мастера называют свои направления просто кулачное искусство (цюань) или боевое искусство (уи), не подозревая, что их отцы и деды дали начало такому гиганту мировых боевых искусств как каратэ.

Из стилей, имеющих самоназвания и связанных с окинавской боевой традицией, могу с уверенностью назвать цзунхуцюань — «Стиль благовения перед тигром», Хухэлунцюань — «Стиль тигра, журавля и дракона» (он лег в основу окинавского стиля Уэтирю, из него пришли в каратэ такие известные ката как Сантин, Тэнсe: и многие другие), Наньчжицюань — «Кулак Наньчжи», Сухуцюань — «Стиль голосящего журавля» и ряд других.

Но если быть до конца откровенными, признаемся, мы не знаем точного названия стиля или имени того мастера, который стал первым преподавать ушу на Окинаве. Скорее всего, такого названия вообще не существовало, поскольку в ту эпоху большинство китайских стилей называлось просто «цюань» — «кулак» или «кулачное искусство».

Мы знаем доподлинно лишь одно: первые окинавские мастера боевых искусств (впрочем, не только первые) учились исключительно у китайских бойцов. Позже среди окинавских последователей боевых искусств стало обязательным паломничество в Китай «на стажировку», а в фуцзяньских хрониках до сих пор сохранились записи о гостях с Окинавы.

Здесь же можно обратить внимание еще на один интересный факт, который может немало удивить поклонников «японского» характера боевых искусств: все известные направления будо — достаточно позднего характера, например, дзюдо родилось лишь в конце ХIХ в., а каратэ появилось и того позже — в 30-х гг. нашего века! Может быть прародитель каратэ — окинава-тэ или тодэ — старше? Ведь во многих книгах весьма авторитетно утверждается, что каратэ имеет «тысячелетнюю историю». Но нет, первые известные школы окинава-тэ возникают никак не раньше конца ХVIII в., так что история предка каратэ едва ли насчитывает двести лет.

Китайские переселенцы, которые веками ассимилировались на Окинаве, не долго держали монополию на преподавание боевых искусств, вскоре и сами окинавцы принялись передавать знания боевых искусств сначала по семейной линии, а потом начали брать к себе в ученики соседских мальчишек, т.е. известном смысле нарушили закрытую семейную традицию.

Правда, занятия ушу у китайцев еще долгое время продолжали считаться престижными и модными, и родители нередко отдавали своих детей в обучение именно к китайским учителям. Комплексы тодэ вскоре стали восприниматься не столько как некие наборы приемов, но как особый тип народного ритуала, основанный на ритмичных движениях, коротких выдохах, выкриках, плавных разведениях руками, прыжках и остановках. А поскольку ряд комплексов выполнялся под ритмичные удары в барабан, то это еще больше сближало некоторые виды тодэ и ритуальные танцы.

Далеко не все окинавцы после обучения у китайцев создавали свои школы, в ту эпоху продолжение традиции боевых искусств среди окинавцев было скорее исключением, чем правилом. Традицию несли на первых порах именно китайцы, и именно они монополизировали «истинную передачу» тодэ, обучаться у них было значительно престижнее, да и полезнее, чем у окинавцев. Огромный духовный и чисто практический опыт, накопленный Китаем в области преподавания ушу, был не сравним с окинавским. В Китае в ту пору ушу уже шагнуло из области чистого боя, самозащиты, в область духовного развития, и идеал ушу лежал уже далеко за рамками исключительно рукопашного боя — ушу превратились в уникальную систему внутреннего развития человека. Но для того, чтобы пройти этот путь, потребовались века, а у Окинавы за спиной не было такого мощного исторического пласта. Поэтому в области преподавания боевых искусств практически вплоть до ХIХ в. на острове безраздельно властвовали выходцы из китайской Фуцзяни. Лишь значительно позже, когда стала формироваться чисто японская версия создания каратэ, произошло так называемое «ритуальное забывание» о китайских истоках. Этот момент очень важен, и о нем мы поговорим позже.

Японцы подспудно, а иногда и намеренно «забывали» о неприятном — о том, что в основе каратэ не просто лежит китайское ушу, но что каратэ больше чем на половину и есть китайское творение, данное только под иным называнием и в японских одеждах. Японская эпоха «воспитания национального духа» потерпеть этого не смогла и «забыла» о китайских корнях и о долгой монополии китайцев на преподавание тодэ. Поэтому сегодня нам известны в основном лишь имена японских мастеров, а китайские канули в Лету. Для этого даже не пришлось переписывать хроники и подправлять фамилии — таких хроник практически не было на Окинаве. Зато китайцы записывали практически все, что попадалось им на глаза, к тому же они никак не могли пройти мимо самого священного для них — семейных хроник (цзяпу). И именно в генеалогических книгах фуцзяньских семей мы можем обнаружить немало весьма интересного об истинной картине становления боевых искусств на Окинаве.

Одним из первых известных мастеров ушу, преподававших на Окинаве, был прибывший сюда в конце ХVII в. Ван Цзялинь из уезда Путянь. Он селится недалеко от Сюри и через несколько лет берет к себе в ученики нескольких человек. Преподавал он в основном стиль Голосящего журавля (сухэцюань), а одним из его учеников становиться некий E:наминэ, который бил ладонью настолько хлестко, что мог сбить с ног трех человек, которые стояли, упершись друг в друга руками. Приблизительно в то же время на Окинаве начинают преподавание китайские мастера Гуань Шанфу, Е Ваиъи и многие другие, имена которых не дошли до нас.

Так или иначе, сведения весьма обрывочные о ранних этапах истории каратэ. Ранняя боевая традиция Окинавы весьма скудна на рассказы о мастерах боевых искусств. В сущности, до середины ХVIII в., кажется, никакими особыми подвигами местные бойцы не отличались, если не считать обычных и то весьма редких рассказов о «силачах», носящих явно заимствованный из Китая характер. Ничего подобного китайской традиции, богатой на сотни самых разнообразных рассказов о мастерах ушу, здесь мы не встречаем.Вероятно, ни школ боевых искусств, ни систематического преподавания на Окинаве вплоть до ХVIII в. не существовало. Зато затем начинается то, что можно назвать «взрывом» боевых искусств на Окинаве.

групповая тренировка по карате в Окинаве


Каратэ на данный момент самый массовый стиль восточных единоборств , да и вообще, возможно, самый массовый стиль единоборств в мире. Очень интересно критически оценить историю происхождения данного стиля. С небольшими вариациями она выглядит примерно так:

«В 1609 г. правитель окинавского острова Рюккю был вынужден сформировать армию, чтобы противостоять вторжению на остров армии клана Симадзу Иэхиса из южно-японского княжества Сацума. Армия захватчиков насчитывала 3 тысячи самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях. Заново вооруженные окинавские воины сражались с очевидной храбростью. Но после успеха в нескольких решающих сражениях неожиданная высадка дополнительных японских сил определила исход войны. Окинава была захвачена и стала частью Японской империи.

Из-за грабительских налогов и поборов оккупантов на острове начались мятежи населения против новой власти. Поэтому Симадзу издал декрет о запрещении оружия. На остров прислали инспекторов из Сацумы, чтобы обеспечить его строгое соблюдение. Их задача облегчалась тем, что на островах не было природного сырья для металлургии; к тому же правительство Окинавы учредило портовую таможню, чтобы контролировать ввоз железа для хозяйственных нужд. На одну деревню оставили один нож, который был прикован к столбу посреди деревни.

В ответ население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику восточного единоборства без помощи партнера.

Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточного единоборства и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг каратэ «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.

Следствием этого является создание нового смертоносного восточного единоборства , которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА-ТЭ или КАРАТЭ (китайская рука). В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинава-тэ свое искусство восточного единоборства , в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка бойцов каратэ .»

История красивая и будоражит воображение адептов восточных единоборств уже более ста лет. Почему именно сто, если завоевание произошло в начале XVII века? Дело в том, что ни документов, ни свидетельств о появлении каратэ … не сохранилось. Сами историки каратэ говорят: «Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ появились лишь в середине XVIII в.» Проще говоря, не известно ничего, ни имен, ни названий. Вообще ничего не известно в том числе и то, было ли каратэ на самом деле в XVII веке или нет. На деле всю эту захватывающую историю поведал миру основатель японского стиля каратэ Фунакоси Гитин, когда начал в 1921 году пропаганду нового вида восточных единоборств в Японии. Да и он постоянно оговаривался: «Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать» (Фунакоси Гитин «Каратэ-до: мой способ жизни»). Но допустим на время, что данная история все-таки имела место быть...

Итак, как было сказано выше, злые японские самураи разоружили бедных окинавских крестьян и запретили им иметь и носить оружие, вынудив заниматься новым стилем восточного единоборством , получившим позднее название каратэ . Значит, судя по всему, окинавские крестьяне имели и носили оружие - иначе что было отнимать? Не дорожные посохи, не мотыгу или кирку для работы в поле, а именно боевое оружие. Самое время задать вопрос: а откуда у средневековых крестьян оружие? Надо знать, что в Средние века железо везде была жутко дорогая вещь, а ручное производство оружия делало его цену особенно высокой. После любого боя, что на Западе, что на Востоке, победители выходили в поле и снимали оружие с убитых, так как оружие это не просто то, что можно надеть на себя. Оружие это реальная и очень ценная добыча. Если прибавить, что на Окинаве своего железа не было, а только привозное, то стоимость оружия становится совсем запредельной. Богатые крестьяне жили на заштатном острове!

Впрочем, иногда оружие крестьянам все-таки доставалось. На полях сражений профессиональных армий шлем или другая часть вооружения могла закатиться в кусты и остаться незамеченной. После собиравших трофеи воинов, поле боя, как правило, обыскивали крестьяне и не один раз. Впрочем, о целостном вооружении здесь речь не идет. Там железка, здесь железка, но эти "железки" все-таки можно использовать и гораздо результативнее, чем годами точить удары каратэ . Значит, чтобы вынудить крестьян заниматься восточным единоборством , сначала надо такие "железки" у них отобрать, что, как показывает практика, невероятно сложная задача. Любой партизан (а именно так можно назвать повстанцев Окинавы) никогда не носит оружие с собой. Оружие прячется в схронах, достается ночью, используется по назначению и снова прячется. Легко ли найти такой схрон? Крестьянин живет на земле. Несколько сотен метров от деревни и любая аккуратно прикрытая травой яма становится схроном, который найти можно только при большом везении. В наше время уже несколько десятилетий пытаются разоружить Чечню с нулевым, похоже, результатом. Подобным образом действовали все партизаны, вплоть до махновцев, которые в одну ночь могли собрать в поле до нескольких тысяч сабель. А утром все тихо и гладко. Оружие в схронах, крестьяне копаются в огородах и пойди пойми, чем они занимались прошлой ночью. Но для того, чтобы иметь столько оружия, нужна промышленная революция с миллионными армиями и проигранная мировая война, когда миллионы мобилизованных крестьян вернулись домой с фронта с винтовками.

Как и чем же могли быть вооружены крестьяне в Средние века? Крестьяне бунтовали часто и везде. В том числе и в Европе, и в России, и в Китае. Но везде, когда бояре-дворяне-самураи всерьез дожимают крестьянина и становится невмоготу терпеть, он хватается почему-то не за кулак (и тем более не начинает тратить время на приемы каратэ или другого вида восточных единоборства ), а за то, что у него всегда под рукой – сельскохозяйственный инструмент. На Руси это были вилы, топор, коса и прочие орудия труда. Выигрыш однозначный. Какое-никакое, а это все-таки оружие и пользоваться им крестьянина учить не надо. Махать топором русский мужик мог сам кого хочешь научить. Да хоть палку подобрать из прочного дерева и то эффективнее, чем десятилетиями тренировать собственные руки и ноги наносить удары из арсенала каратэ . Орудия труда для обработки земли у окинавских крестьян в любом случае были и отнять их невозможно, так как тогда крестьянин не сможет сеять рис и ловить рыбу. И зачем самураям крестьяне, которые ни сеют, ни пашут и с которых невозможно собрать налоги? Был такой очень интересный фильм «Семь самураев». Самураи готовятся защищать деревню от бандитов, но бандитов 40, а самураев всего 7. Естественно встает вопрос о том, чтобы привлечь крестьян к защите деревни. И как самураи готовят крестьян к бою? Вы думаете, они обустраивают им додзе, вешают макивары на стены и учат крестьян бить удары руками-ногами какого-нибудь средневекового восточного единоборства , а также выполнять многочисленные ката каратэ ? Ошибаетесь. Они вооружают крестьян бамбуковыми копьями, то есть просто говоря косо срезанными стеблями бамбука. Когда дело доходит до схватки, то орудуют такими копьями крестьяне очень шустро.

Впрочем, иногда встречаются описания того, чем могли быть вооружены окинавские повстанцы: «В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для вращения мельничных жерновов) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца.» Но в описаниях истории каратэ на подобном вооружении как-то не любят заострять внимание, переходя сразу на «результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня восточных единоборств и ошеломляющей силы ударов (руками и ногами – примечание автора)» . Честно говоря, если сопротивление на Окинаве японцам все-таки было, то с большой долей вероятности оно в техническом плане закончилось использованием всего того, что было перечислено выше.

Но допустим, все-таки, что больные на голову крестьяне, вместо того, чтобы использовать то, что под рукою, решили убивать самураев голыми руками. Вот пример методики наработки ударов по методике каратэ , которые, по идее, должны убивать противника в доспехах, «Используя для удара только пальцы руки, боец может проткнуть грудь противнику, схватить его за рёбра и вырвать их из тела. Техника эта очень сложная и её очень трудно освоить. Прежде всего, начинающий должен хорошо укрепить пальцы рук. Для этого нужно взять ведро, наполненное бобами, и каждый день в течение нескольких часов втыкать в бобы руку тысячи и тысячи раз. Сначала во время упражнения кожа на пальцах трескается, и руки кровоточат. Потом кровь засыхает, а чувство боли со временем притупляется и исчезает. После этого бобы в ведре заменяют песком, в котором пальцы встречают большее сопротивление, и продолжают выполнение упражнения более длительное время. Постепенно степень тренированности пальцев увеличивается, и ученик сможет пальцами проткнуть песок и коснуться ими дна ведра. После тренировки с песком переходят к упражнениям с речной галькой, и после длительной тренировки тоже добиваются успеха. В заключение переходят к тренировке со свинцовой дробью. После длительной и тяжёлой тренировки пальцы становятся такими сильными, что каратэка может голыми руками сорвать кору с дерева, без особых усилий разбить тяжёлый камень или проткнуть бок лошади.» Правда, про доспехи в этом руководстве по овладению супер-эффективной техникой каратэ не сказано, но допустим, что боец способный «разбить тяжёлый камень» способен и пробить пальцами доспех. За кадром остается вопрос, сколько лет нужно на подобный результат? Любой, кто тренировался серьезно в любом стиле восточных единоборств , может с полным основанием утверждать, что для того, чтобы научиться даже не убивать, а просто посылать в нокдаун человека ударом кулака или ноги, нужен как минимум год-другой упорных тренировок в зале каратэ, бокса или рукопашного боя . А сколько времени уйдет на осваивание методики протыкания грудной клетки пальцами - вопрос открытый. Здесь, пожалуй, и десятка – другого лет будет недостаточно. Кто же крушил голыми руками шлемы и панцири самураев? Крестьяне, как говорит легенда. Однако, крестьянский труд тяжел везде. Это не восьмичасовой рабочий день в городе, где после всегда есть час – два на то, чтобы полежать перед телевизором. Когда задавленные налогами и поборами окинавские крестьяне находили возможность «каждый день в течение нескольких часов» много лет подряд тренировать подобным образом удары каратэ , да еще и совершенствовать техническую базу и методику своего восточного единоборства ? Иногда упоминают про ночные тренировки «в обстановке полнейшей секретности» . Любопытно посмотреть на такого работягу утром в поле после нескольких лет бессонных ночей.

Как вариант предполагается, что крестьянская деревня содержала одного – двух бойцов, которые только и делали, что тренировались в приемах восточного единоборства , а заодно и мстили самураям за все и всех сразу. Может быть. Но крестьяне во все времена - люди прижимистые, и не потому что характер вредный, а потому, что нужда и голод слишком частые гости в любом крестьянском доме. Будет такой крестьянин кормить нахлебника в расчете на то, что лет через десять – двадцать тот убьет ненавистного самурая, вопрос открытый. А вы, дорогой читатель, стали бы?

Допустим, что подобного бойца по методике каратэ подготовить все-таки можно. Насколько велики его шансы против вооруженного противника? Ведь «голыми руками крушить панцири и шлемы самураев» для успеха недостаточно. Как минимум, требуется еще нейтрализовать то, что у самурая в руках, то есть оружие. Попробуйте как-нибудь поспарринговать руками-ногами против обычного ножа, за рукоятку которого держится человек, хотя бы год тренировавшийся в школе ножевого боя. Лучше, если спарринг будет все-таки учебным, а нож муляжом, так как в противном случае реанимация вам обеспечена с вероятностью 9 из 10. «Нож отменяет» - по одному меткому высказыванию. А нож далеко не меч и дистанция работы у него существенно короче. Самураи же - профессиональные воины, знакомые с оружием не год-другой тренировок, а с раннего детства. Меч рубит руку вне зависимости от крепости кулака, а также ноги, голову и любые другие части тела. Обнаживший клинок самурай вполне способен нашинковать крестьянина в капусту вне зависимости от наличия или отсутствия у последнего навыков восточного единоборств. А вооружение самураев состояло не только из мечей. Копье или лук дают возможность вообще не подпустить противника на дистанцию удара рукой или ногой. Как же «оттачивали бойцы каратэ свое искусство» против огнестрельного оружия вообще остается за рамками понимания. Наверное, ловили руками пули на лету. Остается рассчитывать на то, что крестьянин мог попытаться убить самурая приемом каратэ внезапно, до того, как тот обнажит оружие. Но самураи не дети, чтобы бродить в одиночку по чужой и враждебной стране. Во все времена оккупанты предпочитали жить в укрепленных поселениях, а при необходимости выйти за пределы укреплений, держались вместе. Возможно, есть шанс подойти на дистанцию удара и убить одного самурая, но товарищи убитого быстро расправятся с подобным смертником, а также со всеми, кто подвернется под руку, точнее под меч. Заодно потом прочешут и ближайшую деревню с окрестностями на предмет всех подозрительных, а, не найдя их, просто повесят на деревьях десяток крестьян для острастки. Методы борьбы с партизанским движением и механизм карательных акций один и тот же во все времена. Вот и нет ни уникального бойца каратэ , подготовленного десятилетиями тренировок, ни базы для подготовки новых бойцов восточного единоборства ...

Резюме: Фунакоси Гитин, который огласил данную версию истории каратэ , был явно незаурядной личностью. Придумать миф, которому уже сто лет верит весь мир боевых искусств и восточных единоборств , это что-то с чем-то.

Старое фото школы окинавского каратэ . Цель этого восточного единоборства - убивать вооруженного профессионального воина (самурая))).



  • Разделы сайта