История возникновения и развития айкидо. Айкидо. История развития

Айкидо это японское боевое искусство является одним из самых гармоничных и высокодуховных. Им восхищаются много людей по всему миру и пытаются научиться как можно лучше вникнуть в суть техники исполнения каждого движения.Ведь в айкидо главным считается не физическая сила, а духовная.

История возникновения

Дословный перевод названия АЙКИДО гласит следующее – «АЙ» означает «гармония»; «КИ» - сила, дух; «ДО» - путь. Если все собрать вместе получится следующее выражение, означающее максимально приближенное к тому, чему же можно научиться пройдя весь путь айкидо – « путь обретения гармонии или силы духа».

Основателем айкидо был японец Морихей Уесиба(яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй, 14 декабря 1883 года - 26 апреля 1969 года). Для этого человека айкидо стало смыслом всей его жизни, который он так долго искал и постигал с годами практики и упорных тренировок.

Все началось с того, что юный и тогда еще никому неизвестный Морихей начал активно изучать различные виды боевых искусств и техник по ведению боя, практикуемых как в Японии так и в Китае. С успехом достигая все новых и новых вершин он не получал главного – успокоения души. Философия и религия оомото-кё активно помогали ему в этом. Вскоре, пройдя длинный и тяжелый путь постижения техники боевых искусств и душевной гармонии Морихей понял что создал нечто новое, то что сочетает в себе не только физическое совершенство, но и духовное умиротворение.

Первая школа по изучению боевого искусства айкидо была открыта мастером Уесиба в 1925 году. учеников было немного и не каждый мог постигнуть тот путь, который был достигнут Морихей. Всех, кто приходил учиться этому по-настоящему философскому единоборству учитель наставлял так: «боритесь со своим сознанием и вы постигнете не только науку силы, но и единение со Вселенной.» Вплоть до окончания второй мировой войны учитель не желал раскрывать все тайны и великую мощь сущности айкидо, и преподавал только в семейном кругу.

Мир узнал о Айкидо лишь тогда, когда сын учителя Морихей Уесиба издал книгу, в которой изложил всю суть этого неповторимого и очень непредсказуемого вида боевых искусств. Затем вместе с отцом, они отправились в путешествие по миру, чтобы познакомить с этим замечательным боевым искусством айкидо всех кто ищет гармонию. В 1948 году открылась ассоциация айкидо – Айкикай. В ней активно принимает участие сын знаменитого учителя (О Сенсея) Киссемару Уесиба, он продолжает дело, которое постиг вместе с отцом, сохраняет истоки и все ценности культуры айкидо.

Что такое айкидо

В своем понимании айкидо означает путь подготовки абсолютно любого не только по телосложению человека но и полу, расе, возрасту и др.

Айкидо является одним из тех единоборств, которые ставят целью не нападение, а самозащиту, применение приемов лишь в целях отражения атаки.

С философской точки зрения вся система айкидо строится по методу осознания определенных принципов, которые проповедует учитель. Среди таких значатся следующие:

  1. Благодари Вселенную за подаренную тебе жизнь;
  2. Неси благодарность всем тем, кто жил до нас и сохранял все обычаи, ценности и традиции;
  3. Благодари всех тех, кто активно развивает и поддерживает окружающий нас мир;
  4. Будь благодарен всему живому что есть на земле за пищу и воду.

Тех пришел постигать искусство айкидо учат также и нравственным понятиям:

  • Никогда не останавливайся и не прекращай учиться и ты постигнешь мудрость.
  • Учитесь любить. Без любви ничто не способно жить и процветать.
  • Будь милостив к ближнему своему, проявляй сочувствие и тебе воздастся за труды твои.
  • Уважая отношения в семье, к окружающим тебя людям, ты начнешь понимать культуру айкидо.
  • Будь храбрым. Это правило касается силы воли, решительности.

Айкидо призывает быть честным, учиться добиваться поставленных целей.

Техника ведения боя

Если человек овладел техникой боя айкидо, он способен справится с абсолютно любым противником: будто высокий, низкий или большой по весу человек.

Среди приемов в этом боевом искусстве нет связок атакующих техник. Здесь присутствуют лишь, те что отражают любое нападение на человека.

По первым признакам атакующего, мастер айкидо способен отразить любую атаку и почувствовать какие приемы будет использовать противник.

Принцип отражения любой атаки в айкидо – направить всю силу и мощь нападающего на самого себя. Это сделать довольно легко при условии, что мастер прошел весь курс по подготовке и самосовершенствованию.

Любое отражение атаки действует по следующему принципу:

  1. Найти центр организма (хара) и сконцентрировать всю энергию в нем. «Хара» с японского означает живот.
  2. Распространить всю силу или энергию (ки).
  3. Научиться контролировать себя.
  4. Все действия должны быть сферичными.

Большинство приемов и действий имеет округлую или сферическую форму. При встрече любой атаки в айкидо существуют несколько отражающих элементов, среди них «ирими» - движение навстречу противнику, и «тэнкан» - круговой уход с атаки.

Одежда, необходимая для тренировок довольно простая и не отличается от некоторых других единоборств. В основной перечень любого ученика входит: куртка (она может называться «кэйкога», «ки», или «дога»), брюки, пояс (в зависимости от достижения определенных результатов цвет может отличаться, пояс в айкидо называют «оби»), сандалии («дзори»).

Оружие

В боевом искусстве айкидо возможно применение некоторого вида оружия. К такому оружию относится:

Деревянный меч, оптимальная длина любого тренирующегося должна быть от пола до пояса. Называется такой меч «боккэн».

Деревянный шест («дзё»), длина варьируется в зависимости от школы преподавания. Среднее значение длины шеста – около 130 см.

Специальный изготавливаемый лишь мастерами этого искусства и имеющие определенную лицензию на его применение короткий меч – «танто».

Это лишь одни из основных видов орудия, применимых в технике айкидо. Существует также много дополнительных видов орудия, применимых для техники айкидо.

Ранги

Вся система рангов подразделяется на ученические и мастерские степени. Ученики в различных школах могут достигать от 6 до 1 «кю» (степень мастерства ученика). В детских школах система немного разнится. Мастера же посредством сдачи экзамена могут добиваться от 1 до 10 «данов».

Высшими считаются степени выше восьмого. Самые высшие категории оценки мастерства присуждались только ученикам великого учителя Уешибы Морихея. Стоит отметить также что каждая ученическая степень («кю»), сопровождается цветовым поясом для одежды.

Так для европейских школ последовательность цветов следующая:

1 кю – коричневый пояс

2 кю – синий пояс

3 кю – зеленый пояс

4 кю – оранжевый пояс

5 кю – желтый пояс

6 кю – белый пояс

В японских же школах первые две степени награждаются только коричневыми поясами, остальные – белыми.

Стили айкидо

В заключении стоит отметить, сколько бы направлений не имело это искусство, начинающий заниматься им должен знать и помнить истинное предназначение Айкидо - непричинение зла всему живому.

Случалось ли Вам когда-нибудь ощутить странную, необъяснимую пустоту в жизни? Словно бы в ней не хватает некоего главного компонента, способного объяснить смысл и основу существования? Вы критически рассматриваете свою жизнь с ее успехами и материальным благополучием, с достойным уровнем комфорта и вечно спешащим потоком событий… Что-то не так, но ведь, кажется, всё, как положено… Пустота, как прореха в новом костюме, выглядит непонятной и абсурдной.

Вышеописанное состояние вполне объясняет интерес современного человека к духовным практикам востока. В частности к японскому искусству айкидо, появившемуся сравнительно недавно (в 20-х гг. XX в.), хотя ранее оно уже было известным под разными названиями. Буквальный перевод этого слова таков:"до " — путь, ведущий принцип, "ай " — гармония, "ки " — универсальная энергия вселенной (в кит. Ци ) — т.е. путь, ведущий к гармонии посредством универсальной энергии Ки.

Основателем айкидо является Морихэй Уэсиба известный также как О-Сэнсэй ("Великий учитель"), который на основе направлений традиционного дзю-дзюцу , кэн-дзюцу , а также искусства каллиграфии сформировал свою систему боевого искусства, в противовес традиционному бу-дзюцу . Айкидо соединило в себе лучшие методы развития духа и техники физического самосовершенствования, при этом особое влияние на систему айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения .

Практикующие айкидо говорят, что оно выражает сущность японской культуры и помогает человеку открывать Ки — основу духа, скрытую от нас значимостью нашей собственной личности ("Я") эго.

Сам мастер Уэсиба говорил так: "На основе Будо я тщательно тренировал свое тело и овладевал его внутренними секретами, но я также понял великую истину. То есть, когда я на основе Будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и объединяющую их Ки и далее достичь гармонии со всеми проявлениями объектов вселенной. На основе тонкой работы Ки мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа Ки расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной — хаос… ".

Основной принцип айкидо хорошо известен даже тем, кто о нем почти ничего не знает, — обращай силу противника против него самого . Другим принципом является слияние с сознанием противника до такой степени, что собственная личность должна раствориться. Настоящий Мастер айкидо чувствует мысли противника (становясь и ими тоже) и способен предвидеть любые его действия, как свои. Разум и тело едины и движимы силой духа, который подчинен законам Вселенной, который и есть проявление всей Вселенной. Вы не можете проиграть, когда Вашими действиями руководит невозмутимый в своем покое дух, а не мысли определенной личности. Бой выигран еще до начала поединка. При этом айкидо является одной из немногих практик боевого искусства, следующих принципу ахимсы — непричинение вреда.

В основу метода положены техники расширения сознания посредством медитативных практик , а также особая система физических упражнений, помогающая оттачивать мастерство айкидо с присущей самой природе текучестью и мягкостью движений . Все техники айкидо так или иначе имеют круговую траекторию. Воин подобен потоку текущей воды — все действия закончено прекрасны и плавны, словно вытекают одно из другого.

Универсальность принципов айкидо безгранична : усвоив их однажды, Вы начнете распространять их на всю свою жизнь, будь то общение с разными людьми, ведение бизнеса и в целом, образ жизни.

В заключении хочется привести описание сатори (прозрения, пробуждение), которое дал Морихей Уесиба: "Я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золото. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и понял Бога, Творца этой прекрасной Вселенной. В тот момент я получил Просветление и понял: источник будо — это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам. С тех пор я чувствую, что вся Земля — мой дом, луна и звезды — мое личное достояние. Я освободился от всех желаний — не только от желания положения, славы и богатства, но и от желания быть сильным. Я понял: будо заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо — в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе. Я понял: тренироваться в будо — значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в Природе, и впитывать, и использовать эту любовь своим сознанием и телом…"

В буквальном переводе с японского "айкидо" означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и, по традиции, считается одним из видов "будо" (Путь боевых искусств). Однако, в том виде, в котором айкидо существует и практикуется в настоящее время во всем мире, оно представляет собой систему физического, духовного и нравственного совершенствования личности. Айкидо отличается от других, рожденных в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, ярко выраженным оборонительным характером, отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей. А также глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О"Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей. Его общественная деятельность вызывала зависть политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ёроки. Увиденное в раннем детстве насилие оставило глубокий след в сознании Морихэя и желание разделаться с обидчиками отца стало главным побудительным мотивом его стремления к физическому совершенствованию.

В отрочестве Уэсиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро. бывших его наставниками. По настоянию отца он занимается плаванием и сумо; в это время начинает проявляться его интерес к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин "Уэсиба Сокай". Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава. а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетия Морихэй выглядит совершенно иначе. Его тело покрывает броня мускулов и, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см.), он значительно сильнее многих. Однако, чисто физическое совершенство не удовлетворяет его и Уэсиба отправляется в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу; полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В этот период Уэсиба отдает много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность приносит ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей. Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всем, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь искусно и энергично управлялся с тяжелой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников.

В 1903 году отношения между Россией и Японией серьезно осложнились, и Уэсиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэсибы в период боевых действий были высоко оценены командованием, и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэсиба получает предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказывается от продолжения военной карьеры.

Возвратившись в Танабэ. он с головой погружается в общественную жизнь округа, что, однако, не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо, под руководством имевшего тогда третий дан Киечи Макаги, где он сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает совершенствоваться в Ягю-Рю у Накаи. с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница; он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его "Король Cиротаки".

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который согласился обучать его искусству и, спустя некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив все свое имущество учителю Такэда, отправляется на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ живет Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы вылечить отца, Уэсиба решает посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит неизгладимое впечатление на Уэсибу. Он проделает свой путь на родину, но, прибыв в Танабэ, к своему глубокому огорчению узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая свое бессилие перед неумолимой смертью, Уэсиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, Уэсиба, в конце концов, принимает решение стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т. ч. изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. Именно года ему нанес визит один морской офицер - эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности. Эта способность предвидеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение, и ему открылась сущность будо. Он не мог двинуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебетание птиц и почувствовал способность проникнуть даже в замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонно принять все сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию нас самих и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, известность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ все чаще посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Он постоянно получает приглашения продемонстрировать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Вместе с тем, постоянного Додзе он в ту пору еще не имеет и вынужден арендовать залы в различных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стало посещение школы Уэсибы основателем дзюдо профессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: "Вот мой идеал будо",- и вскоре направил несколько своих лучших учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года завершилось строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших в школе Уэсибы учеников - учидэши - не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи с трудом выдерживали тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как "Адское Додзе" в Ушигомэ".

Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большинство талантливых учеников Уэсибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому претит мысль об использовании будо в милитаристских целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится "Святыня Айки" и посвящает себя занятиям будо и земледелию. Тренировки в токийском Центре ведет его сын Кисшомару - нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название "айкидо" начинает использоваться официально.

Окончание войны и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо, продлившийся около двух лет. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою деятельность и получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа). Начинается период возрождения и бурного распространения айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс интернационализации айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году создается Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Япония) свыше миллиона человек.

УЭСИБА Кисшомару, АЙКИДО Ходзанся, Токио, 1985 г. ТИССЬЕ Кристиан, АЙКИДО. Основной курс, т.1 СЕДИРЕП, Болонья, 1982 г.

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

Первое упоминание об айкибудо относится к 712 г. В древнейшем японском памятнике "Книга старинных вещей" одна из легенд рассказывает о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств Кашимой и Катори. Сын Накаты вызвал богов на рукопашный бой ("тэгои") и потерпел поражение. Едва он дотронулся до руки Кашимы, как его руки и оружие превратились в лед, после этого некая сила подбросила его вверх, и он замертво упал на землю. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе "айки" и "айки-ин-ё", что послужило основанием для зарождения такого известного вида единоборств, как "дайто рю айки дзю-дзюцу", который, в свою очередь, стал промежуточным этапом развития айкибудо.

История айкидо

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы "дайто рю айки дзю-дзюцу", был Минамоту Ёсимицу. Его имя неотрывно связано с историей становления айкибудо. Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так впервые была отработана техника "кансецу" (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои заслуги Ёсимицу получил титул князя и поместье. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Он явился первым представителем знаменитого рода Такеда. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом, являлись достоянием рода и развивались его потомками вплоть до начала XX века, до последнего представителя рода - Такеды Сокаку.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи (1883-1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. В 1931 г. учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени и описание приемов боевого искусства "дайто рю айки дзю-дзюцу".

Великому Уэсибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства - "айкидо", которое основывалось на учении Такеды Сокаку "дайто рю айки дзю-дзюцу". Он разработал философскую основу этого учения, придав ей форму "Сокровенного Знания". Техника приемов нового учения очень сильно отличалась от школы Такеда. В 1932 г. Уэсиба открывает свою школу, целиком отдаваясь задаче расширения базиса "айкидзюцу". Он стремится через занятия установить непосредственную связь с природой, совершенствовать себя и тем самым улучшать общество. Его влияние на учеников оказалось достаточно сильным, а идеи стали популярны среди широкой части японского общества. Вскоре линия Сокаку, традиционная или консервативная часть, стала сильно уступать по популярности новому прогрессивному направлению. "Айкидо" Уэсибы существенно отличается от традиционного направления "айки дзю-дзюцу" Сокаку в задачах, технике и методах занятий, потому Уэсиба и считается настоящим основателем айкидо.

Сегодня айкидо - это современная система самозащиты (в том числе и от вооруженного человека), использующая энергию нападающего, а также развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе.

Одежда для айкидо

Требование носить определенную форму одежды на занятиях айкидо - важный аспект тренировок.

Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками (кроме инструктора), отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. "Доги" (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, т.к. в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

  • Собираясь из дома на тренировку, аккуратно уложите свою форму в сумку, так чтобы она не помялась.
  • В зал следует входить только в специальной форме. Это может быть специальная одежда для занятий айкидо - "доги" или при ее отсутствии - спортивные брюки и футболка.
  • Вы должны иметь сменные тапочки для передвижения по помещениям вне татами.
  • Одежду для занятий необходимо стирать не реже одного раза в неделю.
  • Одежда для занятий должна быть чистой и отглаженной, иметь хороший вид и запах. Не культурно посещать занятия в грязной, мятой и дурно пахнущей одежде с дырами и прорехами.
  • Одежда для занятий не должна использоваться для других целей.
  • Нельзя одевать под куртку (кроме женщин) футболки (футболка у женщин должна быть белой и желательно без рисунка на ней).
  • Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины.
  • Нельзя входить в зал с незавязанным поясом на "доги" или неодетым полностью.


  • Разделы сайта