История возникновения йоги. Йога: история возникновения История развития йоги

Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги - Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога - в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века. Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги .

История йоги: как это было на самом деле?

До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления . Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.

Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог .

…в древности крутым йогом считался тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог успокоить колебания ума.

Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, медитации и . Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.


Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа . Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа . Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.

Йогическая революция

Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.


Лично я, как и многие советские люди, слышал о йоге чуть ли не с раннего детства. В Советском Союзе отношение к йогам было самое тёплое. Мы все знали, что йога - это, якобы, народная индийская гимнастика, которой, как говорили, 4000 лет. А упражнения в этой физкультуре такие странные от того, что в индийском климате бегать и прыгать жарко, а можно только стоять на голове.

Мы были уверены, что система упражнений йоги нужна для "здоровья" и "хорошей физической формы". Некоторые из нас видели советский медиапродукт - фильм "Индийские йоги. Кто они?". Там показывали, что йоги отдыхают на гвоздях, едят стекло и совершают другие немыслимые вещи. Помню, что когда мне впервые попала в руки книга о йоге Патанджала-Даршана "Йога-Сутры", то я был очень удивлён, так как оказалось, что йога - это совершенно, абсолютно другое, нечто совсем не соответствующее распространённому представлению о ней.

А в настоящее время создаётся впечатление, что йога - это не просто хорошо и полезно, но ещё и "круто". Звёзды и киногерои "практикуют" йогу. К словам "здоровье" и "физическая форма", которые, как кажется, она с собой несёт, в нашем сознании добавляются слова "гармония" и "совершенство". Абсолютное большинство из нас, так или иначе, с йогой сталкивались. Если не напрямую лично, то наверняка знаем тех, кто ею занимается. И уж точно нас хоть раз приглашали самим попробовать. Поэтому закономерно возникает вопрос: что же это такое и как нам к этому относиться?

Так это полезно или нет

Когда мы говорим о долгожителях, то, конечно, вспоминаем Кавказ или Японию. Как-то не слышно о том, что есть кто-то в Индии, чья продолжительность жизни больше, чем у других. Там, в Индии, в 1980-ых годах, единственный раз за всю её историю, была проведена всеобщая диспансеризация. Если бы выяснилось, что йоги здоровее всех остальных индийцев, то это была бы самая настоящая мировая сенсация. Но, вместо этого, выяснилось, что йоги, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и болеют не меньше других. Но, как показало обследование, у них встречаются специфические болезни. Например, катаракта глаз, потому что им приходится постоянно концентрировать взгляд на солнце, вывихи суставов, артриты и артрозы из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные йоги глотают один конец длинного жгута, и когда тот выходит из анального отверстия, начинают его туда-сюда двигать, думая, что этим они "очищают" кишечник. Такая "практика" приводит к гастритам, колитам и проктитам. Такие вот дела…

Что такое йога?

Что мы понимаем под этим словом? Чаще всего, речь идёт о том, что йога - это комплекс упражнений, в том числе дыхательных, которые помогают человеку стать здоровым, сильным и достичь гармонии. Но это - не совсем правда! Физические упражнения являются в йоге только средством или инструментом в духовных практиках. Согласно принципу, который у йогов называется "законом сопряжения" и принимается ими почему-то на веру, считается, что воздействуя на тело путём принятия различных поз, йог "получает эффект на тонком теле", то есть воздействует на душу и дух. Это и является главным в йоге. Говоря другими словами, йога - это не просто оздоровительная система, не философия и не наука. Это - религия.

***

Читайте же по теме:

  • Индия - страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий - подборка публикаций
  • Индуизм причинил много зла - Старец Паисий Святогорец
  • - Архиепископ Тиранский и всея Албании Блаженнейший Анастасий Яннулатос
  • Йога - духовно опасная практика - священномученик Даниил Сысоев
  • Можно ли христианину заниматься йогой? - протоиерей Дмитрий Смирнов
  • Йога - путь к смерти - Собор блг. князя Александра Невского
  • Йога и Православие - фильм Сергея Андрюшкина
  • Йога - оздоровление или оккультное зло? - Андрей Солодков
  • Штурм неба или релаксация? Почему у современных горожан так популярна йога? - Дмитрий Петровский
  • Тантра-йога: по ту сторону добра и зла - Регина Крауклис
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! - диакон Михаил Плотников
  • Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"? - Виталий Питанов
  • Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? - Виталий Питанов
  • Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости - Виталий Питанов
  • Пять путей "спасения", которые предлагают современные гуру - Вишал Мангалвади

***

Откуда появилась йога?

Конечно, проще всего сказать, что на протяжении веков мудрецы и подвижники, путём проб и ошибок, создали эту систему. Но если это так, то кто они? Кто придумал "асаны", "мудры" и все эти методики? Известно имя хоть одного из этих людей? Нет… Вместо этого, знаменитые авторы самых древних йогических книг называют другое имя. Шива. Кто это? Оказывается, Шива - одно из индийских божеств, наряду с Брахмой, Вишну, Шакти и другими. Имеет жену Парвати, дочь Манаси и сыновей - бога войны Сканду и бога учёности Ганешу. На лбу у него изображается третий глаз и рисунок, нанесённый священным пеплом, который получают из навоза коров или сожжённых трупов. Свита его состоит духов и демонов, которые сопровождают его по своей собственной воле. Интересен следующий факт, на мой взгляд, напрямую связанный с темой возникновения йоги. По поверьям, Шива курил марихуану. Поэтому в индуизме некоторые считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. И в настоящее время праздник "великой ночи Шивы" встречают курением той самой травы.

Может быть, атеист и скажет, что всё это - лишь народный эпос. Но для христианина вся эта информация имеет принципиальное значение. Приходится признать, что возникновение йоги объясняется не физическими, а духовными причинами. Основатели её - сверхъестественные личности, о которых в Библии написано по-русски: "все боги народов - идолы", а по-славянски: "вси бози язык - бесове" (Псалом 95:5) Все эти личности - падшие ангелы, завидующие человеку, так как человек, в отличие от них, может обрести вечную жизнь. Их желание - погубить как можно больше человеческих душ.

Какова цель йоги?

Может ли быть, чтобы, несмотря на явно демоническое происхождение, йога была хотя бы "нейтральной" духовно? Существует текст, называющийся "Повествование о Хатха-Йоге", который йоги называют "древний трактат" и "редкий манускрипт". Он объясняет цель йоги так. Вроде бы, каждый человек до своего рождения прожил миллионы жизней в телах животных. И вот, живя в теле того или иного животного, душа, якобы, выполняет либо не выполняет заповеди жизни этого животного. И всё, что не выполнила душа в теле животного, как будто бы, передаётся в тело человека, как загрязнения или семена болезней. Это называется словом "карма". Йога сжигает карму. Этим, а совсем не физическими упражнениями, объясняется ожидаемый оздоровительный эффект. Практика йоги имеет восемь ступеней. Первые четыре называют хатха-йогой. Это: самоограничение, посвящение себя духовным практикам, объединение ума и тела (вот для этого и используют различные позы) и контролирование дыхания. Это низшие ступени. Они считаются бессмысленными без высших четырёх, называющихся раджа-йогой. В них входят: отвлечение чувств, сосредоточенность ума, медитация, и, наконец, "осознание своей истинной природы". Как видим, физические и дыхательные упражнения в этом ряду не просто второстепенны, но вообще выглядят незначительными. И вот главное! Цель всего этого - исчезновение идеи собственной индивидуальности и слияние сознания с "космическим абсолютом".

Как всё это можно прокомментировать? Идея о переселении души явно противоречит Священному Писанию, в котором сказано: "человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27). Человек (и только человек) сотворён Богом по Его образу и подобию. Нельзя унижать образ Божий верой в то, что душа человека может переселиться в животное и обратно. Да и как можно согласиться с идеей "сжигания кармы"?! Мы знаем, что существуют в мире грехи. Прощение грехов человек получает в покаянии. За наши грехи на Кресте пострадал и умер Спаситель Господь Иисус Христос. Именно Его Смерть и делает возможным очищение от греха. Если бы было возможно отработать "карму" путём перерождений или каких-то практик, то не нужно было бы для спасения мира воплощаться и умирать на Кресте Сыну Божьему. Поэтому, верящий в "карму" и перерождение - не верит во Христа, а верящий во Христа не может верить в "карму" и перерождение. Далее. Личность каждого человека драгоценна в глазах Божиих. И смысл духовной жизни - не "слияние" или "растворение", а возвращение к Богу и вечное общение с Ним.

Почему инструкторы на этом не настаивают?

Йога является сложной и серьёзной духовной системой. На мой взгляд, довольно зловещей системой. Почему же чаще всего приходиться слышать только об упражнениях, оздоровлении, равновесии, присутствующих в йоге. Есть люди, которые уверены, что нет ничего неуместного в том, чтобы христианин поправил свой позвоночник или разработал суставы в зале йоги. Зачем, мол, вникать в эту мистику, просто позанимайся - и будь здоров! Не хочешь, говорят, быть язычником, так и не будь. Верь, говорят, во что хочешь, только будь добрым и хорошим, как и учит йога, и можешь заниматься. Даже есть, говорят, можно всё, а не только варёные растения и коровье молоко. Я долго не мог понять, почему делается вид, будто самое основное в йоге - её духовная сторона, не так уж и важна. Потом выяснилось, что в йоге есть два принципа. Это принцип совершенства и принцип энергии. Принцип совершенства состоит в том, что любое упражнение, как бы оно ни было сделано, самим фактом его выполнения, становится сделанным совершенно.

Принцип энергии формулируется йогами так: "подобно тому, как шарик в воронке всегда скатывается в горлышко, если он брошен в неё, подобно этому, когда мы приблизительно делаем то или иное упражнение в йоге, мы возбуждаем энергию, а энергия действует на тело таким образом, что изгибает (трансформирует) тело нужным для йоги образом". Таким образом, нельзя просто "попробовать" йогу. Нельзя быть наполовину йогом. Шива знал, чему учил. Стоит только сделать одно движение, и начинается путь к смерти (то есть к освобождению от) индивидуальности и к растворению сознания в космосе. Компромисса нет. Или ты йог, или не йог.

Не знаю кого как, но меня эта информация разочаровывает. Как было бы хорошо, если бы йога оказалась мудрой наукой о гармонии! Учением о равновесии души и здоровье тела! Но при всём уважении к мнению других, я берусь утверждать, что йога - языческая оккультная религия. Польза от неё для её последователей очень и очень сомнительна, а вред очевиден. Это - риск погубить душу, изменив Христу.

Во времена мучеников, в первые века христианства, избежать смерти за веру было, в принципе, не трудно. Например, при императоре Траяне, в начале II века, если человека обвиняли в христианстве, и обвинение было доказано, то в суде любой мог получить прощение. Для этого нужно было просто совершить возлияние или курение перед изображением императора. Как мы понимаем, после этого можно было быть свободным и верить во что угодно. Но тысячи и тысячи христиан шли на смерть по тому, что знали, что это простое действие, жертвоприношение идолу, означает отречение от Христа. Они не хотели иметь ничего общего с ложными богами, которые есть бесы. Так как компромисса нет. Или со Христом, или нет.

Подготовил:

Виталий Юренко , протоиерей

руководитель Миссионерского отдела Бердянской епархии

Русской Православной Церкви

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния . В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т.п. Впервые встречается в «Ригведе» - древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

Йога существует настолько давно, что мы не знаем имена тех людей, кто развивал это учение в древности. Это вероятно также связано с тем фактом, что на Востоке, где йога сохранилась наиболее хорошо, считалось нескромным привлекать внимание к своей личности. Древние мудрецы считали, что они только озвучивают то учение, которое они черпают из Высших Сфер Вселенной. До нас дошли имена менее поздних последователей йоги, таких как: Патанджали.

Патанджали - основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н.э. . Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры.

Некоторые исследователи отождествляют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного «Магабхашья». Полагают, что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба, в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pal = падать, anjali - ладонь).

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»

Согласно мифам, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV - Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций .

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

Есть в Индии замечательный город под названием Майсур. Назван этот город в честь демона (асура) по имени Махишасура («буйвол-демон»). Нет-нет, в этом городе не поклоняются демонам. В этом городе чтут воинственную индуистскую богиню Дургу, которая демона-буйвола победила.

Легенда гласит, что однажды король демонов Рамбха воспылал извращенной страстью к буйволице и покрыл ее. А через некоторое время буйволица родила Махишасуру.

Демон-буйвол долгие годы занимался самоистязанием - практиковал «ведическую» аскезу - тапас. По-видимому, загипнотизированный столь значительными аскетическими подвигами верховный бог Брахма даровал Махишасуре страшный дар - убить демона отныне смогла бы только женщина. Помните, как у Толкиена? «Меня не убить смертному мужу!»

Вооруженный этим страшным даром, Махишасура начал войну против богов и почти победил их, но потом пришла десятирукая Дурга, вооруженная до зубов и восседающая на тигре, и убила Махишасуру:

Одна из основных достопримечательностей индийского города Майсур - Майсурский дворец. Вглядитесь в его архитектуру. Это древнее и величественное здание, построенное, по-видимому, давным-давно, возможно, еще в седой ведической древности.

На самом деле, нет. Майсурский дворец - это типичный новодел. Строился дворец с 1897 по 1912 год, а его архитектура является весьма эклектичной и сочетает в себе индуистские, мусульманские и готические элементы.

Но при чем тут город Махиши-демона и Майсурский дворец? Давайте разбираться.

Если спросить любителя йоги о том, откуда йога взялась, мы чаще всего услышим что-то вроде «йога - это индийская народная оздоровительная гимнастика, все индусы выполняют те или иные йогические асаны».

Люди, которые считают себя более продвинутыми знатоками вед, индийской культуры, индуизма или йоги расскажут вам о том, что йога - это одна из шести даршан (течений) индийской философии, что первым учителем йоги был Патанджали - автор Йога-сутры, который выделил в йоге восемь ступеней (так называемая аштанга-йога). При этом ваш продвинутый визави может объяснить вам, что первые две ступени йоги касаются нравственного облика человека (яма и нияма), а вот третья и четвертая ступени как раз и составляют телесную йогу, которая у индусов именуется хатха-йогой, ну а ступени с пятой по восьмую составляют йогу ума - раджа-йогу («царская йога»).

Кстати, именно такую версию мы находим в советском фильме «Индийские йоги - кто они?» который сбил с пути истинного приобщил к йоге многих советских людей (отметим, что термин «раджа-йогу» в фильме заменили словами «дисциплина ума» ибо негоже советскому человеку преклоняться перед раджами - угнетателями и эксплуататорами простых индусов). Примерно со второй минуты этого фильма индолог, доктор философских наук, профессор Василий Васильевич Бродов объясняет, как называются ступени йоги.

Бродов говорит, между прочим, и о том, что йога аккумулирует в себе 4000 летний опыт индийского народа! И это, как минимум, странное заявление, ведь Йога-сутра Патанджали, в которой, собственно, и описываются 8 ступеней йоги, была написана даже если взять самую оптимистичную в плане древности датировку (а ведь есть ученые, которые считают, что Йога-сутра написана не ранее III-IV веках нашей эры) лишь в V веке до н.э. Да, сумма 500 +2000 ну никак не равняется 4000. Впрочем, такое голословное «удревнение» йоги сегодня не редкость. Любители эзотерики, оккультизма, альтернативной медицины и всяческих исконно-народных средств обожают все удревнять, искренне веря, по-видимому, что «древнее» означает «истинное» или «многократно проверенное».

Еще более продвинутые адепты, возможно, раскроют вам таинственное значение слова хатха-йога. Они вам скажут, что ха-тха-йога, обозначает объединение (йога) солнца (ха) и луны (тха). При этом нельзя не отметить, что очень смешно бывает наблюдать за йогами, когда задаешь им такой вопрос «но ведь солнце на санскрите называется «сурья» (слово «сурья» как обозначение солнца и в йоге используется, в частности, тут приходит на ум последовательность асан под названием «сурья-намаскар» (приветствие солнцу)), откуда же взялось слово «ха»?»

Но оставим на время эти попытки описать предрассудки и заблуждения о постуральной или телесной йоге, бытующие в массовом сознании. Давайте проследим подлинную историю всех этих асан и пранаям.

И вот в попытке выяснить, откуда современные фитнес-инструкторы по йоге и йогические гуру черпают свои познания об асанах и пранаямах, мы рано или поздно выйдем всего на нескольких человек (конечно, нужно понимать, что огромное количество адептов йоги учились по книжкам, фильмам или вообще на основе самиздата еще в советские времена).
Вот эти несколько человек:


  • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (пожалуй, это самый известный в России крупный йогический гуру);

  • Паттабхи Джойс;

  • Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон);

  • А.Г. Мохан.

Но куда двигаться дальше? Кто обучил йоге этих людей? Кто был гуру этих гуру? Откуда они черпают свои познания о человеческом организме, о характере воздействия различных асан и пранаям? Может быть, каждый из них являлся представителем самостоятельной линии передачи йогических секретов, которая тянется из седой ведической древности?

Нет. Все эти люди обучались йоге у одного и того же человека. Его звали Тирумалай Кришнамачарья. Вот он:

Жил Тирумалай Кришнамачарья долго: родился в 1888 году, а умер аж в 1989. Впрочем, вполне возможно, что он сам или же его адепты и последователи специально приписали ему более раннюю дату рождения. В те времена и в тех краях даты рождения не фиксировались столь точно, как в современных европейских странах. Подобные подмены, кстати, совершали и другие гуру из области оздоровления и долголетия, например, всем известный Поль Брэгг. Но даже если Кришнамачарья на самом деле прожил 101 год, это никак не доказывает эффективность йоги: выборка маловата, нерепрезентативна.

Рассвет деятельности Тирумалая пришелся на тот период его жизни, когда он проживал в городе Майсур. Школа йоги (йога-шала) Кришнамачарьи располагалась именно в Майсурском дворце.

Но откуда же Тирумалай Кришнамачарья черпал свои познания о йоге?

Попытавшись это выяснить, мы находим следующих его «учителей».

Прежде всего, мы находим утверждения о том, что первым учителем Кришнамачарьи был его отец. Мне это утверждение кажется сомнительным, поскольку отец Тирумалая умер, когда мальчику было всего лишь десять лет отроду. Конечно, можно допустить, что Кришнамачарья был вундеркиндом и уже с довольно раннего возраста мог впитывать йогические познания и множество тонкостей асан и пранаям. Но, скорее всего, ребенок вряд ли может стать йогическим гуру. К тому же тогда возникает вопрос о том, кто научил йоге отца Кришнамачарьи.

Но самый главный аргумент против того, что учителем Кришнамачарьи был его отец, заключается в том, что в различных источниках мы находим описания и других учителей Кришнамачарьи. Зачем их описывать, если Тирумалай получил семейное посвящение? Затем, что его отец не успел передать ему все тонкости? Сомнительная ситуация, согласитесь.

Также в сети можно найти сообщения о том, что секреты йоги Тирумалай получил в видении. В 16 лет Тирумалаю якобы во сне явился вайшнавский святой по имени Натхамуни и повелел отправиться в один тамильский город. Приехав туда, Тирумалай якобы впал в транс и увидел трех старцев, которые поведали ему давно утерянный йогический манускрипт под названием «Йога-рахасья».

Согласитесь, подобная версия получения Тирумалаем йогического посвящения является, мягко говоря, фантастической.

Еще один предполагаемый учитель Тирумалая - загадочный гималайский йогический гуру по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который якобы обучал йоге в своей пещере, расположенной в священной горе Кайласе. Стоит ли говорить, что документальных подтверждений существования этого йога не существует. И возникает резонный вопрос о том, зачем Тирумалай придумал эту историю. Впрочем, возможно, эту историю придумали ученики Кришнамачарьи, чтобы повысить авторитет своего учителя.

Проанализировав все эти версии преемственности Тирумалая, я прихожу к выводу, что йогу - как набор асан и пранаям, которые нужно практиковать для достижения здоровья и долголетия, Тирумалай просто выдумал. Действительно, проследить линию преемственности йогических познаний дальше Тирумалая Кришнамачарьи не удается.

Таким образом, в случае современной йоги речь не идет о какой-то проверенной тысячелетиями практике, а лишь о похожем на нечто традиционное новоделе. И это еще один аспект, который сближает йогу и Майсурский дворец.

Поясню, на всякий случай, еще раз, что стремление йогов и прочих любителей эзотерики, оккультизма и секретных техник достижения долголетия удревнить их методы ошибочно. Древность практики не доказывает эффективности этой практики. Тысячи лет люди считали, что Солнце вращается вокруг земли, что тяжелые предметы падают быстрее легких, несколько веков врачи считали, что кровопускание помогает. Так что проблема избавления от заблуждений, отсева неэффективных методов - это проблема не долготы проверки, а качества проверки.

Необходимо отметить, что Тирумалай Кришнамачарья был бедным человеком. Он всячески старался справиться с бедностью, а на жизнь зарабатывал с помощью аюрведы (это индийская народная медицина, к четырем Ведам она не относится), т.е. был чем-то вроде наших народных целителей а-ля Малахов, вот только практиковал в Индии. По-видимому, именно Тирумалаю первому в индийской истории пришла в голову идея объявить йогические асаны и пранаямы не средством достижения самадхи, освобождения, а оздоровительным средством. Идея эта позднее пленит множество людей, особенно, на Западе, деньги на йогических гуру польются рекой, но Тирумалай этого уже не увидит.

— Но как же так! — Возразит какой-нибудь экзальтированный адепт йоги. — Почему вы молчите о по-настоящему древних трактатах, в которых описаны йогические асаны?! Почему не упоминаете о Хатха-йога прадипике, о Гхеранда-самхите, о Шива-самхите?

Что тут скажешь? Этим «древним» трактатам (Хатха-йога прадипика написана в XV веке, два других - в XVII веке) будет посвящена отдельная статья.



  • Разделы сайта